3 года Рукоделье Севера Жгилева 4 часа

Пояснительная записка.
На базе ФДОД «Дом детского творчества» работает творческая мастерская
«Фантазия», обучение в которой осуществляется по нескольким программам:
- «Радуга творчества» (7-11 лет)
- «Рукоделье Севера» (7-14 лет)
Все программы объединены одним направлением – декоративноприкладное творчество из различных материалов и в различных техниках
(шитье, вышивка, работа с бисером, вязание, витражная роспись, ткачество),
знакомство с традициями Севера.
Программа «Рукоделье Севера» имеет художественную направленность.
Программа направлена на создание условий для развития личности
ребенка, его интеллектуального и духовного развития, совершенствование
мелкой моторики рук. Занятия в объединении позволяют детям удовлетворить
свои познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение
осуществлять совместную деятельность в процессе усвоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукоделье Севера» разработана в соответствии со следующими
нормативно
– правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный

центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
Методические
рекомендации
Федерального
государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28),
Уставом учреждения.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и
спецификой работы учреждения.
Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям
современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение
проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и
развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности –
нравственно-эстетическое воспитание.
- Возрастными психологическими особенностями младшего школьника.
Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его
успешного освоения, необходимо, с одной стороны, интенсивное развитие
психических познавательных процессов, зрительно-моторной координации,
мелких мышц кистей рук, с другой стороны, следует обеспечить детям
психологическую разгрузку. Переключение ребенка с уроков на занятия
художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей,
оказывает
значительное
психотерапевтическое
воздействие:
уходят
тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство
защищенности. Уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Анализ детского и родительского спроса на дополнительные
образовательные услуги в данном виде деятельности показал, что интерес
только растет и спрос на обучение декоративно-прикладному творчеству не
ослабевает.
На основании результатов анализа образовательной деятельности
учреждения за прошедшие годы был сделан вывод о необходимости
увеличения количества обучающихся по данной программе.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного

образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы».
Целью данной программы является развитие творческих способностей
детей младшего и среднего школьного возраста посредством декоративноприкладного творчества различной направленности.
Задачи программы:
Обучающие:

познакомить детей с историей, основными понятиями и техниками
декоративно-прикладного творчества (ткачество, северная вышивка, народная
кукла);

обучить различным приемам работы с тканью, нитками;

обучить умению читать схемы;

научить ткать разными способами;
 научить вышивать северные вышивки;
 обучить умению читать схемы, выполнять работу по схеме,
изготавливать изделия по собственному эскизу.
Развивающие:

развивать внимание, память, логическое мышление и
воображение;

развивать мелкую моторику рук и глазомер;

развивать художественный вкус и индивидуальные творческие
способности.
Воспитательные:

воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые
навыки;

воспитывать ответственность, усидчивость, аккуратность, умение
работать в коллективе.

формировать традиционные духовно-нравственные и семейные
ценности;

воспитывать уважение к художественной культуре народов России
и Русского Севера, мировому искусству, культурному наследию, творчеству
народных мастеров;

воспитывать восприимчивость к разным видам искусства,
ориентацию на творческое самовыражение, реализацию своих творческих
способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье,
общественном пространстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения;
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Целевые ориентиры воспитания детей по программе «Радуга творчества»:
- воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов
России;
развитие восприимчивости к разным видам искусства;
развитие интереса к истории искусства, достижениям и биографиям
мастеров;
формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия
в концертах, выставках и т. п.;
формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
развитие ответственности;
формирование опыта представления в работах российских
традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного
наследия народов России;
формирование опыта художественного творчества как социально
значимой деятельности.
Отличительная
особенность
программы
«Рукоделье
Севера»
заключается в том, что она имеет стартовый уровень. В процессе обучения по
программе дети знакомятся с инструментами и материалами, их свойствами и
возможностями, учатся приемам работы в различных техниках и направлениях
декоративно-прикладного творчества, научаться ткать на ткацком станке.
Уникальность данной программы заключается в том, что
обучающимся предлагается комплексный подход в ходе изучения ремесел. Во
время освоения ткачества, изготовления народной куклы и т.п. учащийся узнает
историю культуры Русского Севера, зарождения и бытования ремесла, основы
построения композиции, приобщается к обрядам и обычаям, знакомится с
мастерами декоративно-прикладного творчества, формирует гражданские
качества. Основное содержание программы составляют практические работы,
которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического
материала. Теоретический материал раскрывается в форме беседы с опорой на

ранее полученные знания учащихся, в форме просмотра видеофильма,
презентаций, встречи с мастером по определенному виду творчества.
Практические занятия проводятся с использованием схем, образцов, таблиц и
др. Программой предусмотрены встречи с мастерами по определенным видам
прикладного творчества, экскурсии в музеи, выставки декоративноприкладного творчества, что позволяет глубже осваивать изучаемый материал
и популяризировать знания по этнокультуре.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Рукоделье Севера» обусловлена расширением
возможностей обучающихся по реализации творческих способностей в
декоративно – прикладном творчестве.
Для реализации образовательной программы разработан, изготовлен и
применяется дидактический материал, учитывающий возрастные особенности
детей.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы».
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы практическая
и творческая часть программы преобладала над теоретической.
Это способствует более успешному освоению программы и закреплению
пройденного материала.
Особенностью данной программы является то, что она разбита на
тематические блоки, изучение которых дает возможность каждому ребенку
попробовать свои силы в разных видах декоративно – прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Тематические блоки программы расположены в определенной системе: от
более простых к более сложным, каждый блок программы имеет свою
логическую структуру.
В течение трех лет обучения по программе обучающиеся должны
познакомиться и освоить технологии изготовления изделий из ткани, народной
куклы, с северной вышивкой, ткачеством.
В конце обучения для обучающихся объединения заканчивается выставкой
лучших работ или оформлением персональных альбомов с подборкой лучших
работ и индивидуальных портфолио обучающегося.
Методы обучения
Репродуктивный – Основополагающий метод обучения в первый год
обучения программы. Применяется в практической работе. Практическая
работа может быть, как индивидуальной (каждый ребенок должен сделать свою
поделку), так и коллективной (в процессе подготовки и выполнения

коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанности) или
групповой (каждая группа выполняет определенное задание).
Объяснительно–иллюстративный
–
Предполагает
объяснение
теоретического
материала
с
применением
различного
наглядного
дидактического материала.
Поисковый (творческий) – Применяется при выполнении обучающимися
творческих заданий. Данный метод целесообразен при высоком уровне
освоении программы, когда обучающийся применяет в своей творческой
деятельности не только усвоенные знания, но и свои оригинальные идеи и задумки.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа «Рукоделье Севера» адресована учащимся в возрасте от 7 до 14
лет. В объединение принимаются все желающие с 7 лет без специального
отбора. Главным условием приема в коллектив является повышенный интерес и
желание заниматься декоративно – прикладным творчеством.
В возрасте 7 -14 лет формируется навык самостоятельности. Ведущим
видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя.
Дети способны под руководством взрослого определять цель задания,
планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело
до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и
воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при
выполнении работ.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 12 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной
состав групп.
Программа занятий рассчитана на детей младшего и среднего школьного
возраста от 7 до 14 лет. Программа построена с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 3года обучения. Общее количество часов
каждый год составляет 136 часов.
Дополнительная образовательная программа «Рукоделье
Севера»
разделена на разделы, которые изучаются последовательно:
I раздел «Ниточная страна» Аппликация из ниток, Изонить (нитяная
графика), Игрушки из ниток
II раздел «Лоскутный город» Клеевая аппликация из ткани, Объемная
аппликация из ткани
III раздел «Башня принцессы Иголочки» Народные куклы Русского
Севера и РФ
IV раздел «Дворец бисера» Бисероплетение, Техника параллельного

низания– плоскостные композиции. Различные техники плетения
V раздел. «Челночок» Ткачество аксессуаров в различных техниках
«витой шнур», «на ключах», «дерганю», «на «дощечках» ткачество на
лентоткацком и ткацком станках
VI
раздел «Радужный витраж» Витражная живопись плоских и
объемных изделий.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут (1
академический час) с перерывом между занятиями 10 минут.
Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе
реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и практический
материал.
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих
технологий. Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности на
рабочем месте и поведению в здании и на территории учреждения. Занятия
проводятся при постоянной смене деятельности, проводятся физкультминутки.
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с
инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление
новых знаний.
Физкультминутка.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально. III этап.
Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
На занятиях применяются следующие формы работы:
Практико – теоретические (Беседы, лекции, экскурсии).
Теоретический материал выдается вначале каждого двухчасового занятия,
продолжительностью не более 15 мин в виде беседы или лекции с
демонстрацией наглядного дидактического материала.
Практическая ( Практическое задание).
Выполнение практического задания, используя приобретенные знания на
практике.
Проектная (Творческое задание)
Предусматривает работу по персональным проектам. Участие
обучающихся в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Индивидуальная/Коллективная (Выставки)
В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется
индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения
итогов по каждому разделу программы и по окончании освоения
программы проводятся
персональные/коллективные
выставки
работ
обучающихся.
Ожидаемые результаты и форма их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Рукоделье Севера» в результате освоения содержания программы
Обучающиеся должны
Знать:

Название и предназначение инструментов, технику безопасности
при работе;

Виды, свойства и возможности различных материалов (нитки,
ткань).
 Особенности
составления
композиции, формообразования и
цветоведения.

Основные приемы работы с нитками, тканью.

Технику работы на ткацком станке

Условные обозначения изготовления изделий, изучаемых в
программе;
Уметь:

Правильно пользоваться материалами и инструментами.

Соблюдать правила поведения на занятии. Правила техники
безопасности при работе с острыми предметами, клеем.

Применять различные приемы работы с различными материалами;

Составлять композиции из различных материалов.

Уметь работать с технологической картой, схемами и шаблонами.
 Создавать изделия, пользуясь схемами и
технологическими
картами.
 Пользоваться
необходимыми инструментами иприспособлениями;
 Технически правильно изготавливать
традиционные изделия
несложных форм;

Изготавливать народную куклу.

Вышивать традиционные северные вышивки.

Ткать пояса в разных техниках.

Ткать на ткацком станке несложные изделия.
Диагностика результатов обучения по программе проводится 3 раза за
период обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года,

промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года (раздела/модуля),
итоговая диагностика - в конце обучения по программе. При поступлении в
объединение новых обучающихся на второй или третий год обучения с ними
проводится входная диагностика в индивидуальном порядке.
Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале. Входная
диагностика:
1 балл
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.
• Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении
задания)
• Или/и затрудняется в применении простых приемов работы,
доступных данному возрасту.
2 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.
• Обладает навыками правильного использования
инструментов/материалов начальной степени.
• Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном
возрасте. 3 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.
• Обладает
навыками
правильного
и
быстрого
использования инструментов/материалов.
Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в
данном возрасте.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Аттестация
обучающихся
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально
оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень
развития способностей и личностных качеств ребенка в соответствии с
прогнозируемым результатом.
Контроль в обучении осуществляется в виде предварительного (входного),
текущего и итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии
с целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной
информации выявляется готовность к усвоению материала по программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос,
тестирование, творческое задание. На протяжении процесса обучения
отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам
выполнения практических заданий по каждой теме, способность
самостоятельно выполнять практическое задание. Работы воспитанников

оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и
эстетической стороне выполнения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде
тестирования и отчетной выставки.
Цель итогового контроля – выявление результатов обучения, определение
качества приобретенных знаний и умение применять их на практике.
В ходе реализации отчетной выставки происходит стимулирование
творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания
родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ
каждого обучающегося.
Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого
ребенка по следующим критериям:

Качество выполнения

Соответствие работы возрасту ребенка

Оригинальность идеи
Оценочные материалы.
Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных
материалов:
Критерии оценки художественно – творческой деятельности
Показатели
Организация
рабочего места

6 - 10 баллов
1 – 5 баллов
0 баллов
Рационально
Допущены
Организация
организовано рабочеенедостатки,
нерабочего места не
место,
полностьюполностью соблюдаетсоблюдается,
не
соблюдаются
правилаТ.Б.
соблюдаются правила
правила Т.Б.2,0
1,0
Т. Б.
0,0
Самостоятельно
Проявляет
Работы
Работы
стьв работе
самостоятельность ввыполнены
выполнены
в
выполнении работы самостоятельно или с основном с помощью
2,,0
небольшой
педагога
помощьюпедагога1,0
0,0
Уровень
Вносит
Вносит
Полностью
творческогорешения изменения в изделия внезначительные
копирует работы
соответствии со
изменения
0,0
стилем. Работы
1,0
оригинальны 2,0
Уровень
Работы
Работы почти
Работы не
завершенности завершены
завершены1,0
завершены0,0
2,0
Качество
Высокое
Среднее
Низкое
выполнения
2,0
1,0
0,0
изделий

Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в
объединении «Творческая мастерская «Фантазия» (Приложение 1).

Воспитательная деятельность.
I.
Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации о традициях декортивно-прикладного творчества
Русского Севера является источником формирования у детей сферы интересов,
этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень
важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену
необходимой информации.
Практические занятия обучающихся в процессе выполнения
коллективных работ, подготовки к выставкам и фестивалям способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует
формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии,
укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной
деятельности.
Итоговые мероприятия: итоговые выставки по окончанию учебного года
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание

детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
II.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для
достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в
учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:
- педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
- оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые
внешние эксперты и др.) (оценивается умение применять имеющиеся знания
норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество, личностные результаты освоения программы и
личностные качества каждого ребёнка, результаты социокультурного опыта);
- отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей,
анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми,
самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.).
Оценочные средства и Календарный план воспитательной деятельности
находятся в приложениях к Программе. (Приложение 2)

Учебный план1 год обучения
№

Наименование тем

1. Вводное занятие
I раздел.«Ниточная страна»
2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и
гигиены.
3. Аппликация из ниток
4. Изонить (нитяная графика)
5. Игрушки из ниток
II раздел. «Лоскутный город»
6. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
7. Клеевая аппликация из ткани
8. Объемная аппликация из ткани
III раздел. «Башня принцессы Иголочки»
9. Из истории шитья и вышивания. Шов вперед иголку.
10. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ.
11. Народные куклы Русского Севера и РФ
IV раздел. «Дворец бисера».
12. Бисероплетение. История развития и бытования ремесла.
13. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, приемы низания, термины.
14. Техника параллельного низания– плоскостные композиции. Различные
техники плетения.
V раздел. «Челночок».
15. Ткачество. История развития и бытования ремесла.
16. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, термины.
17. Ткачество поясов «витой шнур», «на ключах», «дерганю», «надощечках»
VI раздел. «Радужный витраж».
18. История витражной живописи. Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материалы.
19. Витражная живопись плоских и объемных изделий.
Общие темы
20. Экскурсии, работа в библиотеках, музеях
21. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах.
22. Встречи с мастерами декоративно—прикладного творчества
23. Выполнение итоговой работы
24. Итоговое занятие
Итого:

Всего
часов
2
18
2
4
8
4
10
2
4
4
20
2
2
16
20
2
2
16
20
2
2
16
16
2
14
12
4
4
4
16
2
136 ч.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.

Наименование тем
Вводное занятие, входной контроль

теория практика
2

всего
2

Формы
контроля

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.

I раздел.«Ниточная страна»
Оборудование, инструменты,
2
приспособления. Правила ТБ, санитарии
и гигиены.
Аппликация из ниток
1
3
Изонить (нитяная графика)
1
7
Игрушки из ниток
1
3
II раздел. «Лоскутный город»
Оборудование, инструменты,
2
приспособления. Правила ТБ.
Клеевая аппликация из ткани
1
3
Объемная аппликация из ткани
4

III раздел. «Башня принцессы Иголочки»
Из истории шитья и вышивания. Шов
1
1
вперед иголку.
10. Оборудование, инструменты,
2
приспособления, правила ТБ.
11. Народные куклы Русского Севера и РФ
5
11
9.

12.
13.

14.

15.
16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.
23.

IV раздел. «Дворец бисера».
Бисероплетение. История развития и
2
бытования ремесла.
Оборудование, инструменты,
2
приспособления. Правила ТБ. Материал,
его свойства, приемы низания, термины.
Техника параллельного низания–
1
19
плоскостные композиции. Различные
техники плетения.
V раздел. «Челночок».
Ткачество. История развития и бытования
2
ремесла.
Оборудование, инструменты,
1
1
приспособления. Правила ТБ. Материал,
его свойства, термины.
Ткачество поясов «витой шнур», «на
1
15
ключах», «дерганю», «на «дощечках»
VI раздел. «Радужный витраж».
История витражной живописи.
1
1
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы.
Витражная живопись плоских и
1
13
объемных изделий.
Общие темы
Экскурсии, работа в библиотеках,
2
2
фондах.
Участие в выставках, ярмарках,
4
конкурсах.
Встречи с мастерами декоративно—
2
2
прикладного творчества
Выполнение итоговой работы
16

24. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

2
35

101

2

4
8
4

2
4
4

опрос

итоговая
работа
опрос
итоговая
работа

2

анкетирование

2

опрос

16

итоговая
работа

2

анкетирование

2

опрос

20

итоговая
работа

2

анкетирование

2

16

итоговая
работа

2

опрос

14

итоговая
работа

4

тест

4
4

анкетирование

16

итоговая
работа

2
136

Содержание учебного плана программы
1 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (2 часа).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий.
Требования к учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы – «Ниточная страна»
Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила
ТБ, санитарии и гигиены. (2 часа).
Оборудование: шкафы для хранения материалов, столы, стулья.
Материалы: нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы.
Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами.
Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации
рабочего места.
Тема № 3. Аппликация из ниток. Теория (1 час)
Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы,
психологическое воздействие цвета на человека.
Практика (3). Изготовление панно в технике - аппликации из
ниток Тема № 4. Изонить (нитяная графика)
Теория (1 час) Правила пользования иглами, виды швов,
техникаизонить.
Практика (7 часов) Изготовление панно в технике – изонить.
Тема № 5. Игрушки из ниток.
Теория (1 час) Виды игрушек из ниток.
Практика (3 часа) Виды узлов. Изготовление игрушек из ниток.
Раздел образовательной программы – «Лоскутный город»
Тема № 6. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила
ТБ, санитарии и гигиены. (2 часа).
Материалы: ткань, нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы,
иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими
предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об
организации рабочего места.
Тема № 7. Клеевая аппликация из ткани
Теория (1 час) История лоскутного искусства. Цветовой круг,
характерные цветосочетания, цветовые системы. Виды тканей. Правила
выполнения лоскутных аппликаций.
Практика (4 часа) Изготовление панно в технике – клеевая
аппликации из ткани.
Тема № 8. Объемная аппликация из ткани
Практика (3 часа) Изготовление панно в технике – объемная
аппликации из ткани.
Раздел образовательной программы - «Башня принцессы
Иголочки».
Тема № 9. Беседа «Из истории шитья и вышивания».
Теория (1 час) История шитья и вышивания на Руси и в мире.
Виды вышивок, виды швов.

Практика (1 час)Шов «вперед иголку».
Тема №10. Оборудование, инструменты, приспособления, правила
ТБ. (2 часа)
Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила
ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами.
Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации
рабочего места.
Тема № 11. Народные куклы «Бабочка»; «Отдарок за подарок»,
«Подорожница», «Куватки», «Пеленашки», «Мартинички», «День и
ночь»,
«Ангел»
Теория (5 часов) Техники изготовления народных
кукол. Практика (11 часов)Изготовление народных
кукол.
Раздел образовательной программы - «Дворец бисера».
Тема № 12 Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. (2
часа).
Изучение истории зарождения бисероплетения на Руси через народный
костюм. Классификация техник бисероплетения: параллельного
низания, сетчатого плетения, мозаичного плетения, кирпичный стежок,
комбинированное плетение.
Тема №13. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила
ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины (2 часа).
Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала.
Виды бисера: круглый бисер, стеклярус, бусины, рубка, пайетки.
Термины, используемые в бисероплетении. Подготовка рабочего места,
правила ТБ.
Тема № 14. Техника параллельного низания (22 часа).
Теория (1 час). Знакомство с техникой параллельного низания,
понятиями низка, рабочий, свободный конец нити, прямое и обратное
направление низания, с техниками удлинения и закрепления нити в
процессе работы.
Практика (21 час).Плетение изделий в технике параллельного
низания. Оформление плоскостных композиций на тему растительный и
подводный мир.
Раздел образовательной программы – «Челночок».
Тема №15. Ткачество. История развития и бытования ремесла.
Теория (2 часа) Тема № 16. Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины.
Элементы ткацкого стана (2 часа).
Тема №17. Ткачество аксессуаров в разных техниках: «Витой шнур»,
«На ключах», «Дерганю», «На «дощечках»
Теория (1 час).Знакомство с техникой ткачества, понятиями.
Практика (15 часов) Плетение изделий в техниках: «витой шнур»,
«На ключах», «Дерганю», «На «дощечках».
Раздел образовательной программы – «Радужный витраж».
Тема №18. (2 часа) История витражной живописи.

Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы.
Ткачество. История развития и бытования ремесла.
Тема №19. Теория (1 час). Приёмы и техники витражной живописи.
Практика (13 часов) Расписывание плоских и объемных изделий в
технике витражная живопись
Общие темы.
Тема № 20. Экскурсии, работа в библиотеках, фондах (4 часов).
Теория (2 часа). Лекции искусствоведов и хранителей фондов с
целью более глубокого изучения памятников декоративно-прикладного
творчества, а так же традиционных особенностей видов ремесел,
изучаемых в студии.
Практика (2 часов). Работа с каталогами, журналами.
Конспектирование, зарисовка эскизов.
Тема № 21.Участие в выставках, ярмарках, конкурсах (4 часов).
Практика (4 часов). Подготовка работ к выставкам, конкурсам.
Оформление выставок в объединении, в ДДТ и др.
Тема № 22. Встречи с мастерами ДПИ (4 часов).
Теория (2 часа). Рассказ мастеров о секретах ремесла,
демонстрация изделий. Необходимые сведения конспектируются
учащимися,
Практика (2 часа). Проводятся мастер-классы по видам программы.
Тема № 23. Выполнение итоговой работы (16 часов).
Практика (16 часов).
Выполнение итоговых работ один из видов творчества: народная
кукла, бисероплетение, ткачество. Тестирование по изучаемым видам
декоративно-прикладного творчества.
Тема № 24. Итоговое занятие (2 часа).
Подведение итогов за год. Оформление выставки в творческой
мастерской. Выдача сертификатов. Итоговый контроль.

Учебный план2 год обучения
№

Наименование тем

1. Вводное занятие
I раздел. «Башня принцессы Иголочки»
2. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления, правила ТБ.
3. Народные куклы России и Русского Севера
4. Виды вышивок Русского Севера
II раздел. «Челночок»
5. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, термины.
Элементы ткацкого стана. Правилазаправки ткацкого стана
6. Ткачество аксессуаров и поясов в различных техниках
7. Ткачество на ткацком станке
Общие темы
8. Экскурсии, работа в библиотеках, фондах.
9. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, фестивалях, научнопрактических конференциях
10. Творческие экспедиции, встречи с мастерами декоративно—
прикладного творчества
11. Выполнение итоговой работы
12. Итоговое занятие
Итого:

Всего
часов
2
42
2
12
28
48
4

14
30
12
6
2
4
30
2
136 ч.

Учебно-тематический
план
2 год обучения
№
1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.

8.

Наименование тем

теория практика

всего

формы
контроля

Вводное занятие

2
2
I раздел. «Башня принцессы Иголочки»
Оборудование, инструменты,
2
2
материалы, приспособления, правила
ТБ.
Народные куклы: «Зернушка», «Отда2
10
12
рок за подарок», «На счастье» и др.
Виды вышивок Русского Севера
4
24
28
II раздел. «Челночок».
Оборудование, инструменты,
2
2
приспособления. Правила ТБ.
Материал, его свойства, термины.
Элементы ткацкого стана. Правила
заправки ткацкого стана
Ткачество аксессуаров и поясов в
2
12
различных техниках
Ткачество на ткацком станке
2
28
Общие темы
Экскурсии, работа в библиотеках,
4
фондах.

2

опрос
итоговая
работа
итоговая
работа

4

опрос

14

итоговая
работа
итоговая
работа

30

6

анкетирование

Участие в выставках, ярмарках,
конкурсах, фестивалях, научнопрактических конференциях
10. Творческие экспедиции, встречи с
мастерами декоративно—
прикладного творчества
11. Выполнение итоговой работы
9.

12. Итоговое занятие.
Итого:

2

2
24

2

2

2

4

тест

30

30

итоговая
работа

112

2
136

Содержание учебного плана программы
2 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (2 часа).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий.
Требования к учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы - «Башня принцессы
Иголочки» (42ч)
Тема №2. Оборудование, инструменты, приспособления, правила
ТБ. (2
часа)
Материалы: ткань, нитки, мочало, зола, деревянные
палки.
Инструменты: ножницы, иглы, кусачки, гвозди молоток. Правила
ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Правила
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 3. Народные куклы: «Зернушка», «Отдарок за подарок»,
«Куклына курьих ножках», «На «счастье» и др. (12 часов)
Теория (2 часа) Техники изготовления народных кукол.
Практика (10 часов) Изготовление народных кукол с элементами
вышивок.
Тема № 4. Виды вышивок: тамбурный шов, «золотное шитье»,
мережка (28 часов)
Теория (4 часа) История
применения и развития данного
ремесла. Материалы, инструменты, ТБ. Техники выполнения вышивок,
термины,
способыоформления вышитого изделия, цветовые сочетания.
Практика (24 часов) Выполнение аксессуаров в техниках по
выбору.
Раздел образовательной программы – «Челночок» (48ч)
Тема № 5. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила
ТБ. Материал, его свойства, термины. Элементы ткацкого стана.
Правила заправки ткацкого стана (4 часа).
Тема № 6. Ткачество аксессуаров и поясов: (14 часов)
Теория (1 час). Знакомство с техникой ткачества, понятиями.

Практика (13 часов) Плетение аксессуаров и поясов в
различных техниках: «На «чурочке», летноткацком станке.
Тема № 7. Ткачество на ткацком станке (30 часа)
Теория (2 часа)
Знакомство с техникой ткачества на станке, понятиями,
элементами ткацкого стана. Правила заправки ткацкого стана
Практика (28 часа)
Изготовление изделия на ткацком станке: салфетка.
Общие темы (12ч)
Тема № 9. Экскурсии, работа в библиотеках, фондах (6 часов).
Теория (2 часа).
Для углубленного изучения традиционных особенностей
ткачества, предусмотрены посещения выставок, музеев, фондов. Для
изучения современных тенденций учащиеся знакомятся с современной
литературой, посещают выставки современного творчества.
Практика (4 часа).
Выполнение эскизов, копирование и описание изделий,
структурный анализ изделий.
Тема № 10.Участие в выставках, ярмарках, конкурсах (2 часов).
Практика (2 часов). Практическая подготовка к выставкам,
конкурсам.
Тема № 11. Встречи с мастерами декоративно-прикладного
творчества (4 часов).
Теория (2 часа).
С целью постижения технологических приемов ремесла,
характерных особенностей изделий, секретов мастерства организуются
встречи с народными мастерами, творческие экспедиции.
Практика (2 часа).
Мастер-классы, зарисовка эскизов изделий, сбор материалов.
Тема № 18. Выполнение итоговой работы (30 часов).
Теория
Практика (30 часов).
Выполнение итоговых работ один из видов творчества:
вышивка, ткачество, народная кукла.
Тестирование
по изучаемым видам декоративноприкладного творчества.
Тема № 19. Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов за год.
Оформление выставки в творческой мастерской. Выдача сертификатов.
Итоговый контроль.

Учебный план
3 год обучения
№

Наименование тем

Всего
часов
2
44
2
20

1. Вводное занятие
I раздел. «Башня принцессы Иголочки»
2. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления, правилаТБ.
3. Народные
куклы
Архангельской области:
«Красноборская»,«Устьянская», «Шенкурская», «Пинежская» и др.
4. Виды вышивки Русского Севера
22
II раздел. «Челночок»
48
инструменты, приспособления. Правила ТБ.
5. Оборудование,
2
Материал,его свойства, термины. Элементы ткацкого станка
6. Ткачество поясов «на «дощечках», «на бёрдышке» (заправочный)
16
7. Ткачество на ткацком станке: дорожка
12
8. Ткачество на ткацком станке: салфетка с узором
18
Общие темы
10
9. Экскурсии, работа в библиотеках, фондах.
4
10. Участие
2
в
выставках,
ярмарках, конкурсах.
11. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества
4
12. Выполнение итоговой работы
30
13. Итоговое занятие
2
Итого: 136 ч.

Учебно-тематический план
3 год обучения
№

Наименование тем

1.

Вводное занятие

2.

3.

4.

5.

6.
7.

теория практика всего

2
I раздел. «Башня принцессы Иголочки»
Оборудование,
инструменты,
2
материалы, приспособления, правила
ТБ.
Народные
куклы
Архангельской
2
18
области: «Красноборская», «Устьянская», «Шенкурская», «Пинежская» и
др.
Виды вышивки Русского Севера
2
20
II раздел. «Челночок»
Оборудование,
инструменты,
2
приспособления. Правила ТБ. Материал,
его свойства, термины. Элементы
ткацкого стана
Ткачество поясов «на «дощечках», «на
2
бердышке» (заправочный)
Ткачество на ткацком станке: дорожка
2

формы
контроля

2
2

опрос

20

итоговая
работа

22

итоговая
работа

2

опрос

14

16

10

12

итоговая
работа
итоговая
работа

2
Ткачество на ткацком станке: салфетка с
узором
Общие темы
9. Экскурсии, работа в библиотеках,
2
фондах.
10. Участие
в
выставках,
ярмарках,
2
конкурсах.
11. Встречи с мастерами декоративно—
2
прикладного творчества
12. Выполнение итоговой работы
4
8.

13. Итоговое занятие
Итого:

2
28

16

18

итоговая
работа

2

4

анкетирование

2
2

4

тест

26

30

итоговая
работа

108

2
136

Содержание учебного плана программы
3 год бучения
Тема № 1. Вводное занятие. (2 часа).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к
учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы - «Башня принцессы
Иголочки» (44ч)
Тема №2. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. (2
часа)
Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ
при работе с острыми колющими и режущими предметами. Правила
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 3. Народные куклы Архангельской области: «Красноборская»,
«Устьянская», «Шенкурская», «Вилегодская», «Пинежская»и др.
Теория (5 часов) Техники изготовления народных кукол.
Практика (20час) Изготовление народных кукол.
Тема № 4. Вышивки Русского Севера.
Теория (3 часа) Оборудование, инструменты, приспособления. Правила
ТБ. Материал, его свойства, термины.
Практика (18 часов) Выполнение вышивок в различных техниках,
характерных для разных районов Поморья, выполнение изделий с вышивкой.
Раздел образовательной программы – «Челночок» (48ч)
Тема № 5. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Материал, его свойства, термины. Элементы ткацкого стана (2 часа).
Тема № 6. Ткачество аксессуаров в различных техниках ткачества: «На
«дощечках», «На бёрдышке» (заправочный)
Теория (2 часа).
Знакомство с техникой ткачества, понятиями.
Практика (14 часов)
Плетение изделий в техниках: «На «дощечках», «На бердышке»
(заправочный)
Тема № 7. Ткачество на настольном ткацком станке (14 часов)
Теория (2 часа)

Знакомство с техникой ткачества на станке, понятиями, элементами
ткацкого стана.
Практика (12 часов)
Изготовление изделия на настольном ткацком станке: дорожка.
Тема № 8. Ткачество на ткацком станке (18 часов)
Теория (2 часа)
Знакомство с техникой узорного ткачества на станке
Практика (18 часов)
Изготовление изделия на ткацком станке: салфетка с узором.
Общие темы (10ч)
Тема № 9. Экскурсии, работа в библиотеках, фондах (4часов).
Теория (2 часа).
Для углубленного изучения традиционных особенностей ткачества,
предусмотрены посещения выставок, музеев, фондов. Для изучения
современных тенденций учащиеся знакомятся с современной литературой,
посещают выставки современного творчества.
Практика (2 часов).
Выполнение эскизов, копирование и описание изделий, структурный
анализ изделий.
Тема № 10.Участие в выставках, ярмарках, конкурсах (4 часов).
Практика (2 часов). Практическая подготовка к выставкам, конкурсам.
Тема № 11. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества
(4 часов).
Теория (2 часа).
С целью постижения технологических приемов ремесла, характерных
особенностей изделий, секретов мастерства организуются встречи с
народными мастерами, творческие экспедиции.
Практика (2 часа).
Мастер-классы, зарисовка эскизов изделий, сбор материалов.
Тема № 18. Выполнение итоговой работы (30 часов).
Выполнение итоговых работ один из видов творчества: вышивка,
ткачество, народная кукла.
Тестирование
по изучаемым видам декоративно-прикладного
творчества.
Тема № 19. Итоговое занятие (2 часа).
Подведение итогов за год. Оформление выставки в творческой
мастерской. Выдача сертификатов. Итоговый контроль.

Календарный учебный график
1 год обучения
месяц
сентябрь

число

форма
занятия

практика

кол- тема занятия
во
часов
2
Вводное занятие.
Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД. Режим работы.
Входной контроль
2
«Ниточная страна» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии
и гигиены.
4
Аппликация из ниток Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы,
психологическое воздействие цвета на человека.
8
Изготовление панно в технике - аппликации из ниток

теория

1

практика

7

Изонить (нитяная графика)
Правила пользования иглами, виды швов, техника изонить.
Изготовление панно в технике – изонить.

теория
практика

1
3

Игрушки из ниток Виды игрушек из ниток.
Виды узлов. Изготовление игрушек из ниток.

экскурсия

теория
теория

2
2
1

практика

3

Экскурсия на выставку
«Лоскутный город» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Клеевая аппликация из ткани
История лоскутного искусства. Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые
системы. Виды тканей. Правила выполнения лоскутных аппликаций.
Изготовление панно в технике – клеевая аппликации из ткани.

теория
практика

1
3

Объемная аппликация из ткани
Изготовление панно в технике – объемная аппликации из ткани.

теория

1

практика

1

«Башня принцессы Иголочки»
История шитья и вышивания на Руси и в мире. Виды вышивок, виды швов.
Шов «вперед иголку».

теория

2

теория

теория
практика

октябрь

ноябрь

Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ.
Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми
колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены.
Сведения об организации рабочего места.

форма
контроля
анкетирование

опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
опрос
опрос

Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
опрос

теория

5

экскурсия

практика

2
11

теория

1

теория

2

теория

2

экскурсия

практика

2
21

теория

4

практика

16

Встреча с
мастером

6

теория

2

Март,
апрель

практика

14

Апрель,
май
май

практика

май

декабрь

Январь,
февраль

Февраль,
март
март

Народные куклы «Бабочка»; «Отдарок за подарок», «Подорожница», «Куватки», опрос
«Пеленашки», «Мартинички», «День и ночь», «Ангел». Техники изготовления народных
кукол.
Экскурсия в библиотеку
Практическая
Изготовление народных кукол.
работа

«Дворец бисера».Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. Изучение
истории зарождения бисероплетения на Руси через народный костюм. Классификация
техник бисероплетения: параллельного низания, сетчатого плетения, мозаичного плетения,
кирпичный стежок, комбинированное плетение.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы
низания, термины
Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала. Виды бисера: круглый
бисер, стеклярус, бусины, рубка, пайетки. Термины, используемые в бисероплетении.
Подготовка рабочего места, правила ТБ.
Экскурсия в музей
Плетение изделий в технике параллельного низания. Оформление плоскостных композиций
на тему растительный и подводный мир.
«Челночок».
Ткачество. История развития и бытования ремесла.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства,
термины. Элементы ткацкого стана
Знакомство с техникой ткачества, понятиями.
Плетение изделий в техниках: «витой шнур», «На ключах», «Дерганю», «На «дощечках»
Встреча с мастером, мастер-класс

опрос

опрос

16

«Радужный витраж». История витражной живописи.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы. История развития
и бытования ремесла.
Витражная живопись плоских и объемных изделий. Приёмы и техники витражной
живописи.
Расписывание плоских и объемных изделий в технике витражная живопись
Выполнение итоговой работы

практика

6

Оформление работ, выставка

Практическая
работа

теория

2

Итоговое занятие Подведение итогов за год. Итоговый контроль.

опрос

Практическая
работа
опрос

Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

2 год обучения
месяц

практика

к-во тема занятия
часов
2
Вводное занятие. Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД.
Режим работы. Входной контроль
«Башня принцессы Иголочки» Оборудование, инструменты, приспособления, правила
2
ТБ. Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с
острыми колющими и режущими предметами. Правила санитарии и гигиены. Сведения об
организации рабочего места.
2
Народные куклы: «Зернушка», «Отдарок за подарок», «Куклы на курьих ножках», «На
«счастье» и др.Техники изготовления народных кукол.
10
Изготовление народных кукол.

октябрь

теория

4

Октябрь,
ноябрь

практика

24

теория

4

теория
практика

1
2
13

Раздел
образовательной программы – «Челночок»Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Элементы ткацкого стана
Знакомство с техникой ткачества, понятиями.
Экскурсия на выставку
Плетение аксессуаров и пояса в различных техниках.

январь
Январь,
февраль
март

теория
практика

2
32

Знакомство с техникой ткачества на станке, понятиями, элементами ткацкого стана.
Изготовление изделия на ткацком станке: салфетка.

экскурсия
Встреча с
мастером

2
4

Экскурсия в библиотеку
Встреча с мастером, мастер-класс

опрос

Март,
апрель
май
май

практика

30

Выполнение итоговой работы

Практическая
работа

Экскурсия

2
6
2

Экскурсия в музей
Оформление работ, выставка
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Итоговый контроль.

опрос

сентябрь

число

форма
занятия
теория
теория

Теория

декабрь

экскурсия

практика

теория

форма
контроля
анкетирование
опрос

Практическая
работа
Практическая
работа
опрос

Виды вышивок. История применения и развития данного ремесла. Материалы,
инструменты, ТБ. Техники выполнения вышивок, термины, способы оформления вышитого
изделия, цветовые сочетания.
Практическая
Выполнение аксессуаров в техниках по выбору по старинным образцам.
работа
опрос
опрос
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа

3 год обучения
месяц

практика

к-во
тема занятия
часов
2
Вводное занятие. Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД.
Режим работы. Входной контроль
2
«Башня принцессы Иголочки» Оборудование, инструменты, приспособления, правила
ТБ. Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с
острыми колющими и режущими предметами. Правила санитарии и гигиены. Сведения об
организации рабочего места.
5
Народные куклы Архангельской области: «Красноборская», «Устьянская», «Шенкурская»,
«Вилегодская», «Пинежская» и др. Техники изготовления народных кукол.
21
Изготовление народных кукол.

теория

3

ноябрь

практика

19

декабрь

теория

2

теория

2

экскурсия

сентябрь

число

форма
занятия
теория
теория

Теория

Сентябрь,
октябрь

форма
контроля
анкетирование
опрос

Практическая
работа
Практическая
работа

Вышивки Русского Севера. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Материал, его свойства, термины.
Выполнение вышивок в различных техниках, характерных для разных районов Поморья,
выполнение изделий с вышивкой.
Раздел образовательной программы – «Челночок». Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Элементы ткацкого стана
Ткачество поясов: «На «дощечках», «На бёрдышке» (заправочный) Знакомство с техникой
ткачества, понятиями.
Экскурсия на выставку
Плетение изделий в техниках: «На «дощечках», «На бердышке» (заправочный

опрос
Практическая
работа
опрос
опрос

декабрь

практика

2
14

январь

теория
практика

2
12

Знакомство с техникой ткачества на станке, понятиями, элементами ткацкого стана.
Изготовление изделия на ткацком станке: дорожка.

опрос
Практическая
работа

теория
практика

1
18

Знакомство с техникой узорного ткачества на станке
Изготовление изделия на ткацком станке: салфетка с узором.

опрос
Практическая
работа

март

экскурсия
Встреча с
мастером

2
4

Экскурсия в библиотеку
Встреча с мастером, мастер-класс

опрос

Март,
апрель
май
май

практика

30

Выполнение итоговой работы

Практическая
работа

Экскурсия

2
4
2

Экскурсия в музей
Оформление работ, выставка
Итоговое занятие Подведение итогов за год. Итоговый контроль.

опрос

февраль

практика

теория

Практическая
работа

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна
разработка индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации имеется:
1. Учебный кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4.
3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
2. Стол учебный, стулья со спинками.
3. Шкафы, полки для хранения документации, методической литературы,
пособий, материалов и инструментов.
4. Стенды, магнитная доска.
5. Лентоткацкие станки, настольные ткацкие, ткацкие станки (5шт.),
приобретенные в деревнях («Возраст»: с 1898г. и «моложе»)
6. Инструменты и приспособления: Бёрдышки, линейки, карандаши,
ножницы, резаки, шило, проволока, леска, иголки, скрепки, гуашь, темперные
и акриловые краски, аэрозольные краски, рамочки, клей, кисти
художественные, кисти для клея, пяльца разных размеров, в т.ч.
прямоугольные деревянные, иглы для вышивания и шитья
7. Материалы: нитки различной фактуры для вышивки, вязания, ткань,
канва, бисер, декоративные бусины и камни, стразы, кружево, ленты, тесьма,
мочало, береста.
8. Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Учебно-методическое обеспечение
 Образовательная программа «Рукоделье Севера».
 План учебно-воспитательной работы на учебные года.
 Журнал учета работы детского объединения.
 Образцы изделий различных видов творчества.
 Работы учащихся предыдущих лет обучения.
 Плакат « Правила ТБ», информационный о кружке.

 Фотографии, ксерокопии, экспедиционный материал, видеосюжеты,
презентации.
 Методическая литература: книги, журналы, материалы по видам
творчества, изучаемых в программе, пособия и литература, помогающая
осваивать программу.
 Накопительные папки для каждого вида творчества: папки со
схемами, технологическими картами, ксерокопиями с литературных
источников, таблицы, шаблоны, раздаточный материал
 Альбомы и каталоги изделий и выставок. Фотоснимки с выставок
декоративно-прикладного творчества. Лучшие рефераты учащихся,
исследовательские работы, материалы научно-практических конференций.
 Сценарии массовых мероприятий.
 Планы занятий, карточки с зачетными вопросами, кроссворды.
 Инструкционно-технологические карты по темам.
 Папка статей «Не для красного словца, а для доброго дела» - газетные
вырезки об объединении.
 Накопительные папки для грамот, благодарностей, сертификатов
объединения.
 Портфолио учащихся, педагога.
 Технические средства обучения: компьютер, фотоаппарат.
Список информационных ресурсов
Для педагога
1. Баландина Г.М. Рукоделие. Берегиня: опыт мастеров. – М.: Асцендент,

1993. – 234с.
2. Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. - Архангельск: ОАО
«ИПП «Правда Севера», 2006 – 411 с.
3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие
для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1999. 208 с.
4. Дайн Г.Л. и М.Б.Русская Тряпичная кукла. – М.:Культура и
традиции,2008 –120 с.
5. Качаева М.В. Сокровища русского орнамента. – М.: Белые альвы, 2008
(2 части)
6. Марьина Ю. Коллажи и панно.- М: Ниола 21-й век, 2006. - 96 с.
7.Народные промыслы и ремесла Республики Коми: традиция и
современность. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 248 с
8. Журнал «Ручная работа», М: ЗАО «Вкусная жизнь», 2006, 2007, 2008.
9. Журнал «Народное творчество», М: Московская правда, 2005, 2006,
2007, 2008.
10. Орлова Л. Куклы и люди. – К.:ИД «Стилос», 2011. – 176с.
11.Смолева Г.Н. Ткачество: от азбуки до творчества методическое
пособие. Выпуск 2. – Сыктывкар, 2007. – 84 с.
12. Соколова В.А. Ткачество на дощечках. – Viktory, 2021. – 189 с.

2010

13. Сысоева Т.А. Кукольный календарь. Каргополь:Дом на Пятницкой,

14.Ткани и одежда Поморья: каталог. – Архангельск: Правда Севера,
2000 – 280 с.
15. Харди С. Коврики своими руками. – М.:Мир книги. 2004. -160 с.
Литература для учащихся и родителей:
1. Ерёмина Т.И. Рукоделие. М: Просвещение, 1990. 87 с.
2. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с.
2. Сысоева Т.А. Кукольный календарь. Каргополь:Дом на Пятницкой,
2010
4. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль:
Академия развития, 1999. 144 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Интернет-ресурсы
Декоративно-прикладное искусство — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство
Декоративно-прикладное
искусство
Россия,
Russia
russia.rin.ru/guide/3/5.html
Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы,
живопись.. www.artly.ru
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла.
Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
Декоративно-прикладное
искусство
www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
Декоративно-прикладное
искусство
www.velim.ru/2112-1Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
Сборник мастер-классов «Куклы Архангельской области» (ДШНР г.
Архангельска)
«Ткачество на Виледи» (интернет-сборник ДШИ № 28, с. Ильинско –
Подомское Архангельской обл.)

Приложение 1
Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в объединении «Творческая мастерская
«Фантазия»
по программе «Рукоделье Севера»
1 год обучения
Ф.И.О

I раздел
II раздел
III раздел
IV раздел
«Ниточная «Лоскутный «Башня
«Дворец
страна»
город»
принцессы бисера»
Иголочки»

Vраздел
VI раздел
«Челночок» «Радужный
витраж»

2 и 3 года обучения
Ф.И.О

I раздел «Башня
принцессы Иголочки»

II раздел
«Челночок»

Приложение 2
Воспитательная деятельность
Оценочные средства
Показатели
1.Усвоениедетьми
норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Воспитательный компонент
Соответствие
знаний
Высокий уровень:
принятым в 
обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на
обществе
духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей
правилам,
РФ,
традициям.

имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном
наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях
народов России,

имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,

имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в
основных трудовых (профессиональных) сферах,
Средний уровень:
•
обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в
обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского
общества, народностей РФ,
•
имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и
культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях,
религиях народов России,
•
не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,
•
имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей,
знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер,
Низкий уровень:

обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе,
основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества,
народностей РФ,

очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России,
традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России,
не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения
правил личной и общественной безопасности,

Методы
диагностики
Педагогическое
наблюдение,
беседы с детьми,
анкетирование,
самообследование


не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных
трудовых (профессиональных) сферах,

имеет отрывочные знания правил поведения в природной среде и по
отношению к животному миру,

имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира,
достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и
техники в жизни российского общества
2. Формирование
и
развитие
личностного
отношения детей
к этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:

обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в
соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет духовнонравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество,

уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно
относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и
религиозным признакам, терроризму и т.д,

гордится историческим и культурным наследием народов России и
российского общества,

уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам,
памятникам, святыням и религиям народов России,

уважительно относится к жизни, достоинству, религиозным чувствам
представителей всех народов России, уважительно относится к родителям, педагогам,
старшим, к людям труда и защитникам Отечества,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в
помощи,

уважительно относится к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию,

развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве,
уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и
способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях,
Средний уровень:

обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет
себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет не
все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,
участие в различных
мероприятиях



российское общество,

не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает
опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и
религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам,

понимает значение исторического и культурного наследия народов России и
российского общества для страны и мира,

понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,

понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям
труда и защитникам Отечества,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке знакомых и близких
ему людей,

понимает значение художественной культуры народов России,

частично развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве,

уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа,
Низкий уровень:

обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим
понятием духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество,

не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, не
понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по
социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д,
не понимает значение исторического и культурного наследия народов России и
российского общества, не понимает важность уважительного отношения к
памяти предков традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов
России,

не понимает важность уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям
труда и защитникам Отечества,


не понимает значения художественной культуры народов России для
мирового искусства, культурного наследия,

испытывает избранное предпочтение к разным видам искусства,

уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда
3. Приобретение Соответствие
соответствующего принятым
в
этим
нормам, обществе
ценностям,
правилам,
традициям
традициям.
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний:

Высокий уровень:

участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне
города, учреждения, детского объединения,

умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает
состояние других людей с точки зрения безопасности, 

умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в
стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе, 
Средний уровень:
•
периодически участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
понимает свое физическое и психологическое состояние,
•
довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом
коллективе,
Низкий уровень:
•
очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние,
очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, оценка
творческих работ и
проектов, отзывы,
интервью,материалы
рефлексии и т. д.

Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и
анонимных данных)
Показатели

ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

Формирование и развитие
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

Приобретение соответствующего
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

ИТОГО

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Показатели
Усвоение детьми знаний норм,
духовно-нравственных
ценностей, традиций
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

Формирование и развитие
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям
%

начало года

окончание года

Приобретение соответствующего
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

ИТОГО
%

Календарный план воспитательной работы
Работа с учащимися
наименование (тема, вид работы)
* встречи с народными мастерами
* посещение выставок
* викторины об истории ремесла, родного
края
* посещение музеев
* вечера отдыха
* индивидуальные беседы с учащимися
3.1.

3.2. Работа с родителями
наименование (тема, вид работы)
* родительское собрание «Знакомство с
программой обучения»
* родительское собрание «Успехи в обучении
и перспективы»
* родительское собрание «Психологические
особенности детей при обучении ДПИ»
* родительское собрание «Итоги учебного
года, планы на следующий уч.год»
* открытое занятие для родителей
«Подарок маме»
* посещение выставок родителей с детьми
Работа с одаренными детьми
наименование
* индивидуальные занятия

срок
в течение года
в течение года
февраль
в течение года
март
в течение года

срок
сентябрь
ноябрь
март
май
март
в течение года

3.3.

срок
в течение года

* участие детей в выставках
в течение года
* участие обучающихся в олимпиадах, фестивалях в течение года

Массовая работа
Наименование
характер
* региональный фестиваль
участие
современного творчества
«Переплёт»
*межрегиональная выставка
участие
современного детского
декоративно – прикладного
творчества «Галерея
творческих чудес»(В.Устюг)
* выставка декоративно участие
прикладного творчества
3.4.

уровень
региональный

межрегиональный

внутренний
городской

сроки
ноябрь

апрель

апрель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».