4 года Радуга творчества Жгилева 2 часа

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга творчества» направлена на обучение детей 7-11 лет основам
декоративно-прикладного творчества и является начальным этапом в обучении
декоративно- прикладному искусству. Занятия по данной программе проводятся
на базе образовательных учреждений города.
Программа объединена одним направлением – декоративно-прикладное
творчество из различных материалов и в различных техниках (работа с бумагой,
тканью, шитье, вышивка, работа с бисером, валяние шерсти, ткачество),
знакомство с традициями Севера.
Программа «Радуга творчества» имеет художественную направленность.













Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности ребенка, его интеллектуального и духовного развития,
совершенствование мелкой моторики рук. Занятия в объединении позволяют
детям
удовлетворить
свои
познавательные
интересы,
расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе усвоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Радуга творчества» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа
2020 г. № 882/391),
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября
2021г. № 652н),
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо















министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ
от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),
Методические
рекомендации
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв.
министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания»
«Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы» (2023 год),
Методические рекомендации по подготовке и адаптированных дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов (письмо Министерства просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207),
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28),
Уставом учреждения и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и
спецификой работы учреждения.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на
эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
Целью современного образования, которая заключается в воспитании и
развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности –

нравственно-эстетическое воспитание.
Особенностью современной ситуации, когда отнюдь не лучшие образцы
массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь. В этом случае
обращение к декоративно-прикладному творчеству способствует нравственноэстетическому воспитанию ребенка.
Возрастными психологическими особенностями младшего школьника.
Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его
успешного освоения, необходимо, с одной стороны, интенсивное развитие
психических познавательных процессов, зрительно-моторной координации,
мелких мышц кистей рук, с другой стороны, следует обеспечить детям
психологическую разгрузку. Переключение ребенка с уроков на занятия
художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей,
оказывает значительное психотерапевтическое воздействие: уходят тревожность,
страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности.
Уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и
спецификой работы учреждения.
На основании результатов анализа образовательной деятельности
учреждения за прошедшие годы был сделан вывод о необходимости увеличения
количества обучающихся по данной программе.
Возможность использования программы в других образовательных
системах.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в сетевой
форме на базе общеобразовательных школ, так как не требует специального
оборудования.
Целью данной программы является развитие творческих способностей
детей младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладного
творчества различной направленности.
Задачи программы:
Обучающие:
 Познакомить детей с историей, основными понятиями и техниками
декоративно-прикладного творчества (работа с бумагой, аппликация из ткани,
народная кукла из ниток, витражная роспись, ткачество, бисероплетение, валяние
шерсти);
 Обучить различным приемам работы с различными материалами
(ткань, нитки, бисер, фетр, шерсть и т.д);
 Обучить умению читать схемы, выполнять работу по схеме,

изготавливать изделия по собственному эскизу.
Развивающие:
 развивать
внимание, память, логическое
воображение;
 развивать мелкую моторику рук и глазомер;

мышление

и

 развивать художественный вкус и индивидуальные творческие
способности.
Лисностные/Воспитательные:
 воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
 воспитывать
культуру труда и совершенствовать трудовые
навыки;
 воспитывать ответственность, усидчивость, аккуратность, умение
работать в коллективе;

формировать традиционные духовно-нравственные и семейные
ценности;

воспитывать уважение к художественной культуре народов России
и Русского Севера, мировому искусству, культурному наследию, творчеству
народных мастеров;
 воспитывать восприимчивость к разным видам искусства, ориентацию
на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в
искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном
пространстве.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе «Радуга творчества»:
- воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России;
- развитие восприимчивости к разным видам искусства;
- развитие интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
- формирование опыта
творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
концертах, выставках и т. п.;
- формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
- развитие ответственности;
- формирование опыта представления в работах российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия
народов России;
- формирование опыта художественного творчества как социально значимой
деятельности.
Отличительная
особенность
программы
«Радуга
творчества»
заключается в том, что она имеет стартовый уровень, являясь начальным этапом
в декоративно-прикладном творчестве. В процессе обучения по программе дети
знакомятся с инструментами и материалами, их свойствами и возможностями,

учатся основным базовым приемам работы в различных техниках и
направлениях декоративно-прикладного творчества.
Уникальность данной программы заключается в том, что обучающимся
предлагается комплексный подход в ходе изучения ремесел. Во время освоения
плетения из бисера, ткачества, изготовления народной куклы и т.п. учащийся
узнает историю культуры Русского Севера, зарождения и бытования ремесла,
основы построения композиции, приобщается к обрядам и обычаям, знакомится с
мастерами декоративно-прикладного творчества, формирует гражданские
качества. Основное содержание программы составляют практические работы,
которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического
материала. Теоретический материал раскрывается в форме беседы с опорой на
ранее полученные знания учащихся, в форме просмотра видеофильма,
презентаций, встречи с мастером по определенному виду творчества.
Практические занятия проводятся с использованием схем, образцов, таблиц и др.
Программой предусмотрены экскурсии на выставки декоративно-прикладного
творчества, что позволяет глубже осваивать изучаемый материал и
популяризировать знания по этнокультуре.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга творчества»
обусловлена расширением возможностей обучающихся по реализации
творческих способностей в декоративно – прикладном творчестве.
Для реализации образовательной программы разработан, изготовлен и
применяется дидактический материал, учитывающий возрастные особенности детей.
В программе преобладание игровой формы организации занятий, поскольку она
рассчитана на младший школьный возраст, что позволяет создать условия для
более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа «Радуга творчества» адресована учащимся в возрасте от 7 до 11
лет. В объединение принимаются все желающие с 7 лет без специального
отбора. Главным условием приема в коллектив является повышенный интерес и
желание заниматься декоративно – прикладным творчеством. Программа
рассчитана на период обучения от одного до четырех лет.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 12 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной
состав групп.
Программа занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста от
7 до 11 лет. Программа построена с учетом возрастных особенностей

обучающихся.
Образовательная программа предназначена для младших школьников,
которые имеют следующие возрастные психофизиологические особенности: идет
интенсивное развитие опорно-двигательной системы; не закончен рост,
окостенение и формирование костей грудной клетки; слабо развиты мелкие
мышцы рук; не закончен процесс окостенения костей запястья и фаланг пальцев;
не очень тонко и четко различаются цвета; не завершено структурное развитие
глаза; несовершенна нервная регуляция движения. Организм остро реагирует на
малейшие неблагоприятные воздействия внешней среды, которыми могут быть
чрезмерные статические и умственные нагрузки. Для деятельности ребенка
характерна высокая эмоциональность.
Особенности организации образовательного процесса.
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга творчества»
реализуется в сетевой форме на базе общеобразовательных школ города и
является начальным этапом в обучении декоративно-прикладному творчеству.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы
практическая и творческая часть программы преобладала над теоретической. Это
способствует более успешному освоению программы и закреплению
пройденного материала.
Особенностью данной программы является то, что она разбита на
тематические блоки, изучение которых дает возможность каждому ребенку
попробовать свои силы в разных видах декоративно – прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Тематические блоки программы расположены в определенной системе: от более
простых к более сложным, каждый блок программы имеет свою логическую
структуру.
В течение учебного года обучающиеся должны познакомиться и освоить
технологии изготовления изделий из бумаги, ткани, народной и авторской
текстильной игрушкой, техникой ткачества и бисероплетения, витражной
росписью.
В заключении обучения по дополнительной общеразвивающей программе
для обучающихся объединения организуется выставка лучших работ или
оформлением персональных альбомов с подборкой лучших работ и
индивидуальных портфолио обучающегося.
Методы обучения
Репродуктивный – Основополагающий метод обучения в первый год
обучения программы. Применяется в практической работе. Практическая работа
может быть, как индивидуальной (каждый ребенок должен сделать свою
поделку), так и коллективной (в процессе подготовки и выполнения
коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанности) или

групповой (каждая группа выполняет определенное задание).
Объяснительно–иллюстративный
–
Предполагает
объяснение
теоретического
материала
с
применением
различного
наглядного
дидактического материала.
Поисковый (творческий) – Применяется при выполнении обучающимися
творческих заданий. Данный метод целесообразен при высоком уровне освоении
программы, когда обучающийся применяет в своей творческой деятельности не
только усвоенные знания, но и свои оригинальные идеи и задумки.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов вгод
составляет 68 часов.
Дополнительная образовательная программа «Радуга
творчества»
разделена на разделы, которые изучаются последовательно:
I
раздел «Бумажкина история» Аппликация из бумаги и картона,
квиллинг
II
раздел «Ниточная страна» Аппликация из ниток, изонить (нитяная
графика), игрушки из ниток
III раздел «Лоскутный город» Клеевая аппликация из ткани, Объемная
аппликация из ткани
IV раздел
«Башня принцессы Иголочки» Интерьерная
кукла,народные куклы Русского Севера и РФ,
V
раздел «Дворец бисера» Бисероплетение: техника параллельного
низания– плоскостные композиции. Различные техники плетения
VI Раздел
«Фелтинг»
Аксессуары,
игрушки
из
шерсти,
шерстянаяакварель
VII раздел. «Челночок» Ткачество поясов «витой шнур», «на ключах»,
«дерганю», «на «дощечках»
VIII раздел «Радужный витраж» Витражная живопись плоских и
объемных изделий.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут (1
академический час).
Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе
реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и практический
материал.
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий.
Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности на рабочем месте и

поведению в здании и на территории учреждения. Занятия проводятся при
постоянной смене деятельности, проводятся физкультминутки.
На занятиях применяются следующие формы работы:
Практико–теоретические (Беседы, лекции, экскурсии). Теоретический
материал выдается вначале каждого занятия, продолжительностью не более 15
мин в виде беседы или лекции с демонстрацией наглядного дидактического
материала.
Практическая (Практическое задание).
Выполнение практического задания, используя приобретенные знания на
практике.
Проектная (Творческое задание)
Предусматривает работу по персональным проектам. Участие
обучающихся в конкурсах, конференциях, фестивалях.
Индивидуальная/Коллективная (Выставки)
В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется
индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения итогов
по каждому разделу программы и по окончании освоения программы проводятся
персональные/коллективные выставки работ обучающихся.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание
мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний.
III этап. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
IV этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов
занятия. Рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Радуга творчества» в результате освоения содержания программы
Обучающиеся должны
Знать:
 Название и предназначение инструментов, технику безопасностипри
работе;
 Виды, свойства и возможности различных материалов (бумага, картон,
нитки, ткань, бисер, шерсть, витражные краски);
 Особенности
составления композиции, формообразования и
цветоведения;

 Основные приемы
работы
с
бумагой,
нитками,
тканью,
бисером, шерстью, витражными красками;
 Условные
обозначения изготовления изделий, изучаемых в
программе;
Уметь:
 Правильно пользоваться материалами и инструментами;
 Соблюдать правила поведения на занятии. Правила техники
безопасности при работе с острыми предметами, клеем;
 Применять различные приемы работы с различными материалами;
 Составлять композиции из различных материалов;
 Выполнять работу по образцу;
 Уметь работать с технологической картой, схемами и шаблонами;
 Создавать
изделия, пользуясь схемами и технологическими
картами;
 Создавать изделия по собственному эскизу;
 Пользоваться
необходимыми
инструментами
и
приспособлениями;
 Технически
правильно изготавливать традиционные изделия
несложных форм.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного
процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность
их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и
личностных качеств ребенка в соответствии с прогнозируемым результатом.
Контроль в обучении осуществляется в виде предварительного (входного),
текущего и итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии
с целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной
информации выявляется готовность к усвоению материала по программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос,
тестирование, творческое задание. На протяжении процесса обучения
отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения
практических заданий по каждой теме, способность самостоятельно выполнять
практическое задание. Работы воспитанников оцениваются педагогом по
соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне
выполнения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде

тестирования и отчетной выставки.
Цель итогового контроля – выявление результатов обучения, определение
качества приобретенных знаний и умение применять их на практике.
В ходе реализации отчетной выставки происходит стимулирование
творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания
родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ
каждого обучающегося.
Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого
ребенка по следующим критериям: Качество выполнения, Соответствие работы
возрасту ребенка, Оригинальность идеи.
Оценочные материалы.
Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных
материалов:
Критерии оценки художественно – творческой
деятельности
Показатели
Организация
рабочего места

Самостоятельность
в работе
Уровень
творческого
решения
Уровень
завершенности
Качество
выполнения изделий

6 – 10 баллов
Рационально
организовано рабочее
место, полностью
соблюдаются правила
Т.Б .
2,0
Проявляет
самостоятельность в
выполнении работы
2,0
Вносит изменения в
изделия в
соответствии со
стилем. Работы
оригинальны
2,0
Работы завершены
2,0
Высокое
2,0

1 – 5 баллов
Допущены
недостатки, не
полностью
соблюдает правила
Т.Б.
1,0
Работы выполнены
самостоятельно или с
небольшой помощью
педагога
1,0
Вносит
незначительные
изменения

0 баллов
Организация
рабочего места не
соблюдается, не
соблюдаются
правила Т. Б.
0,0
Работы выполнены
в основном с
помощью педагога
0,0
Полностью
копирует работы
0,0

1,0
Работы почти
завершены 1,0
Среднее
1,0

Работы не
завершены 0,0
Низкое
0,0

Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся
объединении «Творческая мастерская «Фантазия» (Приложение 1).

в

Воспитательная деятельность.
I. Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей.
Опыт нравственного
поведения,
практика
реализации

нравственных позиций, обеспечивают
формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации о традициях декортивно-прикладного творчества
Русского Севера является источником формирования у детей сферы интересов,
этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень
важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену
необходимой информации.
Практические занятия обучающихся в процессе выполнения
коллективных работ, подготовки к выставкам и фестивалям способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия: итоговые выставки по окончанию учебного года
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
II. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для

достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в
учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической
безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:
- педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
- оценка творческих работ экспертным сообществом (педагоги, родители,
другие обучающиеся, (оценивается умение применять имеющиеся знания норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций);
- отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей,
анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми,
самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.).
Оценочные средства и Календарный план воспитательной
деятельности находятся в приложениях к Программе. (Приложение 2)
Учебный план1 год обучения
№

Наименование тем

1. Вводное занятие
I раздел «Бумажкина история»
2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и
гигиены.
3. Аппликация из бумаги и картона
4. Оригами
5. Айрис-фолдинг
II раздел. «Ниточная страна»
6. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и
гигиены.
7. Аппликация из ниток
8. Игрушки из ниток
Ш раздел. «Лоскутный город»
9. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
10. Аппликация из ткани
IV раздел. «Челночок»
11. История ткачества. Оборудование, инструменты, приспособления,
правила ТБ.
12. Аксессуары и игрушки в технике ткачества
13. Выполнение итоговой работы
14. Итоговое занятие
Итого:

Всего
часов
1
38
1
17
10
10
10
1
4
5
4
1
3
8
1
7
6
1
68

Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Наименование тем

теория практика

4.

Вводное занятие, входной контроль
1
«Бумажкина история»
Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ, санитарии
и гигиены.
Аппликация из бумаги и картона:
1
- плоская аппликация
- геометрическая аппликация
- объёмная аппликация
- сюжетная аппликация
- открытки
Оригами (простейшие формы оригами)
-

5.

Айрис-фолдинг

6.

Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ
Аппликация из ниток
Игрушки из ниток

1.
2.

3.

7.
8.

«Ниточная страна»
1
-

«Лоскутный город»
9. Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ.
10. Аппликация из ткани
«Челночок»
11. История ткачества. Оборудование,
1
инструменты, приспособления, правила
ТБ.
12. Аксессуары и игрушки в технике
ткачества
13. Выполнение итоговой работы
14. Итоговое занятие
Итого:

1
6

всего

Формы
контроля

1
1

опрос

2
3
3
4
4
10

17

итоговая
работа

10

10

-

1

4
5

4
5

-

1

опрос

3

3

итоговая
работа

-

1

опрос

7

7

6

6

итоговая
работа
итоговая
работа

62

1
68

10

итоговая
работа
итоговая
работа
опрос
итоговая
работа

Содержание учебного плана программы 1 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (1 час).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к
учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы – «Бумажкина история»
Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час).
Оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.
Материалы: бумага, картон, клей. Инструменты: ножницы. Правила ТБ при
работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 3. Аппликация из бумаги и картона. Теория (1 час)
Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы,
психологическое воздействие цвета на человека.
Практика (17 часов). Изготовление работ в технике аппликации:
- плоская аппликация (3 часа)
- геометрическая аппликация (3 часа)
- объёмная аппликация (3 часа)
- сюжетная аппликация (4 часа)
- открытки (4 часа)
Тема № 4. Оригами. Практика (10 часов)
Основные простейшие приёмы и элементы техники оригами. Тема № 5.
Оригами. Практика (10 часов)
Основные приёмы и элементы техники айрис-фолдинг.
Раздел образовательной программы – «Ниточная страна»
Тема № 6. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час).
Оборудование: шкафы для хранения материалов, столы, стулья.
Материалы: нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при
работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 7. Аппликация из ниток.
Практика (4 часа). Изготовление панно в технике - аппликации из ниток
Тема № 8. Игрушки из ниток.
Практика (5 часов) Виды игрушек из ниток. Виды узлов. Изготовление
игрушек из ниток.
Раздел образовательной программы – «Лоскутный город»
Тема № 9. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час).
Материалы: ткань, нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы.

Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами.
Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации
рабочего места.
Тема № 10. Аппликация из ткани
Практика (3 часа) Изготовление панно в технике – аппликации из ткани.
Раздел образовательной программы – «Челночок».
Тема № 11. Беседа «История ткачества».
Теория (1 час) История ткачества на Руси и в мире. Виды ткачества.
Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ.
Материалы: нитки, картон. Инструменты: ножницы, иглы деревянные
заготовки. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими
предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об
организации рабочего места.
Тема № 12. Аксессуары и игрушки в технике ткачества.
Практика (7 часов) Изготовление аксессуаров и игрушек в технике
ткачества.
Тема № 13. Выполнение итоговой работы (6 часов).
Практика (6 часов).
Выполнение итоговых работ один из видов творчества по выбору.
Тестирование по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества.
Тема № 14. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе.
Итоговый контроль.

Учебный план
2 год обучения
№

Наименование тем

1. Вводное занятие
I раздел «Бумажкина история»
2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и
гигиены.
3. Аппликация из бумаги и картона
4. Оригами
5. Квиллинг
6. Открытки в различных техниках.
II раздел. «Ниточная страна»
7. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ
8. Аппликация из ниток
9. Изонить (нитяная графика)
10. Игрушки из ниток
Ш раздел. «Лоскутный город»
11. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
12. Объемная аппликация из ткани
IV раздел. «Башня принцессы Иголочки»
13. Из истории шитья и вышивания. Шов вперед иголку. Оборудование,
инструменты, приспособления, правила ТБ.
14. Игрушки из фетра
15. Выполнение итоговой работы
16. Итоговое занятие
Итого:

Всего
часов
1
22
1
7
4
6
4
17
1
4
8
4
4
1
3
14
2
12
9
1
68

Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Наименование тем

теория практика

всего

Формы
контроля

-

1

опрос

3.

Вводное занятие, входной контроль
1
«Бумажкина история»
Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ, санитарии
и гигиены.
Аппликация из бумаги и картона
-

7

7

4.

Оригами

-

4

4

5.

Квиллинг

-

6

6

6.

Открытки в различных техниках

-

4

4

итоговая
работа
итоговая
работа
итоговая
работа
итоговая
работа

1.
2.

1

-

1

опрос

8.

«Ниточная страна»
Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ
Аппликация из ниток
-

4

4

9.

Изонить (нитяная графика)

-

8

8

-

4

4

итоговая
работа
итоговая
работа
итоговая
работа

-

1

опрос

3

3

итоговая
работа

7.

10. Игрушки из ниток

«Лоскутный город»
11. Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ.
12. Объемная аппликация из ткани
-

«Башня принцессы Иголочки»
13. Из истории шитья и вышивания. Шов
1
1
вперед иголку. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ.
14. Игрушки из фетра
12

2

опрос

12

15. Выполнение итоговой работы

-

9

9

итоговая
работа
итоговая
работа

16. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

1
6

62

1
68

Содержание учебного плана программы 2 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (1 час).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к
учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы – «Бумажкина история»
Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час). Цветовой круг, характерные цветосочетания,
цветовые системы.
Оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.
Материалы: бумага, картон, клей. Инструменты: ножницы. Правила ТБ при
работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 3. Аппликация из бумаги и картона.
Практика (7 часов). Изготовление работ в различных техниках аппликации.
Тема № 4. Оригами.
Практика (4 часа). Изготовление работ в различных техниках оригами. Тема
№ 5. Квиллинг.
Практика (6 часов) Основные приёмы и элементы техники квиллинг.
Изготовление панно в технике квиллинг.
Тема № 6. Открытки в различных техниках.
Практика (4 часа). Изготовление открыток в различных техниках.
Раздел образовательной программы – «Ниточная страна»
Тема № 7. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час).
Оборудование: шкафы для хранения материалов, столы, стулья.
Материалы: нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при
работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 8. Аппликация из ниток.
Практика (4 часа). Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые
системы, психологическое воздействие цвета на человека.
Изготовление панно в технике - аппликации из ниток Тема № 9. Изонить
(нитяная графика)
Практика (8 часов) Правила пользования иглами, виды швов, техника
изонить.Изготовление панно в технике – изонить.
Тема № 10. Игрушки из ниток.
Практика (4 часа) Виды узлов. Изготовление различных видов игрушек из
ниток.
Раздел образовательной программы – «Лоскутный город»
Тема № 11. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час).

Материалы: ткань, нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы.
Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Правила
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 12. Объемная аппликация из ткани
Практика (3 часа) Изготовление панно в технике – объемная аппликации из
ткани.
Раздел образовательной программы - «Башня принцессы Иголочки».
Тема № 13. Беседа «Из истории шитья и вышивания».
Теория (1 час) История шитья и вышивания на Руси и в мире. Виды
вышивок, виды швов.
Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ.
Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при
работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Практика (1 час) Шов «вперед иголку».Тема № 14. Игрушки из фетра
Практика (12 часов) Изготовление интерьерных кукол. Тема № 15.
Выполнение итоговой работы (9 часов).Практика (6 часов).
Выполнение итоговых работ один из видов творчества по выбору.
Тестирование по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества.
Тема № 16. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе.
Итоговый контроль.

Учебный план
3 год обучения
№

Наименование тем

1. Вводное занятие
I раздел «Бумажкина история»
2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и
гигиены.
3. Сюжетная аппликация из бумаги и картона
4. Плетение игрушек из бумаги
II раздел «Дворец бисера»
5. Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. Оборудование,
инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства,
приемы низания, термины.
6. Техника параллельного низания– плоскостные композиции. Различные
техники плетения.
III раздел «Фелтинг».
7. Фелтинг. История развития и бытования ремесла. Оборудование,
инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства,
приемы
8. Мокрое валяние
IV раздел «Челночок».
9. Ткачество. История развития и бытования ремесла. Оборудование,
инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства,
термины.
10. Ткачество аксессуаров в различных техниках
11. Ткачество игрушек
12. Ткачество салфеток
V раздел «Радужный витраж».
13. История витражной живописи. Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материалы.
14. Витражная живопись плоских и объемных изделий.
15. Экскурсии на выставки
16. Выполнение итоговой работы
17. Итоговое занятие
Итого:

Всего
часов
1
10
1
4
5
15
1

16
6
1

5
17
1

6
4
6
8
2
6
2
8
1
68

Учебно-тематический план
3 год обучения
№
1.
2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

Наименование тем

теория

Вводное занятие, входной контроль
1
«Бумажкина история»
Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ, санитарии
и гигиены
Сюжетная аппликация из бумаги и
картона
Плетение игрушек из бумаги
«Дворец бисера».
1

Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ.
Материалы, приёмы, термины.
Техника параллельного низания–
плоскостные композиции. Различные
техники плетения.
«Фелтинг»
История ремесла. Оборудова-ние,
1
инструменты, приспособ-ления. Правила
ТБ. Материал, его свойства, приемы
Мокрое валяние
-

«Челночок».
9. История ремесла. Оборудова-ние,
1
инструменты, приспособ-ления. Правила
ТБ. Материал, его свойства, термины.
10. Ткачество аксессуаров в различных
техниках
11. Ткачество игрушек
12. Ткачество салфеток

13.

14.
15.
16.

-

«Радужный витраж».
История витражной живописи.
1
Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ.
Материалы.
Витражная живопись плоских и
1
объемных изделий.
Экскурсии на выставки
2
Выполнение итоговой работы
-

17. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

1
10

практика всего

Формы
контроля

-

1

-

1

опрос

4

4

5

5

итоговая
работа
итоговая
работа

-

1

опрос

14

14

итоговая
работа

-

1

опрос

5

5

итоговая
работа

-

1

анкетирование

6

6

4

4

6

6

итоговая
работа
итоговая
работа
итоговая
работа

1

2

опрос

5

6

8

2
8

итоговая
работа
тест
итоговая
работа

58

1
68

Содержание учебного плана программы 3 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (1 час).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к
учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы – «Бумажкина история»
Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены. (1 час). Цветовой круг, характерные цветосочетания,
цветовые системы.
Оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов.
Материалы: бумага, картон, клей. Инструменты: ножницы. Правила ТБ при
работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами
санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места.
Тема № 3. Сюжетная аппликация из бумаги и картона.
Практика (4 часа). Изготовление работ в технике сюжетной аппликации.
Тема № 4. Плетение игрушек из бумаги.
Практика (5 часов). Изготовление работ в технике плетения из бумаги.
Раздел образовательной программы - «Дворец бисера».
Тема № 5 Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. (1
час).
Изучение истории зарождения бисероплетения на Руси через народный
костюм. Классификация техник бисероплетения: параллельного низания,
сетчатого плетения, мозаичного плетения, кирпичный стежок, комбинированное
плетение.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, приемы низания, термины.
Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала. Виды
бисера: круглый бисер, стеклярус, бусины, рубка, пайетки. Термины,
используемые в бисероплетении. Подготовка рабочего места, правила ТБ.
Тема №6. Техника параллельного низания – плоскостные композиции
Практика (16 часов).
Знакомство с техникой параллельного низания, понятиями низка, рабочий,
свободный конец нити, прямое и обратное направление низания, с техниками
удлинения и закрепления нити в процессе работы.
Плетение изделий в технике параллельного низания. Оформление
плоскостных композиций на различные темы.
Раздел образовательной программы – «Фелтинг».
Тема № 7 Фелтинг.
Теория. (1 час) История развития и бытования ремесла. Оборудование,
инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы
низания, термины.
Тема №8. Мокрое валяние. Техники изготовления изделий способом
мокрого валяния
Практика (5 часов) Изготовление аксессуаров.
Раздел образовательной программы – «Челночок».

Тема № 9. Ткачество. История развития и бытования ремесла.
Теория (1 час) Оборудование, инструменты, приспособления. ПравилаТБ.
Материал, его свойства, термины.
Тема № 10. Ткачество поясов аксессуаров в различных техниках. Практика
(6 часов) Ткачество поясов аксессуаров в различных техниках.Тема № 11.
Ткачество игрушек.
Практика (6 часов) Ткачество игрушек. Тема № 12. Ткачество салфеток.
Практика (6 часов) Ткачество салфеток.
Раздел образовательной программы – «Радужный витраж».
Тема №13. (2 часа) История витражной живописи.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы.
Ткачество. История развития и бытования ремесла.
Практика (1 час) Приёмы и техники витражной живописи.
Тема №14. Расписывание
плоских и объемных изделий в технике
витражная живопись. Теория (1 час).
Практика (5 часов)
Тема № 15. Экскурсии на выставки (2 часа).
Тема № 16. Выполнение итоговой работы (8часов).
Практика (8 часов).
Выполнение итоговых работ один из видов творчества: бисероплетение
–
ветка яблони, ткачество. Тестирование по изучаемым видам
декоративно-прикладного творчества.
Тема № 17. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе.
Итоговый контроль.

Учебный план
4 год обучения
№

Наименование тем

1. Вводное занятие
I раздел «Дворец бисера».
2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, приемы низания, термины.
3. Плетение аксессуаров. Различные техники плетения.
4. Плетение объёмных игрушек.
II раздел «Башня принцессы Иголочки»
5. Игрушки из фетра. Оборудование, инструменты, приспособления.
Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы, термины.
6. Игрушки из фетра
7. Игрушки из ткани
III раздел «Челночок».
8. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, термины.
9. Ткачество аксессуаров в различных техниках
10. Экскурсии на выставки
11. Выполнение итоговой работы
12. Итоговое занятие
Итого:

Всего
часов
1
21
1
10
10
19
1
10
8
15
1
14
2
9
1
68

Учебно-тематический план
4 год обучения
№
1.
2.

3.
4.

Наименование тем

теория практика

Вводное занятие, входной контроль
1
«Дворец бисера».
Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ. Материал,
его свойства, приемы низания, термины.
Плетение аксессуаров. Различные
1
техники плетения.
Плетение объёмных игрушек.

всего

Формы
контроля

1
1

опрос

9

10

10

10

итоговая
работа
итоговая
работа

1

опрос

6.

«Башня принцессы Иголочки»
Игрушки из фетра. Оборудование,
1
инструменты, приспособления. Правила
ТБ. Материал, его свойства, приемы,
термины.
Игрушки из фетра
10

10

7.

Игрушки из ткани

8

итоговая
работа
итоговая
работа

5.

8

«Челночок».
8. Оборудование, инструменты,
1
приспособления. Правила ТБ. Материал,
его свойства, термины.
9. Ткачество аксессуаров в различных
1
техниках
10. Экскурсии на выставки
2
11. Выполнение итоговой работы
12. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

1
9

1

13

14

9

2
9

59

1
68

итоговая
работа
тест
итоговая
работа

Содержание учебного плана программы 4 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (1 час).
Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной
программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к
учащимся. Входной контроль.
Раздел образовательной программы - «Дворец бисера».
Тема № 2 Бисероплетение. Оборудование, инструменты, приспособления.
Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины (1 час).
Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала. Виды
бисера.Термины, используемые в бисероплетении. Подготовка рабочего места,
правила ТБ.
Тема №3. Плетение аксессуаров. Различные техники плетения.
Теория (1 час). Знакомство с техникой спирального плетения, с техникой
ажурного плетения, понятиями низка, рабочий, свободный конец нити, прямое и
обратное направление низания, с техниками удлинения и закрепления нити в
процессе работы.
Практика (10 часов). Плетение аксессуаров в различных техниках.
Тема № 4. Плетение объёмных игрушек. Техника параллельного низания.
Практика (10 часов). Оформление объёмных композиций.
Раздел образовательной программы – «Башня принцессы Иголочки».
Тема № 5 Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Материал, его свойства, приемы низания, термины. Теория (1 час).
Тема №6. Игрушки из фетра
Практика (10 часов) Изготовление игрушек из фетра по выбору. Тема №7.
Игрушки из ткани
Практика (8 часов) Изготовление объёмных игрушек из ткани .
Раздел образовательной программы – «Челночок».
Тема № 8. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Материал, его свойства, термины. Элементы ручного ткацкого станка (1час).
Тема № 9. Ткачество аксессуаров в различных техниках.
Теория (1 час) Плетение изделий в техниках и на ткацком станке. Практика
(13 часов) Ткачество аксессуаров в различных техниках. Тема № 10. Экскурсии
на выставки (2 часа).
Тема № 11. Выполнение итоговой работы (9 часов).
Практика (9 часов). Выполнение итоговых работ один из видов творчества:
бисероплетение, изготовление игрушки, ткачество. Тестирование по изучаемым
видам декоративно-прикладного творчества.
Тема № 12. Итоговое занятие (1 час).
Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе.
Выдача сертификатов об обучении Итоговый контроль.

Календарный учебный график
месяц

число

форма
занятия

колво
часов

тема занятия

сентябрь

теория

1

сентябрь

теория

1

сентябрь
сентябрь

теория
практика

1
3

1 год обучения
Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД.
Режим работы. Входной контроль
«Бумажкина история» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ,
санитарии и гигиены.
Аппликация из бумаги и картона.
Плоская аппликация

сентябрь

практика

4

Геометрическая аппликация

октябрь

практика

4

Объёмная аппликация

октябрь

практика

4

Открытки

ноябрь

практика

10

Оригами

декабрь

практика

10

Айрис-фолдинг

январь
январь

теория
практика

1
4

«Ниточная страна» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ
Аппликация из ниток

февраль

практика

5

Игрушки из ниток

март
март

теория

1
3

«Лоскутный город» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Аппликация из ткани

март
апрель

теория

«Челночок» История ткачества. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ

практика

1
7

май

практика

6

Выполнение итоговой работы

май

теория

1

Итоговое занятие

Аксессуары и игрушки в технике ткачества

форма
контроля
опрос
опрос
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

2 год обучения
сентябрь

теория

1

Вводное занятие.

анкетирование

сентябрь

теория

1

сентябрь
сентябрьоктябрь
октябрь

теория
практика

1
9

Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД. Режим работы.
Входной контроль
«Бумажкина история» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, опрос
санитарии и гигиены.
опрос
Аппликация из бумаги и картона.
Практическая
Аппликация из бумаги и картона. Изготовление работ в технике аппликации

практика

4

Оригами

октябрь

практика

6

Квиллинг. Изготовление панно в технике квиллинг

ноябрь

практика

4

Открытки в различных техниках

ноябрь

теория

1

ноябрь

практика

4

декабрь

практика

8

«Ниточная страна» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии
и гигиены.
Аппликация из ниток Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы,
психологическое воздействие цвета на человека.
Изготовление панно в технике - аппликации из ниток

январь

практика

8

январьфевраль
февраль
февраль

практика

4

теория
теория

1
1

март

практика

3

март

теория

1

март

практика

1

«Башня принцессы Иголочки»
История шитья и вышивания на Руси и в мире. Виды вышивок, виды швов. Оборудование,
инструменты, приспособления, правила ТБ.
Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми
колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены.
Сведения об организации рабочего места.
Шов «вперед иголку».

апрель

практика

10

Изготовление игрушек из фетра.

работа

Изонить (нитяная графика). Правила пользования иглами, виды швов, техника изонить.
Изготовление панно в технике – изонить.
Игрушки из ниток Виды игрушек из ниток. Виды узлов. Изготовление игрушек из ниток.
«Лоскутный город» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Клеевая аппликация из ткани
История лоскутного искусства. Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые
системы. Виды тканей. Правила выполнения лоскутных аппликаций.
Изготовление панно в технике – объемная аппликации из ткани.

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
опрос
опрос

Практическая
работа
опрос

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

апрельмай
май

практика

9

Выполнение итоговой работы

теория

1

сентябрь

теория

1

сентябрь

теория

1

сентябрь

практика

4

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Итоговый контроль.
3 год обучения
Вводное занятие. Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД. опрос
Режим работы. Входной контроль
«Бумажкина история» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, опрос
санитарии и гигиены.
Практическая
Сюжетная аппликация из бумаги и картона.

октябрь

практика

5

Плетение игрушек из бумаги

октябрь

теория

1

ноябрьянварь
январь

практика

16

теория

1

февраль

практика

7

«Дворец бисера».Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. Изучение
истории зарождения бисероплетения на Руси через народный костюм. Классификация
техник бисероплетения. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Материал, его свойства, приемы низания, термины. Материал для работы с бисером и его
свойства, расход материала. Виды бисера.Термины, используемые в бисероплетении.
Плетение изделий в технике параллельного низания. Оформление плоскостных композиций
на тему растительный или подводный мир.
«Фелтинг» История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства. Мокрое валяние. Техники
изготовления изделий способом мокрого валяния
Изготовление аксессуаров способом мокрого валяния

февраль

теория

3

март

практика

6

«Челночок». Ткачество. История развития и бытования
ремесла. Оборудование,
инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины.
Практическая
Знакомство с техникой ткачества. Ткачество аксессуаров в различных техниках.

март

практика

4

Ткачество игрушек

апрель

практика

8

Ткачество салфеток

апрель

теория

2

апрель

практика

6

«Радужный витраж». История витражной живописи.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы. История развития
и бытования ремесла.
Витражная живопись плоских и объемных изделий. Приёмы и техники витражной
живописи.

работа
Практическая
работа
опрос

Практическая
работа
опрос

Практическая
работа
опрос

работа

Практическая
работа
Практическая
работа
опрос

Практическая
работа

Расписывание плоских и объемных изделий в технике витражная живопись
Выполнение итоговой работы

Практическая
работа

-май

практика

8

май

теория

1

сентябрь
сентябрь

теория
теория

1
1

сентябрьоктябрь
ноябрь
декабрь
декабрь

практика

12

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Итоговый контроль.
4 год обучения
Вводное занятие, входной контроль
«Дворец бисера». Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал,
его свойства, приемы низания, термины.
Плетение аксессуаров. Различные техники плетения.

практика

10

Плетение объёмных игрушек.

Практическая
работа

теория

1

опрос

январь
февральфевраль

практика

10

«Башня принцессы Иголочки»Игрушки из фетра. Оборудование, инструменты,
приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы, термины.
Игрушки из фетра

практика

8

Игрушки из ткани

март

теория

1

март,
апрель
ноябрь,
апрель
май

теория,

14

«Челночок».Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его
свойства, термины.
Ткачество аксессуаров в различных техниках

Практическая
работа
опрос

теория

2

Экскурсии на выставки

опрос

практика

9

Выполнение итоговой работы

Практическая
работа

май

теория

1

Итоговое занятие, итоговый контроль

практика

опрос
опрос
Практическая
работа

Практическая
работа

Практическая
работа

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна
разработка индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации имеется:
 Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим
нормам.
 Стол учебный, стулья со спинками.
 Шкафы, полки для хранения документации, методической
литературы, пособий, материалов и инструментов.
 Стенды.
 Инструменты и приспособления: линейки, карандаши, ножницы,
резаки, шило, проволока, леска, иголки, скрепки, гуашь, темперные и
акриловые краски, аэрозольные краски, рамочки, клей, кисти художественные,
кисти для клея, части ткацких станков, бёрдышки, «дощечки» и другие
инструменты для поясов и на ткацких станках, стекла, витражные краски,
пяльца разных размеров, в т.ч. прямоугольные деревянные, иглы для
вышивания и шитья
 Материалы: нитки различной фактуры для ткачества, вышивки,
вязания, ткань, канва, бисер, декоративные бусины и камни, стразы, кружево,
ленты, тесьма, мочало, береста.
 Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Учебно-методическое обеспечение
 Образовательная программа «Радуга творчества».
 План учебно-воспитательной работы на учебный год.
 Журнал учета работы детского объединения.
 Образцы изделий различных видов творчества.
 Работы учащихся предыдущих лет обучения.
 Плакат « Правила ТБ», информационный о кружке.
 Фотографии, ксерокопии, экспедиционный материал, видеосюжеты,
презентации.

 Методическая литература: книги, журналы, материалы по видам
творчества, изучаемых в программе, пособия и литература, помогающая
осваивать программу.
 Накопительные папки для каждого вида творчества: папки со
схемами, технологическими картами, ксерокопиями с литературных
источников, таблицы, шаблоны, раздаточный материал
 Альбомы и каталоги изделий и выставок. Фотоснимки с выставок
декоративно-прикладного творчества. Лучшие рефераты учащихся,
исследовательские работы, материалы научно-практических конференций.
 Сценарии массовых мероприятий.
 Планы занятий, карточки с зачетными вопросами, кроссворды.
 Инструкционно-технологические карты по темам.
 Папка статей «Не для красного словца, а для доброго дела» - газетные
вырезки об объединении.
 Накопительные папки для грамот, благодарностей, сертификатов
объединения.
 Портфолио учащихся, педагога.
 Технические средства обучения: компьютер, фотоаппарат.
Список информационных ресурсов
Для педагога
1. Баландина Г.М. Рукоделие. Берегиня: опыт мастеров. – М.: Асцендент,
1993. – 234с.
2. Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. - Архангельск: ОАО
«ИПП «Правда Севера», 2006 – 411 с.
3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие
для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1999. 208 с.
4. Дайн Г.Л. и М.Б.Русская тряпичная кукла. – М.:Культура и
традиции,2008 –120 с.
5. Качаева М.В. Сокровища русского орнамента. – М.: Белые альвы, 2008
(2 части)
6. Марьина Ю. Коллажи и панно.- М: Ниола 21-й век, 2006. - 96 с.
7.Народные промыслы и ремесла Республики Коми: традиция и
современность. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 248 с
8. Журнал «Ручная работа», М: ЗАО «Вкусная жизнь», 2006, 2007, 2008.
9. Журнал «Народное творчество», М: Московская правда, 2005, 2006,
2007, 2008.
10. Ляукина М.В. Бисер. М: Дрофа – Плюс, 2005. 144 с.
11. Орлова Л. Куклы и люди. – К.:ИД «Стилос», 2011. – 176с.
12.Смолева Г.Н. Ткачество: от азбуки до творчества методическое
пособие. Выпуск 2. – Сыктывкар, 2007. – 84 с.
13. Соколова В.А. Ткачество на дощечках. – М.: Виктория плюс, 2022. –
128 с.
14. Сысоева Т.А. Кукольный календарь. Каргополь:Дом на Пятницкой,
2010

13. Ткани и одежда Поморья: каталог. – Архангельск: Правда Севера,
2000 – 280 с.
14. Харди С. Коврики своими руками. – М.:Мир книги. 2004. -160 с.
16.Хьюит. Бисероплетение: практическая энциклопедия. М: Эксмо,
2007. 176 с.
17. Федотова М., Валюх Г. Цветы из бисера. – М.:Культура и
традиции,2008 – 98 с.
18. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками/Пер. с ит. Н.А. Огиенко.
М: ООО «Мир книги», 2004. 160 с.
Литература для учащихся и родителей:
1. Гусакова М.А. Аппликации. М: Просвещение, 1993. 160 с.
2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития,
1999. 144 с.
3. Ерёмина Т.И. Рукоделие. М: Просвещение, 1990. 87 с.
4. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с.
5. Сысоева Т.А. Кукольный календарь. Каргополь:Дом на Пятницкой,
2010
6. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль:
Академия развития, 1999. 144 с.
7. Черныш И.В. Удивительная бумага. М: АСТ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Интернет-ресурсы
Декоративно-прикладное искусство — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство
Декоративно-прикладное
искусство
Россия,
Russia
russia.rin.ru/guide/3/5.html
Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы,
живопись.. www.artly.ru
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла.
Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
Декоративно-прикладное
искусство
www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
Декоративно-прикладное
искусство
www.velim.ru/2112-1Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

Ф.И.
О.
II раздел
«Ниточная
страна»

IV раздел
«Башня
принцессы
Иголочки»
V раздел
«Дворец
бисера»
VI раздел
«Фелтинг»
VII раздел
«Челночок»

Приложение 1

VIIIраздел
«Радужный
витраж»

по программе «Радуга творчества»

III раздел
«Лоскутный
город»

Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в
объединении «Творческая мастерская «Фантазия»

I раздел
«Бумажкина
история»

Приложение 2
Воспитательная деятельность
Оценочные средства
Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы
диагностики

Воспитательный компонент
.Усвоениедетьми
норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Соответствие
знаний
Высокий уровень:
принятым в 
обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на
обществе
духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей
правилам,
РФ,
традициям.

имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном
наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях
народов России,

имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,

имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в
основных трудовых (профессиональных) сферах,
Средний уровень:
•
обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в
обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского
общества, народностей РФ,
•
имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и
культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях,
религиях народов России,
•
не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,
•
имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей,
знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер,
Низкий уровень:

обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе,
основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества,
народностей РФ,

очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России,
традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России,
не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения
правил личной и общественной безопасности,

Педагогическое
наблюдение,
беседы с детьми,
анкетирование,
самообследование


не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных
трудовых (профессиональных) сферах,

имеет отрывочные знания правил поведения в природной среде и по
отношению к животному миру,

имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира,
достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и
техники в жизни российского общества
2. Формирование
и
развитие
личностного
отношения детей
к этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:

обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в
соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет духовнонравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество,

уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно
относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и
религиозным признакам, терроризму и т.д,

гордится историческим и культурным наследием народов России и
российского общества,

уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам,
памятникам, святыням и религиям народов России,

уважительно относится к жизни, достоинству, религиозным чувствам
представителей всех народов России, уважительно относится к родителям, педагогам,
старшим, к людям труда и защитникам Отечества,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в
помощи,

уважительно относится к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию,

развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве,
уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и
способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях,
Средний уровень:

обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет
себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет не
все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,
участие в различных
мероприятиях



российское общество,

не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает
опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и
религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам,

понимает значение исторического и культурного наследия народов России и
российского общества для страны и мира,

понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,

понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям
труда и защитникам Отечества,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке знакомых и близких
ему людей,

понимает значение художественной культуры народов России,

частично развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве,

уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа,
Низкий уровень:

обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим
понятием духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество,

не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, не
понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по
социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д,
не понимает значение исторического и культурного наследия народов России и
российского общества, не понимает важность уважительного отношения к
памяти предков традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов
России,

не понимает важность уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям
труда и защитникам Отечества,


не понимает значения художественной культуры народов России
мирового искусства, культурного наследия,

испытывает избранное предпочтение к разным видам искусства,

уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда
3. Приобретение Соответствие
соответствующего принятым
в
этим
нормам, обществе
ценностям,
правилам,
традициям
традициям.
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний:

для

Высокий уровень:

участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне
города, учреждения, детского объединения,

умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает
состояние других людей с точки зрения безопасности,

умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в
стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе,
Средний уровень:
•
периодически участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
понимает свое физическое и психологическое состояние,
•
довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом
коллективе,
Низкий уровень:
•
очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние,
очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, оценка
творческих работ и
проектов, отзывы,
интервью,материалы
рефлексии и т. д.

Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и
анонимных данных)
Показатели

ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

Формирование и развитие
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

Приобретение соответствующего
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

ИТОГО

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Показатели
Усвоение детьми знаний норм,
духовно-нравственных
ценностей, традиций
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

Формирование и развитие
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям
%

начало года

окончание года

Приобретение соответствующего
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

ИТОГО
%

Календарный план воспитательной работы
Работа с учащимися
наименование (тема, вид работы)
* встречи с народными мастерами
* посещение выставок
* викторины об истории ремесла, родного
края
* посещение музеев
* вечера отдыха
* индивидуальные беседы с учащимися
3.1.

срок
в течение года
в течение года
февраль
в течение года
март
в течение года

3.2. Работа с родителями
наименование (тема, вид работы)
* родительское собрание «Знакомство с
программой обучения»
* родительское собрание «Успехи в обучении
и перспективы»
* родительское собрание «Психологические
особенности детей при обучении ДПИ»
* родительское собрание «Итоги учебного
года, планы на следующий уч.год»
* открытое занятие для родителей
«Подарок маме»
* посещение выставок родителей с детьми

срок
сентябрь
ноябрь
март
май
март
в течение года

3.3.

Работа с одаренными детьми
наименование
срок
* индивидуальные занятия
в течение года
* участие детей в выставках
в течение года
* участие обучающихся в олимпиадах, фестивалях в течение года

Массовая работа
Наименование
характер
* региональный фестиваль
участие
современного творчества
«Переплёт»
*межрегиональная выставка участие
современного детского
декоративно – прикладного
творчества «Галерея
творческих чудес»(В.Устюг)
* выставка декоративно участие
прикладного творчества
3.4.

уровень
региональный

межрегиональный

внутренний
городской

сроки
ноябрь

апрель

апрель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».