3 года Береста. Аксессуар Окрепилова 4 часа

Пояснительная записка
В объединении дополнительного образования «Северные мастера» занимаются
обучающиеся, стремящиеся освоить ремесло работы с берестой (плетение из бересты,
резьба по бересте, экодизайн):
«Береста. Ступень к мастерству» (7-12 лет)
«Береста. Переплёт» (9-15 лет)
«Береста. Кружево » (11-17 лет)
«Береста. Аксессуар» (12-18 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Береста.
Аксессуар» имеет художественную направленность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
(приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №
882/391),
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. №
652н),
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29
марта 2016 г. № ВК-641/09),
- Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв.
министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы
в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр
организационно-методического обеспечения физического воспитания) (2021 год),
- Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка
и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной
программы» (2023 год),
- Методические рекомендации по подготовке и адаптированных дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
туристско-краеведческой
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов (письмо Министерства просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207),
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),
- Уставом учреждения Филиал дополнительного образования детей «Дом
детского творчества» муниципального образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 1 г.Коряжмы», и с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной
направленности и спецификой работы учреждения.
Актуальность программы заключается в интеграции современного и
традиционного видов декоративно-прикладного творчества - плетения из бересты,
резьбы по бересте и дизайна. Реализация программы обучения позволяет приобщить
детей к лучшим традициям декоративно-прикладного творчества через призму
современного дизайна, знакомит, вовлекает учащихся не только в воспроизводящую, но
и творчески-преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения
личности ребенка, создает условия для социальной адаптации обучающихся.
Анализ детского и родительского спроса на дополнительные услуги в данном
виде деятельности показал, что в городе возрастает интерес к традиционным
ремёслам, одно из которых – аксессуары из природных материалов.
Несмотря на то, что в наше время доступно огромное количество разнообразных
материалов, оригинальные украшения и аксессуары, выполненные из природных
материалов, становятся наиболее актуальными, в этом заключается социальный заказ.
Береста - удивительно теплый, красивый материал, мягкий, бархатистый, с нежными
оттенками дерева. Практически каждое изделие из бересты является авторским и
неповторимым по своему дизайну и исполнению. Берестяные аксессуары не содержат
веществ, вызывающих раздражения кожи, а заколки и ободки, сделанные из бересты,

не накапливают статическое электричество. Изделия из бересты экологически чистые,
так как делаются только вручную из натуральных материалов. Материал отличается
универсальностью в отношении возможности использовать как простые решения, так
и сложные элементы декора с резьбой и плетением.
На основании результатов анализа образовательной деятельности учреждения за
прошедшие годы был сделан вывод о необходимости увеличения количества
обучающихся по данной программе.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Береста. Аксессуар» реализуется в рамках ФДОД «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы», предусматривает возможность использования по
сетевому партнерству. Данная программа может быть использована как
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в учреждениях
дополнительного образования, как программа внеурочной деятельности.
Цель: Развитие и творческое самовыражение личности ребенка посредством
освоения технологий художественной обработки бересты.
Задачи:
образовательные:
-дать теоретические знания о современных направлениях экостиля;
- совершенствовать трудовые и технологические умения и навыки по плетению
ирезьбы по бересте;
- выполнять творческие проекты на основе традиционного ремесла, соотнося
их ссовременными тенденциями;
воспитательные:
-способствовать формированию нравственно-эстетических
качеств
путем
приобщения к декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
развивающие
- развивать познавательной активности как важного факта роста учащегося;
- развитие индивидуального почерка, мастерства;
- развивать художественно-творческую активность.

Воспитательная деятельность
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является самоопределение и социализация детей на основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество через изучение традиционных духовнонравственных и семейных ценностей народов России, сохранения памяти предков;
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний, навыков наблюдений, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в творческой
деятельности;
- формирование восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые
результаты):
формирование
опыта
творческого
самовыражения
в
искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
фестивалях, выставках и т. п.;
- формирование воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
- формирование опыта художественного творчества как социально значимой
деятельности.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является
учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Получение информации о традициях народного творчества является источником

формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и
норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску,
сбору, обработке, обмену необходимой информации.
Практические занятия детей через участие в праздниках народного календаря,
участие в акциях, мастер-классах, выставках способствуют усвоению и применению
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия - участите в выставках, фестивалях, конкурсах
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей (см. Приложение Б).
Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует
привлечение обучающихся к участию в акциях, проектах.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития
самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием
группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами
и правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные
мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности
на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации
образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все
необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и
обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:
- педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение
детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с
другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
- оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом;

- отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование
родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования,
отзывы других участников мероприятий и др.)
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение
общего представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и
конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых
ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога
и используются только в виде обобщенных и анонимных данных. Оценка результатов
воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с
определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств:
высокий, средний и низкий уровень (см. Приложение А)
Отличительная особенность программы
Курс программы рассчитан на детей, имеющий базовые знания в художественной
обработке бересты - плетения и резьбы. Программа направлена на выполнение более
сложных по технике исполнения изделий из бересты, знакомство с основными
направлениями аксессуаров эко-стиле. Данный этап предполагает формирование
собственного стиля, умение проявлять индивидуальность, развивать умение
воплощать творческую мысль от эскиза к готовому изделию.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа
представляет собой законченный процесс обучения, ориентированный на
определенный результат.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
- доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
- наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
- «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы,
ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ.
Особенности организации образовательного процесса
Основное содержание программы составляют практические работы, которые
проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала.
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед
продолжительностью не более 10-15 минут на каждом двухчасовом занятии.
Практические уроки могут быть групповыми, индивидуальными. Программой
предусмотрены встречи с мастерами по определенным видам прикладного творчества,
мастер-классы, экскурсии в музеи, выставки декоративно-прикладного творчества,
участие выставках и фестивалях, что позволяет глубже осваивать изучаемый
материал.
Методы, используемые на занятиях:
- словесный (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диалог);

- наглядный (фото- и видеоматериалы, схемы, мультимедийные презентации,
эскизы, педагогический показ-демонстрация);
- практический (упражнения, практические задания, самостоятельные работы,
тесты);
- исследовательский (творческое задание, проектная работа);
- методы контроля, самоконтроля (наблюдение, устный опрос, беседа,
анкетирование, тестирование, самостоятельная работа, участие в выставках, в
конкурсах).
Характеристика обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Береста.
Аксессуар» рассчитана на обучающихся от 12 до 18 лет. Комплектование групп
разнополое, может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Обучение
предполагает наличие базового уровня подготовки в художественной обработке
бересты. Специфика возраста – становление личности, индивидуальности, быстрое
развитие специальных способностей, достаточный уровень развития волевой сферы,
самостоятельности
и
ответственности,
стремление
к
самообразованию.
Рекомендуемая наполняемость групп -12 человек.
Сроки и этапы реализации программы.
Курс обучения длится 3 года. Занятия проводятся два раза в неделю по два
академических часа (136 часов). Программа предусматривают несколько разделов
обучения, каждый из которых является самодостаточным, но только вместе они
составляют оригинальную целенаправленную систему обучения. В структуру
программы входит 3 раздела, которые подразумевают теоретическую и практическую
части: берестяная бижутерия, берестяные сумки, общие темы (история развития
направления «экостиль», экскурсии, встречи с мастерами, заготовка материала).
Формы и режим занятий.
Форма обучения – очная. Основной формой организации учебной деятельности
является занятие. При необходимости программа может быть реализована с
использованием дистанционных технологий, на основании нормативно-правовых
актов, регулирующих образовательный процесс в дополнительном образовании.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии,
организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и
оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации
предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний.
Физкультминутка. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации Программы
К концу 1 года обучения обучающиеся
должны знать:
- назначение традиционных изделий из бересты в экодизайне;
- направления экостиля, стилевые особенности, цвет, материалы;
- типы и виды женских и мужских аксессуаров, правила подбора аксессуаров.
- этапы работы над творческим проектом.
должны уметь:
- обрабатывать бересту, соблюдать условия хранения бересты;
- правильно организовать этапы творческой деятельности;
-самостоятельно разрабатывать эскизы, используя основы моделирования и
дизайна;
- применять специальные термины;
- оценивать собственные творческие работы. К концу 2 года обучения
обучающиесядолжны знать:
-принципы создания экостиля в дизайне аксессуаров, использование этнических
особенностей, традиционных народных техник;
- расчет размеров изделия, ширину и длину лычек;
- приемы убавки, прибавки лент;
должны уметь:
- моделировать формы изделий из бересты, используя технику убавки и
прибавкилент;
- применять различные приемы и техники в выполнении творческого проекта из
бересты - плетение из бересты, резьба по бересте, берестяной коллаж.
К концу 3 года обучения обучающиеся
должны знать:
- классификацию деловых аксессуаров;
- возможности использования бересты в создании аксессуара в деловом стиле;
-этапы выполнения творческого проекта из бересты;
должны уметь:
- правильно организовать этапы творческой деятельности;
- самостоятельно разрабатывать эскизы;
- применять различные приемы и техники в выполнении творческого проекта из
бересты - плетение из бересты, резьба по бересте, берестяной коллаж;
- грамотно организовывать защиту творческого проекта;
- анализировать собственные творческие работы
Формы контроля и подведение итогов реализации программы

Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает в себя
вводный, текущий и итоговый контроль. Вводный контроль проводится в начале
учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Текущий контроль
осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на
закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при
предъявлении обучающимися результата обучения, предусмотренного Программой.
Формы проведения контроля:
- тестирование по специальным карточкам;
- выполнение творческого проекта;
- подготовка рефератов;
- опрос;
- участие в выставках, конкурсах, исследовательских конференциях;
- умение применить свои знания при обучении других людей;
- самооценка и самоконтроль.
К программе разработан диагностический инструментарий, позволяющий
оценить уровень освоения материала (Приложение 1).
Учебный план программы 1 год обучения
№

Тема занятия

Количество часов

1.
2.

2

3.

Вводное занятие
Оборудование, инструменты, приспособления.
Правила ТБ.
Экостиль, особенности направления

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Аксессуары. Категории аксессуаров.
Бижутерия
Футляры для аксессуаров
Экскурсии
Встречи с мастерами, мастер-классы
Выполнение итоговой работы

6
64
18
8
8

2
4

16

10. Заготовка бересты

6

11. Итоговое занятие

2
Всего:

136

Учебно- тематический план программы 1 год обучения
№
Наименование тем
Теория Практика Всего Форма контроля
1. Организационное занятие.
2
2
собеседование

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Оборудование,
инструменты,
приспособления. Правила
ТБ
Экостиль. Особенности
направления.
Аксессуары. Категории
аксессуаров.
Разновидности
берестяных браслетов
Брелоки
Берестяные кулоны
Бусы
Заколки
Броши
Ободки
Футляр для очков
Косметичка
Экскурсии
Встречи с мастерами,
мастер-классы
Выполнение итоговой
работы
Заготовка бересты
Итоговое занятие
Итого:

2

-

2

тест

4

-

4

тест

4

-

4

тест

2

8

10

практическая работа

1
2
2
2
2
1
1
1
4
2

3
6
12
10
12
5
7
9
4
6

4
8
12
12
12
6
8
10
8
8

практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая
практическая

2

12

14

2
2
38

4
98

6
2
136

работа
работа
работа
работа
работа
работа
работа

реферат
конспекты,
практическая работа
творческий проект
практическая работа
выставка

Учебный план программы 2 года обучения
№

Тема занятия

Вводное занятие
Оборудование, инструменты, приспособления.
Правила ТБ.
3. Категории женских и мужских сумок. История.
Мужские и женские модели в современной
уличной моде. Классификация. Подбор по стилю.
4. Мужские сумки
5. Женские сумки
6. Экскурсии
7. Встречи с мастерами, мастер-классы
8. Выполнение итоговой работы
9. Заготовка бересты
10. Итоговое занятие
Всего:
1.
2.

Количество часов
2
2
4

38
54
4
6
18
6
2
136

Учебно- тематический план программы 2 год обучения
№
Наименование тем
Теория Практика Всего Форма контроля
1. Организационное
2
2
собеседование
занятие.
2. Оборудование,
2
2
тест
инструменты,
приспособления.
Правила ТБ
3. Категории женских и
4
4
конспектирование
мужских сумок.
4. Визитница
1
5
6
практическая работ
5. Поясная сумка
1
15
14
практическая работа
6. Сумка-планшет
1
15
16
практическая работа
7. Клатч
1
13
12
практическая работа
8. Рюкзачок
2
18
20
практическая работа
9. Сумка - шоппер
2
20
22
практическая работа
10. Экскурсии
2
2
4
реферат
11. Встречи с мастерами,
2
4
6
конспекты, практическая
мастер-классы
работа
12. Выполнение итоговой
2
14
16
творческий проект
работы- сумкакоробочка
13. Заготовка бересты
2
4
6
практическая работа
14. Итоговое занятие
2
2
выставка
Итого:
26
110
136

Учебный план программы 3 года обучения
№

Тема занятия

Вводное занятие
Оборудование, инструменты, приспособления.
Правила ТБ.
3. Категории деловых аксессуаров. История.
Классификация. Подбор по стилю.
4. Футляр для очков
5. Чехол для хранения карт и банкнот
6. Обложка для ежедневника
7. Кошелек
8. Пенал
9. Папка для документов
10. Футляр для ноутбука
11. Экскурсии
12. Встречи с мастерами, мастер-классы
1.
2.

Количество часов
2
2
4
6
6
6
12
10
24
30
4
6

13. Выполнение итоговой работы

16

14. Заготовка бересты

6

15. Итоговое занятие

2
Всего:

136

Учебно- тематический план программы 3 год обучения
№
Наименование тем
Теория Практика Всего Форма контроля
1. Организационное
2
2
собеседование
занятие.
2. Оборудование,
2
2
тест
инструменты,
приспособления.
Правила ТБ
3. Категории деловых
4
4
конспектирование
аксессуаров. История.
Классификация.
Подбор по стилю.
4. Футляр для очков
1
5
6
практическая работа
5. Чехол для хранения
1
5
6
практическая работа
карт и банкнот
6. Обложка
для
1
5
6
практическая работа
ежедневника
7. Кошелек
1
11
12
практическая работа
8. Пенал
1
7
8
практическая работа
9. Папка для документов
2
24
24
практическая работа
10. Футляр для ноутбука
2
28
30
практическая работа
11. Экскурсии
2
2
4
реферат
12. Встречи с мастерами,
2
4
6
конспекты, практическая
мастер-классы
работа
13. Выполнение итоговой
2
16
16
творческий проект
работы- сумкакоробочка
14. Заготовка бересты
2
4
6
практическая работа
15. Итоговое занятие
2
2
выставка
Итого:
26
110
136

Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема №1. Организационное занятие (2 часа).
Теория (2 часа)
Встреча с детьми и родителями. Ознакомление с планом работы на учебный

год. Расписание занятий. Организационные вопросы.
Тема №2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. (2 часа).
Теория (2 часа).
Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с
острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и гигиены.
Сведения об организации рабочего места.
Тема №3. Экостиль. Особенности направления. (4 часа)
Теория (4 часа).
Принципы создания экостиля в дизайне одежды. Использование этнических
особенностей, традиционных народных техник в создании и оформлении одежды и

аксессуаров ручной работы. Коллекции современных дизайнеров, работающих в
экостиле.
Тема №4. Аксессуары. Категория аксессуаров. (4 часа)
Теория (4 часа).
Типы и виды женских и мужских аксессуаров. Правила подбора аксессуаров.
Встреча со стилистом.
Тема №5. Разновидности берестяных браслетов.(10 часов)
Теория (2 часа)
Браслет, история возникновения аксессуара, виды, материалы, используемые в
изготовлении.
Практика (5 часов)
Подготовка бересты к работе, выполнение браслетов в разных техниках:
плетение «змейка», прошивка, склейка. Сборка. Декорирование.
Тема №6. Брелоки (4 часа)
Теория (1 час)
Брелок. История аксессуара. Демонстрация брелоков из бересты.
Практика (3 часа)
Конспектирование необходимых сведений. Анализ образцов. Разметка
бересты. Изготовление брелоков в различных техниках – плетение, термическая
обработка.
Тема №7. Берестяные кулоны (8 часов)
Теория (2 часа)
Кулон. История аксессуара. Кулон-оберег. Демонстрация кулонов из бересты.
Практика (6 часов)
Конспектирование необходимых сведений. Анализ образцов. Разметка
бересты. Изготовление кулонов в различных техниках – плетение, скрутка,
термическая обработка, коллаж.
Тема №8. Бусы (12 часов)
Теория (2 часа)
Бусы: происхождение, история, свойства, виды. Бусы из экологических
материалов. Береста и текстиль.
Практика (10 часов)
Разработка эскиза, консультация педагога. Выполнение бусин из бересты в
технике скрутка, плетение, сборка на джинсовую основу.
Тема № 9. Заколки (12 часов)
Теория (2 часа)
Заколки - аксессуар для волос. История происхождения, виды.
Практика (10 часов)

Разработка
эскиза,
консультация
педагога. Выполнение
заколок,
декорированных прорезной берестой с оплеткой.
Тема № 10. Броши (12 часов).
Теория (2 часа)
Интересные факты о брошах. Виды брошей. История происхождения .
Авторские коллекции брошей.
Практика (10 часов)
Конспектирование необходимых сведений. Эскиз изделия. Прорисовка в
альбоме, корректировка, консультация педагога. Нанесение рисунка на бересту.
Резьба. Декорирование прорезной берестой, вышивкой по бересте.
Тема № 11. Ободок (6 часов)
Теория (1 час)
Ободок как аксессуар для волос, история происхождения, виды. Традиционный
ободок из бересты, современные техники исполнения.
Практика (5 часов)
Выполнение берестяного ободка на каркасе 2 видов. Техника исполнения плетение, сшивная береста. Декорирование оплеткой.
Тема № 12. Футляр для очков (8 часов)
Теория (1 час)
Виды футляров для очков, история происхождения. Футляры из бересты,
разновидности. Демонстрация изделий.
Практика (7 часов)
Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка. Плетение футляра для
солнезащитных очков. Декорирование лент тиснением.
Тема № 13. Косметичка (10 часов)
Теория (2 часа)
Косметичка как аксессуар для хранения косметики и других полезных мелочей.
Виды. Косметички из экологичных материалов.
Практика (6 часов)
Подготовка бересты, расслойка, нарезка. Плетение косметички. Декорирование
оплеткой.
Тема № 14. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества (8
часов)
Теория (4 часа)
Лекции экскурсоводов о творческих людях города, о традиционных
особенностях видов ремесел нашего региона.
Практика (4 часа).
Конспектирование, зарисовка эскизов. Изучение
тенденций развития
декоративно-прикладного творчества. Реферат.

Тема № 15. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества,
мастер-классы (8 часов)
Теория (2 часа)
Творческая биография мастера, демонстрация работ.
Практика (6 часов).
Мастер-классы по направлению деятельности мастера.
Тема № 16. Выполнение итоговых работ (14 часов).
Теория (2 часа)
Этапы работы над творческим проектом. Тема - аксессуары из бересты.
Практика (12 часов)
Конспектирование, зарисовка эскиза творческого проекта. Форма и назначение.
Идеи по использованию текстуры и цвета фона, подбор материала. Утверждение
эскиза творческого проекта. Практическое выполнение итоговой работы.
Презентация проекта.
Тема № 17. Заготовка бересты (6 часов).
Теория (2 часа)
Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты.
Техника безопасности при заготовке. Условия хранения. Обработка бересты.
Практика (4 часа)
Выезд с организованной группой родителей с детьми на заготовку бересты.
Заготовка, обработка и подготовка к хранению.
Тема № 18. Итоговое занятие(2 часа).
Теория (2 часа)
Подведение итогов за год. Оформление выставки в студии. Задание на лето по
заготовке материала.
2 год обучения
Тема №1. Организационное занятие (2 часа).
Теория (2 часа)
Встреча с детьми и родителями. Ознакомление с планом работы на учебный
год. Расписание занятий. Организационные вопросы.
Тема №2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. (2 часа).
Теория (2 часа).
Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с
острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и гигиены.
Сведения об организации рабочего места.
Тема №3. Категории женских и мужских сумок (4 часа)
Теория (4 часа).

История. Мужские и женские модели в современной уличной моде.
Классификация. Правила подбора. Встреча со стилистом.
Тема №4. Визитница (6 часов)
Теория (1 час).
История происхождения. Разновидности.
Практика (5 часов)
Изготовление визитницы сшивным способом, декорирование тиснением,
резьбой.
Тема №5. Поясная сумка.(14 часов)
Теория (1 час)
Поясная сумка от ключницы до аксессуара. Поясная сумка – модный,
современный аксессуар. Виды. Правила использования аксессуара.
Практика (13 часов)
Конспектирование необходимых сведений. Подготовка бересты. Плетение
поясной сумки. Крепление застежки, пояса. Декорирование берестяной оплеткой.
Тема №6. Сумка-планшет (16 часов)
Теория (1 час)
Сумка-планшет, история появления. Профессии и сумка – планшет. Формы
сумки-планшета.
Практика (15 часов)
Косое плетение. Декорирование геометрической оплеткой.
Тема №7. Клатч (12 часов)
Теория (1 час)
Клатч – большой кошелек – или маленькая сумочка? История происхождения.
Виды и формы
Практика (11часов)
Изготовление клатча- основа деревянная прямоугольная
шкатулка,
декорирование прорезной берестой.
Тема №8. Рюкзачок (20 часов)
Теория (2 часа)
История возникновения, виды и формы рюкзаков. Рюкзак как аксессуар
Рюкзак, начало истории - крошни и пестерь. Разновидности рюкзаков. Стилевые
особенности. Экскурсия на выставку в музей «Северная изба», знакомство с
крошнями и пестерем.
Практика (18 часов)
Конспектирование необходимых сведений. Подготовка бересты. Плетение
небольшого рюкзака. Квадратное основание. Крепление застежки, текстильных
лямок. Декорирование берестяными бусинами.
Тема № 9. Сумка – шоппер (22 часа)

Теория (2 часа)
Сумка – шоппер- отличная альтернатива полиэтиленовому пакету.
Преимущества сумки-шоппера: большая вместительность, разнообразие моделей,
удобство носки, аксессуар в тренде. Виды и формы сумок-шопперов. Сумки из
экологичных материалов. Демонстрация вариантов исполнения.
Практика (20 часов)
Расчет размеров изделия, ширины и длины лыка. Способы декорирования,
оформления края. Подготовка бересты. Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка.
Плетение сумки. Прямоугольное основание. Крепление застежки, текстильных
лямок. Декорирование берестяными бусинами.
Тема № 10. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества (4
часа)
Теория (2 часа)
Лекции экскурсоводов о творческих людях города, о традиционных
особенностях видов ремесел нашего региона.
Практика (2 часа).
Конспектирование, зарисовка эскизов. Изучение
тенденций развития
декоративно-прикладного творчества. Реферат.
Тема № 11. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества, мастерклассы (6 часов)
Теория (2 часа)
Творческая биография мастера, демонстрация работ.
Практика (4 часа).
Мастер-классы по направлению деятельности мастера.
Тема № 12. Выполнение итоговой работы - сумка-коробочка (16 часов)
Теория (2 часа)
Этапы работы над творческим проектом. Тема - сумка-коробочка.
Практика (12 часов)
Конспектирование, зарисовка эскиза творческого проекта. Форма и назначение.
Идеи по использованию текстуры и цвета фона, подбор материала. Утверждение
эскиза творческого проекта. Практическое выполнение итоговой работы.
Презентация проекта.
Тема № 13 Заготовка бересты (6 часов).
Теория (2 часа)
Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты.
Техника безопасности при заготовке. Условия хранения. Обработка бересты.
Практика (4 часа)
Выезд с организованной группой родителей с детьми на заготовку бересты.
Заготовка, обработка и подготовка к хранению.

Тема № 18. Итоговое занятие(2 часа).
Теория (2 часа)
Подведение итогов за год. Оформление выставки в студии. Задание на лето по
заготовке материала.
3 год обучения
Тема №1. Организационное занятие (2 часа).
Теория (2 часа)
Встреча с детьми и родителями. Ознакомление с планом работы на учебный
год. Расписание занятий. Организационные вопросы.
Тема №2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. (2 часа).
Теория (2 часа).
Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с
острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и гигиены.
Сведения об организации рабочего места.
Тема №3. Категории деловых аксессуаров. (4 часа)
Теория (4 часа).
История. Классификация. Правила подбора.
Тема №4. Футляр для очков (6 часов)
Теория (1 час).
История происхождения. Разновидности.
Практика (5 часов)
Изготовление футляра сшивным способом, декорирование тиснением, резьбой.
Тема №5. Чехол для хранения карт и банкнот. (6 часов)
Теория (1 час)
Чехол для хранения карт – модный, современный аксессуар. Виды. Правила
использования аксессуара.
Практика (5 часов)
Конспектирование необходимых сведений. Подготовка бересты. Изготовление
футляра сшивным способом, декорирование тиснением, резьбой, берестяной
оплеткой.
Тема №6. Обложка для ежедневника (6 часов)
Теория (1 час)
Ежедневник – верный и надежный спутник современного человека.
Это и памятка о неотложных делах, и календарь текущих событий, и записная
книжка для важной информации. История происхождения. Виды и формы.
Практика (5 часов)

Конспектирование необходимых сведений. Подготовка бересты. Нанесение
растительного орнамента, вырезание. Декорирование обложки ежедневника
прорезной берестой, тонирование.
Тема №7. Кошелек. (12 часов)
Теория (1 час)
История происхождения. Мужские и женские кошельки. Разновидности
применения.
Практика (11часов)
Изготовление кошелька. Расчет размеров изделия, ширины и длины лыка.
Правила плетения. Образцы изделий. Особенности плетения квадратного и
прямоугольного дна. Способы декорирования.
Тема №8. Пенал (8 часов)
Теория (1 час)
История происхождения. Демонстрация пеналов, их разновидности. Приемы
плетения изделий с крышкой.
Практика (7 часов)
Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка. Плетение пенала. Декорирование
лент тиснением.
Тема № 9. Папка для документов (24 часа)
Теория (2 часа)
Папка для документов из бересты - отличная альтернатива полиэтиленовому
пакету. Преимущества - большая вместительность, разнообразие моделей,
долговечность, оригинальность. Виды и формы. Сумки. Демонстрация вариантов
исполнения.
Практика (22 часов)
Расчет размеров изделия, ширины и длины лыка. Способы декорирования,
оформления края. Подготовка бересты. Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка.
Плетение папки. Прямоугольное основание. Крепление застежки, текстильных
лямок. Декорирование берестяными бусинами.
Тема № 10. Футляр для ноутбука (30 часов)
Теория (2 часа)
История появления данного аксессуара, которая тесно связана с развитием
персональной компьютерной техники. Футляр для ноутбука не только
функциональная вещь с определенными задачами, а так же стильный и красивый
аксессуар. Цветовая гамма, виды и формы.
Практика (28 часов)
Расчет размеров изделия, ширины и длины лыка. Способы декорирования,
оформления края. Подготовка бересты. Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка.

Плетение. Прямоугольное основание. Крепление застежки, текстильных лямок.
Декорирование тиснением.
Тема № 11. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества (4
часа)
Теория (2 часа)
Лекции экскурсоводов о творческих людях города, о традиционных
особенностях видов ремесел нашего региона.
Практика (2 часа).
Конспектирование, зарисовка эскизов. Изучение
тенденций развития
декоративно-прикладного творчества. Реферат.
Тема № 12. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества, мастерклассы (6 часов)
Теория (2 часа)
Творческая биография мастера, демонстрация работ.
Практика (4 часа).
Мастер-классы по направлению деятельности мастера.
Тема № 13. Выполнение итоговой работы – сумка-органайзер (16 часов)
Теория (2 часа)
Этапы работы над творческим проектом. Тема - сумка-органайзер.
Практика (12 часов)
Конспектирование, зарисовка эскиза творческого проекта. Форма и назначение.
Идеи по использованию текстуры и цвета фона, подбор материала. Утверждение
эскиза творческого проекта. Практическое выполнение итоговой работы.
Презентация проекта.
Тема № 14 Заготовка бересты (6 часов).
Теория (2 часа)
Правила и приемы заготовки бересты. Время и место заготовки бересты.
Техника безопасности при заготовке. Условия хранения. Обработка бересты.
Практика (4 часа)
Выезд с организованной группой родителей с детьми на заготовку бересты.
Заготовка, обработка и подготовка к хранению.
Тема № 15. Итоговое занятие(2 часа).
Теория (2 часа)
Подведение итогов за год. Оформление выставки в студии. Задание на лето по
заготовке материала.

Календарный учебный график
1 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель –64 часа
II полугодие – 18 учебных недель - 72 часа
№ п/п

Месяц

1.

Сентябрь

2.

3-4

5-6
7

8
9-12
13

Октябрь

Число

Тема занятия

Часы

Форма занятия

Форма контроля

Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Расписание
занятий. Требования к обучающимся. Входной контроль.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ
при работе с острыми режущими и колющими предметами.
Правила санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего
места. Правила ТБ, ПБ, санитарии и гигиены проводятся с
изучением каждой новой темы.
Принципы создания экостиля в дизайне одежды. Использование
этнических особенностей, традиционных народных техник в
создании и оформлении одежды и аксессуаров ручной работы.
Коллекции современных дизайнеров, работающих в экостиле.
Аксессуары. Категория аксессуаров. Типы и виды женских и
мужских аксессуаров. Правила подбора аксессуаров.
Встреча с Кузнецовой Еленой Павловной – персональным
стилистом, консультантом по имиджу, аналитиком моды г.
Котласа
Экскурсия в магазин аксессуаров.

2

Беседа

Опрос

2

Беседа

Тест

4

Лекция
Выставка

Тест

4

Лекция
Выставка
Встреча со
стилистом

Тест

2

Экскурсия

Браслет, история возникновения аксессуара, виды,
материалы, используемые в изготовлении. Подготовка бересты к
работе, выполнение браслетов в разных техниках: плетение
«змейка», прошивка, склейка. Сборка. Декорирование.

10

Беседа
Демонстрация
готовых
изделий
Практическая
работа

2

Беседа
Практическая
работа
Наблюдение,
опрос
Опрос
Анализ работы

13-14

15-18

Ноябрь

19
20-25

26-31

Декабрь

Брелок. История аксессуара. Демонстрация брелоков из бересты.
Конспектирование необходимых сведений. Анализ образцов.
Разметка бересты. Изготовление брелоков в различных техниках –
плетение, термическая обработка

4

Кулон. История аксессуара. Демонстрация кулонов из бересты.
Конспектирование необходимых сведений. Анализ образцов.
Разметка бересты. Изготовление кулонов в различных техниках –
плетение, скрутка, термическая обработка, коллаж.
Экскурсия на выставку «Мы вместе», выставочный зал КДЦ.
Работы мастеров города Коряжмы
Бусы: происхождение, история, свойства, виды. Бусы из
экологических материалов. Береста и текстиль. Разработка эскиза,
консультация педагога. Выполнение бусин из бересты в технике
скрутка, плетения сборка на джинсовую основу.
Заколки - аксессуар для волос. История происхождения, виды.
Разработка эскиза, консультация педагога. Выполнение заколки,
декорированной прорезной берестой с оплеткой.

8

Встреча с мастером по созданию
Масленниковой Оксаной Николаевной

32

33-38

Январь

39-41

Февраль

заколок

для

Беседа
Демонстрация
готовых
изделий
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа

Опрос
Анализ работы

Самостоятельная
работа

2

Экскурсия

Наблюдение

12

Беседа
Выставка
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа

Опрос
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Тест
Самостоятельная
работа
Наблюдение

Встреча с
мастером
Мастер-класс
Беседа
Практическая
работа

Самооценка
Наблюдение
Наблюдение
Самостоятельная
работа

Беседа
Практическая
работа

Наблюдение
Самостоятельная
работа

12

волос-

2

Брошь. Интересные факты о брошах. Виды брошей.
Конспектирование необходимых сведений. Эскиз изделия.
Прорисовка в альбоме, корректировка, консультация педагога.
Нанесение рисунка на бересту. Резьба. Декорирование прорезной
берестой, вышивкой по бересте.
Ободок как аксессуар для волос, история происхождения, виды.
Традиционный ободок из бересты, современные техники
исполнения. Выполнение берестяного ободка на каркасе 2 видов.
Техника исполнения - плетение, сшивная береста. Декорирование
оплеткой.

12

6

41-42

43-46

47-48

Март

49-53

54-55

Апрель

56
57-62

63
64-65

66

Май

Встреча с мастером по изготовлению аксессуаров ручной работы Ядрихинской Светланой
Алексеевной. Мастер-класс по
изготовлению ободка (джинс, береста).
Виды футляров для очков, история происхождения. Футляры из
бересты, разновидности. Демонстрация изделий. Нарезка лент,
отслойка, очистка, сортировка. Плетение футляра для
солнцезащитных очков. Декорирование лент тиснением.
Экскурсия на выставку аксессуаров ручной работы «Модное
хобби», выставочный зал КДЦ

4

4

Экскурсия

Наблюдение,
реферат

Косметичка как аксессуар для хранения косметики и других
полезных мелочей. Виды. Косметички из экологичных материалов.
Подготовка бересты, расслойка, нарезка. Плетение косметички.
Декорирование оплеткой.

10

Беседа
Выставка
Практическая
работа

Опрос
Наблюдение
Самостоятельная
работа

Участие в конференции «Я познаю мир». Подготовка реферата.

4

Консультация

Реферат

Этапы работы над творческим проектом. Тема - аксессуары из
бересты.
Идеи по использованию текстуры и цвета фона, подбор материала.
Утверждение эскиза творческого проекта. Практическое
выполнение итоговой работы.
Презентация творческого проекта. Итоговый контроль.
Заготовка бересты. Правила и приемы заготовки бересты. Время и
место заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке.
Условия хранения. Обработка бересты.
Выезд с организованной группой родителей с детьми на заготовку
бересты. Заготовка, обработка и подготовка к хранению.
Итоговое занятие. Планы на следующий учебный год

2

Консультация

12

Самостоятельн
ая работа

Зарисовка
эскизов.
Наблюдение

2
6

Защита проекта
Выставка
Организованны Самостоятельная
й выезд на
работа
заготовку

Итого:

8

2
136

Встреча с
мастером
Мастер-класс
Беседа
Практическая
работа

Подведение
итогов за год

Самооценка
Наблюдение
Наблюдение
Самостоятельная
работа

Выставка

Календарный учебный график
2 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель –64 часа
II полугодие – 18 учебных недель - 72 часа
№ п/п

Месяц
Сентябрь

3-4

5

6
7-8

Число

2

Форма
занятия
Беседа

Форма
контроля
Опрос

2

Беседа

Тест

4

Лекция
Выставка

Тест

2

Встреча со
стилистом

2

Экскурсия

6

Беседа
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа

Беседа
Практическая
работа
Наблюдение,
опрос
Самостоятельн
ая работа

Тема занятия

Часы

Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий.
Требования к обучающимся. Входной контроль.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Основные
инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с
острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и
гигиены. Сведения об организации рабочего места. Правила ТБ, ПБ,
санитарии и гигиены проводятся с изучением каждой новой темы.
Категории женских и мужских сумок. История.
Мужские и женские модели в современной уличной моде.
Классификация.
Встреча с Кузнецовой Еленой Павловной – персональным стилистом,
консультантом по имиджу, аналитиком моды г. Котласа Подбор сумок
по стилю.
Экскурсия в магазин «1000 и одна сумка». Формы и виды сумок.
Конспектирование .
Визитница. История происхождения. Разновидности. Изготовление
визитницы сшивным способом, декорирование тиснением, резьбой.
Поясная сумка от ключницы до аксессуара. Косое плетение, основа ремня
– плотная ткань, декорирование оплеткой.

14

Сумка-планшет, история появления. Профессии и сумка – планшет.
Формы сумки-планшета. Косое плетение. Декорирование геометрической
оплеткой.

16

Октябрь
9-15

17-24

Ноябрь

Самостоятельн
ая работа
Самостоятельн
ая работа

25-30

Декабрь

Клатч – большой кошелек – или маленькая сумочка? История
происхождения. Виды и формы. Изготовление клатча- основа деревянная
прямоугольная шкатулка, декорирование прорезной берестой.

12

Беседа
Практическая
работа

Самостоятельн
ая работа

31-41

Январь

22

Беседа
Экскурсия
Практическая
работа

Опрос
Анализ работы

42-52

Февральмарт

Рюкзак, начало истории - крошни и пестерь. Разновидности рюкзаков.
Стилевые особенности. Экскурсия на выставку в музей «Северная изба»,
знакомство с крошнями и пестерем. Расчет размеров изделия, ширины и
длины лыка. Правила плетения. Образцы изделий. Особенности плетения
квадратной и прямоугольной основы. Способы декорирования.
Сумка – шоппер- отличная альтернатива полиэтиленовому пакету.
Преимущества сумки-шоппера: большая вместительность, разнообразие
моделей, удобство носки, аксессуар в тренде. Расчет размеров изделия,
ширины и длины лыка. Способы декорирования, оформления края.
Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка. Плетение.
Встреча с мастером по пошиву сумок-шопперов Шевкун Анной
Сергеевной. Мастер-класс. Декорирование штамповкой.
Эксурсия на выставку аксессуаров ручной работы «Модное хобби»,
выставочный зал КДЦ.
Выполнение итоговой работы - сумка-коробочка. Разработка эскиза, расчет
размеров изделия, ширины и длины лыка. Правила плетения. Образцы
изделий. Особенности плетения квадратного и прямоугольного дна.
Способы декорирования. Презентация творческого проекта. Итоговый
контроль.
Заготовка бересты. Правила и приемы заготовки бересты. Время и место
заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке. Условия
хранения. Обработка бересты.
Выезд с организованной группой родителей с детьми на заготовку бересты.
Заготовка, обработка и подготовка к хранению.
Итоговое занятие.

22

Беседа
Практическая
работа

Самостоятельн
ая работа

4

Встреча с
мастером
Экскурсия

Мастер -класс

16

Беседа
Выставка
Практическая
работа

Опрос
Самостоятельн
ая работа
Наблюдение

6

Организованн
ый выезд на
заготовку

Самостоятельн
ая работа

2

Подведение
итогов за год

Выставка

Итого:

136

53-54
55

Апрель

56-62

63-65

Май

2

Наблюдение

Календарный учебный график
3 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель –64 часа
II полугодие – 18 учебных недель - 72 часа
№ п/п

Месяц
Сентябрь

3-4

5

6
7-8
Октябрь

9-15

Число

Тема занятия

Часы

Форма занятия

Форма контроля

Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Расписание
занятий. Требования к обучающимся. Входной контроль.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ.
Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ
при работе с острыми режущими и колющими предметами.
Правила санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего
места. Правила ТБ, ПБ, санитарии и гигиены проводятся с
изучением каждой новой темы.
Категории женских и мужских сумок. История.
Классификация. Правила подбора.

2

Беседа

Опрос

2

Беседа

Тест

4

Лекция
Выставка

Тест

Встреча с Горбуновой Ольгой Александровной – персональным
стилистом, консультантом по имиджу, аналитиком моды г.
Котласа.
Экскурсия в магазин «Саквояж». Формы и виды деловых
аксессуаров. Конспектирование .
Чехол для хранения карт – модный, современный аксессуар. Виды.
Правила использования аксессуара.
История происхождения. Разновидности. Изготовление чехла
сшивным способом, декорирование тиснением, резьбой.
Футляр для очков. История происхождения. Разновидности.
Изготовление футляра сшивным способом, декорирование
тиснением, резьбой.

2

Встреча со
стилистом

2

Экскурсия

6

Беседа
Практическая
работа

Беседа
Практическая
работа
Наблюдение,
опрос
Самостоятельная
работа

6

Беседа
Практическая
работа

Самостоятельная
работа

17-24

25-30

Ноябрь

31-41

Декабрь

42-52

Декабрьфевраль

Февральмарт

Ежедневник – верный и надежный спутник современного человека.
Это и памятка о неотложных делах, и календарь текущих событий,
и записная книжка для важной информации. История
происхождения. Виды и формы. Конспектирование необходимых
сведений. Подготовка бересты. Нанесение растительного
орнамента, вырезание. Декорирование обложки ежедневника
прорезной берестой, тонирование.
Мужские и женские кошельки. История происхождения,
разновидности. Изготовление кошелька. Расчет размеров изделия,
ширины и длины лыка. Правила плетения. Образцы изделий.
Особенности плетения квадратного и прямоугольного дна.
Способы декорирования
Пенал-история происхождения. Демонстрация пеналов, их
разновидности. Приемы плетения изделий с крышкой.
Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка. Плетение пенала.
Декорирование лент тиснением.
Папка для документов из бересты - отличная альтернатива
полиэтиленовому пакету.
Преимущества
большая
вместительность,
разнообразие
моделей,
долговечность,
оригинальность. Виды и формы. Сумки. Демонстрация вариантов
исполнения. Расчет размеров изделия, ширины и длины лыка.
Способы декорирования, оформления края. Подготовка бересты.
Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка. Плетение папки.
Прямоугольное основание. Крепление застежки, текстильных
лямок. Декорирование берестяными бусинами.
История появления футляра для ноутбука, которая тесно связана с
развитием персональной компьютерной техники. Футляр для
ноутбука не только функциональная вещь с определенными
задачами, а так же стильный и красивый аксессуар. Цветовая
гамма, виды и формы. Расчет размеров изделия, ширины и длины
лыка. Способы декорирования, оформления края. Подготовка
бересты. Нарезка лент, отслойка, очистка, сортировка. Плетение.

6

Беседа
Практическая
работа

Самостоятельная
работа

12

Беседа
Практическая
работа

Самостоятельная
работа

8

Беседа
Экскурсия
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа

Опрос
Анализ работы

24

30

Самостоятельная
работа

Прямоугольное основание. Крепление застежки, текстильных
лямок. Декорирование тиснением.
53-54

55
56-62

Апрель

63-65

Май

Встреча с мастером по плетению футляров для ноутбуков –
Петаниной Ниной Павлиновной. Демонстрационный мастеркласс. Декорирование выжиганием.
Эксурсия на выставку аксессуаров ручной работы «Модное
хобби», выставочный зал КДЦ.
Выполнение итоговой работы - сумка-органайзер. Разработка
эскиза, расчет размеров изделия, ширины и длины лыка. Правила
плетения. Образцы изделий. Особенности плетения квадратного и
прямоугольного дна. Способы декорирования. Презентация
творческого проекта. Итоговый контроль.
Заготовка бересты. Правила и приемы заготовки бересты. Время и
место заготовки бересты. Техника безопасности при заготовке.
Условия хранения. Обработка бересты.
Выезд с организованной группой родителей с детьми на заготовку
бересты. Заготовка, обработка и подготовка к хранению.
Итоговое занятие.

Итого:

4

Встреча с
мастером

Мастер -класс

2

Экскурсия

Наблюдение

16

Беседа
Выставка
Практическая
работа

Опрос
Самостоятельная
работа
Наблюдение

6

2

Организованный Самостоятельная
выезд на
работа
заготовку

Подведение
итогов за год

Выставка

136

Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, но количество
учебных недель и часов, отработанных за год, остаются неизменными

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог
дополнительного
образования
художественной
направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества.
Материально- техническое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы необходимо просторное,
хорошо освещенное помещение, с размещением рабочих столов от
направления дневного света, с системой общего освещения, оборудованное
мебелью (парты, стулья, шкафы для материалов и инструментов, стеллажи для
выставочных работ). Организация внутреннего пространства кабинета должна
соответствовать характеру работ, проводимых в кабинете, и соответствовать
принципу целесообразности. Желательно, чтобы мебель свободно
переставлялась (при смене вида деятельности на занятиях). В кабинете должен
соблюдаться тепловой режим и требования пожарной безопасности.
Информационное обеспечение:
Компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочным поисковым
системам INTERNET проектора для мультимедийных презентаций, экрана,
принтера, сканера, фотоаппарата.
Учебно-методический комплекс:
1. Дополнительная общеобразовательная программа «Береста. Аксессуар».
2. План учебно-воспитательной работы на учебный год.
3. Журнал учета работы детского объединения.
4. Образцы изделий.
5. Лучшие работы выпускников.
6. Информационный стенд об объединении.
7. Экспедиционный материал: фотографии,
ксерокопии,
видеофильмы, презентации
8. Книги, журналы по берестяному промыслу.

9. Методические папки по темам изучения программы: схемы,
технологические карты, ксерокопии с литературных источников, таблицы,
шаблоны, раздаточный материал.
10. Рефераты, исследовательские работы.
Инструменты и приспособления: пробойники, коточик, дырокол, резаки,
шило, ножницы-зигзаг, плоскогубцы, клей-пистолет, бокорезы, секатор,
пинцеты, линейки металлические, чеканы, карандаши, ножницы, молоток,
проволока, леска, иголки, скрепки, фанера, ДВП, клей, кисти художественные,
шпажки, кисти для клея, кусачки, лобзик.
Материалы: береста, корень сосны, наждачная бумага, морилка,
марганцовка, клей ПВА, клей «Титан», масло растительное.
Список информационных ресурсовЛитература для педагогов:
1. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие
дляродителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1999. 208 с.
2. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. М: Миринда;
Радиола-плюс, 1999. 272 с.
3. Канев В. Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. - Сыктывкар,
1994.
4. Клевцов В. И. «Плетение из бересты. 50 полезных советов». Лениздат,
1996.
5. Кочев М. С. «Секреты бересты». М.: Профиздат, 2005.
6. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра».
М:Эксмо, 2006. 96 с.
7. Марьина Ю. Коллажи и панно. М: Ниола 21-й век, 2006. 96 с.
8. Журнал «Ручная работа», М: ЗАО «Вкусная жизнь», 2006, 2007, 2008.
9. Журнал «Народное творчество», М: Московская правда, 2005, 2006,
2007,2008.
10. Пипер А., Фишер А. Поделки из бумажной бечевки. М: АРТРОДНИК,2007. 32 с.
Перевертень Г.И. «Пофантазируй с берестой». М.: АСТ; Донецк, 2007г. –
Поделки своими руками.
11. Соколова С. Игрушки из бересты. М: Эксмо; С-Пб.: Валерии СПД,
2004.224 с.
Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты», М. «Нива
России», 1995г.
12. Финягин В.В., Изделия из бересты., АСТ"Астрель", М., 2003 г.
13. Ускова Ф. Береста. Русское золото. М: Профиздат, 2007. 88 с.

Литература для родителей и обучащихся:
1. Гусакова М.А. Аппликации. М: Просвещение, 1993. 160 с.
2. Ерёмина Т.И. Рукоделие. М: Просвещение, 1990. 87 с.
3. Колесников Е. Фантазии из природных материалов. М: Эксмо, 2008. 64
с.
4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль:
Академияразвития, 1998. 192 с.
5. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Ярославль:Академия развития, 1997. 224 с.
6. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль:
Академия развития, 1999. 144 с.
7. Черныш И.В. Удивительная береста. М: АСТ-ПРЕСС, 2000. 160 с.
8. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М: АТС-ПРЕСС, 1999.
160с.
Электронные ресурсы:
1. https://www.pinterest.ru
2. https://www.livemaster.ru - портал «Ярмарка мастеров»
3. https://vk.com/berestushka - группа ВК «Берестушка»
4. https://vk.com/remesla_severa - группа ВК «Забытые ремесла Севера»
5. https://vk.com/shutihinberesta - ВК Александр Шутихин
Перечень информационных ресурсов для использования
дистанционных форм обучения:
1. https://vk.com/remeslodo -группа ВК «Изучаем народные ремесла, не

выходяиз дома»
2. https://vk.com/birch_bark_studio

«Берестудия»

- группа ВК «Природная мастерская

приложение 1.
Оценочные материалы
Контрольно- измерительные материалы для проведения
итоговой аттестации
Форма аттестации: тестирование, творческий проект
Описание: тест «Берестяные аксессуары», творческая работа «Кошелёк»
Творческая работа на тему «Кошелёк».
Изготовить и декорировать кошелек из бересты по своему эскизу.
Критерии оценки творческой работы обучающихся:
- самостоятельность в выполнении работы;
- качество исполнения;
- соблюдение технологии исполнения;
- эстетический вид;
-декорирование работы.
-выполнение сложных элементов;
-работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
- использование различных техник, изучаемых в течение года;
- плотность плетения;
- симметричность углов;
- обработка края.

Тест «Аксессуары в экостиле»
1. Назови отличительные особенности экостиля.
2. Назови направления экостиля.
3. Назови принципы создания экостиля в дизайне одежды.
4. Назови этнические особенности, традиционных народных техник в создании
и оформлении одежды и аксессуаров ручной работы.
5. Назови современных дизайнеров, работающих в экостиле.
6. Назови категории аксессуаров.
7. Перечисли виды сумок.
8.Перечисли виды бижутерии.
9. Перечисли материалы, применяемые в создании аксессуаров в экостиле.
10.Какие техники работы с берестой применяются в создании аксессуаров?

Критерии оценивания:
Низкий уровень 5-6 правильных ответов
Средний уровень 7-8 правильных ответов
Высокий уровень 9-10 правильных ответов

1
2
3
4
5

повторно аттестован

Результаты
аттестации
за год

не аттестован

ФИО

аттестован

№

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год
Теоретические
Творческие
Возраст
Владение
Практические
знания
специальной
умения и
навыки
терминологией
навыки
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н С
В

Приложение А
Оценочные средства
Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы
диагностики

Воспитательный компонент
1.
Усвоение
детьми
знаний
норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций, которые
выработало
российское
общество:

Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое
принятым в 
имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном наблюдение,
обществе
наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях беседы с детьми
правилам,
народов России,
традициям.

имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в
основных трудовых (профессиональных) сферах,

имеет представление об экологической культуре, правилах поведения в
природной среде и по отношению к животному миру,
Средний уровень:
•
имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и
культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях,
религиях народов России,
•
имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей,
знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер,
знает, но не всегда соблюдает правила поведения в природной среде и
отношению к животному миру,
Низкий уровень:

очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России,
традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России,

не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных
трудовых (профессиональных) сферах,

имеет отрывочные знания правил поведения в природной среде и по
отношению к животному миру,

2. Формированиеи
развитие
личностного
отношения детейк
этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:

гордится историческим и культурным наследием народов России и
российского общества,

уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам,
памятникам, святыням и религиям народов России,

уважительно относится к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию,

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,
участие в различных
мероприятиях

Средний уровень:

понимает значение исторического и культурного наследия народов России и
российского общества для страны и мира,

понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,

понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,
Низкий уровень:

не понимает значение исторического и культурного наследия народов России
и российского общества,
не понимает
важность
уважительного
отношения
к памяти предков,
традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,

не понимает значения художественной культуры народов России для
мирового искусства, культурного наследия
3.
Приобретение
соответствующего
этим нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:

участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне
города, учреждения, детского объединения,

участвует в социально значимой деятельности
Средний уровень:
•
периодически участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
периодически участвует в социально значимой деятельности:
Низкий уровень:
•
очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
периодически участвует в социально значимой деятельности


Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, оценка
творческих
и
исследовательских
работ и проектов,
отзывы, интервью,
материалы
рефлексии и т. д

Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
Показатели
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Показатели
Степень
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
выраженности
ИТОГО
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
оцениваемого
%
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
качества
традициям
опыта поведения, общения,
%
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

начало года

окончание года

межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

Приложение Б
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

1

Участие в мероприятиях на уровне учреждения, В течение
муниципалитета, региона
года

2

Праздники народного календаря «Кузьминки»,
«Святочные посиделки», «Масленница»

3

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

4

Форма проведения
(праздник на уровне Дворца, экскурсия,
концерт, соревнование, итоговый
концерт, отчетный концерт,
тематический вечер, мастер-класс,
праздник на уровне города, фестиваль,
экоквест, игровое занятие и др.)
Мероприятия

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

Фото и видеоматериалы с
выступлением детей

Ноябрь,
январь,
март
В течение
года

Праздничная игровая программа

Информация на сайте
учреждения

Фестиваль- конкурс

Информация на сайте
учреждения

Участие во Всероссийских акциях «Ночь
искусств», «Ночь в музее», «Библионочь»

В течение
года

Мастер-классы

Информация на сайте
учреждения

5

Встреча с мастером

Октябрь,
март

Тематический вечер

6

Итоговое анкетирование учащихся об
удовлетворенности оказываемых услуг

Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Отчет

май

Анкетирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».