2 года Современница Бисс 4 часа

1

Пояснительная записка
На базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы»
более 20 лет работает студия парикмахерского искусства Персона». В рамках
деятельности данной студии реализуются программы:
«Юный парикмахер» для подростков 10-13 лет,
«Юный парикмахер: расширенный курс» для подростков 13-16 лет
«Современница» для подростков 13-18 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа «Современница» имеет
художественную направленность.
Содержание программы направлено на развитие и расширение творческого
потенциала подростка посредством парикмахерского искусства и искусства визажа.
Настоящая Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
− Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
− Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
− Методические
рекомендации
Федерального
государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
− Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),
Уставом учреждения
Уставом учреждения.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на занятиях
художественной направленности и спецификой работы учреждения.
2

Программа реализуется на базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1
г. Коряжмы», так как требует специального оборудования и оснащения.
Актуальность данной программы заключается в том, что она ориентирована
на запросы учащихся среднего и старшего школьного возраста, родителей,
окружающего социума.
Программа реализуется на базе Дома детского творчества.
Целью данной программы является развитие творческих способностей
детей посредством парикмахерского искусства и искусства визажа.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с современным парикмахерским искусством;
- изучить основы макияжа;
- изучить специальные термины,
- научить выполнять усложненные стрижки;
- научить выполнять макияж;
- научить выполнять фантазийные прически;
- научить создать современный образ в соответствие с современными
направлениями моды (прическа и макияж).
Развивающие:
- развитие интереса к парикмахерскому искусству;
- развитие интереса к искусству макияжа
- научить выполнять свои неповторимые образы;
- формировать учебную мотивацию и стимулировать творческий
потенциал;
- развивать элементы креативного мышления;
- активизировать познавательную деятельность
Воспитательные:
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- уважения к жизни, достоинству, свободе
мировоззренческого выбора каждого
человека, к национальному достоинству;
- формирование стремления к сотрудничеству,
уважения к старшим;
- эстетическое и трудовое воспитание обучающихся.
Воспитательная работа:
- формирование у учащихся воли и дисциплинированности в творческой
деятельности;
- формирование опыта художественного творчества как социально значимой
деятельности.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она
направлена на расширение уже приобретенных навыков по парикмахерскому
искусству и приобретение новых. Это искусство нанесения декоративной косметики
3

на лицо. В процессе обучения по программе подростки знакомятся с современным
парикмахерским искусством, индустрией красоты. Они формируют понятие о
прическах высокой моды, конкурсных прическах и требованиях к ним, о средствах
декоративной косметики и способах ее нанесения. Итоги работы постоянно
демонстрируются на показах, конкурсах, фестивалях. Оформляются портфолио
работ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в подборе
содержания материала программы, методов и форм работы с учетом возрастных
особенностей обучающихся подросткового возраста. Программа построена по
принципу - от простого к сложному. Используются современные информационные
технологии.
Обучение по данной программе развивает мелкую моторику, активизирует
внимание и глазомер. Парикмахерское дело развивает хороший вкус, чувство цвета,
выносливость, трудолюбие и аккуратность. Работа с декоративной косметикой
развивает ответственность, терпеливое отношение к работе, аккуратность,
трудолюбие, усидчивость, наблюдательность, зрительную образную память
Полученные знания помогут обучающимся в выборе дальнейшей сферы работы и в
повседневной жизни.
В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы, обучающиеся: усваивают необходимую информацию,
имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется на базе ФДОД «Дом детского творчества МОУ «СОШ
№1 г. Коряжмы», имеет продвинутый уровень, расширяет и углубляет знания и
умения обучающихся в парикмахерском искусстве и знакомит с искусством
макияжа. Процесс обучения имеет несколько этапов. Сначала дается общее
представление о современной индустрии красоты, о новых современных тенденциях
в парикмахерском искусстве, подростки знакомятся с основами макияжа.
Вспоминаем о санитарии и гигиене, этике, говорим об основах макияжа, которые
научат подростка подбирать цветовые сочетания во внешности, научат определять
свой цветовой тип. Теоретический и практический материал изучается
одновременно.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы практическая
и творческая часть программы преобладала над теоретической. Это способствует
более успешному освоению программы и закреплению пройденного материала.
Необходимо, чтобы теория сопровождалась наглядной демонстрацией, что
позволяет лучше усваивать пройденный материал.
Теоретическое изложение материала необходимо давать впервые 10-20 минут
каждого дня занятий перед практической работой.
Учебный год для учащихся должен заканчиваться демонстрацией полученных
навыков (конкурсы, показы, презентации, портфолио и альбомы с работами за год).
Особое внимание уделяется работе учащихся по индивидуальным заданиям,
4

способствующей развитию их творческой активности. Теоретическая подготовка
при этом проводится как индивидуально с объяснением принципа для получения
лучших результатов, так и с объяснением всему коллективу учащихся для
расширения их кругозора.
Для достижения задач воспитания при реализации образовательной
программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Методы обучения
Репродуктивный - основополагающий метод обучения в освоении
программыданного уровня.
Диалогический - предполагает объяснение теоретического материала в виде
познавательных бесед. Беседы ведутся в диалогической, часто в вопросно-ответной
форме и сопровождаются демонстрацией приемов работы.
Поисковый (творческий) - применяется при работе по персональным
проектам. Целесообразен при высоком уровне освоения программы, когда на базе
уже усвоенных знаний учащийся реализует оригинальные творческие замыслы.
Практические занятия -способствуют усвоению и применению правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Ролевая игра, мастерклиент.
В коллективных творческих делах проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи Наставничество по модели «ученик-ученик».
Итоговые мероприятия- участие в отчетном концерте. Способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Характеристика обучающихся
Программа «Современница» адресована учащимся в возрасте от 13 до 18 лет.
В объединение принимаются обучающиеся после освоения программ 2Юный
парикмахер» и «Юный парикмахер: расширенный курс». Главным условием приема
в коллектив является повышенный интерес и желание заниматься парикмахерским
искусством.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 12 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной состав
групп.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год 136 часа.
Программа состоит из отдельных тем: санитария и гигиена, профессиональная
этика, усложненные стрижки, фантазийные прически, макияж. Темы изучаются
последовательно по принципу «от простого к сложному».
Формы и режим занятий по программе
5

Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности: в ходе реализации программы сочетается
групповая, индивидуальная и фронтальная работа. Занятия включают
теоретическийи практический модули.
Группы формируются в соответствии с возрастом.
Формы работы
Практико – теоретические (Беседы, лекции, экскурсии).
Теоретический материал выдается вначале каждой темы, затем в начале
каждого двухчасового занятия, продолжительностью не более 15 мин в виде беседы
или лекции с демонстрацией наглядного дидактического материала.
Практическая (Практическое задание).
Выполнение практического задания, используя приобретенные знания на
практике.
Проектная (Творческое задание)
Предусматривает работу по персональным проектам. Участие обучающихся в
конкурсах, конференциях, фестивалях.
Режим занятий.
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Постоянно проводятся инструктажи по безопасной работе с различными
инструментами и материалами.
Примерная структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с
инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление
новых знаний.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации Программы 1 года.
Обучающиеся по окончании обучения будут
Знать:
- правила исполнения усложненных стрижек;
- способы выполнения постижерных работ;
-технологию окрашивания волос;
- средства декоративной косметики;
- способы нанесения декоративной косметики на лицо;
- принципы создания современного образа;
Уметь:
- выполнять усложненные стрижки волос;
- выполнять конкурсные прически, постижерные аксессуары;
- выполнить макияж на лице модели;
6

- творчески подходить к выполнению работы;
- общаться с клиентом в соответствие с нормами поведения на рабочем месте.
Планируемые результаты реализации Программы 2 года.
Обучающиеся по окончании обучения будут
Знать:
- правила исполнения усложненных стрижек;
- способы выполнения постижерных работ;
-технологию окрашивания волос;
- средства декоративной косметики;
- способы нанесения декоративной косметики на лицо;
- принципы создания современного образа;
Уметь:
- выполнять усложненные стрижки волос;
- выполнять конкурсные прически, постижерные аксессуары;
- выполнить макияж на лице модели;
- творчески подходить к выполнению работы;
- общаться с клиентом в соответствие с нормами поведения на рабочем месте.
Формы контроля, условия воспитания, анализ результатов
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии с
целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной информации
выявляется готовность к усвоению материала по программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос,
тестирование, творческое задание. На протяжении процесса обучения
отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения
практических заданий по каждой теме, способность самостоятельно выполнять
практическое задание.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках,
где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом
правил и норм деятельности на этих площадках. Работы воспитанников
оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и
эстетической стороне выполнения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде практической
работы и демонстрации.
Цель итогового контроля – выявление результатов обучения, определение
качества приобретенных знаний и умение применять их на практике.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
7

деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами.
-педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение учащихся к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
-оценка творческих работ экспертным сообществом (педагоги, родители,
другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) (оценивается
умение применять имеющиеся знания норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество, личностные результаты
освоения программы и личностные качества каждого ребёнка, результаты
социокультурного опыта);
На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за результатами
освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Современница» (приложение 1).
Итоговый
материалов:

контроль

Показатели
Организация
рабочего места

Самостоятельность в
работе

Уровень творческого
решения

Уровень
завершенности

Оценочные материалы
проводится с помощью следующих

6 - 10 баллов
Рационально
организовано
рабочее
место,
полностью
соблюдаются
правила Т.Б.
2,0
Проявляет
самостоятельность в
выполнении
парикмахерских
работ
2,,0
Вносит
свое
творческое решение
при
выполнении
парикмахерских
работ,
учитывает
стиль,
моду,
направления.
Работы
оригинальны.
2,0
Парикмахерские
работы завершены
2,0

оценочных

1 – 5 баллов
Допущены
недостатки,
не
полностью
соблюдает правила
Т.Б.
1,0

0 баллов
Организация
рабочего места не
соблюдается,
не
соблюдаются
правила Т. Б.
0

Работы выполнены
самостоятельно
или с небольшой
помощью педагога
1,0

Работы выполнены
в
основном
с
помощью педагога
0,0

Вносит
Полностью
незначительные
копирует работы
изменения
при
решении той или
0,0
иной
творческой
задачи.
1,0
Парикмахерские
работы
почти
завершены
1,0

Парикмахерские
работы
не
завершены
0,0
8

Качество выполнения Высокое
парикмахерских
2,0
работ

Низкое

Среднее
1,0

0,0

Учебный план Программы 1 года
№ п/п

Количество
часов

Тема

1. 1 Вводное занятие, входной контроль
Гигиена
труда,
производственная
санитария
и
2. 2
профилактика травматизма
3. 3 Профессиональная этика и культура обслуживания
4. 4 Материаловедение
5. 5 Технология сложного окрашивания
6. 6 Технология сложных модельных стрижек
7. 7 Технология афроплетения, холодного наращивания волос
8. 8 Макияж
9.
Конкурсы, экскурсии (День народного единства, отчетный
концерт)
10.
Промежуточный мониторинг, итоговый контроль
Итого

2
2
2
2
30
30
28
30
6
4
132

Учебный план Программы 2 года
№ п/п
1. 1
2
32
30
28
28
12
8
4

Тема
Вводное занятие, входной контроль
Технология окрашивания
Технология модельных стрижек (мужские, женские)
Технология постижерных работ
Технология макияжа
Закрепление пройденного материала
Посещение конкурсов, экскурсии (День народного
единства, День победы, Отчетный концерт)
Заключительное занятие, итоговый контроль
Итого

Количество
часов
2
20
30
28
28
12
8
4
132

Учебно-тематический план 1 года
№
Тема
п/п

Количество часов

Формы контроля

Всего Теория Практика

9

1
2
3
4

Вводное занятие, входной контроль
Гигиена
труда,
производственная
санитария и профилактика травматизма
Материаловедение
Профессиональная этика и культура
обслуживания

2

2

2

2

2

2

2

2

-

5

Технология окрашивания волос

30

6

24

6

Технология модельных стрижек

34

6

28

6

22

6
6

24

Технология афроплетения, холодного
28
наращивания волос
8 Технология макияжа
30
10 Конкурсы, экскурсии
6
Промежуточный
мониторинг.
11 Заключительное
занятие,
итоговый 4
контроль
Итого:
136
7

Практическое
задание
Практическое
задание

Практическое
задание

4
38

Входной
контроль (опрос)
опрос

94

Учебно-тематический план 2 года
Формы контроля

Количество часов

№
Тема
п/п

Всего Теория Практика

1

Вводное занятие, входной контроль

2

2

-

2

Технология окрашивания

24

2

22

3

Технология модельных стрижек (мужские,
женские)

30

6

24

4

Технология постижерных работ

28

6

22

5

Технология макияжа

28

6

22

6

Закрепление пройденного материала

12

2

10

7

Посещение конкурсов, экскурсии

8

8

4

4

136

36

8

Заключительное
контроль
Итого:

занятие,

итоговый

Входной
контроль (опрос)
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

Практическое
задание
100

Содержание учебного плана 1 года.
10

1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с режимом работы объединения, содержание
предстоящей работы. Правила поведения на занятиях и в учреждении. Особенности
организации рабочего места в объединении. Просмотр работ выпускников
объединения.
Отличительные черты и специфика реализации парикмахерских услуг.
Перспективы развития парикмахерских услуг в условиях рыночной экономики.
Входной контроль. (Собеседование).
2. Гигиена труда, производственная санитария и профилактика
травматизма
Теория: Гигиенические требования к рабочей одежде и обуви, уход за ней и
правила хранения. Средства индивидуальной защиты, применяемые в
парикмахерских.
Санитарные требования к производственным помещениям парикмахерской.
Санитарно-технологические
мероприятия
по
максимальному
снижению
загрязнения воздуха рабочих помещений и рабочих мест, их правильная
эксплуатация. Санитарный уход за производственными и другими помещениями
парикмахерской.
Понятие об асептике, антисептике. Дезинфекция и стерилизация. Общее
понятие. Основные и современные методы и средства дезинфекции,
предстерилизационной очистки (ПСО) и стерилизации инструментов, используемых
в салонах красоты и парикмахерских. Правила обработки и утилизации
одноразового инструментария. Правила обработки многоразового инструмента.
Правила приготовления рабочих растворов для осуществления стерилизации и
дезинфекции инструмента. Режимы приготовления рабочих растворов.
3. Материаловедение
Теория: Понятие о парфюмерии, косметике, парфюмерно-косметических
средствах.
Мыло, его назначение и основные свойства. Классификация мыла по
сортности, составу, применению. Ассортимент. Жидкое мыло. Лечебное мыло.
Шампуни жидкие и концентрированные (шампуни-кондиционеры, шампунибальзамы, шампуни укрепляющие, лечебные, с мультивитаминами, ежедневного
использования, особого назначения); их классификация по составу и назначению,
уровню рН. Свойства шампуней; ассортимент. Применение шампуней в
парикмахерской практике. Ополаскиватели, их назначение и применение. Бальзамыополаскиватели. Кислые ополаскиватели, ополаскиватели со сбалансированной
кислотностью, лечебные ополаскиватели. Кондиционеры жидкие и кремообразные.
Мыльные порошки, пены и кремы; их разновидности в зависимости от
применения. Отличительные особенности крема, жидкого мыла, пены и порошка; их
свойства.
Требования к качеству моющих и мылящих материалов.
Препараты, применяемые при массаже головы.
Средства для гигиенического ухода за волосами и кожей головы; их
классификация.
11

Лечебно-профилактические средства для волос; их виды. Средства для
укрепления волос, предупреждения выпадения волос, против перхоти; их состав,
основные свойства, действие на кожу и волосы.
Средства для укладки волос (пена, спрей, мусс, крем для укладки, гель, воск,
лак), характеристика, использование.
Средства для сохранения прически; их виды, состав; влияние на волосы.
Требования к качеству средств для ухода за волосами
Практическая работа: изучение характеристик средств по уходу за
волосами (составление таблицы).
4. Профессиональная этика и культура обслуживания
Теория: Специфика трудовой деятельности работника контактной зоны; ее
компоненты:
коммуникативный,
конструкторский,
организационный.
Коммуникативные умения и навыки.
Характеристика процесса общения с психологической точки зрения.
Психологические этапы процесса обслуживания клиента в парикмахерской.
Индивидуальный подход. Значение установления психологического контакта.
Практическая работа: Ролевая игра «мастер-клиент»
5. Технология окрашивания
Теория: История развития окрашивания волос.
Основы колористики волос. Физическое и химическое строение волос. Цвет
волос (понятие уровня глубины тона, фон осветления)
Правила диагностики: определение натурального базового цвета волос
клиента, процента седины, длины корней, уровня и оттенка полотна,
чувствительность кожи головы, состояние волос.
Теория цвета- хроматические цвета, ахроматические цвета, характеристики
цвета (насыщенность, светлота, яркость, цветовой тон). Круг Освальда.
4 группы красителей: 1-осветляющие или отбеливающие (щелочная, пудра,
порошок, паста крем). 2-химические (перманентные красители или амиачные, крем,
крем-гель, гель). 3-оттеночные или тонирующие красители 4-растительные
красители.
Техники окрашивания: мелирование, омбре, шатуш, балаяж.
Правила безопасности труда и гигиены при окрашивании волос.
Практическая работа:
Инструктаж по содержанию занятия, организации рабочего места и
безопасности труда.
Подбор вида красителя в тон окрашивания волос в зависимости от
индивидуальных особенностей клиента. Освоение способов приготовления
различных красящих составов. Соблюдение норм расходования материалов.
Обесцвечивание
и
осветление
волос.
Способы
приготовления
обесцвечивающих и осветляющих составов. Правила нанесения обесцвечивающих
и осветляющих составов на волосы. Освоение техники: классическое мелирование,
омбре, шатуш, балаяж.
Освоение технологии окрашивания волос красителями разных групп.
Особенности окрашивания различными красителями. Соблюдение режима
окрашивания с учетом состояния и структуры волос.
12

Обработка волос различными средствами по уходу за ними после
окрашивания.
Соблюдение правил безопасности при окрашивании волос.
6. Технология модельных стрижек.
Форма головы и форма лица, коррекция формы головы и формы лица с помощью
модельной стрижки. Основные факторы, влияющие на стрижку.
Опорные точки черепа. Зоны (фронтально-теменная, височно-боковая,
затылочная). Контрольная прядь. Проборы (горизонтальные, вертикальные,
диагональные, радиальные)
Виды срезов волос при стрижки: прямой, острый, внутренний, внешний,
скользящий, зубчатый, точечный.
Подготовительные и заключительные работы при выполнении стрижки. Приемы
стрижки ножницами: сведение волос на «нет», «стрижка на пальцах», фелировка,
градуировка, их сущность, технология их выполнения. Виды окантовки.
Формы стрижки: массивная, градуированная, прогрессивная, равномерная
(конфигурация и структура стрижки)
Построение и чтение схем стрижки волос. Моделирование стрижки. Моделирование
челки, окантовки.
Практическая работа:
Составление таблицы по коррекции формы головы и лица с помощью стрижки
волос.
Инструктаж по содержанию занятия, организации рабочего места и безопасности
труда.
Подготовительные и заключительные работы при выполнении стрижки.
Современные стрижки, их форма, длина волос и т.д. метод точной стрижки,
овладение способами стрижки прядей волос на внешней и внутренней стороне
пальцев.
Освоение
базовых
моделей
стрижек
в
технологической
последовательности. Соблюдение требований безопасности труда при стрижке
волос. Соблюдение требований безопасности труда при стрижке волос.
Роль стрижки в создании прически. Что такое модельные стрижки. Виды и фасоны
модельных стрижек: подиумная креативная стрижка, стрижка для повседневной
носки.
Практическая работа: Выполнение модельной стрижки
7. Технология афроплетения, холодное наращивание волос.
Теория: Направления моды в оформлении причесок. Технология
моделирования причесок в зависимости от формы лица, способы коррекции
недостатков лица при помощи прически. Проборы, моделирование и коррекция лица
с помощью их. Быстрая техника плетения по голове. Виды афропления. Канекалон,
работа с ним. Техники холодного наращивания (канекалона, натуральных волос)
Практическая работа: выполнение причесок с применением знаний по
моделированию и коррекции. Быстрая техника плетения. Работа с канекалоном,
натуральными волосами. Освоение техники холодного наращивания волос.
8. Техника макияжа
13

Современные требования к красоте. Макияж, соответствие его типу
внешности. Значение макияжа. Инструменты для выполнения макияжа. Основные
средства макияжа. Инструменты для выполнения макияжа. Типы макияжа. Понятие
о стиле.
Средства декоративной косметики
Эстетический вкус и мода; их влияние на применение средств декоративной
косметики.
Средства декоративной косметики для кожи лица (тональный крем, румяна,
пудра); их свойства, виды, состав; цветовая гамма.
Декоративные средства для оформления глаз; их виды. Карандаш для бровей
и оформления контура глаз; их состав, формы выпуска, цвет. Тушь для ресниц; виды,
состав, цветовая гамма. Жидкая подводка, тени для век; разновидности, состав,
цветовая гамма.
Средства для коррекции формы губ: контурные карандаши, губная помада,
блеск; состав, виды, цветовая палитра.
Требования к качеству средств декоративной косметики.
Коррекция лица. Основные формы овала лица.
Принципы коррекции овала лица. Средства для коррекции овала лица:
тональный крем, пудра, румяна. Коррекция пропорций лица с помощью прически,
бижутерии. Формы носа, подбородка, губ, принципы коррекции. Средства для
коррекции формы губ: контурные карандаши, губные помады различных оттенков,
формы глаз. Техника коррекции средства для коррекции: контурные карандаши,
жидкая подводка, тени. Брови, форма бровей к форме овала лица. Определение
правильности линии бровей. Требования и техника формирования бровей, окраска
бровей. Ресницы, уход за ними, окраска.
Макияж и индивидуальные особенности внешности. Теплые и холодные
оттенки цвета. Колористическая теория времени года и макияжа. Система гармонии
цветов. Дневной и вечерний макияж, деловой, свадебный, фантазийный,
декоративный макияж, бодиарт(роспись тела). Особенности выполнения.
Технология возрастного макияжа.
Практическая работа: Выполнение различных видов макияжа
9. Посещение конкурсов, экскурсии. Организуются в парикмахерские
салоны, конкурсы парикмахерского искусства для закрепления знаний по
пройденному материалу.
Участие в фестивале «Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем» ко дню
народного единства. Участие в мероприятиях к Дню Победы.
10. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговый
контроль (зачетное задание). Демонстрация выполненных в течение года
работ (презентации, фотоальбомы, портфолио). Отчетный концерт.

14

Содержание учебного плана 2 года.
1. Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с режимом работы объединения, содержание
предстоящей работы. Правила поведения на занятиях и в учреждении. Особенности
организации рабочего места в объединении. Просмотр работ выпускников
объединения.
Отличительные черты и специфика реализации парикмахерских услуг.
Перспективы развития парикмахерских услуг в условиях рыночной экономики.
Входной контроль. (Собеседование).
2. Технология окрашивания.
Теория: Повторение пройденного материала 1 года:
-Цвет волос (понятие уровня глубины тона, фон осветления)
-Правила диагностики: определение натурального базового цвета волос
клиента, процента седины, длины корней, уровня и оттенка полотна,
чувствительность кожи головы, состояние волос.
-Круг Освальда.
-4 группы красителей.
-Техники окрашивания.
Корректоры. Их назначение и применение. Нейтрализация с помощью
корректоров, насыщение цвета, пролонгация цвета, пре-пигментация.
Чистка блондированных волос (аспирин, витамин С, оксид)
Декапаж: американский шампунь (легкий, глубокий)
Правила безопасности труда и гигиены при окрашивании волос.
Практическая работа:
Инструктаж по содержанию занятия, организации рабочего места и
безопасности труда.
Подбор вида красителя в тон окрашивания волос в зависимости от
индивидуальных особенностей клиента. Освоение способов приготовления
различных красящих составов. Соблюдение норм расходования материалов.
Обесцвечивание
и
осветление
волос.
Способы
приготовления
обесцвечивающих и осветляющих составов. Правила нанесения обесцвечивающих
и осветляющих составов на волосы. Работа с корректорами.
Соблюдение правил безопасности при окрашивании волос.
6. Технология модельных стрижек.
Повторение пройденного материала 1 года: форма головы и форма лица,
коррекция формы головы и формы лица с помощью модельной стрижки. Основные
факторы, влияющие на стрижку.
Виды срезов волос при стрижки: прямой, острый, внутренний, внешний,
скользящий, зубчатый, точечный.
Подготовительные и заключительные работы при выполнении стрижки.
Приемы стрижки ножницами: сведение волос на «нет», «стрижка на пальцах»,
фелировка, градуировка, их сущность, технология их выполнения.
Виды окантовки: мужские, женские.
Мужские стрижки, их виды, техники.
15

Практическая работа:
Подготовительные и заключительные работы при выполнении стрижки.
Современные стрижки, их форма, длина волос и т.д. метод точной стрижки,
овладение способами стрижки прядей волос на внешней и внутренней стороне
пальцев.
Освоение
базовых
моделей
стрижек
в
технологической
последовательности.
Работа с парикмахерской машинкой для стрижки волос. Моделирование
мужской стрижки. Освоение техники мужской стрижки
Моделирование женской модельной (короткой) стрижки Соблюдение
требований безопасности труда при стрижке волос.
7. Технология создания пастижерных аксессуаров.
Теория: Пастиж - понятие. История пастижерных работ. Виды пастижерных
изделий. Мода на использование пастижерных изделий. Материалы, применяемые
для изготовления пастижерных изделий.
Изготовление прядок из волос, назначение. Инструменты и приспособления
для изготовления прядок.
Технология изготовления пастижерных аксессуаров (создание эскиза, разбор
по форме, подготовка формы).
Приемы выполнения причесок с применением пастижерных изделий.
Практическая работа: создание пастижерных аксессуаров
8. Техника макияжа
Современные требования к красоте. Макияж, соответствие его типу
внешности. Значение макияжа. Инструменты для выполнения макияжа. Основные
средства макияжа. Инструменты для выполнения макияжа. Типы макияжа. Понятие
о стиле.
Средства декоративной косметики
Эстетический вкус и мода; их влияние на применение средств декоративной
косметики.
Средства декоративной косметики для кожи лица (тональный крем, румяна,
пудра); их свойства, виды, состав; цветовая гамма.
Декоративные средства для оформления глаз; их виды. Карандаш для бровей
и оформления контура глаз; их состав, формы выпуска, цвет. Тушь для ресниц; виды,
состав, цветовая гамма. Жидкая подводка, тени для век; разновидности, состав,
цветовая гамма.
Средства для коррекции формы губ: контурные карандаши, губная помада,
блеск; состав, виды, цветовая палитра.
Требования к качеству средств декоративной косметики.
Коррекция лица. Основные формы овала лица.
Принципы коррекции овала лица. Средства для коррекции овала лица:
тональный крем, пудра, румяна. Коррекция пропорций лица с помощью прически,
бижутерии. Формы носа, подбородка, губ, принципы коррекции. Средства для
коррекции формы губ: контурные карандаши, губные помады различных оттенков,
формы глаз. Техника коррекции средства для коррекции: контурные карандаши,
жидкая подводка, тени. Брови, форма бровей к форме овала лица. Определение
правильности линии бровей. Требования и техника формирования бровей, окраска
16

бровей. Ресницы, уход за ними, окраска.
Макияж и индивидуальные особенности внешности. Теплые и холодные
оттенки цвета. Колористическая теория времени года и макияжа. Система гармонии
цветов. Дневной и вечерний макияж, деловой, свадебный, фантазийный,
декоративный макияж, бодиарт (роспись тела). Особенности выполнения.
Практическая работа: Выполнение различных видов макияжа
6. Закрепление пройденного материал.
Повторение пройденного материала за год: Работа с корректорами, работа с
блондом, стрижки (мужские женсие), пастиж, макияж. Подготовка к итоговой
работе.
7. Посещение конкурсов, экскурсии. Организуются в парикмахерские
салоны, конкурсы парикмахерского искусства для закрепления знаний по
пройденному материалу. Участие в фестивале «Дети разных народов, мы
мечтою о дружбе живем» ко дню народного единства. Участие в
мероприятиях посвящённые Дню Победы.
8. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Итоговый
контроль (зачетное задание). Демонстрация выполненных в течение года работ
(презентации, фотоальбомы, портфолио). Принятие участия в отчетном концерте.

17

Календарный учебный график 1 год.
I полугодие – 16 учебных недель (I полугодие – 64 часа)
II полугодие – 18 учебных недель (II полугодие – 72 часа)
месяц

Форма занятия

Кол-во
часов

тема

2

Вводное занятие. Входной контроль

сентябрь

Беседа,
инструктаж
лекция

2

Гигиена труда,
травматизма

сентябрь

беседа

2

Материаловедение

ДДТ

сентябрь

беседа

2

Профессиональная этика и культура обслуживания

ДДТ

сентябрь

беседа

2

ДДТ

сентябрь

Практическая
работа

8

Технология окрашивания. Основы колористики. Строение волос.
Цвет волос. Правила диагностики.Теория цвета. Круг Освальда.
Определения УГТ, ФО. Диагностика волос. Работа с кругом Освальда.

октябрь

беседа

4

октябрь

14

октябрь

Практическая
работа
Конкурс

ноябрь

беседа

4

ноябрь

Практическая
работа
беседа

12

сентябрь

декабрь

число

время

2

2

производственная

Место
проведения
ДДТ

санитария

и

профилактика ДДТ

Формы
контроля
опрос
опрос

ДДТ

4 группы красителей. Техники окрашивания. мелирование, омбре, ДДТ
шатуш, балаяж. Правила безопасности труда и гигиены при
окрашивании волос.
ДДТ
Окрашивание волос с применением различных групп красителей.
Освоение техник окрашивания волос.
ДДТ
Фестиваль «День народного единства»

Практическ
ое задание

ДДТ
Форма головы и форма лица, коррекция.
Зоны головы. Контрольная прядь. Проборы.
Виды срезов. Приемы стрижки ножницами. Виды окантовки.
Составление таблицы по коррекции формы головы и лица с помощью ДДТ
стрижки волос. Освоение методов стрижки, срезов.
Формы стрижки: массивная, градуированная, прогрессивная, ДДТ
равномерная (конфигурация и структура стрижки)Построение и
чтение схем стрижки волос. Моделирование стрижки. Моделирование
челки, окантовки.

18

Построение и чтение схем стрижки волос. Моделирование стрижки.
Моделирование челки, окантовки. Отработка форм стрижки.

ДДТ

Промежуточны 2
й мониторинг
беседа
4

Промежуточный мониторинг

ДДТ

Технология афроплетения. Виды. Проборы. Быстрая техника
плетения. Канекалон (виды, применение).

ДДТ

январь

Практическая
работа

10

Деление на проборы. Выполнение афроплетения. Освоение быстрой
техники. Работа с канекалоном.

ДДТ

февраль

Экскурсия

2

Посещение студии по афроприческам

салон

февраль

беседа

2

Техники холодного наращивания (канекалона, натуральных волос)

ДДТ

февраль

Практическая
работа
беседа

10

Освоение техник холодного наращивания.

ДДТ

4

Значение макияжа. Инструменты для выполнения макияжа. Основные
средства макияжа. Инструменты для выполнения макияжа.
Декоративная косметика. Коррекция лица. Колористика. Цветотипы
лица.
Составление таблицы. Освоение техник нанесения декоративной
косметики. Коррекция лица.
Дневной и вечерний макияж, деловой, свадебный, фантазийный,
декоративный макияж, бодиарт(роспись тела). Особенности
выполнения.
Выполнение различных видов макияжа

ДДТ

декабрь

Практическая
работа

декабрь
январь

март

март

10

10

ДДТ
ДДТ

апрель

беседа

2

апрель

Практическая
работа
Практическая
работа

10
10

Повторение, закрепление пройденного материала (окрашивание,
стрижки, афроплетение) Подготовка к итоговой работе.

ДДТ

май

Конкурс

2

Принятие участия в городском конкурсе

МКЦ Родина»

май

Заключительно
е занятие
итого

2

Подведение итогов за год. Итоговый контроль

ДДТ

май

Практическ
ая работа

ДДТ
Практическ
ая работа

136
19

Календарный учебный график 2 года
I полугодие – 16 учебных недель (I полугодие – 64 часа)
II полугодие – 18 учебных недель (II полугодие – 72 часа)
месяц
число
время Форма занятия
Кол-во тема
часов

сентябрь

Беседа,
инструктаж
беседа

2

Вводное занятие. Входной контроль

2

сентябрь

Практическая
работа

8

сентябрь

беседа

4

октябрь

Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа

6

ноябрь

беседа

2

ноябрь

Практическая
работа

10

ноябрь

беседа

4

Технология окрашивания. Повторение пройденного материала 1
года. Основы колористики. Теория цвета. Круг Освальда. Группы
красителей. Техники окрашивания
Определения УГТ, ФО. Диагностика волос. Работа с кругом
Освальда. Техники окрашивания. Правила безопасности труда и
гигиены при окрашивании волос.
Корректоры. Их назначение и применение. Нейтрализация с
помощью корректоров, насыщение цвета, пролонгация цвета,
пре-пигментация.
Освоение работы с корректорами с помощью круга освальда.
Нейтрализация, насыщение. Пролонгация, пре-пигментация.
Блонд. Чистка блонда. Декапаж.
Освоение чистки блонда от нежелательного пигмента с помощью
аспирина, витамина С, оксида. Декапаж (американский шампунь,
легкий, глубокий)
Повторение пройденного материала 1 года: форма головы и
форма лица, коррекция формы головы и формы лица с помощью
модельной стрижки. Основные факторы, влияющие на стрижку.
Виды срезов волос при стрижки. Формы стрижки.
Отработка срезов, методов стрижки, форм стрижки: массивная,
градуированная, прогрессивная, равномерная (конфигурация и
структура стрижки)
Моделирование стрижки. Моделирование челки, окантовки.
Мужские стрижки. Виды мужских стрижек (Бокс, полубокс,
канадка, кроп, топ кнот, фейд). Методы мужских стрижек.
Моделирование мужских стрижек. Техника работы с
парикмахерской машинкой, смешанная техника.
Освоение моделирования, методов, техник мужских стрижек.
Работа с парикмахерской машинкой.

сентябрь

октябрь
октябрь

2
10

2

декабрь

Практическая
работа

10

Место
проведения
ДДТ

Формы
контроля
опрос

ДДТ

ДДТ

ДДТ

ДДТ

Практическое
задание

ДДТ
ДДТ

ДДТ

ДДТ

ДДТ

ДДТ

20

декабрь

Экскурсия

2

декабрь

2

февраль

Промежуточный
мониторинг
беседа

февраль
февраль

беседа
беседа

10
2

Февраль,
март
март

Практическая
работа
беседа

10

март

Практическая
работа

10

апрель

беседа

2

апрель

Практическая
работа
Экскурсия
Практическая
работа
Конкурс

10

апрель
май
май
май

4

4

4
10
2

Итоговая работа. 2
Заключительное
занятие
Итого
136

Посещение салона красоты

салон
красоты
ДДТ

Пастиж - понятие. История пастижерных работ. Виды,
материалы.Изготовление прядок из волос, назначение.
Инструменты и приспособления для изготовления прядок.
Технология изготовления пастижерных аксессуаров (создание
эскиза, разбор по форме, подготовка формы).Приемы выполнения
причесок с применением пастижерных изделий.
создание пастижерных аксессуаров
Фантазейные,
креативные
прически
с
пастижерными
аксессуарами.
Создание фантазейных, креативных причесок с использованием
пастижерных аксессуаров
Повторение 1 года обучения по техникам макияжа. Значение
макияжа. Инструменты для выполнения макияжа. Основные
средства макияжа. Инструменты для выполнения макияжа.
Коррекция лица. Колористика. Цветотипы лица.
Освоение техник нанесения декоративной косметики. Дневной и
вечерний
макияж,
деловой,
свадебный,
фантазийный,
декоративный макияж, бодиарт(роспись тела).
Образы (повседневный, деловой, праздничный, сценическтй,
креативный, фантазейный)
Выполнение различных образов. Совмещение причесок и
макияжа.
Посещение фотостудии, для создания портфолио.
Закрепление пройденного материала за год (окрашивание,
стрижки, прически, макияж) Подготовка к итоговой работе
Посещение конкурса по парикмахерскому искусству.

салон

Подведение итогов за год. Итоговый контроль.

ДДТ
ДДТ

Практическая
работа

ДДТ

ДДТ
Практическая
работа
ДДТ
ДДТ
фотостудия

МКЦ
«Родина»
ДДТ

21

Условия реализации Программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме в
сообществе ВКонтакте https://vk.com/kydryakor ..
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое (и (или)
профильное) образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области парикмахерского искусства.
Материально-техническое обеспечение
Для работы объединения имеются следующие условия:
Просторное светлое хорошо проветриваемое помещение
Проточная вода
Аптечка с набором медикаментов
Столы и стулья для каждого обучающегося
Зеркало с полками
Шкаф для хранения препаратов
Ведро и таз
Компьютер и проектор для демонстрации фото и видеоматериалов
Инструкция по ТБ
Пособия по парикмахерскому искусству
Удлинитель-тройник
Инструменты и принадлежности:
Фен, Ножницы прямые и филировочные, Электрическая машинка
Утюжок, Электрические щипцы (плойка), Пенал расчесок, Брашинги
Пеньюар, Фартук, Одноразовые воротнички, Распылитель, Одноразовые
полотенца, Зажимы, Щетка для чистки расчесок, Учебная голова-манекен,
Держатель для учебной головы, Наборы бигуди, коклюшки
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
2. План учебно-воспитательной работы на учебный год.
3. Журнал учета работы детского объединения.
4. Инструкция по эксплуатации оборудования.
5. Лучшие работы выпускников.
6. Информационный стенд об объединении.
7. Фотографии, ксерокопии, видеофильмы, презентации.
8. Журналы периодических изданий о моде.
9. Методические папки по разделам программы: схемы, технологические
карты, таблицы, шаблоны, раздаточный материал
10. Папки с проектами, рефераты, исследовательские работы, материалы
научно-практических конференций.
11. Дидактические игры.
12. Инструкционно-технологические карты по темам.
22

13. Портфолио обучающихся, педагога.

Список информационных ресурсов
Список литературы для педагога
Всемирная история /Стен Курт; (перевод с английского Е.И .Крупичевой).
Москва: издательство «Э» 2017
Цветоведение и основы колориметрии / П. Четверкин 3-е изд. Москва Юрайт,
2018
Истрия цвета/ Г. Эвенс. Москва: Эксмо, 2019
Библия парикмахера- колориста В. Миллер изд. Москва Бомбора 2021
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждения
дополнительного образования. – Гуманитарный издательский центр, Москва, 2001
Гутыря Л. Парикмахерское мастерство. – Фолио, Москва, 2007
Евладова Е.В., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования
детей. – Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2011
Карпов Е., Романова Е., Молоканова Н. Парикмахерская дома. Прически и
макияж. – ТОО «Внешсигма», Москва, 1999
Константинов А.В. Как стать парикмахером. – Город мастеров, Москва, 2007
Мещеорякова С., Коверьянова С., Сухомесова Н. и др. 250 модных причесок.
Стрижка, уход, укладка для любого типа волос. – ТОО «Внешсигма», Москва, 2014
Плетение косичек для начинающих. – Эскимо, Москва, 2014
Плотникова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ. –
ACADEMIA, Москва, 2014
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – Педагогический
поиск, Москва, 2000
- для детей и родителей:
Уколова М. Лучшие косы и косички своими руками. Пошаговое
иллюстрированное практическое руководство. – АСТ, Москва, 2015
Чулкова О., Александрова Г.В. Уроки домашнего парикмахера. – ТОО
«Тригон», Санкт-Петербург, 1997
Энциклопедия парикмахера для семьи. – Домашние чтения, Москва, 2018
Цифровые образовательные ресурсы:
https://cyclowiki/org
https://jotto8/ru
https://Hairmaniac/ru

23

Приложение 1
Карты наблюдения за результатами освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Современница»
Вид диагностики (итоговая)
ФИО

№
1

2

3

Соответств.
принятым в
\обществе
правилам,
традициям

Показатели
Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям

Креативные
стрижки

Фантазийные
прически

Социокультур
укладка плетение прическа
ный опыт
поведения,
общения,

Средний
балл

Уровень
Баллы
Высокий: развита восприимчивость к разным
2
видам искусства, ориентация на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих
способностей в искусстве, на эстетическое
обустройство своего быта, в семье, общественном
пространстве
Средний: частично развита восприимчивость к
1
разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих
творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта, в семье,
общественном пространстве
Низкий: не развита восприимчивость к разным
0
видам искусства, нет творческого самовыражения
Высокий: выполняет самостоятельно
2
Средний: выполняет при помощи педагога

1

Низкий: не выполняет

0

Высокий:
проектирует
и
выполняет
самостоятельно
Средний: проектирует, но выполняет при помощи
педагога
Низкий: не выполняет
Высокий:
проектирует
самостоятельно

2
1
0

и

выполняет

2
24

4

Основы макияжа

Средний: проектирует, но выполняет при помощи
педагога

1

Низкий: не выполняет

0

Подведение итогов:
Средний балл – 3- высокий уровень
Средний балл – от 2 до 2,9 – средний уровень Средний балл – от 0 до 1,9 –
низкий уровень
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел. %
чел. %

Оценка результатов

чел. %

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки
(месяц)

Форма проведения

ноябрь

Областной
фестиваль

декабрь

3

Дети разных народов,
мы мечтою о дружбе
живем.
Посещение студии
красоты
9 мая

4

Отчетный концерт

май

Экскурсия на
уровне коллектива
Шествие
бессмертный полк,
Георгиевская лента
праздник на уровне
города
Концерт на уровне
учреждения

1

2

май

Практический
результат и
информационный
продукт.

Видеоролик,
сертификат
участника
фотоотчет
Фотоотчет,
видео

видеоролик

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».