4 года Стратегия и тактика шахматной игры Орлов на 4 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы»
работает «Шахматный клуб», в котором занимаются дети с 5 до 18 лет по
образовательным программам:
-«Теоретические и практические основы шахматной игры» (5-8 лет)
- «Стратегия и тактика шахматной игры» (9-17 лет).
Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности

ребенка,

его

интеллектуального

и

духовного

развития,

совершенствование мыслительных операций. Занятия в объединении позволяют
детям

удовлетворить

свои

познавательные

интересы,

расширить

информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе
усвоения программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Стратегия и тактика
шахматной

игры»

имеет

физкультурно-спортивную

направленность.

Учебный материал программы направлен на этап базовой подготовки
шахматистов.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Стратегия и тактика шахматной игры» разработана в соответствии со
следующиминормативно – правовыми документами:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
− Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),

− Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания))
(2021 год),
− Методические

рекомендации

Федерального

государственного

бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
− Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28),
 Уставом учреждения
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях физкультурно-спортивной направленности и спецификой работы
учреждения.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху информационных
технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и
разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её
и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического
и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют
повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать
внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать
возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё
большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех
возрастов и профессий в любой части Земли. Шахматы доступны людям разного
возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для
международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового
культурного пространства.
Большой опыт, накопленный как в нашей стране, так и во многих других
странах, позволяет сказать, что обучение детей игре в шахматы является
эффективным

средством

повышения

успеваемости

и

отдельных

интеллектуальных способностей, таких как внимание, память, способствует
развитию

логического

мышления

и

пространственного

воображения,

содействуетгармоничному развитию личности и культуры труда.
Актуальность программы
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное
решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через
структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный
дополнительного

характер.
образования,

Система
выявляя

шахматных
и

занятий

развивая

в

системе

индивидуальные

способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Учебный материал программы направлен на подготовку шахматистов,
имеющих спортивные шахматные разряды.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы».
Возможно, реализовывать данную программу на базе других образовательных
организаций, так как она не требует специального оснащения и оборудования.

Целью

данной

программы

является

развитие

интеллектуальных

способностей детей среднего и старшего школьного возраста средствами игры в
шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- изучить Шахматный кодекс ФИДЕ, правила шахматной игры
- изучить историю развития шахмат, великих шахматистов
- изучить

основные

характеристики

дебютных, миттельшпильных и

эндшпильных принципов;
- научить использованию полученных знаний в процессе игровойпрактики
за шахматной доской;
- научить стратегическим и тактическим приемам игры в шахматы,
основным принципам шахматной композиции
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной
задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
Воспитательные:
–

осознание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных

усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности
- формирование установки на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и
здоровья;

–

формирование стремления к командному взаимодействию, к общей

победе.
Воспитательная деятельность
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2,
п. 2).
Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным

нормам

реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей.

Опыт

нравственных

нравственного

позиций,

поведения,

обеспечивают

практика

формирование

реализации

способности

к

нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным

и

метапредметным

содержанием

программы

обучающиеся:

усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются

ценностные,

нравственные

ориентации;

осознают

себя

способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации о достижениях в науке и спорте, изучение
биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов
является источником формирования у детей сферы интересов, этических

установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно,
привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену
необходимой информации.
Практические занятия детей тренировки, подготовка к конкурсам,
соревнованиям, в коллективных творческих делах способствуют: усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В

коллективных

творческих

делах

проявляются

и

развиваются

личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех,
готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые

мероприятия

(Приложение

4)

конкурсы,

соревнования

способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые
результаты):
–

понимание ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;

–

формирование навыков безопасного поведения;

–

воспитание уважения к старшим, наставникам;

– формирование

дисциплинированности,

трудолюбия,

воли,

ответственности;
–

формирование стремления к командному взаимодействию, к общей

победе и др.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
следующие методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения
детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и
возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,

поощрения

(индивидуального

и

публичного);

метод

переключения

в

деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
Анализ результатов воспитательной деятельности (Диагностическая карта,
см. Приложение 3) направлен на получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определенных

в

программе

целевых

ориентиров

воспитания,

влияния

реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка.
Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров
воспитания, используется для планирования дальнейшей работы педагога и
используются только в виде обобщенных и анонимных данных.
Оценка

результатов

воспитательной

деятельности

осуществляется

с

помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями
выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она имеет базовый уровень, являясь продолжением в обучении игре в шахматы.
В процессе обучения по программе дети расширяют знания об истории шахмат,
великих шахматистах, развивают и совершенствуют свои умения и навыки в
шахматной игре, готовятся и принимают участие в соревнованиях.
Педагогическая целесообразность обучения по программе осуществляется
на основе общих методических принципов:
-

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью

развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
-

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а

не пассивное созерцание со стороны;
-

Принцип доступности, последовательности и системности изложения

программного материала
-

Принцип

комплексной

развивающих, воспитывающих

реализации

целей:

образовательных,

Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
-

Принцип наглядности

-

Принцип психологической комфортности - создание образовательной

среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
-

Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения

каждого ребенка своим темпом;
-

Принцип целостного представления о мире - при введении нового

знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
- Принцип вариативности -

у

детей формируется

умение

осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
-

Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение

детьми собственного опыта деятельности.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы» и
является базовым этапом в обучении игре в шахматы.
Учебный

процесс

в объединении

строится

таким

образом,

чтобы

практическая часть программы преобладала над теоретической. Это способствует
более успешному освоению программы и закреплению пройденного материала.
При изучении каждой новой темы сначала идет теоретическая часть, затем
практическая на отработку практических навыков игры, выполнения различных
приемов, закрепление результата.
Изложение теоретического материала проходит в виде беседы или лекции с
использованием

разнообразного

дидактического

материала

–

различных

дидактических игр, мультимедийных презентаций, демонстрации видеосюжетов
и наглядных пособий. Практическая часть проходит в форме практической игры.

Образовательный

процесс

предусматривает

освоение

программы

по

«восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным
приемам и базовым знаниям на более высоком и сложном уровне. Все
задания по сложности соответствуют детям определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в
себе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения
программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога
каждому ребенку. На протяжении всего учебного года педагог индивидуально
сопровождает каждого обучающегося, помогая ему в освоении программы.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим
арсеналом шахмат,

вследствие

чего

формируется

следующий алгоритм

мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод

проблемного

обучения.

Разбор

партий

мастеров

разных

направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Учебный

год

для

обучающихся

объединения

заканчивается

соревнованиями, которые показывают результаты обучения за год.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа «Стратегия и тактика шахматной игры» адресована детям
среднего и старшего школьного возраста с 9 до 17 лет. В объединение
принимаются дети с 9 лет после освоения программы «Теоретические и
практические основы шахматной игры», умеющие играть в шахматы.
Для

успешной

реализации

программы

создаются

учебные

группы

численностью 12 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной состав

групп.
Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В школьном возрасте конкретно-образное мышление все больше уступает
место абстрактному. Для подросткового возраста гораздо интереснее процесс
мышления. Характерные черты подростков - пытливость ума и жадное
стремление

к

познанию,

широта

интересов,

сочетающиеся,

однако,

с

разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов в год
составляет 136 часов.
Дополнительная
шахматной игры»

образовательная
предполагает

программа

поэтапное

«Стратегия

освоение

и

материала,

тактика
материал

преподается по темам: Шахматная игра, материал и средства. Некоторые правила
шахматной игры.
Практические советы шахматистам.
Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации. Дебют и его
характеристика.
План и комбинация в миттельшпиле. От миттельшпиля к эндшпилю.
Различные фигурные окончания.
Шахматная композиция (задачи и этюды). Организация, квалификация и
судейство соревнований.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа.
Программой

предусмотрена

очная

форма

обучения.

В

процессе

реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и практический
модуль.
Основные формы и средства обучения:

1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями
детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа
на

с

объяснением

материала и

показом

позиций

доске; на интерактивной доске;

-

дидактические игры, занимательные задания;

-

тренировочные игры;

-

турниры.

В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется индивидуальная
работа в целях выявления одаренности. Для подведения итогов по каждому
разделу программы и по окончании освоения программы проводятся турниры
илисоревнования.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2
часа.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и
закреплениеновых знаний.
Физкультминутка или двигательная пауза.
Практическая

работа

группой,

малой

группой,

индивидуально.
IIIэтап. Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ожидаемые результаты реализации программы.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Стратегия и тактика шахматной игры» в результате освоения
содержания программы
Обучающиеся должны
Знать:


основы шахматного кодекса ФИДЕ, правила шахматной игры;



историю развития шахмат, великих шахматистов;



основные характеристики дебютных, миттельшпильных и эндшпильных

принципов;


идеи основных стратегических и тактических приемов;



основные принципы шахматной композиции;

Уметь:


пользоваться простейшими принципами реализации материального

преимущества;


правильно осуществлять переход от одной стадии шахматной партии к

другой (от дебюта к миттельшпилю, от миттельшпиля к эндшпилю);


участвовать в квалификационных шахматных турнирах, осуществлять

функции помощников судей на шахматных соревнованиях.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного
процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность
их совместной деятельности, уровень развития способностей и личностных
качеств ребенка в соответствии с прогнозируемым результатом. Контроль в
обучении осуществляется в виде предварительного (входного), текущего и
итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии с
целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной
информациивыявляется готовность к усвоению материала по программе.
Текущий контроль усвоения знаний, умений и навыков проводится в

течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос,
тестирование,

тренировочные игры.

На протяжении процесса обучения

отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения
практических заданий по каждой теме, способность самостоятельно выполнять
практическое задание.
Итоговый

контроль

проводится

в

конце

учебного

года

в

виде

соревнований. Цель итогового контроля – выявление результатов обучения,
определение качества приобретенных знаний и умение применять их на
практике. На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за
результатами освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей

программы

«Стратегия

и

тактика

шахматной

игры»

(Приложение 1).
Оценочные материалы (Приложение 2).
В конце обучения обучающиеся выполняют контрольные работы на знание
теоретического и практического материала:
Нормативные требования:
1. Знать основы шахматного кодекса, уметь записывать партию.
Определять цвет полей шахматной доски по названным координатам «вслепую».
2. Знать историю развития шахмат.
3. Показать знания дебютных принципов.
4. Уметь определять названия и идеи основных тактических приемов.
5. Владеть принципами реализации материального преимущества.
6. Уметь ставить мат одинокому королю: ферзем, ладьей, двумя слонами.
7. Участвовать в квалификационных турнирах.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Учебный план Программы 1 года обучения
Тема занятий
Вводное занятие. Входной контроль.
Правила шахматной игры.
Материал и средства шахматной игры.
Практические советы шахматистам.
Сравнительная сила фигур.
Понятие о шахматных приёмах.
Понятие о комбинациях.
Итоговое занятие. Итоговый контроль.
Всего:

Всего
часов
8
20
20
20
20
20
20
8
136

Учебно –тематический план программы 1 года обучения
Тема занятий
Теория Практика Всего Формы
часов контроля
Вводное занятие. Входной
2
6
8
Входной
контроль.
контроль
Правила шахматной игры.
6
14
20
Оценочныйзачёт
Материал и средства
шахматной игры.
Практические советы
шахматистам.
Сравнительная сила фигур.

6

14

20

тестирование

10

10

20

6

14

20

Понятие о шахматных
приёмах.
Понятие о комбинациях.

10

10

20

6

14

20

Итоговое занятие. Итоговый
контроль.
Всего:

2

6

8

Участие в
соревнованиях
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Контрольные
игры

48

88

136

Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Вводное занятие. Входной контроль. (8 ч).
Теория (2ч) Правила поведения. Требования к обучающимся. Инструктажи.
План работы на учебный год.
Практика (6ч) входной контроль (собеседование)
2. Правила шахматной игры. (20ч)
Теория (6ч) Свойства фигур и пешек, их передвижение по
горизонталям, вертикалям и диагоналям. Ход коня. Превращение пешки.
Сила фигур в абсолютном численном выражении (пешка – единица). Ферзь,
сильнейшая фигура, примерно равна двум ладьям (ладья – 4 единицы). Слон и
конь – каждый примерноравен трём единицам.
Практика (14ч) решение задач
3. Материалы и средства шахматной игры (20ч)
Теория (6ч). Сделанный ход не может быть взят обратно и заменён
другим ходом. Тронутой фигурой надо ходить. Объявление вслух шаха
королю не обязательно. Сыгранные партии рекомендуется записывать,
показывать их педагогу (тренеру), анализировать самому.
Практика (14ч) решение задач.
4. Практические советы шахматистам (20ч)
Теория (10ч) Нельзя рассчитывать на плохую игру (просмотр)
соперника. Не использовать сильные фигуры (ладью, ферзя) в начале
партии. Обдумывать каждый ход, не играть без определённого плана.
Уводить короля в безопасное место (делать рокировку). Видеть и не бояться
угроз и шахов со стороны противника, но и самому не делать бесцельных
шахов и угроз сопернику.
Практика (10ч) тренировочные партии
5. Сравнительная сила фигур. (20ч)
Теория (6ч) Отличие сравнительной (относительной) силы фигур от
абсолютной (первоначальной) силы. Комбинация и её цели: мат королю,
достижение материального преимущества или форсированная ничья.
Варианты (продолжения) комбинации.

Практика (14ч) тренировочные игры
6. Понятие о шахматных

приёмах (20ч) Теория

(10ч)

Приемы

шахматной игры
Практика (10ч) решение задач
7. Понятие о комбинациях (20ч)
Теория (6ч) Комбинация и её цели: мат королю, достижение
материального

преимущества

или

форсированная

ничья.

Варианты

(продолжения)комбинации.
Практика (14ч) решение задач, тренировочные партии
8. Итоговое занятие. Итоговый контроль. (8ч)
Теория (2ч) Повторение в краткой форме всего пройденного за
учебный год теоретического материала. Подведение итогов за учебный год.
Задания на лето.
Практика (6ч) контрольные игры и партии.
Учебный план Программы 2 года обучения
№ п/п Тема занятий
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие. Вводный контроль.
Дебют и его характеристика.
План и комбинация в миттельшпиле.
От миттельшпиля к эндшпилю.
Различные фигурные окончания.
Шахматная композиция.
Шахматные задачи и этюды.
Организация, квалификация и судейство соревнований.
Итоговое занятие. Итоговый контроль.
Всего:

Всего
часов
8
20
20
20
20
10
10
20
8
136

Учебно –тематический план программы 2 года обучения
№ п/п Тема занятий
1.
2.
3.

Вводное занятие. Вводный
контроль.
Дебют и его характеристика.
План и комбинация в
миттельшпиле.

Теория Практика Всего
часов
2
6
8
10

10

20

6

14

20

Формы
контроля
Входной
контроль
Оценочный
зачёт
тестирование

4.

От миттельшпиля к эндшпилю.

6

14

20

5.

Различные фигурные окончания. 6

14

20

6.

Шахматная композиция.

5

5

10

7.

Шахматные задачи и этюды.

5

5

10

8.

Организация,
квалификация и судейство
соревнований.
Итоговое занятие. Итоговый
контроль.
Всего:

6

14

20

2

6

8

48

88

136

9.

Участие в
соревнованиях
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Участие в
соревнованиях
Оценочный
зачёт

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Вводное занятие. Входной контроль. (8 ч).
Теория(2ч) Ознакомление с режимом работы объединения. Требованияк
обучающимся. Инструктажи. Содержание работы на учебный год.
Практика (6ч) входной контроль (собеседование)
2. Дебют и его характеристика (20ч)
Теория (10ч) Дебют и его классификация: открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты. Понятие гамбита в дебютах. Основные дебютные принципы:
гармоничное взаимодействие фигур, не делать бесцельных ходов, захватывать
оперативный простор и расставлять фигуры в центре доски, следить за
пешечной конфигурацией (расположением пешек), достигать позиционного
преимущества вдебюте, готовясь к переходу в миттельшпиль.
Практика (10ч) тренировочные игры, решение задач
3. План и комбинация в миттельшпиле (20ч)
Теория (6 ч) План направлен на развитие фигур и пешек, на овладение
инициативой и использование преимущества в позиции. Правильная оценка
позиции в миттельшпиле: расположение короля и пешек, подвижность и
взаимодействие фигур, открытые линии, слабость и сила отдельных полей
(пунктов), атака и защита, угрозы и контругрозы.
Практика (14ч) тренировочные игры, решение задач
4. От миттельшпиля к эндшпилю (20ч)
Теория (6ч) Классификация эндшпиля: пешечные, легкофигурные,

ладейные, ферзевые. Основные принципы игры в легкофигурных эндшпилях:
конь обычно сильнее слона в запертых позициях, а слон сильнее коня в
открытых позициях; при создании неподвижной пешечной цепи надо
расставлять свои пешки на поля, противоположные цвету слона; окончание с
разноцветными слонами ведёт к ничьей, а со слонами одного цвета к победе
одной из сторон.
Практика (14ч) тренировочные игры, решение задач
5. Различные фигурные окончания (20ч)
Теория (6ч) Роль короля и пешек в эндшпиле. Использование
материального преимущества в конце партии (при фигурах и пешках). Слон
или конь против ладьи (без пешек) обычно делает ничью. Ладья против пешек
(далеко продвинутых) при отдалённых королях. Ферзь против пешки. В каких
случаях выигрыш и в каких ничья(центральная или проходная пешка).
Практика (14ч) тренировочные игры, решение задач
6. Шахматная композиция (10ч)
Теория (5ч) Понятие шахматной композиции. Шахматная композиция как
самостоятельная область шахмат.
Практика (5ч) решение задач
7. Шахматные задачи и этюды (10ч)
Теория (5ч) Требования к шахматной задаче: единственность решения,
решение задачи путём обычных ходов, экономичность ходов, не должно быть
лишних фигур, решение не начинается с шаха или взятия фигуры. Понятие
шахматного этюда.
Отличия этюда от задачи (число ходов не указано, первый ход может
начинаться с шаха или взятия).
Практика (5ч) решение задач
8. Организация, квалификация и судейство соревнований (20ч)
Теория (6ч) Организация, квалификация и судейство шахматных
соревнований в РФ. Вопросы квалификации. Спортивные звания и разряды по
шахматам.

Шахматный

кодекс

ФИДЕ

и

его

основные

положения,

обеспечивающие правильное и чёткое проведение шахматных соревнований.

Практика (14ч) организация и проведение соревнований, судейство
9. Итоговое занятие. Итоговый контроль (8ч)
Теория (2ч) Повторение в краткой форме всего пройденного за учебный
год теоретического материала. Задания на лето.
Практика (6ч) Итоговый контроль. Контрольные игры и партии.

Учебный план Программы 3 года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

Тема занятий

Всего
часов
8
4
20
20
20
60
4
136

Вводное занятие. Входной мониторинг
История развития шахмат
Основы дебюта.
Основы миттельшпиля
Основы эндшпиля
Турниры
Итоговое занятие. Мониторинг
Всего:

Учебно –тематический план программы 3 года обучения
№

2

Наименование
разделов
/тем

История

Теория Практика

Всего

Формы
аттестации/контроля

2

6

8

2

2

4

Практические задания,
опрос, педагогическое
наблюдение.
Опрос

5

15

20

5

15

20

развит
3

4

ия шахмат
Основы дебюта.

Основы
миттельшпиля

Практические задания,
педагогическое
наблюдение,
тренировочные игры с
компьютером.
Практические задания,
разбор специально
подобранных позиций.
тренировочные игры с
компьютером.

Основы
эндшпиля

5

6

Турниры

10

7

Итоговое занятие
Всего
29

5

15

20

50

60

4
107

4
136

Практические задания,
разбор классических
Практические
задания,
опрос,
шахматные
турниры, разбор партий

Содержание учебного плана 3 года обучения
1.

Вводное занятие. (8 ч.)

Теория (2 ч.). Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур,
взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность шахматных фигур.
Практика. (6 ч.). Пример матования одинокого короля. Решение учебных
положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала.
Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной
партии.
2.

История развития шахмат. (4 ч.)

Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в
западном и восточном мире. Появление и распространение шахмат в России.
3. Основы дебюта. (20 ч.)
Теория. (5 ч.) Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Невыгодность
раннего ввода в игру ладей и ферзя. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе.
Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля.
Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.
Практика. (15 ч.) “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи
“пешкоеда”, “Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать
рокировку?” и др. Игровая практика.

па

4.

Основы миттельшпиля. (20 ч.)

Теория. (5 ч.) Общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной
удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации
на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского
прикрытия,

освобождения

пространства,

уничтожения

защиты,

связки,

“рентгена”, перекрытия и др..
Практика.(15 ч.) Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш
материала”, “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др. Теоретические занятия:
Комбинации для достижения ничьей.

5.

Основы эндшпиля.(20 ч.)

Теория.(5 ч.) Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи
(простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского
ферзя).
Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи),
слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против
короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило
“квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.
Практика. (15 ч.) Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”,
“Выигрыш фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика
Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня
против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Самыеобщие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
“Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение;
“Куда отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым
ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной
игрой надо добиться ничьей.

Турниры (60 ч.).

6.

Теория. Повторение пройденного материала (10 ч.)
Практика. (50 ч.) Диагностические турниры между воспитанниками.
Анализ

результатов

турниров.

Разбор

типичных

ошибок.

Решение

практических задач на устранение ошибок.
7.

Итоговые занятия.(4 ч)

Подведение итогов работы за год. Итоговый мониторинг.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

№
1

2
3

4

Учебный план Программы 4 года обучения
Тема занятий
Вводное занятие. Входной мониторинг.
Различные виды преимущества.
Материальное преимущество.
Позиционное преимущество.
Преимущество в развитии.
Преимущество в пространстве.
Владение открытыми линиями.
Слабые и сильные поля.
Организация и судейство шахматных соревнований.
Итоговое занятие. Итоговый мониторинг.
Всего:

Всего
часов
6
15
15
15
15
15
15
15
15
10
136

Учебно –тематический план программы 4 года обучения
Количество часов
Наименование
Формы
разделов /тем
Теория Практика Всего
аттестации/контроля
Вводное занятие.
Практические задания,
2
4
6
опрос, педагогическое
наблюдение.
Опрос
Различные виды
5
10
15
преимущества.
Материальное
5
10
15
Практические задания,
преимущество.
педагогическое
наблюдение,
тренировочные игры с
компьютером.
Позиционное
5
10
15
Практические задания,
преимущество.
разбор специально
подобранных позиций.
тренировочные
игры с компьютером.

5

Преимуществ
о развитии.

в

5

10

15

6

Преимуществ
о
пространстве.

в

5

10

15

7

Владение
открытыми
линиями.

5

10

15

8

Слабые и
сильные поля.

5

10

15

9

и
Организация
судейство
шахматных
соревнований
.
Итоговое
занятие
.
Итоговый
мониторинг.
Всего:

5

10

15

2

8

10

44

92

10

Практические задания,
разбор классических
партий тренировочные
игры с компьютером.
Практические задания,
опрос, шахматные
турниры, разбор
партий
Практические задания,
разбор классических
партий тренировочные
игры с компьютером.
Практические задания,
разбор специально
подобранных
позиций.
Практические задания,
педагогическое
наблюдение,
тренировочные игры с
компьютером.
Практические задания,
опрос,
шахматные турниры,
разбор партий

136

Содержание учебного плана 4 года обучения
1. Вводное занятие. (6 ч.)
Теория (2 ч.). Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур,
взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность шахматных фигур.
Практика. (4 ч.). Пример матования одинокого короля. Решение учебных
положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала.
Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной
партии.
2. Различные виды преимущества. (15 ч.)
Теория (5 ч.) Два основных вида преимущества в шахматах: материальное
и позиционное. Факторы, позволяющие оценивать позицию: развитие фигур,
владение открытыми линиями, преимущество в пространстве, слабые и
сильные поля, ослабление короля.
Практика. (10 ч.) Учащиеся играют учебные партии. Самостоятельно

находят преимущества в позиции. Тренируются оценивать свою позицию и
позицию соперника.
3. Материальное преимущество. (15 ч.)
Теория. (5 ч.) Определение материального преимущества. Значение
материальногопреимущества для выигрыша партии.
Практика. (10 ч.) “Выигрыш материала”. Игровая практика.
Учащиеся играют учебные партии.
4. Позиционное преимущество. (15 ч.)
Теория. (5 ч.) Определение позиционного преимущества. Значение
позиционногопреимущества для достижения победы в шахматной партии.
Практика.(10 ч.) Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш
материала”,
«Достижение позиционного преимущества».
5. Преимущество в развитии(15 ч.)
Теория.(5 ч.) Сущность и значение преимущества в развитии. Роль
преимущества вразвитии в дебютной части шахматной партии.
Практика. (10 ч.) Учащиеся играют партии и в дебюте обращают
внимание наразвитие фигур. Игровая практика.
6. Преимущество в пространстве. (15 ч.)
Теория. (5ч.) Определение преимущества в пространстве. Значение
преимуществав пространстве для решающего перевеса в ходе партии.
Практика. (10 ч.) Тренировочные партии между учащимися.
Акцентирование внимания на преимущество в пространстве. Разбор типичных
ошибок. Решение практических задач на преимущество в пространстве.
7. Владение открытыми линиями. (15 ч.)
Теория (5 ч.) Какие линии называются открытыми. Владение открытыми
линиямикак позиционное преимущество.
Практика (10 ч.) Учебные и тренировочные партии. Акцентирование
внимания навладение открытыми линиями.
8. Слабые и сильные поля. (15 ч.)
Теория (5 ч.) Определение слабых и сильных полей. Значение слабых и
сильныхполей для достижения позиционного преимущества и выигрыша
партии.
Практика (10 ч.) Учебные и тренировочные партии. Нахождение в игровых
партияхсильных и слабых полей.
9. Организация и судейство шахматных соревнований (15 ч.)
Теория (5 ч.) Организация, квалификация и судейство шахматных
соревнований в РФ. Вопросы квалификации. Спортивные звания и разряды по
шахматам. Шахматный кодекс ФИДЕ и его основные положения,

обеспечивающие правильноеи чёткое проведение шахматных соревнований.
Практика (10 ч.) Организация и проведение соревнований, обеспечение
судейства на шахматных соревнованиях.
10. Итоговое занятие (10 ч.)
Теория (2 ч.) Повторение в краткой форме всего пройденного за учебный
годтеоретического материала. Задания на летние каникулы. Итоговый
контроль.
Практика (8ч.) Контрольные игры и партии.

Календарный учебный график 1 год обучения
месяц

Форма занятия

Кол-во
часов
1

сентябрь

Беседа,
инструктаж

сентябрь

Беседа,
практические
задания

2

сентябрь

Лекция,
практические
задания

5

сентябрь

Консультация,
практические
задания

3

октябрь

Лекция, беседа,
практические
задания

14

октябрь

Лекция,
практические
задания

10

тема
1.Вводное занятие. Инструктажи. Правила поведения. Требования к
обучающимся. План работы на учебный год. Вступительная беседа педагога с
учащимися о шахматах.
2.Шахматная игра, материал и средства. Свойства фигур и пешек, их
передвижение по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Ход коня.
Превращение пешки. Сила фигур в абсолютном численном выражении (пешка
– единица). Ферзь, сильнейшая фигура, примерно равна двум ладьям (ладья – 4
единицы). Слон и конь – каждый примерно равен трём единицам.
3.Некоторые правила шахматной игры. Сделанный ход не может быть взят
обратно и заменён другим ходом. Тронутой фигурой надо ходить. Объявление
вслух шаха королю не обязательно. Сыгранные партии рекомендуется
записывать, показывать их педагогу (тренеру), анализировать самому.
4.Практические советы шахматистам. Нельзя рассчитывать на плохую игру
(просмотр) соперника. Не использовать сильные фигуры (ладью, ферзя) в
начале партии. Обдумывать каждый ход, не играть без определённого плана.
Уводить короля в безопасное место (делать рокировку). Видеть и не бояться
угроз и шахов со стороны противника, но и самому не делать бесцельных
шахов и угроз сопернику.
5.Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации. Отличие
сравнительной (относительной) силы фигур от абсолютной (первоначальной)
силы. Комбинация и её цели: мат королю, достижение материального
преимущества или форсированная ничья. Варианты (продолжения)
комбинации.
6.Дебют и его характеристика. Дебют и его классификация: открытые,
полуоткрытые и закрытые дебюты. Понятие гамбита в дебютах. Основные
дебютные принципы: гармоничное взаимодействие фигур, не делать
бесцельных ходов, захватывать оперативный простор и расставлять фигуры в
центре доски, следить за пешечной конфигурацией (расположением пешек),
достигать позиционного преимущества в дебюте, готовясь к переходу в
миттельшпиль.

Место
Форма
проведения контроля
кабинет
Опрос,
входной
контроль.
кабинет
Оценочный
зачёт

кабинет

тестирование

кабинет

Участие в
соревнования
х

кабинет

Контрольные
игры

кабинет

Контрольные
игры

ноябрь

Лекция, беседа,
практические
задания

20

декабрь

Лекция, беседа,
практические
задания

15

январь

Лекция,
практические
задания

20

февраль

беседа,
практические
задания

20

Март-май

Консультация,
встреча с
ведущим
шахматистом

20

май

Беседа,
консультация

6

Итого:

136

7.План и комбинация в миттельшпиле. План направлен на развитие фигур
и пешек, на овладение инициативой и использование преимущества в позиции.
Правильная оценка позиции в миттельшпиле: расположение короля и пешек,
подвижность и взаимодействие фигур, открытые линии, слабость и сила
отдельных полей (пунктов), атака и защита, угрозы и контругрозы.
8.От миттельшпиля к эндшпилю. Классификация эндшпиля: пешечные,
легкофигурные, ладейные, ферзевые. Основные принципы игры в
легкофигурных эндшпилях: конь обычно сильнее слона в запертых позициях, а
слон сильнее коня в открытых позициях; при создании неподвижной
пешечной цепи надо расставлять свои пешки на поля, противоположные цвету
слона; окончание с разноцветными слонами ведёт к ничьей, а со слонами
одного цвета к победе одной из сторон.
9.Различные фигурные окончания. Роль короля и пешек в эндшпиле.
Использование материального преимущества в конце партии (при фигурах и
пешках). Слон или конь против ладьи (без пешек) обычно делает ничью. Ладья
против пешек (далеко продвинутых) при отдалённых королях. Ферзь против
пешки. В каких случаях выигрыш и в каких ничья (центральная или проходная
пешка).
10.Шахматная композиция (задачи и этюды). Понятие шахматной
композиции. Требования к шахматной задаче: единственность решения,
решение задачи путём обычных ходов, экономичность ходов, не должно быть
лишних фигур, решение не начинается с шаха или взятия фигуры. Понятие
шахматного этюда. Отличия этюда от задачи (число ходов не указано, первый
ход может начинаться с шаха или взятия).
11.Организация, квалификация и судейство соревнований. Организация,
квалификация и судейство шахматных соревнований в РФ. Вопросы
квалификации. Спортивные звания и разряды по шахматам. Шахматный кодекс
ФИДЕ и его основные положения, обеспечивающие правильное и чёткое
проведение шахматных соревнований.
12.Заключительное занятие – «Шахматы в настоящем и будущем».
Подведение итогов за год.

кабинет

Контрольные
игры

кабинет

Контрольные
игры

кабинет

Оценочный
зачёт

кабинет

тестирование

кабинет

Участие в
соревнования
х, турниры

кабинет

Оценочный
зачёт,
итоговый
контроль

Календарный учебный график 2 год обучения
месяц

Форма занятия

Сентябрь,
октябрь

Беседа,
инструктаж

Кол-во
часов
2

соревнования

4

Беседа,
практические
задания

10

Тренировочные 10
игры
Консультация,
практические
задания

ноябрь

10

Тренировочные 10
игры

тема

Место
Форма
проведения контроля
1.Вводное занятие. Инструктажи. Правила поведения. Требования к
кабинет
Опрос,
обучающимся. План работы на учебный год.
входной
контроль.
Соревнования
Входной контроль
в клубе
Дебют и его характеристика. Дебют и его классификация: открытые, кабинет
Оценочный
полуоткрытые и закрытые дебюты. Понятие гамбита в дебютах. Основные
зачёт
дебютные принципы: гармоничное взаимодействие фигур, не делать
бесцельных ходов, захватывать оперативный простор и расставлять фигуры в
центре доски, следить за пешечной конфигурацией (расположением пешек),
достигатьпозиционного преимущества в дебюте, готовясь к переходу в
миттельшпиль.
Практика тренировочные игры, решение задач
кабинет
тестирование
План и комбинация в миттельшпиле

кабинет

План направлен на развитие фигур и пешек, на овладение инициативой и
использование преимущества в позиции. Правильная оценка позиции в
миттельшпиле: расположение короля и пешек, подвижность и взаимодействие
фигур, открытые линии, слабость и сила отдельных полей (пунктов), атака и
защита, угрозы и контругрозы.
Практика (14ч) тренировочные игры, решение задач
кабинет

Участие в
соревнования
х

Контрольные
игры

От миттельшпиля к эндшпилю. Классификация эндшпиля: пешечные, кабинет
легкофигурные, ладейные, ферзевые. Основные принципы игры в
легкофигурных эндшпилях: конь обычно сильнее слона в запертых позициях, а
слон сильнее коня в открытых позициях; при создании неподвижной пешечной
цепи надо расставлять свои пешки на поля, противоположные цвету слона;
окончание с разноцветными слонами ведёт к ничьей, а со слонами одного цвета
к победе одной из сторон.
Практика тренировочные игры, решение задач
кабинет

Контрольные
игры

Различные фигурные окончания Роль короля и пешек в эндшпиле. кабинет
Использование материального преимущества в конце партии (при фигурах и
пешках). Слон или конь против ладьи (без пешек) обычно делает ничью. Ладья
против пешек (далеко продвинутых) при отдалённых королях. Ферзь против
пешки. В каких случаях выигрыш и в каких ничья (центральная или проходная
пешка).
Практика тренировочные игры, решение задач
кабинет

Контрольные
игры

5

Шахматная композиция Понятие шахматной композиции. Шахматная кабинет
композиция как самостоятельная область шахмат.

тестирование

5

Практика решение задач

Беседа,
консультация

5

Шахматные задачи и этюды Требования к шахматной задаче: единственность кабинет
решения, решение задачи путём обычных ходов,
экономичность ходов, не должно быть лишних фигур, решение не начинается с
шаха или взятия фигуры. Понятие шахматного этюда. Отличия этюда от задачи
(число ходов не указано, первый ход может начинаться с шаха или взятия).

Участие в
соревнования
х, турниры
Оценочный
зачёт,
итоговый
контроль

Решение задач

5

Практика решение задач

ноябрь

Лекция,
практические
задания

декабрь

Тренировочные 14
игры

январь

Лекция, беседа,
практические
задания

Январь,
февраль

Тренировочные 20
игры

март

беседа,
практические
задания
Решение задач

март

март

Март

6

6

кабинет

кабинет

Контрольные
игры

Оценочный
зачёт

апрель

кабинет

6

Организация, квалификация и судейство соревнований

апрель

12

Организация, квалификация и судейство шахматных соревнований в РФ.
Вопросы квалификации. Спортивные звания и разряды по шахматам.
Шахматный кодекс ФИДЕ и его основные положения, обеспечивающие
правильное и чёткое проведение шахматных соревнований.
Практика организация и проведение соревнований, судейство
кабинет

май

6

Итоговое занятие. Итоговый контроль
Повторение в
краткой
форме всего пройденного за
год теоретического материала. Задания на лето.

итого

кабинет

соревнования

тест

учебный

136

Календарный учебный график 3 год обучения
месяц

Форма занятия

Кол-во
часов
2

сентябрь

Беседа,
инструктаж

сентябрь

практические
задания

4

сентябрь

Лекция,
практические
задания

4

сентябрь

Консультация,
практические
задания

5

тема

Место
Форма
проведения контроля
1. Вводное занятие. Повторение пройденного: Поля, горизонталь, вертикаль,
кабинет
Опрос,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие
входной
на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация.
контроль.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур
и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур
Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений кабинет
Оценочный
на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика
зачёт
матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной партии.
2.История развития шахмат. Теория. История распространения шахмат в
кабинет
тестирование
средние века. Шахматы в западном и восточном мире. Появление и
распространение шахмат в России.
3. Основы дебюта. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Невыгодность кабинет
раннего ввода в игру ладей и ферзя. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о
темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция
короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте

Участие в
соревнования
х

октябрь

практические
задания

15

Практика. “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”,
“Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать рокировку?”
и др. Игровая практика.

кабинет

Контрольные
игры

октябрь

Лекция,
практические
задания

5

Контрольные
игры

ноябрь

практические
задания

15

4.Основы миттельшпиля. Теория. Общие рекомендации о том, как играть в кабинет
середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые
комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,
уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др
Практика.(15 ч.) Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш
кабинет
материала” ,“Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др. Теоретические занятия:
Комбинации для достижения ничьей.

декабрь

Лекция, беседа,
практические
задания

5

Контрольные
игры

январь

практические
задания

15

5. Основы эндшпиля. Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, кабинет
коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении
неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении
неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем
(простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего
короля.
Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш кабинет
фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика Оппозиция.
Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.
Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля,
слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие
рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
“Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение; “Куда
отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым ходом
отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной игрой надо
добиться ничьей.

Контрольные
игры

Оценочный
зачёт

февраль

Март-май

май

беседа,
практические
задания
практика,
встреча с
ведущим
шахматистом
Беседа,
консультация

10

6.Турниры. Теория. Повторение пройденного материала

кабинет

тестирование

50

Соревновательная практика. Диагностические турниры между
воспитанниками. Анализ результатов турниров. Разбор типичных ошибок.
Решение практических задач на устранение ошибок.

кабинет

Участие в
соревнования
х, турниры

6

7.Итоговые занятия. Подведение итогов за год. Итоговый контроль.

кабинет

Оценочный
зачёт,
итоговый
контроль

Итого:

136

Календарный учебный график 4 год обучения
месяц

Форма занятия

Кол-во
часов
4

сентябрь

Беседа,
инструктаж

сентябрь

практические
задания

20

октябрь

Лекция,
практические
задания
Консультация,
практические
задания

15

декабрь

практические
задания

15

январь

Лекция,
практические
задания
практические
задания
Лекция, беседа,
практические
задания

ноябрь

февраль
Март

тема

Место
Форма
проведения контроля
1. Вводное занятие. Повторение пройденного: Поля, горизонталь, вертикаль,
кабинет
Опрос,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие
входной
на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация.
контроль.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур
и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур
Различные виды преимущества. Два основных
вида преимущества:
кабинет
Оценочный
материальное ипозиционное. Факторы, позволяющие оценивать
зачёт
шахматную позицию.
Материальное преимущество. Определение материального преимущества.
кабинет
тестирование
Значение материального преимущества.
Позиционное преимущество. Определение позиционного преимущества. кабинет
Значение позиционного преимущества для достижения победы в шахматной
партии.
Преимущество в развитии. Сущность и значение преимущества в развитии. кабинет
Роль преимущества в развитии в дебютной части шахматной партии.

Участие в
соревнования
х
Контрольные
игры

15

Преимущество в пространстве. Определение преимущества в пространстве.
Роль преимущества в развитии в дебютной части шахматной
партии.

кабинет

Контрольные
игры

15

Владение открытыми линиями. Какие линии называются открытыми.
Владение открытыми линиями как позиционноепреимущество.

кабинет

Контрольные
игры

15

Слабые и сильные поля. Определение слабых и сильных полей. Значение
слабых и сильных полей для достиженияпозиционного преимущества и
выигрыша партии.

кабинет

Контрольные
игры

15

Апрель

Лекция, беседа,
практические
задания

15

Организация и судейство шахматных соревнований. Организация,
кабинет
квалификация и судейство шахматных соревнований в РФ. Вопросы
квалификации. Спортивныезвания и разряды по шахматам. Шахматный кодекс
ФИДЕ и его основные положения, обеспечивающие правильное и чёткое
проведение шахматныхсоревнований.

Контрольные
игры

май

практические
задания

7

Итоговое занятие. Повторение в краткой форме всего пройденного за кабинет
учебный год теоретического материала. Задания на летние каникулы. Итоговое
занятие. Итоговый контроль.

Оценочный
зачёт

Итого:

136

Условия реализации программы.
Форма обучения – очная.
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме
в сообществе ВКонтакте Шахматный клуб ДДТ г. Коряжмы (vk.com).
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог

дополнительного

образования

физкультурно-спортивной

направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 н).
Реализовывать

программу

может

педагог,

имеющий

педагогическое

образование, имеющий опыт игры в шахматы.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят на базе Дома детского творчества в учебном кабинете.
Помещение отвечает всем требованиям, имеется необходимая мебель и
специальное оборудование: Столы, стулья, шахматы, шахматные доски,
шахматные часы, шахматная демонстрационная доска, компьютер в сборе,
обучающая программа.
Методическое обеспечение:
•

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программаплан учебно-воспитательной работы на учебный год.
•

журнал учета работы детского объединения.

•

фотографии, ксерокопии, видеофильмы, презентации.

•

журналы периодических изданий

•

методические

папки

по

разделам

программы:

таблицы,

раздаточныйматериал
•

папки с

проектами,

рефераты,

исследовательские

материалынаучно-практических конференций, дидактические игры.
•

Турнирные таблицы

•

Схемы комбинаций

•

Стенд «Великие шахматисты»,

работы,

•

Стенд «Турнирные таблицы»

•

Страничка объединения Вконтакте https://vk.com/club182483271

Список информационных ресурсов.
Литература для педагога
1.

Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки

шахматистов -разрядников. Москва, 2007.
2.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство.

Москва, 1988. 3. Блох М. Комбинационное искусство. Москва, 1993.
3.

Зак В. Пути совершенствования. Москва, 1981.

4.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. Москва, 1983.

5.

Нимцович А. Моя система. Москва, 1974.

6.

Пожарский В. Шахматный учебник. Ростов-на-Дону, 2008

7.

Костров В. Шахматы в школе. Учебник 1.2 классы. Санкт-Петербург,

8.

Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Москва, 2019

9.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных

2018

школ.Спортивные кружки и шахматы. Москва «Просвещение», 1986 год. 10.430 с.
11.

Бронштейн

Д.И.

Самоучитель

шахматной

игры.

Москва

«Физкультура испорт», 1987 год. 248 с.
12.

Дворецкий

М.

и

А.Юсупов.

Школа

будущих

чемпионов.

Издательство:
«Фолио» Харьков, 1997 год. 272 с.
13.

Журавлев Н.И. Шаг за шагом. Москва «Физкультура и спорт», 1986

год.288с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
14.

Издательство: Народное образование, 1998 год. - 256 с.

15.

Голенищев В.Е.- Подготовка юных шахматистов IV-III разрядов

Москва.
«Московская правда», 1969 год, - 61 с.
16.

Гик Е.А. Беседы о шахматах. Москва «Просвещение», 1985 год. -

160 с. 17.Диск
АО

программа «Шахматная

школа».

Издательство:

«ИнформСистемы» 1999 год.
18.

Диск программа «Шахматная школа для подготовки IV-II разряда».

Издательство: АО «ИнформСистемы» 1999 год.
Для детей и родителей
1.

Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е.

Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
2.

Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст]

/В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
3.

Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В.

Мазаник. —СПб.: Питер, 2009;
4.

Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор

Хенкин.
— М.: Астрель: АСТ, 2008.
Интернет-ресурсы
1.

Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы

онлайн: [сайт]URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2.

Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

3.

Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

Приложение 1
Карты наблюдения за результатами освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Стратегия и тактика шахматной игры»
Вид диагностики (итоговая)
Средний
Участие Судейство
История Шахматный
в
Соревнований, балл
шахмат кодекс
турнирах турниров

№ ФИО обучающегося
1.
2.
3.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%
Оценка результатов

№

Показатели

Уровень

Баллы

Высокий: знает даты, ФИО спортсменов
Средний: знает не все даты и ФИО спортсменов
Низкий: не знает
Высокий: знает, применяет

2
1
0
2

1

История шахмат

2

Шахматный кодекс Средний: знает, слабо применяет

3

4

Судейство
соревнований и
турниров
Соревнования ,
турниры

1

Низкий: не знает, не применяет

0

Высокий: самостоятельно проводит судейство

2

Средний: проводит судейство с помощью педагога

1

Низкий: не проводит судейство

0

Высокий: занял 1-3 место
Средний: принял участие

2
1

Низкий: не принимал участие

0

Подведение итогов:
Средний балл – 6-8 высокий уровень
Средний балл – от 4-6 – средний
уровень Средний балл – от 0 до 3 –
низкий уровень

Приложение 2
Оценочные средства
Показатели
1.1 Теоретические
знания

1.2 Владение
специальной
терминологией

2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

2.2 Владение
специальным
оборудованием

2.3 Творческие
навыки
(Креативность)

3.1. Личностные
качества

Критерии

выраженности
оцениваемого
Степень
качества
Теоретическая подготовка
Соответствие
Минимальный уровень (ребенок овладел менее
теоретических знаний чем 0,5 объема знаний, предусмотренных
ребенка программой)
программным
Средний уровень (объем усвоенных знаний
требованиям
составляет 0,5)
Максимальный
уровень (ребенок освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренный программой)
и Минимальный уровень
Осмысленность
(ребенок избегает
правильность
употребления специальной терминологии)
использования
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальной
специальную и бытовую терминологию)
терминологии
Максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно в соответствии с их
содержанием)
Практическая подготовка
Соответствие
Минимальный уровень (ребенок овладел менее
практических умений чем
0,5
объема
умений
и
навыков,
и навыков
предусмотренных программой)
программным
Средний уровень (объем усвоенных умений и
требованиям.
навыков составляет 0,5)
Максимальный
уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренный программой)
Отсутствие
Минимальный уровень (ребенок испытывает
в определенные
затруднений
трудности
при
работе
с
использовании
оборудованием)
специального
Средний уровень (работает с оборудованием с
и помощью педагога)
оборудования
оснащения.
Максимальный
уровень
(работает
с
оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
в Начальный (элементарный) уровень развития
Креативность
выполнении
креативности (ребенок в состоянии выполнить
заданий
лишь простейшие задания педагога)
Репродуктивный уровень (выполняет задания на
основе образца)
Творческий уровень (выполняет задания с
элементами творчества)
Воспитательный компонент
Максимальный уровень:
Соответствие
духовно-нравственных,
принятым
в сформированность
обществе правилам, этических, гражданско-патриотических качеств,
уважительное
отношение
к
родителям,
традициям.
сверстникам, истории страны и малой родины,
культурным традициям народа, правилам,
принятым в обществе,
стремление к саморазвитию и самопознанию,
продуктивное сотрудничество с окружающими
при решении различных творческих задач.
Средний
уровень:
недостаточная
сформированность
вышеперечисленных
качеств.
Низкий уровень: полное или частичное
отсутствие вышеперечисленных качеств.

Методы
диагностики
Наблюдение
Тестирование
Контрольный
опрос

Собеседование

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Педагогическое
наблюдение
Участие
в
различных
акциях
и
проектах

Приложение 3
Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
Показатели
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Показатели
Степень
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
выраженности
ИТОГО
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
оцениваемого
%
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
качества
традициям
опыта поведения, общения,
%
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

начало года

окончание года

межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

Приложение 4
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

Форма проведения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

сентябрь

Соревнование

ноябрь

Соревнование

декабрь

Соревнование

Муниципальный этап Открытых Всероссийских
соревнований по шахматам «Белая ладья»

февраль

Соревнование

Городской детско-юношеский турнир по
шахматам на Кубок главы

апрель

Соревнование

Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения

1

Областной детско-юношеский турнир по
шахматам «Мемориал Ю.Н. Папыгина»

2

III Областной детско-юношеский турнир по
быстрым шахматам, посвященный памяти В.В.
Аникиева
Региональный турнир по шахматам «Созвездие –
2023»

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».