4 года Юный авиатор Худяков 4 часа

Пояснительная записка
На базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы»
более 20 лет работает клуб по месту жительства «Корчагинец». В рамках
деятельности данного клуба реализуются программы: «Начинающий авиатор»
для мальчиков 8-14 лет и «Юный авиатор» для подростков 8-16 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный авиатор» имеет
техническую направленность.
Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для
кого-то - это путь в профессию.
Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Модель
самолета – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой,
прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны
определенные знания и навыки.
В процессе изготовления моделей кружковцы приобретают разнообразные
технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с
основами аэродинамики и прочности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
−

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»,
−

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»,
−

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
−

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
−

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда
России от 22 сентября 2021г. № 652н),

−

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
−

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
−

Методические

рекомендации

Федерального

государственного

бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
−

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.
3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),


Уставом учреждения

С учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях технической направленности и спецификой работы учреждения.
Актуальность программы
Актуальность состоит в том, что данная программа отвечает потребностям
современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение
проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
На протяжении

многих

лет

на

базе

клуба

месту

жительства

«Корчагинец» работают технические кружки, в том числе авиамодельный
кружок, которые помогают молодым людям получить технические умения и
навыки, необходимые в дальнейшей жизни, в том числе для службы в
Вооруженных Силах РФ.
Программа имеет профориентационную направленность на технические и
инженерные специальности и очень востребована у мальчишек и их родителей.

На

основании

распоряжения

Министерства

образования

и

науки

Архангельской области от 16 июля 2018 № 1109 Дом детского творчества
города Коряжмы определен технозоной Детского Арктического Технопарка
Архангельской области.
Работа по данной программе направлена на реализацию основных
направлений развития дополнительного образования в рамках технозоны.
Программа реализуется на базе клуба «Корчагинец» ФДОД «Дом
детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы».
Целью

данной

программы

является

развитие

технических

способностей обучающихся средствами авиамоделирования.
Задачи программы:
Обучающие:
-

изучение основ самолетостроения;

-

изучение свойств различных материалов и приемы работы с ними;

-

обучение работе с чертежами самолетов;

-

обучение приемам и технологии изготовления, регулировки и запуска

кордовых авиамоделей;
-

изучение правил проведения соревнований «Воздушный бой».

Развивающие:
-

знакомство с историей развития авиации;
развитие

технических

способностей

учащихся.

Воспитательные:
-

воспитание уважения к труду и людям труда;

-

формирование взаимоотношений с товарищами, коллективизма;

-

развитие интереса к технической деятельности, истории техники в

России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
-

воспитание воли, стремления к победе.

Воспитательная деятельность
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются

ценностные,

нравственные

ориентации;

осознают

себя

способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Воспитательный

процесс

осуществляется

в

условиях

организации

деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для
достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в
учреждении

создаются

и

поддерживаются

все

необходимые

условия

физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:



педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное

отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);


оценка творческих и исследовательских работ и проектов

экспертным

сообществом

(педагоги,

родители,

другие

обучающиеся,

приглашённые внешние эксперты и др.) оценивается умение применять
имеющиеся знания, личностные результаты освоения программы и личностные
качества каждого ребёнка;


отзывы, материалы рефлексии опросы родителей, анкетирование

родителей и детей, беседы с детьми, самообследования, отзывы других
участников мероприятий и др., которые предоставляют возможность косвенной
оценки достижения целевых ориентиров воспитания по программе и по итогам
реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в
разнообразной деятельности по программе.
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение
общего представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и
конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения
целевых ориентиров воспитания используются для планирования дальнейшей
работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных
данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с
помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями
выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.
Оценочные средства, диагностическая карта, итоговый протокол и
календарный план воспитательной работы описаны в Приложениях 1, 2, 3, 4.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
программа

«Юный

авиатор»

является

разноуровневой.

Особенностью

содержания программы является дифференциация содержания по уровням

сложности:
уровень».

«Стартовый
При

уровень»,

реализации

«Базовый

программы

уровень»,

«Продвинутый

предусмотрена

возможность

последовательного/параллельного освоения содержания программы на разных
уровнях

углубленности,

доступности

и

степени

сложности,

исходя

из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
Программа предполагает:
 Индивидуальный

подход

(ориентация

на

личностный

потенциал

ребенка и его самореализацию);
 Возможность индивидуального образовательного маршрута;
 Тесную связь с практикой, ориентацию на создание конкретного
персонального продукта;
 Разновозрастный характер объединения.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
 доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
 наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
 научности – обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы;
 «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам
работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ
 и другое.
Кроме изготовления моделей самолетов большое внимание уделяется
спортивной подготовке. Кружковцы принимают участие в соревнованиях. При
этом они учатся выявлять недостатки в построенных моделях, ошибки в
действиях моделистов. Изучают правила развития региональной системы
дополнительного образования детей в проведении соревнований с моделями
своего класса. Пробное участие в судейских стартах способствует созданию
объективного мнения о работе судейства, воспитанию ответственности,
расширению кругозора, учит выдержке.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что работа в тесном,
сплоченном коллективе разновозрастных детей, ставящих перед собой единую
цель и готовых поделиться приобретенными знаниями и опытом, теснейшим
образом связана с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным
развитием каждой отдельной личности.
В ходе обучения по программе ребенок получает базовые политехнические
знания в сфере авиамоделизма. Обучающиеся, со склонностью к техническому
творчеству, не только реализуют себя, но и развивают свой технический
потенциал, например, при разработке ими индивидуальных конструкторских
решений деталей моделей. Впоследствии это ведет к развитию у ребенка
технической интуиции и изобретательства.
Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но
дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о
будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра.
Авиамоделизм интересен обучающимся тем, что он дает возможность
практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими
основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а
детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона
авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую
«совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию.
Изготовление модели самолета - это познание теории полета посредством
игры. В процессе изготовления кружковцы приобретают разнообразные
технологические навыки, знакомятся с конструкциями различных типов
летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.
Характеристика обучающихся по программе
Программа предусматривает работу с детьми от 8 лет до 16 лет, это
сложный период, когда очень важно найти подход к подростку и сохранить
устойчивые доверительные отношения. Нужно помнить, что переходный
возраст труден тем, что понимание жизни уже становится взрослым, а
возможностей для реализации себя практически нет. В то же время

присутствует

высокий

уровень

эмоциональной

чувствительности.

Самореализация подростка в детском объединении под руководством педагога
помогает решить многие подростковые проблемы.
Обучающиеся принимаются в объединение без начального обучения, с
нуля. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных
испытаний.

Наполняемость групп 10-12 человек. Коллектив в основном

мужской. Проводится работа по вовлечению детей из семей группы риска,
детей, состоящих на внутришкольном учете.
Программа составлена по принципу от простого к сложному с
постепенным нарастанием сложностей и применяемым для этого материалов и
инструментов.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов в год 136 часов.
Содержание материала программы построено от простого к сложному:
сначала изучение принципа работы микро-двигателей внутреннего сгорания,
затем - построение кордовой модели и радиоуправляемой модели, затем –
отработка навыков на тренажере и соревнования.
Формы и режим занятий по программе
Форма обучения – очная. Формы организации деятельности: в ходе
реализации программы сочетается групповая, индивидуальная и фронтальная
работа. Занятия включают теоретический и практический разделы.
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 2 раза в
неделю, продолжительность занятий – 2 академических часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10
минут. Постоянно проводятся инструктажи по безопасной работе с различными
инструментами и материалами.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с

инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление
новых знаний.
Физкультминутка.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Формы работы
Практико-теоретическая.
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных
бесед продолжительностью не более 10-15 минут на каждом занятии. Это
беседы с одновременной демонстрацией деталей, приборов, опытов; с
вопросами и ответами.
Практическая. Реализация приобретенных теоретических знаний при
изготовлении модели.
Индивидуальная.

Разновозрастный

коллектив

предполагает

разноуровневое обучение, поэтому задания подбираются индивидуально
каждому с тем, чтобы обеспечить успешность их выполнения.
Проектная. Предусматривает работу по персональным проектам.
Кроме перечисленных форм проводятся соревнования.
Формы контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль. Входной контроль диагностирует имеющиеся у
обучающихся знания и умения. Он проводится в форме опроса на первом
занятии. В ходе текущего контроля оценивается качество усвоения материала
путем выполнения творческих заданий, собеседования. Результативность
практической

деятельности

выполненных

работ.

оценивается

Итоговый

контроль

количеством

и

осуществляется

качеством
по

итогам

изготовления обучающимся практических работ и участия в выставках и

соревнованиях. На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за
результатами освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юный авиатор» (приложение 5).
Оценочные материалы
Итоговый

контроль

проводится

по

итогам

участия

в

итоговых

соревнованиях, которые показывают уровень освоения ребенком программы по
качеству изготовленной модели и результатам участия в воздушном бое.
Особенность программы такова, что без усвоения ребенком теоретического
материала, он не сможет построить модель, которая полетит. Соответственно
изготовленные

им

модели,

способные

полететь,

и

итоги

участия

в

соревнованиях свидетельствуют об усвоении программы (приложение 6).
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется на базе клуба «Корчагинец» и является базовым
этапом в обучении авиамоделированию. Процесс обучения имеет несколько
этапов.
В первый год обучения по программе «Начинающий авиатор» дети
познакомились с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми
моделями, выполняя в основном модели по готовым разверткам.
По программе «Юный авиатор» обучающиеся расширяют знания по
авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике
проведения несложных технических расчётов.
Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и
соревнования.

Ребята

закрепляют

и

углубляют

теоретические

знания,

формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся
управлять ими, соревнуются между собой.
Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих
основных этапов:
1.

Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.

2.

Подбор инструментов и оборудования.

3.

Заготовка и первоначальная обработка материалов.

4.

Изготовление моделей по индивидуальным планам.

5.

Отделка моделей.

6.

Регулировка и пробные запуски.

7.

Устранение выявленных недостатков.

8.

Соревнования по изготовленным моделям.

Планируемые результаты реализации Программы
После освоения программы первого года обучающиеся
должны знать
- основы аэродинамики;
- принципы запуска кордовых моделей;
- правила проведения спортивных соревнований «Воздушный бой».
должны уметь:
- читать чертежи моделей самолетов;
- работать со столярным и слесарным инструментом
После освоения программы второго года обучающиеся
должны знать
- основы аэродинамики;
- принципы работы микро-двигателя внутреннего сгорания;
- составы топливных смесей для компрессионных и калийных двигателей;
- принципы запуска кордовых моделей;
- правила проведения спортивных соревнований «Воздушный бой».
должны уметь:
- читать чертежи моделей самолетов;
- изготавливать, регулировать и запускать кордовые авиамодели;
- работать со столярным и слесарным инструментом
- решать простейшие конструкторские задачи.

После освоения программы третьего года обучающиеся
должны знать
- правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям ;
- тактико-технические параметры радиоаппаратуры;
- принципы работы безколлекторного электродвигателя.
должны уметь:
- читать чертежи моделей самолетов;
- регулировать и запускать радиоуправляемые авиамодели;
- заводить и регулировать авиамодельные двигатели;
- работать на следующих станках; сверлильный, заточной, токарный
После освоения программы четвертого года обучающиеся
должны знать
- построение профилей крыльев по графикам, измерение шага воздушного
винта;
- правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям ;
- тактико-технические параметры радиоаппаратуры;
- принципы работы безколлекторного электродвигателя;
- типы аккумуляторов, уход, зарядка и эксплуатация.
должны уметь:
- читать чертежи моделей самолетов и самостоятельно их чертить;
- изготавливать, регулировать и запускать радиоуправляемые авиамодели;
- заводить и регулировать авиамодельные двигатели
- решать сложные конструкторские задачи.
- работать на следующих станках; сверлильный, заточной, токарный
Воспитательные результаты


развитие интереса к технической деятельности, истории техники в

России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;


развития

интереса

к

личностям

организаторовпроизводства;

конструкторов,



осознание ценностей технической безопасности и контроля;



воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков;



формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализации

проектов.
Условия реализации Программы
Программа реализуется в очной форме. Возможна реализация программы в
дистанционном формате с использованием сети Интернет.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования технической направленности,
работающий

по

данной

программе,

должен

соответствовать

Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
от 05.05.2018 № 298н).
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь педагогическое
образование и (или) техническое образование, необходимую квалификацию,
быть способным к обучению новым, в том числе информационным
технологиям, непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать
возрастные особенности детей.
Материально-техническое оснащение
Оборудованное

помещение–мастерская

площадью

40–45

кв.м.

для

размещения 12–15 рабочих мест. В помещении имеется мебель: письменные и
лабораторные столы размером 1220 на 600 мм, книжные шкафы, полки, стулья
и столярный верстак. Имеется дополнительное помещение для хранения
материалов, других ценных приспособлений и приборов, покрасочная. Имеется
компьютер в сборе с программой –тренажером.
Технологическое

оснащение:

Сверлильный

станок,

циркулярная

настольная пила, электролобзик, фен, резиновая нить для моделей. Материалы:
рейки сосновые, авиационная фанера, пенопласт, липовые рейки и шпон,
картон, бумага, стеклоткань, пленка лавсановая, цветной скотч, полиамидные
клеи.
Оборудование и инвентарь
Наименование
Рабочие места (Верстаки)
Ножовка по дереву
Рубанок малый
Нож или скальпель
Лобзик с пилками
Ножницы
Напильники разных сечений
Рашпили
Молоток слесарный
Стамески разные
Ножовка по металлу с полотнами
Надфили
Тиски настольные
Дрель ручная
Плоскогубцы
Круглогубцы
Кусачки
Отвертка
Струбцина
Ножницы по металлу
Линейки разные
Штангенциркуль
Угольники
Сверла разные
Набор для нарезания резьбы
Шлифовальная шкурка
Бруски для заточки инструмента
Готовальня
Карандаши чертежные
Кисточки разные
Станок «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Электроточило
Паяльник 90 Вт
Сушильный фкаф
Пульверизатор

Единица
измерения
Шт
Шт.
—
—
—
—
—
—
—
—
—
набор
Шт.
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
М2
Шт.
—
—
—
—
—
—
—
—

Количество
15
1
5—7
15
10–15
10
20–25
3
1
2–3
2
1–2
5–10
1
2
1
1
2
3-5
1
15
1
2-3
25-30
2
5
1-3
1
20-25
10-12
1
1
1
1
1

Компрессор
Сверлильный станок
Токарный станок
Пильно- фуговальный станок по дереву
Ручной электролобзик
Фен технический

-

1
1
1
1
1
1

Информационно - методическое обеспечение
-

Чертежи:

Кордовых

авиамоделей

классов

Ф-2-В,

Ф-2-Д,

Радиоуправляемых моделей Ф-3-Д,
-

Шаблоны простейших летающих моделей, Схемы управления

моделью, Шаблоны простейших летательных аппаратов. Плакаты устройства
микродвигателей. Видеоматериалы. Выставка моделей

Учебный план программы
Номер
темы
1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7

Наименование и содержание темы
1 год обучения
Вводное занятие, входной контроль
Воздушные винты
Авиамодельные двигатели, их запуск и регулировка
Расчет профиля крыла
Кордовая модель для воздушного боя с компрессионным
двигателем
Кордовая модель для воздушного боя с калийным
двигателем
Участие в соревнованиях
Заключительное занятие, итоговый контроль
ИТОГО:
2 год обучения
Вводное занятие, входной контроль
Знакомство аппаратурой управлении на расстоянии
Электрические бесколлекторные двигатели
Учебная радиоуправляемая модель самолета
Литий полимерные и металгидридные аккумуляторы, уход,
зарядка и эксплуатация.
Компьютерный симулятор управления моделями
Тренировочные запуски моделей
Участие в соревнованиях
Заключительное занятие, итоговый контроль
ИТОГО:
3 год обучения
Вводное занятие, входной контроль
Знакомство аппаратурой управлении на расстоянии 2.4 КГЦ
Управление моделями на компьютерном симуляторе
Пилотажная радиоуправляемая модель самолета
Наладка системы управления модели
Тренировочные запуски моделей
Правила соревнований. Подготовка взлетной площадки
Участие в соревнованиях
Заключительное занятие, итоговый контроль
ИТОГО:
4 год обучения
Вводное занятие, входной контроль
Работа с бортовой аппаратурой управления моделью
Управление моделями на компьютерном симуляторе
Модель полукопия самолета Як-18 на радиоуправлении
Регулировка и тестирование модели на стенде
Тренировочные запуски моделей
Правила соревнований. Подготовка взлетной площадки

Кол-во
часов
2
4
6
10
44
54
8
8
136
2
2
4
74
6
12
22
8
6
136
2
2
4
74
6
22
12
8
6
136
2
2
4
74
6
22
12

8
9

Участие в соревнованиях
Заключительное занятие, итоговый контроль
ИТОГО:

8
6
136

Учебно-тематический план программы первого года обучения
Номер
темы Наименование и содержание
темы

Количество часов
теор
ия
2

практи Всего
ка
0
2

Формы
контроля

1

Вводное занятие, входной
контроль

2

Воздушные винты

4

0

4

Тестирование

3

Авиамодельные дизельные и
компрессионные двигатели,
их запуск и регулировка.

2

4

6

Устный опрос

4

Расчет профиля крыла

2

8

10

Практическая
работа
Тестирование

5

Кордовая модель
«воздушного боя» с
компрессионным
двигателем
Кордовая модель
«воздушного боя» с
калийным двигателем.
Участие в соревнованиях

4

40

44

Практическая
работа

4

60

54

Практическая
работа

0

8

8

Спортивные
соревнования

Заключительное занятие,
итоговый контроль

8

0

8

Устный опрос

22

114

136

6

7
8

ИТОГО:

Устный опрос

Содержание учебного плана первого года обучения
1. Вводное занятие -2 часа
Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Цели, задачи и
содержание работы в учебном году. Технические требования к летающим
моделям. Распорядок работы кружка. Техника безопасности и санитарногигиенические нормы в мастерской. Входной контроль.
1.

Воздушные винты – 4 часа

Представление о силе тяги воздушного винта и угле атаки лопасти при работе
винта. Теоретический шаг винта и действительный шаг винта
3. Авиамодельные дизельные и компрессионные двигатели, их запуск и
регулировка – 6 часов
Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъемная сила. Поляра
крыла. Профили крыла. Лобовое сопротивление. Расчет профилей для крыла.
Изготовление профилей крыла модели «воздушного боя»
4. Расчет профиля крыла - 4 часа
Устройство микролитражных двухтактных двигателей внутреннего сгорания.
Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка, система питания топливом.
Конструкция топливных бачков. Топливные смеси. Порядок их составления и
хранения. Техника безопасности.
5. Кордовая модель самолета для «воздушного боя» с компрессионным
двигателем – 44 час
Знакомство с чертежами. Изготовление шаблонов нервюр. Изготовление крыла
модели. Изготовление фюзеляжа. Изготовление
системы

управления. Изготовление

оперения. Изготовление

топливной

системы.

Покраска

и

регулировка модели. Запуски моделей.
6. Кордовая модель самолета для «воздушного боя» с калийным двигателем
– 54 час
Знакомство с чертежами. Изготовление шаблонов нервюр. Изготовление
нервюр из бальзовых пластин. Вырезание лобика крыла из пенопласта.
Склеивание крыла модели в специальном кондукторе.
Изготовление фюзеляжа.

Изготовление оперения.

Изготовление системы

управления Изготовление топливной системы. Установка автомата глушения
двигателя на модель. Покраска и регулировка модели. Запуски моделей.
7. Участие в соревнованиях – 8 час.
8. Заключительно занятие. Итоговый контроль – 8 час.

Учебно-тематический план программы второго года обучения
Номер
темы Наименование и содержание
темы

Количество часов
теор

Формы
контроля

пра Всего
кт
0
2
Устный опрос

1

Вводное занятие, входной
контроль

2

2

Знакомство аппаратурой
управлении на расстоянии

2

0

2

Тестирование

3

Электрические
бесколлекторные двигатели

2

2

4

Устный опрос

4

Учебная радиоуправляемая
модель самолета

4

70

74

Практическая
работа

5

Литий полимерные и
металгидридные
аккумуляторы, уход, зарядка
и эксплуатация.
Компьютерный симулятор
управления моделями

2

4

6

Устный опрос
Практическая
работа

2

10

12

Устный опрос
Практическая
работа

7

Тренировочные запуски
моделей

2

20

22

Практическая
работа

8

Участие в соревнованиях

0

8

8

Спортивные
соревнования

9

Заключительное занятие,
итоговый контроль

6

0

6

Устный опрос

22

114

136

6

ИТОГО :

Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие -2 часа
Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Цели, задачи и
содержание работы в учебном году. Технические требования к летающим
радиоуправляемым (беспилотным) моделям. Распорядок работы кружка.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы в мастерской.
Входной контроль.
2. Знакомство аппаратурой управлении на расстоянии – 2 часа
Виды и типы аппаратур; кварцевые аппаратуры управления моделями.
Без кварцевые 2.4 кгц аппаратуры управления моделями на расстоянии.
Пуль управления, бортовая аппаратура приемники, рулевые машинки, блок
управления двигателем (Вариатор). Ввод параметров разных моделей в
аппаратуру 2.4 кгц.
3. Электрические бесколлекторные двигатели-4
Понятие об электрических двигателей. Отличие коллекторных двигателей от
безколлекторных. Мощность двигателей и потребляемая энергия.
4. Учебная радиоуправляемая модель самолета-74
Знакомство с чертежами радиоуправляемой модели. Изготовление шаблонов
нервюр. Изготовление крыла модели
Изготовление

фюзеляжа.

Установка

в

фюзеляж

модели

системы

радиоуправления моделью.
Изготовление стабилизатора модели с рулями высоты. Изготовление киля
направления с рулями поворота.
Изготовление кондуктора для установки аккумулятора.
Изготовление

стоек шасси, установка колес. Покраска и регулировка

модели. Запуски моделей
5. Литий полимерные и металгидридные аккумуляторы, уход, зарядка и
эксплуатация. - 6 часов
Виды и типы аккумуляторов. Емкость и вольтаж аккумуляторов. Зарядка и
разрядка, эксплуатация аккумуляторов. Хранение аккумуляторов.

6. Компьютерный симулятор управления моделями - 12 часов
Работа на симуляторе. Подбор модели для тренировки. Подбор параметров
модели. Отработка навыков управления моделями.
7. Тренировочные запуски моделей-22 часа
Отработка взлета и посадки модели. Отработка горизонтального полета на
разных высотах. Отработка полета перевернутой модели на 180 градусов.
Отработка выполнения фигур высшего пилотажа.
8. Участие в соревнованиях – 8 часов.
9. Заключительное занятие – 6 часа
Подведение итогов за учебный год. Итоговый контроль.
Учебно- тематический план программы третьего года обучения
Номер
темы Наименование и содержание
темы

Количество часов
теор

Формы
контроля

пра Всего
кт
0
2
Устный опрос

1

Вводное занятие

2

2

Знакомство с аппаратурой
2,4 кгц управления на
растоянии

2

0

2

Тестирование

3

Управление моделями на
компьютерном
Семуляторе

2

2

4

Устный опрос

4

Радиоуправляемая
пилотажная
Модельсамолета

4

70

74

Практическая
работа

5

Наладка системы управления
моделью

2

4

6

Практическая
работа

6

Тренировочные запуски
моделей

2

20

22

Практическая
работа

7

Правилоа соревнований
Подготовка взлетной
площадки

2

10

12

Практическая
работа

8

Участие в соревнованиях

0

8

8

Спортивные
соревнования

9

Заключительное занятие

6

0

6

Устный опрос

22

114

136

Итого:

Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие – 2 часа

Техника безопасности при работе с инструментами на станках, электро
безопасность Правила проведения соревнований, требования к спортсменам и
моделям самолетов.
2Аппаратура управления моделями на расстоянии - 2 часа
- виды и типы аппаратур бес кварцевые 2.4 кгц
- знакомство с тактико- техническими данными радио аппаратур 2.4 кгц.
- в вод параметров разных моделей в аппаратуру2.4 кгц
3 Компютерный симулятор управления моделями - 4 часов
- работа на симуляторе.
- подбор модели для тренировки
- подбор параметров модели
4 Ррадиоуправляемая пилотажная модель самолета – 74 час
- Знакомство с чертежами
- Изготовление шаблонов нервюр
- Изготовление крыла модели
- Изготовление фюзеляжа
- Изготовление оперения
- Изготовление системы радиоуправления управления моделью
- Установка электрооборудования модели
- Покраска и регулировка модели
5 Наладка системы управления моделью – 6
- Корректировка поворота элеронов, рулей высоты и руле поворота

6 Обучение управления моделью высшему пилотажу – 22 часа
- Взлет модели.
- Выполнение горизонтального полета на высоте 10 метров
- Выполнение обратного полетата на высоте 10 метров
- Выполнение прямой петли Нестерова
- Выполнение обратной петли Нестерова
- Выполнение горизонтальной « бочки»
- Выполнение вертикальной « бочки»
- Выполнение горизонтальных и вертикольных восмерок.
- Посадка модели в центр круга.

Правила соревнований. Подготовка взлетной полосы -12
8.

Участие в соревнованиях – 8 часов.

9.

Заключительное занятие – 6 часа

Подведение итогов за учебный год. Итоговый контроль.

Учебно- тематический план программы четвертого года обучения
Номер
Количество часов
Формы
темы Наименование и содержание
контроля
теор пра Всего
темы
кт
1
Вводное занятие
2
2
Устный опрос
2

Работа с бортовой
аппаратурой управления
моделью

2

2

Тестирование

3

Управление моделями на
компьютерном
Семуляторе

2

2

4

Устный опрос

4

Модель полукопия самолета
як-18 на радиоуправлении

4

70

74

Практическая
работа

5

Наладка системы управления
моделью

2

4

6

Практическая
работа

6

Тренировочные запуски
модели

2

20

22

Практическая
работа

7

Правила соревнований

2

10

12

8

Подготовка взлетной
площадки
Участие в соревнованиях

Практическая
работа

-

8

8

Спортивные
соревнования

9

Заключительное занятие

6

-

6

Устный опрос

6

114

136

Итого :
Содержание программы 4 год обучения
2. Вводное занятие – 2 часа

Техника безопасности при работе с инструментами на станках, электро
безопасность Правила проведения соревнований, требования к спортсменам и
моделям самолетов.
3Бортовая Аппаратура управления моделью - 2 часа
- виды и типы приемников, кварцевые, бес кварцевые 2.4 кгц

- знакомство с тактико- техническими данными серво приводов.
- виды аккумулятор применяемые для питания приемников и серво приводов
3 Компютерный симулятор управления моделями - 4 часов
- работа на симуляторе.
- подбор модели копии самолета для тренировки
- подбор параметров модели копии самолета
4 Модель полукопия самолета ЯК-18 – 74 час
- Знакомство с чертежами
- Изготовление шаблонов нервюр
- Изготовление крыла модели
- Изготовление фюзеляжа
- Изготовление оперения
- Изготовление системы радиоуправления управления моделью
- Установка электрооборудования модели
- Покраска и регулировка модели
5.

Наладка системы управления моделью – 6

- Корректировка поворота элеронов, рулей высоты и руле поворота

6Обучение управления моделью полукопией самолета ЯК-18 – 22 часа
- Рулежка модели на взлетную полосу
- Взлет модели.
- Выполнение горизонтального полета на высоте
- Выполнение реалистичности полета с прототипом
- Выполнение прямой петли Нестерова
- Выполнение горизонтальной « бочки»
- Выполнение горизонтальных восьмерок.
- Посадка модели на взлетную полосу.
- Рулежка модели на стояночное место
6.

Правила соревнований. Подготовка взлетной полосы -12

8.

Участие в соревнованиях – 8 часов.

9.

Заключительное занятие – 6 часа

Подведение итогов за учебный год. Итоговый контроль.

Календарный учебный график первый год обучения
I полугодие -16 учебных недель (64 часа ) II полугодие -18 учебных недель (72 часа)
месяц
число Форма
Кол-во тема
занятия
часов
сентябрь
2
Беседа,
Основные
этапы
развития
инструктаж
авиамоделизма в нашей стране. Цели,
задачи и содержание работы в учебном
году.
Технические
требования
к
летающим моделям. Распорядок работы
кружка. Техника безопасности и
санитарно-гигиенические нормы в
мастерской. Входной контроль.
сентябрь
лекция
4
Представление о силе тяги воздушного
винта и угле атаки лопасти при работе
винта. Теоретический шаг винта и
действительный шаг винта
сентябрь
беседа
4
Устройство
микролитражных
двухтактных двигателей внутреннего
сгорания. Принцип работы двигателей.
Охлаждение, смазка, система питания
топливом. Конструкция топливных
бачков.
сентябрь
2
Топливные
смеси.
Порядок
их
Практическая
составления
и
хранения.
Техника
работа
безопасности.
сентябрь
2
Понятие о сопротивлении воздуха.
Число Рейнольдса. Подъемная сила
крыла. Профили крыла. Лобовое
сопротивление. Расчет профилей для
крыла. Изготовление профилей крыла
модели Ф-2-Д «воздушного боя»

Место проведения
Клуб «Корчагинец»

Формы
контроля
Входной
контроль
(опрос)

Клуб «Корчагинец»

тестирован
ие

Клуб «Корчагинец»

Клуб «Корчагинец»

Практическ
ая работа

Клуб «Корчагинец»

тестирован
ие

сентябрь

беседа

2

сентябрь

6

декабрь

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
соревнования

Декабрь
январь

октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь

январь
февраль
февраль
февраль

Знакомство с чертежами кордовой
модели Ф-2-Д с компрессионным ДВС
Изготовление шаблонов нервюр.

Клуб «Корчагинец»

Клуб «Корчагинец»

4

Изготовление крыла модели
кодукторе
Изготовление фюзеляжа.

6

Изготовление оперения.

Клуб «Корчагинец»

6

Изготовление системы управления

Клуб «Корчагинец»

6

Изготовление топливной системы

Клуб «Корчагинец»

6

Покраска и регулировка модели

Клуб «Корчагинец»

4

Запуски моделей

4

Соревнования по моделям Ф-2-Д

беседа

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

6

Знакомство с чертежами кордовой
модели Ф-2-Д с калийным ДВС
Изготовление шаблонов нервюр

Клуб «Корчагинец»
(кордодром)
Клуб «Корчагинец»
(кордодром)
Клуб «Корчагинец»

6

Изготовление лонжеронов и нервюр

Клуб «Корчагинец»

6

Изготовление фюзеляжа.

Клуб «Корчагинец»

6

Изготовление оперения.

Клуб «Корчагинец»

10

Изготовление крыла модели

Клуб «Корчагинец»

6

в

Клуб «Корчагинец»

Практическ
ая работа

Клуб «Корчагинец»

Клуб «Корчагинец»

Практическ
ая работа
соревнован
ия

март

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
беседа

10

апрель

Практическая
работа

4

апрель май

Практическая
работа
соревнования

4
4

Тренировочные полеты. Соревнования
по моделям класса Ф-2-Д

Заключительн
ое занятие
итого

2

Подведение итогов за год. Итоговый
контроль.

март
апрель
апрель

май
май

6
4
2

136

Изготовление моторамы и установка
двигателя
Изготовление и установка системы
управления модели
Изготовление топливной системы

Клуб «Корчагинец»
Клуб «Корчагинец»
Клуб «Корчагинец»

Изготовление системы управления
Клуб «Корчагинец»
моделью, установка на модель автомата
остановки двигателя.
Изготовление
системы
управления Клуб «Корчагинец»
моделью, установка на модель автомата
остановки двигателя.
Покраска и регулировка модели
Клуб «Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
(кордодром)
Клуб «Корчагинец»

Практическ
ая работа
соревнован
ия
Итоговый
контроль

Календарный учебный график второго года обучения
I полугодие -16 учебных недель (64 часа ) II полугодие -18 учебных недель (72 часа)
месяц
число
Форма
Кол-во тема
занятия
часов
сентябрь
Беседа,
2
Основные этапы развития авиамоделизма в
инструктаж
нашей стране. Цели, задачи и содержание
работы в учебном году. Технические
требования
к
летающим
моделям.
Распорядок работы
кружка.
Техника
безопасности и санитарно-гигиенические
нормы
в
мастерской.
Входной контроль.
сентябрь
лекция
2
Виды и типы аппаратур; кварцевые
аппаратуры
управления
моделями.
Кварцевые
аппаратуры
управления
моделями на расстоянии
Без кварцевые 2.4 кгц аппаратуры
управления моделями на расстоянии.
Пуль управления, бортовая аппаратура
приемники,
рулевые
машинки,
блок
управления двигателем (Вариатор). Ввод
параметров разных моделей в аппаратуру
2.4 кгц.
сентябрь
беседа
4
Понятие об электрических двигателей.
Отличие коллекторных двигателей от
безколлекторных. Мощность двигателей и
потребляемая энергия
сентябрь
Практическа
4
Знакомство с чертежами радиоуправляемой
я работа
модели.
сентябрь

беседа

4

Изготовление шаблонов нервюр.

Место
проведения
Клуб
«Корчагинец»

Формы
контроля
Входной
контроль
(опрос)

Клуб
«Корчагинец»

тестирован
ие

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»

сентябрь

Практическа
я работа

4

Изготовление лонжеронов и кромок.

октябрь

Практическа
я работа
Практическа
я работа

14

Изготовление крыла модели

декабрь

Практическа
я работа

4

декабрь

Практическа
я работа

6

Изготовление киля с рулями поворота

Декабрь
январь
Январь
февраль
февраль

Практическа
я работа

4

Практическа
я работа

6

Клуб
Изготовление кондуктора для установки
«Корчагинец»
аккумулятора.
Изготовление стоек шасси, установка колес. Клуб
«Корчагинец»
Покраска и регулировка модели
Клуб
«Корчагинец»

Февраль
март

беседа

6

март

Практическа
я работа

12

Апрель

Практическа
я работа

24

Ноябрь
декабрь

18

12

Клуб
«Корчагинец»

Практическ
ая работа

Клуб
«Корчагинец»
Изготовление фюзеляжа. Установка в Клуб
фюзеляж модели системы радиоуправления «Корчагинец»
моделью.
Изготовление стабилизатора с рулями
Клуб
высоты.
«Корчагинец»

Виды и типы аккумуляторов.
Емкость
и вольтаж аккумуляторов. Зарядка и
разрядка,
эксплуатация аккумуляторов. Хранение
аккумуляторов .
Работа на симуляторе. Подбор модели для
тренировки. Подбор параметров модели.
Отработка навыков управления моделями.
Отработка взлета и
посадки
модели. Отработка горизонтального полета
на разных высотах.
Отработка
полета перевернутой модели на 180

Клуб
«Корчагинец»

Практическ
ая работа

Клуб
«Корчагинец»

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
(кордодром)

соревнован
ия

градусов.
Отработка выполнения
фигур высшего пилотажа.
Май

беседа

4

Соревнования по моделям Ф-3-Д

май

Практическа
я работа
итого

6

Подведение итогов за год. Итоговый
контроль.

136

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»

Календарный учебный график третьего года обучения
I полугодие -16 учебных недель (64 часа ) II полугодие -18 учебных недель (72 часа)
месяц
число
Форма
Кол-во тема
занятия
часов
сентябрь
2
Беседа,
Основные этапы развития авиамоделизма
инструктаж
в нашей стране. Цели, задачи и
содержание работы в учебном году.
Технические требования к летающим
моделям. Распорядок работы кружка.
Техника безопасности и санитарногигиенические нормы в мастерской.
Входной контроль.
сентябрь
лекция
2
Виды и типы аппаратур; кварцевые
аппаратуры
управления
моделями.
Кварцевые
аппаратуры
управления
моделями на расстоянии
Без кварцевые 2.4 кгц аппаратуры
управления моделями на расстоянии.
Пуль управления, бортовая аппаратура
приемники, рулевые машинки, блок
управления двигателем (Вариатор). Ввод
параметров разных моделей в аппаратуру
2.4 кгц.
сентябрь
беседа
4
Работа на симуляторе. Подбор модели для
тренировки. Подбор параметров модели.
Отработка навыков управления моделями.
сентябрь
Практическая
4
Знакомство
с
чертежами
работа
радиоуправляемой пилотажной моделью.

Место
проведения
Клуб
«Корчагинец»

Формы
контроля
Входной
контроль
(опрос)

Клуб
«Корчагинец»

тестирован
ие

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»

сентябрь

беседа

4

Изготовление шаблонов нервюр.

сентябрь

Практическая
работа

6

Изготовление лонжеронов и нервюр.

октябрь

Практическая
работа
Практическая
работа

16

Изготовление крыла модели

16

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

4

Изготовление фюзеляжа. Установка
фюзеляж
модели
системы
радиоуправления моделью.
Изготовление стабилизатора с
рулями высоты.
Изготовление киля с рулями поворота

Ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
Декабрь
январь
Январь
февраль
февраль
Февраль март
март
Март апрель

4
4
10

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
в Клуб
«Корчагинец»

Изготовление кондуктора для установки
аккумулятора.
Изготовление стоек шасси, установка
колес.

6

Покраска и регулировка модели

6

Корректировка поворота элеронов, рулей
высоты, рулей поворота
Правила соревнований. Подготовка
взлетной площадки

10
24

Практическ
ая работа

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»
Кордодром

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

Взлет модели.
Клуб
Выполнение горизонтального полета на
«Корчагинец»
высоте 10 метров
(кордодром)
Выполнение обратного полетата на высоте
10 метров
Выполнение прямой петли Нестерова

соревнован
ия

Май

беседа

8

май

Практическая
работа
Итого

6
136

Выполнение обратной петли Нестерова
Выполнение горизонтальной «бочки»
Выполнение вертикальной «бочки»
Выполнение горизонтальных и
вертикальных восьмерок.
Посадка модели в центр круга.
Соревнования по моделям Ф-3-Д
Подведение итогов за год. Итоговый
контроль.

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»

Календарный учебный график четвертого года обучения
I полугодие -16 учебных недель (64 часа ) II полугодие -18 учебных недель (72 часа)
месяц
число
Форма
Кол-во тема
часов
занятия
сентябрь
Беседа,
2
Основные
этапы
развития
инструктаж
авиамоделизма в нашей стране. Цели,
задачи и содержание работы в учебном
году. Технические требования к
летающим моделям. Распорядок работы
кружка. Техника безопасности и
санитарно-гигиенические
нормы
в
мастерской. Входной контроль.
сентябрь
лекция
2
Виды
и
типы
бортовых
комплектующих; кварцевые приемники,
без кварцевые
2.4 кгц. бортовая
аппаратура
приемники,
рулевые
машинки, блок управления двигателем
(Вариатор
хода). Аккумуляторная
батарея питающая приемник рулевые
машинки.
сентябрь

беседа

4

сентябрь

Практическая
работа

4

сентябрь

беседа

4

Место проведения Формы
контроля
Клуб
Входной
«Корчагинец»
контроль
(опрос)

Клуб
«Корчагинец»

. Работа на симуляторе. Подбор модели
копии
для
тренировки.
Подбор
параметров модели. Отработка навыков
управления моделями.
Знакомство с чертежами модели
полукопии самолета ЯК-18.

Клуб
«Корчагинец»

Изготовление шаблонов нервюр.

Клуб
«Корчагинец»

Клуб
«Корчагинец»

тестирован
ие

сентябрь

Практическая
работа

6

Изготовление лонжеронов и нервюр.

Клуб
«Корчагинец»

октябрь

Практическая
работа

16

Изготовление крыла модели

Клуб
«Корчагинец»

Ноябрь
декабрь

Практическая
работа

16

Клуб
«Корчагинец»

декабрь

Практическая
работа

4

Изготовление фюзеляжа. Установка
в фюзеляж
модели
системы
радиоуправления моделью.
Изготовление стабилизатора с рулями
высоты.

декабрь

Практическая
работа

4

Изготовление киля с рулями поворота

Клуб
«Корчагинец»

Декабрь
январь

Практическая
работа

4

Изготовление кондуктора для
установки аккумулятора.

Клуб
«Корчагинец»

10

Изготовление стоек шасси, установка
колес.
Покраска и регулировка модели

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»

Корректировка поворота элеронов,
рулей
высоты, рулей поворота
Правила соревнований. Подготовка
взлетной площадки
Рулежка модели на взлетную полосу,
Взлет модели.
Выполнение горизонтального полета
Выполнение прямой петли Нестерова

Клуб
«Корчагинец»

Январь
февраль
февраль

Практическая
работа

6

Февраль
март

Практическая
работа

6

март

Практическая
работа
Практическая
работа

10

Март
апрель

24

Практическ
ая работа

Клуб
«Корчагинец»

Кордодром
Клуб
«Корчагинец»
(кордодром)

Практическ
ая работа
Практическ
ая
работа
Практическ
ая работа
соревнован
ия

Май

беседа

8

май

Практическая
работа
Итого

6
136

Выполнение горизонтальной « бочки»
Выполнение горизонтальных
восьмерок.
Посадка модели на взлетную полосу
Рулежка модели на стояночное место.
Соревнования по моделям полукопиям
Подведение итогов за год. Итоговый
контроль.

Клуб
«Корчагинец»
Клуб
«Корчагинец»

Список информационных ресурсов
Литература для детей и родителей
1. Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели. - М.:"
Машиностроение",1989г.
2. Ермаков А. Простейшие авиамодели.- М: " Просвещение", 1989г.
3.
А.А. Карачев, В. Е. Шмелёв Спортивно-техническое моделирование:
учебное пособие/ - Ростов н/Д.:Феникс, 2007.-346 с.
4. Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту . – М.: Просвещение, 1979
5. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
6. Гончаренко В. В. Как люди научились летать. — К.: Веселка, 1979.
7. Зигуненко С. Н. Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание. — М.:А.С.Т.,
2001.
8. Черненко Г. Т. Русские изобретатели и ученые. Энциклопедия. —СПб.:
Тимошка, 2000.
9. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ ССР,1981г.
10.
Мерзликин В. Радиоуправляемая модель планера. - М.: ДОСААФ
СССР, 1982г.
11.
Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель .- М:
ДОСААФ СССР, 1973г.
Литература для педагога
1. Рожков В. Авиамодельный кружок. - М: "Просвещение" , 1978г.
2. Тарадаев Б.В. Модели-копии самолётов. 1992 г.
3. Гаевский О.К. Авиамоделирование 1990 г.
4. Ляшенко Н. В., Исаенко В. И. Авиамоделирование. — К.: Рад. школа, 1979.
5. Пехота О. М. Образовательные технологии — К.: А.С.К., 2001.
6. Тажберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка. — СПб.: Речь, 2002.
7. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. - М.: ДОСААФ.
8. Жуковский Н.Е. Теория винта.- Москва,1937г.
9.
Калина И. Двигатели для спортивных авиамоделей.- М: ДОСААФ
СССР, 1988г.
10. Мерзликин В.Радиоуправляемая модель планера. - М: ДОСААФ СССР,
1982г.
11. Киселев Б. Модели воздушного боя. - М: ДОСААФ СССР, 1981г.
Интернет-ресурсы
1. Авиамодельный форум http://rc-aviation.ru/forum
2.
Масштабное авиамоделирование
https://aviaforum.ru/threads/masshtabnoe-aviamodelirovanie.7540
3. Форум начало авиамоделирования http://airliner-models.org/forum/topic
4. Российский авиамодельный спортивный форум https://www.ramsf.ru
5. Чертежи авиамоделей http://forum.rcdesign.ru/f7
6. Авиамодельный информационный сайт http://www.avmodels.ru

Приложение 1
Оценочные средства
Показатели

Критерии

Усвоение детьми
знаний норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций, которые
выработало
российское
общество:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Степень выраженности оцениваемого качества
Воспитательный компонент
Высокий уровень:
 обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе,
 имеет представление о ценности жизни, здоровья, о
необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности,
 имеет представление о значении труда в жизни людей,
ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах,
 имеет представление о современной научной картине мира,
достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение
науки и техники в жизни российского общества.
Средний уровень:
• обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам
поведения в обществе,
• не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья,
необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности,
• имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в
жизни людей, знает несколько основных трудовых (профессиональных)
сфер,
• имеет отрывочные знания о современной научной картине мира,
достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение
науки и техники в жизни российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в
обществе,
 не
осознает
значимость
ценности
жизни,
здоровья,
необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности,
 не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в
основных трудовых (профессиональных) сферах,
• имеет отрывочные, скудные знания о современной научной
картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике,

Методы
диагностики
Педагогическое
наблюдение,
Беседы с детьми,
анкетирование

2. Формированиеи
развитие
личностного
отношения детейк
этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

3. Приобретение
соответствующего
этим нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных
знаний:

Соответствие
принятым
вобществе
правилам,
традициям.

понимает значение науки и техники в жизни российского общества.
Высокий уровень:
 уважительно относится к труду, результатам труда (своего и
других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского
народа, испытывает желание и способность к творческому созидательному
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях,
 ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных
интересов, профессиональной деятельности, с учётом личных жизненных
планов, потребностей семьи, общества.
Средний уровень:
 уважительно относится к труду, результатам труда (своего и
других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского
народа,
 понимает важность выбора сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов,
потребностей семьи.
Низкий уровень:
 уважительно относится только к своему труду, результатам своего
труда,
 осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с
учётом личных жизненных планов.
Высокий уровень:
 участвует в различных соревнованиях и мероприятиях на уровне
России, области, города, учреждения, детского объединения,
 умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние,
понимает состояние других людей с точки зрения безопасности,
 умеет сознательно управлять своим состоянием, легко
адаптируется встрессовой ситуации и детском коллективе.
Средний уровень:
• периодически участвует в различных соревнованиях и
мероприятиях на уровне города, учреждения, детского объединения,
• понимает свое физическое и психологическое состояние,
• довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детском
коллективе,
Низкий уровень:

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, участие
в различных
мероприятиях

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, оценка
творческих работ и т.
д

• очень редко участвует в различных соревнованиях и мероприятиях
на уровне учреждения, детского объединения,
• не умеет анализировать свое физическое и психологическое
состояние,
• очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детском
коллективе.

Приложение 2
Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных данных)
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
духовно-нравственных ценностей,
традиций

начало года

окончание года

Показатели
Формирование и развитие
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям, традициям

начало года

окончание года

Приобретение соответствующегоэтим
нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения,
общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года

ИТОГО

окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Степень выраженности
оцениваемого качества

Усвоение детьми знаний норм,
духовно-нравственных ценностей,
традиций
%

начало года
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

Показатели
Формирование и развитие
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям, традициям
%

начало года

окончание года

Приобретение соответствующегоэтим
нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения,
общения,
межличностных и социальных
отношений, применения полученных
знаний
%
начало года

окончание года

ИТОГО
%

Приложение 3
Календарный план воспитательной работы
№п/п Название события, мероприятия

3

Открытый региональный фестиваль
детского технического творчества
«Ресурс».
Первенство города Коряжмы по
авиамодельному спорту по моделям
метательных планеров
Показательные выступления авиамоделей

4

Выставка «Детвора»

1

2

Сроки
(месяц)

Форма проведения
праздник на уровне Дворца, экскурсия,
концерт, соревнование, итоговый
концерт, отчетный концерт,
тематический вечер, мастер-класс,
праздник на уровне города, фестиваль,
экоквест, игровое занятие и др.

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

ноябрь

Фестиваль на уровне области

апрель

Соревнование на уровне города

Фото и видеоматериалы с
выступлением детей на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы

май

Праздник на уровне города

май

Выставка на уровне ДДТ

Приложение 4
Карты наблюдения за результатами освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный авиатор»
Вид диагностики (итоговая первый год обучения)
Изготовлен
Средн
Самостоятель
Изготовление ие
ий
ное
ФИО
кордовой
кордовой
Участие в балл
управление
обучающего
№
модели с
модели с
соревновани
кордовой
ся
компрессионн калийным
ях
моделью
ым ДВС
ДВС
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
1
0.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

Вид диагностики (итоговая второй год обучения)
Обучени
Средн
е
ий
Самостоятельн
Изготовление управлен
балл
ФИО
ое управление Участие в
радиоуправляе ия модель
обучающего
№
радиоуправляе соревновани
мой модели
на
ся
мой моделью ях
самолета
симулято
ре
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
1
0.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

Вид диагностики (итоговая третий год обучения)
Обучение
Средни
управлен Самостоятельно
й балл
Изготовление
ФИО
ия модель е управление
Участие в
радиоуправляе
обучающего
№
на
радиоуправляе соревновани
мой модели
ся
симулято мой моделью ях
самолета
ре
1

.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
1
0.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

Вид диагностики (итоговая четвёртый год обучения)
Обучени Самостоятельн
Средн
е
ое управление
ий
Изготовление
управлен радиоуправляе
балл
ФИО
пилотажной
Участие в
ия модель мой моделью
обучающего
№
радиоуправляе
соревновани
на
выполнение
ся
мой модели
ях
симулято фигур высшего
самолета
ре
пилотажа
1
.
2
.
3

.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
1
0.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

Приложение 5
Оценка результатов
Показатели
№
кордовоя модель с
1
компрессинным
ДВС
Изготовление
кордовой модели с
2
калийным ДВС
Самостоятельное
управление
3
кордовой моделью

Радиоуправляемая
4
модель

Самостоятельное
управление
5
радиоуправляемой
моделью
Соревнования с
кордовой
6
моделью
Соревнования с
радиоуправляемо
7
й моделью

Уровень
Высокий: работа выполнена самостоятельно,
модель летает
Средний: работа выполнена с помощью педагога
Низкий: работа не выполнена, не летает
Высокий: работа выполнена самостоятельно,
модель летает
Средний: работа выполнена с помощью педагога

Баллы

Низкий: работа не выполнена, не летает
Высокий: полет выполняется самостоятельно и
уверенно.
Средний: полет выполняется не уверенно
Низкий: полет не выполняется
Высокий: работа выполнена самостоятельно,
модель готова к полетам.
Средний: работа выполнена с помощью педагога
готова к полетам

0

2
1
0
2
1

2
1
0
2
1

Низкий: работа не выполнена, к полетам модель не
готова

0

Высокий: полет выполняется самостоятельно и
уверенно.

2

Средний: полет выполняется не уверенно

1

Низкий: полет не выполняется
Высокий: занял 1-3 место
Средний: принял участие

0
2
1

Низкий: не принимал участие

0

Высокий: занял 1-3 место
Средний: принял участие

2
1

Низкий: не принимал участие

0

Подведение итогов:
Средний балл – 7- высокий уровень
Средний балл – от 4 до 6 – средний уровень
Средний балл – от 0 до 2 – низкий уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».