1 год Увлекательное путешествие по Архангельской области Петрова 2 часа

1

Пояснительная записка
В ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы» работает
объединение «Клуб любителей природы», в рамках которого реализуются
программы
- «Увлекательное путешествие по Архангельской области (7-11лет)
- «Детский туризм» (10-13 лет)
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Увлекательное путешествие по Архангельской области» имеет туристскокраеведческую направленность.
«Увлекательное путешествие по Архангельской области» (разработчики
программы: агентство по туризму и международному сотрудничеству
Архангельской области; министерство образования и науки Архангельской
области) и в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
−
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
−
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
−
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
−
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
−
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
−
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
−
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и
науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),
−
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
2

здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв.
министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),
−
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр
организационно-методического обеспечения физического воспитания) (2021 год),
−
Методические рекомендации Федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
−
Методические рекомендации по подготовке и адаптированных
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристскокраеведческой направленности для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства просвещения РФ от
20.06.2023 №06-1207),
−
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 364820 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),

Уставом учреждения
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное
решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Увлекательное путешествие по Архангельской области» разработана на основе
региональной программы для общеобразовательных организаций Архангельской
области (1-11 классы)
В настоящее время развитие туризма для детей и молодежи имеет особое
значение и является одним из приоритетных направлений государственной
политики в сфере туризма. Развитие данного вида туризма способствует не
только знакомству школьников с историко- культурным наследием региона, но и
укреплению здоровья детей, сплочению коллектива, развитию чувства
патриотизма. Кроме того, позволяет значительно расширить кругозор и более
осознанно сделать выбор профессии, встать на путь совершенствования и
духовного развития личности.
Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно
ознакомиться с историческим и культурным наследием своего региона, страны,
пробудить у обучающихся чувство национального самосознания, воспитать
3

уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов,
любовь к природе.
Туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения
своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном
оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурнопатриотического воспитания.
Туристско-краеведческая
деятельность
позволяет
одновременно
осуществлять пять составляющих педагогического воздействия – воспитание,
обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация
обучающихся. Программа способствует свободному проявлению творчества
туристов-краеведов, позволяет раскрыть свой потенциал.
Возможность использования программы в других образовательных системах
Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия на базе
общеобразовательных школ города.
Целью данной программы является духовно-нравственное и творческое
развитие обучающихся младших классов посредством знакомства с
достопримечательностями родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с историей города Коряжмы, достопримечательностями и
выдающимися людьми;
- познакомить с достопримечательностями Северного трехречья и
Архангельской области;
- обучить правилам поведения юных туристов;
- обучить читать карты,
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать навыки планирования путешествий;
- развивать интерес к путешествиям и отдыху в Архангельской области.
Воспитательные:
1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество:
- знание истории и культуры России, сохранения памяти предков;
- традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов
России;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
4

- сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения
к животным.
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам,
ценностям, традициям:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания
единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней
истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и
культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российской культурной идентичности.
Воспитательная работа
I.
Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных
позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению
к собственному поведению и действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным
и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают
необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору;
участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия детей способствуют усвоению и применению правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия: способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения
5

(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
II.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках,
где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с
учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач
воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются
и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:
педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения
детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
оценка творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся,
приглашённые внешние эксперты и др.) (оценивается умение применять
имеющиеся знания норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество, личностные результаты освоения программы и
личностные качества каждого ребёнка, результаты социокультурного опыта);
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение
общего представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и
конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения
целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей
работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных
данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с
помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями
выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она имеет стартовый уровень, являясь начальным этапом в изучении
увлекательного мира туризма. В процессе обучения по программе дети
знакомятся с начальными навыками туристской деятельности, получают первые
знания о достопримечательностях своего края, совершают первые недалекие
путешествия. Программа реализуется в сетевой форме. Для проведения занятий
6

используются возможности музеев общеобразовательных школ №№ 1, 2, 3, а
также Централизованной библиотечной системы.
Программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области»
предполагает изучение следующих тем: «Как составить свое путешествие», «Моя
малая родина - мой дом», «Северное трехречье», «Особенности природы края»,
«Выдающиеся люди области» и другие.
Содержание программы 1 года обучения основывается на принципе
расширения границ кругозора обучающихся, то есть постепенного увеличения
изучаемого пространства Архангельской области.
Содержание программы 2 года обучения основывается на принципе
систематизации изучаемой информации, то есть происходит обобщение и
классификация конкретных фактов – Выдающиеся люди области, Семь чудес
Архангельской области, Национальные парки Архангельской области и др.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Увлекательное путешествие по Архангельской
области» обусловлена расширением возможностей обучающихся по реализации
познавательных способностей в туристско-краеведческой деятельности.
Для реализации образовательной программы «Увлекательное путешествие
по Архангельской области» разработан, изготовлен и применяется дидактический
материал, учитывающий возрастные особенности детей. В программе
преобладание игровой формы организации занятий, поскольку она рассчитана на
младший школьный возраст, что позволяет создать условия для более успешного
развития потенциала каждого ребенка. На занятиях дети углубляют свои
познания по истории, природе, окружающем мире своего региона.
Особенности организации образовательного процесса.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы
практическая, творческая и теоретическая часть программы были
равнозначными. Это способствует более успешному освоению программы и
закреплению пройденного материала.
Процесс обучения имеет несколько этапов. С первых занятий обучающие
знакомятся с правилами поведения в объединении и на территории учреждения,
правилами безопасного поведения при передвижениях по городу, на природе.
Изложение теоретического материала проходит в виде беседы или лекции с
использованием разнообразного дидактического материала – различных
дидактических игр, мультимедийных презентаций, демонстрации видеосюжетов и
наглядных пособий. Практическая часть проходит в форме выполнения
практического либо творческого задания, экскурсий и поездок.
Все задания по сложности соответствуют детям определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в
7

себе.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать
развитию инициативы, творческой активности детей в атмосфере увлеченности и
совместного творчества взрослого и ребенка. Учитывая возраст детей и новизну
материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с
индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. На протяжении всего
учебного года педагог индивидуально сопровождает каждого обучающегося,
помогая ему в освоении программы.
Учебный год для обучающихся объединения заканчивается квест-игрой.
Результатом обучения в объединении является приобретение знаний не
только в области туризма, но и в окружающем мире, истории, культуры родного
края.
Методы обучения
Репродуктивный – Основополагающий метод обучения в первый год
обучения программы. Применяется в практической работе. Практическая работа
может быть, как индивидуальной, так и коллективной или групповой (каждая
группа выполняет определенное задание).
Объяснительно – иллюстративный – Предполагает объяснение
теоретического материала с применением различного наглядного дидактического
материала.
Поисковый (творческий) – Применяется при выполнении обучающимися
творческих заданий.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области»
адресована учащимся младшего школьного возраста от 7 до 11 лет. В
объединение принимаются все желающие с 6 лет без специального отбора.
Главным условием приема в коллектив является повышенный интерес и желание
узнавать свой край.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 12-15 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной
состав групп.
Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В младшем школьном возрасте память детей приобретает ярко выраженный
познавательный характер. Это объясняется тем, что ребенок начинает учиться
отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное
формирование приемов запоминания. Ребенку необходимо не только правильно
запомнить и выполнить определенную последовательность действий, но и
руководствоваться при этом знаниями условных обозначений.
Существенные изменения у младших школьников можно наблюдать и в
области мышления. Оно приобретает более абстрактный и обобщенный характер.
8

Пространственное мышление, которое формируется в этом возрасте, помогает
ребенку правильно соотносить действия на карте с результатом работы на
местности.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год
составляет 64 часа. Содержание материала разделено на отдельные темы, которые
изучаются последовательно:
1 год обучения
Тема «Как составить свое путешествие» Этапы путешествия. Правила
поведения в поездке. Знакомство с этапами планирования путешествия: карта,
маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Знакомство с правилами
поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.
Тема «Моя малая родина - мой дом» Знакомство с историей города
Коряжмы, основными достопримечательностями и местами отдыха.
Тема
«Северное
трехречье»
Знакомство
с
понятием,
достопримечательностями
городов
Котлас
и
Коряжма,
Красноборского,Котласского, Ленского и Вилегодского районов
Тема «Города – гордость области!» Северодвинск, Мирный.
2 год обучения

Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области»
Архангельская область – ворота в Арктику. География Архангельской области
(моря, реки, озера).
Тема «Особенности природы края». Флора и фауна Архангельской
области.
Тема «Выдающиеся люди области» (Ломоносов, Писахов, Шергин)
Тема «Семь чудес Архангельской области» Город Архангельск, Соловки,
Малые Карелы, Пинежские пещеры, село Ломоносово, Каргополь,
Сольвычегодск.
Тема «Национальные парки Архангельской области»
Тема «Интересные факты об Архангельской области» Первый морской
порт, родина щепной птицы, архангельские «козули», белые ночи, холмогорская
роспись.
Тема «Памятные места и памятники Коряжмы» Ломоносовский парк,
Александровский парк, Парк на Театральной улице, Храм Святого Лонгина,
площадь
Ленина,
Обелиск
Славы)
Выдающиеся
люди
города.
Достопримечательности города (СК «Олимп, ОУ, ДДТ, ДШИ ,ДСШ, ОА
«ИЛИМ», химзавод).
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся в
следующем режиме: 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Постоянно проводятся инструктажи по правилам поведения в различных
9

ситуациях.
Форма обучения –
очная. Основными формами организации
образовательной деятельности являются учебные занятия. Возможными формами
проведения могут являться экскурсии, выставки, игры, конкурсы. Целесообразно
используется широкий диапазон методов обучения - практических
(деятельностных), словесных, наглядных, объяснительно-иллюстративных.
Возможно использование дистанционных форм обучения. Электронные
ресурсы интернет предполагают использование онлайн - экскурсии, творческие
квесты.
Структура занятия: организационная часть (организация рабочего места,
соблюдение техники безопасности при работе с инструментами); основная часть
(сообщение темы и цели занятия, объяснение нового материала, сообщение цели
практической работы, самостоятельная практическая работа); заключительная
часть (анализ работ, подведение итогов занятия, рефлексия).
Ожидаемые результаты реализации программы.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы
«Увлекательное путешествие по Архангельской области» в результате
освоения содержания программы Обучающиеся должны
Знать:
- основные
этапы истории города: возраст города Коряжмы,
происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и
растительного мира;
- правила поведения в общественных местах, в поездках, походах, на
экскурсиях;
- улицы и памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- крупные промышленные предприятия города;
- специальные учебные заведения своего города.
- особенности речи поморов.
Уметь:
- находить на карте России Архангельскую область, областной центр,
город Коряжму;
- исполнять гимн города Коряжмы;
- называть по фотографиям памятные места и улицы города Коряжмы
- показывать на карте Архангельской области районы, города и реки
Северного трехречья
- уметь читать карту,
-посещать музеи и другие культурные учреждения города.
Воспитательные результаты:
1. Дети должны знать нормы духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество:
- знание истории и культуры России, сохранения памяти предков;
- традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов
России;
10

- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и
общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
- сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения
к животным.
2. Должно быть сформировано и развито личностное отношения детей к
этим нормам, ценностям, традициям:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания
единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней
истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и
культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российской культурной идентичности.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы
Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного
процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность
их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и
личностных качеств ребенка в соответствии с прогнозируемым результатом.
Контроль в обучении осуществляется в виде предварительного (входного),
текущего и итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии с
целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной
информации выявляется готовность к усвоению материала по программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос,
тестирование, творческое и практическое задание. На протяжении процесса
обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по
результатам
выполнения практических заданий
по
каждой
теме, способность самостоятельно выполнять практическое задание.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде тестирования
и квест-игры.
Цель итогового контроля – выявление результатов обучения, определение
качества приобретенных знаний и умение применять их на практике.
Оценочные материалы.
Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных
материалов: тесты, практические задания (приложение 1).
Учебный план 1 год обучения
11

тема

Кол-во часов
2
6
22
22
10
6
68

Вводное занятие
Тема «Как составить свое путешествие»
Тема «Моя малая родина - мой дом»
Тема «Северное трехречье»
Тема «Города – гордость области»
Итоговое занятие
всего

1
2
3
4
5
6

Учебный план 2 год обучения
тема
1
2

Вводное занятие
Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области»

3
4
5
6
7.
8.
9.

Тема «Особенности природы края»
Тема «Выдающиеся люди области»
Тема «Семь чудес Архангельской области»
Тема «Национальные парки Архангельской области»
Тема «Интересные факты об Архангельской области»
Тема «Памятные места и памятники Коряжмы»
Итоговое занятие
всего

Кол-во часов
2
10
16
6
18
2
4
8
2
68

.

Учебно-тематический план 1 год обучения
тема
1
2
3
4

всего Кол-во часов
формы
контроля
часов
теория
практика
2
2
опрос
2
6
4
тест
10
22
12
тест
10
22
12
практическая
работа
10
4
6
тест
практическая
6
2
4
работа
68
30
38

Вводное занятие
Тема «Как составить свое путешествие»
Тема «Моя малая родина - мой дом»
Тема «Северноетрехречье»

5 Тема «Города – гордость области»
6 Итоговое занятие
всего

Учебно-тематический план 2 год обучения
тема

всего Кол-во часов
часов теория практика
2
2
4
10
6

1 Вводное занятие
2 Тема «Удивительное и интересное в
Архангельской области»
12

формы
контроля
опрос
тест

3 Тема «Особенности природы края»
4 Тема «Выдающиеся люди области»
5 Тема «Семь чудес Архангельской области»
6 Тема «Национальные парки Архангельской
области»
7 Тема «Интересные факты об Архангельской
области»
8 Тема «Памятные места и памятники
Коряжмы»
9 Итоговое занятие
всего

16
6

4
6

12
-

18
2

8
2

10
-

тест
практическая
работа
тест
летбук

4

2

2

доклад

8

2

6

летбук
Тест

30

2
38

2
68

Содержание программы 1 год обучения
1.
Вводное занятие - 2 часа
Теория. Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий обучающихся.
Режим занятий и правила поведения. Польза и значение туризма и краеведения для
оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя.
Входной контроль .
Практика. Разработка инструкции для туриста
2.
Тема «Как составить свое путешествие» (6ч)
Теория. Этапы путешествия. Правила поведения в поездке. Знакомство с этапами
планирования путешествия: карта, маршрут, транспорт, время в пути,
размещение. Знакомство с правилами поведения в группе, поведения в поездке и
во время экскурсии.
Практика. Выполнение практического задания «Мы едем, едем, едем»
3.
Тема «Моя малая родина - мой дом» (22ч)
Теория. История города. Герб, гимн города. Город в датах и фактах. Улицы,
парки и скверы. Памятники и памятные места города. Административные здания
и предприятия. Учреждения города. Выдающиеся люди города.
Практика. Экскурсии по городу, в музеи. Выполнение творческих работ.
4.
Тема «Северное трехречье» (22ч).
Теория. Понятие «Северное трехречье»: 4 района, 2 города и множество сел и
деревень (город Котлас, город Коряжма, Котласский, Вилегодский,
Красноборский и Ленский районы), река Вычегда, река Виледь, река Северная
Двина. География. Достопримечательности. Сказочные бренды.
Практика. Изучение карты, экскурсионные поездки, выполнение творческих
работ.
5.
Тема «Города – гордость области» (10ч)
13

Теория. Города Архангельск, Северодвинск, Мирный .
Практика. Интерактивное путешествие. Выполнение творческих работ.
Изготовление поделки «Подводная лодка»
Изготовление поделки «Космическая ракета»
6.
Итоговое занятие (6ч).
Квест-игра «Достопримечательности родной области»
Подведение итогов за год. Итоговый контроль. Туристический поход

Содержание программы
2 год обучения
1.
Вводное занятие - 2 часа
Теория. Повторение изученного. Режим занятий и правила поведения. Польза и
значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания
окружающего мира и самого себя. Входной контроль .
Практика. Разработка инструкции для туриста
2.
Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» (10ч)
Архангельская область – ворота в Арктику.
Уникальная Арктика. Изготовление поделки «Северное сияние»
3.
Тема «Особенности природы края» (16ч)
География Архангельской области. Работа с картой Архангельской области (моря,
реки, острова) Определение зверей, птиц, деревьев, ягодИзготовление поделок
«Флора Архангельской области» Красная книга Архангельской области
Изготовление поделок «Фауна Архангельской области»
4.
Тема «Выдающиеся люди области» (6ч) М.Ломоносов, С.Писахов,
Б.Шергин Посещение Ломоносовского зала в школе № 2 Посещение библиотеки
5.
Тема «Семь чудес Архангельской области» (18ч)
7 чудес Архангельской области (Соловки, Малые Корелы, Пинежские пещеры,
село Ломоносово, город Архангельск, Белое море, Каргополь иСольвычегодск).
Фотоальбомы «7 чудес Архангельской области»
Викторина по итогам темы «7 чудес Архангельской области»
6.
Тема «Национальные парки Архангельской области» (2ч)
Национальные парки – понятие. Видео экскурсия.
14

7.
Тема «Интересные факты об Архангельской области» (4ч)
Первый морской порт, родина щепной птицы, архангельские «козули», белые
ночи , холмогорская роспись. Виды росписей. Творческая работа
8.
Тема «Памятные места и памятники Коряжмы» (8ч)
Ломоносовский парк, Александровский парк, Парк на Театральной улице, Храм
Святого Лонгина, площадь Ленина, Обелиск Славы.
Достопримечательности города (СК «Олимп, ОУ, ДДТ, ДШИ ,ДСШ, ОА
«ИЛИМ», химзавод. Экскурсия в музей КЦБК Коряжма в годы войны.
Посещение музея Доблести и Славы Экскурсия к обелиску Славы
9.
Итоговое занятие (2ч)
Подведение итогов за год. Итоговый контроль (тест). Квест-игра.

15

Календарный учебный график1 год обучения
Месяц
сентябрь

Число

Время

Форма занятия
Беседа, инструктаж

Кол-во
часов
1

Тема

Место
проведения

Учебный кабинет
Вводное занятие, инструктаж: Знакомство с детьми.
Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Режим занятий
и правила поведения.
Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления Учебный кабинет
организма человека, познания окружающего мира и самого себя.
Входной контроль.

Формы
контроля
Входная
диагностика,опрос
Наблюдение,опрос

сентябрь

Беседа

1

сентябрь

Лекция, беседа,
демонстрация

1

Тема «Как составить свое путешествие» Этапы путешествия. Учебный кабинет
Правила поведения в поездке. Знакомство с правилами поведения
в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.

Наблюдение,опрос

сентябрь

Лекция, беседа,
демонстрация

1

Знакомство с этапами планирования путешествия: карта,
маршрут, транспорт, время в пути, размещение

Учебный кабинет

Наблюдение,опрос

сентябрь

Практическая работа

2

Выполнение практического задания «Мы едем, едем, едем».
Работа с картой, маршрут.

Учебный кабинет

Практическое
задание

октябрь

Экскурсия

2

Экскурсия по проспекту Ленина

октябрь
октябрь
октябрь

Беседа, демонстрация
Практическая работа
Беседа, демонстрация

2
2
2

Тема «Моя малая родина - мой дом». История города.
Герб города.
Создание герба города, аппликация
Город в датах и фактах. Гимн города

ноябрь
ноябрь

Практическая работа
Беседа

1
2

Разучивание гимна Коряжмы
Кедровая роща, история, значение

ноябрь

Практическая работа

1

Экскурсия в храм Преподобного Лонгина Коряжемского
16

Проспект Ленина Наблюдение,Опрос

Учебный кабинет

Опрос

Учебный кабинет
Практ.зад.
Учебный кабинет Наблюдение,опрос
Учебный кабинет
Практ.зад.
Учебный кабинет Наблюдение,опрос
храм

опрос

ноябрь

Экскурсия

1

Кедровая роща

Кедровая роща

Наблюдение,
опрос

ноябрь
ноябрь
ноябрь

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1
1
1

Исследование деревьев, растущих в роще (кедр)
Исследование деревьев, растущих в роще (липа)
Исследование деревьев, растущих в роще (лиственница)

Учебный кабинет
Учебный кабинет

Практ.зад.
Практ.зад.

Учебный кабинет

Практ.зад.

декабрь

Практическая работа

1

Изготовление кедровой шишки (бумага, пластилин)

Учебный кабинет

декабрь

Беседа, демонстрация

2

Кедровая шишка – символ города.

Учебный кабинет

декабрь

Беседа, демонстрация

2

Посещение городского выставочного зала

Выставочный зал

декабрь

Практическая работа

1

Конкурс рисунков и фотографий «Зимняя Коряжма»

Учебный кабинет

декабрь

Экскурсия

1

Коряжма новогодняя

Учебный кабинет

Практическое
задание
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Практическое
задание
Наблюдение,опрос

январь

Практическая работа

1

Учебный кабинет

Опрос.

январь

Лекция

2

Учебный кабинет

февраль
февраль
февраль
февраль
март

Беседа,
Практическая работа
Беседа
Практическая работа
Беседа

2
2
2
2
2

Город Котлас, Котласский район, достопримечательности,
Изготовление символа Котласа (Кот ласковый)
Красноборский район, достопримечательности
Изготовление поделки «Белый гриб»
Ленский район, достопримечательности

Учебный кабинет
Учебный кабинет
Учебный кабинет
Учебный кабинет

Практическое
задание
опрос
Практ.зад.
опрос
Практ. Зад.

март

Практическая работа

2

Изготовление поделки «Проводы зимы»

Учебный кабинет

март

Беседа

2

Вилегодский район, достопримечательности

Учебный кабинет

март

Практическая работа

2

Изготовление поделки «Кошкин дом»

Учебный кабинет

апрель

Экскурсия

4

Деревня Кошкино, Вилегодский район , центр «Кошкин дом»

д.Кошкино

апрель

Беседа

1

Тема «Города - гордость области».

Учебный кабинет

апрель

Беседа

1

Город Архангельск – родина Снеговика

Учебный кабинет

апрель

Практическое задание

2

Изготовление Снеговика

Учебный кабинет

Работа с картой Архангельской области, административное
деление на районы
Тема «Северное трехречье».

17

Учебный кабинет

Наблюдение,
опрос
Практическое
задание
Наблюдение,
опрос
Практическое
задание
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Практическое

апрель
апрель
май

Беседа
Практическое занятие
Беседа
1

май

Практическое занятие 1

Изготовление поделки «Космическая ракета»

май

Заключительное
1
занятие
Практическая работа 4

Квест-игра «Достопримечательности родной области»

май

Итого

1
2

Город Северодвинск.
Изготовление поделки «Подводная лодка»
Город Мирный

Подведение итогов за год. Итоговый контроль. Туристический
поход

68

18

Учебный кабинет

Наблюдение,
опрос
Учебный кабинет Практическое
задание
Учебный кабинетПрактическое
задание
Учебный кабинет

тест

Календарный учебный график2 год обучения
Месяц

Число Время

Форма занятия

Кол-во
Тема
часов
Вводное занятие, инструктаж: Уточнение интересов и
1
пожеланий обучающихся. Режим занятий и правила поведения.

Место
проведения
Учебный кабинет

Формы
контроля
Входная
диагностика,
опрос

сентябрь

Беседа, инструктаж

сентябрь

Беседа

1

сентябрь

Беседа, демонстрация

2

сентябрь

Беседа, демонстрация

2

Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления
организма человека, познания окружающего мира и самого себя.
Входной контроль.
Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области»
Архангельская область – ворота в Арктику.
Уникальная Арктика.

сентябрь

Практическая работа

2

Изготовление поделки «Северное сияние»

октябрь

Практическая работа

4

Учебный кабинет Практическое
задание

октябрь

Беседа

2

География Архангельской области. Работа с картой Архангельской
области (моря, реки, острова)
Особенности природы края: растительный и животный мир.

ноябрь
ноябрь

Практическая работа
Практическая работа

4
6

Определение зверей, птиц, деревьев, ягод
Изготовление поделок «Флора Архангельской области»

Учебный кабинет
тест
Учебный кабинет Практическое
задание

декабрь

Беседа

2

Красная книга Архангельской области

декабрь

Практическая работа

2

Изготовление поделок «Фауна Архангельской области»

январь

Беседа

2

Выдающиеся люди (М.Ломоносов, С.Писахов, Б.Шергин)

Учебный кабинет

опрос

январь

Экскурсия

2

Посещение Ломоносовского зала

Школа №2

опрос

19

Учебный кабинет Опрос,
наблюдение
Учебный кабинет Опрос,
наблюдение
Учебный кабинет Опрос,
наблюдение
Учебный кабинет

Учебный кабинет

Учебный кабинет

Прак.работа

Опрос

опрос

Учебный кабинет Практическое
задание

январь

Экскурсия

Посещение библиотеки

2

февраль

Беседа, демонстрация 4

7 чудес Архангельской области (город Архангельск,Соловки,
Малые Корелы)

март

Беседа, демонстрация 4

апрель

Практическая работа 8

7 чудес Архангельской области (Пинежские пещеры, село
Ломоносово, Белое море, Каргополь и Сольвычегодск)
Фотоальбомы «7 чудес Архангельской области»

апрель
апрель

Практическая работа 2
Беседа
2

апрель
апрель

Беседа

2

Практическая работа 2

май

Беседа

1

май

Беседа

1

май
май

Практическая работа
Экскурсия
Практическое занятие
Заключительное
занятие
итого

2
2
2
2

май

Викторина по итогам темы «7 чудес Архангельской области»
Национальные парки Архангельской области

ЦБС
ЦБС

викторина
Наблюдение,
опрос

Учебный кабинет Наблюдение,
опрос
Учебный кабинет

ЦБС
Учебный кабинет

Практическое
задание
викторина
Наблюдение,
опрос
опрос

Интересные факты об Архангельской области ( Первый
морской порт, родина щепной птицы, архангельские «козули»,
белые ночи , холмогорская роспись)
Виды росписей

Учебный кабинет

Парки и скверы. Памятники и памятные места города
(Ломоносовский парк, Александровский парк, Парк на
Театральной улице, Храм Святого Лонгина, площадь Ленина,
Обелиск Славы) Выдающиеся люди города.
Достопримечательности города (СК «Олимп, ОУ, ДДТ, ДШИ
,ДСШ, ОА «ИЛИМ», химзавод.
Экскурсия в музей КЦБК
Коряжма в годы войны. Посещение музея Доблести и Славы
Изготовление летбука по итогам темы
Подведение итогов за год. Квест-игра Итоговый контроль

Учебный кабинет Опрос,
наблюдение

68

20

Учебный кабинет Практическое
задание

Учебный кабинет Опрос,
наблюдение

ИЛИМ
Школа № 3
Учебный кабинет

опрос
опрос

Учебный кабинет

тест

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования туристско-краеведческой направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое образование,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической
деятельности в области туризма.
Помещение и оборудование.
Занятия проходят на базе общеобразовательных школ города, в музее МОУ
«СОШ № 1 г.Коряжмы», МОУ «СОШ № 2», МОУ «СОШ № 3».Помещения для
занятий соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям.
Для успешной реализации программы создана соответствующая материально –
техническая база и методическое обеспечение. В учебном кабинете находится все
необходимое оборудование:
Для реализации программы имеется учебный кабинет, оборудованный мебелью:
№
Наименование
Кол-во
1 Стол ученический
8
2 Стол ученический
1
3 Стол учительский с приставкой под компьютер
1
4 Стулья
18
5 Книжный шкаф
2
6 Шкаф для оборудования
1
7 Стул учительский
1
8 Доска
1
В кабинете имеются следующие технических средств обучения (специального
оборудования).Используется общее оборудование

интерактивная доска, проектор;

фотоаппарат,

принтер, сканер;
Методическое обеспечение программы.
Видео, аудиоматериалы. Электронные ресурсы
№
Название
Кол-во
1 Диски с видеоматериалами по программе обучения
10
2 Кассеты с видеоматериалами
3
3 Диски с дидактическими материалами по программе обучения 10
4 Интернет –ресурсы:оф.группа в ВК «Открывая Север».

17

Перечень наглядных пособий, дидактических материалов
№
Название
1
Наглядные учебные пособия «Времена года»
2
Наглядные учебные пособия «Грибы , ягоды»
3
Игра-путешествие « Ходилка –бродилка»
5
Карты , схемы по темам программы
6
Карты занятий по ориентированию
7
Рабочие тетради по годам изучения материала
8
Рабочие папки обучающихся

Кол-во
2
2
1
12
16
3
25

Учебно – методическая литература,
Дидактический материал
Контрольный блок (Перечень критериев и показателей качества
образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и
диагностических методик)
4.
Подборка конкурсных заданий
5.
Инструкции по правилам безопасности (по виду деятельности)
6.
Справочно – информационные материалы
7.
Видеоматериалы и презентации, карты
8.
Перечень и подборка журналов,
1.
2.
3.

Список информационных ресурсов.
Список литературы для педагога.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристкой
деятельности в Российской Федерации».
2. Областной закон от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской
деятельности в Архангельской области».
3. Материалы совещаний по развитию детско-юношеского туризма в
Архангельской области на сайте агентства по туризму и международному
сотрудничеству Архангельской области www.pomorland.pro в разделе
«Мероприятия – Рекламные туры, презентации».
4. Морянка Краеведческий курс. Учебно – методическое пособие для учителя.
Архангельск 2012 год.
5. Каталог «Ткани и одежды Поморья» Изд. «Правда Севера», 2000г.
Бурчевский В.Н. «Ремесло за плечами не виснет» - Архангельск: ОАО ИПП
«Правда Севера», 2006. – 411с: ил.
6.
Материалы сайта Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru
7.
«Официальный информационно–туристский портал Архангельской
области»
https://pomorland.travel/news/uvlekatelnoe_puteshestvie_po_arkhangelskoy_oblasti_v_
shkolakh_regiona/?special_version=Y
18

Список литературы для обучающихся.
1. Альбом – путеводитель «Сольвычегодск» - три квадрата, Москва 2015г.
2. Ноговицын В. «У Соли Вычегодской» г. Котлас, 1992г.
3. Овсянников О.В. «Сольвычегодск» Северо-западное книжное издательство
1973 г. г. Архангельск.
4. «Сокровища Сольвычегодска» Изд. компания «Гранд – Холдинг», 2010г.
5. История Архангельской области. Книга для детей и их родителей. «Правда
Севера», 2006г
6. Природа Архангельской области. ОАО «Издательско – полиграфическое
предприятие
«Правда Севера»
Список литературы для родителей.
1. Каталог «ТУРИЗМ. Архангельская область. С.Г. Писахову посвящается».
2. Материалы официального турпортала Архангельской области
www.pomorland.travel (разделы «Как отдохнуть», «Что посмотреть», «Детскоюношеский туризм», «Где остановиться»).
3. Белов В. «Лад. Очерки о народной эстетике» - 2-е изд. – М.: мол.гвардия,1989г.420с.,ил.
4. «Блог о Русском Севере» https://bulatova.travel/catalogs/1/sections/31

19

Приложение 1
Оценочные материалы. Первый год обучения.
Тема «Как составить своё путешествие»
1.
Теория. Решить тест. Выбрать правильные ответы.
2.
Практика. Уметь работать с картой маршрута.
Тест «Ориентирование на местности»
Вопрос № 1
Ориентирование на местности это?
А) Определение своего местоположения и направления пути. Б) Перемещение в доме.
В) Передвижение в общественном транспорте.
Вопрос № 2
Компас-это?
А) Рисунок, где изображены правила поведения учащихся в школе Б) Прибор для определения
сторон горизонта
В) Памятка в рабочей тетради
Вопрос № 3
Горизонт-это?
А) Изображение леса
Б) Изображение водоема
В) Земная поверхность , которую мы видим вокруг себя
Вопрос № 4
Если встать лицом на север, то сзади будет? А) Восток
Б) ЗападВ) Юг
Вопрос № 5
Если встать лицом на запад, то справа будет? А) Восток
Б) СеверВ) Юг
Вопрос № 6
Если встать лицом на юг, то слева будет? А) Запад
Б) Восток В) Север Вопрос № 7
Как определить стороны света в безлунную погоду? А) По часам
Б) По луне
В) По Полярной звезде
Вопрос № 8
В солнечный полдень тень указывает на:
А) Юг
Б) Север В) Восток
Вопрос № 9
Назовите условные обозначения:
А)
Б)
В)

20

Топографическая Ответы
1)
А
2)
Б
3)
В
4)
В
5)
Б
6)
Б
7)
В
8)
Б
9)
ВЫРУБКИ, БОЛОТА, ЛУГА.
Тема « Моя малая родина»
1.
Теория. Назвать достопримечательности.
2.
Практика. Работа с картой города Коряжмы.
№ 1.

№ 2.

№ 3.

№ 4.

№ 5.

№ 6.

№ 7.

№ 8.

21

Тема «Северное трехречье»
1.
Теория. Заполнить таблицу «Символика Северного Трехречья». Назвать логотип,
характеризующий муниципалитет.
2.
Практика. Уметь ориентироваться на карте Северного Трехречья.
Логотип

Название района или города Пояснение
Кедровая
Коряжма
символизирующая
рощу.

Котлас

Ленский район

шишка,
кедровую

Железные дороги. Здесь все
пути Северного Трехречья:
автомобильные,
железнодорожные,
туристические.
Снежинка, ассоциативно
ведущая к Матушке Зиме.

Красноборский район

Птица Сирин, исполненнаяв
традиционной технике
знаменитой местной росписи.

Котласский район

Береста. Именно берестяными
лодками знамениты эти места.

Вилегодский район

Цветок льна, напоминающий
то народных промыслах.

22

Тема «Города - гордость области».
1.
2.

Теория: Вписать в кроссворд города Архангельской области.
Практика: Составить презентацию города Архангельской области.

23

Приложение 2
Оценочные материалы. Второй год обучения.
Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области»
1.
Теория. Тесты «Архангельская область».
2.
Практика. Создание фотоальбома (презентации) по выбору. Темы: «Особенности
природы родного края», «Выдающиеся люди края», «7 чудес Архангельской области».
№
1

Вопрос
Укажите флаг Архангельской области

Варианты ответа
А)
Б)

2

Кто основал город Архангельск?

А) Иван Грозный Б) Петр Первый
В) Екатерина Вторая

3

В какой федеральный округ входит
Архангельская область?

4

5

6

7

В)

А) Центральный федеральный округ
Б) Северо-Западный федеральный округ В)
Приволжский федеральный округ
Какой код субъекта Российской
А) 21
федерации имеет Архангельская область? Б) 29
В) 39
Каково смещение часового пояса
А) 0 часов
Архангельской области от московского
Б) 1 час
времени?
В) 2 часа
А) Онега Б) Вычегда
Назовите самую большую реку,
В) Северная Двина
протекающую через территорию
Архангельской области?
Назовите второй по величине город
А) Котлас
Архангельской области.
Б) СеверодвинскВ) Новодвинск

8

Эти острова относятся к Архангельской
области. Выберите правильный ответ.

9

В каких природных зонах лежит
Архангельская область?

10

В 2010 году в Архангельске был
установлен памятник животному ,
спасшему город от голода во в время
Великой Отечественной войны. Что это
за животное?

Животные и птицы

А) Врангеля, Вайгач, Новосибирские
Б) Вайгач, Колгуев, Земля Франца ИосифаВ)
Колгуев, Медвежий, Северная земля
А) Степь, смешанные леса, тайга Б)
Смешанные леса, тайга, тундра
В) Тайга, тундра, арктические пустыни
А) Морж Б) Олень В) Тюлень

Водится в Архангельской
области

Белый медведь
Сапсан
Нерпа
Горная ласточка
Пингвин

24

Занесен в Красную книгу

Волк
Зубр
Бородатая несыть
Снегирь
Сайгак
Лось
Серый журавль
Тушканчик
Гренландский кит
Северный олень
Красная гагара
Колибри
Куропатка
Бурый медведь
Бурундук
Беркут
Рысь
Перепел
Куница
Рябчик
Орлан-белохвост
Тетерев
Морж
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Вопрос

Ответ

Перечислите районы Архангельской области.
Назовите три моря, которые омывают
побережье Архангельской области.
С какими республиками и областями
граничит Архангельская область?
Назовите 2 национальных парка
Архангельской области.
Название поморов, которое они получили изза любви к одной рыбе.
Река, которая сливается с малой Двиной в
районе города Котлас.
Курорт юга области, который славится
уникальными целебными водами.

25

Приложение 3
Показатели

Критерии

Оценочные средства
Степень выраженности оцениваемого качества

Методы
диагностики

Воспитательный компонент
1.
Усвоение
детьми
знаний
норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций, которые
выработало
российское
общество:

Соответствие Высокий уровень:
принятым в 
обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на
обществе
духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей
правилам,
РФ,
традициям.

имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном
наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях
народов России,

имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,

имеет представление об экологической культуре, правилах поведения в
природной среде и по отношению к животному миру.
Средний уровень:
•
обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в
обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского
общества, народностей РФ,
•
имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и
культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях,
религиях народов России,
•
не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,
•
знает, но не всегда соблюдает правила поведения в природной среде и по
отношению к животному миру.
Низкий уровень:

обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе,
основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества,
народностей РФ,

очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России,
традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России,

не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости
соблюдения правил личной и общественной безопасности,

имеет отрывочные знания правил поведения в природной среде и по
отношению к животному миру.

Педагогическое
наблюдение,
беседы с детьми,
анкетирование,
самообследование

2. Формированиеи
развитие
личностного
отношения детейк
этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.



Высокий уровень:

обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в
соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет духовнонравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество,

уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно
относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и
религиозным признакам, терроризму и т.д,

гордится историческим и культурным наследием народов России и
российского общества,

уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам,
памятникам, святыням и религиям народов России,
уважительно относится к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей
всех народов России,

уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и
защитникам Отечества,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в
помощи,

уважительно относится к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию,

развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве,

ориентирован на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на
физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья,

ориентирован на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя,
наркотиков и др.), понимание их вреда,

уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и
способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях,

ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных
планов, потребностей семьи, общества,

понимает влияние социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной
среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,
участие в различных
мероприятиях,
проектноисследовательская
деятельность

использовании природных ресурсов.
Средний уровень:

обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет
себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет не
все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало российское
общество,

не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает
опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и
религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам,

понимает значение исторического и культурного наследия народов России и
российского общества для страны и мира,

понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,

понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям
труда и защитникам Отечества,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке знакомых и близких
ему людей,

понимает значение художественной культуры народов России,

частично развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве,
на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве,

понимает значение здорового образа жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физического
совершенствования с учётом своих возможностей и здоровья,

понимает необходимость пропаганды здорового образа жизни, вреда для
здоровья вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.),

уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа,

понимает важность выбора
сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей
семьи,

не отрицает влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной
среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в
использовании природных ресурсов, но не всегда действует на основе этих знаний.
Низкий уровень:


обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим
понятием духовно-нравственных ценностей, традици», которые выработало
российское общество,

не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, не
понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по
социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д,

не понимает значение исторического и культурного наследия народов России
и российского общества,

не понимает важность уважительного отношения к памяти предков,
традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,

не понимает важность уважительного отношения к жизни, достоинству,
религиозным чувствам представителей всех народов России,

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям
труда и защитникам Отечества,

не всегда проявляет готовность к оказанию помощи и поддержке
нуждающихся в помощи,

не понимает значения художественной культуры народов России для
мирового искусства, культурного наследия,

испытывает избранное предпочтение к разным видам искусства, участвует в
концертной деятельности для реализации своих творческих способностей в
искусстве,

не ориентирован на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на
физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья,

не ориентирован на пропаганду здорового образа жизни, сознательное
неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.),

уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда,

осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом
личных жизненных планов,

осознает значимость неприятия действий, приносящих вред природе,
бережливости в использовании природных ресурсов.
3.
Приобретение
соответствующего
этим нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:

участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне
города, учреждения, детского объединения,

умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает
состояние других людей с точки зрения безопасности, 

умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, оценка
творческих
и
исследовательских

опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний:

стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе, 

участвует в различных мероприятиях, направленных на сохранение и защиту
природы и животных, 

участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности, 

участвует в социально значимой деятельности: 
экологических, патриотических, историко-краеведческих, туристских и др.
объединениях, акциях, программах; опыта обучения такой деятельности других
людей.
Средний уровень:
•
периодически участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
понимает свое физическое и психологическое состояние,
•
довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом
коллективе,
•
периодически участвует в различных мероприятиях, направленных на
сохранение и защиту природы и животных,
•
периодически участвует в социально значимой деятельности: экологических,
гражданских, патриотических, историко-краеведческих, туристских, и др.
объединениях, акциях, программах; опыта обучения такой деятельности других
людей.
Низкий уровень:
•
очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
•
не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние,
•
очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом
коллективе,
•
очень редко участвует в различных мероприятиях, направленных на
сохранение и защиту природы и животных,
•
очень редко участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности,

периодически участвует в социально значимой деятельности: экологических,
гражданских, патриотических, историко-краеведческих, туристских,
объединениях, акциях, программах; опыта обучения такой деятельности других
людей.

работ и проектов,
отзывы, интервью,
материалы
рефлексии и т. д

Приложение 4
Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
Показатели
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего ИТОГО
духовно-нравственных ценностей, личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям
традиций
этим нормам, ценностям,
социокультурного опыта
традициям
поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года
начало года
окончание года начало года
окончание года

Итоговый протокол

о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных впрограмме целевых
ориентиров воспитания
Показатели
Степень
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
выраженности
ИТОГО
духовно-нравственных ценностей, личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям
оцениваемого
%
традиций
этим нормам, ценностям,
социокультурного опыта
качества
%
традициям
поведения, общения,
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

начало года

окончание года

межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

Приложение 5
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

1

Помещение мастер-клаасса, посвященного Дню
матери

ноябрь

Мастер-класс с поздравление мам

2

Посещение Новогоднего карнавала

декабрь

Тетатрализованное представление

3

Игровая программа «На защите Родины»

Февраль

Соревнование

4

викторина «День космонавтики»
Отчетный концерт Дома детского творчества

апрель
май

Форма проведения

В рамках учебного занятия
Концерт на уровне учреждения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

Фото и видеоматериалы,
информация в группе
объединения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».