2 года Соревновательная робототехника Егулемова 4 часа

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Соревновательная робототехника» (далее программа) имеет техническую,
направленность и разработана для детей 11- 18 лет. Программа направлена на
формирование и развитие конструкторских умений, познавательной активности
учащихся посредством включения их в различные виды проектной и
соревновательной деятельности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
−
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
−
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
−
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
−
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5
августа 2020 г. № 882/391),
−
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября
2021г. № 652н),
−
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
−
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей
(письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК641/09),
−
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ –
3924/06),
−
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
−
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного

научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания»
«Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы» (2023 год),
−
Методические
рекомендации
по
подготовке
и
адаптированных
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
туристско-краеведческой направленности для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства
просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207),
−
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),

Уставом учреждения Филиал дополнительного образования детей «Дом
детского творчества» муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Коряжмы»,
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях технической направленности и спецификой работы учреждения
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что сейчас наблюдается
высокая потребность современного рынка труда в высококвалифицированных
инженерно-технических кадрах, что связано со стремительным развитием
передовых технологий в области науки и техники. Робототехника позволяет
школьникам развить интерес к школьным дисциплинам и применить на практике
сведения из математики, физики и информатики, что в дальнейшем поможет им
определиться с выбором профессиональной направленности.
На основании распоряжения Министерства образования и науки
Архангельской области от 16 июля 2018 № 1109 Дом детского творчества города
Коряжмы
определен
технозоной
Детского
Арктического
Технопарка
Архангельской области. Работа по данной программе направлена на реализацию
основных направлений развития дополнительного образования в рамках
технозоны.
Цель программы
Целью данной программы является вовлечение обучающихся в проектную и
исследовательскую деятельность по конструированию, программированию и
управлению различными видами роботов для участия в соревнованиях и конкурсах.
Задачи программы




Предметные/обучающие:
продолжить знакомство с ролью и местом робототехники в жизни
современногообщества;
формировать основные понятия и технические термины, связанные с
процессамиконструирования и программирования роботов;
освоить основы алгоритмики, основные принципы написания программ для
управления внешними устройствами;










закрепить принципы конструирования и моделирования в робототехнике,
компьютерного управления, назначение и принципы работы датчиков и
различных исполнительных устройств.
Метапредметные/развивающие:
развитие регулятивных умений (ставить цели, планировать собственную
деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и
коррекцию деятельности;
развитие устойчивой мотивации к дальнейшему изучению робототехники,
развитие мелкой моторики, конструкторского мышления и фантазии;
стимулирование познавательной активности учащихся посредством включения
их в различные виды проектной и конструкторской деятельности.
Личностные/воспитательные:
сформировать умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и
неудачам, развить уверенность в себе;
формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализациипроектов;
воспитать аккуратность, самостоятельность, умение работать в команде.
Воспитательная деятельность

I.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения;
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2,
п. 2).
Задачами воспитания по программе являются
 Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество через формирование
познавательных интересов в разных областях знания, представлений о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой
науки и техники.
 Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам,
ценностям, традициям через понимание значения науки и техники в
жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом
развитии России, обеспечении безопасности народа России и Российского
государства.
 Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний, навыков
наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
разных областях познания, в исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые

результаты):

развитие интереса к технической деятельности, истории техники в России
и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли

формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализациипроектов;

формирование опыта участия в технических проектах и их оценки и др.
II.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации
Получение информации об истории робототехники в России и за рубежом,
возможностях и сферах применения робототехники в современных условиях
является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок,
личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к
самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой информации.
Практические занятия детей в форме конструирования, подготовки к
соревнованиям и конкурсам, защита проектов способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего
коллектива.
Участие в проектной деятельности способствует формированию умений в
области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности
Итоговые мероприятия в форме защиты проектов и соревнований
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
III. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках,
где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с
учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач
воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются
и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта,

активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:

педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);

оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые
внешние эксперты и др.) ;
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение
общего представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и
конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения
целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей
работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью
оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями
выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень (см.
Приложение А )
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы заключается в том, вся работа
педагога ориентирована на то, что в процессе деятельности обучаемый создает не
просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его
возможности. Он создает действующее устройство, которое решает поставленную
задачу, будь то робот, который участвует в соревновании или проектный робот.
Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научно-технической
сфере для детей (турнирами, состязаниями, конференциями), что позволяет,
принимать активное участие в конкурсах различного уровня: от уровня учреждения
до международного.
Программа предполагает индивидуальный подход (ориентация на
личностный потенциал ребенка и его самореализацию), а также возможность
проектной и/или исследовательской деятельности.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются
новейшие достижения науки и техники.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного
материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему,
знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые
могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия,
которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы.

Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на
конкретных изделиях и программных продукта.
Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по
определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его
освоения.
Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит
от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не
прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок.
Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным
целенаправленным повторением и тренировкой.
Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из
индивидуальных особенностей детей и, опираясь на сильные стороны ребенка,
доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Характеристика обучающихся по программе
Программа предусматривает работу с детьми от 11 лет до 18 лет. Обучающиеся
данного возраста уже обладают определенными знаниями по школьным учебным
предметам, у них сформированы общеучебные умения и навыки, имеется
определенный жизненный опыт, они с интересом изучают новинки науки и техники,
пытаются разобраться в устройстве и принципе действия механизмов, решают
задачи профессионального самоопределения.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 10-12 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам и уровню подготовки детей. Поскольку
содержание программы ориентировано на более глубокое изучение робототехники,
то желательно формирование групп на основе уже имеющегося знаний, умений и
опыта.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год –
136 часов, всего – 272 часов.
Материал программы разделен на темы, которые изучаются последовательно:
 Использование различных типов регуляторов
 Соревнования Биатлон, Биатлон Стенка
 Разработка и защита проекта по теме «Умный дом»
 Соревнования Кегельринг и Кегельринг Квадро
 Роботы художники.
 Разработка и защита проекта «Производственный робот»
 Управление роботом с использованием инфракрасного маяка
 Соревнования роботов
 Подготовка и защита проекта Инженерная робототехника
 Использование блока переменных.
 Выполнение межпредметного проекта
 Работа на платформе Кулибин
 Возможности других роботов на примере VEX IQ: сравнение с конструктором
LEGO

 Программирование в робототехнике, языки программирования
 Проект «Робот помощник»
 Робототехника на платформе Arduino
Формы и режим занятий по программе
В ходе реализации программы сочетается групповая, индивидуальная и
фронтальная работа. Занятия включают теоретический и практический материал.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие,
соревнование, проектная и исследовательская деятельность и т. д.
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут
Примерная структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с
инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и
закрепление новых знаний. Практическая работа в группе, малой группе,
индивидуально.
III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Ожидаемые результаты и форма их проверки
Осуществление целей и задач программы предполагает получение
конкретных результатов.
Обучаемые по завершению обучения по программе
должны иметь представление о:

роли и месте робототехники в жизни современногообщества;

об основах алгоритмики, основных принципах написания программ для
управления внешними устройствами, принципах работы отдельных узлов и
инструментов, входящих в состав робототехнических устройств и систем,
процессе разработки, изготовления и сборки простых роботов;
должны уметь:

собирать по робота по сформулированной задаче, программировать его с
использованием программной среды.
должны демонстрировать:
 регулятивные умения в работе (ставить цели, планировать собственную
деятельность и способы достижения результата, осуществлять контроль и
коррекцию деятельности);
 устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению робототехники,
конструкторское мышление и фантазию;
 познавательную активность в проектной и конструкторской деятельности.

волю, упорство, дисциплинированность в реализации проектов;

аккуратность, самостоятельность, умение работать в команде.
Данные качества личности отслеживаются педагогом в течение всего процесса
обучения в форме наблюдения. По итогам изучения отдельных тем педагогом
изучаются познавательные и профессиональные интересы обучающихся в форме
наблюдения и мониторинга, а также при организации профконсультаций по

вопросам дальнейшей деятельности и применения полученных знаний в реальной
жизни.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится
согласно «Положению об итоговой (входной) диагностике в рамках реализации
дополнительных образовательных программ» ФДОД «ДДТ» МОУ «СОШ №1 г.
Коряжмы».
Формами
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и
защита проекта, выставки готовых изделий, участие в конкурсах и соревнованиях
различного уровня и другие формы. Оценка усвоения теории проводится по тестам
(см. приложения Б, В). Оценка практической деятельности по итогам изготовления
моделей (их количество и качество), а также участия в соревнованиях.
Учебный план, учебно-тематический план, календарный учебный график
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

14

15
16

Содержание (разделы)

Количество часов
1 год
2 год
теория практика теория практика
различных
2
8

Использование
типов регуляторов
Соревнования Биатлон,
Биатлон Стенка
Разработка и защита проекта
по теме «Умный дом»
Соревнования Кегельринг и
Кегельринг Квадро
Роботы художники
Разработка и защита проекта
«Производственный робот»
Управление роботом с
использованием
инфракрасного маяка
Соревнования роботов
Подготовка и защита проекта
Инженерная робототехника
Использование
блока
переменных
Выполнение межпредметного
проекта
Работа на платформе
Кулибин
Возможности других роботов
на примере VEX IQ:
сравнение с конструктором
LEGO
Программирование в
робототехнике, языки
программирования
Проект «Робот помощник»
Робототехника на платформе

Всего

10

2

6
8

2

8
10

2
2
2

8
10
10

8
12

14

4

2
2

8

12
12

12

12
26
14

6

14
20

2

12
14

10

24
34

10

12

22

6

12

2
14

12
22

18
14
36

Arduino
Итого:

28

108

42

94

272

.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

1

Использование
различных
типов
регуляторов
Соревнования Биатлон, Биатлон
Стенка
Разработка и защита проекта по теме
«Умный дом»
Соревнования Кегельринг и
Кегельринг Квадро
Роботы художники
Разработка и защита проекта
«Производственный робот»
Управление роботом с использованием
инфракрасного маяка
Соревнования роботов
Подготовка
и
защита
проекта
Инженерная робототехника
Использование блока переменных
Выполнение межпредметного проекта
Итоговое занятие

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Количество часов
теория практика всего
2

8

2

6

2

8

2

8

10

Входная
диагностика
Проверочная работа

8
10

2
2

8
12

4

8

2
2

12
12

10
10

Демонстрация
модели
Отчет по заданиям
Отчет по заданию
Защита проекта

14

6
2

14
10
12

12
14
14
20
12
12

Итого

Формы
аттестации/
контроля

28

108

Демонстрация
модели
Соревнования
Демонстрация
модели
Тестирование
Защита проекта
Итоговая
диагностика

136

2 год обучения
Название раздела, темы

№
п/п

Количество часов
теория практика всего

Формы
аттестации/
контроля

1

Работа на платформе Кулибин

10

24

34

2

Возможности других роботов на
примере VEX IQ: сравнение с
конструктором LEGO
Программирование в робототехнике,
языки программирования
Проект «Робот помощник»
Робототехника на платформе Arduino

10

12

22

Входная
диагностика
Проверочная работа

6

12

18

Отчет по заданиям

2
14

12
22

14
36

10
2

10
2

Защита проекта
Индивидуальный
опрос
Соревнования

94

136

3
4
5
6

7

Подготовка к соревнованиям
Итоговое занятие

Итого

42

Календарный учебный график
(представлен в приложении Д)

Итоговая
диагностика

Содержание программы
Вводное занятие
Теория: инструктаж по технике безопасности. Повторение.
Практика: Входной контроль.
Тема 1. Линейное движение. Тонкая линия. Использование различных
типов регуляторов
Теория: Базовые регуляторы (Задачи с использованием релейного
многопозиционного регулятора, пропорционального регулятора, ПД регулятора,
ПИД регулятора).
Практика: Движение по тонкой линии с использованием двух датчиков цвета на
основе П-регулятора, Д-регулятора, И-регулятора
Тема 2. Соревнования Биатлон, Биатлон Стенка
Теория: Регламенты соревнований, план прохождения трассы
Практика: Следование по линии. Захват препятствия, объезд препятствия с
использованием ультразвукового датчика. Подготовка и программирование робота
Тема 3. Разработка и защита проекта по теме «Умный дом»
Теория: Система «Умный дом»: составляющие системы, назначение,
возможности конструирования с помощью роботов
Практика: Подбор идей по реализации умного дома с помощью
роботизированных устройств. Конструирование робота и его программирование.
Тема 4. Соревнования Кегельринг и Кегельринг Квадро
Теория: Регламенты соревнований
Практика: Подготовка и проведение соревнований
Тема 5. Роботы художники. Сборка и программирование роботов
художников
Теория: Изучение инструкций по конструированию роботов художников
Практика: Разработка своего робота художника и его программирование
Тема 6. Разработка и защита проекта «Производственный
робот» (8часов)
Теория: Производственные роботы, разновидности и назначение
Практика: Разработка проекта и его презентация
Тема 7. Управление роботом с использованием инфракрасного маяка
Теория: Возможности использования инфракрасного датчика
Практика: Конструирование робота с инфракрасным датчиком и программирование в
режиме маяка.
Тема 8. Соревнования роботов
Теория: Регламенты соревнований
Практика: Подготовка робота для футбола, организация соревнований
команд. Подготовка робота с катапультой. Разработка программы длясоревнования
Попади в цель. Подготовка робота для участия в баскетболе. Подготовка робота для
прохождения препятствий, в том числелестницы
Тема 9. Подготовка и защита проекта Инженерная робототехника
Теория: Инженерная робототехника в современности.
Практика: Подготовка и защита проекта
Тема 10. Использование блока переменных. Программирование робота с
использованием блока Переменных

Теория: Блок Переменных, направление использования в программировании.
Практика:. Построение механизмов с использованием блока Переменных. Задачи с
использованием блока переменных на подсчет предметов, перекрестков и т.д.
Тема 12. Выполнение межпредметного проекта
Теория: Понятие межпредметности, обсуждение идеи проекта
Практика: Конструирование, программирование моделей с использованиемзнаний
из области математики, физики, химии и т.п.
Итоговое занятие (2ч)
Подведение итогов за год, домашнее задание на лето, итоговый контроль.
2 год обучения
Вводное занятие
Теория: Инструктаж по ТБ. Повторение.
Практика: Входной контроль.
Тема 1. Работа на платформе Кулибин
Теория: Описание и особенности использования платформы Кулибин.
Программируемая среда. Управляющие действия. Датчики. Локации на платформе
Практика:. Программирование роботов и выполнение типовых задач: проезд по
траектории, прохождение лабиринта, использование датчика цвета и т.п..
Тема 2. Возможности других роботов на примере VEX IQ: сравнение с
конструктором LEGO
Теория: Роботы VEX IQ: особенности конструктора, программирование и
использование
Практика: Конструирование и программирование роботов VEX IQ
Тема 3. Программирование в робототехнике, языки программирования
Теория: Языки программирования в робототехнике: Python, Skretc, C++.
Практика: конструирование роботов и тестирование программ.
Тема 4. Проект «Робот помощник»
Теория: Выбор идеи по использованию роботов в различных сферахдеятельности.
Практика: Сборка робота, программирование и демонстрация
Тема 5. Робототехника на платформе Arduino
Теория: создание и программирование роботов на платформе Arduino. Основы
нейротехнологии и возможности использование роботов
Практика: программирование робототехнических устройств разной сложности с
использованием платформы Arduino
Тема 9. Подготовка к соревнованиям
Практика: Подготовка и участие в различных соревнованиях по робототехнике
Итоговое занятие
Подведение итогов за год, домашнее задание на лето, итоговый контроль.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
2. Оборудование:
№

Наименование

Кол-во

1. Компьютер в сборе (системный блок, монитор, колонки, клавиатура,
мышь)
2. Интерактивная доска
3. Компьютеры для детей
4 Проектор
5 Наборы базовые конструкторов «ЛЕГО»
6 Наборы ресурсные конструкторов «ЛЕГО»
7 Наборы тематические
9 Поля для соревнований
10 Набор VEX

1
1
6
1
15
6
3
24
1

Кадровое
обеспечение:
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России
от 22 сентября 2021г. № 652н).
Учебно-методическое обеспечение
Плакаты, схемы по темам занятий
Образцы собранных моделей, представленные в фото и видео-формате
Обучающий стенд по робототехнике
Сообщество Вконтакте «Робототехника» https://vk.com/club193279325
Cписок информационных ресурсов
Для детей:
1. Бейктал, Дж. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги / Дж. Бейктал. - М.: Лаборатория
знаний, 2016. - 320 c. - ISBN 978-5-00101-095-1 – Текст: электронное издание
2. Бишоп, О. Настольная книга разработчиков роботов. - М.: МК-Пресс, Корона-Век, 2010. – 400с..
- ISBN 978 -5-79310546-0 (Корона-век.) - Текст: непосредственный.
3. Образовательный портал по программированию и робототехнике Текст: электронный –
URL:https://itrobo.ru.robototehnika/kurs (дата обращения: 07.11.2020)
4. Руководствою Программное обеспечение EV3 Текст: электронный – URL:https://exoforce.ru
31313-1-Lego Mindstorms (дата обращения: 07.11.2020)

Для преподавателя и родителей:
1.
Бербюк, В. Е. Динамика и оптимизация робототехнических систем / В.Е. Бербюк. - М.:
Наукова думка, 2014. - 192 c. - ISBN 5-12-000495-4 (В пер.) - ISBN 5-12-000495-4 (В пер.) - Текст:
непосредственный
2.
Бишоп, О. Настольная книга разработчиков роботов. - М.: МК-Пресс, Корона-Век, 2010. –
400с.. - ISBN 978 -5-79310546-0 (Корона-век.) - Текст: непосредственный.
3.
Конюх, В.Л. Основы робототехники. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 288 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-222-12575-5. – Текст: непосредственный
4.
Бройнль, Томас. Встраиваемые робототехнические системы. Проектирование и
применение мобильных роботов со встроенными системами управления / Томас Бройнль. Москва: РГГУ, 2012. - 520 c. - ISBN: 978-5-4344-0046-6. – Текст: непосредственный
5.
Предко, М. 123 эксперимента по робототехнике. - М.: NT Press, 2007. – 544 с. - ISBN: 5477-00216-6 – Текст: непосредственный.
6.
Винницкий, Ю. А. Конструируем роботов на ScratchDuino. Первые шаги [Электронный
ресурс] / Ю. А. Винницкий, К. Ю. Поляков.— М. : Лаборатория знаний, 2016. —119с. — Систем.
требования: Adobe Reader XI ; экран 10". ISBN 978-5-00101-419-5. – Текст: электронное издание
7.
Каляев, И. А. Однородные нейроподобные структуры в системах выбора действий
интеллектуальных роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук. - М.: Янус-К, 2015. - 280 c. - ISBN 5-80370059-2. – Текст: непосредственный
8.
Корсункий, В. А. Выбор критериев и классификация мобильных робототехнических
систем на колесном и гусеничном ходу. Учебное пособие / В.А. Корсункий, К.Ю. Машков, В.Н.
Наумов. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - 862 c.- ISBN:978-5-7038-3881-5. – Текст:

непосредственный
9.
Помощь начинающим робототехникам Текст: электронный – URL:https://Robot-help.ru (дата
обращения: 07.11.2020)
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://roboforum.ru/
2. http://robotics.su/
3. http://robot.paccbet.ru/
4. http://techvesti.ru/
5. http://ru.wikipedia.org/
6. http://www.airobot.ru
7. http://www.alfarobot.ru/
8. http://www.bestrobots.ru/
9. http://www.insu.ru/
10. http://www.arduino.cc/
11. http://www.mindstorms.su
12. http://www.pacpac.ru/

Приложение А
Оценочные средства
Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы
диагностики

Воспитательный компонент
1.
Усвоение
детьми
знаний
норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Соответствие Высокий уровень:
принятым в  обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на
обществе
духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества,
правилам,
 имеет представление о современной научной картине мира, достижениях
традициям.
российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в
жизнироссийского общества.
Средний уровень:
 обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в
обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях
российскогообщества,
 имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях
российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни
российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе,
основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского
общества,
 имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира,
достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и
техники в жизни российского общества

Педагогическое
наблюдение,
Беседы с детьми,
анкетирование,

2. Формирование
и развитие
личностного
отношения детейк
этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,

Высокий уровень:
ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных
планов, потребностей семьи, общества
Средний уровень:
понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной
деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи,
Низкий уровень:
осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом личных
жизненных планов

3. Приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных
знаний:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:
участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности
Средний уровень:
периодически участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности,
Низкий уровень:
очень редко участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,
оценка
творческих и
исследовательс
ких работ и
проектов

Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
ФИО
Показатели
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Степень
Показатели
выраженности
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
оцениваемого
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
%
качества
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

традициям
%

начало года

окончание года

опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

Приложение Б
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

1

Участие в соревнованиях на уровне учреждения, В течение
муниципалитета, региона
года

2

Защита проектов «Мой робот»

декабрь

3

Участие в конференции Я познаю мир

апрель

4

Участие в выставке детского творчества
ДЕТВОРА
Отчетные мероприятия детского объединения

апрель
май

Форма проведения
(праздник на уровне Дворца, экскурсия,
концерт, соревнование, итоговый
концерт, отчетный концерт,
тематический вечер, мастер-класс,
праздник на уровне города, фестиваль,
экоквест, игровое занятие и др.)
соревнования
Защита проектов
Выступление с результатами проектных
работ
Презентация работ, экскурсия
Соревнования на уровне учреждения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

Фото и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Демонстрация проектных работ
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения

Приложение В
Итоговый тест по результатам освоения программы 1 года обучения
1. Соотнеси виды механических передач
реечная

ременная

цепная

червячная

зубчатая

2. Изобрази

на

рисунке

направление

вращения

колес

А,

Б

и

В

3. Прочитать программу

4. Сконструровать шлагбаум и запрограммировать его, так что он открывается
при приближении объекта и автоматически закрывается

Полугодовая итоговая работа по робототехнике
1. Соотнеси виды механических передач

D
A

B

C

E
1.
Червячная 2. Цепная
Зубчатая
2. Прочитать программу

3.Реечная

4. Ременная

5.

3. Написать и проверить программу движения с включенным светодиодом по
затемненным дорогам в программе Кулибин.
4. Исправить ошибки в цепи в Тиркеркад

Приложение Г
Темы проектов для учащихся











Роботы-помощники человека
Роботы-артисты
Человекоподобные роботы
Роботы-помощники на производстве
Роботизированные комплексы
Охранные системы
Защита окружающей среды
Роботы и искусство
Роботы и туризм
Правила дорожного движения в робототехнике

Приложение Д
Календарный учебный график
 1 год обучения

Дата

Тема занятий

Сентябрь

Инструктаж по ТБ. Повторение.

Кол-во
часов

Форма занятия

Форма контроля

Беседа

Тестирование,
анкетирование
Тестирование, опрос,
отчет по заданиям
Соревнование

10
Линейное движение. Тонкая линия. Использование различных типов регуляторов
8
октябрь

Соревнования Биатлон, Биатлон Стенка

ноябрь

Разработка и защита проекта по теме «Умный дом»
Соревнования Кегельринг и Кегельринг Квадро
Роботы художники. Сборка и программирование роботов художников

декабрь
январь

Разработка и защита проекта «Производственный робот»
Управление роботом с использованием инфракрасного маяка

февраль

Роботы с катапультой. Соревнование Попади в цель Соревнование баскетбол
роботов. Соревнования «Уборка мусора», «Земля Франца-Иосифа»
Подготовка и защита проекта Инженерная робототехника
Использование блока переменных. Программирование робота с использованием
блока переменных
Выполнение межпредметного проекта
Итоговое занятие, итоговый контроль

10
10
10
14
12
14

март
апрель
май

итого



14
20
12
10
2
136

Лекция, практическое
занятие
Беседа, практическое
занятие
Практическое занятие
практическое занятие
Беседа, практическое
занятие
практическое занятие
Беседа, практическое
занятие
Беседа. Практическое
занятие
Практическое занятие
Беседа, лекция
Беседа
беседа

Защита проекта
Итоги соревнования
Отчет по заданию
Защита проекта
Опрос
Соревнование
Защита проекта
Тестирование, опрос,
отчет по заданиям
Защита проекта
Тестирование,
анкетирование

 2 год обучения
Месяц

Тема занятий

Сентябрь

Инструктаж по ТБ. Повторение.

СентябрьОктябрь
ноябрь

Работа на платформе Кулибин

34

Возможности других роботов на примере VEX IQ: сравнение с конструктором LEGO

22

декабрь

Программирование в робототехнике, языки программирования

18

январь

Проект «Робот помощник»

14

Робототехника на платформе Arduino

20

Нейротехнологии в робототехнике

16

Подготовка к соревнованиям

10

Февраль
март
апрель
май

-

Кол-во
часов
2

Итоговое занятие, итоговый контроль



Форма контроля

Беседа

Тестирование,
анкетирование
отчет по заданиям

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция, беседа
Практическое
занятие
Беседа

2



Форма занятия

Опрос, отчет по
заданиям
Отчет по заданиям,
тестирование
Защита проекта
Тестирование, опрос

Беседа,
практическое
занятие
Беседа,

Тестирование, опрос

беседа

Тестирование,
анкетирование

Выполнение заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».