Живой звук

Пояснительная записка
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы», так
как требует специального оборудования и музыкальных инструментов.
Направленность программы – художественная.
Музыка – искусство, обладающее наибольшей силой эмоционального
воздействия на человека, одно из важнейших средств формирования нравственных
и эстетических идеалов. Занятия дают ребенку возможность приобщиться к мировой
и отечественной музыкальной культуре, знакомят с лучшими образцами
классической и народной музыки, с творчеством композиторов разных эпох, с
музыкальными стилями и жанрами.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков она
становится первым кумиром и возможностью выразить себя. В последние годы
благодаря развитию цифровых технологий в современной музыке, доступности
фонограмм исполнение «живым звуком» становится редкостью. Занятия в вокальноинструментальном ансамбле дают детям навыки коллективного творчества,
развивают память, ритм, внимание, помогают детям почувствовать себя артистами.
Разработка данной программы дополнительного образования обусловлена
социальным заказом поиска оптимальных форм работы с подростками в системе
дополнительного образования. В основе программы систематизирован
опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы
по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на
музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры,
аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в
современных условиях.
Программа не ставит своей целью профессиональное изучение вокала и
вокально - инструментального исполнения произведений. Она направлена на
творчество обучающегося, на развитие его интереса не только на конечный
результат своей деятельности – участие в концертах, конкурсах, но на процесс
поиска своего «Я», на обретение друзей – единомышленников, на организацию
наполненного досуга подростков, профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Содержание программы стимулирует развитие художественного вкуса, помогает
преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном
подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека, гражданина
своей страны.
Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков
девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время,
развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма,
ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.
Актуальность программы
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное
решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
2

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
разработана на основании нормативно-правовых документов:
- ФЗ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Письмо Минобразования России от 11.12 2006 г. № 06 – 1844 «О примерных
требованиям к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года//Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 №678-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам//Приказ Министерства
образования и науки РФ от 09.11.2018 №196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года
№ 09-3242
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
- Распоряжение Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. №
296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»;
- Устав учреждения.
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения.
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся
средствами вокально-инструментального ансамбля.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для
выполнения следующих задач:
Образовательные:
- обучить игре на музыкальном инструменте (электрогитаре, клавишных,
ударных инструментах);
- обучить основам музыкальной грамоты;
- обучить вокальным и сценическим навыкам;
- научить понимать и оценивать назначение музыкального произведения на
основе изучения и исполнения лучших образцов музыкальной культуры;
- научить творчески, эмоционально исполнять репертуар;
- обучить сольной и ансамблевой игре.
Развивающие:
- развить координацию рук и беглость пальцев;
- развить музыкальный слух – мелодический и гармонический;
3

- развить вокальные данные;
- развить чувство ритма;
- улучшить память и внимание;
- расширить поэтический и музыкальный кругозор воспитанников;
- развить эмоциональность и художественный вкус.
Воспитательные:
- привить настойчивость в достижении целей, усидчивость, трудолюбие;
воспитать собранность и дисциплину, воспитать стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию;
- воспитать коммуникативную культуру, чувство товарищества, привить
«чувство локтя», дисциплину;
- воспитать гражданственность, патриотизм, сформировать гражданскую
позицию;
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим
/доброжелательность, терпимость и др./, чувство товарищества, чувство личной
ответственности, дисциплинированность.
Отличительные особенности программы.
Программа имеет базовый уровень, в процессе обучения развиваются
имеющиеся музыкальные навыки и умения. Подростки развивают свои навыки игры
на музыкальных инструментах и вокальные навыки, учатся играть в ансамбле.
Отличительной особенностью данной программы является умение научить
детей за короткий срок играть на музыкальных инструментах эстрадной
направленности, применяя методы так называемого домашнего музицирования.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы соответствует возрастным особенностям детей.
Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность развития природных данных;
- доступность учебного материала;
- учёт возрастных особенностей детей;
- результативность обучения;
- комфортная эмоциональная среда на занятиях.
Особенности организации образовательного процесса
Настоящая программа направлена на максимальное раскрытие творческого
потенциала детей, создание оптимальных условий для их развития. Комплексный
подход к воспитанию, обучению и развитию каждого ребенка выражается в
сочетании теоретических и практических занятий, что позволяет воспитаннику
развиваться разносторонне. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в
концертной деятельности, учитывают желание детей, их интересы, возможности,
способности, психологические особенности.
Образовательный процесс построен таким образом, что часть учебного
материала (в основном теоретического) преподается для всего коллектива, работа с
детьми на музыкальных инструментах осуществляется индивидуально, игра в
4

ансамбле организована в малых группах, только затем все вместе репетируют
изученный материал.
Ведущими методами обучения детей являются:
- словесный (рассказ о музыкальных направлениях, нотная грамота, известные
исполнители);
- наглядный (показ техники игры на музыкальных инструментах, наглядные
пособия, показ видеоматериалов, наблюдение на конкурсах за другими
исполнителями);
- практический (отработка музыкального материала).
Программой предусмотрены следующие формы занятий:
- обучающие занятия (изучение нового материала)
- практические занятия (закрепление)
- открытые занятия (выступления перед родителями и сверстниками).
Для каждого года обучения определен репертуар, который является основным
(приложение). В зависимости от уровня подготовки детей, а также от успешности
освоения программы, репертуар может корректироваться.
Адресат программы
Образовательная программа предполагает проведение занятий с детьми
школьного возраста (10 – 17 лет).
Наполняемость групп: 12 человек. Желательно знание музыкальной грамоты
и умение играть на любом музыкальном инструменте, возможно обучение с нуля.
Группы формируются по возрастам и в соответствии с уровнем подготовки
детей, возможен разновозрастной и разнополый состав групп.
Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к
каждой группе детей: психология и физиология 10-13-летнего ребенка отличается
от возможностей 14-18-летнего. Следовательно, формы и методы обучения и
репертуар подбираются под каждую группу.
Объём и срок освоения программы
Данная образовательная программа рассчитана на 2 год (132 часа ежегодно).
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со
спецификой обучения границы их сглаживаются. Материал изучается комплексно,
чередуя групповые и индивидуальные формы работы.
В программу учебного года вводится теоретический и практический материал,
соответствующий содержанию основных разделов.
Основные разделы программы
Основы музыкальной грамоты.
Занятия с инструменталистами.
Занятия с вокалистами.
Ансамбль .
Форма обучения и режим занятий по программе
Программой предусмотрена очная форма обучения и следующие формы
организации занятий:
5

- групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Педагог
непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для
творческого развития личности в коллективе.
- подгрупповые занятия – организация работы в малых группах: выполнение
заданий в парах, тройках, четверках и иных микро группах для реализации
определенных задач в рамках конкретного учебного занятия.
- индивидуальные занятия – работа с одаренными детьми, солистами,
инструменталистами.
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия – 45 минут (1 учебный час).
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление
новых знаний.
Двигательная пауза.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Планируемые результаты реализации программы
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы после освоения содержания программы ожидаются следующие
результаты.
Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения.
Учащиеся должны знать:
-устройство инструмента, приёмы извлечения звука;
-правильная посадка и аппликатура;
-основы нотной грамоты и нотного письма (нотный стан, динамические
оттенки, размер, длительности, синкопа);
-первичный навык чтения нот;
-первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы минус;
-устройство эстрадных инструментов, и их функции в ансамбле;
-правила техники безопасности при работе с электромузыкальным
инструментом, усилительной аппаратурой.
Учащиеся должны уметь:
-читать ноты с листа в пределах одной октавы;
-играть аккорды по буквам;
-исполнять нетрудные пьесы в составе ансамбля;
-определять на слух тонику, доминанту и субдоминанту
Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:
Учащиеся должны знать:
-основы нотной грамоты, музыкальную терминологию;
6

-строение и обозначение аккордов;
-первичные навыки аккомпанемента;
-навыки сценического поведения;
-понятия гигиены голоса и слуха;
- правила техники безопасности при работе с электромузыкальным
инструментом, усилительной аппаратурой.
Учащиеся должны уметь:
-играть совместно с ансамблем солирующие партии;
-играть произведения по табулатуре;
-применять приемы двухголосия;
-подбирать по слуху несложные музыкальные фразы и аккорды;
-настраивать и ухаживать за инструментом.
Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль. Входной контроль диагностирует имеющиеся у
обучающихся музыкальные способности. Он проводится в форме выполнения
тестирования и заданий, чтобы определить уровень музыкального развития ребенка.
В ходе текущего контроля оценивается качество усвоения материала в течение
учебного года путем выполнения практических заданий, наблюдения и опроса.
Итоговый контроль осуществляется посредством проведения контрольного урока.
На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за результатами
освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Живой звук».
Оценочные материалы
Оценочные материалы представлены в виде таблицы ежегодного
мониторинга. Они позволяют проконтролировать каждый заявленный результат
обучения, измерить его и оценить.
Тестовые задания для обучающихся в конце обучения
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2. Функции и назначение инструментов ансамбля.
3. Основы музыкальной грамоты.
4. Исполнение песен разных стилей с использованием собственной манеры игры
5. Исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля.
Учебный план
1 года обучения
№

Наименование разделов

Всего

1.
2.

Вводное занятие
Основы музыкальной грамоты.

2
18

3.

Занятия с инструменталистами.

28

7

4.
5.
6.
7

Занятия с вокалистами.
Ансамбль .
Беседы о музыке и музыкантах
Концертная деятельность.

24
34
16
8

8

Итоговое занятие.
всего

2
132

Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Наименование разделов Всего

Количество
теория практика
2

Форма контроля

1.

Вводное занятие

2

2.

Основы музыкальной
грамоты.
Занятия с
инструменталистами.

18

8

10

Устный опрос

28

8

20

Занятия с
вокалистами.
Ансамбль .

24

8

16

34

6

28

6.

Беседы о музыке и
музыкантах

16

16

-

7

Концертная
деятельность.

8

-

8

Отработка
теоретических
знаний на
инструменте
Репетиционные
занятия
Репетиционные
занятия
Беседы,
слушание
музыки
Репетиционные
занятия, творческие
отчеты, мастерклассы

8

Итоговое занятие.

2

2

-

132

50

82

3.

4.
5.

итого

Беседа

Итоговый контроль

Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие – 2 часа
Знакомство с кабинетом, планом работы объединения. Правила техники
безопасности и гигиены труда. Входной контроль.
Раздел 1: «Основы музыкальной грамоты» – 18 часов
Теоретические сведения:
8

-Изучение музыкальных терминов. Понятие длительности нот.
-Изучение квинтового круга.
-Понятия метр и ритм.
Практические занятия:
Самостоятельная работа по нотному письму. Построение интервалов,
аккордов.
Раздел 2: «Занятия с инструменталистами» – 28 часов
Гитара
Теория :
-теоретические сведения основ музыкальной грамоты;
-знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство;
-настройка;
-положение гитары при игре, постановка рук, звукоизвлечение, строй;
-позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практика :
-аккорды и способы их извлечения;
-приемы игры правой руки;
-упражнения в пределах 1-3 ладов;
-упражнения в пределах 3-9 ладов.
Клавишные инструменты
Теория:
-основы гармонии и музыкальной грамоты;
-устройство клавишных инструментов;
-приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле;
-уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.
Практика:
-приемы игры одной, двумя руками;
-клавишные переключения;
-упражнения для правой и левой рук;
-освоение различных видов игры на инструменте.
Ударные инструменты.
Теория:
сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы
музыкальной грамоты. Хват палочек. Посадка. Постановка рук.
Практика:
гимнастические упражнения для развития рук. Простейшие упражнения на
глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые
размеры.
Раздел 3: «Занятия с вокалистами» – 24 часа
Теоретические сведения:
ознакомление кружковцев с основами вокального искусства, основными
певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя,
пение стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы
9

певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение
вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы.
Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его
продолжительности и другие упражнения. Слуховой контроль, воспитание
сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.
Практическая работа:
артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, язык, челюсть, верхнее и
нижнее небо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении
гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений на «а-э-и-о-у» в сочетании
с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных
вокальных произведениях.
Основные правила чистого интонирования: пение отдельных звуков,
устойчивых ступеней, звукоряда, отдельных попевок. Характер певческой дикции в
зависимости от характера музыки и содержания произведения. Разучивание 2– 4
песен различного характера.
Раздел 4: « Ансамбль» - 34 часа
Теория:
-основы ансамблевой игры;
-функции каждого инструмента в ансамбле;
-музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов;
-солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практика :
-ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков;
-совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением
-отработка навыков исполнительского мастерства.
Раздел 5: «Беседы о музыке и музыкантах» - 16 часов
музыкально -образовательные беседы и слушание музыки;
Роль и значение музыки в нашей жизни. Жанровое разнообразие музыки.
Музыкальный образ. Музыкальный язык.
Раздел 6:«Концертная деятельность» - 8 часов
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства; диспуты,дискуссии; беседы, слушание
лучших композиций российской и зарубежной
эстрады.
Практические занятия:
Выступление на отчетном концерте для родителей, участие в школьных и
городских мероприятиях.
Итоговое занятие – 2ч.
Подведение итогов работы за год. Итоговый контроль.

10

Учебный план 2 года обучения
№

Наименование разделов

Всего

1.
2.

Вводное занятие
Основы музыкальной грамоты.

2
18

3.

Занятия с инструменталистами.

34

4.
5.
6

Занятия с вокалистами.
Ансамбль .
Итоговое занятие.
всего

34
42
2
132

Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Наименование разделов Всего

Количество
теория практика
1
1

Форма контроля

1.

Вводное занятие

2

2.

Основы музыкальной
грамоты.
Занятия с
инструменталистами.

18

8

10

Устный опрос

34

4

30

Репетиционные
занятия

34

4

30

5.

Занятия с
вокалистами.
Ансамбль.

42

12

30

6

Итоговое занятие.

2

1

1

Репетиционные
занятия
Репетиционные
занятия
Контрольный урок

132

30

102

3.
4.

итого

Беседа

Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие – 2 часа
Знакомство с кабинетом, планом работы объединения. Правила техники
безопасности и гигиены труда. Входной контроль.
Раздел 1: «Основы музыкальной грамоты» – 18 часов
Теоретические сведения:
11

-устройство и настройка инструментов;
-солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
Практические занятия:
Самостоятельная работа по нотному письму. Построение интервалов,
аккордов.
Раздел 2: «Занятия с инструменталистами» – 34 часа
Гитара.
Теория:
-основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение,
принципы построения аккордов);
-правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности
электрогитары;
-игра медиатором.
-функции бас-гитары, ритм-гитары в ансамбле;
-виды игры на гитарах ( бас и ритм гитарах); аккордовые упражнения;
-солирующие партии инструментов в ансамбле.
Практика:
-игра совместно с инструментами ансамбля.
Клавишные инструменты.
Теория:
-приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой игры.
Практика:
-исполнение простых по композиции песен, мелодий;
-развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского
мастерства.
Ударные инструменты.
Теория:
-приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой игры.
Практика:
Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Дробь (тремоло). Крещендо и
диминуэндо при игре на малом барабане. Принципы игры. Упражнения и пьесы для
ансамбля с участием ударных инструментов.
Раздел 3: «Занятия с вокалистами» – 34 часа
Теоретические сведения:
Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его
продолжительности и другие упражнения. Слуховой контроль, воспитание
сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.
Практическая работа:
Основные правила чистого интонирования: пение отдельных звуков,
устойчивых ступеней, звукоряда, отдельных попевок. Характер певческой дикции в
зависимости от характера музыки и содержания произведения. Разучивание 2– 4
песен различного характера.
Раздел 4: « Ансамбль» - 42 часа
12

Теория:
-функции каждого инструмента в ансамбле;
-звуковой баланс; настройка инструментов;
-соединение основных партий наизусть.
Практика:
-работа с репертуаром;
-вокально-инструментальная работа с ансамблем.
Итоговое занятие – 2ч.
Подведение итогов работы за год. Итоговый контроль.
Контрольный урок.

13

Календарный учебный график 1 года обучения
месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

дата

Форма занятия

Кол-во
часов

Наименование разделов и тем

Форма
контроля

беседа
прослушивание песен
лекция

2
2
2

лекция

2

обучение приему
звукоизвлечения
отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
навыков

2

Вводное занятие
Творческие часы: выбор репертуара
Основы музыкальной грамоты. Звук, его свойства. Ноты,
звукоряд
Основы музыкальной грамоты. Обозначение звуков, нотное
письмо.
Занятия с инструменталистами. Ударные, бас -гитара

6

Ансамбль. Ударные и бас-гитара.

4

Занятия с инструменталистами. Разучивание партий. Сологитара.

отработка теоретических
знаний
отработка теоретических
знаний

2

Основы музыкальной грамоты. Длительности, паузы.

опрос

2

Основы музыкальной грамоты.. Метр, размер, ритм, темп.

опрос

обучение приему
звукоизвлечения
отработка теоретических
знаний
отработка теоретических
знаний
репетиционная

6

Занятия с инструменталистами. Синтезатор, гитара-ритм.

4

Ансамбль 4х инструментов.

2

Основы музыкальной грамоты. Интервалы..

2

репетиционная

6

беседа

2

Занятия с вокалистами. Прослушивание песни.
Распевки.
Ансамбль всех инструментов и солистов. Прослушивание
песни из репертуара ВИА Разбор по партиям.
Беседы о музыке и музыкантах. История рок-музыки. 70 е
годы. Основные направления отечественной рок-музыки.

отработка теоретических
знаний

2

Занятия с инструменталистами. Ударные инструменты.
Упражнения на координацию рук, ног.

беседа
устный опрос

зачет

2

Основы музыкальной грамоты: размер, ритм. темп.

беседа

2

Беседы о музыке и музыкантах История «Рок-музыки». 80е
гг. Основные направления Отечественной рок-музыки.

репетиционная

4

отработка теоретических
знаний
отработка
теоретических
знаний

4

Занятия с вокалистами.
Распевание. Разучивание мелодии.
Занятия с инструменталистами. Ударные инструменты.
Посадка. Постановка рук.
Занятия с инструменталистами. Освоение включения и
изменения программ ( звуков) в современных клавишных.

репетиция

4

репетиция

2

отработка теоретических
знаний

4

Ансамбль. Единство темпа, согласованное соблюдение
изменения силы звука (нюанс).

устный опрос

2

совершенствование знаний,
умений, навыков.
репетиция

4

Беседы о музыке и музыкантах. Развитие музыкальнослуховой дисциплины.
Занятия с вокалистами. Постановка дыхания,
звукообразования, артикуляции и дикции.
Ансамбль .Изучение пьес и песен в ансамблях различного
состава: вокальный, вокал-гитара, вокал-гитара-бас-гитара,
ударные.
Основы музыкальной грамоты: Лад. Тоника
Занятия с инструменталистами.
Деление клавиатуры на левую часть ( Pad ) и правую –
солирующую.
Занятия с вокалистами.
Постановка дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.

декабрь

январь

февраль

отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
умений, навыков.
репетиция

март

беседа

4

2

2
4

4

Занятия с вокалистами. Пение отдельных звуков, устойчивых
ступеней. Гаммы, интервалы, трезвучия.
Ансамбль. слаженная и уравновешенная по звучанию игра
(баланс).

4

Ансамбль Поочерѐдное вступление инструментов,
инструментальные заставки и их выразительное значение.

2

Основы музыкальной грамоты: Построение трезвучий
2

тест

2

совершенствование знаний,
умений, навыков.

2

отработка теоретических
знаний умений, навыков.

2

Занятия с инструменталистами. подключение, настройка
инструментов, звуковой баланс ансамбля
Занятия с вокалистами.
Отработка технического владения микрофоном на сцене

Репетиция

2

Ансамбль 4х инструментов.

репетиция

2

Ансамбль. Разучивание партий из репертуара ВИА.

репетиция

4

отработка теоретических
знаний

2

Ансамбль. Соединение пения с исполнением своей партии на
инструменте в составе ВИА.
Основы музыкальной грамоты: Построение
септаккордов. дисциплины.

отработка
теоретических
знаний

4

выступление

2

контрольное занятие

2

выступление

2

репетиция

4

слушанье
музыки разных
жанров
репетиция

2

умений, навыков.

апрель

май

Беседы о музыке и музыкантах. Понятие о музыкальных
стилях и направлениях современности; средства музыкальной
выразительности, используемые в ансамбле
Ансамбль. Импровизация , создание собственного стиля
исполнения, аранжировка песен

беседа

2

2

Ансамбль. Понимание общих и частных задач в коллективном
музыкальном исполнении.
закрепление вокально-ансамблевых навыков: подтекстовка,
фразировка, строй, ансамбль
Концертные деятельность
Выступление на концерте
Концертные деятельность
Отработка сценического образа перед выступлением
Концертные деятельность
Выступление на отчетном концерте для родителей
Ансамбль. Разучивание партий из репертуара ВИА.
Беседы о музыке и музыкантах Жанровое разнообразие
музыки (вокальная и инструментальная; камерное искусство и
крупные формы).
Ансамбль. Ритмические аранжировки, импровизация,
самостоятельное детское творчество.
3

выступление

репетиция

Ансамбль. Ансамблевое исполнение простых упражнений,
музыкальных отрывков.

2

беседа

2
132

Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

тест

Календарный учебный график 2 года обучения
месяц

сентябрь

октябрь

дата

Форма занятия

Кол-во
часов

беседа
отработка теоретических
знаний
отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
навыков
отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
навыков

2
2

отработка теоретических
знаний

2

Наименование разделов и тем

Форма
контроля

беседа
опрос

2

Вводное занятие
Основы музыкальной грамоты. Звук, его свойства. Ноты,
звукоряд.
Основы музыкальной грамоты.. Обозначение звуков, нотное
письмо.
Занятия с инструменталистами. Устройство гитары.
Строй 6-струнной гитары, расположение нот на грифе.
Занятия с вокалистами. Упражнения для
артикуляционного аппарата.
Занятия с инструменталистами. Аккорды в открытой
позиции.
Занятия с вокалистами. Упражнения для дыхания.

2

Ансамбль. Роль и функции инструментов в ансамбле.

опрос

2

Занятия с инструменталистами. Гитара. Упражнения на
разные виды техники.

прослушивание

Основы музыкальной грамоты. Длительности, паузы.

опрос

2
2
2
2

4

опрос
прослушивание
прослушивание
прослушивание
прослушивание

отработка теоретических
знаний

ноябрь

декабрь

совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
умений, навыков.
отработка теоретических
знаний
отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
навыков
репетиция

Основы музыкальной грамоты.. Метр, размер, ритм, темп.

опрос
прослушивание

2

Занятия с инструменталистами. Синтезатор, упражнения
для развития гибкости, подвижности, автономии пальцев.
Занятия с вокалистами. Работа с микрофоном.

2

Занятия с инструменталистами. Гитара. Виды гитарного боя.

прослушивание

2

Ансамбль. Изучение произведения в составе ансамбля.

прослушивание

2

Ансамбль. Разбор музыкальных произведений.

прослушивание

2

Основы музыкальной грамоты. Интервалы..

опрос

2

Занятия с инструменталистами. Изучение
распространенных ритмов современной эстрады.
Занятия с вокалистами. Распевка. Прослушивание
песни. Разбор.
Ансамбль Разбор музыкальных произведений.
Ансамбль всех инструментов и солистов. Прослушивание
песни из репертуара. Разбор по партиям.
Занятия с вокалистами.

прослушивание

2
2

2

прослушивание

прослушивание

репетиция
репетиция

2
2

совершенствование знаний,
навыков

2

отработка теоретических
знаний

2

Занятия с инструменталистами. Ударные инструменты.
Упражнения на координацию рук, ног.

прослушивание

отработка теоретических
знаний
репетиция

2

Основы музыкальной грамоты: размер, ритм. темп.

тест

2

прослушивание

совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
навыков

2

Занятия с вокалистами.
Распевание. Разучивание мелодии.
Занятия с инструменталистами. Основные ритмические
рисунки.
Занятия с вокалистами. Упражнения по развитию силы звука.

2

5

прослушивание
прослушивание
прослушивание

прослушивание
прослушивание

репетиция

январь

прослушивание

Занятия с инструменталистами. Ударные инструменты.
Посадка. Постановка рук.
Занятия с вокалистами. Упражнения на развитие дыхания.

прослушивание

отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
умений, навыков.

2

отработка
теоретических
знаний
репетиция

2

Занятия с инструменталистами. Освоение включения и
изменения программ ( звуков) в современных клавишных.

прослушивание

2

прослушивание

репетиция

2

Занятия с вокалистами. Пение отдельных звуков, устойчивых
ступеней. Гаммы, интервалы, трезвучия.
Ансамбль. Слаженная и уравновешенная по звучанию игра
(баланс).
Ансамбль. Разучивание нового материала.
Занятия с инструменталистами. Упражнения на разные виды
звукоизвлечения.

репетиция
совершенствование знаний,
навыков

февраль

Ансамбль. Разбор нового материала.

2

2

прослушивание

прослушивание
прослушивание
прослушивание

совершенствование знаний,
навыков
отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
умений, навыков.

2

Занятия с вокалистами. Упражнения на развитие дикции.

прослушивание

2

Ансамбль. Единство темпа, согласованное соблюдение
изменения силы звука (нюанс).
Занятия с вокалистами. Постановка дыхания,
звукообразования, артикуляции и дикции.

прослушивание

репетиция

2

прослушивание

отработка теоретических
знаний
отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
умений, навыков.
совершенствование знаний,
навыков

2

Ансамбль .Изучение пьес и песен в ансамблях различного
состава: вокальный, вокал-гитара, вокал-гитара-бас-гитара,
ударные.
Основы музыкальной грамоты: Лад. Тоника
Занятия с инструменталистами.
Построение аккордов, обращение.
Занятия с вокалистами. Средства музыкальной
выразительности.
Занятия с инструменталистами. Упражнения бас-аккорд.

прослушивание

2

2
2
2

6

прослушивание

тест

прослушивание
прослушивание

март

апрель

май

репетиция
совершенствование знаний,
умений, навыков.
совершенствование знаний,
умений, навыков.
репетиция

2
2

Ансамбль. Работа над произведениями.
прослушивание
Занятия с вокалистами.
прослушивание
Постановка дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.
Занятия с вокалистами. Основы исполнительского мастерства. прослушивание

2

Ансамбль Поочерѐдное вступление инструментов,
инструментальные заставки и их выразительное значение.

прослушивание

отработка теоретических
знаний
совершенствование знаний,
умений, навыков.

2

Основы музыкальной грамоты: Построение трезвучий.
.
Занятия с инструменталистами.
Приемы игры гармонии с басом.

тест

совершенствование знаний,
умений, навыков.

2

прослушивание

совершенствование знаний,
навыков
совершенствование знаний,
умений, навыков.
совершенствование знаний,
умений, навыков.
репетиция

2

Занятия с вокалистами.
Выработка единообразных приѐмов пения: одновременное
дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая
подготовка.
Занятия с инструменталистами. Приемы игры медиатором.

репетиция
репетиция

2
2

отработка теоретических
знаний

2

отработка
теоретических
знаний
совершенствование знаний,
навыков
репетиция

2

прослушивание

прослушивание

Ансамбль. Импровизация , создание собственного стиля
исполнения, аранжировка песен
Занятия с вокалистами. Отработка технического владения
микрофоном на сцене
Ансамбль 4х инструментов.

прослушивание

Ансамбль. Разучивание партий из репертуара.
Ансамбль. Соединение пения с исполнением своей партии на
инструменте в составе ВИА.
Основы музыкальной грамоты: Построение
септаккордов. дисциплины.

прослушивание
прослушивание

2

Ансамбль. Понимание общих и частных задач в коллективном
музыкальном исполнении.

опрос

2

Занятия с инструменталистами. Построение аккордов на
закрытых струнах.
Ансамбль. Разучивание партий из репертуара ВИА.

прослушивание

2
2

2

7

прослушивание

тест

прослушивание

совершенствование знаний,
умений, навыков.
совершенствование знаний,
умений, навыков.
репетиция

2

репетиция

2

2
2

репетиция
совершенствование знаний,
навыков
репетиция

Занятия с инструменталистами. Закрепление нового
материала.
Занятия с вокалистами. Закрепление нового материала.

прослушивание

Ансамбль. Ритмические аранжировки, импровизация,
самостоятельное детское творчество.
Ансамбль. Ансамблевое исполнение простых упражнений,
музыкальных отрывков.

прослушивание

прослушивание

прослушивание

Ансамбль. Исполнение нескольких произведений из репертуара. прослушивание
Занятия с вокалистами. Сценическое движение.

прослушивание

2

Итоговое занятие. Исполнение нескольких произведений из
репертуара ансамбля.

контрольный
урок

132

Итого:

2

8

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь базовое
профессиональное образование (педагогическое и (или) музыкальное) и
необходимую

квалификацию,

профессиональной

быть

деятельности,

способным

обладать

к

инновационной

необходимым

уровнем

методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному
образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.
Материально-техническое оснащение.
Для проведения занятий имеется оборудованный кабинет, актовый и
концертный зал. Имеется оборудование:
- электрогитары 3 шт.;
- синтезатор;
- ударная установка;
- баян;
- компьютер;
- акустическая система с мониторами;
- микшер 8-ми полосный;
- микрофоны 6 шт.;
- микрофонные стойки 2 шт.;
- удлинители 3 шт.;
- диски CD-RW.

Информационное обеспечение.
Учебно-методический комплект включает материал, позволяющий
использовать его в самостоятельной работе:
• набор дидактических карточек по нотной грамоте;
• таблицы аккордов, транспонирования тональностей, длительностей нот,
интервалов, квинтовый круг;
• схема клавиатуры;
• схема расположения нот на грифе гитары;
• тесты для самопроверки и др.
• компьютерная программа GuitarPro;
• компьютерная программа AdobeAudition, Cubase SX;
• аудиошкола игры на акустической гитаре С. Притворова;
• пособие и CD-диск «Рок-школа игры на электрогитаре» С. Горбунова;
• пособие и CD-диск «Игра на ударной установке»;
• аудиотека композиций «минус» и «плюс»;
• коллекция CD, DVD-записей выступлений музыкантов разных стилей и
жанров.

Список информационных ресурсов
Для педагога
1. Сенюрин Е. Новая школа игры на эстрадной гитаре (книга первая). СПетербург: Композитор, 2003г.100с.
2. Сенюрин Е. Новая школа игры на эстрадной гитаре (книга вторая). СПетербург: Композитор, 2003г.108с.
3. Бровко В. Л. Аккорды для шестиструнной гитары. С-Петербург: Лань,2001г.
75с.
4. Гитман Г. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. Москва: Престо,
2002г. 101с.
5. Павленко Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Ростов-наДону: Феникс, 2005г. 122с.
6. Андреев А. В. Гитара для детей. Минск: Современная школа, 2009г. 78с.

7. Сенюрин Е. Новая школа игры на эстрадной гитаре (книга первая). СПетербург: Композитор, 2003г.100с.
8. Сенюрин Е. Новая школа игры на эстрадной гитаре (книга вторая). СПетербург: Композитор, 2003г.108с.
9. Бровко В. Л. Аккорды для шестиструнной гитары. С-Петербург: Лань,2001г.
75с.
10. Гитман Г. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. Москва: Престо,
2002г. 101с.
11. Павленко Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Ростов-наДону: Феникс, 2005г. 122с.
2

12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания
вшколе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
13. КлитинС. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. - М.,2007.
14. Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в
любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. - М.: Музыка, 2000.
15. Журналы « Музыка в школе», «Дополнительное образование»,
«Искусство»
16. Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2000г.
17.Сборники: Многосерийные издания для ВИА.
18. Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г.
19. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 2008
20. ОвчароваР. «Технологии образования практического психолога» М.,2000г.
для детей и родителей
1. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 2003г.
2. «Аккорды и аккомпанемент», М. 2009г.
3. Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 2003 г
4. А.Барабошкина. Сольфеджио. 1-6 класс, М.: «Музыка»
5. Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и
вокально-инструментальных ансамблей» М., 1993 г.
6. Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» (методическое
пособие), М. 1979г
7. ГрасеевЭ. Эстрадный оркестр: Учебное пособие. - М., 2005.
8. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 2012 г.
9. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М ,2014 г.
10.Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П., 2009
11.Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 2007 г
12.Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М 2012г.
13.Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных
ансамблей.(учебное пособие), М., 2008г.
14. Сборники российских рок- групп«Кино», «Любэ», «Машина
времени»,«Ария»,«Алиса»и др..
15. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г
16.Андреев А. В. Гитара для детей. Минск: Современная школа, 2009г. 78с.

3

Приложение
Примерный репертуарный список 1 года обучения
1. «В траве сидел кузнечик» Н. Носов В.Шаинский
2. «Маленькой елочке» З. Александрова М. Красев
3. «Голубой вагон» Э. Успенский В, Шаинский
4. «Все расстояния» М. Бесчальник

Примерный репертуарный список 2 года обучения
1.
2.
3.
4.
5.

« Перевал». Музыка Юрий Визбор
«Кукушка». Группа «Кино»
«Звезда по имени солнце». Группа «Кино»
«Алые паруса»
«Катюша» Музыка М.Блантера

Приложение 1
Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в
объединении по программе «Живой звук»
Ф.И.О

Музыка
льная
грамота

Вокал
Игра на
музыкальном
инструменте

4

Выступление Оценка
на сцене


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».