Юные мастера

1

Пояснительная записка
Художественное объединение «Изостудия» включает в себя несколько
этапов освоения изобразительного искусства:
1. «Акварельки» (5-7 лет)
2. «Знакомимся с изобразительным искусством» (7-8 лет)
3. «Юные мастера» (9-11 лет)
4. «По ступеням творчества» (12-18 лет)
Направленность программы - художественная, уровень – базовый.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной
жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не
возможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными
для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования.
Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество
открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют
источники

добрых

чувств.

Помогая

ребенку

чувствовать

красоту

окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонично развитого. Важным здесь является необходимость
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь
именно оно раскрывает ребенку мир реально

существующей гармонии,

развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие
способности

и

фантазии.

Без

овладения

необходимыми

основами

изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического
воспитания и художественного образования.
Актуальность программы заключается в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на

2

эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
• Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
•

Концепцией

развития

дополнительного

образования

в

РФ

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196
«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля
2019 г. № 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей в Архангельской области в
2020 - 2022 годах»;
•

Методическими

рекомендациями

дополнительных общеразвивающих программ,

по

проектированию

направленных письмом

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
•

Примерными

требованиями

к

программам

дополнительного

образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
• Уставом учреждения.

3

Программа «Юные мастера» реализуется на базе ФДОД «Дом
детского творчества» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы», может быть реализована
на базе общеобразовательной школы.
Цель программы -

развитие творческих способностей детей

школьного возраста через обучение основам изобразительным искусством.
Задачи программы
Обучающие:
- познакомить с

произведениями выдающихся мастеров русского

изобразительного искусства прошлого и настоящего.
- обучить особенностям художественных средств различных видов и
жанров изобразительного искусства.
- обучить закономерностям конструктивного строения изображаемых
предметов,

основные

закономерности

наблюдательной,

линейной

и

воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- обучить различным приёмам работы карандашом, акварелью, гуашью.
- обучить знанию деления изобразительного искусства на жанры,
понимать специфику их изобразительного языка.
Развивающие:
- развить воображение, желание подходить к любой своей деятельности
творчески;
- развить коммуникативные способности;
- развить творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитать эстетические чувства, интерес к изобразительному
искусству;
- воспитать умение заниматься полезной деятельностью, включаться в
такую

деятельность и самостоятельно организовывать ее.
Отличительные особенности данной образовательной программы в

том, что она является базовым этапом в обучении изобразительному
искусству. Обучающиеся уже имеют начальные знания, основные умения и
4

навыки. Программа направлена на их расширение, совершенствование
техники.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, используются
фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми, а также
наглядные, словесные и игровые методы обучения.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические

принципы

программы:

доступность

и

наглядность,

последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы»
и является базовым этапом освоения изобразительного искусства.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы
практическая и творческая часть программы преобладала над теоретической.
Это способствует более успешному освоению программы и закреплению
пройденного материала.
На решение задач программы ориентированы педагогические
условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации
художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая
пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы
средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать
у ребят

самостоятельность,

инициативность,

творческую

активность,

способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия,
организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение
педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность
включиться в художественно – творческую деятельность.
5

Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным
видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра –
путешествие.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой
деятельности воспитанников: изовикторина, выставки, просмотры.
В

начале

теоретический

изучения

материал,

нового
который

материала

педагог

сопровождается

рассказывает

иллюстрациями

и

презентациями.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения

с различными

художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки).

Педагог

демонстрирует,

как

нужно

работать

с

разными

инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на
мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности
работы над определённым заданием.
Дети

после

объяснения

приступают

к

работе.

Практическая

деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и
вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В
этих целях программа обеспечена набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
6

Методы обучения
Репродуктивный – Применяется в практической работе. Практическая
работа может быть, как индивидуальной (каждый ребенок должен сделать
свою работу), так и коллективной (в процессе подготовки и выполнения
коллективной

композиции

дети

работают

все

вместе,

не

разделяя

обязанности) или групповой (каждая группа выполняет определенное
задание).
Объяснительно – иллюстративный – Предполагает объяснение
теоретического

материала

с

применением

различного

наглядного

дидактического материала.
Поисковый
обучающимися

(творческий)

–

Применяется

при

выполнении

творческих заданий. Данный метод целесообразен при

высоком уровне освоении программы, когда обучающийся применяет в своей
творческой деятельности не только усвоенные знания, но и свои
оригинальные идеи и задумки.
Адресат программы
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в
возрасте 9-11 лет.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью

12

человек.

Количественный

состав

групп

является

постоянным. Группы формируются по возрастам и уровню подготовки детей,
возможен разнополый и разновозрастной состав групп. Дети принимаются на
обучение после освоения программ «Акварельки» и «Знакомимся с
изобразительным искусством», возможно обучение с нуля.
В этом возрасте в изобразительном творчестве у детей появляется
тенденция перехода от замысла, внешне не зафиксированного (на этапах,
предваряющих окончательный результат) и очень часто меняющегося в
процессе своего воплощения, к более устойчивому замыслу, воплощенному в
эскизе. В живописных композициях появляются стремление к большей
7

органичности и композиционной уравновешенности всех частей. Динамика
живописных пятен и фактур уже больше организует движение внутри самой
картинкой

плоскости

изображения,

стремясь

передать

глубину,

перспективные пространственные изменения. Замысел, воплощенный в
рисунке, привлекает уже не только сюжетом, но и формой своего выражения.
В работах уже меньше рассказа, сюжетности, воплощенных в динамику
образов, больше статики, созерцательности, любования декоративными,
красочными фактурами. Детям до 11 лет недостает необходимой зрелости
для восприятия формы, поэтому на начальной ступени обучения возможно
рисование только по памяти, по представлению.
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов в год – 72
часа.

Содержание программы разделено на темы, которые изучаются

последовательно:
Художественно-выразительные средства рисунка
Художественно-выразительные средства живописи
Композиция в изобразительном искусстве.
Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Жанры в изобразительном искусстве
Оформительские, творческие и выставочные работы.
Экскурсия
Формы и режим занятий
Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе
реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический,

так и

практический материал.
Структура

занятий

выстроена

с

учетом

здоровьесберегающих

технологий. Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности на
8

рабочем месте и поведению в здании и на территории учреждения. Занятия
проводятся

при

постоянной

смене

деятельности,

проводятся

физкультминутки.
На занятиях применяются следующие формы работы:
Практико – теоретические (Беседы, лекции, экскурсии).
Теоретический материал выдается вначале каждого двухчасового
занятия, продолжительностью не более 15 мин в виде беседы или лекции с
демонстрацией наглядного дидактического материала.
Практическая (Практическое задание).
Выполнение практического задания, используя приобретенные знания
на практике.
Проектная (Творческое задание)
Предусматривает

работу

по

персональным

проектам.

Участие

обучающихся в конкурсах, конференциях, фестивалях.
Индивидуальная/Коллективная (Выставки)
В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется
индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения
итогов по каждому разделу программы и по окончании освоения программы
проводятся персональные/коллективные выставки работ обучающихся.
Режим занятий. Занятия по программе «Юные мастера» проводятся 1
раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45
минут (1 академический час) с перерывом между занятиями 10 минут.
Планируемые результаты реализации программы
Ученик будет знать:
-

Отдельные произведения выдающихся мастеров русского

изобразительного искусства прошлого и настоящего.
-

Особенности художественных средств различных видов и жанров

изобразительного искусства.

9

- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные

закономерности

наблюдательной,

линейной

и

воздушной

перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
- Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать
специфику их изобразительного языка.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка,
живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное
сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение
к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное

положение

предметов

средствами

перспективы

и

светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние
воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
-

искать

наилучшее

композиционное

решение

в

эскизах,

самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
-

владеть

гуашевыми,

акварельными

красками,

графическим

материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и
рисункам детей;

10

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
-

понимать

значимость

и

возможности

коллектива

и

свою

ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления
окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища
Форма контроля
Для

оценки

результативности

учебных

занятий

применяется

входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном
занятии с целью выявления уровня начальных знаний. На основании
полученной информации выявляется готовность к усвоению материала по
программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков
проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой
основную форму контроля. Используются такие методы контроля, как
наблюдение, опрос, тестирование, творческое задание. На протяжении
процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность
самостоятельно выполнять практическое задание. Работы воспитанников
оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической
и эстетической стороне выполнения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде
тестирования и практической работы.

11

Цель итогового контроля – выявление результатов обучения,
определение качества приобретенных знаний и умение применять их на
практике.
На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за
результатами

освоения

общеобразовательной

обучающимися

общеразвивающей

программы

дополнительной
«Юные

мастера»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Оценочный материал
Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных
материалов:
Показатели
Правильное
понимание
поставленных
задач
при
выполнении
учебных
и
творческих работ.










Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение
образной точности;
импровизация и использование
собственных впечатлений при
выполнении
работы;
оригинальность замысла.
Композиция
знание,
понимание
и
применение
на
практике
основных законов композиции;
органичность и целостность
композиционного решения.

8-10 балла
4-7 балла
учащийся полностью учащийся полностью
справляется
с овладел программным
поставленной целью материалом, но при
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся
учащийся полностью
полностью
овладел программным
справляется
с материалом, но при
поставленной целью изложении
его
урока
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся
учащийся полностью
полностью
овладел программным
справляется
с материалом, но при
поставленной целью изложении
его
урока
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся полностью учащийся полностью
справляется
с овладел программным
поставленной целью материалом, но при
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера

Цветовое решение
знание ключевых понятий
цветоведения
из
области
физических основ цвета и
основ
его
зрительного
восприятия;
умение
использовать типы колорита
для
создания
цветовой
гармонии.
Техника исполнения
учащийся полностью

учащийся полностью

1-3 балла
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

в

допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

в

допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

в

учащийся
допускает
грубые ошибки
в ответе; не
справляется
с
поставленной
целью урока.
не справляется
12





умение использовать основные справляется
с овладел программным с поставленной
изобразительные
средства поставленной целью материалом, но при целью урока.
выражения замысла: точка, урока
изложении
его
штрих, линия, пятно, цвет, тон,
допускает неточности
фактура;
второстепенного
владение
различными
характера
техниками и приемами в
области
изобразительного
искусства;

Учебный план программы
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводная часть, входной контроль

2

2

Художественно-выразительные средства рисунка

12

3

Художественно-выразительные средства живописи

12

4

Композиция в изобразительном искусстве.

12

5

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

12

6

Жанры в изобразительном искусстве

12

7
8

Оформительские, творческие и выставочные работы.
Экскурсия

6
2

9

Итоговое занятие. Итоговый контроль

2

Итого:

72
Учебно – тематический план

№

Тема

1

Вводная часть, входной
контроль
Художественновыразительные средства
рисунка
Художественновыразительные средства
живописи
Композиция в
изобразительном искусстве.

2

3

4

5

Композиция в декоративно-

Кол-во часов
Форма контроля
Всего Теория Практика
2
2
Входной контроль
12

2

10

12

2

10

12

2

10

12

2

10

Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
13

прикладном искусстве.
6

Жанры в изобразительном
искусстве

12

2

10

7

Оформительские,
творческие и выставочные
работы.
Экскурсия

6

2

4

2

2

художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы
Экскурсия

Итоговое занятие.
Итоговый контроль
Итого:

2

2

Итоговый контроль

8
9

72

14

58

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. (теория – 2 часа)
Ознакомление с программой объединения и планом работы на учебный
год, расписанием, ознакомление с правилами поведения на занятиях.
Инструктажи. Входной контроль
Тема 2. Художественно-выразительные средства рисунка (теория –
2 часа, практика – 10 часов)
Теория (2 часа): Всё о художественно-выразительных средствах
рисунка: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы,
инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной
грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Практика (10 часов): Наброски с натуры модели домика; Наброски
домашних животных; «Осенний вернисаж», «Рисование с натуры букет
цветов», «Иллюстрация сказок народов России», «Воздушная перспектива»
Тема 3. Художественно-выразительные средства живописи (теория
– 2 часа, практика – 10 часов)
Теория (2 часа): Элементарные основы живописи. Основы воздушной
перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
14

Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения
составлять композиции.
Практика (10 часов): «Пусть всегда будет солнце», «Цвет в
произведениях живописи», «Родные просторы в произведениях русских
художников и поэтов», «Каждый художник урожай своей земли хвалит»,
«Виды матрёшек», «Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и
лисица»
Тема 4. Композиция в изобразительном искусстве. (теория – 2 часа,
практика – 10 часов)
Теория (2 часа): Базовые принципы композиции. Правила передачи
движения, покоя. Выделение сюжетно - композиционного центра. Передача
симметрии и асимметрии.
Практика (10 часов): «Берёза», «Труд людей зимой и весной», «Узор
из геометрических фигур», «Мир полон украшений», «Поднос с фруктами»,
«Натюрморт из разнородных предметов: ягод, овощей и фруктов», «Полёт на
другую планету»
Тема 5. Композиция в декоративно-прикладном искусстве. (теория
– 2 часа, практика – 10 часов)
Теория

(2

часа):

Отличительные

особенности

композиции

в

декоративно прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов России.
Практика (10 часов): «Городецкая роспись», «Летняя сказка зимой»,
«Синее чудо», «Узор в полосе из растительного орнамента», «О чем может
рассказать русский

расписной поднос», «Филимоновские глиняные

игрушки», «Лепка дымковской игрушки»
Тема 6. Жанры в изобразительном искусстве. (теория – 2 часа,
практика – 10 часов)
15

Теория (2 часа): Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение
своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказе
Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников. И. И.
Левитан, А. К. Саврасов, В. И. Суриков.Изучение законов воздушной и
линейной перспективы. Особенности освещения пейзажа.
Практика (10 часов): «Живописные просторы Родины», «Мы рисуем
зимние деревья», «Праздничный салют», «Бабочка». «Красота, которая нас
окружает»,

«Рисование

с

натуры натюрморта:

кувшин и фрукты»,

«Натюрморт из фруктов и овощей», «Рисование на тему «Отблески заката»,
«Иллюстрация к сказке «Сивка-Бурка», «Художники анималисты. Василий
Ватагин, Михаил Кукунов»
Тема 7. Оформительские, творческие и выставочные работы.
(теория – 2 часа, практика– 4 часа)
Теория (4 часа): Книга как форма полиграфической продукции.
Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста.
Художники - иллюстраторы.
Практика (4 часа): «Виды шрифтов», «Художники – иллюстраторы»,
«Украшение и фантазия», Космические дали», «Поздравительная открытка»,
«Афиша цирка», «Театральная маска»
Тема 8. Экскурсии. (2 часа)
Для успешного освоения программы организуются экскурсии по
выставкам декоративно – прикладного творчества: Экскурсия в выставочный
зал ККДЦ на выставку художественного и декоративно – прикладного
творчества «Мы вместе».
Тема 9. Итоговое занятие. Итоговый контроль. (практика 2 часа)
Подведение итогов за год, проведение итогового контроля

16

Календарный учебный график
I полугодие – 18 учебных недель (36 учебных часа)
II полугодие – 18 учебных недель (36 учебных часа)
Месяц

Число

Время Форма занятия

Кол-во
часов
2

Сентябрь

15.0017.00

Беседа,
инструктаж

Сентябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Тема
Вводный инструктаж по ОТ. Введение в
образовательную программу.
Ознакомление с работой кружка «Знакомимся с
изобразительным искусством», содержание и
порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение
вводного инструктажа по О.Т.
Входной контроль
Художественно-выразительные средства
рисунка Всё о художественно-выразительных
средствах рисунка: правила, законы, приёмы,
графические техники, материалы, инструменты,
необходимые для работы. Ведущие элементы
изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в
рисунке.
Наброски с натуры модели домика.
Основные конструктивные особенности
строения дома. Закономерности линейной
перспективы: линия горизонта, точка схода.
Фронтальная и угловая перспектива.
Наброски домашних животных.
Анималистический жанр в живописи.
Творчество художников анималистов: Е. И.
Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др.
Сравнительный анализ анатомии животных.

Место
проведения
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Формы
контроля
Входной
контроль
(опрос)

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Отработка
практических
навыков

17

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Осенний вернисаж. Изображение природы
осенью. Работа над выразительными средствами
в рисунке. Передача настроения в творческой
работе с помощью цвета, композиции, объема.
Рисование с натуры букет цветов.
Изображение с натуры. Работа над
выразительными средствами в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объема.
Иллюстрация сказок народов России.
Обучение умению простейшими средствами
передавать основные события сказки. Работа над
выразительными средствами в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объёма.
Художественно-выразительные средства
живописи Элементарные основы живописи.
Основы воздушной перспективы.
Совершенствование навыков рисования в цвете.
Развитие фантазии, творческого воображения;
формирование умения составлять композиции.
«Пусть всегда будет солнце» Элементарные
основы живописи. Основы воздушной
перспективы. Совершенствование навыков
рисования в цвете. Развитие фантазии,
творческого воображения; формирование
умения составлять композиции.
Цвет в произведениях живописи. Родные
просторы в произведениях русских
художников и поэтов. Красота окружающего
мира. Взаимосвязь литературы и
изобразительного искусства. Произведения
живописи русских художников.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

18

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Экскурсия

2

Декабрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

«Каждый художник урожай своей земли
хвалит». Натюрморт. Свет и форма.
Изображение с натуры. Работа над
выразительными средствами в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объёма.
Виды матрёшек. Представление о роли
изобразительных искусств в организации
материального окружения человека в его
повседневной жизни. Ознакомление с
произведениями народных художественных
промыслов России. Передача настроения в
творческой работе с помощью цвета,
композиции, объема.
Иллюстрирование басни И. А. Крылова
«Ворона и лисица» Работа над развитием
творческого воображения, умение передать
конструкторское строение цвета изображаемых
объектов, совершенствованием навыков
передачи сюжета литературного произведения в
рисунке.
Экскурсия на ежегодную выставку
художественного искусства и декоративно –
прикладного творчества «Мы вместе»

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Выставочный
зал КДЦ,
Космонавтов
3а
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

Композиция в изобразительном искусстве.
Базовые принципы композиции. Правила
передачи движения, покоя. Выделение сюжетно
- композиционного центра. Передача симметрии
и асимметрии.
ФДОД «ДДТ»,
«Берёза» С. Есенин (иллюстрирование
21а кабинет
произведений литературы)
Базовые принципы композиции. Правила

Практическое
задание.
19

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

2

Февраль

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.
Практическая
работа

2

передачи движения, покоя. Выделение сюжетно
- композиционного центра. Передача симметрии
и асимметрии.
«Труд людей зимой и весной»
Базовые принципы композиции. Правила
передачи движения, покоя. Выделение сюжетно
- композиционного центра. Передача симметрии
и асимметрии. Выбор и применение
выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке.
Узор из геометрических фигур.
Знание основных законов композиции, выбор
главного композиционного центра.
Рисование с натуры натюрморта: поднос с
фруктами. Передача настроения в творческой
работе. Работа над развитием чувства
композиции.
«Мир полон украшений»
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет,
пропорции, композиция. Представление о роли
изобразительных искусств в организации
материального окружения человека, его
повседневной жизни.
Композиция в декоративно-прикладном
искусстве. особенности композиции в
декоративно прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов России.
Городецкая роспись «Летняя сказка зимой»
Отличительные особенности композиции в
декоративно прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов России.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
занятие

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

20

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
творческая работа

2

Март

15.0017.00

Практическая
работа

2

Март

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.

2

Март

15.00-

Практическая

2

Гжель. Составление эскиза узора из
декоративных цветов, листьев для
украшения тарелочки «Синее чудо»
Ознакомление с произведениями современных
художников в России. Рисование узоров и
декоративных элементов по образцам.
Узор в полосе из растительного орнамента
Художественные промыслы: Гжель, Жостово,
Городец и др. Элементы орнамента и его виды.
Контрастные цвета. Использование различных
художественных техник и материалов.
Жостовская роспись «О чем может
рассказать русский расписной поднос»
(декоративная работа) Создание моделей
предметов бытового окружения человека. Выбор
и применение выразительных средств для
реализации собственного замысла в рисунке.
Филимоновские глиняные игрушки (лепка
игрушки несложной формы по народным
мотивам) Передача настроения в творческой
работе с помощью цвета, композиции, объёма,
материала. Освоение основ декоративноприкладного искусства.
Жанры в изобразительном искусстве.
Виды и жанры изобразительных искусств.
Выражение своего отношения к произведению
изобразительного искусства в рассказе
Знакомство с отдельными выдающимися
произведениями художников. И. И. Левитан, А.
К. Саврасов, В. И. Суриков. Изучение законов
воздушной и линейной перспективы.
Особенности освещения пейзажа.
«Живописные просторы Родины» Пейзаж.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Творческое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,

Практическое
21

17.00

работа

Март

15.0017.00

2

Апрель

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.
Практическая
работа

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

2

Неброская и "неожиданная" красота в природе.
Рассматривание различных поверхностей: кора
дерева, пена волны, капли на ветках и т.д.
Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт
зрительных поэтических впечатлений.
Особенности освещения пейзажа.
«Мы рисуем зимние деревья» Развитие
композиционного мышления и воображения,
умение создавать творческие работы на основе
собственного замысла, использование
художественных материалов. Передача
собственного и видимого цвета в пейзаже.
«Праздничный салют» Передача настроения в
творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, пятна,
объёма.
«Бабочка». Выбор и применение
выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке.
Последовательность выполнения работы.
Рассказы о различных видах бабочек,
характеристика их особенностей – формы,
окраски. Легенды о цветах. Особенности
изображения цветов в рисунке.
«Прекрасное в жизни и в произведениях
изобразительного искусства. Натюрморты
художника Ильи Машкова»
Виды и жанры изобразительных искусств.
Выражение своего отношения к произведению
изобразительного искусства в рассказе
Знакомство с отдельными выдающимися
произведениями художников. И. И. Левитан, А.
К. Саврасов, В. И. Суриков.Изучение законов
воздушной и линейной перспективы.
Особенности освещения пейзажа.

21а кабинет

задание

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

22

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Заключительное
занятие
итого

2

Оформительские, творческие и выставочные
работы. Книга как форма полиграфической
продукции. Элементы оформления книги
Стилевое единство изображения и текста.
Художники - иллюстраторы.
Виды шрифтов.
Виды письма.
Классификация шрифтов. Применение шрифтов.
История русского шрифта.
Художники – иллюстраторы. Книга как форма
полиграфической продукции. Элементы
оформления книги Стилевое единство
изображения и текста. Художники иллюстраторы.
Подведение итогов за год. Итоговый контроль

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Итоговый
контроль

72

23

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области художественного творчества.
Руководителем объединения «Изостудия» является Крюкова Евгения
Владимировна, педагог имеет высшее педагогическое образование, первую
квалификационную

категорию

и

повышает

свою

квалификацию

в

соответствии с требованиями.
Материально-техническое обеспечение
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели.
-

обеспеченность

учащихся

необходимыми

материалами

и

инструментами: краски акварельные, гуашевые, масляные; карандаши,
пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага
разных форматов; лаки и растворители; основы под росписи; рамки для
оформления работ.
-

наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты,

ткань для драпировки, муляжи и т.д.
Информационно-методическое обеспечение
1 таблицы, рисунки с изображением животных: зверей и птиц;
2 схемы и рисунки орнаментов;
24

3 иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных
сказок;
4 слайды известных архитектурных построек;
5 произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
6

мультимедийные

И.Билибина,

слайды

К.Моне,

В.Борисова-Мусатова,

В.Ван

произведений
Гога,

С.Герасимова,

В.Васнецова,

И.Айвазовского,
К.Юона,

М.Врубеля,

М.Чюрлёниса,

А.Саврасова,

И.Репина,

В.Серова;
7 художественные произведения русской и мировой культуры;
8

фотографии

произведений

известных

народных

художественных

промыслов; фотографии и слайды деревянных ансамблей этнографических
музеев; деревянной архитектуры Севера, ансамбля Кижи;
9 видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода»,
«Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
10 слайды и репродукции иконописи и произведений известных
западноевропейских мастеров.
11 Муляжи
12 Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы,
гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов,
звезд, набор камней).
14 Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом,
ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
15 наглядно-теоретическая

база

в

виде

пособий,

репродукций

и

живописных работ, иллюстраций;
16 альбомы по разным видам росписей; по временам года.
17 - дидактический и раздаточный материал.
18 Ведется

группа

«Изостудия»

на

сайте

Вконтакте

https://vk.com/club129802824

25

список информационных ресурсов
Список литературы для детей
1. Кубышева Е.: Зоки и Бада. Большая книга для рисования
2. Емельянова Т.: Большая книга рисования. Для детей и взрослых
Список литературы для родителей
3. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. — М., 1999.
4. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное
развитие ребенка в семье / М., 1987.
5. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное
развитие ребенка в семье / М., 1987.
6. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php
7. Искусство.ру http://www.iskusstvu.ru/
8. Галерея «ARS LONGA» http://www.arslonga.ru
9. Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/
Для педагога
10. Алексеева В. В. Что такое искусство? / М., 1991.
11. Башилов Я. А. Ребенок-художник / М., 1999.
12. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / М., 1991.
13. Библер В. С. Мышление как творчество / М., 1975.
14. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / М., 2006.
15. Волков Н. Н. Композиция в живописи / М., 1977.
16. Выготский Л. С. Психология искусства / М., 1987.
17. Гросул

Н.

В.

Художественный

замысел

и

эскиз

в

детском

изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.
18. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир. «Просвещение» Москва,
2000.
19. Каменева Е. Какого цвета радуга. Детская литература. Москва 2004.
20. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / М.,
2014.
21. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма
26

усвоения социального опыта / М., 1981.
22. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М., 1981, 1985.
23. Сокольникова И.М. Основы композиции. «Титул», Обнинск, 2000.
24. Сокольникова Н.С. Изобразительное искусство в начальной школе.
Издательство «Астрель», 2012.
25. Документы и презентации для учителя ИЗО http://www.rusedu.ru/izomhk/list_41.html
26. Портал

"Сеть

творческих

учителей"

http://www.it-

n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=co

27

Жанры в ИИ

Композиция в ДПИ

Композиция в
изобр. искусстве

Худ.-выраз.
средства живописи

№

Фамилия,
имя
ребенка

Худ.-выраз.
средства рисунка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта наблюдения за результатами освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юные мастера»
Итоговый вид диагностики

Возраст
(лет)

Результат
(уровень
освоения)

1.
2.
3.

Критерии оценки результатов
8-10 балла (высокий уровень)- учащийся полностью справляется с
поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике; верно решает композицию
рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
4-7 балла (средний уровень) - учащийся полностью овладел программным
материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее характерное.
1-3 балла (низкий уровень) - учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».