Знакомство с ИЗО

1

Пояснительная записка
Художественное объединение «Изостудия» включает в себя несколько
этапов освоения изобразительного искусства:
1. «Акварельки» (5-7 лет)
2. «Знакомимся с изобразительным искусством» (7-8 лет)
3. «Юные мастера» (9-11 лет)
4. «По ступеням творчества» (12-18 лет)
Направленность программы - художественная, уровень – стартовый.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное. Это
очень важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на
неокрепшую детскую психику.
Изучение лучших произведений искусства, художественное творчество
пробуждает у детей интерес к искусству, любовь, уважение и толерантность
к различным народам и культурам.
Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и
изучения окружающей реальности. Художественная деятельность детей на
занятиях находит различные формы выражения: изображения на плоскости
(с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективной и индивидуальной
работы

на

занятиях;

изучение

художественного

наследия,

подбор

иллюстративного материала.
В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и
гармоническому

развитию

личности

ребенка,

раскрытию

творческих

способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического
воспитания.
Актуальность программы заключается в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на
2

эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
• Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
• Концепцией развития дополнительного образования в РФ
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196
«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля
2019 г. № 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей в Архангельской области в
2020 - 2022 годах»;
•

Методическими

рекомендациями

дополнительных общеразвивающих программ,

по

проектированию

направленных письмом

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
• Примерными требованиями к программам дополнительного
образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
• Уставом учреждения.

3

Программа

«Знакомимся

с

изобразительным

искусством»

реализуется на базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ №1 г.
Коряжмы», может быть реализована на базе общеобразовательных школ.
Цель программы -

развитие творческих способностей детей

младшего школьного возраста через обучение основам изобразительным
искусством.
Задачи программы
Обучающие:
- обучить отличительным особенностям основных видов и жанров
изобразительного искусства;
- обучить ведущим элементам изобразительной грамоты – линия,
штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и
теплые цвета;
- обучить основам цветоведения,
- научить манипулировать различными мазками,
- усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
- обучить основам декоративно-прикладного искусства, познакомить с
различными видами декоративно-прикладного искусства
Развивающие:
- развить воображение, желание подходить к любой своей деятельности
творчески;
- развить коммуникативные способности;
- развить творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитать эстетические чувства, интерес к изобразительному
искусству;
- воспитать умение заниматься полезной деятельностью, включаться в
такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
Отличительные особенности данной образовательной программы в
том, что она является стартовым этапом в обучении изобразительному
4

искусству. Обучающиеся приобретают базовые знания, основные умения и
навыки. Программа направлена на знакомство детей младшего школьного
возраста с основами изобразительного искусства. Они изучают новые
термины, учатся рисовать по законам живописи, знакомятся с великим
многообразием художественного творчества.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, используются
фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми, а также
наглядные, словесные и игровые методы обучения.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические

принципы

программы:

доступность

и

наглядность,

последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы»
и является начальным этапом освоения изобразительного искусства.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы
практическая и творческая часть программы преобладала над теоретической.
Это способствует более успешному освоению программы и закреплению
пройденного материала.
Процесс обучения имеет несколько этапов. С первых занятий
обучающие знакомятся с правилами поведения в объединении и на
территории учреждения, правилами безопасного поведения и правилами
грамотной организации своего рабочего места, приучаются к аккуратности,
трудолюбию, чистоте и порядку на рабочем месте.
При изучении каждой новой темы сначала идет теоретическая часть,
затем

практическая

на

отработку

навыков,

закрепление

результата.
5

Изложение теоретического материала проходит в виде беседы или лекции с
использованием разнообразного дидактического материала – различных
дидактических
видеосюжетов

игр,
и

мультимедийных

наглядных

пособий,

презентаций,
альбомов

с

демонстрации
фотографиями.

Практическая часть проходит в форме выполнения практического либо
творческого задания.
Образовательный процесс предусматривает освоение программы по
«восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным
приемам и базовым формам на более высоком и сложном уровне. Все
задания по сложности соответствуют детям определенного возраста. Это
гарантирует

успех каждого

ребенка

и,

как

следствие

воспитывает

уверенность в себе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения
программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью
педагога каждому ребенку. На протяжении всего учебного года педагог
индивидуально сопровождает каждого обучающегося, помогая ему в
освоении программы.
Учебный год для обучающихся объединения заканчивается выставкой
лучших работ или оформлением персональных альбомов с подборкой
лучших работ и индивидуальных портфолио обучающегося.
Методы обучения
Репродуктивный – Применяется в практической работе. Практическая
работа может быть, как индивидуальной (каждый ребенок должен сделать
свою поделку), так и коллективной (в процессе подготовки и выполнения
коллективной

композиции

дети

работают

все

вместе,

не

разделяя

обязанности) или групповой (каждая группа выполняет определенное
задание).
Объяснительно – иллюстративный – Предполагает объяснение
теоретического

материала

с

применением

различного

наглядного

дидактического материала.
6

Поисковый
обучающимися

(творческий)

–

Применяется

при

выполнении

творческих заданий. Данный метод целесообразен при

высоком уровне освоении программы, когда обучающийся применяет в своей
творческой деятельности не только усвоенные знания, но и свои
оригинальные идеи и задумки.
Адресат программы
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в
возрасте 7-8 лет.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью

12

человек.

Количественный

состав

групп

является

постоянным. Группы формируются по возрастам и уровню подготовки детей,
возможен разнополый и разновозрастной состав групп.
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться,
обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить
необычные, сделанные своими руками подарки. Стремление выглядеть и
поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных
изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого
ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое
поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям
возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В
возрасте 7-8 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что
позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать
свои уникальные работы.
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов в год – 72
часа. Содержание программы разделено на темы, которые изучаются
последовательно:
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
7

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
Основы пластилинографии.
Орнамент. Стилизация.
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
Тематическое рисование.
Оформительские, творческие и выставочные работы.
Экскурсия
Формы и режим занятий
Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе
реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и
практический сатериал.
Структура

занятий

выстроена

с

учетом

здоровьесберегающих

технологий. Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности на
рабочем месте и поведению в здании и на территории учреждения. Занятия
проводятся

при

постоянной

смене

деятельности,

проводятся

физкультминутки.
На занятиях применяются следующие формы работы:
Практико – теоретические (Беседы, лекции, экскурсии).
Теоретический материал выдается вначале каждого двухчасового
занятия, продолжительностью не более 15 мин в виде беседы или лекции с
демонстрацией наглядного дидактического материала.
Практическая (Практическое задание).
Выполнение практического задания, используя приобретенные знания
на практике – выполнение базовых форм оригами и складывание фигурок
оригами используя инструкционные карты и схемы.
Проектная (Творческое задание)
Предусматривает

работу

по

персональным

проектам.

Участие

обучающихся в конкурсах, конференциях, фестивалях.
Индивидуальная/Коллективная (Выставки)
8

В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется
индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения
итогов по каждому разделу программы и по окончании освоения программы
проводятся персональные/коллективные выставки работ обучающихся.
Режим

занятий.

Занятия

по

программе

«Знакомимся

с

изобразительным искусством» проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут (1 академический
час) с перерывом между занятиями 10 минут.
Планируемые результаты реализации программы
Ученик будет знать:
-

отличительные

особенности

основных

видов

и

жанров

изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в
рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- основы цветоведения,
- азы рисунка, живописи и композиции.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень,
полутон,

падающая

тень,

блик,

рефлекс),

воздушная

перспектива,

освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план,
сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
-

передавать

геометрическую

основу

формы

предметов,

их

соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные
темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
9

владеть

-

гуашевыми,

акварельными

красками,

графическим

материалом, использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Форма контроля
Для

оценки

результативности

учебных

занятий

применяется

входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном
занятии с целью выявления уровня начальных знаний. На основании
полученной информации выявляется готовность к усвоению материала по
программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков
проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой
основную форму контроля. Используются такие методы контроля, как
наблюдение, опрос, тестирование, творческое задание. На протяжении
процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность
самостоятельно выполнять практическое задание. Работы воспитанников
оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической
и эстетической стороне выполнения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде
тестирования и практической работы.
Цель итогового контроля – выявление результатов обучения,
определение качества приобретенных знаний и умение применять их на
практике.
На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за
результатами

освоения

обучающимися

дополнительной

10

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Знакомимся

с

изобразительным искусством» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Оценочный материал
Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных
материалов:
Показатели
Правильное
понимание
поставленных
задач
при
выполнении
учебных
и
творческих работ.

8-10 балла
учащийся полностью
справляется
с
поставленной целью
урока

4-7
балла
учащийся полностью
овладел программным
материалом, но при
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера
Раскрытие темы:
учащийся
учащийся полностью

осмысление
темы
и полностью
овладел программным
достижение образной точности;
справляется
с материалом, но при

импровизация
и поставленной целью изложении
его
использование
собственных урока
допускает неточности
впечатлений при выполнении
второстепенного
работы;
характера

оригинальность замысла.
Композиция
учащийся полностью учащийся полностью

знание, понимание и справляется
с овладел программным
применение
на
практике поставленной целью материалом, но при
основных законов композиции;
урока
изложении
его

органичность
и
допускает неточности
целостность композиционного
второстепенного
решения.
характера
Цветовое решение
учащийся полностью учащийся полностью

знание ключевых понятий справляется
с овладел программным
цветоведения
из
области поставленной целью материалом, но при
физических основ цвета и основ урока
изложении
его
его зрительного восприятия;
допускает неточности

умение
использовать
второстепенного
типы колорита для создания
характера
цветовой гармонии.
Техника исполнения
учащийся полностью учащийся полностью

умение
использовать справляется
с овладел программным
основные
изобразительные поставленной целью материалом, но при
средства выражения замысла: урока
изложении
его
точка, штрих, линия, пятно, цвет,
допускает неточности
тон, фактура;
второстепенного

владение
различными
характера
техниками и приемами в области
изобразительного искусства;

1-3 балла
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

в

в

в

учащийся
допускает
грубые
ошибки
в
ответе;
не
справляется с
поставленной
целью урока.
не справляется
с
поставленной
целью урока.

11

Учебный план программы
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводная часть, входной контроль

2

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

6

3

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

12

4

12

5

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к
истокам.
Основы пластилинографии.

6

Орнамент. Стилизация.

6

7

6

8

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт.
Тематическое рисование.

9

Оформительские, творческие и выставочные работы.

8

10

6

10 Экскурсия

2

11 Итоговое занятие. Итоговый контроль

2

Итого:

72
Учебно – тематический план

№

Тема

1

Вводная часть, входной
контроль
Основы рисунка.
Изобразительные средства
рисунка.
Основы цветоведения.
Живопись – искусство цвета.

2

Кол-во часов
Всего Теория Практика
2
2
6

2

4

12

2

10

12

2

10

5

Основы декоративноприкладного искусства.
Приобщение к истокам.
Основы пластилинографии.

10

2

8

6

Орнамент. Стилизация.

6

2

4

7

Жанры изобразительного

6

2

4

3

4

Форма контроля
Входной контроль
Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы
Художественные
работы
Художественные
работы
Практические задания,
12

8
9

искусства: пейзаж
портрет
натюрморт
Тематическое рисование.

художественные
работы

Оформительские, творческие
и выставочные работы.

10 Экскурсия
11 Итоговое занятие. Итоговый
контроль
Итого:

6

2

4

8

2

6

2
2

Художественные
работы
Выполнение
конкурсных и
выставочных работ
Экскурсия
Итоговый контроль

2
2

72

18

54

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. (теория – 2 часа)
Ознакомление с программой объединения и планом работы на учебный год,
расписанием,

ознакомление

с

правилами

поведения

на

занятиях.

Инструктажи. Входной контроль
Тема 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. (теория – 2
часа, практика – 4 часа)
Теория (2 часа): Всё б основах рисунка: правила, законы, приёмы,
графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Практика (4 часа): Знакомство с материалами, «Изображать можно
пятном», «Изображаем силуэт дерева»
Тема 3. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета (теория – 2
часа, практика – 10 часов)
Теория (2 часа): Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Отождествление художника и волшебника в древние времена. Уметь
различать цвета, их светлоту и насыщенность, манипулировать различными
13

мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции. Знания об основных
и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Практика (10 часов): Первичные цвета. Цветовая гамма, «Рисуем дерево
тампованием», «Выполнение линейных рисунков трав», «Изображение
осеннего

букета»,

«Красивые

рыбы»,

«Прекрасное

в

жизни

и

в

произведениях изобразительного искусства», «Мы в цирке.»
Тема 4. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к
истокам. (теория – 2 часа, практика – 10 часов)
Теория (2 часа): Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного
искусства; знакомятся с образцами русского народного декоративноприкладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, ПолховМайдан. Ознакомление с видами народного творчества – художественной
росписью.
Практика (10 часов): «Сказка в декоративном искусстве», «Красивые
цепочки», «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись», «Рисование
кистью элементов городецкого растительного узора», «Сине чудо», «Букеты
цветов на подносе», «Филимоновские глиняные игрушки», «Узор в полосе»,
«Эскиз декоративной росписи сосуда»
Тема 5. Основы пластилинографии. (теория – 2 часа, практика – 8 часов)
Теория (2 часа): Пластилин. Его пластические свойства и применение для
получения скульптуры малых форм. Виды пластилина и особенности работы
с ним. Простейшие приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание
и др.). Выполнение работ: чудо-дерево, транспорт, строительство дома.
Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Практика

(8

часов):

«Мы

рисуем

пластилином»,

«Пластилиновый

натюрморт», «Барельеф из пластилина», «Пейзаж»
Тема 6. Орнамент. Стилизация. (теория – 2 часа, практика – 4 часа)
14

Теория (2 часа): Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в
декоративно-обобщенные.
Практика (4 часа): «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения
коврика», «Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.»
Тема

7.

Жанры

изобразительного

искусства:

пейзаж,

портрет,

натюрморт (теория – 2 часа, практика– 4 часа)
Теория (2 часа): Ознакомление с произведениями русского, советского и
зарубежного изобразительного искусства;
С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и
замечательными художниками
Практика (4 часа): «Родные просторы в произведениях русских художников
и поэтов», «Городские и сельские стройки», «Рисование с натуры
натюрморта: кувшин и яблоко», «Рисование фруктов и овощей» «Натюрморт
из геометрических тел»
Тема 8. Тематическое рисование. (теория – 2 часа, практика – 4 часа)
Теория

(2

часа):

Изучение

композиционного

повествования

средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений
из окружающей жизни, а также на темы из сказок, песен, произведений
литературы и т. п.
Практика (4 часа): «Красота народного костюма», «Закат солнца», «Пейзаж
с радугой», «В сказочном подводном царстве»
Тема 9. Оформительские, творческие и выставочные работы.
(теория – 2 часа, практика– 6 часов)

15

Теория (2 часа): Книга как форма полиграфической продукции. Элементы
оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники иллюстраторы.
Практика (6 часов): «Мы – дизайнеры», «Искусство оформление книги»,
«Знакомство с различными гарнитурами шрифтов»
Тема 10. Экскурсии. (2 часа)
Для успешного освоения программы организуются экскурсии по
выставкам декоративно – прикладного творчества: Экскурсия в выставочный
зал ККДЦ на выставку художественного и декоративно – прикладного
творчества «Мы вместе».
Тема 11. Итоговое занятие. Итоговый контроль. (практика 2 часа)
Подведение итогов за год, проведение итогового контроля

16

Календарный учебный график
I полугодие – 18 учебных недель (36 учебных часа)
II полугодие – 18 учебных недель (36 учебных часа)
Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол-во
часов
2

Сентябрь

15.0017.00

Беседа,
инструктаж

Сентябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация

2

Тема
Вводный инструктаж по ОТ. Введение в
образовательную программу.
Ознакомление с работой кружка «Знакомимся
с изобразительным искусством», содержание и
порядок работы. Знакомство с детьми.
Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Входной контроль
Основы рисунка. Изобразительные средства
рисунка. Всё об основах рисунка: правила,
законы, приёмы, графические техники,
материалы, инструменты, необходимые для
работы. Ведущие элементы изобразительной
грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Знакомство с материалами для уроков
изобразительного искусства. Всё о графике:
правила, законы, приёмы, графические
техники, материалы, инструменты,
необходимые для работы. Ведущие элементы
изобразительной грамоты – линия, штрих, тон
в рисунке.
«Изображать можно пятном»
Присмотреться к разным пятнам - мху на
камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и
постараться увидеть какие-либо изображения.
Основы цветоведения. Живопись –
искусство цвета Живопись как язык цвета,

Место
проведения
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Формы контроля

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Отработка
практических
навыков

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Опрос

Входной
контроль (опрос)

17

видеоматериалов.

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа.

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа, лекция

2

цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Уметь различать цвета, их светлоту и
насыщенность, манипулировать различными
мазками, усвоить азы рисунка, живописи и
композиции. Знания об основных и
дополнительных цветах, теплых и холодных
цветовых гаммах.
Первичные цвета. Цветовая гамма.
Все о живописи: цветоведение, материалы,
инструменты, техники акварельной живописи
и гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и
насыщенность; получают знания об основных
и дополнительных цветах, теплых и холодных
цветовых гаммах.
Рисуем дерево тампованием
Развитие композиционного мышления и
воображения, умение создавать творческие
работы на основе собственного замысла,
использование художественных материалов
(тампон, кисть)
Выполнение линейных рисунков трав.
Правила рисования с натуры, по памяти и
представлению. Особое внимание уделяется
восприятию и передаче красоты.
Изображение осеннего букета.
Изображение на заданную тему. Взаимосвязь
изобразительного искусства с музыкой,
литературой. Виды и жанры изобразительных
искусств.
Красивые рыбы.
Правила рисования с натуры, по памяти и
представлению. Выбор и применение

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание, опрос
18

Ноябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Экскурсия

2

Ноябрь
Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке.
Основы декоративно-прикладного
искусства. Приобщение к истокам.
Знакомятся с особенностями декоративноприкладного искусства; знакомятся с
образцами русского народного декоративноприкладного искусства: русские матрешки,
Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.
Ознакомление с видами народного творчества
– художественной росписью.
Сказка в декоративном искусстве.
Знакомятся с особенностями декоративноприкладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного
декоративно-прикладного искусства: русские
матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.
Ознакомление с видами народного творчества
– художественной росписью.
Экскурсия на ежегодную выставку
художественного искусства и декоративно –
прикладного творчества «Мы вместе»
Красивые цепочки.
Основы изобразительного языка: рисунок,
цвет, композиция, пропорции.
Волшебные листья и ягоды. Хохломская
роспись.
Освоение основ декоративно-прикладного
искусства. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в
России.
Рисование кистью элементов городецкого
растительного узора.
Освоение основ декоративно-прикладного
искусства. Ознакомление с произведениями

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Выставочный зал КДЦ,
Космонавтов 3а
ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание

19

Декабрь

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
творческая работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.

2

народных художественных промыслов в
России.
ФДОД «ДДТ»,
Основы пластилинографии.
Пластилин. Его пластические свойства и
21а кабинет
применение для получения скульптуры малых
форм. Виды пластилина и особенности работы
с ним. Простейшие приемы лепки (скатывание,
раскатывание, сплющивание и др.).
Выполнение работ: чудо-дерево, транспорт,
строительство дома. Отработка навыков лепки
в изображении предметов сложной формы.
ФДОД «ДДТ»,
«Мы рисуем пластилином»
9 кабинет
Продемонстрировать технику рисования и
приемы работы с пластилином на
занятиях декоративно-прикладного творчества.
«Пластилиновый натюрморт»
Учимся изображать натюрморт на плоскости
из пластилина
«Барельеф из пластилина»
разновидность скульптурного выпуклого
рельефа, в котором изображение выступает
над плоскостью фона не более, чем на
половину объёма.
«Пейзаж»
Знакомимся с новыми приемами, используем
шарик и жгутик из пластилина
Орнамент. Стилизация.
Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и
др; Законы построения орнаментов:
симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация»,
переработка природных форм в декоративнообобщенные.

Наблюдение
Опрос

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Творческое
задание.

ФДОД «ДДТ»

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Наблюдение,
опрос

20

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.

2

Март

15.0017.00

Практическая
работа

2

Март

15.0017.00

Практическая
работа

2

Март

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и

2

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для
украшения коврика»
Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и
др; Законы построения орнаментов:
симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация»,
переработка природных форм в декоративнообобщенные.
Русское народное творчество в
декоративном прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями современных
художников в России. Рисование узоров и
декоративных элементов по образцам. Участие
в различных видах декоративно-прикладной
деятельности.
Жанры изобразительного искусства:
пейзаж, портрет, натюрморт
Ознакомление с произведениями русского,
советского и зарубежного изобразительного
искусства; С видами и жанрами искусства, с
крупнейшими художественными музеями и
замечательными художниками
Родные просторы в произведениях русских
художников и поэтов.
Красота окружающего мира. Взаимосвязь
литературы и изобразительного искусства.
Произведения живописи русских художников.
«Городские и сельские стройки»
Формирование у детей навыков
последовательной работы над тематическим
рисунком.
Тематическое рисование.
Изучение композиционного повествования
средствами рисунка и цвета на темы
определенных событий и впечатлений из

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

21

Март

15.0017.00

видеоматериалов
по теме.
Практическая
работа

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Апрель

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00
15.0017.00

Практическая
работа
Заключительное
занятие
итого

2

Май

окружающей жизни
2

2

Красота народного костюма.
Красота традиционной народной одежды
Национальный костюм как символ народа,
страны. Украшения в народном костюме.
Виды орнамента. Использование орнамента
для украшения народной одежды.
Рисование на тему «Закат солнца»
Элементарные основы живописи. Основы
воздушной перспективы. Совершенствование
навыков рисования в цвете.
Оформительские,
творческие
и
выставочные работы.Дизайн как область
искусства предметного мира. Критерии,
ценности дизайнерских разработок.
«Мы – дизайнеры»

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Искусство оформление книги.
Книга как форма полиграфической продукции.
Элементы оформления книги Стилевое
единство изображения и текста. Художники иллюстраторы.
Знакомство с различными гарнитурами
шрифтов.
Виды письма. Классификация шрифтов.
Применение шрифтов. История русского
шрифта.
Подготовка к итоговой выставке. Выполнение
работ «в копилку»
Подведение итогов за год. Итоговый контроль

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Выставка работ
Итоговый
контроль

72
22

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна
разработка индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог
дополнительного
образования
художественной
направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области художественного творчества.
Руководителем объединения «Изостудия» является Крюкова Евгения
Владимировна, педагог имеет высшее педагогическое образование, первую
квалификационную категорию и повышает свою квалификацию в
соответствии с требованиями.
Материально-техническое обеспечение
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной
мебели.
обеспеченность учащихся необходимыми материалами и
инструментами: краски акварельные, гуашевые, масляные; карандаши,
пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага
разных форматов; лаки и растворители; основы под росписи; рамки для
оформления работ.
- наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты,
ткань для драпировки, муляжи и т.д.
Информационно-методическое обеспечение
1 таблицы, рисунки с изображением животных: зверей и птиц;
2 схемы и рисунки орнаментов;
3 иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами
известных сказок;
4 слайды известных архитектурных построек;
5 произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
6 мультимедийные слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля,
И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса,
В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина,
В.Серова;
7 художественные произведения русской и мировой культуры;
8 фотографии произведений известных народных художественных
промыслов; фотографии и слайды деревянных ансамблей этнографических
музеев; деревянной архитектуры Севера, ансамбля Кижи;
23

9 видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода»,
«Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
10 слайды и репродукции иконописи и произведений известных
западноевропейских мастеров.
11 Муляжи
12 Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные
цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин,
кораллов, звезд, набор камней).
14
Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим
орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть,
тюль).
15
наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и
живописных работ, иллюстраций;
16
альбомы по разным видам росписей; по временам года.
17
- дидактический и раздаточный материал.
18
Ведется
группа
«Изостудия»
на
сайте
Вконтакте
https://vk.com/club129802824
Список информационных ресурсов
Список литературы для детей
1. Кубышева Е.: Зоки и Бада. Большая книга для рисования
2. Емельянова Т.: Большая книга рисования. Для детей и взрослых
Список литературы для родителей
3. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / — М., 1999.
4. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное
развитие ребенка в семье / —М., 1987.
5. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php
6. Искусство.ру http://www.iskusstvu.ru/
7. Галерея «ARS LONGA» http://www.arslonga.ru
8. Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/
Для педагога
9. Алексеева В. В. Что такое искусство? / — М., 1991.
10. Башилов Я. А. Ребенок-художник / — М., 1999.
11. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / М., 1991.
12. Библер В. С. Мышление как творчество / М., 1975.
13. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / М.,2006.
24

14. Волков Н. Н. Композиция в живописи / — М., 1977.
15. Выготский Л. С. Психология искусства / — М., 1987.
16. Гросул

Н.

В.

Художественный

замысел

и

эскиз

в

детском

изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.
17. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир. «Просвещение» Москва,
2000.
18. Каменева Е. Какого цвета радуга. Детская литература. Москва 2004.
19. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / М.,
2014.
20. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма
21. усвоения социального опыта / М., 1981.
22. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М., 1981, 1985.
23. Сокольникова И.М. Основы композиции. «Титул», Обнинск, 2000.
24. Сокольникова Н.С. Изобразительное искусство в начальной школе.
Издательство «Астрель», 2012.
25. Документы и презентации для учителя ИЗО http://www.rusedu.ru/izomhk/list_41.html
26. Портал

"Сеть

творческих

учителей"

http://www.it-

n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=co

25

Темат-ое
рисование

Жанра ИИ

Орнамент
Стилизация

Основы
пластилинографии

Основы ДПИ

Основы цвет-ния

Фамилия, имя
№
ребенка

Основы рисунка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта наблюдения за результатами освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Знакомимся с изобразительным искусством»
Итоговый вид диагностики

Результат
(уровень
освоения)

1.
2.
3.

Критерии оценки результатов
8-10 балла (высокий уровень)- учащийся полностью справляется с
поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике; верно решает композицию
рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
4-7 балла (средний уровень) - учащийся полностью овладел программным
материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного
характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении
наиболее характерное.
1-3 балла (низкий уровень) - учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».