Веселая семейка

Введение
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одаренных детей в театральном коллективе и работой с ними. В настоящее
время создана теоретическая база для решения ключевых проблем
одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации.
Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это
связанно с развитием образования, которому присущи унификация и
профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда,
отсутствием механизма социальной поддержки для талантливых
уобучающихся.
В
современную
эпоху,
эпоху
становления
постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и
творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с
одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне
необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и
развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя
переоценить.
К одаренным могут быть отнесены учащиеся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к знаниям и
умениям, творческие возможности;
- имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
- испытывают радость от сценической деятельности..
Пояснительная записка
На базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1
г.Коряжмы» работает театральная студия «Егоза». В рамках деятельности
данной студии реализуется ступенчатая система занятий и представлена в
следующих программах:
I уровень: «Театр на ладошках» (для детей 5-7 лет)
II уровень: «Волшебный мир театра» (для детей 6-9 лет)
III уровень: «Затейники» ( для детей 8-13 лет)
IV уровень: «Юный артист» (для детей 12-17 лет)
Дополнительная программа для одарённых детей
«Весёлая семейка» (для детей 9-17 лет)
Направленность программы - художественная.
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с современными требованиями воспитания детей с
интеллектуальным уровнем самосознания, способных к творческому
2

мышлению, в театральной деятельности, самостоятельному получению
необходимых знаний, умений и навыков, возникла необходимость
разработать программу дополнительного образования для работы с
одаренными детьми театрального коллектива «ЕГОЗА». Данная программа ,
направлена на более высокий уровень: актёрского мастерства,
художественной
ценности
постановки,
литературного
материала
,эстетическое формирование модели одарённого обучающегося.Требования
сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и
дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как
социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие
одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является
одной из приоритетных социальных задач.
Направленность программы «Весёлая семейка» является программой
художественной направленности.
Новизна программы
Важной необходимостью для индивидуальной работы послужило то,
что наиболее одарённые обучающиеся с яркими актёрскими способностями
нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях тем самым повышая
своё сценическое мастерство, сценическую речь. Обучающиеся с
удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях, в конкурсах
различного уровня(Районного, Республиканского, Всероссийского). Желают
дополнительно заниматься и совершенствоваться в актёрском мастерстве ,
игре в спектаклях. Эти обучающиеся не смотря на свой небольшой возраст,
являются для педагога опорой и первыми помощниками.. С обучающимися
на индивидуальных занятиях отрабатывается выразительное чтение
классического репертуара, манера и этикет , гримировальное искусство.
Работа в форме индивидуальных занятий даёт больше возможности
отрабатывать литературный материал, пластическую выразительность
обучающегося, актёрское мастерство, при работе над отрывками.
Полученные знания позволят обучающемуся преодолеть психологическую
инертность, позволят развить его творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним. Необходимым условием для решения стоящих перед
театральным коллективом «ЕГОЗА» задач в области развития творческих
способностей личности является создание системы обучения одарённого
обучающегося «Одарённые дети».
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность одарённого обучающегося ,
оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики
движений.
Актуальность предлагаемой программы определяется следующими важными
аспектами:
3

1. материал, предлагаемый в данной программе, углубляет навыки, умения
художественного исполнения литературного материала;
2. способствует формированию высокохудожественной творческой
деятельности обучающихся;
3. ориентирует на создание условий для социального, профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности одаренного
обучающегося.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы
система дополнительного образования (дом детского творчества) выявила,
раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех
существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня
открываются новые возможности для развития личности обучающегося
вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и
способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним
из
важнейших аспектов
деятельности
домов
детского
творчества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже с
младшего школьного возраста на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
• Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
• Концепцией развития дополнительного образования в РФ
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и организации
режима
работы
образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
• Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля
2019 г. № 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей в Архангельской области в
2020 - 2022 годах»;
• Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом
4

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
• Примерными требованиями к программам дополнительного
образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
•
Уставом учреждения.
Программа «Весёлая семейка» реализуется на базе ФДОД «Дом
детского творчества» МОУ СОШ №1 г Коряжма».
Принцип построения программы:
В основу программы положены ведущие методологические принципы
современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не
изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе
педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования,
субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного обучающегося как
личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и
обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по
выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и
переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою
очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Одаренный обучающийся не только
развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых,
становление его как творческой личности. Реализация этих
методологических принципов позволяет определить основные способы
решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять
планирование и прогнозирование деятельности.

5

1.2 Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 9-17
лет. Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся
условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан
ПиНа и составляет 12 человек.
1.3 Объем и срок освоения программы
Программа «Весёлая семейка» рассчитана на 1 год обучения (72часа).
1.4 Особенности организации образовательного процесса
Отличительные особенности данной программы, от уже существующих в этой
области, заключается в том, что программа ориентирована на применение
широкого комплекса различного дополнительного материала по театральному
искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами театрального искусства, на приобщение детей к
активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения
театральному искусству строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил театрального искусства у детей развиваются
творческие начала.
Настоящая программа направлена на максимальное раскрытие
творческого потенциала детей, создание оптимальных условий для их
развития. Комплексный подход к воспитанию, обучению и развитию каждого
ребенка выражается в сочетании теоретических и практических занятий, что
позволяет воспитаннику развиваться разносторонне. Специфика занятий,
подбор репертуара, участие в концертной деятельности, учитывают желание
детей, их интересы, возможности, способности, психологические
особенности. Количество обучающихся -12 человек, т.к. программой
предусмотрено ведение дублерства, когда каждого участника выступления
может заменить дублер из второго состава.
Основные направления реализации программы «Весёлая семейка»:
- дальнейшее развитие актёрского потенциала обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в творческий процесс интерактивных технологий;
- включение обучающихся в организаторскую творческую деятельность с
последующим выходом на школьные, районные, республиканские
мероприятия, фестивали, конкурсы ;
- выбор сложного литературно- драматического материала, направленного на
развитие и реализацию творческих инициатив обучающихся

6

Основные принципы организации индивидуальной работы с
одаренными детьми:


Свобода творческого поиска сценического образа ;



поиск индивидуальности при раскрытии литературного материла);

сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди
себя сам»).
Критерии актерской одаренности.
1.

Внешние данные. (Сценическое обаяние).

2.

Сценический темперамент.

3.

Актерское воображение.

4.

Способности к перевоплощению.

5.

Оригинальность в интерпретации литературного материала.

Просуммировав все, выше сказанное, можно сделать следующий вывод:
Основа одаренности обучающегося – способность к перевоплощению и
выразительные способности.
1.5 Форма обучения
Форма обучения – очная.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа);
2. Наглядные методы обучения (показ педагогом, наблюдение, работа по
образцу);
3. Практические методы обучения (практическое выполнение).
Формы и методы работы с одаренными обучающимися
Индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;


Дополнительные занятия с одаренными обучающимися , подготовка к
творческим конкурсам исполнительского мастерства, концертам,
фестивалям, спектаклям, вечерам поэзии;



Психологические консультации, актёрские тренинги, тестирование,
кроссворды, викторины;



Посещение спектаклей, выставок, творческих встреч с артистами,
художниками;

7



Использование современных средств информации (Интернет,
медиатека, презентации, мелодекламация, видео просмотры
спектаклей.

Формы: «круглый стол», диспут, репортажи, путешествие, тренинги, этюды,
театральные игры.
Форма занятий - групповая(беседы, игровой тренинг, работа с текстом,
репетиции) и индивидуальные занятия(работа над ролью, над техникой
речи), со всей группой одновременно и с участниками конкретного
представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами
проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины,
беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным
мероприятиям, инсценировка
сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Тренинг - включает огромное разнообразие методических приемов и форм
работы, которые могут варьироваться в зависимости от состава групп, уровня
их подготовки, целевых установок участников. Тренинг проводится в начале
занятия в течение 15-20 минут. Различаются два вида тренинга - по
сценической речи и актёрскому мастерству.
Результатом работы может стать готовая к работе актёрская группа.
Этюды – набор упражнений для этюда – это путь помощи начинающим
актерам. Этюд направлен прежде всего на объект, на время, фантазию на
основе воображения, веру в предлагаемые обстоятельства, сценическое
отношение ( вижу как дано, отношусь как задано ), сценическое общение.
Все это тренируется постепенно, от простого к сложному, от считалок до
этюдов со словами и без слов.
1.6 Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа,
количество часов в неделю 2 часа. Продолжительность занятия - 45 минут (1
учебный час). Перемена 10 минут.
8

1.7 Цель и задачи программы
Основная цель программы:
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей,
обеспечение
их
личностной,
социальной
самореализации
и
профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа
родителей.
Задачи:
1)создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых
детей в разных направления театрального искусства;
2)расширение возможностей для участия способных и одарённых
обучающихся в районных, городских, республиканских мероприятиях,
фестивалях ,и конкурсах;
3)отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и
творчества.
Я ставлю в работе 3 вида задач: образовательные, развивающие,
воспитательные.
Задачи
1.Образовательные
- Способствование овладению воспитанниками техники актёрской игры, как
фундамента и основы для исполнения роли в спектакле.
- Формирование зрительской культуры.
- Обучение правильному дыханию, сценическому движению, гриму.
- Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету « Актёрское
мастерство».
- Постановка правильной артикуляционной и дикционной речи, которая
используется как в постановке спектаклей и концертной деятельности, так и
в быту.
2.Развивающие
- Развитие артистических и эмоциональных качеств у обучающихся
средствами актёрского тренинга.
- Развитие внимательности, наблюдательности, логических и пластических
способностей.
- Развитие способностей эмоциональной памяти, творческого потенциала
обучающегося.
- Развитие художественного вкуса.
9

3.Воспитательные
- Воспитание зрительской культуры.
- Воспитание любви и уважения к искусству и культуре родной страны.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Воспитание в детях уважения к старшим, и бережного отношения к природе
, «братьям» нашим меньшим.
- Воспитание на принципах общечеловеческой гуманистической морали.
- Формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного
воспитания.
- Формирование высокой речевой культуры.
- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение
национальных и общечеловеческих ценностей.
1.8 Учебный план образовательной программы
№
п.п

Тема

Количество часов
Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Основы театральной культуры.

5

1

4

3

Сценическое внимание.

5

1

4

4

Сценическое движение.

2

4

5

Сценическая речь. Техника речи.

8

2

6

6

Мастерство актёра.

18

2

16

7

История театра.

2

1

1

8

Работа над пьесой и спектаклем.

24

2

22

6

Формы
контроля
Обсуждение,
анкетирование
Письменный и
устный
контроль
Творческие
задания,
самооценка
детей
Творческие
задания,
самооценка
детей
Творческие
задания,
самооценка
детей
Творческие
задания,
самооценка
детей
Письменный и
устный
контроль
Творческие
задания,
10

9

Итоговые занятия.
Итого:

2

1

1

72

13

59

самооценка
детей
Коллективный
анализ
выступления

1.9 Содержание учебного плана
Содержание разделов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с работой объединения. Планы на учебный год.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в Доме
детского творчества. (1час)
Практика: Впечатления учащихся о каникулах в форме маленького
публичного рассказа. Создание несколько этюдов на любую тематику из
реальной или вымышленной жизни. (1час)
2. Основы театральной культуры.
Теория: Беседа «Зачем театр нужен человеку?». Театр - искусство
коллективное. Спектакль - результат творческого труда многих людей
различных профессий. Культура поведения в театре. Виды театра. (1час)
Практика: Совместное посещение местных театров. Обсуждение и анализ
спектаклей. (4часа)
3. Сценическое внимание.
Теория: Сценическое внимание и быстрота реакции.(1час)
Практика: Комплекс упражнений, помогающих участникам научиться
удерживать своё внимание в процессе сценического действия. (4часов)
4. Сценическое движение.
Теория: Важность свободы телесного аппарата. Темпо-ритм. (2часа)
Практика: Тренинг (разминка, настройка, разогрев). Упражнения на
координацию движений и равновесие.(4часа)
5. Сценическая речь.
Теория: Основные нормы и правила произношения звуков. (2часа)
Практика: Дыхательный тренинг. Артикуляционная гимнастика. Тренинг
произношения гласных и согласных звуков. (6 часов)
6. Мастерство актёра.
Теория:
Развитие
наблюдательности,
ассоциативного
мышления,
воображения, внимания, фантазии. Развитие воображения через восприятие
характера. Техника настройки перед спектаклем. (2часа)
Практика: Упражнения на взаимодействие партнёров. Творческие задания на
развитие воображения, фантазии, общения, перевоплощение. Упражнения на
актерскую смелость, умение оправдать свое сценическое поведение,
пластичность.(16 часов)
7. История театра.
11

Теория: История зарубежного театра. Театр «Глобус» У. Шекспира. История
русского театра. Крепостной театр. (1час)
Практика: Просмотр видеоматериалов. (1час)
8. Работа над пьесой и спектаклем.
Теория:
Постановка
режиссерской
задачи перед
актёрами
на
репетициях.(2часа)
Практика: Разбор текста. Чтение по ролям. Определение сверхзадачи роли.
Работа над ролью по определению событийного ряда. Работа над темпом и
ритмом роли. Создание и закрепление логики поведения персонажей.
Репетиции на сценической площадке. Технические прогоны. Генеральная
репетиция.(22часа)
9. Итоговые занятия.
Теория :Обсуждение, анализ спектакля. Аттестация учащихся. (1час)
Практика: Показ спектакля. Выступления.(1час)
1.10 Планируемые результаты реализации программы
В соответствии с поставленными целями и задачами программы
«Весёлая семейка» после освоения содержания программы ожидаются
следующие результаты.
Прогноз результативности предполагаемый результат:
- создание точных актерских образов;
- свободная импровизация на сцене;
- умение выражать ясно и конкретно свои мысли;
- владеть словесным действием в спектакле;
- выходить на сцену по принципу «Каждый раз как первый»;
- режиссировать самому свои мизансцены.
Обучающиеся должны:
Знать:
- принципы построения литературной композиции, требования к
литературной композиции и литературному монтажу;
Уметь:
- глубоко проникая в текст автора, логически точно и полно анализировать
текст;
- донести до зрителя создаваемый образ и мысль автора.
Применить: в пред профессиональной деятельности; подготовке и
организации мероприятий в доме детского творчества, школе; в оказании
шефской помощи в качестве организаторов игровых программ.
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
12

I полугодие – 9 учебных недель, 36 часов
II полугодие – 9 учебных недель,36 часов

9

9

9

9

6

8

8

9

май

апрель

март

февраль

январь

ноябрь

октябрь

сентябрь

№
группы

декабрь

Количество часов

5

Всего
часов
за год
72

Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с
ежегодным изменением календаря, но количество учебных недель и часов
отработанных за год остаются неизменными.
2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется определенная
материально-техническая база и методическое обеспечение. Помещения
отвечают всем требованиям безопасности труда, производственной
санитарии, оборудованы современной аппаратурой для воспроизведения
звука и света. Театральный зал для проведения репетиций и выступлений.
Материально-технические условия:
 стационарный компьютер с подключением к системе интернет;
 звукоусилительная система;
 микрофоны 2 шт.;
 USBнакопители с видеоматериалами, дидактическими материалами,
музыкальными материалами;
 ширмы;
 экраны для теневого театра 3 шт.;
 профессиональное половое покрытие;
 занавес;
 зеркала;
 стулья;
 театральные костюмы;
 парики;
 элементы костюмов для создания образов;
 накладные носы (человеческие, животных);
 маски;
 головные уборы, ободки с ушками животных;
 декорации;
 бутафория;
 сценический грим;
 театральные куклы ( пальчиковые, перчаточные, ростовые, марионетки,
тростевые, теневые, мимические);
 султанчики, ленты, мячи, кегли, мягкие кубики, цветные прищепки (для
театральных заданий и тренингов);
 Музыкальные инструменты (для развития чувства ритма, слуха и
13

внимания)
 Электронные презентации «Правила поведения в театре»,
«Виды театрального искусства», «Виды театральных кукол» ,
« Театральные профессии»;
Литературный материал.
Организационные условия реализации программы
Социально-психологическое обеспечение реализации программы "Весёлая
семейка" для одарённых детей это:
- обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей
одаренных детей;
- опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;
- освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного
процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
-..ориентирование на индивидуальные программы развития творческой
личности одаренного обучающегося.
Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их
интересы и успехи в каком либо направлении: слово, пластика, актёрское
мастерство;.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с
одаренными обучающимися в коллективе.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная
оценка познавательных, творческих возможностей и способностей детей
через различные виды деятельности: тренинги, ,этюды, театральные игры.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.На этом
этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны индивидуальные
занятия по сценической речи, пластической выразительности, мастерству
актёра.
3 этап - этап формирования, углубления и развития
способностей обучающихся.
2.3 Формы контроля
Способы проверки результатов освоения программы
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные
формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить
успешность и качество образовательного процесса.
14

Основными видами контроля успеваемости по программе являются:
 входящая диагностика знаний, умений и навыков учащихся,
 текущий контроль,
 промежуточный контроль,
 итоговый контроль.
Входящая диагностика проводится с целью выявления знаний , умений
и навыков учащихся.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем. Это
наблюдение за выполнением поставленных задач на уроке. В них
учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации
являются театральные постановки, открытые занятия, театральные тренинги,
концерты, конкурсы, тематические вечера.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Итоговая аттестация проходит в форме
контрольного урока (устный опрос по пройденным темам за год, исполнение
обучающимися театральных постановок).
2.4 Оценочные материалы
Формы подведения итогов и контроля является педагогический мониторинг.
Методами мониторинга являются:
- анкетирование - интервьюирование
- тестирование - наблюдение
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля, за развитием каждого одарённого
обучающегося , раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, соответствующие теме занятия, дают возможность
текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и
сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным
результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого одарённого обучающегося , является спектакль в
форме «Одного актёра», «Литературный, пластический спектакль» ,где
каждый одарённый обучающийся исполняет несколько творческих работ.
2.5 Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
Программа обеспечена
подбором репертуара, материалом для
просмотра и прослушивания. Темы программы привлекают обучающихся к
совместной работе, к творческому поиску детей. Театрально15

образовательные беседы, слушание музыки, упражнения по актёрскому
мастерству, упражнения по сценическому движению, знакомство с новыми
направлениями в театральной деятельности помогают воспитанникам в
достижении поставленных программой задач и в творческом поиске детей.
2.6 Список информационных ресурсов
1. С. Андрачников «Пластические тренинги. Выразительность. Фантазия.Образ», М., ВЭЦ
«Школьный театр», 2000
2. А.П. Ершова «Уроки театра на уроках в школе», М. 1992.
3. А.Ершова, В.Букатов«Актёрская грамота – подросткам», Ивантеевка, 1994 4. Л.Б.
Белянская« Хочу на сцену»Д.: Сталкер 1997.
5. С.Гиппиус«Гимнастика чувств», Л.-М. «Искусство», 1967
6. И.А. Генералова«Мастерская чувств», М., ВЭЦ «Школьный театр», 2000
7. Т.А. Чернецкая«Как стать артистичным», М., ВЭЦ «Школьный театр», 2000
8. И.П. Козлянинова «Сценическая речь» М. Просвещение 1976
9. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе. Раздел: С Клубков.
10. Уроки мастерства актера/Серия: Я вхожу в мир искусств, 2001. № 6.
11. Театр, где играют дети/Под ред. А.Б. Никитиной. – М.:ВЛАДОС, 2001. 12. А.В.
Гребенкин Сценическое движение. - М,2003.
13. Методика воспитания актеров в самодеятельном театральном коллективе/ Сост. В.З.
Нерсесян. – Свердловск, 1982.
14. Л.М. Шихматов. Сценические этюды. – М.: Просвещение, 1966.
15. Кидин С.Ю. «Театр – студия в современной школе», Волгоград
16. Аракелян Л.В. «Великая радость творчества», Пенза 2000 год
17. Ершова А., Букатов В. «Режиссура урока, общения и поведения учителя», М.Воронеж, 1995 год.
18. Петерсон Л., О`Коннор Д.. «Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя»
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.
19. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве» М., Искусство, 1983 г.
20. Станиславский К.С. «Работа актёра над собой», М.,1975 год.
21. Конвенция ООН о правах ребёнка. М.: 2001год.
22. Петров В.А. «Нулевой класс актёра» М.: Советская Россия,1985.
23. Чехов М. «Об актёре» М.: Просвещение, 1980.
24. Юрлова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. – М, 2000.

16

Приложение № 1.
НАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Срок проведения: сентябрь (для группы 1-го года обучения) и первое
занятие для вновь пришедшего учащегося в течение учебного года.
Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся перед
началом образовательного процесса по программе.
Форма проведения: практические задания.
Содержание аттестации: выполнение контрольных заданий:
1. Выполнить задания, упражнения в присутствии учащихся, педагога без
стеснения.
2. Сосредоточить внимание на выполнении задания. Тест «Математический
квадрат».
3. Выразить заданные педагогом 3-4 эмоции мимикой, пластикой, жестами.
4. Произнести 2-3 скороговорки, прочитать стихотворение или басню.
Форма оценки: баллы и уровни
Методика определения результата:
За каждое правильно выполненное задание воспитанник получает 1 балл, за
неправильно выполненное – 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать воспитанник – 4.
Уровень результативности воспитанника определяется по количеству
набранных баллов:
низкий уровень – ниже 2 баллов
средний уровень – 2-3 балла
высокий уровень – 4 балла
ФИ Уровень Координа Чувство Дикция Способность Коммуникати Итого
№
ребен мотивац
ция,
ритма
к передаче вные данные
группы
ка
ии
пластика
образа

Форма фиксации результата: протокол

17

Приложение № 2.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель: промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися
содержания программы в середине учебного года.
Форма проведения: практические задания.
Форма оценки: баллы и уровни
Параметры оценки и методика подсчета результата по каждому параметру
(максимально 5 баллов за каждый):
№
гр
уп
пы

ФИ
ребен
ка

Уровень
мотивац
ии

Уровень
теоретиче
ских
знаний

Уровень
освоения
актёрского
мастерства

Уровень
речевого
мастерств
а

Уровень
исполните
льского
мастерства

Коммуни
кативные
данные

Итого

Выведение итогового результата аттестации:
Итоговый результат определяется по сумме набранных баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся – 30.
Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Менее 10 баллов

10-25 баллов

более 25 баллов

Форма фиксации результата: протокол

18

Приложение № 3.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Срок проведения: апрель- май.
Цель: Итоговая аттестация – это оценка качества освоения учащимися
общеобразовательной общеразвивающей программы в конце обучения.
Форма проведения: отчётный спектакль.
Форма оценки: баллы и уровни
Параметры оценки и методика подсчета результата по каждому параметру
(максимально 5 баллов за каждый):

№
гр
уп
пы

ФИ
ребен
ка
Уровень
мотивац
ии

Уровень
применен
ия ЗУН в
репетици
онной и
концертн
ой
деятельно
сти

Наличие
умения
импровизи
ро вать,
выполнять
творческое
задание

Уровень
исполнит
е льского
мастерств
а

Уровень
личных
достижен
ий

Коммуни
кативные
данные

Итого

Выведение итогового результата аттестации:
Итоговый результат определяется по сумме набранных баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся – 30.
Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

18 баллов и менее

19-27 баллов

более 27 баллов

Форма фиксации результата: протокол

19

Приложение № 4.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповая сплочённость – чрезвычайно важный параметр, показывающий
степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, – можно
определить не только путём расчёта соответствующих социометрических
индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей
из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы
кодируются в баллах 53 согласно приведенным в скобках значениям
(максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы
указывать не нужно.
I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя её членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
П. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая
возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее, перешёл бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).
V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4. Не знаю (1).

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».