Балетная гимнастика

2

Пояснительная записка
Программа

«Балетная

гимнастика»

составлена

на

основании

образовательной программы учреждения.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность программы
В настоящее время актуальной является задача воспитания творческой,
активной,

гармонично

развитой

личности.

Огромное

значение

для

формирования личности ребенка имеет физическая культура, выработка
устойчивой мотивации на здоровье и формирование практических навыков
ведения

здорового

образа

жизни.

Большое

значение

приобретает

индивидуально-личностное, эстетическое и физическое развитие личности,
которое реализуется на основе личностноразвивающих и воспитательнообразовательных технологий.
Балетная гимнастика – это вид физического воспитания, специфическим
содержанием которого является обучение хореографическим движениям,
развитие физических качеств, овладение специальными гимнастическими
знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физической
культурой. Являясь важным фактором эстетического воспитания, развития
творческих способностей детей, средства балетной гимнастики обеспечивают
устойчивый интерес и высокую эмоциональность занятий, формируют
правильную осанку, изящество и грациозность движений, способствуют
гармоничному воспитанию детей. Реализация программы основана на
доступности задач и заданий (от простого к сложному), предлагаемых для
практической деятельности детей, не имеющих начальной подготовки, на
сочетании индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на
эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества.

3

Настоящая Программа разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами:
- ФЗ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Письмо Минобразования России от 11.12 2006 г. № 06 – 1844 «О
примерных требованиям к программам дополнительного образования детей»;
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

//Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по

дополнительным

общеобразовательным

программам//Приказ

Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
года № 09-3242
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N
33660);
- Устав учреждения.
Программа «Балетная гимнастика» реализуется на базе ФДОД
«Дом детского творчества» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы», может быть
реализована на базе других образовательных организаций при наличии зала
для танцев.
Цель программы – развитие творческих и физических способностей
детей средствами балетной гимнастики.
Задачи программы
обучающие:


изучить основы балетной гимнастики;



изучить названия хореографических и гимнастических элементов;

4

ориентироваться в пространстве и координировать свои движения;
развивающие:




развивать личностные качества – самостоятельность, ответственность,

аккуратность;



развивать чувствительность и точность в координации движений;
развивать чувство ритма.

воспитывающие:


формировать культуру общения и поведения детей в группе;

 единые

требования ФДОД «ДДТ» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы» к
внешнему виду и правилам поведения в хореографическом классе, на сцене и
в других помещениях.
 формировать коллектив.
Отличительными

особенностями

программы является то, что

программа «Балетная гимнастика» в танцевальной студии «Лимонад»
является дополнительным звеном в обучении хореографии. Дети по данной
программе обучаются после освоения ими программ «Детки в балетках» или
«Танцевальный алфавит».
На занятиях по балетной гимнастике происходит непосредственное и
всестороннее

обучение

ребенка

на

основе

гармоничного

сочетания

музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Полноценная подготовка обучающихся предполагает высокую степень
гибкости тела и умение управлять своими движениями.
Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный
предмет «Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью
специальных упражнений подготовить учеников к успешному освоению
движений классического танца.
Педагогические принципы реализации
Реализация

программы

осуществляется

на

основе

следующих

принципов:
- Доступность: обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному, учитывая степень подготовленности обучающихся.

5

- Систематичность: регулярность занятий, система в построении
содержания и процесса обучения.
- Последовательность: постепенное наращивание учебного материала.
- Природосообразность: соответствие возрастным особенностям детей.
Отличительной особенностью данной программы является также создание
для

каждого

ребенка

условий

для

формирования

положительного

спортивного результата. Достижение всестороннего гармоничного развития и
укрепления здоровья обучающегося, формирование любви к спорту и
здоровому образу жизни.
Программа располагает большим разнообразием форм и методов, при
помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм
ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать
необходимые двигательные навыки.
Особенности организации образовательного процесса
Программа состоит из отдельных разделов, но в связи со спецификой
обучения в коллективе, границы их сглаживаются.
Специфика

обучения

хореографии

связана

с

систематической

физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать
указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст,
отрабатывать

различные

движения.

Преодолеть

трудности

помогает

осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех.
При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его
умение сосредоточиться на разных аспектах задания. И особенно в начале
обучения необходима помощь наглядного пособия, ярких, выразительных
образчиков хореографических движений и поз, в этом могут помочь
специально разработанные карточки.
Для

того

образовательной

чтобы

облегчить

программы,

занятие

воспитанникам

усвоение

делится

три

подготовительную, основную и заключительную.

на

тем
части:

6

Подготовительная часть – включает построение воспитанников на
середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога),
маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу
для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.
Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для
формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях
у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка танцевального
шага, прыжка, развитие силы и выносливости.
Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития
танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также
направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять
эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются
музыкальные этюды, композиции.
Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться
ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит
постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность
воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое
движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно
исполняться в такт музыке.
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно
должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой
части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок,
характер.
В

разделы

«Прыжки»,

«Отработка

гимнастических

движений»

включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской
выразительности обучающихся.
Адресат программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа – дети 8-16 лет.

7

Дети по данной программе обучаются после освоения ими программ
«Детки в балетках» или «Танцевальный алфавит», возможно обучение с
нуля.
В

коллектив

дети

принимаются

при

наличии

положительного

заключения врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Рекомендуемая наполняемость групп -12 человек.
Группы формируются по возрастам и в соответствии со способностями
детей, возможен разнополый и разновозрастной состав групп.
Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия
балетной гимнастикой необходимо начинать с детского возраста, когда
костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических
нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых
навыков и умений в области хореографии.
За время обучения организм ребенка привыкает к физическим
упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность
движений тела.
Сроки и этапы освоения программы
Срок реализации программы - программа рассчитана на 1 год. Общее
количество часов в год – 144 часа.
В программу учебного года вводится теоретический материал,
соответствующий содержанию 8 разделов:
1) «Введение» – дети знакомятся с балетной гимнастикой, с правилами
поведения в танцевальном классе и формой одежды.
2) «Музыкальная грамота» - знакомит обучающихся с различиями в размерах
и характере музыкальных произведений.
3) «Ритмика и партерная гимнастика» – воспитанники включаются в
коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью
музыкально-ритмическое развитие детей.
4) «Стретчинг» – развивает гибкость, выворотность, силу и выносливость
обучающихся.

8

5) «Балетная

гимнастика» – способствуют развитию

необходимых в

хореографии групп мышц.
6) «Прыжки» – развивает рессорную функцию стопы, «баллона», т.е.
способности задерживаться в воздухе в определенной позе.
7) Отработка гимнастических движений.
8) Итоговое занятие.
Форма обучения и режим занятий по программе
Программой предусмотрена очная форма обучения и следующие
формы организации занятий:
 групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Педагог
непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для
творческого развития личности в коллективе. На групповых занятиях, как
правило, изучаются новые движения, массовые танцы;
 подгрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 12 детей.
Применяются

для

отработки

конкретных

движений,

комбинаций,

танцевальных номеров;
 индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3
детей.

Применяются

для

постановки

отдельных

партий

солистов,

танцевальных номеров, качественной отработки движений;
 обучающие – это занятия, направленные на изучение, усвоение и
закрепление нового материала, качественной отработки новых танцевальных
движений, растяжки (стретчинга). Обучающие занятия проводятся как для
всей группы, так и по подгруппам;
 репетиционные – это занятия, которые необходимы для отработки и
повторения

гимнастических

номеров

к

концерту.

На

репетицию

приглашаются только исполнители танца и дублеры. Репетиция состоит из
разминки и основной репетиционной деятельности, назначается в урочное
или внеурочное время, удобное для педагога и исполнителей.

9

Работа с обучающимися и создание для них наиболее благоприятных
условий развития может осуществляться разными путями с использованием
различных методов и приемов, выбор которых связан с интересами и
особенностями как самого педагога и его мастерством, так и с интересами и
уровнем подготовки детей.
Основные методы обучения: качественный показ; словесное (образное)
объяснение; сравнение; контраст; повторение.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия
45 минут (1 учебный час) согласно СанПиН 2.4.4.3172-14, приложению 3.
Планируемые результаты реализации программы
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Балетная гимнастика» после освоения содержания программы
ожидаются следующие результаты.
У обучающихся будет сформировано представление об

основах

балетной гимнастики, будет заметна культура общения и поведения в группе.
Развиты (в возрастных пределах) личностные качества – самостоятельность,
ответственность, аккуратность чувствительность и точность в координации
движений, чувство ритма.
По завершении учебного года
Обучающийся будет знать:
- технику безопасности на учебно-тренировочном занятии;
- общие и индивидуальные основы личной гигиены;
- основные термины художественной гимнастики;
Обучающийся будет уметь:
- технически правильно выполнять общеразвивающие движения (ходьба, бег,
упражнения на развитие гибкости, прыгучести, элементы полуакробатики);
- технически правильно выполнять компоненты гимнастической подготовки
в соответствии с программой;

10

-

слушать

и

понимать

музыку,

различать

средства

музыкальной

выразительности;
- согласовывать движения с музыкой.
Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль. Входной контроль диагностирует имеющиеся
у обучающихся знания и умения. Он проводится в форме просмотра
выполнения обучающимися упражнений. В ходе текущего контроля
оценивается качество усвоения материала в течение учебного года путем
выполнения заданий и опроса. В конце обучения предусмотрен итоговый
контроль.
№
п/п
1.

2.

3.

4.
5.

6.

Предмет оценки
(образовательные результаты)
Знание хореографических
наименований изученных
элементов гимнастики,
согласно годам обучения
Знание требований к
внешнему виду на занятиях
Знание единых требований к
правилам поведения
обучающихся в
хореографическом классе и на
сцене.
Знание музыкального темпа и
характера музыки
Умение воспроизводить
заданный ритмический
рисунок
Знание и полнота освоения
гимнастических упражнений,
согласно годам обучения

7.

Умение ориентироваться в
пространстве

8.

Умение координировать свои
движения в группе

Критерии оценки
Полнота
Осознанность

Оценочные
процедуры
Устный опрос

Частота оценки
По мере изучения

Полнота
Осознанность
Аккуратность
Чистота
Полнота
Осознанность

Наблюдение

На каждом
занятии

Устный опрос,
наблюдение

По мере
необходимости

Полнота
Осознанность
Правильность
Завершенность

Устный опрос

3 раза в год

Проверочная
работа

3 раза в год

Правильность
Завершенность
Самостоятельность

Внутренний
1 раз в год
экзамен
(оценочный лист,
тест)
Наблюдение
3 раза в год

Правильность
Завершенность
Самостоятельность
Правильность
Самостоятельность

Итоговое занятие 1 раз в год.
(показательное
выступление
перед
родителями)

11

Оценочные материалы
Оценочные материалы представлены в виде таблицы ежегодного
мониторинга (проведение внутреннего экзамена), таблицы контрольнопереводных нормативов (см. Приложение 1).
Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для

отдельных обучающихся

по

данной

программе

возможна

разработка индивидуального образовательного маршрута.
Для успешной реализации данной программы имеется необходимая
материально-техническая база и методическое обеспечение. Помещения
должны отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной
санитарии, должны быть оборудованы современной аппаратурой для
воспроизведения звука и света.
Материально-техническое обеспечение
- Танцевальный зал
 стационарный компьютер с подключением к системе интернет;
 звукоусилительная система;
 широкий экран;
 профессиональное половое покрытие;
 хореографический станок;
 зеркала;
 стулья.
Методическое обеспечение:
-Подборка информационной и справочной литературы;
-Наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и
изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);
-Диагностические методики для определения уровня знаний, умений и
творческих способностей детей;

12

-Тесты, тренинги и анкеты на отслеживание уровня образования
воспитанников;
-Карточки с заданиями по дисциплинам на отслеживание уровня
образования воспитанников;
-Сборники упражнений для развития определённых умений и навыков,
необходимых для освоения материала по балетной гимнастике;
-Видеоархивы открытых занятий.
Кадровое обеспечение:
Педагог,
педагогическое
необходимую

работающий

по

образование
квалификацию,

данной

и

(или)
быть

программе,

хореографическое
способным

профессиональной

деятельности,

обладать

методологической

культуры

сформированной

и

должен

к

иметь

образование,

инновационной

необходимым

уровнем

готовностью

к

непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные
особенности детей.

Учебный план программы
№

Количество
Тема занятия

п/п

часов

1.

Вводное занятие, входной контроль

2

2.

Музыкальная грамота

5

3.

Ритмика и партерная гимнастика

20

4.

Стретчинг.

40

5.

Балетная гимнастика.

35

6.

Прыжки

26

7.

Отработка гимнастических движений

8

8.

Итоговое занятие, итоговый контроль

8

Всего:

144

13

Учебно-тематический план
Всего
Тема занятия

часов

Вводное занятие (знакомство с

2

балетной гимнастикой, с правилами
поведения и формой одежды.)

2.

Музыкальная грамота

Ритмика и партерная
гимнастика

40

(развивает гибкость, выворотность, силу и
выносливость обучающихся)

Балетная гимнастика.

6.

Прыжки

7.

35

(способствуют развитию необходимых в
хореографии групп мышц)

-

Устный
опрос

гимнастических

Проверочная
работа

-

20

5

35

Наблюдение,
замер

-

35

Проверочная
работа

26

Проверочная
работа

26

(развивает рессорную функцию стопы,
«баллона», т.е. способности задерживаться в
воздухе в определенной позе)

Отработка
движений

Входной
контроль

20

Стретчинг.

5.

1

5

(коллективно-порядковые и ритмические
упражнения, для музыкально-ритмического
и физического развития детей)

4.

1

5

(знакомит обучающихся с различиями в
размерах и характере музыкальных
произведений.)

3.

контроля

практика

п/п

Формы

теория

№

1.

Количество

-

Наблюдение

8
1

7

(репетиционная работа)

8.

Итоговое занятие

8

(итоговый контроль, задание на лето)

Всего:

144

-

8

12

132

Внутренний
экзамен
(оценочный
лист, тест)

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие (1 час теории, 1 час практики)
Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль
подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения
«учащиеся - преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка класса
для занятий и их режим. Входной контроль.

14

Тема 2. Музыкальная грамота (5 часов теории)
Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии:
веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера
мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление.
Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки.
Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для
создания образа. Самостоятельное использование музыкально-двигательной
деятельности в импровизациях.
Все упражнения представлены детям в виде игры и перевоплощения в
различных животных и сказочных персонажей.
Тема 3. Ритмика и партерная гимнастика (20 часов практики)
1. Основные положения ног: подготовительная и I позиция.
2. Наклоны головы
3. Круговые движения головой
4. Круговые движения правой и левой рукой поочерёдно
5. Круговые движения обеими руками
6. Releve, plie (подъём на полупальцы и приседания поочерёдно)
7. Ходьба на месте
8. Приставные шаги
9. Приставные шаги с хлопками в ладоши
10. Перескоки
11. Подскоки
12. Наклоны корпуса вперёд
13. Наклоны корпуса в стороны
14. Saute (прыжки на месте)
15. Прыжки в повороте по точкам
Партерная гимнастика
1. Упражнения для стоп (вытягивание и сокращение стоп)
2. Упражнения для стоп с наклонами головы
3. Упражнение для осанки (сидя поднимание рук в 3-ю позицию)
4. Упражнение для пресса (лёжа на полу поднимание ног на 90° вверх)

15

5. Упражнение для пресса (поднимание корпуса на 90°)
6. Passe (поднимание стопы до колена)
7. Developpe
8. Rond в сторону и обратно
9. Grand bettements (большие махи ног)
10. Лягушка
11. Ножницы (поперечные, продольные)
12. Положение книжечка (наклоны корпуса к ногам)
13. Упражнения лёжа на животе
14. Ножницы руками
15. Упражнения для мышц спины (поднимание рук вверх)
16. Упражнения для мышц спины (поднимание рук и ног вверх)
17. Лодочка
18. Положение сфинкс
19. Корзинка
20. Положение «кошка»
21. Grand bettements (махи назад)
22. Махи в кольцо
23. Полушпагат
24. Полушпагат с прогибом корпуса в коробочку
25. Дощечка
26. Перегибы назад
27. Шпагат продольный и поперечный и др.
Тема 4. Стретчинг (5 часов теории, 35 часов практики)
1. "Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы.
2. «Складочка" по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди,

стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их
в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки
и стопы вытягиваются.
3. Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около
носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых
ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных
суставах).
4. Наклон вперед прогнувшись, кисти на плечах, локти отведены в стороны,
взгляд перед собой.

16

5. Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз-

«поза сфинкса».
6. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.
7. "Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в
коленях, носками коснуться головы.
8. Стоя на коленях, скручивание корпуса с наклоном вправо назад, правой
рукой коснуться левой пятки, и упершись в нее, подать бедра сильно вперед.
9. Лежа на полу, battements releve lent на 90º по 1 позиции вперед.
10. Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции вперед.
11. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (в потолок),
медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию
вверх.
12. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
13. 5.Сидя на прямом "полушпагате", повернуть туловище вправо, и, с
максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая
рука отведена за спину.
14. Сидя на прямом "полушпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с
максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая
рука на левом бедре.
Тема 5. Балетная гимнастика (35 часов практики)
1.

Port de bra свободное.

2.

Подъём ноги назад на 90, вторую согнув в колене лёжа на животе.

3.

Battement tendu из I позиции лёжа на животе, на спине, вперёд, в

сторону, назад.
4.

Devellope в сторону, лёжа на боку, вперёд, лёжа на спине

5.

Экзерсис на середине зала. Руки. Позиция рук – подготовительное

положение, I и III (группировка кисти).
6.

Port de bra свободная форма, усложнённая комбинация.

7.

Port de bra 1-ая форма. Перевод рук из I –ой, II-ой, III-ей позиции под

музыку.
8.

Releve на полупальцах по свободной позиции.

9.

Plie по полувыворотной позиции.

10.

Перегибы

устойчивостью.

корпуса

в

стороны,

руки

на

поясе.

Работа

над

17

Тема 6. Прыжки (26 часов практики)
1. Temps sauté по VI и 1 позициям.
2. Подскоки на месте и с продвижением.
3. На месте перескоки с ноги на ногу.
4."Пингвинчики". Прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами.
5. Прыжки с поджатыми ногами.
6. Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.
7. "Козлик". Выполняется pas assamble, подбивной прыжок.
8. Прыжок в шпагат.
9. Подбивной прыжок в "кольцо" одной ногой.
10. Прыжок в "лягушку"
Тема 7. Отработка гимнастических движений (1 часа теории, 7 часов
практики)
 У ребят порядок строгий (координация движений и расположение в зале);
 репетиционная работа;
Тема 8. Итоговое занятие (8 часов практики)
Подведение

итогов,

рекомендации

на

лето

о

необходимости

систематического повторения элементов растяжки и основных движений
балетной гимнастики. Итоговый контроль.
Показательное выступление перед родителями.

Календарный учебный график
I полугодие – 18 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
№
п/п

Месяц

1.

Сентябрь

2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.
9.
10.

Октябрь

Число

Тема занятия

Колич
ество
часов

Форма занятия,
методы

Форма контроля

Вводное занятие. Правила поведения в зале и в учреждении, форма
одежды. Игры на сплочение. Входной контроль.
Шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг на пятках. «Складки» из
положения сидя на полу. Упражнения на формирование балетной
осанки.

2

Беседа

Устный опрос

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

Балансовые упражнения для вертикального равновесия «ласточка».
Бег с «захлёстом», голоп, «острый» бег. Вспомогательные элементы
«лодочка», «кораблик».
Упражнения для развития и укрепления мышц спины. Гибкость
позвоночника в поясничном отделе. Упражнения, способствующие
растяжке подколенных связок.

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

Трамплинные прыжки. Общая физическая подготовка. Элементы
малой акробатики. «мост» с положения лёжа.
Веселая разминка. Комплекс суставной гимнастики. Упражнения на
развитие выворотности, и гибкости стопы. Общая физическая
подготовка.
Бег с носка, «ножницы» вперёд. Упражнения доя укрепления мышц
рук. Отжимания с колена.
Позиции. Постановка корпуса, позиции ног и рук. Элемент малой
акробатики. Стойка на лопатках.
Шаги. Правильное исполнение шагов: танцевальный шаг с носка,
марш, на полупальцах, подскоки, галоп, шаг польки.
Кувырки вперед, назад, из положения стоя. Переходы в мост и выход
из положения мост. Стретчинг.

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

2

2
2
2
2

19

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Ноябрь

Веселая разминка. Упражнения на укрепление позвоночника.
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
Танцевальный бег. Правильное исполнение. Мелкий бег на
полупальцах, с поднятыми коленями, с откидыванием ног назад.
Экзерсис у станка. Постановка корпуса в I – II – III позиции; demi plie в I – II – III позиции.
Вattemen ttendu, releve. Развитие подъёма стопы. Полупальцы.
Упражнения для улучшения выворотности стопы.
Понятие «диагональ», «колонна». Перестроение, свободное
перемещение в зале.
Упражнения для тренировки равновесия. Исполнение усложненного
варианта упражнений.
Игровой стрейчинг. Упражнения для гибкости и эластичности мышц.

2

Кувырки вперед, назад, из положения стоя. Переходы в мост и выход
из положения мост. Стретчинг.
Боковой переворот «колесо». Улучшение выворотности и «шага».
Растягивание с возвышенности.
Балансовые упражнения. Упражнения на формирование балетной
стопы. Вспомогательные элементы. «Лягушка», «кораблик».
Силовая подготовка. Группировка, «тачка» (в паре), планка. Общая
физическая подготовка. Элементы «малой» акробатики.

2

Экзерсис на середине. Позиции рук, перевод рук из позиции в
позицию.
Рort de bras. Изучение I форма. Упражнение на укрепление мышц рук
и плечевого пояса.
Трамплинные прыжки. Упражнения на улучшение взъёма и
выворотности стопы.
Элементарные прыжки, развивающие прыгучесть, умение
отталкиваться от пола двумя ногами и одной на месте и в
продвижении. Подскоки, перескоки.

2

2
2
2
2
2
2

2
2
2

2
2
2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Игровое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

20

Упражнения на улучшения растяжки. Общая физическая подготовка.
Приседание. Кроссы и бег.
Кувырки вперед, назад, из положения стоя. Переходы в мост и выход
из положения мост. Стретчинг.
Элементы малой акробатики. Силовые упражнения для укрепления
мышц рук. Боковой перекат «колесо».
Упражнения для развития выворотности, силы, гибкости стопы.
Releve. Элементы «малой» акробатики. Мост.
Элементарные прыжки. Прыжки на одной ноге, прыжки с поджатыми
ногами. Упражнения для улучшения растяжки «шпагаты».

2

31.

Улучшение выворотности и «шага». Растягивание с удерживанием
руками. Балансовые упражнения (тренировка устойчивости).
Вертикальное равновесие «ласточка».

32.

26.
27.

Декабрь

28.
29.
30.

33.
34.

35.

36.

37.

Январь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

Элементы «малой» акробатики. Кувырок вперёд с колена. Силовая
подготовка. Отжимание на полу из упора лежа.
Укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения на формирование
балетной стопы. Releve.

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Анализ работы

Элементы малой акробатики. Боковые перекаты с разножкой в
полушпагат. Улучшение выворотности и «шага». Растягивание с
возвышенности.
Итоговое полугодовое занятие «Я могу!». Представление
гимнастического этюда и элементов малой акробатики.

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Анализ работы

2

Полугодовая
проверочная
работа

Балансовые упражнения. Упражнения на формирование балетной
стопы. Упражнения для развития гибкости спины в поясничном
отделе.
Силовая подготовка. Для укрепления мышц рук и спины. Общая
физическая подготовка. Стретчинг.

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Выступление
перед
родителями
Наблюдение
Устный опрос

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

2
2
2
2

2

21

38.
39.
40.
41.
42.

43.

Февраль

44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

Март

Упражнения на формирование балетной стопы. Вспомогательные
элементы. Боковая гибкость из положения лежа на спине и животе.
Элементы «малой» акробатики. Элементарные прыжки трамплины.
Общая физическая подготовка. Стретчинг.
Упражнения на укрепление мышц ягодиц. Акробатика кувырки
(вперед, назад).
Акробатика боковые перекаты с «разножкой». Гибкость спины.
«Мост». Стретчинг.
Освоение и совершенствование приемов движений. Изучение приемов
движения – пружинного, махового. Выполнение вариаций
упражнений: «резинка», «поющие руки».
Освоение и совершенствование приемов движений. Изучение приемов
движения – махового, плавного. Выполнение вариаций упражнений:
«пружинка», «мельница», «лягушка».
Кувырки вперед, назад, из положения стоя. Переходы в мост и выход
из положения мост. Стретчинг.
Упражнения для активизации и развития творческих способностей.
Условия развития находчивости, познавательной активности,
расширение кругозора. Исполнение гимнастических этюдов.
Балансовые упражнения для устойчивости опорной ноги в
вертикальном положении. Растяжка на «шпагат» с возвышения.
Элементы партерного станка plie. Элементы партерного станка releve
lent (вперёд, сторону, назад).
Гибкость спины. Упражнение на скручивание корпуса из положения
сидя. Упражнения на гибкость позвоночника.
Вattemen ttendu. Выполнение упражнений для силы и выносливости
ног, броски.
Выполнение движений: волна, спираль, уголок, прыжок.
Комбинирование движений.
Выполнение движений: Капелька, корзиночка, птичка.
Комбинирование движений.
Повтор танцевальной терминологии, закрепление пространственной

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

2

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение

2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2

22

координации. Танцы.
Подготовка к внутреннему экзамену - экзерсис в центе зала.
Отработка качества выполнения.
Подготовка к внутреннему экзамену - экзерсис в партере. Отработка
силы ног и спины.
Подготовка к внутреннему экзамену - гимнастический этюд.
Отработка силы и пластики.
Подготовка к внутреннему экзамену - аллегро и адажио. Отработка
качества выполнения.
Подготовка к внутреннему экзамену - закрепление терминологии и
изученного материала.
Внутренний экзамен.

53.
54.
55.
56.
57.
58.

59.

Апрель

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Май

2
2
2
2
2
2

Акробатика боковой переворот - «колесо». Балансовые упражнения
равновесие в сторону с захватом за пятку (у станка, на середине).
Первое port de bras. Поэтапное разучивание каждого движения по
принципу - от простого к сложному.
Passe par terre. Выполнение упражнений для выворотности стопы.
Элементарные прыжки в группировке

2

Балансовые упражнения равновесие в сторону с захватом за пятку (у
станка, на середине). Кувырки. Стретчинг.
Первое port de bras. Поэтапное разучивание каждого движения по
принципу - от простого к сложному.
Общая физическая подготовка. Упражнения на улучшение гибкости
спины. Стретчинг.
Элементы партерного станка plie, relev lent. Упражнение на
увеличение взъёма стопы.
Кувырки вперед, назад, из положения стоя. Переходы в мост и выход
из положения мост. Стретчинг.
Изолированные движения, координация движений. Выполнение

2

2
2

2
2
2
2
2

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Внутренний
экзамен
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Оценочный лист
Тест
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение

23

упражнений: круг, движения плеч и бедер. Комбинирование данных
движений для координации.
Выполнение движений: волна, спираль, уголок, вращения, прыжки.
Комбинирование движений.
Rond de jambe par terre Выполнение упражнений для выворотности
стопы, подготовка к круговым движениям к себе и от себя.
Упражнения для развития гибкости в поясничном отдела
позвоночника. Стойка на лопатках с переходом на растягивание
позвоночника.
Кувырки вперед, назад, из положения стоя. Переходы в мост и выход
из положения мост. Стретчинг.
Воспитательное мероприятие – Скоро лето! Выдача домашнего
задания на лето. Итоговый контроль.

68.
69.
70.

71.
72.
ИТОГО:

2
2
2

2
2

занятие

Устный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Игровое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Беседа
Задания на лето

144

Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, но
количество учебных недель и часов, отработанных за год, остаются неизменными.

Список информационных ресурсов
Список литературы для детей
1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия
холдинг, 2004.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
Список литературы для родителей
1. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
2. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в
дополнительном образовании. – М., 1999.
3. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
4. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.
5. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М.,
1989.
6. Информационное
сообщество
танцоров
и
хореографов
https://vk.com/gogo_to_dance
Литература для педагога
1. Ваганова А. "Основы классического танца". Искусство, 1936
2. Тарасов Н. «Классический танец». «Искусство», 1971
3. Базарова Н., Мэй В. "Азбука классического танца". Искусство, 1964
4. Колтановский А., Брыкин А. "Общеразвивающие и специальные
упражнения". М., 1973
5. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М.,
2001
6. Сивакова Д.А. «Уроки художественной гимнастики». «Физкультура и
спорт». М., 1968
7. Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина».
М., 1972
8. Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике». «Физкультура и спорт».
М., 1984
9. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ,. М., 2004
10. Образовательный
центр
для
педагогов-хореографов
https://vk.com/clubhoreograf
11. Все для хореографов https://www.horeograf.com/
12. Информационное
сообщество
танцоров
и
хореографов
https://vk.com/dancee_biz

Прыжок Бризе
Наш прыжок
Прыжки с продвижением
Подскоки низкие

Галоп с поворотом

Аллегро

Подскоки высокие

Вращение медленное
Вращение с руками
Вращения на 1 ноге
Вертушка. блинчики

Прыжки гранд жете
Прыжок Олененок
Прыжки 1,2, вместе под себя
Колесо
Кувырок простой

Кувырок назад Куколка
Колесо на локтях, панда
Выход в мост и возврат

Стойка на голове
Стойка на руках у стены
Мышка

Итого
(max: 60)

Березка
Капелька-корзинка
Ёлочка
Колечко , Ножка за и на
Кошечка-созвездие
Махи ногами, бабочка
Столик
Покатушки
Планочка
Баланс-лебедь
Мост стоя и с колен
Шпагат на пр. ногу
Шпагат на лев. ногу
Шпагат поперечный
Колечко усложненное
Мост в кольцо
Затяжка
Свечка
Снайпер
Стойка на руках
Скорпион
С. на руках в шпагат
Тик-так
Зайчик
Горизонт
Сохр-ть внимания

Итого
(max: 60)

Приложение 1

Стойка вперед в мост

Балетная акробатика

Кувырок стоя без рук

Дельфинчик

Балетная гимнастика

Кувырок стоя с руками

Работа ног

Растяжка

Прыжки через лужи

Проходка , Разминка

Ритмика и партерная гимнастика

Прыжки из 5 в 5ю

Поклон

Таблица итогового мониторинга 20
-20
уч.г.
год обучения Танцевальной студии «Лимонад», группа №
(0-2 балла на каждый критерий)

Фуэте

Ф.И.О. обучающегося

Прыжки с поворотами на 1

При измерении шпагатов: более 10 см до пола – 0 баллов, 0-5 см до пола – 1 балл, при минусовом шпагате добавляется 1 балл

Ф.И.О. обучающегося
Прыжки с поворотами на 2

№
п/п

1.
2.

№
п/п

1.
2.

Прыжки - сотэ

26

Контрольно-переводные нормативы:
№
1.

Контрольные нормативы:
Критерии оценки:
И.п. – сед ноги вместе. Наклон вперед. Фиксация «5» - плотная складка, колени прямые.
«4» - при наклоне кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые.
положения 5 секунд.
«3» - при наклоне кисти рук на линии стоп, колени прямые.
«2» - при наклоне кисти рук на линии стоп, колени согнутые.
«1» - при наклоне кисти рук не доходят до линии стоп, колени согнутые.

2.

И.п. – лежа на животе. «Колечко» - прогиб назад в упоре «5» - касание стопами лба, колени вместе.
«4» - до 5 см, колени вместе.
на руках со сгибанием ног.
«3» - 6-10 см, колени вместе.
«2» - 6-10 см, колени врозь.
«1» - более 10 см, колени врозь.
И.п. – стоя на коленях, ноги вместе, руки вверх в замок, «5» - наклон параллельно полу (90°).
локти вместе. Наклон назад параллельно полу с фиксацией «4» - наклон на 75° от вертикали.
«3» - наклон на 65° от вертикали.
положения 5 секунд.
«2» - наклон на 45° от вертикали.
«1» - наклон на 30° от вертикали.
И.п. – стоя на коленях, руки вверх. Наклон назад, взяться
«5» - касание головой ягодиц, локти прямые, колени вместе.
«4» - недостаточная складка в наклоне, согнутые руки.
за пятки. Фиксация положения 3 секунды.
«3» - недостаточная складка в наклоне, руки согнутые, колени врозь.
«2» - наклон назад руками до пола, колени вместе.
«1» - наклон назад руками до пола, колени врозь.

3.

4.

5.

И.п. – стойка ноги врозь, руки наверх. Наклон назад,
руками взяться за голени. Фиксация положения 5 секунд.

6.

Шпагаты

«5» - складка назад с прямыми руками и ногами.
«4» - складка назад с согнутыми ногами.
«3» - мост, руки к пяткам до 5 см.
«2» - мост, 6-9 см от рук до стоп.
«1» - мост, 10 и более см от рук до стоп.
«5» - полное касание пола правым и левым бедром.

27

с правой, с левой ноги.

«4» - 1-5 см от пола до бедра.
«3» - 6-10 см от пола до бедра.
«2» - 11-15 см от пола до бедра
«1» - 11-15 см от пола до бедра с заворотом бедра.

поперечный

«5» - выполнение по одной прямой
«4» - с небольшим заворотом стоп вовнутрь.
«3» - до 10 см от линии до паха.
«2» - 10-15 см от линии до паха.
«1» - 10-15 см от линии до паха с заворотом стоп вовнутрь.
«5» - <11,00 сек.
«4» - 11,01 – 12, 50 сек.
«3» - 12,51 – 14,00 сек.
«2» - 14,01 – 15,50 сек.
«1» - >15,51 сек.
«5» - <8,00 сек.
«4» - 8,01 – 9,00 сек.
«3» - 9,01 – 10,00 сек.
«2» - 10,01 – 11,50 сек.
«1» - >11,51 сек.
«5» - нога на уровне 90° и выше.
«4» - нога на уровне 80°.
«3» - нога на уровне 80°, разворот бедер, завернутая опорная нога.
«2» - нога на уровне 70°.
«1» - нога на уровне 70°, разворот бедер, завернутая опорная нога.
«5» - нога на уровне 135° и выше.
«4» - нога на уровне 120°.
«3» - нога на уровне 110°.
«2» - нога на уровне 110°, разворот бедер, завернутая опорная нога.
«1» - нога на уровне 100°.

7.

И.п. – лежа на спине, руки скрестно на груди, локти
прижаты к туловищу, ноги согнуты. Выполнить на
скорость поднимание туловища в положение сед и
обратно, 10 раз (спина прямая).

8.

И.п. – лежа на животе, руки к плечам, ноги вместе
прямые. Выполнить на скорость поднимание туловища до
условной вертикали и обратно 10 раз. Затылок гимнастки
должен находиться над крестцом.

9.

Равновесие на одной ноге, свободная нога прямая вперед,
в сторону или назад (на выбор) без помощи рук.
Выполняется с правой и левой ноги, фиксация 5 сек.

10. Равновесие на одной ноге, свободная нога вперед, в
сторону или назад (на выбор) с помощью руки или обеих
рук. Выполняется с правой и с левой ноги, фиксация 5 сек.

28

11. Поворот на одной ноге на 360°, свободная нога, согнутая «5» - поворот выполнен на 360° с четкой фиксацией положения свободной ноги,
вперед, носок у колена опорной ноги. Выполняется с без падения.
правой и с левой ноги.
«4» - поворот выполнен на 360 °с нечеткой фиксацией свободной ноги.
«3» - поворот выполнен менее чем на 360°.
«2» - поворот выполнен менее чем на 360° с нечеткой фиксацией свободной
ноги.
Простые прыжки со скакалкой или бег через скакалку, «1» - поворот выполнен нечетко с падением.
вращая ее вперед за 20 сек.
«5» - 25 раз и <
12.
«4» - 24-21 раз.
«3» - 20-18 раз.
«2» - 17-14 раз.
«1» - 13 и > раз.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».