шахматный стратег

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы»
работает «Шахматный клуб», в котором занимаются дети с 5 до 18 лет по
образовательным программам:
- «Теоретические и практические основы шахматной игры» (5-8 лет)
- «Стратегия и тактика шахматной игры» (9-17 лет)
- «Шахматный стратег» (5-16 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматный стратег»
имеет

физкультурно-спортивную

направленность.

Учебный

материал

программы направлен на этап базовой подготовки шахматистов.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий,

особенно

большое

значение

приобретает

способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия
шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития
детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать
выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают
всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей
всех возрастов и профессий в любой части Земли. Шахматы доступны людям
разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые
предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы часть мирового культурного пространства.
Программа предназначена для преподавания шахмат в школах, дворцах и
домах детского творчества и рассчитана на тренеров, преподавателей и
руководителей кружков, ведущих работу с начинающими юными
шахматистами.
Программа предполагает, что занимающиеся знают ходы фигур, понимают
цель игры, но более сложные правила игры им не знакомы.
На занятиях уделяется должное внимание самостоятельной работе над

шахматной литературой и совершенствованием своего шахматного
мастерства. Педагог должен помнить, что его цель не только дать учащимся

определённую сумму знаний, но главное – привить любовь к шахматам и
самостоятельной, постоянной работе над совершенствованием своего
шахматного мастерства.

Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности

ребенка,

совершенствование

его

интеллектуального

мыслительных

операций.

и

духовного

Занятия

в

развития,

объединении

позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе усвоения программы.
Большой опыт, накопленный как в нашей стране, так и во многих других
странах, позволяет сказать, что обучение детей игре в шахматы является
эффективным

средством

повышения

успеваемости

и

отдельных

интеллектуальных способностей, таких как внимание, память, способствует
развитию

логического

мышления

и

пространственного

воображения,

содействует гармоничному развитию личности и культуры труда.
Актуальность программы
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и

их родителей, ориентирована на

эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат
через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению
активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
дополнительного

образования,

выявляя

и

развивая

индивидуальные

способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Образовательная
составлена

на

основе

программа
типовых

по

шахматам

программ

«Шахматный

подготовки

разрядников «Программы для внешкольных учреждений и

стратег»

шахматистов

-

общеобразовательных школ. Спортивные кружки и шахматы» с учетом
многолетнего опыта работы по подготовке начинающих шахматистов.
Учебный материал программы направлен на

подготовку шахматистов,

имеющих спортивные шахматные разряды.
Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шахматный стратег»

разработана в соответствии со следующими

нормативно – правовыми документами:
- ФЗ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Письмо Минобразования России от 11.12 2006 г. № 06 – 1844 «О
примерных требованиям к программам дополнительного образования детей»;
-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

//Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам//Приказ Министерства
образования и науки РФ от 09.11.2018 №196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
года № 09-3242
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
-

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиН

2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
- Распоряжение Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г.
№ 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022
годах»;
- Устав учреждения.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы» в
помещении клуба по месту жительства «Парус». Возможно реализовывать

данную программу на базе других образовательных организаций, так как она не
требует специального оснащения и оборудования.
Целью данной программы является привитие учащимся интереса и
любви к шахматной игре, к самостоятельной работе при совершенствовании
шахматного мастерства.
Образовательные:
- изучить Шахматный кодекс ФИДЕ, правила шахматной игры
- изучить историю развития шахмат, великих шахматистов
- изучить основные характеристики дебютных, миттельшпильных и
эндшпильных принципов;
- научить использованию полученных знаний в процессе игровой
практики за шахматной доской;
- научить стратегическим и тактическим приемам игры в шахматы,
основным принципам шахматной композиции
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной
задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
Воспитательные
-Воспитывать,

усидчивость,

целеустремленность,

волю,

организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии
решений.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она имеет базовый уровень, являясь продолжением в обучении игре в
шахматы. В процессе обучения по программе дети расширяют знания об
истории шахмат, великих шахматистах, развивают и совершенствуют свои
умения и навыки в шахматной игре.

Педагогическая

целесообразность

обучения

по

программе

осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала
-

Принцип

комплексной

реализации

целей:

образовательных,

развивающих, воспитывающих
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
- Принцип наглядности
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта деятельности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение дошкольниками основ шахматной игры.
Программа

основана

на

игровом

методе

индивидуальных особенностей воспитанников.

с

учетом

возрастных

и

Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы» и
является базовым этапом в обучении игре в шахматы.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы
практическая и творческая часть программы преобладала над теоретической.
Это способствует более успешному освоению программы и закреплению
пройденного материала.
При изучении каждой новой темы сначала идет теоретическая часть,
затем практическая на отработку практических навыков игры, выполнения
различных приемов, закрепление результата.
Изложение теоретического материала проходит в виде беседы или лекции
с использованием разнообразного дидактического материала – различных
дидактических

игр,

мультимедийных

презентаций,

демонстрации

видеосюжетов и наглядных пособий. Практическая часть проходит в форме
практической игры. Образовательный процесс предусматривает освоение
программы по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к
определенным приемам и базовым знаниям на более высоком и сложном
уровне. Все задания по сложности соответствуют детям

определенного

возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает
уверенность в себе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения
программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога
каждому ребенку. На протяжении всего учебного года педагог индивидуально
сопровождает каждого обучающегося, помогая ему в освоении программы.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод

проблемного

обучения.

Разбор

партий

мастеров

разных

направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Учебный

год

для

обучающихся

объединения

заканчивается

соревнованиями, которые показывают результаты обучения за год.
Характеристика обучающихся по программе.
Программа «Шахматный стратег» адресована детям среднего и старшего
школьного возраста с 5 до 16 лет. В объединение принимаются дети с 5 лет,
умеющие играть в шахматы.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью

12

человек.

Количественный

состав

групп

является

постоянным. Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и
разновозрастной состав групп.
Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В школьном возрасте конкретно-образное мышление все больше уступает
место абстрактному. Для подросткового возраста гораздо интереснее процесс
мышления. Характерные черты подростков - пытливость ума и жадное
стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с
разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год
составляет 108 часов.
Дополнительная образовательная

программа «Шахматный стратег»

предполагает поэтапное освоение материала, материал преподается по темам:
Шахматная игра, материал и средства.
Некоторые правила шахматной игры.
Практические советы шахматистам.
Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации.

Дебют и его характеристика.
План и комбинация в миттельшпиле.
От миттельшпиля к эндшпилю.
Различные фигурные окончания.
Шахматная композиция (задачи и этюды).
Организация, квалификация и судейство соревнований.

Формы и режим занятий по программе
Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе
реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и практический
модуль.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями
детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на
интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется
индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения итогов
по каждому разделу программы и по окончании освоения программы
проводятся турниры или соревнования.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2
часа.

Планируемые результаты реализации программы.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы

«Шахматный

стратег»

в

результате

освоения

содержания

программы
Обучающиеся должны
Знать:
 основы шахматного кодекса ФИДЕ, правила шахматной игры;
 историю развития шахмат, великих шахматистов;
 основные

характеристики

дебютных,

миттельшпильных

и

эндшпильных принципов;
 идеи основных стратегических и тактических приемов;
 основные принципы шахматной композиции;
Уметь:
 пользоваться простейшими принципами реализации материального
преимущества;
 правильно осуществлять переход от одной стадии шахматной партии к
другой (от дебюта к миттельшпилю, от миттельшпиля к эндшпилю);
 участвовать в квалификационных шахматных турнирах, осуществлять
функции помощников судей на шахматных соревнованиях;
 самостоятельно

пользоваться

шахматной

литературой

и

совершенствовать своё мастерство.
Формы аттестации/контроля
Аттестация

обучающихся

является

неотъемлемой

частью

образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально
оценить результативность их совместной деятельности, уровень развития
способностей и личностных качеств ребенка в соответствии с прогнозируемым
результатом. Контроль в обучении осуществляется в виде предварительного
(входного), текущего и итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном
занятии с целью выявления уровня начальных знаний. На основании

полученной информации выявляется готовность к усвоению материала по
программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос,
тестирование, тренировочные игры. На протяжении процесса обучения
отслеживается
выполнения

эффективность
практических

работы

заданий

обучающихся
по

каждой

по

результатам

теме,

способность

самостоятельно выполнять практическое задание.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде
соревнований. Цель итогового контроля – выявление результатов обучения,
определение качества приобретенных знаний и умение применять их на
практике. На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за
результатами освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шахматный стратег» (приложение 1).
Оценочные материалы.
В конце обучения обучающиеся выполняют контрольные работы на
знание теоретического и практического материала:
Нормативные требования:
1. Знать

основы

шахматного

кодекса, уметь

записывать

партию.

Определять цвет полей шахматной доски по названным координатам
«вслепую».
2. Знать историю развития шахмат.
3. Показать знания дебютных принципов.
4. Уметь определять названия и идеи основных тактических приемов.
5. Владеть принципами реализации материального преимущества.
6. Уметь ставить мат одинокому королю: ферзем, ладьей, двумя слонами.
7. Участвовать в квалификационных турнирах.
Учебный план Программы
№
п/п

Тема занятий

1.
2.

Вводное занятие – «Вступительная беседа о шахматах».
Шахматная игра, материал и средства.

Всего
часов
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Некоторые правила шахматной игры.
Практические советы шахматистам.
Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации.
Дебют и его характеристика.
План и комбинация в миттельшпиле.
От миттельшпиля к эндшпилю.
Различные фигурные окончания.
Шахматная композиция (задачи и этюды).
Организация, квалификация и судейство соревнований.
Заключительное занятие – «Шахматы в настоящем и
будущем».
Всего:

3
5
15
15
15
15
15
15
5
3
108

Учебно –тематический план программы
№
п/п

Тема занятий

1.

Вводное занятие –
«Вступительная беседа о
шахматах».
Шахматная игра, материал
и средства.
Некоторые правила
шахматной игры.
Практические советы
шахматистам.
Сравнительная сила
фигур. Понятие о
комбинации.
Дебют и его
характеристика.
План и комбинация в
миттельшпиле.
От миттельшпиля к
эндшпилю.
Различные фигурные
окончания.
Шахматная композиция
(задачи и этюды).
Организация,
квалификация и судейство
соревнований.
Заключительное занятие –
«Шахматы в настоящем и
будущем».

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

Всего:

Всего Теория
часов
1
1

Практика

1

1

0

3

1

2

5

2

3

15

10

5

15

10

5

15

10

5

15

10

5

15

10

5

15

10

5

5

2

3

3

1

2

108

68

40

0

Формы
контроля
Входной
контроль
Оценочный
зачёт
тестирование
Участие в
соревнованиях
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Контрольные
игры
Оценочный
зачёт
тестирование
Участие в
соревнованиях,
турниры
Оценочный
зачёт,
итоговый
контроль

Содержание учебного плана
1.

Вводное занятие (1 ч).

Теория: Инструктажи. Правила поведения. Требования к обучающимся.
План работы на учебный год. Вступительная беседа педагога с учащимися о
шахматах.

2.

Шахматная игра, материал и средства (1ч)

Теория (1ч) Свойства фигур и пешек, их передвижение по горизонталям,
вертикалям и диагоналям. Ход коня. Превращение пешки. Сила фигур в
абсолютном численном выражении (пешка – единица). Ферзь, сильнейшая
фигура, примерно равна двум ладьям (ладья – 4 единицы). Слон и конь –
каждый примерно равен трём единицам.

3.

Некоторые правила шахматной игры (3ч)

Теория (1ч). Сделанный ход не может быть взят обратно и заменён
другим ходом. Тронутой фигурой надо ходить. Объявление вслух шаха королю
не обязательно. Сыгранные партии рекомендуется записывать, показывать их
педагогу (тренеру), анализировать самому.
Практика (2ч) решение задач.

4.

Практические советы шахматистам (5ч)

Теория (2ч) Нельзя рассчитывать на плохую игру (просмотр) соперника.
Не использовать сильные фигуры (ладью, ферзя) в начале партии. Обдумывать
каждый ход, не играть без определённого плана. Уводить короля в безопасное
место (делать рокировку). Видеть и не бояться угроз и шахов со стороны
противника, но и самому не делать бесцельных шахов и угроз сопернику.
Практика (3ч) решение задач.

5.

Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации (15ч)

Теория (10ч) Отличие сравнительной (относительной) силы фигур от
абсолютной (первоначальной) силы. Комбинация и её цели: мат королю,
достижение материального преимущества или форсированная ничья. Варианты
(продолжения) комбинации.
Практика (5ч) решение задач, тренировочные игры

6.

Дебют и его характеристика (15ч)

Теория (10ч) Дебют и его классификация: открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты. Понятие гамбита в дебютах. Основные дебютные принципы:
гармоничное взаимодействие фигур, не делать бесцельных ходов, захватывать
оперативный простор и расставлять фигуры в центре доски, следить за
пешечной конфигурацией (расположением пешек), достигать позиционного
преимущества в дебюте, готовясь к переходу в миттельшпиль.
Практика (5ч) тренировочные игры, решение задач

7.

План и комбинация в миттельшпиле (15ч)

Теория (10 ч) План направлен на развитие фигур и пешек, на овладение
инициативой и использование преимущества в позиции. Правильная оценка
позиции в миттельшпиле: расположение короля и пешек, подвижность и
взаимодействие фигур, открытые линии, слабость и сила отдельных полей
(пунктов), атака и защита, угрозы и контругрозы.
Практика (5ч) тренировочные игры, решение задач

8.

От миттельшпиля к эндшпилю (15ч)

Теория (10ч) Классификация эндшпиля: пешечные, легкофигурные,
ладейные, ферзевые. Основные принципы игры в легкофигурных эндшпилях:
конь обычно сильнее слона в запертых позициях, а слон сильнее коня в
открытых позициях; при создании неподвижной пешечной цепи надо
расставлять свои пешки на поля, противоположные цвету слона; окончание с
разноцветными слонами ведёт к ничьей, а со слонами одного цвета к победе
одной из сторон.
Практика (5ч) тренировочные игры, решение задач

Различные фигурные окончания (15ч)

9.

Теория (10ч) Роль короля и пешек в эндшпиле. Использование
материального преимущества в конце партии (при фигурах и пешках). Слон
или конь против ладьи (без пешек) обычно делает ничью. Ладья против пешек
(далеко продвинутых) при отдалённых королях. Ферзь против пешки. В каких
случаях выигрыш и в каких ничья (центральная или проходная пешка).
Практика (5ч) тренировочные игры, решение задач
10. Шахматная композиция (задачи и этюды) (15ч)
Теория (10ч) Понятие шахматной композиции. Требования к шахматной
задаче: единственность решения, решение задачи путём обычных ходов,
экономичность ходов, не должно быть лишних фигур, решение не начинается с
шаха или взятия фигуры. Понятие шахматного этюда. Отличия этюда от задачи
(число ходов не указано, первый ход может начинаться с шаха или взятия).
Практика (5ч) тренировочные игры, решение задач
11. Организация, квалификация и судейство соревнований (5ч)
Теория (2ч) Организация, квалификация и судейство шахматных
соревнований в РФ. Вопросы квалификации. Спортивные звания и разряды по
шахматам.

Шахматный

кодекс

ФИДЕ

и

его

основные

положения,

обеспечивающие правильное и чёткое проведение шахматных соревнований.
Практика (3ч) организация и проведение соревнований, судейство
12. Заключительное занятие (3ч)

Теория(1ч) «Шахматы в настоящем и будущем».
Практика (2ч) Подведение итогов за год. Итоговый контроль.

Календарный учебный график
месяц

Форма занятия

сентябрь

Беседа,
инструктаж

сентябрь

Беседа,
практические
задания

1

сентябрь

Лекция,
практические
задания

3

сентябрь

Консультация,
практические
задания

5

октябрь

Лекция, беседа,
практические
задания

15

октябрь

Лекция,
практические
задания

15

Кол-во
часов
1

тема
1.Вводное занятие. Инструктажи. Правила поведения. Требования к
обучающимся. План работы на учебный год. Вступительная беседа педагога с
учащимися о шахматах.
2.Шахматная игра, материал и средства. Свойства фигур и пешек, их
передвижение по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Ход коня.
Превращение пешки. Сила фигур в абсолютном численном выражении (пешка
– единица). Ферзь, сильнейшая фигура, примерно равна двум ладьям (ладья –
4 единицы). Слон и конь – каждый примерно равен трём единицам.
3.Некоторые правила шахматной игры. Сделанный ход не может быть взят
обратно и заменён другим ходом. Тронутой фигурой надо ходить. Объявление
вслух шаха королю не обязательно. Сыгранные партии рекомендуется
записывать, показывать их педагогу (тренеру), анализировать самому.
4.Практические советы шахматистам. Нельзя рассчитывать на плохую игру
(просмотр) соперника. Не использовать сильные фигуры (ладью, ферзя) в
начале партии. Обдумывать каждый ход, не играть без определённого плана.
Уводить короля в безопасное место (делать рокировку). Видеть и не бояться
угроз и шахов со стороны противника, но и самому не делать бесцельных
шахов и угроз сопернику.
5.Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации. Отличие
сравнительной (относительной) силы фигур от абсолютной (первоначальной)
силы. Комбинация и её цели: мат королю, достижение материального
преимущества или форсированная ничья. Варианты (продолжения)
комбинации.
6.Дебют и его характеристика. Дебют и его классификация: открытые,
полуоткрытые и закрытые дебюты. Понятие гамбита в дебютах. Основные
дебютные принципы: гармоничное взаимодействие фигур, не делать
бесцельных ходов, захватывать оперативный простор и расставлять фигуры в
центре доски, следить за пешечной конфигурацией (расположением пешек),
достигать позиционного преимущества в дебюте, готовясь к переходу в
миттельшпиль.

Место
проведения
Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»

Форма
контроля
Опрос,
входной
контроль.
Оценочный
зачёт

Клуб
«Парус»

тестирование

Клуб
«Парус»

Участие в
соревнования
х

Клуб
«Парус»

Контрольные
игры

Клуб
«Парус»

Контрольные
игры

ноябрь

Лекция, беседа,
практические
задания

15

декабрь

Лекция, беседа,
практические
задания

15

январь

Лекция,
практические
задания

15

февраль

беседа,
практические
задания

15

Март-май

Консультация,
встреча с
ведущим
шахматистом

5

май

Беседа,
консультация

3

Итого:

108

7.План и комбинация в миттельшпиле. План направлен на развитие фигур
и пешек, на овладение инициативой и использование преимущества в
позиции. Правильная оценка позиции в миттельшпиле: расположение короля
и пешек, подвижность и взаимодействие фигур, открытые линии, слабость и
сила отдельных полей (пунктов), атака и защита, угрозы и контругрозы.
8.От миттельшпиля к эндшпилю. Классификация эндшпиля: пешечные,
легкофигурные, ладейные, ферзевые. Основные принципы игры в
легкофигурных эндшпилях: конь обычно сильнее слона в запертых позициях,
а слон сильнее коня в открытых позициях; при создании неподвижной
пешечной цепи надо расставлять свои пешки на поля, противоположные цвету
слона; окончание с разноцветными слонами ведёт к ничьей, а со слонами
одного цвета к победе одной из сторон.
9.Различные фигурные окончания. Роль короля и пешек в эндшпиле.
Использование материального преимущества в конце партии (при фигурах и
пешках). Слон или конь против ладьи (без пешек) обычно делает ничью.
Ладья против пешек (далеко продвинутых) при отдалённых королях. Ферзь
против пешки. В каких случаях выигрыш и в каких ничья (центральная или
проходная пешка).
10.Шахматная композиция (задачи и этюды). Понятие шахматной
композиции. Требования к шахматной задаче: единственность решения,
решение задачи путём обычных ходов, экономичность ходов, не должно быть
лишних фигур, решение не начинается с шаха или взятия фигуры. Понятие
шахматного этюда. Отличия этюда от задачи (число ходов не указано, первый
ход может начинаться с шаха или взятия).
11.Организация, квалификация и судейство соревнований. Организация,
квалификация и судейство шахматных соревнований в РФ. Вопросы
квалификации. Спортивные звания и разряды по шахматам. Шахматный
кодекс ФИДЕ и его основные положения, обеспечивающие правильное и
чёткое проведение шахматных соревнований.
12.Заключительное занятие – «Шахматы в настоящем и будущем».
Подведение итогов за год.

Клуб
«Парус»

Контрольные
игры

Клуб
«Парус»

Контрольные
игры

Клуб
«Парус»

Оценочный
зачёт

Клуб
«Парус»

тестирование

Клуб
«Парус»

Участие в
соревнования
х, турниры

Клуб
«Парус»

Оценочный
зачёт,
итоговый
контроль

Условия реализации программы.
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, имеющий опыт игры в шахматы.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят на базе клуба по месту жительства «Парус» в учебном
кабинете. Помещение отвечает всем требованиям, имеется необходимая мебель
и специальное оборудование: Столы, стулья, шахматы, шахматные доски,
шахматные часы, шахматная демонстрационная доска, компьютер в сборе,
обучающая программа.













Методическое обеспечение:
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
план учебно-воспитательной работы на учебный год.
журнал учета работы детского объединения.
фотографии, ксерокопии, видеофильмы, презентации.
журналы периодических изданий
методические папки по разделам программы: таблицы, раздаточный
материал
папки с проектами, рефераты, исследовательские работы, материалы
научно-практических конференций.
дидактические игры.
Турнирные таблицы
Схемы комбинаций
Стенд «Великие шахматисты», Стенд «Турнирные таблицы»
Страничка объединения Вконтакте https://vk.com/club182483271

Список информационных ресурсов.
Литература для педагога
1. Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки шахматистов разрядников. Москва, 2007.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. Москва,
1988.
3. Блох М. Комбинационное искусство. Москва, 1993.
4. Зак В. Пути совершенствования. Москва, 1981.

5. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. Москва, 1983.
6. Нимцович А. Моя система. Москва, 1974.
7. Пожарский В. Шахматный учебник. Ростов-на-Дону, 2008
8. Костров В. Шахматы в школе. Учебник 1.2 классы. Санкт-Петербург, 2018
9. Карпов А., Калиниченко Н. Начальный курс дебютов. Москва, 2019
10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Спортивные кружки и шахматы. Москва «Просвещение», 1986 год. 430 с.
11. Бронштейн Д.И. Самоучитель шахматной игры. Москва «Физкультура и
спорт», 1987 год. 248 с.
12. Дворецкий М. и А.Юсупов. Школа будущих чемпионов. Издательство:
«Фолио» Харьков, 1997 год. 272 с.
13. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. Москва «Физкультура и спорт», 1986 год.
288с. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии.
Издательство: Народное образование, 1998 год. - 256 с.
14. Голенищев В.Е.- Подготовка юных шахматистов IV-III разрядов Москва.
«Московская правда», 1969 год, - 61 с.
15. Гик Е.А. Беседы о шахматах. Москва «Просвещение», 1985 год. - 160 с.
16. Диск программа «Шахматная школа». Издательство: АО
«ИнформСистемы» 1999 год.
17. Диск программа «Шахматная школа для подготовки IV-II разряда».
Издательство: АО «ИнформСистемы» 1999 год.
Для детей и родителей
1. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов,
А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
2. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] /
В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
3. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. —
СПб.: Питер, 2009;
4. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор Хенкин.
— М.: Астрель: АСТ, 2008;

1.

Интернет-ресурсы
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы
онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

2.

Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

3.

Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

Приложение 1
Карты наблюдения за результатами освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
« Шахматный стратег»
Вид диагностики (итоговая)
№ ФИО обучающегося

Участие Судейство
Средний
История Шахматный
в
Соревнований, балл
шахмат кодекс
турнирах турниров

1.
2.
3.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

Оценка результатов
№

Показатели

Уровень

Баллы

Высокий: знает даты, ФИО спортсменов
Средний: знает не все даты и ФИО спортсменов
Низкий: не знает
Высокий: знает, применяет

2
1
0
2

1

История шахмат

2

Шахматный кодекс Средний: знает, слабо применяет

3

4

Судейство
соревнований и
турниров
Соревнования ,
турниры

1

Низкий: не знает, не применяет

0

Высокий: самостоятельно проводит судейство

2

Средний: проводит судейство с помощью педагога

1

Низкий: не проводит судейство

0

Высокий: занял 1-3 место
Средний: принял участие

2
1

Низкий: не принимал участие

0

Подведение итогов:
Средний балл – 6-8 высокий уровень
Средний балл – от 4-6 – средний уровень
Средний балл – от 0 до 3 – низкий уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».