спортивное судомоделирование на 4 года

Пояснительная записка
На базе клуба «Парус» ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1
г.Коряжмы» уже много лет работает судомодельная секция. В секции занимаются
мальчишки с 7 до 17 лет. Образовательный процесс организован по нескольким
программам:
- «Плыви, кораблик» (7-9 лет)
- «Юный корабел» (9-13 лет)
- «Спортивное судомоделирование» (13-17 лет).
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Спортивное судомоделирование» имеет техническую направленность.
Судомоделизм – один из популярных технических видов спорта. В
современных условиях, когда требуются на производствах специалисты инженернотехнических профессий, судомоделизм способствует развитию необходимых знаний,
умений и навыков для освоения данных профессий.
Актуальность Программы состоит в том, что отвечает потребностям
современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение
проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
На протяжении многих лет на базе клуба месту жительства «Парус» работают
технические кружки, в том числе судомодельная секция, которые помогают молодым
людям получить технические умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни,
в том числе для службы в Вооруженных Силах РФ.
Программа имеет профориентационную направленность на технические и
инженерные специальности и очень востребована у мальчишек и их родителей.
На основании распоряжения Министерства образования и науки
Архангельской области от 16 июля 2018 № 1109 Дом детского творчества города
Коряжмы определен технозоной Детского Арктического Технопарка Архангельской
области. Работа по данной программе направлена на реализацию основных
направлений развития дополнительного образования в рамках технозоны.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
• Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями от
14.07. 2022 № 295-ФЗ) ,
• Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-Р);
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629)
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

• Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. №
296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242;
•
Уставом учреждения.
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
технической направленности и спецификой работы учреждения.
Программа реализуется на базе клуба по месту жительства «Парус» ФДОД
«Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы», так как требует
специального оборудования и оснащения.
Целью данной программы является развитие технических способностей
обучающихся через обучение основам спортивного судомоделирования.
Задачи программы:
обучающие
• Расширить знания о современном Российском флоте
 Дать знания по физическим основам плавания судов, основам судостроения
и судовождения
• Обучить простейшим практическим приемам чтения и построения
чертежеймоделей
 Обучить простейшим технологиям самостоятельной постройки разного типа
моделей с электрическим двигателем
 Научить выполнять расчеты при проектировании модели
воспитательные:
• осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в объединении
• воспитывать средствами технического творчества: трудолюбие, прилежание,
упорство в достижении цели
• приучать,
работая
в
коллективе, строить
товарищеские,
партнерские отношения
• воспитывать самостоятельность в техническом творчестве.
развивающие:
• развивать технические способности детей
• развивать устойчивый интерес к техническому творчеству
• развивать
логическое, пространственное,
абстрактное
и
конструкторское мышление и воображение
• развивать глазомер и навыки практической работы
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
программа «Спортивное судомоделирование» является продвинутым этапом в
обучении судомоделизму. На занятиях углубляются и расширяются имеющиеся
знания, формируются более сложные навыки и умения, в том числе, работа на
различных станках и оборудовании. Кружковцы принимают участие в городских и
областных соревнованиях. Проводятся мероприятия по профориентации
обучающихся, встречи с моряками, экскурсии в учебные заведения.

Педагогические принципы реализации программы
Занятия судомоделизмом - это прежде всего технологическое образование,
которое способствует формированию у воспитанников универсальных методов
познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности. Занятия в
объединении организованы для ребят на доступном уровне и учитывают их возможности и возрастные особенности.
Программа составлена по принципу от простого к сложному с постепенным
нарастанием сложностей и применяемым для этого материалов и инструментов.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется на базе клуба по месту жительства «Парус» и является
продвинутым этапом в обучении судомоделированию. Процесс обучения имеет
несколько этапов.
В первый год обучения по программе «Плыви, кораблик» дети познакомились
с простыми моделями, выполняя в основном модели по готовым разверткам.
По программе «Юный корабел» обучающиеся расширяют знания по технике,
по основам судостроения и методике проведения несложных технических расчётов,
учатся работать ручным слесарным и столярным инструментом, выполнять
простейшие операции на станках.
Завершающим этапом занятий в кружке является обучение по программе
«Спортивное судомоделирование»; когда строятся сложные спортивные модели,
проводится практика в бассейне, открытой воде и проходит много соревнований.
Основные методы проведения занятий в кружке: теоретическая, практическая
работа и соревнования. Ребята получают теоретические знания, формируют
соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими,
соревнуются между собой.
Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих основных
этапов:
1.
Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
2.
Подбор инструментов и оборудования.
3.
Заготовка и первоначальная обработка материалов.
4.
Изготовление моделей по индивидуальным планам.
5.
Отделка моделей.
6.
Регулировка и пробные запуски.
7.
Устранение выявленных недостатков.
8.
Соревнования с изготовленными моделями разного уровня сложности.
Учебный процесс в объединении судомоделирования строится таким образом,
чтобы практическая работа преобладала над теоретической подготовкой.
Основной метод проведения занятий в кружке - практическая работа, как
важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Теоретические сведения
сообщаются обучающимся в объединении фронтально в форме бесед небольшой
продолжительности (около 10-15 минут) с индивидуальными пояснениями по ходу
работы, в течение которых происходит пополнение словарного запаса ребят
специальной терминологией и практическими навыками.
Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями
по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо

развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере
необходимости применения его на практике.
При проведении занятий используется также метод работы с технической и
справочной литературой.
Адресат Программы
Программа предусматривает работу с детьми от 13 лет до 17 лет. В объединение
принимаются все желающие с 13 лет без специального отбора после освоения
программы «Юный корабел», возможно обучение с нуля. Главным условием приема
в коллектив является повышенный интерес и желание заниматься
судомоделированием.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 10 человек. Количественный состав групп является постоянным.
Группы формируются по возрастам и уровню подготовки обучающихся, возможен
разнополый и разновозрастной состав групп.
Программа занятий рассчитана на подростков от 13 до 17 лет. Программа
построена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Обучающиеся данного возраста уже более осмыслены в выборе вида
деятельности, нацелены на результат, обладают творческим и конструктивным
мышлением. Поэтому им предлагаются более сложные модели, нередко включающие
кропотливый, требующий терпения труд. Так же в этот период появляется еще один
немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток начинает ценить свои
отношения со сверстниками. Поэтому отношения в коллективе для него могут иметь
очень большое значение в обучении. Важно создать для подростков непринужденную
с одной стороны, и рабочую, творческую атмосферу в коллективе – с другой стороны.
Опыт старших товарищей и авторитет педагога в мужском коллективе помогает
решать личностные проблемы в подростковом возрасте.
Проводится работа по вовлечению детей из семей группы риска; детей,
состоящих на внутришкольном учете.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество часов в год - 132 часа.
Содержание материала программы построено от простого к сложному: сначала
изучение принципов судостроения, затем изготовление модели, в конце обучения –
соревнования. Изучаемый материал разделен на темы.
Формы и режим занятий по программе
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности: в ходе реализации программы сочетается
групповая, индивидуальная и фронтальная работа. Занятия включают теоретический
и практический материал.
Формы работы
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных
бесед продолжительностью не более 10-15 минут на каждом занятии. Это беседы с
одновременной демонстрацией деталей, приборов, опытов; с вопросами и ответами.

Практическая. Реализация приобретенных теоретических знаний при
изготовлении модели.
Индивидуальная. Разновозрастный коллектив предполагает разно уровневое
обучение, поэтому задания подбираются индивидуально каждому с тем, чтобы
обеспечить успешность их выполнения.
Проектная. Предусматривает работу по персональным проектам.
Кроме перечисленных форм проводятся соревнования.
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Постоянно проводятся инструктажи по безопасной работе с различными
инструментами и материалами.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации
предстоящей деятельности. Получение изакрепление новых знаний.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение
итогов занятия. Рефлексия.
Планируемые результаты первого года обучения
После освоения программы обучающиеся
должны знать:
 классификацию кораблей ВМФ и судов гражданского флота
 общие правила проведения соревнований по судомодельному спорту
 начальные
основы самостоятельного конструирования простейших
элементов модели
 простейшие методы расчета упрощенных конструкций, деталей и узлов
модели
 технические приемы изготовления узлов и деталей плавающих моделей
 виды приборов радиоуправления
 безопасные приемы работы с оборудованием и станками
должны уметь:
- разрабатывать чертежи простейшей модели
 вносить изменения в чертеж модели и архитектуру корабля, судна
 изготавливать корпус модели различными способами (долбленый, наборный,
стеклопластиковый)
 изготавливать не сложные детали и узлы с использованием инструмента и
станков
 заряжать источники питания (аккумуляторные батареи)
 оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим ребятам
 оказывать помощь в проведении соревнований и судействе
Планируемые результаты второго года обучения
После освоения программы обучающиеся

должны знать:

самостоятельно классифицировать корабли ВМФ и суда гражданского флота
 единую классификацию моделей и правила проведения соревнований по
судомодельному спорту в классе моделей- копий
 основы конструирования и проектирования корпусов моделей
 методы простейшего расчета конструкций, деталей и узлов модели
 технические приемы изготовления деталей и узлов плавающих моделей
средней сложности
 использование приборов радиоуправления в судомоделях различных типов
 безопасные приемы работы с оборудованием и станками
должны уметь:
- разрабатывать простейшие чертежи спортивной модели, выполнять
простейшие расчеты весовой нагрузки (водоизмещение)
 вносить изменения в чертеж модели и архитектуру корабля, судна 
 изготавливать корпус модели различными способами (долбленый, наборный,
стеклопластиковый,)
 изготавливать детали и узлы средней сложности с помощью инструмента и
на станках
 заряжать источники питания (аккумуляторные батареи)
 оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим ребятам
 участвовать в проведении соревнований и осуществлять судейство 
Планируемые результаты третьего года обучения
После освоения программы обучающиеся
должны знать:

самостоятельно классифицировать корабли ВМФ и суда гражданского флота
 единую классификацию моделей и правила проведения соревнований по
судомодельному спорту в классе моделей- копий и других спортивных классов
 основы конструирования и проектирования спортивных моделей 
 методы простейшего расчета конструкций, деталей и узлов модели
 технические приемы изготовления деталей и узлов плавающих моделей
повышенной сложности
 использование приборов радиоуправления в судомоделях различных типов
 безопасные приемы работы с оборудованием и станками
должны уметь:
- разрабатывать простейшие чертежи спортивной модели, выполнять
простейшие расчеты весовой нагрузки (водоизмещение)
 вносить изменения в чертеж модели копии корабля, судна
 изготавливать корпус модели различными способами (долбленый, наборный,
стеклопластиковый, 3Д технологичный)
 изготавливать детали и узлы средней сложности с помощью инструмента и
на станках
 заряжать источники питания (аккумуляторные батареи)
самостоятельно производить замену бортового питания
 оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим кружковцам 



участвовать в проведении соревнований и осуществлять судейство первого

уровня
Планируемые результаты четвертого года обучения


После освоения программы обучающиеся
должны знать:

самостоятельно классифицировать корабли ВМФ и суда гражданского флота
 единую классификацию моделей и правила проведения соревнований по
судомодельному спорту в классе моделей- копий и других спортивных классов
 основы конструирования и проектирования спортивных моделей
 методы простейшего расчета конструкций, деталей и узлов модели
 технические приемы изготовления деталей и узлов плавающих моделей
повышенной сложности
 использование приборов радиоуправления и автоматики в судомоделях
различных типов
 безопасные приемы работы с оборудованием и станками
должны уметь:

разрабатывать простейшие чертежи спортивной модели, выполнять
простейшие расчеты весовой нагрузки (водоизмещение), характеристик гребных винтов
и площади рулей.
 вносить изменения в чертеж модели копии корабля, судна
 изготавливать корпус модели различными способами (долбленый, наборный,
стеклопластиковый, 3Д технологичный)
 изготавливать детали и узлы повышенной сложности с помощью инструмента и
на станках
 заряжать источники питания (аккумуляторные батареи). самостоятельно
производить замену бортового питания, элементов аппаратуры управления и
автоматики.
 оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим кружковцам
 участвовать в проведении соревнований и осуществлять судейство первого
уровня сложности.


Формы контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий
и итоговый контроль. Входной контроль диагностирует имеющиеся у обучающихся
знания и умения. Он проводится в форме опроса на первом занятии. В ходе текущего
контроля оценивается качество усвоения материала путем выполнения заданий,
собеседования. Результативность практической деятельности оценивается
количеством и качеством выполненных работ. Итоговый контроль осуществляется по
итогам изготовления обучающимся практических работ и участия в выставках и
соревнованиях. На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за
результатами освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Спортивное судомоделирование» (приложение 1).

Оценочные материалы
Итоговый контроль проводится по итогам участия в итоговых соревнованиях,
которые показывают уровень освоения ребенком программы по качеству
изготовленной модели и результатам участия в соревнованиях. Особенность
программы такова, что без усвоения ребенком теоретического материала, он не
сможет построить модель, которая поплывет. Соответственно изготовленные им
модели, способные плыть, и итоги участия в соревнованиях свидетельствуют об
усвоении программы.
Условия реализации Программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Материально-техническое оснащение:
1.
Помещение в клубе «Парус» состоящее из: кружковой комнаты для
занятий, комнаты руководителя, станочной комнаты общей площадью: 60.12 кв.м;
покрасочной комнаты общей площадью: 24.84 кв.м; комнаты-бассейна общей
площадью: 72.0 кв.м, с зеркалом воды:12.3х 2.6 м. В клубе имеются: гардероб,
санитарно-гигиенический узел, принудительная вентиляция, вспомогательные
помещения. Помещения оснащены рабочими верстаками, стульями и скамейками;
основным и дополнительным освещением. Оборудовано место для паяльных работ.
2. Станочный парк состоит из: токарно-винторезного, заточного, сверлильного
станков; большой и малой циркуляционной пилы; шлифовального круга, сушильного
и муфельного шкапов. Имеется: различный переносной электро инструмент.
Комплекты: столярного, металлорежущего, слесарного, монтажного, измерительного
инструмента.
3. Используемые материалы:
 Металлические: различные сплавы алюминия, меди, железа, свинца, олова
(припой), серебра(припой), меди (припой), различные стали.
 Неметаллические материалы: древесина (липа, бальса, береза, фанера);
различные пластмассы: (текстолит, различные полиамиды); эпоксидные смолы, клеи,
стеклоткань, углеткань, красящие материалы :нитроэмаль, алкидные и меламиновые
краски.



Используемое оборудование и инструмент

Токарный станок ТВ-6
Сверлильный станок
Заточной станок
Пила “Умелые руки”
Сушильный шкаф
Шлифовальный станок
Тисы настольные
Вытяжная вентиляция
Лампа настольная
Паяльник
Светильник потолочный
Лобзик ручной
Ножовка по дереву
Ножовка по металлу
Ножницы
Рубанок
Пассатижи
Отвертка
Молоток
Напильник
Линейка металлическая метровая
Нож канцелярский
Бокорезы
Круглогубцы
Пинцеты
Ручные бор-машинки
Покрасочные краскораспылители
Чертёжная доска с рейс-шиной

1
1
1
1
1
1
6
1
3
4
17
6
2
6
8
4
6
10
6
15
6
6
5
4
3
2
2
1

Методическое обеспечение
Перечень наглядных пособий, дидактических материалов (плакаты, схемы,
альбомы, технологические карты, шаблоны, методические папки, раздаточный
материал)
№
Название
Кол-во
Чертежи: Чертежи моделей класса в ЕК,ЕН,ЕЛ Радиоуправляемых 50
моделей:Ф-1,Ф-2,Ф-4,ФСР; гоночных классов: Моно, Гидро, ФСР .
Схемы простейших учебных, тренировочных и спортивных
20
судомоделей. Схемы электро проводки моделей
Шаблоны моделей спортивных моделей копийных классов.
15
Шаблоны корпусов и приспособлений для изготовления гоночных 10
классов моделей.
20
Пресс формы корпусов различных классов моделей

Выставочные стенды и другие материалы
№
Название
1 Постоянная экспозиция судомоделей в количестве 20 штук.
2 Презентации творческих работ : учебно-тренировочная модель: «Яхта
Алмаз», патрульный катер. Радиоуправляемая модель: «Рыболовный бот»,
«Буксир Бизон» «Фрегат Энемири», «Лоцманское судно Капитан Сейбр»
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования технической направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое или
техническое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности в области технического творчества, знающий
возрастные особенности детей, владеющий информационными технологиями.

№
1.
2.

Учебный план программы.
Первый год обучения
ТЕМА

Всего часов

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.

2

Современные корабли и суда новых типов. (обзор темы)
Типы парусных судов.(обзор )
Глиссирующие суда. (обзор темы)
Устройство и эксплуатация микро- двигателей в судомоделизме.

2
2
2
2

Простейшая автоматика на моделях.

2

7.

Основы радиоуправления моделями.

2

8.

Проектирование и изготовление моделей классов: ЕК; ЕН; ЕЛ

58

9. Регулировка, испытание моделей.
10. Изготовление микромоделей как дополнительная деталировка

10

3.
4.
5.
6.

11. Ремонт и реставрация моделей.
12. Правила соревнований. Организация и проведение массовых
мероприятий. Судейская работа в составе судейской бригады.
практика
13. Спортивные соревнования.
14. Экскурсии, встречи
15. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

24
4

8
10
4
2
132ч

Второй год обучения
№ ТЕМА
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
2. Современные корабли и суда новых типов. Перспективы
3.
4.
5.

Типы и особенности парусного вооружения спортивных
Скоростные спортивные модели новых типов (обзор темы).
Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей
внутреннего сгорания в спортивном судомоделизме (обзор темы).

Всего часов
2
2
2
2
2

6.

Автоматика на моделях (обзор темы).

2

7.

2

8.

Радиоуправление моделями, типы радиоаппаратуры управления.
Проектирование и изготовление моделей классов Ф-2;Ф-4; (обзор

64

9.

Изготовление автоматики радиоуправления моделей.

20

10. Регулировка, испытание моделей.
11. Ремонт и реставрация моделей.
12. Правила соревнований. Организация и проведение массовых
мероприятий. Судейская практика.
13. Спортивные соревнования.
14. Экскурсии, встречи
15. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

8
4
8
10
4
2
132ч

Третий год обучения
№

ТЕМА

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
2. Современные корабли и суда новых типов. Перспективы развития
3.
4.
5.
6.

Типы и особенности копийных спортивных судомоделей (обзор
Скоростные спортивные модели новых типов (обзор темы).
Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей
внутреннего сгорания, электродвигатели в спортивном

Всего часов
2
2
2
2
2
2

7.

Автоматика на моделях (обзор темы).
Радиоуправление моделями, типы радиоаппаратуры управления

8.

Проектирование и изготовление моделей классов; ФСР и др.

64

9.

Изготовление автоматики радиоуправления моделей.

22

10. Регулировка, испытание моделей.
11. Ремонт и реставрация моделей.
12. Правила соревнований. Организация и проведение массовых
мероприятий. Судейская практика.
13. Спортивные соревнования.

2

6
4
8
10

14. Экскурсии, встречи
15. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого:

4
2
132ч

Четвертый год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

ТЕМА

Всего часов

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
Современные корабли и суда новых типов. Перспективы развития
(об.
Типытемы).
и особенности копийных спортивных судомоделей (обзор
.темы).
Скоростные и спортивные модели новых типов (обзор темы).
Устройство и эксплуатация моделей новых типов в спортивном
судомоделизме (обзор темы).

2

Автоматика на моделях (обзор темы).
Радиоуправление моделями, типы радиоаппаратуры управления
(об.
темы).
Восстановление
и модернизация моделей спортивных классов

2

классов.
Изготовление автоматики радиоуправления моделей.

9.
10. Регулировка, испытание моделей.
11. Правила соревнований. Организация и проведение массовых
мероприятий. Судейская практика.
12. Спортивные соревнования.

2
2
2
2
2
74
22
6
6
8
2
132

13. Итоговое занятие, итоговый контроль.
Итого:

Учебно-тематический план программы.
№

ТЕМА

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной
контроль.
Современные корабли и суда новых типов.
Типы парусных судов.
Глиссирующие суда.
Устройство и эксплуатация микро двигателей в
судомоделизме.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Простейшая автоматика на моделях.
Основы радиоуправления моделями.
Проектирование и изготовление моделей классов:
ЕК;ЕН;ЕЛ, категорий: 600, 1250,2500.
Регулировка, испытание моделей.
Изготовление микромоделей как дополнительная
деталировка моделей.

теория практика Всего Формы
часов контроля
Устный опрос
2
2
2
2 Тестирование
2
2
2
2
Практическая
2
2 работа
2
2

2
2

4
2

54
8

58
10

2

22

24

Практическая
работа

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.

Ремонт и реставрация моделей.
Правила соревнований. Организация и проведение
массовых мероприятий. Судейская практика
Спортивные соревнования.
Экскурсии, встречи
Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого первый год:
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной
контроль.
Современные корабли и суда новых типов.
Перспективы развития.
Типы и особенности парусного вооружения
спортивных судомоделей..
Скоростные спортивные модели новых типов.
Устройство и эксплуатация микролитражных
двигателей внутреннего сгорания в спортивном
судомоделизме (обзор темы).
Автоматика на моделях.
Радиоуправление моделями, типы аппаратуры
радиоуправления.
Проектирование и изготовление моделей классов Ф-2;
Ф-4;
Изготовление автоматики радиоуправления моделей.

2

8
2

66
18

74
20

Регулировка, испытание моделей.

2

6

8

2

2

4

2

6
10

Ремонт и реставрация моделей.
27. Правила соревнований. Организация и проведение
массовых мероприятий. Судейская практика
28. Спортивные соревнования.
29. Экскурсии, встречи
30. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого второй год:
31. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной
контроль.
32. Современные корабли и суда новых типов.
Перспективы развития.
33. Типы и особенности копийных спортивных
судомоделей..
34. Скоростные спортивные модели новых типов.
35. Устройство и эксплуатация микролитражных
двигателей внутреннего сгорания, электро двигатели в
спортивном судомоделизме.
36. Автоматика на моделях.
37. Радиоуправление моделями, типы аппаратуры
радиоуправления.
38. Проектирование и изготовление моделей классов:
ФСР, Моно, Гидро, Е-стандарт, Эко.
39. Изготовление автоматики радиоуправления моделей.
40.
Регулировка, испытание моделей.
41.
Ремонт и реставрация моделей.

2

4
Тестирование

2

6
10

4
2
32

112

2
2

8
10 соревнования
4
2 Тестирование
132
Устный опрос
2
Устный опрос
2

2
2

2
2

2
2

2
2

2

2

Устный опрос

Устный опрос

4
2
26

106

2
2

Тестирование

8
10 соревнования
4
2
132
Устный опрос
2
Устный опрос
2

2
2

2
2

2
2

2
2

2

2

Устный опрос

Устный опрос

8
2

56
20

64
22

2

4

6

2

2

4

Тестирование

Правила соревнований. Организация и проведение
массовых мероприятий. Судейская практика
43. Спортивные соревнования.
44. Экскурсии, встречи
45. Итоговое занятие, итоговый контроль
Итого третий год:
42.

2

6
10

4
2
26

106

8
10 соревнования
4
2
132
Устный опрос

1.
2.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.
Современные корабли и суда новых типов. Перспективы
развития.

2

2

2

2

Типы и особенности копийных спортивных судомоделей.. 2
Скоростные спортивные модели новых типов.
2
Устройство и эксплуатация моделей новых типов в
спортивном судомоделизме(обзор темы.
2
Автоматика на моделях.
2
Радиоуправление моделями, типы аппаратуры
радиоуправления.
2
Восстановление и модернизация моделей спортивных
классов
8
Изготовление автоматики радиоуправления моделей.
2

2
2

66
20

74
22

Регулировка, испытание моделей.

2

4

6

2

4
8

6
8
2
132

Устный опрос

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
14.

Правила соревнований. Организация и проведение
массовых мероприятий. Судейская практика.
Спортивные соревнования.
Итоговое занятие, итоговый контроль

2
30

2
2

Устный опрос

Устный опрос

2

102
136

Тестирование

соревнования

Содержание учебного плана.
Первый год обучения
1. Вводное занятие- 2ч.
Ознакомление с режимом работы. Обсуждение плана работы на год.
Демонстрация работ выпускников. Требования к знаниям и умениям. Требования к
нормам поведения. Входной контроль
Основные требования к работе на металлорежущем оборудовании, работе с
электронными приборами и источниками питания, работе с электроинструментами,
при окраске моделей. Особенности организации рабочего места. Инструктаж по
пожарной безопасности; технике безопасности при работе в кружке. Правила
выполнения работ: слесарных, столярных, сверлильных, паяльных, токарных.
2.
Современные корабли и суда новых типов – 2 ч.
Теоретическая часть: Перспектива развития водного и морского транспорта.
Новые типы судов. Их устройство, особенности: суда на подводных крыльях, на
воздушной подушке, экранопланы, катамараны и т. д.
З. Типы парусных судов – 2 ч.
Теоретическая часть: Особенности парусного вооружения. Парусный флот,
принцип классификации, особенности парусного вооружения, спортивные парусные

суда. Устройство парусного вооружения бегучий и стоячий такелаж.
4. Глиссирующие суда – 2 ч.
Теоретическая часть: Устройство, принцип работы редана. Конструкции
скоростных спортивных моделей. Способы их изготовления и запуска.
5. Устройство и эксплуатация микро двигателей в судомоделизме - 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип работы коллекторных и безколлекторных
электродвигателей. Коллекторные и безколлекторные электродвигатели в
судомоделизме.
6. Простейшая автоматика на моделях - 2 ч.
Теоретическая часть: Простейшая автоматика. Автоматические и
механические замыкатели и размыкатели. Гидравлический, электрический и часовой
таймер. Гидростатический автомат.
7. Основы радиоуправления моделями – 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип радиосвязи. Радиоаппаратура (комплект).
Принципиальная схема, исполнительные механизмы.
8. Проектирование и изготовление моделей классов: ЕК; ЕН; ЕЛ– 58 ч.
Теоретическая часть: Выбор модели, работа с технической литературой,
чертежами, схемами, выбор материалов и инструментов.
Практическая часть: Проектирование и изготовление моделей классов ЕК1250, ЕН-1250 и EL-1250 и др. (на выбор).
9. Регулировка и испытание моделей – 10 ч.
Теоретическая часть: приемы регулировки.
Практическая работа: Испытательные и тренировочные запуски. Доработка
конструкций моделей. Исправление неполадок.
10. Изготовление микромоделей как дополнительная деталировка
моделей– 24 ч.
Теоретическая часть: Типы моделей. Технология изготовления.
Практическая работа: Изготовление моделей класса микро.
11. Ремонт и реставрация моделей кораблей и судов – 4 ч.
Теоретическая часть: Способы устранения поломок и дефектов, выявленных
в процессе хранения.
Практическая работа: Восстановление утраченных элементов.
12. Правила соревнований – 8 ч.
Теоретическая часть: Организация и проведение массовых мероприятий.
Подробное изучение правил и организации проведения соревнований различного
уровня.
Практическая работа: Судейская практика. Сдача на судейскую категорию.
13. Спортивные мероприятия -10 ч.
Практическая часть: Тренировочные запуски модели. Участие в соревнованиях,
показательные запуски модели.
14. Экскурсии, беседы – 4 ч.
Встреча со специалистами корабля, экскурсия в Котласский филиал ГУМРФ
имени адмирала С.О. Макарова.
15.Итоговое занятие – 2 ч. Подведение результатов работы за учебный год.
Итоговый контроль.

Второй год обучения
1. Вводное занятие- 2ч.
Ознакомление с режимом работы. Обсуждение плана работы на год.
Демонстрация работ выпускников. Требования к знаниям и умениям. Требования к
нормам поведения. Входной контроль
Основные требования к работе на металлорежущем оборудовании, работе с
электронными приборами и источниками питания, работе с электроинструментами,
при окраске моделей. Особенности организации рабочего места. Инструктаж по
пожарной безопасности; технике безопасности при работе в кружке. Правила
выполнения работ: слесарных, столярных, сверлильных, паяльных, токарных.
2.Современные корабли и суда новых типов. Перспективы развития – 2 ч.
Теоретическая часть: Перспектива развития водного и морского транспорта.
Новые типы судов. Их устройство, особенности: суда на подводных крыльях, на
воздушной подушке, экранопланы, катамараны, многокорпусные, составные суда и т.
д.
3. Типы и особенности парусного вооружения спортивных судомоделей – 2
ч.
Теоретическая часть: Особенности парусного вооружения. Спортивные
парусники, принцип классификации, особенности парусного вооружения,
спортивные модели парусных судов. Устройство парусного вооружения: бегучий и
стоячий такелаж. Способы его изготовления и проводки. Принципы управления
парусами.
4.Скоростные спортивные модели новых типов – 2 ч.
Теоретическая часть: Устройство, принцип работы редана. Конструкции
скоростных спортивных моделей. Способы их изготовления и запуска.
5. Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей в судомоделизме
- 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип работы компрессионного двигателя и
двигателя с калильным зажиганием. Охлаждение двигателей. Коллекторные и
безколлекторные электродвигатели в судомоделизме.
6. Автоматика на моделях - 2 ч.
Теоретическая часть: Простейшая автоматика. Автоматические и
механические замыкатели и размыкатели. Гидравлический, электрический и часовой
таймер. Гидростатический автомат.
7. Радиоуправление моделями, типы радиоаппаратуры управления – 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип радиосвязи. Радиоаппаратура (комплект).
Принципиальная схема, исполнительные механизмы.
8. Проектирование и изготовление моделей классов: Ф-2;Ф-4. –64 ч.
Теоретическая часть: Выбор модели, работа с технической литературой,
чертежами, схемами, выбор материалов и инструментов.
Практическая часть: Проектирование и изготовление моделей классов Ф-2;
Ф-4; (на выбор).
9.Изготовление автоматики радиоуправления моделей– 20 ч.
Теоретическая часть: Типы исполнительных механизмов моделей.
Технология изготовления регуляторов хода разных типов. Изготовление систем

реверса винтов ( раздрай) и рулей.
Практическая работа: Изготовление простейших механических и
электронных регуляторов управления ходами моделей.
10. Регулировка и испытание моделей – 8ч.
Теоретическая часть: приемы регулировки.
Практическая работа: Испытательные и тренировочные запуски. Доработка
конструкций моделей. Исправление неполадок.
11. Ремонт и реставрация моделей кораблей и судов – 4 ч.
Теоретическая часть: Способы устранения поломок и дефектов, выявленных
в процессе хранения.
Практическая работа: Восстановление утраченных элементов.
12. Правила соревнований – 8 ч.
Теоретическая часть: Организация и проведение массовых мероприятий.
Подробное изучение правил и организации проведения соревнований различного
уровня.
Практическая работа: Судейская практика. Сдача на допуск в судейскую
категорию.
13. Спортивные мероприятия -10 ч.
Практическая часть: Тренировочные запуски модели. Участие в соревнованиях,
показательные запуски модели. Участие в конкурсах, выставках, защитах проектов.
14. Экскурсии, беседы – 4 ч.
Встреча со специалистами корабля, экскурсия в Котласский филиал ГУМРФ
имени адмирала С.О. Макарова.
15.
Итоговое занятие – 2 ч. Подведение результатов работы за учебный год.
Итоговый контроль.
Третий год обучения
1 Вводное занятие- 2ч.
Ознакомление с режимом работы. Обсуждение плана работы на год.
Демонстрация работ выпускников. Требования к знаниям и умениям. Требования к
нормам поведения. Входной контроль
Основные требования к работе на металлорежущем оборудовании, работе с
электронными приборами и источниками питания, работе с электроинструментами,
при окраске моделей. Особенности организации рабочего места. Инструктаж по
пожарной безопасности; технике безопасности при работе в кружке. Правила
выполнения работ: слесарных, столярных, сверлильных, паяльных, токарных.
2. Современные корабли и суда новых типов. Перспективы развития – 2 ч.
Теоретическая часть: Перспектива развития водного и морского транспорта.
Новые типы судов. Их устройство, особенности: суда на подводных крыльях, на
воздушной подушке, экранопланы, катамараны, многокорпусные, составные суда и т.
д.
3. Типы и особенности копийных спортивных судомоделей – 2 ч.
Теоретическая часть: Особенности изготовления моделей копий.
Спортивные ходовые модели, стендовые модели. Принцип классификации,
особенности требований и различия спортивные модели от моделей копий.

4. Скоростные спортивные модели новых типов – 2 ч.

Теоретическая часть: Устройство, принцип работы редана, воздушной
каверны. Конструкции скоростных спортивных моделей. Способы их изготовления и
запуска.
5.
Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей в
судомоделизме, электродвигатели в спортивном судомоделизме - 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип работы компрессионного двигателя и
двигателя с калильным зажиганием. Охлаждение двигателей. Коллекторные и
безколлекторные электродвигатели в судомоделизме.
6. Автоматика на моделях - 2 ч.
Теоретическая часть: Простейшая автоматика. Автоматические и
механические замыкатели и размыкатели. Гидравлический, электрический и часовой
таймер. Гидростатический и гироскопический автомат.
7. Радиоуправление моделями, типы радиоаппаратуры управления – 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип радиосвязи. Радиоаппаратура (комплект).
Принципиальная схема, исполнительные механизмы. Различия частотных систем
управления.
8. Проектирование и изготовление моделей классов: ФСР, Моно, Гидро и др.64 ч
Теоретическая часть: Выбор модели, работа с технической литературой,
чертежами, схемами, выбор материалов и инструментов.
Практическая часть: Проектирование и изготовление моделей классов ФСР,
Моно, Гидро и других типов гоночных моделей
(на выбор).
9. Изготовление автоматики радиоуправления моделей– 22 ч.
Теоретическая часть: Типы исполнительных механизмов моделей.
Технология изготовления регуляторов хода разных типов. Изготовление систем
привода рулей.
Практическая работа: Изготовление простейших механических и
электронных регуляторов управления ходами моделей. Изготовление систем привода
рулей различных типов гоночных моделей.
10. Регулировка и испытание моделей – 6ч.
Теоретическая часть: приемы регулировки.
Практическая работа: Испытательные и тренировочные запуски. Доработка
конструкций моделей. Исправление неполадок.
11. Ремонт и реставрация моделей кораблей и судов – 4 ч.
Теоретическая часть: Способы устранения поломок и дефектов, выявленных
в процессе ходовых испытаний гоночных моделей на воде.
Практическая работа: Восстановление утраченных элементов.
12. Правила соревнований – 8 ч.
Теоретическая часть: Организация и проведение массовых мероприятий.
Подробное изучение правил и организации проведения соревнований различного
уровня.
Практическая работа: Судейская практика. Сдача на судейскую категорию.
13. Спортивные мероприятия -10 ч.
Практическая часть: Тренировочные запуски модели. Участие в соревнованиях,
показательные запуски модели. Участие в конкурсах, выставках, защитах проектов.

14. Экскурсии, беседы – 4 ч.

Встреча со специалистами корабля, экскурсия в Котласский филиал ГУМРФ
имени адмирала С.О. Макарова.
15. Итоговое занятие – 2 ч. Подведение результатов работы за учебный год.
Итоговый контроль.
Четвертый год обучения
1. Вводное занятие- 2ч.
Ознакомление с режимом работы. Обсуждение плана работы на год. Демонстрация
работ выпускников. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения.
Входной контроль
Основные требования к работе на металлорежущем оборудовании, работе с
электронными приборами и источниками питания, работе с электроинструментами, при
окраске моделей. Особенности организации рабочего места. Инструктаж по пожарной
безопасности; технике безопасности при работе в кружке. Правила выполнения работ:
слесарных, столярных, сверлильных, паяльных, токарных.
2.Современные корабли и суда новых типов. Перспективы развития – 2 ч.
Теоретическая часть: Перспектива развития водного и морского транспорта. Новые
типы судов. Их устройство, особенности: суда на подводных крыльях, на воздушной
подушке, экранопланы, катамараны, многокорпусные, составные суда и т. д.
3. Типы и особенности копийных спортивных судомоделей – 2 ч.
Теоретическая часть: Особенности изготовления моделей копий. Спортивные
ходовые модели, стендовые модели. Принцип классификации, особенности требований и
различия спортивные модели от моделей копий.
4. Скоростные спортивные модели новых типов – 2 ч.
Теоретическая часть: Устройство, принцип работы редана, воздушной каверны.
Конструкции скоростных спортивных моделей. Способы их изготовления и запуска.
Модели класса: Ф-2ЕЛ; модели класса: «Микро Магик» - парусная яхта на
радиоуправлении.
5. Устройство и эксплуатация моделей новых типов в спортивном
судомоделизме(обзор темы) - 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип работы радиоаппаратуры под водой. Техника
движения под парусами, работа и устройство парусной модели.
6. Автоматика на моделях - 2 ч.
Теоретическая часть: Простейшая автоматика. Автоматические и механические
замыкатели и размыкатели. Гидравлический, электрический и часовой таймер.
Гидростатический и гироскопический автомат.
7. Радиоуправление моделями, типы радиоаппаратуры управления – 2 ч.
Теоретическая часть: Принцип радиосвязи. Радиоаппаратура (комплект).
Принципиальная схема, исполнительные механизмы. Различия частотных систем
управления.
8. Восстановление и модернизация моделей спортивных классов..-74 ч
Теоретическая часть: Выбор модели, работа с технической литературой,
чертежами, схемами, выбор материалов и инструментов.
Практическая часть:
Восстановление и модернизация спортивных моделей

классов ФСР, Моно, Гидро и других типов группы Е; Ф; М-М.
(на выбор).
9. Изготовление автоматики радиоуправления моделей– 22 ч.
Теоретическая часть: Типы исполнительных механизмов моделей. Технология
изготовления регуляторов хода разных типов. Изготовление систем привода рулей,
парусов.
Практическая работа: Изготовление простейших механических и электронных
регуляторов управления ходами моделей. Изготовление систем привода рулей различных
типов гоночных моделей. Изготовление шкотовых лебёдок.
10. Регулировка и испытание моделей – 6ч.
Теоретическая часть: приемы регулировки.
Практическая работа: Испытательные и тренировочные запуски. Доработка
конструкций моделей. Исправление неполадок.
11. Правила соревнований – 6ч.
Теоретическая часть: Организация и проведение массовых мероприятий.
Подробное изучение правил и организации проведения соревнований различного уровня.
Практическая работа: Судейская практика. Сдача на судейскую категорию.
12. Спортивные мероприятия -8ч.
Практическая часть: Тренировочные запуски модели. Участие в соревнованиях,
показательные запуски модели. Участие в конкурсах, выставках, защитах проектов.
13. Итоговое занятие – 2 ч. Подведение результатов работы за учебный год.
Итоговый контроль.

Календарный учебный график
«Спортивное судомоделирование» 1 год обучения.
I полугодие – 16 учебных недель (I полугодие – 64 часа)
II полугодие – 17 учебных недель (II полугодие – 68 часа)
Месяц
Число
Время Форма занятия
Кол-во
часов
Сентябрь

2

18,0019,45

Беседа,
инструктаж

Сентябрь

6

18,0019,45

Сентябрь

9

Сентябрь

13

12,0013,45
12,0013,45

Лекция, беседа, 2
демонстрация
видеоматериалов.
Беседа,
2
демонстрация
Беседа,
2
демонстрация

Сентябрь

16

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Сентябрь

20

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Сентябрь

23

18,0019,45

Практическая
работа

2

2

Тема

Место
проведения

Формы контроля

Вводное занятие. Инструктаж по пожарной
безопасности и технике безопасности при
занятии в кружке. Входной контроль.
Современные корабли и суда новых типов.
Суда торгового и пассажирского флота. Корабли
современного ВМФ.
Типы парусных судов. Спортивные и круизные
парусники. Мега яхты.
Глиссирующие суда. Одно и много корпусные;
реданные и гладко корпусные.

Клуб
«Парус»

Опрос

Клуб
«Парус»

Опрос

Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»

Опрос

Устройство и эксплуатация микро
двигателей в судомоделизме. Принцип работы
коллекторных
и
безколлекторных
электродвигателей.
Коллекторные
и
без
коллекторные
электродвигатели
в
судомоделизме.
Простейшая
автоматика
на
моделях.
Автоматические и механические замыкатели и
размыкатели. Гидравлический, электрический и
часовой таймер. Гидростатический автомат.
Основы радиоуправления моделями. Принцип
радиосвязи.
Радиоаппаратура
(комплект).
Принципиальная
схема,
исполнительные
механизмы.

Клуб
«Парус»

Опрос

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Опрос

Сентябрь

27
30

Октябрь

7; 14; 21; 28

Октябрь

4; 11; 18; 25

Ноябрь

11; 18; 25

Ноябрь
Декабрь

1; 8; 15; 22;
29
2; 9; 16; 23;
30

Декабрь

6; 13; 20; 27

Январь

13;20; 27;31

Январь

10;17; 24

Февраль

3

Февраль

7; 14

12,0013,45
18,0019,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа, работа с
чертежами,
литературой

4

Практическая
работа

64

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа

2

12,0013,45

Практическая
работа

8

10; 17
Февраль

21

12,0013,45

беседа

2

Февраль

24

18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

соревнования

4

беседа

2

28
Март

3

Проектирование и изготовление моделей
классов: ЕК; ЕН; ЕЛ.
Выбор модели,
работа с технической литературой, чертежами,
схемами.
Проектирование и изготовление моделей
классов:ЕК-600, ЕН-600, ЕЛ-600 ЕК-1250, ЕН1250, EЛ-1250 (на
выбор).Изготовление
корпуса, надстройки, винторулевой группы,
деталей насыщения и устройств. Монтаж
силовой установки и систем управления.

Регулировка и испытание моделей. Приемы
регулировки
.
Испытательные и тренировочные запуски.
Доработка конструкций моделей. Исправление
неполадок.

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»

Практическое
задание
Практическое
задание

Правила соревнований. Организация и Клуб
проведение массовых мероприятий. Подробное «Парус»
изучение правил и организации проведения
соревнований различного уровня.
Клуб
Внутрикружковые соревнования изготовленных «Парус»
моделей.
Судейская практика. Стендовая оценка моделей.

Клуб
«Парус»

Опрос

соревнования

Март

7

12,0013,45

беседа

2

Март

10; 17; 24;
31

18,0019,45

Практическая
работа

22

14; 21; 28

12,0013,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа

2

Практическая
работа
беседа

2
4

соревнования

10

Спортивные мероприятия в клубе «Парус» Клуб
«Парус»
(внутри кружковые), судейство

Соревнования,
итоговый
контроль

беседа

2

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за Клуб
год.
«Парус»

Итоговый
контроль

Апрель

4; 11
7; 14

Апрель

18
21

Апрель

25
28

Май

5; 12; 19
16; 23

Май

26
Итого:

132 ч.

Изготовление
микромоделей
как
дополнительная деталировка моделей. Типы
моделей. Технология изготовления.
Изготовление моделей и деталировки в микро
масштабе класса С4.

Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Ремонт и реставрация моделей кораблей и
судов. Способы устранения поломок и
дефектов, выявленных в процессе хранения.
Восстановление утраченных элементов.
Экскурсия в Котласский филиал ГУМРФ имени
адмирала С.О. Макарова.

Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»
Г.Котлас

Опрос
Практическое
задание

Календарный учебный график
«Спортивное судомоделирование» 2 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель (I полугодие – 64 часа)
II полугодие – 17 учебных недель (II полугодие – 68 часа)
Кол-во
Месяц
Число
Время Форма занятия
часов

Тема

Место
проведения

Формы контроля

Сентябрь

2

18,0019,45

Беседа,
инструктаж

2

Вводное занятие. Инструктаж по пожарной Клуб
безопасности и технике безопасности при «Парус»
занятии в кружке. Входной контроль.

Опрос

Сентябрь

6

12,0013,45

Лекция, беседа, 2
демонстрация
видеоматериалов.

Современные корабли и суда новых типов. Клуб
Суда торгового и пассажирского флота. Корабли «Парус»
современного ВМФ.

Опрос

Сентябрь

9

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Клуб
«Парус»

Опрос

Сентябрь

13

12,0013,45

Практическая
работа

2

Клуб
«Парус»

Опрос

Сентябрь

16

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Типы и особенности парусного вооружения
спортивных судомоделей. Спортивные и
круизные парусники. Различные типы корпусов.
Скоростные спортивные модели новых
типов. Одно и много- корпусные; реданные и
гладко корпусные.
Устройство, эксплуатация микролитражных
двигателей в судомоделизме. Устройство и
особенности эксплуатации компрессионных и
калильных микро двигателей.

Клуб
«Парус»

Опрос

Сентябрь

20

12,0013,45

Беседа,
демонстрация

2

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Сентябрь

23

18,0019,45

Практическая
работа

2

Автоматика на моделях. Автоматические и
механические замыкатели и размыкатели.
Регуляторы хода; система раздрая. Рулевые
исполнительные механизмы.
Радиоуправление
моделями.
Принцип
радиосвязи.
Радиоаппаратура
(комплект).
Принципиальная
схема,
исполнительные
механизмы. Самодельные регуляторы хода.

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Сентябрь

27;30

Сентябрь

30

Октябрь

4

Октябрь

7; 14;21; 28
11;18; 25

Ноябрь

1; 8; 15; 22;
29
11; 18; 25

Декабрь

6; 13; 20; 27

Декабрь
Январь

2; 9; 16; 23;
30
13;20; 27

Январь

10;17; 24;31

Февраль

3

Февраль

7

Февраль

10

Февраль

14;21
17;24

Февраль

28

Март

3;10;17;24
7;14;21;28

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа, работа с
чертежами,
литературой

8

Проектирование и изготовление моделей Клуб
классов: Ф-2; Ф-4.
Выбор модели, «Парус»
работа с технической литературой, чертежами,
схемами.

Практическое
задание

Практическая
работа

66

Проектирование и изготовление моделей Клуб
классов:Ф-2; Ф-4; ФСР (на выбор).Изготовление «Парус»
корпуса, надстройки, винторулевой группы,
деталей насыщения и устройств. Монтаж
силовой установки и систем управления.

Практическое
задание

Беседа

2

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,00-

Практическая
работа

18

Практическая
работа

2

6

Изготовление автоматики радиоуправления
моделей. Приемы установки автоматики в
модель..
Изготовление механических регуляторов хода,
системы раздрай и рулевых исполнительных
механизмов. Монтаж в корпус модели.

Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»

Практическое
задание
Практическое
задание

Регулировка
и
испытание
моделей. Клуб
Испытательные и тренировочные запуски. «Парус»
Доработка конструкций моделей. Исправление
недостатков в конструкции миделей.

Практическое
задание

Март

31

Апрель

4

Апрель

7;14
11;18

Апрель

21;28
25

Май

5;12

Май

16
19

Май

23

13,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45

Практическая
работа

4

Ремонт и реставрация моделей. Подготовка Клуб
модели к участию в выставках, конкурсах и «Парус»
соревнованиях. Восстановление утраченных
элементов декора.

Практическое
задание

беседа

8

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

беседа

10

Правила соревнований. Организация и
проведение массовых мероприятий. Изучение
изменений и дополнений в правилах. Судейская
практика.
Спортивные
соревнования.
Особенности
подготовки к участию в соревнованиях.
Физическая и психологическая подготовка.
Работа с моделью в процессе подготовки.

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Экскурсия

4

Экскурсия в Котласский филиал ГУМРФ имени Клуб
адмирала С.О. Макарова. Посещение учебного «Парус»
судна, встреча с ведущими специалистами

Практическое
задание

беседа

2

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за Клуб
год.
«Парус»

Итоговый
контроль

Итого:

132ч.

Календарный учебный график
«Спортивное судомоделирование» 3 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель (I полугодие – 64 часа)
II полугодие – 17 учебных недель (II полугодие – 68 часа)
Месяц
Число
Время Форма занятия
Кол-во
часов
Сентябрь

2

18,0019,45

Беседа,
инструктаж

2

Тема

Место
проведения

Вводное занятие. Инструктаж по пожарной Клуб
безопасности и технике безопасности при «Парус»
занятии в кружке. Входной контроль.

Формы контроля
Опрос

Сентябрь

6

12,0013,45

Лекция, беседа, 2
демонстрация
видеоматериалов.

Современные корабли и суда новых типов. Клуб
Суда торгового и пассажирского флота. Корабли «Парус»
современного ВМФ.

Опрос

Сентябрь

9

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Клуб
«Парус»

Опрос

Сентябрь

13

12,0013,45

Практическая
работа

2

Клуб
«Парус»

Опрос

Сентябрь

16

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Клуб
«Парус»

Опрос

Сентябрь

20

12,0013,45

Беседа,
демонстрация

2

Типы и особенности копийных спортивных
судомоделей. Самоходные и радиоуправляемые
модели различных классов и их назначение.
Скоростные спортивные модели новых
типов. Одно и много- корпусные; реданные и
гладко
корпусные.
Глиссирующие
и
водоизмещающие формы движения.
Устройство, эксплуатация микролитражных
двигателей ДВС, электродвигателей в
судомоделизме. Устройство и особенности
эксплуатации компрессионных и калильных
микродвигателей. Типы электродвигателей.
Автоматика на моделях. Автоматические и
механические замыкатели и размыкатели.
Регуляторы хода; система раздрая. Рулевые
исполнительные механизмы.

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Сентябрь

23

18,0019,45

Практическая
работа

2

Радиоуправление
моделями.
Принцип Клуб
радиосвязи.
Радиоаппаратура
(комплект). «Парус»
Принципиальная
схема,
исполнительные
механизмы. Самодельные регуляторы хода.

Практическое
задание

Сентябрь

27;30

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45

Беседа, работа с
чертежами,
литературой

8

Проектирование и изготовление моделей Клуб
классов: ФСР, Моно, Гидро,Е(все виды). «Парус»
Выбор
модели,
работа
с технической
литературой, чертежами, схемами.

Практическое
задание

18,0019,45
12,0013,45

Практическая
работа

66

Проектирование и изготовление моделей Клуб
классов: ФСР, М, Г, Е. (на выбор).Изготовление «Парус»
корпуса, надстройки, винторулевой группы,
деталей насыщения и устройств. Монтаж
силовой установки и систем управления.

Практическое
задание

Сентябрь
Октябрь
Октябрь

30
4
7; 14;21; 28
11;18; 25

Ноябрь

1; 8; 15; 22;
29
11; 18; 25

Декабрь

6; 13; 20; 27

Декабрь
Январь

2; 9; 16; 23;
30
13;20; 27

Январь

10;17; 24;31

Февраль

3

Февраль

7

Февраль

10

Февраль

14;21
17;24

Февраль

28

Март

3;10;17;24
7;14;21;28

Март

31

Апрель

4

Апрель

7;14
11;18

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа

2

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45

Практическая
работа

20

Практическая
работа

2

Практическая
работа

18,0019,45
12,0013,45

беседа

Изготовление автоматики радиоуправления
моделей. Приемы установки автоматики в
модель..
Изготовление механических регуляторов хода,
системы раздрай и рулевых исполнительных
механизмов. Монтаж в корпус модели.

Клуб
«Парус»
Клуб
«Парус»

Практическое
задание
Практическое
задание

Регулировка
и
испытание
моделей. Клуб
Испытательные и тренировочные запуски. «Парус»
Доработка конструкций моделей. Исправление
недостатков в конструкции миделей.

Практическое
задание

4

Ремонт и реставрация моделей. Подготовка Клуб
модели к участию в выставках, конкурсах и «Парус»
соревнованиях. Восстановление утраченных
элементов декора.

Практическое
задание

8

Правила соревнований. Организация и Клуб
проведение массовых мероприятий. Изучение «Парус»
изменений и дополнений в правилах. Судейская
практика. Зачёт на судейскую категорию.

Практическое
задание

4

Апрель

21;28
25

Май

5;12

Май

16
19

Май

23

18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45

беседа

10

Экскурсия

4

беседа

2

Итого:

Спортивные
соревнования.
Особенности
подготовки к участию в соревнованиях.
Физическая и психологическая подготовка.
Работа с моделью в процессе подготовки.
Участие в различных соревнованиях разного
уровня.
Экскурсия в Котласский филиал ГУМРФ имени
адмирала С.О. Макарова. Посещение учебного
судна, встреча с ведущими специалистами

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Клуб
«Парус»

Практическое
задание

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за Клуб
год.
«Парус»

Итоговый
контроль

132 ч.

Календарный учебный график
«Спортивное судомоделирование» 4 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель (I полугодие – 64 часа)
II полугодие – 17 учебных недель (II полугодие – 68 часа)
Месяц
Число
Время Форма занятия
Кол-во
часов
Сентябрь

7

18,0019,45

Беседа,
инструктаж

Сентябрь

11

12,0013,45

Сентябрь

14

18,0019,45

Лекция,
беседа, 2
демонстрация
видеоматериалов.
Беседа,
2
демонстрация

Сентябрь

18

12,0013,45

Практическая
работа

2

2

Тема

Место
проведения

Формы контроля

Вводное занятие. Инструктаж по пожарной
безопасности и технике безопасности при занятии в
кружке. Входной контроль.
Современные корабли и суда новых типов. Суда
торгового и пассажирского флота. Корабли
современного ВМФ.
Типы и особенности копийных спортивных
судомоделей. Самоходные и радиоуправляемые
модели различных классов и их назначение.
Скоростные спортивные модели новых типов.
Одно и много- корпусные; реданные и гладко
корпусные. Глиссирующие и водоизмещающие
формы движения.

Клуб «Парус»

Опрос

Клуб «Парус»

Опрос

Клуб «Парус»

Опрос

Клуб «Парус»

Опрос

Сентябрь

21

18,0019,45

Беседа,
демонстрация

2

Сентябрь

25

12,0013,45

Беседа,
демонстрация

2

Сентябрь

28

18,0019,45

Практическая
работа

2

Октябрь

2;9;

12,0013,45
18,0019,45

Беседа, работа с 74
чертежами,
литературой
Практическая
работа

5.
16; 23;30.
12;19;26;
Ноябрь

6; 13; 20; 27;
2;9;16; 23;30

Декабрь

4; 11; 18; 25
7; 14; 21.

Январь

11;18; 25;
15;22; 29.

Февраль

1;8;15
5;12;19.

Февраль

22;

12,0013,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа
Практическая
работа

22

Клуб «Парус»

Опрос

Клуб «Парус»

Практическое
задание

Клуб «Парус»

Практическое
задание

Клуб «Парус»
Клуб «Парус»

Практическое
задание
Практическое
задание

Изготовление
автоматики
радиоуправления Клуб «Парус»
моделей. Приемы установки автоматики в модель.
Типы исполнительных механизмов моделей.
.

Практическое
задание

Устройство, эксплуатация моделей новых
типов в спортивном судомоделизме. Принцип
работы радиоаппаратуры под водой. Техника
движения под парусами, работа и устройство
парусной модели.
Автоматика на моделях. Автоматические и
механические
замыкатели
и
размыкатели.
Регуляторы хода; система раздрая. Рулевые
исполнительные
механизмы
Гидравлический,
электрический и часовой таймер. Гидростатический
и гироскопический автомат. .
Радиоуправление моделями. Принцип радиосвязи.
Радиоаппаратура
(комплект).
Принципиальная
схема, исполнительные механизмы. Различия
частотных систем управления
Восстановление и модернизация моделей
спортивных классов. Выбор модели, работа с
технической литературой, чертежами, схемами,
выбор материалов и инструментов.
Восстановление и модернизация спортивных
моделей классов ФСР, Моно, Гидро и других типов
группы Е; Ф; М-М. (на выбор).
Восстановление и модернизация спортивных
моделей классов ФСР, Моно, Гидро и других типов
группы Е; Ф; М-М. (на выбор).

26;
1;15;22;29
Март
5;12;19;26.
Апрель

2

Апрель

5;12.
9;

Апрель
Апрель

19.
16;23.

Апрель

Май

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,45

26.

12,0013,45

30.

18,0019,45

3.
14.

Май

12,0013,45
18,0019,45
12,0013,00
12,0013,00
18,0019,45

17.

Итого:

18,0019,45
12,0013,45
18,0019,45

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа

Клуб «Парус»

Практическое
задание

Клуб «Парус»

Практическое
задание

Клуб «Парус»

Практическое
задание

Клуб «Парус»

Практическое
задание

8

Спортивные соревнования. Особенности Клуб «Парус»
подготовки
к
участию
в
соревнованиях.
Тренировочные
запуски
модели.
Участие
в
соревнованиях, показательные запуски модели. Участие в
конкурсах, выставках, защитах проектов.

Практическое
задание

2

Итоговое занятие Подведение результатов работы Клуб «Парус»
за учебный год. Итоговый контроль

Итоговый
контроль

6

6

Соревнования

Беседа

132 ч.

Технология изготовления регуляторов хода
разных типов. Изготовление систем привода рулей,
парусов.
Изготовление простейших механических и
электронных регуляторов управления ходами
моделей. Изготовление систем привода рулей
различных типов гоночных моделей. Изготовление
шкотовых лебёдок.
Регулировка и испытание моделей. Приёмы
регулировки
моделей.
Испытательные
и
тренировочные запуски. Доработка конструкций
моделей. Исправление недостатков в конструкции
миделей.
Правила соревнований. Организация и
проведение массовых мероприятий. Подробное
изучение правил и организации проведения
соревнований различного уровня.
Изучение изменений и дополнений в правилах.
Судейская практика. Зачёт на судейскую категорию.

Список информационных ресурсов.
Для педагога
1. Андриянов Л., Галагузова М.А., Каюкова Н.А., Нестерова В.В., Фетцер В.В. Развитие
технического творчества младших школьников.- М. Просвещение, 1990г.
2. Злобин Л. М. «Психология воспитания». Высшая школа. 1991г.
3. Коротаева Е. В.
«Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение».
КСП. Институт психологии РАН. 1997г.
4. Маркова А. К. «Формирование мотивации учения». Просвещение 1990г.
5. Михайлов А. А. «Техническое творчество школьников». Москва 1969г.
6. Щетанов Б. В.
«Судомодельный кружок».
Просвещение 1977г.
Техническая литература для детей и родителей:
7. Бабкин И. А.
«Организация и проведение соревнований по судомодельному спорту».
ДОСААФ 1981г.
8. Белкин С. И.
«Путешествия по кораблям». Судостроение 1972г.
9. Белкин С. И.
«Рассказы о знаменитых кораблях» Судостроение 1979г.
10. Бонд Б.
«Справочник яхтсмена»
Судостроение 1989г.
11. Гурович А. Н. «Судовые устройства и внутреннее оборудование судов».
Судостроение 1970г.
12. Зуев В. П.
«Модельные двигателя» Москва 1973г.
13. Катин Л. Н.
«Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов». Москва
1969г.
14. Курти О.
«Постройка моделей судов».
Судостроение 1978г.
15. Петрунин И. Е. «Краткий справочник паяльщика».Машиностроение 1991г.
16. Кривоносов Л. М. «Какими бывают корабли».
Москва 1974г.
17. Лясников В. В. «Классификация моделей кораблей и судов в судомодельном
спорте». Патриот 1991г.
18. Михайлов М. А. «Модели современных военных корабле Москва 1972г.
19. Миль Г. «Модели с дистанционным управлением». Судостроение 1984г.
20. «Моделист-конструктор».
Журнал. ( архив )
21. Осипов Г. П.
«Юные корабелы».
Москва 1976г.
22. «Правила соревнований по судомодельному спорту»
Москва 2018г.
23. «Международные правила по судомодельному спорту». Навигатор 2016г
24. Целовальников Ф.С. «Справочник судомоделиста» Судостроение 1989г
Интернет-источники:
1. Модели кораблей shipmodels.ru
2. Морской интернет-клуб «Кубрик» randewy.narod.ru
3. Федерация судомодельного спорта России fsmr.ru
4. Чертежи моделей кораблей
modelyard.narod.ru
5. Форум судомоделистов shipmodeling.ru
6. Мир судомоделиста
msfw.ucoz.ru
7. Судомодели
http://www.goldenhind.ru
8. Видео фильмы из серии:
Subwater.film

Приложение 1
Карты наблюдения за результатами освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Спортивное судомоделирование»
Вид диагностики первого года обучения(итоговая)
№

Качество
Знание правил Практикум
ФИО
микромодель изготовления
обучающегося
соревнований судейства
модели кл. Е

Участие в Средний
соревнованиях балл
моделей

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

(от 8 до 10)
(от 4 до 7)
(от 1 до 3)

Оценка результатов первого года обучения по программе
«Спортивное судомоделирование»
№
1

2

3

4

5

Показатели

Уровень

Баллы

Микромодель

Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет
Средний: работа выполнена с помощью педагога

2
1

Низкий: работа не выполнена, не плывет

0

Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет

2

Модель ЕК-1250, ЕН- Средний: работа выполнена с помощью педагога
1250 и EL-1250.
Низкий: работа не выполнена, не плывет

1

Высокий: знает правила, нормативы, требования

2

Средний: знает частично, с ошибками

1

Низкий: не знает

0

Высокий: проводит судейство самостоятельно

2

Средний: проводит судейство с помощью педагога

1

Низкий: не проводит

0

Высокий: призовые места
Средний: участник

2
1

Низкий: не участвовал

0

Правила
соревнований

Практикум судейства

Участие в
соревнованиях
моделей

0

Вид диагностики второго года обучения(итоговая)
ФИО
№
обучающегося

Стендовый
балл за
качество
изготовления

Модель кл.
Ф-2; Ф-4;

Знание правил
соревнований

Практикум
судейства

Средний
Участие в
соревнованиях
балл
моделей

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

(от 8 до 10)
(от 4 до 7)
(от 1 до 3)

Оценка результатов второго года обучения по программе
«Спортивное судомоделирование»
№
1

2

3

4

5

Показатели

Уровень

Баллы

Стендовый балл за Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет
Средний: работа выполнена с помощью педагога
качество
изготовления
Низкий: работа не выполнена, не плывет

2
1

Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет

2

Средний: работа выполнена с помощью педагога

1

Низкий: работа не выполнена, не плывет

0

Высокий: знает правила, нормативы, требования

2

Средний: знает частично, с ошибками

1

Низкий: не знает

0

Высокий: проводит судейство самостоятельно

2

Модель Ф-2;Ф-4;

Правила
соревнований

Практикум судейства Средний: проводит судейство с помощью педагога

Участие в
соревнованиях
моделей

0

1

Низкий: не проводит

0

Высокий: призовые места
Средний: участник
Низкий: не участвовал

2
1
0

Критерии оценивания судомоделей:
- точность соответствия её чертежу;
- устойчивость и ходкость судомодели на курсе (точность прохождения моделью с
заданной скоростью определённой дистанции);
- остойчивость судомодели (способность модели сохранять или восстанавливать
исходное положение по окончании возмущающего воздействия волн, ветра);
- управляемость судомодели.

Вид диагностики третьего года обучения(итоговая)
ФИО
№
обучающегося

Стендовый
балл за
Модель кл. Знание правил
ФСР, М, Г, Е. соревнований
качество
изготовления

Практикум
судейства

Средний
Участие в
соревнованиях
балл
моделей

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень -

чел.
чел.
чел.

%
%
%

(от 8 до 10)
(от 4 до 7)
(от 1 до 3)

Оценка результатов третьего года обучения по программе
«Спортивное судомоделирование»
№
1

2

3

4

5

Показатели

Уровень

Баллы

Стендовый балл за Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет
Средний: работа выполнена с помощью педагога
качество
изготовления
Низкий: работа не выполнена, не плывет

2
1

Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет

2

0

Модель ФСР, Моно, Средний: работа выполнена с помощью педагога
Гидро, Е.
Низкий: работа не выполнена, не плывет

1

Высокий: знает правила, нормативы, требования

2

Средний: знает частично, с ошибками

1

Низкий: не знает

0

Высокий: проводит судейство самостоятельно

2

Правила
соревнований

Практикум судейства Средний: проводит судейство с помощью педагога

Участие в
соревнованиях
моделей

0

1

Низкий: не проводит

0

Высокий: призовые места
Средний: участник
Низкий: не участвовал

2
1
0

Критерии оценивания судомоделей:
- точность соответствия её чертежу;
- устойчивость и ходкость судомодели на курсе (точность прохождения моделью с
заданной скоростью определённой дистанции);
- остойчивость судомодели (способность модели сохранять или восстанавливать
исходное положение по окончании возмущающего воздействия волн, ветра);
- управляемость судомодели.

Оценка результатов третьего года обучения по программе
«Спортивное судомоделирование» четвертый год обучения
Вид диагностики года обучения(итоговая)
Стендовый
Модель кл.
ФИО
балл за
Знание правил
№
ФСР, М, Г,
обучающегося
качество
соревнований
Е,Ф.М-М.
изготовления
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
Высокий уровень чел.
%
(от 8 до 10)
Средний уровень чел.
%
(от 4 до 7)
Низкий уровень чел.
%
(от 1 до 3)

№
1

2

3

4

5

Показатели

Практикум
судейства

Участие в
соревнованиях
моделей

Оценка результатов четвертого года обучения по программе
Уровень

Высокий: работа выполнена самостоятельно, плывет
Стендовый балл за
Средний: работа выполнена с помощью педагога
качество изготовления
Низкий: работа не выполнена, не плывет
Модель ФСР, Моно,
Гидро, Е,Ф,М-М.

Практикум судейства

Участие в
соревнованиях,
выставках моделей,
конкурсах.

Баллы
2
1
0

Высокий: работа выполнена самостоятельно, действующая.

2

Средний: работа выполнена с помощью педагога

1

Низкий: работа не выполнена, не действующая

0

Высокий: знает правила, нормативы, требования

2

Правила соревнований Средний: знает частично, с ошибками

Средний
балл

1

Низкий: не знает

0

Высокий: проводит судейство самостоятельно

2

Средний: проводит судейство с помощью педагога

1

Низкий: не проводит

0

Высокий: призовые места
Средний: участник

2
1

Низкий: не участвовал

0

Критерии оценивания судомоделей:
- точность соответствия её чертежу;
- устойчивость и ходкость судомодели на курсе (точность прохождения моделью с заданной
скоростью определённой дистанции);
- остойчивость судомодели (способность модели сохранять или восстанавливать исходное
положение по окончании возмущающего воздействия волн, ветра);
- управляемость судомодели.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».