академия дорожных наук на 2 года

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия
дорожных наук» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках:
- ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в РФ»
- ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О безопасности дорожного движения»
- Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О
Правилах дорожного движения».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия
дорожных наук» имеет социально-гуманитарную направленность и реализуется на базе
ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы».
В центре образовательного процесса находятся дети, познающие Правила дорожного
движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного
движения. Данная программа позволяет систематически знакомить с обязанностями
пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребёнка правилам безопасного
поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Становясь первоклассниками в будущем, дети
впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении
вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут систематизировать,
расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к
общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а
возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к
Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого
культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового
регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины,
ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех
требований правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного
движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Программа «Академия дорожных наук» предназначена для формирования
представлений о правилах дорожного движения (далее ПДД) у детей 5-7 лет.
Необходимость введения данного курса в систему дополнительного образования
вызвана тем, что на дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы тысячи
детей. Это происходит в результате низкой грамотности подрастающего поколения,
несформированности элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения,
неготовности значительного большинства детей к самостоятельному безопасному
передвижению по улицам города.
Цель и задачи программы.
Цель - систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитию
навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и транспорте, соблюдать и
осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
1. Развивающие:
 развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
 развивать мотивацию к безопасному поведению;
 развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность;
2. Обучающие:

 научить основным правилам дорожного движения;
 сформировать у обучающихся потребности в соблюдении ПДД;
 сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в
транспорте.
3. Воспитывающие:
 воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;
 воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
 воспитание убежденного образцового участника дорожного движения.
Отличительной особенностью программы является то, что значительное место в
программе уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные
виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению
Правил дорожного движения. Игра - вид деятельности, имитирующий реальную жизнь.
Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в
целом. Использование различных игровых технологий способствует развитию
познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению
обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на
слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку,
терпение в достижении цели.
Особенности развития детей дошкольного возраста.
Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая
личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние
человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без
учёта этих особенностей.
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознает источники звуков: не всегда может определить
их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком
расстоянии находится автомобиль.
Обзор ребёнком окружающей обстановки ограничен его ростом - психологи считают,
что поле зрения ребёнка на 20- 25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне
увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у
ребёнка ограничен обзор, но и в то же время он сам не виден водителю из-за стоящих
транспортных средств или других препятствий.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации,
у детей формируются постепенно. Например, шестилетний ребёнок одним взглядом может
охватить лишь 2 - 3 элемента дорожно-транспортной ситуации и то лишь при благоприятных
обстоятельствах. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать
несколько разноплановых действий - переходить дорогу и осуществлять наблюдение по
сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него
вызывает еще большие трудности. Дело в том, что ввиду отсутствия специальных знаний
поведения на дороге, часто ребёнок основывается на представлениях, взятых из мира игры и
игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут сразу же
останавливаться на месте, как и их игрушечные автомобили).
Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы
отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то,
чтобы оценить обстановку, обдумать её, принять решение и начать действовать уходит
примерно 0,8 - 1 секунда. Ребёнку требуется для того же самого 3 - 4 секунды – он не в
состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со
значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей,
семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.

Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в 7-8 лет.
Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так
же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход
через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого
поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же
своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги,
полагаясь на своих спутников.
К 4 - 5 годам у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается
словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно дети
усваивают правила дорожного движения, активно пользуются словами, обозначающими
направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей: улица может
быть широкой и узкой, по проезжей части движутся машины, переходы бывают наземные и
подземные и т. п.
В возрасте 6 - 7 лет отдельные сведения уже связываются в последовательную и
стройную систему представлений. Дети знают некоторые дорожные знаки, как регулируется
движение.
Характеристика обучающихся по программе.
Возраст детей от 5 до 7 лет. Набор и формирование группы осуществляется без
вступительных испытаний. По программе могут обучаться мальчики и девочки.
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.
При приеме в объединение отбор обучающихся не проводится, медицинские
противопоказания не учитываются. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься совместно
с основной группой.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа «Академия дорожных наук» рассчитана на 2 учебных года, занятия 1 раз в
месяц. Продолжительность образовательной деятельности не более 30 минут с
перерывом 10 мин.
Ожидаемые результаты.
В конце обучения обучающийся должен знать:
 основные правила дорожного движения;
 правила для пешеходов;
 правила поведения на улице и в транспорте.
В конце обучения обучающийся должен уметь:
 ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
 самостоятельно переходить проезжую часть;
 оценивать дорожно-транспортную ситуацию.
Формы контроля.
Виды контроля - текущий, промежуточный, итоговый - определенно связаны с
практической частью программы, то есть работа в учебном автогородке.
Формы проведения контроля:
- Беседа
- Наблюдение
- Самооценка обучающихся
- Игра
- Индивидуальные карточки-задания
- Итоговая игра.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - обязательное условие результативности
образовательного процесса: задания, опросы.

Оценочные материалы.
Итоговая аттестация проводится с помощью следующих материалов:
 Педагогическая диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по
освоению ПДД:




- 5-6 лет.
- 6-7 лет. (Приложение 1).
Тесты на выявление знаний детей по ПДД: «Подбери слова», «Продолжи
предложение», «Дорожная история». (Приложение 2).
Итоговая игра «Знатоки ПДД» - обобщение изученного материала и
проверка знаний и умений детей через игровую деятельность.
Учебный план 1 года обучения.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование темы
Вводное занятие, знакомство. Входной мониторинг.
История возникновения ПДД
«Наш друг – светофор!», сигналы светофора, их обозначения
Виды пешеходных переходов, правила перехода проезжей части
Виды транспорта
ПДД для велосипедистов, пешеходов и пассажиров
Дорожные знаки.
Повторение пройденного материала. Игра.
Итоговое занятие. Итоговый мониторинг.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебный план 2 года обучения.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование темы
Вводное занятие. Входной мониторинг.
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Перекрёсток, виды перекрёстков, правила перехода.
Специальный транспорт. Правила безопасности детей на железной дороге.
Дорожные ловушки.
Кто регулирует движение транспорта и пешеходов? Сигналы регулировщика.
Вождение электромобиля в учебном автогородке.
Повторение пройденного материала. Игра.
Итоговое занятие. Итоговый мониторинг.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно – тематический план 1 года обучения.
Тема

Количество часов:
Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

1. Вводное занятие, знакомство. Входной
мониторинг.
2. История возникновения ПДД
3.«Наш друг – светофор!», сигналы
светофора, их обозначения
4.Виды пешеходных переходов, правила
перехода проезжей части
5.Виды транспорта
6.ПДД для велосипедистов, пешеходов и
пассажиров
7.Дорожные знаки
8. Итоговая игра «Знатоки ПДД».

1

30

30

Опрос, беседа.

1
1

30
30

30
30

Беседа.
Лекция, игра

1

30

30

Беседа, игра

1
1

30
30

30
30

1
1

30
0

30
1

Лекция, игры.
Беседа, практическая
работа.
Беседа, игра.
Игра.

9. Итоговое занятие. Итоговый
мониторинг.
Итого:

1

30

30

9

4

5

Беседа, практическая
работа

Учебно – тематический план 2 года обучения.
Тема

Количество часов:

Формы
контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие. Входной мониторинг.
2. Правила поведения на тротуаре,
пешеходной дорожке, обочине.
3. Перекрёсток,
виды
перекрёстков,
правила перехода.
4. Специальный транспорт. Правила
безопасности детей на железной дороге.
5. Дорожные ловушки.
6. Кто регулирует движение транспорта и
пешеходов? Сигналы регулировщика.
7. Движение во дворах и жилых зонах
8. Повторение пройденного материала.
Игра.
9. Итоговое занятие. Итоговый
мониторинг.

1
1

30
30

30
30

1

30

30

Опрос, беседа.
Беседа, практическая
работа.
Лекция, игра

1

0

1

Игра - соревнование

1
1

30
30

30
30

1
1

30
0

30
1

Беседа.
Беседа, практическая
работа.
Беседа, игра.
Игра.

1

30

30

Итого:

9

3,5

5,5

Беседа, практическая
работа.

Содержание учебного плана 1 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие, знакомство Входной мониторинг (1 час).
Теория:
 Знакомство с группой.
 Порядок и содержание работы
 План на учебный год, расписание занятий.
 Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, санитарии и
гигиене.
 Ознакомление с программой.
Практика:
 Игры на знакомство «Снежный ком», «Имя и фрукт», «Мы идем с тобой по кругу».
 Знакомство с учебным автогородком
Раздел 2. История возникновения ПДД (1 час).
Теория:
 Знакомство с историей возникновения ПДД.
 История о первых автомобилях, светофорах, дорожных знаках, разметке и
регулировщике.
Практика:
 Изображение макета первого светофора.
Раздел 3. «Наш друг – светофор!», сигналы светофора, их обозначение (1 час).
Теория:
 Изучение основных сигналов светофора.
 Отличительные особенности светофора для пешеходов и водителей.
 Правила перехода проезжей части по светофору.
Практика:
 Игра «Красный – желтый - зеленый»
 Практическое занятие в учебном автогородке.
Раздел 4. Виды пешеходных переходов, правила перехода проезжей части (1 час).
Теория:
 Виды пешеходных переходов.
 Правила перехода проезжей части по пешеходным переходам.
Практика:
 Игра «Я - пешеход»
Раздел 5. Виды транспорта (1 час).
Теория:
 Виды транспорта.
 Правила поведения в общественном транспорте.
 Правила посадки и высадки пассажиров.
Практика:
 Знакомство с электромобилем, его характеристики.
 Дидактическая игра «Летает, плавает, едет»
Раздел 6. ПДД для велосипедистов, пешеходов и пассажиров (1 час).
Теория:
 Участники дорожного движения: водитель, пешеход и пассажир.
 Правила для пешеходов
 Правила для пассажиров.
 Правила для велосипедистов.
Практика:
 Игра «Я - водитель»
Раздел 7. Дорожные знаки (1 час).
Теория:

 Группы дорожных знаков
 Дорожные знаки для пешеходов
 Дорожные знаки для велосипедистов.

Практика:
 Игра «С стране дорожных знаков»
Раздел 8. Игра «Знатоки ПДД». (1 час).
Практика:
 Игра «Знатоки ПДД» в учебном автогородке.
Раздел 9. Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. (1 час).
Теория:
 Подведение итогов.
 Планирование деятельности на будущий год.

Награждение групп дипломами.
Практика:
 Практическое вождение электромобиля в учебном автогородке «Я - водитель».
Содержание учебного плана 2 года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие. Входной мониторинг (1 час).
Теория:
 Порядок и содержание работы
 План на учебный год, расписание занятий.
 Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, санитарии и
гигиене.
 Ознакомление с программой.
Практика:
 Игра по ПДД «Красный, желтый, зеленый», «Я - водитель».
 Работа в учебном автогородке «Я – пешеход!»
Раздел 2. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. (1 час).
Теория:
 Правила безопасного поведения на дороге.
 Светоотражающие элементы, правила ношения СОЭ.
 Правила движения по загородной дороге.
Практика:
 Практическое занятие в учебном автогородке.
Раздел 3. Перекрёсток, виды перекрёстков, правила перехода. (1 час).
Теория:
 Понятие перекресток.
 Виды перекрёстков.
 Правила перехода регулируемого и нерегулируемого перекрестка.
Практика:
 Игра «Перекрестки».
Раздел 4. Специальный транспорт. Правила безопасности детей на железной дороге.
(1 час).
Практика:
 Игра – соревнование «В мире транспорта».
Раздел 5. Дорожные ловушки. (1 час).
Теория:
 Правила перехода проезжей части в ситуациях закрытого обзора проезжей части.
 Как оценить дорожную ситуацию и принимать правильное решение.
 Ответственность за свои действия на дороге.

Практика:
 Игра «Дорожные ловушки».
Раздел 6. Кто регулирует движение транспорта и пешеходов? Сигналы регулировщика.
(1 час).
Теория:
 Понятие регулировщик.
 Сигналы регулировщика.
 Правила перехода проезжей части по сигналам регулировщика.
Практика:
 Игра «Я - регулировщик»
Раздел 7. Движение во дворах и жилых зонах. (1 час).
Теория:
 Понятие дворовая территория.
 Приоритет пешеходов в жилой зоне.
 Скорость движения в жилой зоне.
 Правила для велосипедистов в жилой зоне.
Практика:
 Игра «Жилая зона»
Раздел 8. Повторение пройденного материала. Игра. (1 час).
Практика:
 Игра «Пешеход, пассажир, водитель» в учебном автогородке.
 Вождение электромобиля в учебном автогородке с соблюдением правил для водителей.
Раздел 9. Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. (1 час).
Теория:
 Подведение итогов.
 Планирование деятельности на будущий год.
 Награждение групп дипломами.
Практика:
 Практическое вождение электромобиля в учебном автогородке «Я - водитель».

Календарный учебный график 1 года обучения.
I полугодие – 4 месяца (I полугодие – 4 часа)
II полугодие – 5 месяцев (II полугодие – 5 часов)
Месяц
Число Время
Форма
Колзанятия
во
часов
Сентябрь
Беседа,
1
инструктаж

Октябрь

Ноябрь

Беседа.

30

Практическая
работа
Лекция,
игра

30
30

30
Декабрь

Игра.

30

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Вводное занятие, знакомство. Входной мониторинг.
Знакомство с группой.
Порядок и содержание работы
План на учебный год, расписание занятий.
Инструктаж по технике безопасности, противопожарной
безопасности, санитарии и гигиене. Ознакомление с
программой. Игры на знакомство «Снежный ком», «Имя и
фрукт», «Мы идем с тобой по кругу».
Знакомство с учебным автогородком
История возникновения ПДД
Знакомство с историей возникновения ПДД.
История о первых автомобилях, светофорах, дорожных
знаках, разметке и регулировщике. Изображение макета
первого светофора.
Закрепление изученного материала на занятии в учебном
автогородке.
«Наш друг – светофор!», сигналы светофора, их
обозначение
Изучение основных сигналов светофора. Отличительные
особенности светофора для пешеходов и водителей. Правила
перехода проезжей части по светофору.
Игра «Красный – желтый - зеленый». Практическое занятие в
учебном автогородке.
Виды пешеходных переходов, правила перехода проезжей
части
Виды пешеходных переходов. Правила перехода проезжей
части по пешеходным переходам.

ФДОД
«ДДТ»

Опрос.
Входной
мониторинг.

ФДОД
«ДДТ»

Опрос.

Учебный
автогородок
ФДОД
«ДДТ»

ФДОД
«ДДТ»

Наблюдение.

Фото отчет

Январь

Лекция, игры.

30
30

30
Февраль

Беседа, игра.

30

Беседа, игра.

30
30

Апрель

Игра.

30
1

Май

Беседа

1

Март

Итого:

9

Игра «Я - пешеход»
Виды транспорта.
Виды транспорта. Правила поведения в общественном
транспорте. Правила посадки и высадки пассажиров.
Знакомство с электромобилем, его характеристики.
Дидактическая игра «Летает, плавает, едет»
ПДД для велосипедистов, пешеходов и пассажиров
Участники дорожного движения: водитель, пешеход и
пассажир. Правила для пешеходов. Правила для пассажиров.
Правила для велосипедистов.
Игра «Я - водитель», практическое вождение электромобиля.
Дорожные знаки
Группы дорожных знаков. Дорожные знаки для пешеходов.
Дорожные знаки для велосипедистов.
Игра «В стране дорожных знаков».
Игра «Знатоки ПДД».
Игра «Знатоки ПДД» в учебном автогородке. Вождение
электромобиля.
Итоговое занятие. Итоговый мониторинг.
Подведение итогов. Планирование деятельности на будущий
год. Награждение групп дипломами. Практическое вождение
электромобиля в учебном автогородке «Я - водитель».

ФДОД
«ДДТ»

Наблюдение

ФДОД
«ДДТ»

Тестирование

ФДОД
«ДДТ»

Практическая
работа

ФДОД
«ДДТ»

Практическая
работа

Учебный
автогородок

Отчет,
тестирование

Календарный учебный график 2 года обучения.
I полугодие – 4 месяца (I полугодие – 4 часа)
II полугодие – 5 месяцев (II полугодие – 5 часов)
Месяц
Число Время
Форма
Колзанятия
во
часов
Сентябрь
Беседа,
1
инструктаж

Октябрь

Ноябрь

Беседа.

30

Практическая
работа
Лекция,
игра

30
30

Декабрь

Игра.

30
1

Январь

Лекция, игры.

30

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Вводное занятие, знакомство. Входной мониторинг.
Порядок и содержание работы. План на учебный год,
расписание занятий. Инструктаж по технике безопасности,
противопожарной безопасности, санитарии и гигиене.
Ознакомление с программой. Игра по ПДД «Красный,
желтый, зеленый», «Я - водитель». Работа в учебном
автогородке «Я – пешеход!»
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке,
обочине.
Правила
безопасного
поведения
на
дороге.
Светоотражающие элементы, правила ношения СОЭ.
Правила движения по загородной дороге.
Практическое занятие в учебном автогородке.

ФДОД
«ДДТ»

Опрос.
Входной
мониторинг.

ФДОД
«ДДТ»

Опрос.

Перекрёсток, виды перекрёстков, правила перехода.
Понятие перекресток. Виды перекрёстков. Правила перехода
регулируемого и нерегулируемого перекрестка.
Игра «Перекрёстки».
Специальный транспорт. Правила безопасности детей на
железной дороге.
Игра – соревнование «В мире транспорта».
Дорожные ловушки.
Правила перехода проезжей части в ситуациях закрытого
обзора проезжей части. Как оценить дорожную ситуацию и
принимать правильное решение. Ответственность за свои
действия на дороге.

Учебный
автогородок
ФДОД
«ДДТ»

Наблюдение.

ФДОД
«ДДТ»

Фото отчет

ФДОД
«ДДТ»

Наблюдение

Беседа, игра.

30
30

Беседа, игра.

30
30

Апрель

Игра.

30
1

Май

Беседа

1

Февраль

Март

Итого:

9

Игра «Дорожные ловушки».
Кто регулирует движение транспорта и пешеходов?
Сигналы регулировщика.
Понятие регулировщик. Сигналы регулировщика. Правила
перехода проезжей части по сигналам регулировщика.
Игра «Я - регулировщик».
Движение во дворах и жилых зонах.
Понятие дворовая территория. Приоритет пешеходов в
жилой зоне. Скорость движения в жилой зоне. Правила для
велосипедистов в жилой зоне.
Игра «Жилая зона».
Повторение пройденного материала. Игра.
Игра «Пешеход, пассажир, водитель» и вождение
электромобиля в учебном автогородке с соблюдением правил
для водителей.
Итоговое занятие. Итоговый мониторинг.
Подведение итогов. Планирование деятельности на будущий
год. Награждение групп дипломами. Практическое вождение
электромобиля в учебном автогородке «Я - водитель».

ФДОД
«ДДТ»

Наблюдение.

ФДОД
«ДДТ»

Практическая
работа

ФДОД
«ДДТ»

Практическая
работа

Учебный
автогородок

Отчет,
тестирование

Условия реализации программы.
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме.
Обеспечение программы
Занятия проходят на базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ№1 г.
Коряжмы» в учебном кабинете. Помещение отвечает всем требованиям безопасности труда,
производственной санитарии. Отработка знаний умений и навыков осуществляется в учебном
автогородке.
Для обучения имеются:
 Интерактивная доска.
 Проектор.
 Актовый и концертный зал.
 2 электромобиля.
Методическое обеспечение:
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
 видеофильмы, презентации.
 методические папки по разделам программы: таблицы, раздаточный материал.
 дидактические игры.
 игры на сплочение коллектива.

Список информационных ресурсов
Литература для педагога:
1. Алексеев, А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с самыми
последними изменениями / А.П. Алексеев. - М.: Эксмо, 2016. - 160 c.
2. Алексеева, Ю. Правила дорожного движения: книжка с наклейками / Ю.
Алексеева. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
3. Воронкова, Я.О. Правила дорожного движения для малышей / Я.О. Воронкова. Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
4. Громаковский, А.А. Правила дорожного движения 2016 с примерами и
комментариями / А.А. Громаковский. - М.: Эксмо, 2016. - 208 c.
5. Жульнев, Н.Я. Правила дорожного движения 2019 с комментариями и
иллюстрациями на 15 мая 2019 года / Н.Я. Жульнев. - М.: АСТ, 2019. - 128 c.
6. Копусов-Долинин, А.И. Автошкола РФ 2018. Правила дорожного движения РФ. С
расширенными комментариями и иллюстрациями / А.И. Копусов-Долинин. - М.:
Эксмо, 2017. - 140 c.
7. Саулина, Т. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т.
Саулина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
8. Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного
движения / Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
9. Субботина, Е. Правила дорожного движения: книжка с накл. / Е. Субботина. - Рн/Д:
Феникс, 2015. - 118 c.
10. Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках: редакция 2019 г / А.Е.
Финкель. - М.: Эксмо, 2018. - 448 c.
11. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А.
Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 c.
12. https://razvivashka.online/poznavatelnoe/pdd-dlya-doshkolnikov
13. https://tsvetyzhizni.ru/shkatulka_sokrovisch/detskie-stixi/dorozhnaya-azbuka-ili-detyamo-znakax-dorozhnogo-dvizheniya.html
14. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniyadlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-4500185.html
15. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/doshkolnikam-o-pravilah-dorozhnogo-dvizhenija

Список литературы для родителей и для детей
1. .Дорохов А. А. Зелёный... Жёлтый... Красный! [Текст] / А. Дорохов; рис. Н.
Мунц.- М.: Детская литература, 1984. – 64 с.
2. Усачев А.А. Правила дорожного движения.Для будущих водителей и их
родителей. [Текст] /А.А.Усачев; рис.В.Уборевич-Боровский.- М.:Самовар,2000.64с.
3. Михалков,С.В.Дядя Стёпа. Поэма (в сокращении) для детей дошкольного
возраста.[Текст] / С. В. Михалков.- М.: Детская литература.,1971.-с.57-108
4. Астахов П. А. Я и дорога [Текст] / Павел Астахов. -М. : Эксмо, 2010. - 128 с. :
ил. - (Детям о праве).
5. Козловская Е.А. Азбука пешехода .Для детей дошкольнов и детей начального
школьного возраста. [Текст] / Е.А.Козловская -М.: Издательский дом Третий
Рим,2007.-60с.
6. Ребенок в городе// Детская энциклопедия.- 2009. - № 11. - 56 с.
7. Азбука дороги. //Детская энциклопедия.-2007- №11 - 56с.
8. Юрмин , Г.Ю.Светофор. Сборник [Текст] / Г.Ю.Юрмин-М.:Дет. Лит.,1970.-223с.

Приложение 1
Педагогическая диагностика уровня знаний, умений и навыков детей
по освоению ПДД
Важную роль в выполнении программных задач играет процесс педагогической
диагностики, который направлен на комплексное использование контрольных средств,
систематическую и плановую деятельность воспитателя.
Цели:
 Повышение эффективности занятий по обучению детей правилам безопасного
поведения на дорогах.
 Внедрение инновационных форм обучения детей правилам дорожного
движения.
 Информированность педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения детей
безопасному поведению на дорогах.
Задачи:
 определить уровень знаний, умений и навыков детей;
 выявить методическую и воспитательную недоработки по обучению детей
безопасному поведению на дороге.
В зависимости от цели, педагогом выбираются соответствующие средства и методы
педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла (сформирован);
средний – 2 балла (Находится в стадии формирования);
низкий – 1 балл (не сформирован)
Педагогическая диагностика уровня знаний детей 5-6 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
Объект
Содержание
Метод (форма)
Степень
Как называется часть дороги, по
освоения
которой движется транспорт
знаний
по
Как называется часть дороги,
ПДД
отведенная для пешеходов
Кого называют пешеходом
Как безопасно перейти дорогу
Кого называют водителем
Какие виды транспорта ты знаешь
Беседа,
Что обозначает сигналы светофора
ситуативная
для пешеходов и водителей
беседа
Почему нельзя играть на дороге
На
каких
автомобилях
устанавливают сигнал «Сирена»
Для чего вдоль дорог поставлены
знаки
Какие дорожные знаки тебе
известны, что они обозначают
Какие
правила
необходимо

Баллы

соблюдать пассажиру маршрутного
транспорта
Как влияют погодные условия на
движение транспорта и пешеходов
Что такое дорожные ситуации –
«ловушки»
Как перейти дорогу у остановки
маршрутного транспорта
Качество знаний о правилах дорожного движения:
Знает, кого называют пешеходом и почему:
-ответь, кого называют пешеходом и почему?
Знает, где безопасно переходить дорогу:
-как ты думаешь, где безопасно переходить дорогу?
Знает, что такое дорожные ловушки, ориентируется в них, может заметить
скрытую опасность:
-расскажи, что такое дорожная ловушка, почему она так называется? Как в нее не
попасть?
Знает, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, для водителя:
-расскажи, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, а для
водителя?
Знает, почему нельзя ходить толпой по тротуару:
-как ты думаешь, что произойдет, если ходить толпой по тротуару?
Знает и называет различные виды транспортных средств по способу
передвижения и функционально:
-скажи, как различают транспорт по способу передвижения, приведи примеры.
Как различают транспорт в зависимости от того, что на нем перевозят, приведи
примеры.
Качество умений и навыков культуры поведения в дорожно-транспортной
среде города:
Правильно переходит дорогу (в положенном месте) и в соответствии со
световыми сигналами светофора, может предвидеть скрытую опасность и правильно на
неё среагировать:
- опрос родителей, наблюдения в игровой деятельности.
Свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада и в прилегающей
к детскому саду местности:
- опрос родителей, наблюдения в совместной деятельности, экскурсиях.
Правильно действует в подвижных играх, быстро реагирует на сигнал
воспитателя:
-наблюдения в игровой деятельности.
Сформирована культура поведения в общественном транспорте, на улице
- делает замечания взрослым и сверстникам, нарушающим правила поведения.
Наблюдения в игровой деятельности, опрос родителей.
Педагогическая диагностика уровня знаний детей 6-7 лет по ПДД.
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
Объект
Содержание
Метод (форма)
Баллы
Степень
Основные части дороги
Беседа,
освоения
Общие
правила
безопасной
ситуативная
знаний
по ориентации на дороге
беседа,
ПДД
Разговор.
Светофоры, значение сигналов

светофора
Дорожные знаки и их значение
Правила перехода дороги по
пешеходным переходам со светофором
и без светофора
Наиболее опасные для пешеходов
участки дорог
Безопасные маршруты движения
до детсада
Качество знаний о правилах дорожного движения:
Знает, как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта:
-расскажи, как ты будешь переходить улицу вблизи остановки маршрутного
транспорта?
Знает, для чего вдоль дорог поставлены дорожные знаки:
-как ты думаешь, для чего вдоль дорог поставлены дорожные знаки?
Знает название некоторых дорожных знаков и их назначение:
-покажи из этих дорожных знаков те, которые ты знаешь, скажи, как он
называется и что обозначает?
Знает, какие правила необходимо соблюдать пассажиру:
-расскажи, какие правила необходимо соблюдать пассажиру, для чего это нужно?
Знает, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»:
-скажи, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена» и для чего это
необходимо? Что должны сделать водители всех остальных транспортных средств,
оказавшихся поблизости с такой машиной?
Знает, чем опасно несоблюдение правил дорожного движения:
-как ты думаешь, что произойдет, если не соблюдать правила дорожного
движения?
Качество умений и навыков культуры поведения в дорожно-транспортной
среде города:
Правильно переходит дорогу (в положенном месте) и в соответствии со
световыми сигналами светофора, знаками дорожного движения - может предвидеть
скрытую опасность и правильно на нее среагировать:
- опрос родителей, наблюдения в игровой деятельности, экскурсии.
Свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада, и в
прилегающей к детскому саду местности, действует, соблюдая правила поведения в
дорожно-транспортной среде города:
- опрос родителей, наблюдения в совместной деятельности, экскурсиях.
Правильно действует в подвижных играх, строго выполняет правила,
быстро реагирует на сигнал воспитателя:
-наблюдения в игровой деятельности.
Сформирована культура поведения в общественном транспорте, на улице,
- делает замечания взрослым и сверстникам, нарушающим правила поведения.
Наблюдения в игровой деятельности, опрос родителей, экскурсиях.

Приложение 2
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова»
Задача: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный
транспорт. Ребёнок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению
(самолёт, вертолёт, воздушный шар).
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Знаки сервиса
Сигналы светофора
Действия человека /Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов
из различных групп/.
Методика для детей старшего дошкольного возраста «Продолжи
предложение»
Задача: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно
рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребёнка, умения правильно
рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная история».
Задача: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного
запаса и воображения.
Инструкция: ребёнку даётся задание придумать дорожную историю, затратив 3
минуты и затем пересказать её. История может включать разные ситуации, которые
произошли либо самим ребёнком, либо может быть вымышленная, придуманная с
различными персонажами из сказок, мультфильмов. При обработке результатов
учитываются: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей,
образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных
предложений.
Оценка результатов: «отлично» - ставится за историю, необычную и
оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребёнка, хороших
знаниях по ПДД, богатом словарном запасе; «хорошо» - если история простая, нет
оригинальности, знания по ПДД недостаточные. «плохо» - ребёнок не сумел
придумать историю.
Тест «Проверь себя» (для детей 6 - 7 лет).
Задача: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по
правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребёнка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГИБДД, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая помощь, пожарная машина,
машина полиции, велосипед).
3. В понятие «транспорт» входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход,
трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай,
прицеп, такси).
5. У машины есть…(колёса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на
проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещён, разворот
запрещён, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по
крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает
помех пешеходам).
9.
Дорожные
знаки
делятся
на…(предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зелёного, жёлтого, красного, синего).
Норма для детей подготовительной группы 7 - 8 правильных ответов.
Тест для детей старшего дошкольного возраста «Запомни рисунок».
Задача: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные
виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребёнку картинки с различными видами
транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, а ребёнок должен
воспроизвести все картинки.

Норма для детей подготовительной группы 7 - 8 правильных ответов.

Приложение 3

Сценарий «Знатоки правил дорожного движения»
Мы сегодня встретились, чтобы проверить ваши знания правил дорожного движения. Нас
ждут сложные и непростые задания. Справится с ними, вы сможете, только зная правила
дорожной азбуки.
А чтобы из вас никто, не устал, мы будем играть, выполнять различные задания и
зарабатывать баллы.
Строгое и самое справедливое наше жюри.
Всего в игре будет 7 заданий, которые вам нужно будет выполнить. Выполнив все
задания вы можете заработать 88 баллов.
Слушаем внимательно правила игры:
1. за каждый правильный ответ команда получает баллы.
2. за нарушение дисциплины один балл снимается.
3. кто соберет больше баллов, тот и выиграл. (3 мин)

1 Задание. (3 мин)
“Разрешается – запрещается”
За каждый правильный ответ 1 балл. В этом задании команда может набрать – 12
баллов.
1. - Играть на проезжей части…(запрещается) (1)
2. - Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается) (1)
3. - Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается) (1)
4. - Идти группой по тротуару…(разрешается) (1)
5. - Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается) (1)
6.- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается) (1)
7. - Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается) (1)
8. - Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается) (1)
9. - Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается) (1)
10. - Идти по тротуару слева…(запрещается) (1)
11. - Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается) (1)
12. - Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается) (1)
И так, считаем, сколько получилось.
2 Задание. (2 мин)

“Собери дорожный знак”
Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит
отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из этих пазлов собрать дорожный
знак и правильно назвать его. Время на выполнение задания 2 минуты.
Всего можно набрать – 10 баллов. Если правильно называете знак еще 1 балл.

3 задание. (3 мин)
Вопрос – Ответ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

За каждый правильный ответ 1 балл. В этом задании команда может набрать – 15
баллов.
Где появились самые первые правила дорожного движения? (В Древнем Риме)
Кто придумал самые первые ПДД (Юлий Цезарь)
Какое движение было в Древнем Риме (Левостороннее )
У нас в России какое движение? (Правостороннее)
Как на Руси наказывали пешехода, если он переходил дорогу в неположенном месте?
(Снимали штаны и били вице по попе, пока попа не станет синей)
Как наказывали водителя, если он нарушал правила дорожного движения? (ссылали на
каторгу)
Как назывался самый первый светофор? (Семафор)
Как называли самый первый автомобиль (Огненное чудовище)
Назовите три группы участников дорожного движения (водитель, пешеход, пассажир)

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Кто такой водитель? (это человек который управляет любым транспортным средством)
Кто сидит в транспорте, но не управляет им? (Пассажир)
Кто ходит по тротуару пешком? (Пешеход)
Какие пешеходные переходы бывают? (наземный, подземный и надземный)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
Сколько сигналов у светофора для водителей? (Три)

4 Задание. (3 мин)
«Автомобили»
Сейчас я вам выдам команде конверт с автомобилями, вам нужно разделить их на три
группы: 1 – паровые автомобили, 2 – бензиновые автомобили, 3- электрические. За каждый
правильный ответ – 1 балл. Всего можно набрать – 6 баллов.

5 задание. (3 мин)
«Виды транспорта»
Следующее задание виды транспорта. На экране будут появляться картинки различного
транспорта, вам нужно быстро определить его вид. Выкрикивать нельзя, будут штрафные
баллы. За правильный ответ – 1 балл. Всего можно набрать – 10 баллов.

6 задание. (5 мин)
«Знак - загадка»
Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я буду загадывать загадку, про дорожный
знак, а вы должны отгадать ее. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе
можно набрать 3 балла.
1.По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход….. (пешеходный переход)
2. Что мне делать? Как мне быть?
Нужно срочно позвонить!
Должен знать и ты, и он,
В этом месте …. (телефон)
3. В голубом иду я круге
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко – …… (пешеходная дорожка)
4. Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт ….. (питания)
5. Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу! (Знак «Главная дорога»)
6. Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому. (Знак «Место стоянки» )

7. Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка!" (Знак «Автозаправочная станция»)
8. В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
9. Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»)

7 задание.
«Вождение»
Вождение электромобиля по учебному автогородку. Первые 5 человек едут и получают
баллы. Если все проезжают без ошибок и нарушений ставлю – 25 баллов, а если будут
нарушения из этих 25 баллов за каждое нарушение вычитаю 1 балл.
Итоговый протокол
МДОУ №_________________________________
«Знатоки правил дорожного движения»

1.

«Разрешается - запрещается».

мах 12 баллов

2.

«Собери дорожный знак»

мах 11 баллов

3.

«Вопрос - ответ»

мах 15 баллов

4.

«Автомобили»

мах 6 баллов

5.

«Виды транспорта»

мах 10 балла

6.

«Знак – загадка»

мах 9 баллов

7.

«Вождение»

мах 25 баллов

Общее количество баллов:
Жюри:
Воспитатели:

Уровень освоения программы:
 Низкий уровень – 50-65 баллов.
 Средний уровень – 65 -75 баллов.
 Высокий уровень – 75-88 баллов.
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.

ОО

Количество баллов за теорию

Количество баллов за практику

Общая
сумма
баллов

Уровень освоения
программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».