Краски настроения ОВЗ

Пояснительная записка
Правополушарное рисование - один из эффективных методов раскрытия
творческого потенциала и обучения навыкам рисования.
В ходе реализации программы дети с ОВЗ (интеллектуальными
нарушениями) приобщаются к искусству, познают культуру своей и других
стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа создает условия для формирования таких личностных
качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, умение радоваться успехам других людей, способность
работать в группе и проявлять лидерские качества.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Краски настроения» (правополушарное рисование) имеет
художественную направленность, ориентирована на обучающихся,
стремящихся ознакомится с художественной деятельностью, как
специфической активностью личности, направленной на эстетическое
освоение мира посредством искусства.
При этом изобразительная
деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие
эстетического развития детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Программа рассчитана на 1 год обучения, носит ознакомительный
характер и дает минимальный объем знаний в области изобразительного
искусства. А гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью
тренинга правополушарного рисования не только раскрывает истинный
потенциал обучающегося с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и
помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и
стрессов.
Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих
способностей
обучающегося независимо от имеющихся у него
изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и
нетрадиционных техник рисования. Программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
• Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
• Концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р);
• Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.317214 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г.
№ 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022
годах»;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России
от 18.11.2015 № 09-3242;
• Примерными требованиями к программам дополнительного образования
детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
• Уставом учреждения.
Программа «Вдохновение» реализуется на базе ФДОД «Дом детского
творчества» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы», может быть реализована в
общеобразовательных школах.
Педагогическая целесообразность. Основа метода правополушарного
рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества.
При использовании специальных техник активизируется творческая
деятельность и интуиция у любого человека. Однако, система образования
сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше
времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции
левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и
аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает
эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному
рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого
полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала личности.
Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает
помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по
правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира,
развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы.
Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается
интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного
подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику,
переносит на бумагу свое видение предмета. Отключение логики и
рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода
творчества.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто
обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник
творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Именно
оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать
логику. В рисовании используя то правую, то левую руку, прописывание

букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий
позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «
Краски настроения» включает в себя использование разнообразных
материалов и техники, развивает фантазию и воображение. При выполнении
же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники
изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением
заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком
уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате
повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный
интерес к искусству, обучающиеся с ОВЗ (интеллектуальными
нарушениями) становятся более активными и стремятся к самостоятельным
творческим работам и достижениям.
Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс
для более
углубленного изучения изобразительного искусства, которое
ребенок при желании может продолжить в творческом объединении.
Цель
программы:
развитие
творческих
изобразительных
способностей обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
путем овладения приёмами правополушарного рисования.
Задачи программы:

Предметные:
1)
формировать
эстетический
вкус,
художественное
мышление
обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
2) формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;
3) формировать опыт работы с различными художественными материалами и
в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;
4) развивать визуально — пространственное мышление как форму
эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.

Метапредметные:
1) развивать индивидуальные творческие способности обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями), формировать устойчивый интерес к
творческой деятельности;
2) развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее
эффективные способы их достижения;
3) формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
4) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной
деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.

Личностные:

1) воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во
всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных,
бытовых объектов;
2) формировать коммуникативную компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
творческой и других видов деятельности;
3) воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
4) формировать ответственное отношение к учению, готовность и
способность обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) к
саморазвитию и самообразованию.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы – 16-18 лет.
Программа рассчитана на один год обучения. Количество обучаемых
10-12 человек. На занятия в кружке отводится 2 часа в неделю, т. е. 68 часов
в год.
Формы организации занятий: беседы, практические занятия, мастерклассы, викторины, мини-выставки. Участие в конкурсах, в социальнозначимых мероприятиях, выставках.
Режим занятий – 1 раз в неделю, по 2 академических часа.
Ожидаемые результаты: к концу
года обучения дети с ОВЗ
(интеллектуальными
нарушениями)
должны владеть
следующими
компетенциями:
Обучающиеся должны знать:
— основные понятия, термины области изобразительного искусства
(искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия,
пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень,
полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
— основы цветоведения;
— основные и дополнительные цвета;
— цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
— контрасты форм;
— азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
— гармонию цвета;
— русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.
Обучающиеся будут уметь:
— смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
— соблюдать последовательность в работе;
— владеть основами перспективы основами цветоведения;

— правильно расположить предмет на листе;
— самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
— работать в технике правополушарного рисования;
Обучающиеся научатся:
— творчески подходить к выполнению работы;
— грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
— работать самостоятельно и в коллективе;
— организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
— радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в
достижении поставленной цели
-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах,
олимпиадах, мероприятиях и т.д.
Способы определения результативности: в результате реализации
общеобразовательной общеразвивающей программы «Краски настроения»
предполагается
достижение
определенного
уровня
овладения
обучающимися изобразительной грамотой.
Обучающиеся с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями) будут знать специальную терминологию,
научатся общаться с основными художественными материалами,
активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
—высокий уровень– обучающийся овладел на 100-80% умениями,
предусмотренными программой за конкретный период, работает с
профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых
трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3
балла);
—средний уровень– у обучающегося объём усвоенных умений составляет
70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном,
выполняет задания на основе образца (2 балла);
—низкий уровень— обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1
балл).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Краски настроения» (правополушарное
рисование)
Срок реализации программы 1 год

Объем программы –72 часа.
№

Модуль

Часы

1

Модуль 1 полугодия

30

2

Модуль 2 полугодия
Всего часов
Итого

38
68
68

Промежуточная
аттестация
2
2
4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования» (32 часа)
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене,
правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах
внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного
(ответы на вопросы педагога).
Тема 2. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с
образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об
инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный,
диагональный и круговой фоны.
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов)
Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория
Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая
гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним
и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория
Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и
дальний планы. Тень.
Практика.

Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя,
линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью
губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники,
птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Радужный фон картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства
композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним
планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 4. «Дельфины».
Теория
Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы.
Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя,
линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки,
прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с
помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним
и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с
помощью ватных палочек).
Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом
с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение
рисунка
«Таинственная
ночь»»
гуашью:
создание
грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и

пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним
планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с
использованием ватных палочек).
Тема 4. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга.
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные
цвета. Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним
планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с
передним планом с помощью кисти (кот).
Тема 5. Круговой фон. «Совушка».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним
планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью
кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
Тема 6. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».
Теория
Композиция. Фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и
смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с
помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью
кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками
(спиралевидные узоры на ветках).
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (8 часов)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон.
Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона
с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение
бликов и тени пальцами.
Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон
фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.

Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с
дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним
планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из
трубы – ватными палочками.
Тема 3. «Снегирь».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний
планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с
помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 4. «Новый год».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника
набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и
ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование
окна).
Промежуточная аттестация (2 часа).
Теория
Беседа, проведение выставки выполненных творческих работ, анализ работ.
Практика. Подведение итогов выставки выполненных творческих работ
учащихся в первом полугодии.
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись» (36часов)
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене,
правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах
внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Беседа.
Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании.
Теория
Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный,
круговой. Теплее и холодные цвета.
Практика.

Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный,
диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых
гаммах.
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Тема 1. «Северное сияние».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг.
Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование
(звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти
Тема 2. «Любопытный пингвинёнок».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание
грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа
с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и
овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Золотые рыбки».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон.
Набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и
теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом
(рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».
Теория
Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью
смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил
круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с
помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки»
Теория
Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника
отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с

передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками
(светлячки).
Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная
семейка».
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка
–от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью)
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (12 часов)
Тема 1. «Весенние деревья».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним
планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью
тычкования).
Тема 2. «На пруду».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним
планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши)
кистью и пальцами
Тема 3. «Сакура».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон.
Тычкование. Отражение, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью
губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде
кистью и ватными палочками.
Тема 4. «Космос».
Теория
Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним
планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 5. «Цветущие сады».
Теория

Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним
планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 6. «Волшебный луг».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов.
Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним
(небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике
тычкование).
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов)
Тема 1. «Любимый край».
Теория
Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и
передний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с
дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью
кисти.
Тема 2. «День Победы».
Теория
Натюрморт. Горизонтальный фон.
Практика.
Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек,
Георгиевской ленты, звезды.
Тема 3. «Верные друзья».
Теория
Сюжет. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой
фон. Отпечатывание.
Практика.
Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники
отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника
тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и
фигурок на качели; тычкование (светлячки).
Тема 4. «Лето! Ах, лето!».
Теория
Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон.
Отпечатывание, тычкование.

Практика.
Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного
слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники
отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника
тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.
Промежуточная аттестация (2 часа).
Теория
Беседа, проведение выставки выполненных творческих работ, анализ работ.
Практика. Подведение итогов выставки выполненных творческих работ
учащихся во втором полугодии.

Календарный учебный график 1 года обучения
I полугодие – 17 учебных недель (34учебных часа)
II полугодие – 16 учебных недель (34 учебных часа)
Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема

Место
проведения

Формы
контроля

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Входной
контроль
(опрос)

Модуль 1. «Введение в мир правополушарного рисования» 32 часа
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа)
Сентябрь

15.0017.00

Беседа,
инструктаж

2

Вводный инструктаж по ОТ.
Введение в образовательную
программу.
Ознакомление с работой кружка «По
ступеням творчества», содержание и
порядок работы. Знакомство с детьми.
Проведение вводного инструктажа по
О.Т.
Входной контроль

РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (4 часов)
Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

Октябрь

15.0017.00

2

Создание горизонтального фона ФДОД «ДДТ»,
картины. «В жарких странах».
21а кабинет

2

Горизонтальный фон картины. ФДОД «ДДТ»,
Рисование пальцами. «На море» 21а кабинет

2

Радужный
горах»

Практическая
работа, беседа

2
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов)

«Дельфины»

фон

картины.

«В ФДОД «ДДТ»,

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

Октябрь
Октябрь
Октябрь

15.0017.00
15.0017.00
15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

Рисование ватными палочками. ФДОД «ДДТ»,
«Осенний пейзаж».
21а кабинет

2

Создание вертикального фона. ФДОД «ДДТ»,
«Под дождём».
21а кабинет

Практическая
работа, беседа
Практическая
работа, беседа

2
Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

Ноябрь

15.0017.00

Создание
кругового
фона. ФДОД «ДДТ»,
«Таинственная ночь».
21а кабинет
Создание
кругового
фона.
«Лунный
кот».
Техника ФДОД «ДДТ»,
набрызга.
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

2

Круговой фон. «Совушка».

2

Техника предметная монотипия. ФДОД «ДДТ»,
«Сказочное дерево».
21а кабинет

Практическая
работа, беседа

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (8 часов)
Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Декабрь

2

Смешение
диагонального
и
кругового
фона.
«Зимнее
солнце».
Смешение
радужного
и
горизонтального фона. «Звёздная
ночь».
«Снегирь».
«Новый год».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

Промежуточная аттестация/ декабрь- итоговая
работа
творческая работа

2
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись»
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа)
Январь
15.00Практическая
2
Инструктаж по технике
17.00
работа, беседа
безопасности, гигиене, правилах
внутреннего распорядка и
поведения на занятиях. Виды
фонов в правополушарном
рисовании.
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Январь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Январь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Февраль
Февраль

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

Февраль

15.0017.00

«Северное сияние».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«Любопытный пингвинёнок».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

2

«Золотые рыбки»

2

Рисование
смятой
«Непоседа»

2

Рисование
«Светлячки»

2

Создание фона с
техники набрызга.

Практическая
работа, беседа

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

бумагой. ФДОД «ДДТ»,

Входной
контроль
(опрос)

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

21а кабинет

отпечатками. ФДОД «ДДТ»,

Практическое
задание

21а кабинет

помошью ФДОД «ДДТ»,
«Дружная 21а кабинет

Практическое
задание

семейка»
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (12 часов)
Март

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Март

2
Март

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Апрель

2
Апрель

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Апрель

2

«Весенние деревья»

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«На пруду».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«Сакура».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«Космос».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«Цветущие сады».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«Волшебный луг».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

«Любимый край».

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов)
Апрель

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Май

2
Май

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2
Май

2

«День Победы».
«Верные друзья»
«Лето! Ах, лето!»

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

Промежуточная аттестация /Май

- итоговая
работа
Всего

2
68часов

творческая работа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется через специально созданные условия.
Обеспечение образовательного процесса складывается из:

информационно — методического;

материально — технического.
Информационно – методическое обеспечение.
дополнительная общеразвивающая программа «Краски настроения»
(правополушарное рисование);

методические пособия;

конспекты занятий;

дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

презентации;

индивидуальный раздаточный материал;

литература: для педагога, для детей, для родителей.


Методы организации образовательного процесса
— Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный
метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании
предметов, рассматривании картин и иллюстраций, несущих информацию о
предметах или явлениях. В изобразительной деятельности обучающиеся
отражают предметы и явления окружающей действительности или
содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа
педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания
содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием
обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются
стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить д для его
последующего изображения.
— Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой.
Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность
обучающихся. При указании на ошибку, необходимо обратить его внимание
на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к
самостоятельному исправлению самим обучающимся допущенной ошибки.
Педагог дает указания, разъясняя поставленные учебные задачи.
Обучающимся предлагается подумать, что они будут изображать, а главное,
как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие,
так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае
крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
— На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и
добивается решения творческих задач. С этой целью применяются
специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их
активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению

вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или
исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в
единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на
обучение к самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные
группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае
если у обучающегося возникнут затруднения при выполнении работы,
педагог прибегает к использованию частичного показа.
Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический
тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера,
предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. Обучающиеся начинают
понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если
этот труд – творческий.
В Программе предложен неформальный подход к патриотическому
воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности
учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном
крае, Российских праздниках и пр.
Программа направлена на выявление способностей и творческого
потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства,
как субъекта отношений с самим собой, другими сверстниками, взрослыми и
миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое
решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно
обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому
главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и
уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся
эстетическое отношение к действительности, способствует развитию
мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже
самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное
исполнение.
Материально – техническое обеспечение.
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями для организации учебновоспитательного процесса;
-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);
-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);
-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ
кисти – 5 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10), бумага
для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов (1 набор на весь курс обучения),
бумага для гуаши и акварели формат А3 – 20 листов (3 набора на весь курс
обучения), гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) (10 наборов на весь курс
обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт.на весь курс
обучения), ватные палочки 91 упаковка), влажные салфетки; малярый скотч
(2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.
— работы обучающихся и педагога; илюстративный материал.

— технические средства обучения: компьютер.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных
образовательных технологий используются технические средства, а также
информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по
линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы,
цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных
сайтах,видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные
сервисы и т.д.)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый
контроль.
— текущий — в середине учебного года (декабрь),
— итоговый – в мае.
Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое
полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в
форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Промежуточная аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое
полугодие, за год освоение программы дополнительного образования.
Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:

Посещаемость занятий в течение отчетного периода — 1-3 балла

Качество исполнения творческих работ — 1-3 балла

Творческий подход — 1-3 балла

Освоение техник рисования — 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:

Высокий – 10-12 баллов

Средний – 5-9 баллов

Низкий до 5 баллов
Программой предусмотрено:
-социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных
образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов,
любознательности и познавательной мотивации;
- речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры;
-художественно-эстетическое
развитие
предполагает
восприятие
художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных,
изобразительных),
мира
природы
у
обучающегося;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
2. «Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.
3. «Цвет», Бетти Эдвардс 2010г.
Рекомендуемая литература для педагога:
1.
Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества
учителя/ 2002.
2.
Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание –
2004. №4, с. 19- 23
3.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников
в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
4.
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих
способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5.
Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
6.
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7.
Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
8.
О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.
9.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
10. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера,
2009. 11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического
обучения/М.: 2007.
11. .И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебнометодическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
12. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научнопрактический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
13. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998.
14. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г.
Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009.
15. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию
животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
16. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
17. От рождения до школы. Основная образовательная программа
дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.
Рекомендуемая литература для обучающихся:

1. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.:
Педагогическое общество России, 2005
2. И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
4. Дидактический материал.
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz-shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».