1.Пояснительная записка Реализация данной программы обусловлена насущной необходимостью формирования у обучающихся здорового образа жизни, укрепления здоровья, совершенствование всех функций организма, разностороннего физического развития подростка. Баскетбол - из самых массовых, доступных и любимых игровых олимпийских видов спорта. Его популярность среди взрослых и детей чрезвычайно велика. Баскетбол привлекает зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью, слаженностью действий команды спортсменов. Баскетбол настолько популярен, что в программе Олимпийских игр занимает два место, помимо классического баскетбола есть соревнованию 3х3. Кроме этого это эффективное средство укрепления здоровья. Игра занимает одно из ведущих мест в общей системе физического воспитания. Коллективный характер баскетбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый баскетболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу и творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качеств, преодолевать усталость, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества. Систематическое занятие баскетболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывает всестороннее влияние на баскетболистов, совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие. Занятие баскетболом дают возможность постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, повышать общую тренированность юного спортсмена. Поэтому занятие в секции баскетбола содействует как физическому, так и нравственному развитию подростков. Баскетбол воспитывает не только силу, быстроту, ловкость но и мужество, волю к победе, чувство коллективизма. Занятие спортом способствует также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера; умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам к играм, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этике. Баскетбол является эффективным средством воспитания растущей личности. 2 Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся. Программа актуальна на сегодняшний день, т.к. ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся в связи с высокой учебной нагрузкой. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия по этой программе позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во внеурочное время, т.к. количество учебных часов, отведенных на изучение раздела «Баскетбол» в учебной программе, недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приемами. Отличительные особенности Реализация программы по баскетболу дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы и максимально реализовать себя. В процессе обучения легко и естественно осваиваются упражнения, получают навыки самостоятельной работы. Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств обучающихся, овладения техникой и тактикой игры в баскетбол и ее основными правилами. Задачи: Образовательные: Обучить навыкам и умениям выполнения различных физических упражнений; -Обучить основным и специальным элементам игры в баскетбол; -Овладевать знаниями терминологии, стратегии и комбинации игры; -Обучить групповому взаимодействию в различных его формах посредствам подготовительных игр и соревнований; - Обучить основам знаний и умений по профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни; Воспитательные: - Воспитывать у обучающихся культуру поведения в коллективе; -Воспитывать нравственные качества; -Способствовать социализации и социальной адаптации обучающихся в обществе. -Формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья. Развивающие: -Выявить особенности физического развития обучающихся; 3 -Развивать индивидуальные способности и особенности обучающихся; -Развивать мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой и баскетболом; -Развивать такие физические качества как выносливость, быстрота, сила, ловкость, точность и координация; -Развивать у обучающихся стремление и желание к самовыражению, через игру в баскетбол Настоящая программа предназначена для обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет. Данная программа ориентирована на формирование таких физических и психологических качеств и способностей, которые позволят осваивать баскетбольные навыки. Программа физкультурно-спортивной направленности Срок реализации программы: один учебный год. Формы занятий: учебно-тренировочные испытания, товарищеские встречи, соревнования. занятия, контрольные Режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Наполняемость группы составляет 10-20 человек. Формы организации обучения: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая. Формами подведения итогов реализации данной программы являются диагностика уровня сформированности знаний по теории программы, в течение года - контрольные игры с заданиями, товарищеские встречи, соревнования, турниры. Основные показатели продуктивности работы – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей, результаты выступлений на соревнованиях. 2.2.Содержание учебно-тематического плана Теоретические занятия Беседа, дискуссии, просмотр соревнований с последующим обсуждением, в виде разбора проведенных игр или обсуждения и анализа игры с предстоящими соперниками. Тема 1. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Вводное занятие. Причины, вызывающие травматизм, потертости. Профилактика травматизма. Требования к местам проведения занятий, инвентарю, одежде, обуви. Безопасность при организации и проведении тренировки. Меры обеспечения безопасности во время соревнований. 4 Тема 2. История развития баскетбола и баскетбола 3х3 в РФ и за рубежом. Краткие исторические сведения о возникновении баскетбола. Зарождение баскетбола в Европе, его основатели. Первые шаги баскетбола. Развитие баскетбола среди школьников. Соревнования по баскетболу. Тема 3. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма. Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Значение режима дня для занимающихся. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по баскетболу. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви баскетболиста. Зависимость появления травматизма от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях по баскетболу. Тема 4. Оборудование и инвентарь. Баскетбольные мячи и их виды. Фишки и конусы. Медболлы и эспандеры, координационные лестницы. Тема 5. Технико-тактическая подготовка в баскетболе. Понятие о спортивной технике. Передача мяча – верхняя, нижняя. Бросок мяча в движении. Приём мяча и стойка тройной угрозы. Техника среднего и дальнего броска. Техника защиты. Позиционная игра. Понятие об индивидуальной подготовке и комбинаций, ее содержание и значение для игры. Целесообразность и особенности применения основных технических приемов в различных ситуациях и разными игроками. Виды комбинаций, их понятие и содержание. Групповые задачи командной игры. Тема 6. Правила соревнований по баскетболу. Состав команды. Замена игроков. Форма игрока. Основы судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Практические занятия Занятия проходят в виде: выполнения тренировочных заданий, соревнований, инструкторская и судейская практика, подвижных игр, эстафет, спортивных игр. Тема 1. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Команды предварительные и исполнительные. Построение, расчет. Повороты на месте и в движении. Ходьба в строю. Размыкания, смыкания строя, перестроение. Обозначение шага на месте, переход на ходьбу, бег и с бега на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя. Упражнения для укрепления мышц, костно-связочного аппарата и улучшения подвижности в суставах. Для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, махи, вращения, отведения и приведения, поднимание и опускание, движения рывками. Упражнения, выполняемые в различных положениях: стоя, сидя, лежа, на месте и в движении, в прыжке, самостоятельно и с партнером. 5 Для шеи и туловища: наклоны, повороты и вращения головы в разных направлениях. Наклоны, повороты и вращения туловища, вращение таза. Поднимание и опускание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, на животе, сидя, в висе; переход из положения лежа в сед и обратно; разнообразные сочетания этих упражнений; упражнения, способствующие формированию правильной осанки. Для ног: поднимание на носки, ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы. Вращения в голеностопных суставах; сгибание и разгибание ног в тазобедренном, голеностопном и коленном суставах; приседания, отведения и приведения; махи ногой в различных направлениях. Выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных исходных положений ног (на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.). Сгибание и разгибание ног в висах и упорах. Прыжки, многоскоки, ходьба в полном приседе и полуприседе. Упражнения для воспитания быстроты. Повторный бег на отрезках от 5 до 40 метров из различных исходных положений в различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости и направления движения по звуковому, зрительному и тактильному сигналам. Ускорения. Эстафеты и игры с применением беговых упражнений. Ловля и быстрая передача мяча. Упражнения с мячами баскетбольными, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе. Игры и игровые упражнения, построенные на опережении действий партнёра (овладение мячом, предугадывание маневра.), требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы. Челночный бег 3х10 м на время. Упражнения на расслабление определенных групп мышц. Упражнения для воспитания силы. Подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам) с применением силовых приемов. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту, в длину, тройной с места и с разбега. Многоскоки. Подвижные игры с использованием отягощений малого веса. Эстафеты простые и комбинированные с бегом, прыжками, метаниями и переноской грузов. Игры и эстафеты с переноской предметов и т.д. Упражнения для воспитания выносливости. Равномерный бег с невысокой скоростью, подвижные игры. При воспитании физических качеств у юных баскетболистов необходимо развивать способность к расслаблению различных мышечных групп. Примерный комплекс упражнений для расслабления различных мышечных групп: 1. Встряхивание рук, мышцы расслаблены. 2. Поднять руки вверх и "бросить" вниз с одновременным наклоном туловища вперед. 3. Бег "трусцой" на месте, руки расслаблены. 6 4. Наклониться вперед, руки вперед. Расслабить мышцы, "уронить" руки, выпрямиться. 5. Потряхивание кистей рук над головой. 6. Руки в стороны. Выпад ногой в стороны — руки "уронить". Вернуться в исходное положение. 7. Прогнуться назад, затем вперед, руки расслабить. 8. Маховые движения ног в стороны. 9. Потряхивание ног попеременно. 10. Маховые движения ног вперед-назад. 11. Лежа на спине, поднять ноги и медленно опустить их на землю, расслабиться. 12. Прыжки ноги врозь — вместе с хлопками в ладоши над головой. 13. Передвижение приставными шагами правым и левым боком. 14. Висы. Тема 2. Специальная физическая подготовка. Включает в себя комплексы упражнений направленных на развитие специфических физических качеств. Тема 3. Технико-тактическая подготовка. Техника броска в баскетболе. Броски с ближней дистанции с места, в движении, с сопротивлением. Броски со средней и дальней дистанции с места, с получения, с остановкой после ведения. Броски «флоатеры и раннеры». Завершение различными способами и разновидностями лей-апов. Подбор и передачи. Подбор, постановка бокс-аута. Путбэк завершение. Первая передача. Разновидности паса и отработка в игровой ситуации. Ведение мяча. Техника дриблинга. Стойка тройной угрозы. Первый шаг. Обманные движения. Переводы мяча. Защита игрока с мячом. Передвижение в защитной стойке, смена направления в защите. Зонная защита. Подстраховка и выход на игрока. После освоения основных элементов техники владения мячом следует ознакомить баскетболистов с выполнением некоторых элементов дриблинга. Для освоения этих элеиентов сначала выполняйте такие упражнения без мяча: 1. После медленного бега сделайте рывок вправо (влево) или вперед. 2. После быстрого бега резко остановитесь и вновь совершите рывок, но в другом направлении. 3. Побегайте между деревьями, все время меняя направление движения. 4. Сделайте рывок, затем неожиданно выполните выпад в сторону и вновь сделайте рывок. 5. Поставьте на площадке одну за другой 6–7 стоек. Расстояние между ними 2–3 шага. Выполняйте бег между стойками с ускорениями , при этом совершая касания стоек. 6. Совершив ускорение, выполните остановку, предварительно сделав обманное движение туловищем. 7 Обучение тактическим действиям проводится в следующей последовательности и включает в себя: 1. Индивидуальные действия. Игра в нападении: Умение двигаться с мячом и без мяча. Выбор момента и создание пространства для броска на определенном участке площадки. Обучение расстановке и взаимодействиям на игровых позициях. Умение выбрать тот или иной технический прием для эффективного решения технической задачи. Игра в защите: выбор места для оборонительного действия. Опека игрока с мячом и без него. Перехват паса, отбор мяча, блокшот. Целесообразный выбор того или иного технического приема для решения оборонительной задачи в данной игровой ситуации. 2. Командные взаимодействия. Игра в нападении: передачи мяча в парах, тройках, на месте и в движении, без смены и со сменой мест. Взаимодействие в парах с целью выхода на свободное место: "отдай — откройся". Умение выполнять групповые взаимодействия в различных фазах развития атаки. Игра в защите: умение подстраховать партнера, переключиться. Взаимодействия двух игроков против двух, трех нападающих. Умение правильно оценить создавшуюся игровую ситуацию и выбрать целесообразный способ противодействия атакующим соперникам. Обучение технике в спортивных играх представляет собой довольно сложную проблему. Сложность заключается в том, что необходимо сформировать много специфических двигательных действий, которые в зависимости от игровой ситуации могли бы трансформироваться в целенаправленные игровые приемы (комплексы технических приемов). Задача каждого инструктора в игровом виде спорта научить занимающегося «командной игре», взаимодействию с партнерами, интуитивному предугадыванию того или иного игрового момента, молниеносному принятию решения для наиболее эффективного выхода из сложившейся игровой ситуации. Для решения таких задач необходимо применять специальные упражнения, направленные на развитей технико-тактических действий игроков. Упр.№1 Построение тройками у лицевой линии. Игрок 1 ударяет мяч в щит и ловит его. Как только началось движение мяча от щита к игроку 1, игрок 2 уходит в отрыв вдоль боковой линии. С ловлей мяча игроком 1 в прорыв уходит игрок 3. Игрок 1 передает мяч игроку 3, а тот – игроку 2. Игрок 1 подключается к атаке, перемещается для подбора мяча и возможной повторной атаки броском. Построение то же. Игрок 1, поймав мяч, отскочивший от щита, ведет его вперед к ближайшей лицевой линии. Игрок 2 перемещается вперед-в середину. Игрок 3 уходит в прорыв по боковой линии. Передачи следуют игрокам 2 и 3. 8 Игрок 1 передает мяч игроку 3 и движется на место игрока 2. Игрок 2 получает мяч от игрока 3 и ведет его на место игрока 1. После передачи центровой игрок 3 перемещается на другую сторону зоны штрафного броска, где взаимодействует с другими игроками. Упр.№2 Площадка делится на зоны, в каждой из которых располагается пара занимающихся. Нападающий становится в углу, лицом к нему защитник. Обыгрывая защитника, нападающий должен перебежать в противоположный угол своей зоны. Защитник обязан противодействовать, преграждая ему кратчайший путь. То же, но нападающий применяет финт на уход в одну сторону, уходит в другую. Защитник быстро отсекает ему путь в сторону и выбивает мяч во время броска. Построение нападающих в кругу, передача мяча друг другу стоя на месте. Водящий защитник пытается перехватить мяч во время передачи. Игрок, потерявший мяч, становится защитником. Упражнение проводится в тройках, четверках и т.д. Упр.№3 Построение в «тройках». Нападающий ведет мяч от одной лицевой линии к другой. Два защитника занимают положение уступом друг за другом. Защитник, находящийся ближе к нападающему, вступает с ним в активное противодействие. Как только защитник совершит ошибку и нападающий обойдет его, второй защитник, наблюдающий за ними, сразу же вступает в единоборство с нападающим. Построение в четверках. Нападающие, свободно передвигаясь, разыгрывают мяч. Защитники их опекают. Затем один из нападающих применяет наведение. Защитники меняются подопечными. Упр.№4 Занимающиеся распределяются на три команды по три человека. Проводится учебная игра, в которой все три команды атакуют один щит. Одной нападающей команде противодействуют сразу две. Занимающиеся распределяются на три команды: две из них располагаются в защите, третья – в нападении на середине площадки. По сигналу нападающие атакуют один щит. Если им удается забросить мяч в корзину, команда получает право вести атаку на другой щит. Если мяч перехвачен игроками защиты, третья команда переходит в защиту, а команда, овладевшая мячом, ведет нападение на противоположный щит. Тема 4. Участие в соревнованиях. Установка на предстоящую игру. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Разбор на схеме игрового поля позиций каждого игрока при нападении, при игре в защите, а также при розыгрыше 9 стандартных ситуаций. Характеристика команды противника. Разбор проведенной игры. Тема 5. Инструкторская и судейская практика. Составление комплекса упражнений по физической, технической и тактической подготовке и проведение его с группой. Проведение подготовительной и основной частей занятия по начальному обучению технике игры. Проведение занятий в общеобразовательной школе по обучению навыкам игры в футбол. Проведение соревнований по футболу. Выполнение обязанностей главного судьи. Воспитательная работа Воспитательная работа с баскетболистами должна носить систематический и планомерный характер. Она теснейшим образом связана с практическими занятиями и проводится повседневно. В качестве средств и форм воспитательного воздействия используют тренировочные занятия, лекции, собрания, беседы, встречи с интересными людьми. Психологическая подготовка Психологическая подготовка баскетболистов органически взаимосвязана с другими видами подготовки (физической, технической, тактической, игровой) и проводится круглогодично в ходе занятий. Для воспитания игровой дисциплины на установке инструктор должен четко сформулировать игровое задание каждому баскетболисту. На разборе прошедшей игры оценивается степень выполнения игрового задания и соблюдение каждым спортсменом игровой дисциплины 2.3.Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся познакомятся с историей возникновения игры баскетбол; обучающиеся познакомятся с историей и развитием физической культуры и спорта; обучающиеся познакомятся с правилами игры в баскетбол, обучающиеся овладеют различными приемами владения мячом. учащиеся получат возможность научиться: применять комбинационные приемы организации игры в баскетбол в быстроменяющейся обстановке; применять во время игры в баскетбол все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча, бросок в кольцо); применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении и защите; организовывать и судить школьные соревнования. Метапредметные результаты:: обучающиеся научатся: 10 выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития. обучающиеся получат возможность научиться: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. учебно-коммуникативные обучающиеся научатся: организовывать совместную деятельность с тренером и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр. учащиеся получат возможность научиться: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. учебно-организационные обучающиеся научатся: работать с информацией; применять правила и пользоваться инструкциями; использовать знаки, символы, схемы; Личностные У обучающиеся будут сформированы: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений; - направленности на здоровый образ жизни. 2.4.Формы контроля Основной показатель работы секции «баскетбол» - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, 11 тактической, физической, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла 2–3 раза в год. В конце учебного года (в мае (или июне) месяце) все обучающиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов после обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Тестирование Тестирование осуществляется в начале и в конце учебного года ОФП № Контрольные упражнения высокий 4,6 юноши средний 4,8 низкий 5,1 1 Бег 30 м. 2 3 Челночный бег 6х9 м. Тройной прыжок см. 14.4 5.40 14.6 5.30 14.8 5.20 4 Отжимание кол-во раз. 35 30 25 5 Бег 30 м. спиной вперед. 6.3 6.5 6.8 6.0 7.3 8.6 7.5 7.7 8.0 30 25 20 25 20 СФП 1 2 3 4 Ведение мяча по прямой 24 м. Обводка пяти стоек с последующим броском в кольцо Ведение мяча «восьмерка» Количество раз без потерь Ведение мяча «кроссовер за спиной» Количество раз без потерь 30 12 3.Учебно-методическое обеспечение программы Основными формами тренировочного процесса являются: -групповые тренировочные занятия; -групповые теоретические занятия; -восстановительные мероприятия: - участие в матчевых встречах; -участие в соревнованиях; - зачеты, тестирования. Основной формой является групповое тренировочное занятие. Групповое занятие условно делится на три части: подготовительную, основную, заключительную. Методическо е обеспечение реализации дополнитель ной образователь ной программы. № п/п Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации учебновоспитательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий Формы подведения итого Использование специальной литературы, наглядных пособий по темам. Спортивный зал или кабинет с мультимедийно й техникой Таблица оценки тестовых испытаний детей. Схемы, иллюстрации. Спортивный зал, мячи, оборудование Опрос учащихся, судейство соревнований. 1. Теоретическая подготовка Традиционная, беседы, просмотр телепередач, тестирование, зачеты, общие собрания обучающихся и родителей Диалог, анализ выступлений, показ, решение проблемных ситуаций. Словесный, наглядный, практический (судейство), индивидуальный. 2. Практическая подготовка Комбинированное занятие, игра, праздник, зачет, эстафета, соревнование, Игры, упражнения, репродуктивный, коллективный, индивидуальнофронтальный, групповой, в парах. 13 Зачет, самоанализ, сдача контрольных нормативов, соревнования 4.Материально-техническое оснащение Для реализации программы необходимы следующие средства и оборудование: № 1 2 3 4 5 Наименование оборудования Спортивный зал с баскетбольными кольцами Раздевалка для спортсменов Тренажерный зал Мячи баскетбольные Стойки для обводки 14 Количество 1 2 * >1 * Литература 1. Аулик, И. В. Как определить тренированность спортсмена. -М.,2007. 210с. 2. Башкин, С. Г. Уроки по баскетболу. - М., 2006. - 128с. 3. Буйлов, Ю. Ф., Портных, Ю. И. Мини-баскетбол в школе. - М., 2006. 130с. 4. Былеева, А. В., Коротков, И. М. Подвижные игры. - М.,2006. - 246с. 5. Волков, В. М. Тренеру о подростке. - М.,2007. - 118с. 6. Гандельсман,А. Б., Смирнов, К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М., 2010. - 210с. 7. Гомельский, А. Я. Тактика баскетбола. - М.,2006. - 136с. 8. Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе. - М.2006. - 124с. 9. Грасмс, А. Специальные упражнения баскетболиста. - М.,1967. 10. Давыдов М., Минков Б. Методические рекомендации по судейству * баскетбольных матчей. - Минск, 1981. 11. Дергач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. - М., 2007. - 110с. 12. Железняк Ю. Д. Информационное обеспечение управления в системе подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта на основе комплекса объективных показателей. - М., 2008. - 88с. 13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. - М., 2010. - 100с. 14. Зельдович, Т. А., Кераминас, С. А. Подготовка юных баскетболистов. М.,2006. - 114с. 15. Коузи, Б., Поуэр, Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.)-М., 2005. - 96с. 16. Кожевников, 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста. - М., 2010. - 75с. 17. Кудряшов, В., Мирошникова, Р. Технические приемы игры в баскетбол. Минск, 2007. - 68с. 18. Линдеберг, Ф. Баскетбол. Игра и обучение. - М., 2010. - 95с. 19. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки. - М., 2007. - 210с. 20. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М., 2009. - 66с. 21. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. Пособие для студ. высш. уч. завед. /Д.И.Нестеровский.- 3-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2007. - 336с. 22. Нортон, Б. Упражнения в баскетболе. - М., 2009. - 78с. 15 23. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки. -М.,2010. 114с. 24. Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в физическом воспитании студентов[Текст]: методические указания /С.В.Пахомова, Е.В.Витун. Оренбург ГОУ ОГУ, 2005 - 24с. 25. Петровский, В. В. Организация спортивной тренировки. - Киев, 2008. 100с. 26. Питхолстер, Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений (перевод с англ.). - М., 2006. - 66с. 27. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 520 с 28. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. /Под общей ред. В. П. Филина. - М., 2008. - 110с. 16