1 год Матвеева Юный исследователь на 2 часа

Пояснительная записка
Практика использования методов исследовательского обучения находит все
большее применение. Педагоги все чаще стремятся предлагать задания,
включающие детей в самостоятельный исследовательский процесс. Однако
возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и
создания детьми собственных творческих проектов в школьном учебном процессе
ограничены. Поэтому исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в
сфере дополнительного образования.
Программа
предназначена
для
обучающихся
начальной
школы,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование
у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также развития
креативного мышления, коммуникативных качеств.
Актуальность программы основывается на интересе учащихся к
исследовательской и проектной деятельности, способствует ознакомлению с
организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в
действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опираясь на
собственный жизненный опыт.
Занятие проектной и исследовательской деятельностью повышает качество
образовательного процесса, вырабатывает исследовательские навыки и умения,
способствует развитию креативного и логического мышления, воспитывает
самостоятельность, инициативность и ответственность.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
исследователь» разработана на основании следующих нормативных документов:
 Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями
от 14.07. 2022 № 295-ФЗ),
 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-Р);
 Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р);
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629)
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
 Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. №
296-рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022
годах»;
 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242;
 Уставом
муниципального
образовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №1 города Коряжмы».
Программа реализуется на базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ
«СОШ № 1 г.Коряжмы».
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися
начальной школы основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
− Расширить и углубить представления об исследовательской и проектной
деятельности.
− Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
− Формировать практические умения работать с приборами, инструментами, с
различными источниками информации.
− Способствовать формированию познавательного интереса и креативного
мышления младших школьников.
Развивающие:
− Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
способности.
− Формировать интерес к экспериментально-исследовательской деятельности и
способам поиска информации.
− Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, объективно
оценивать свою работу и деятельность других обучающихся.
Воспитательные:
− Воспитывать потребность в самоорганизации, самостоятельности, активности.
− Воспитать дисциплинированность, ответственность, усидчивость.
Отличительная особенность программы
Практическая направленность содержания программы обеспечивает
приобретение младшими школьниками знаний и умений, позволяющих в
дальнейшем использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни
для решения конкретных задач. Проектно-исследовательская деятельность
происходящая в группах будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать
свою точку зрения и др. Проектная деятельность предполагает работу с различными
источниками информации, что обеспечивает формирование информационной
компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Метод проектов для начальной школы должен учитывать возрастные
особенности детей, поэтому логика построения программы обусловлена системой
последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской
деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков
научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся
ученых - к изучению составных частей исследовательской и проектной

деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной
мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинноследственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым
вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Занятия курса разделены на теорию и практику, что способствуют развитию
устной речи и коммуникативных навыков младших школьников. Дети учатся вести
диалог, участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала,
представлять свои доклады на конференциях.
Использование на занятиях различных приборов и оборудования при
постановке экспериментов и исследований позволяет расширить и углубить знания
детей начальной школы.
Педагогическая целесообразность программы
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений,
позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных
дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для
решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в проектноисследовательской деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие
творческих способностей. Создает условия для полноценного развития творческих
способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям
естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым и
внимательным.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа разработана для детей младшего школьного возраста. Принцип
набора для обучения программы свободный. Данная программа не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития
ребенка, принимаются все желающие, проявляющие интерес к естественным наукам.
В соответствии, с учебным планам программы состав группы сформирован из
обучающихся от 7 до 10 лет. Количество обучающихся в учебной группе: 12-15
человек. Состав группы постоянный в течение года. Группа комплектуется на начало
учебного года. При наличии свободных мест, зачисление обучающихся может
происходить в течение учебного года.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 7-10 лет.
Младший школьный возраст – своеобразный этап развития ребёнка. Развитие
высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на
данном этапе деятельности – учебной, но, несмотря на это, у младших школьников
продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в
активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в
подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе.
Характерна для младших школьников и потребность во внешних
впечатлениях; младших школьников, как и дошкольников, в первую очередь
привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности.
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями,
умениями и навыками. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует,
прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания

окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются
остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез
(простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка
их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Младшие
школьники способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых
непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать
выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив,
включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и
педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот
период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков
взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и
открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и
поддержки. Поэтому в программе предусмотрены совместные игры, тренинги,
работа в группах, защита творческих работ, экскурсии, познавательные игры. А
также взаимодействие с обучающимися других объединений в ходе массовых
мероприятий.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год – 66
часа. В программе «Юный исследователь» предусмотрены: теоретические и
практические занятия, индивидуальная и групповая работа, защита проектов и
исследовательских работ.
Форма и режим занятий по программе
Форма обучения – очная. Формы организации деятельности: в ходе реализации
программы сочетается групповая, индивидуальная и фронтальная работа. Занятия
включают теоретическую и практическую части.
Занятия проводятся в следующем режиме: 1 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Постоянно проводятся инструктажи по безопасной работе с различным
оборудованием и веществами.
Ожидаемые результаты
Результаты
Формируемые умения
1. Формирование у обучающихся мотивации к обучению.
Личностные
2. Развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления
Метапредметные
Регулятивные
1. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
2. Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане.
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по

Познавательные

результату.
1. Самоопределение в области познавательных интересов.
2. Умение искать необходимую информацию в открытом,
неструктурированном информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов и каталогов библиотек.
3. Умение на практике применять уже имеющиеся знания и
осваивать специфические знания для выполнений условий
проекта или учебного исследования.
4. Осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные 1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
2. Умение координировать свои усилия с усилиями других.
3. Договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
4. Задавать вопросы.
5. Допускать возможность существования точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействию.
6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
В процессе прохождения курса формируются: умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему
исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и
оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той
области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения
теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять
сообщения с элементами проектной деятельности, исследовательскую работу.
Планируемые воспитательные результаты реализации программы.
Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по
различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути
деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в
частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном
использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем
(подтем) работы с элементами проекта, приобретении опыта самостоятельного
поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.
Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки,
конференции, фестивали, чемпионаты.
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение,
экспресс-исследование,
коллективные
и
индивидуальные
исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация, выставка, презентация.
По окончании курса проводится публичная защита проекта, защита
исследовательской работы по предметной тематике.
Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:
Газета, альбом, наглядные пособия, учебное пособие, гербарий, паспарту,
фотоальбом, журнал, плакат, экскурсия, книжка-раскладушка, план местности,
коллаж, серия иллюстраций, коллекция, сказка, костюм, справочник, макет,
стенгазета, модель, поделка, лепбук.
Учебный план
1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.

№
п/п
1.

Тема
1 полугодие
Теоретические основы проектной деятельности учащихся
Выбор темы проектной работы
Индивидуальная работа над проектами
Представление и защита проектов
Итого:
2 полугодие
Теоретические основы исследовательской деятельности
учащихся
Выбор темы исследовательской работы
Индивидуальная работа над исследованием
Представление и защита исследовательской работы
Выступление на конференции « Я открываю мир»
Итого:
Всего:
Учебно-тематический план
1 полугодие
Количество часов
Наименование раздела,
темы
Всего Теория Практика
Теоретические основы

8

4

4

Кол-во часов
8
8
8
8
32
8
8
8
8
2
34
66

Формы
аттестации,
контроля
Опрос, беседа,

1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1

2.2
2.3
2.4
3.
3.1

3.2

3.3
3.4
4.
4.1
4.2

1.

проектной
деятельности учащихся
Что такое проекты
Тема, цель, задачи
проекта
Как собрать материал
для проекта
Оформление и
представление проекта

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

Выбор темы проектной
работы
Темы для
индивидуальных
проектов
Темы для групповых
проектов
Планирование работы
над проектами
Подбор литературных и
интернет источников
Индивидуальная
работа над проектами
Оформление
теоретической части
проекта
Оформление
практической части
проекта
Оформление доклада
Оформление
презентации
Представление и
защита проектов
Представление проекта в
клубе исследователей
Защита проекта

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

8

-

8

4

-

4

4

-

4

Итого

32
12
2 полугодие
8
4

Теоретические основы
исследовательской
деятельности учащихся

лекция,
наблюдение,
викторина, проект,
выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания
Опрос, беседа,
лекция,
наблюдение,
викторина, проект,
выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания
Опрос, беседа,
лекция,
наблюдение,
викторина, проект,
выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания
Опрос, беседа,
проект, выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания

20
4

Беседа с
элементами опроса,
викторина, игра,

1.1 Что такое
исследовательская работа
1.2 Тема, цель, задачи,
предмет, объект, гипотеза
исследования
1.3 Как собрать материал для
исследовательской работы
1.4 Оформление и
представление
исследовательской работы
2. Выбор темы
исследовательской
работы
2.1 Темы исследовательской
работы
Подбор литературных и
интернет источников
Этапы исследовательской
работы
Проведение эксперимента

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Индивидуальная работа
над исследованием
Оформление
теоретической части
исследования
Оформление практической
части исследования
Оформление доклада
Оформление презентации
Представление и защита
исследовательской
работы
Представление
исследовательской работы
в клубе
Защита исследовательской
работы
Итоговое занятия
Конференция «Я
открываю мир»
Итого
Итого за год

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2
2
8

1
1
-

1
1
4

4

-

4

4

-

4

2
2

-

2
2

34
66

12
24

22
44

3.
3.1

3.2
3.3
3.4
4.

4.1

4.2
5.
5.1

выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания

Беседа с
элементами опроса,
викторина, игра,
выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания

Беседа с
элементами опроса,
викторина, игра,
выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания
Беседа с
элементами опроса,
викторина, игра,
выставка,
практические
задания,
индивидуальные
творческие задания
Конференция

Содержание программы
1 полугодие
1. Теоретические основы проектной деятельности учащихся
(теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 1.1. Что такое проекты.
Теория (1 ч.): Знакомятся с понятием «проект», целенаправленная работа с
элементами проекта, развитие интереса к проектной деятельности через знакомство
с работами учащихся начальных классов.
Практика (1 ч.): Презентация проектных работ учащихся начальных классов
Тема 1.2. Тема, цель, задачи проекта.
Теория (1 ч.): Что такое тема проектной работы, как ее выбрать и сформулировать,
что значит определить цель проектной работы, как поставить задачи для выполнения
выбранный цели.
Практика (1 ч.): Формулировка цели и задач проектной работы
Тема 1.3. Как собрать материал для проекта.
Теория (1 ч.): Знакомятся с понятием «источник информации» (библиотека, беседа
со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Практика (1 ч.): Работают с энциклопедиями, словарями и интернет источниками.
Тема 1.4. Оформление и представление проекта.
Теория (1 ч.): Части проектной работы, содержание проекта, виды проектных
работы, способы представления проекта.
Практика (1 ч.): Работа на компьютере – оформление текстового документа.
2. Выбор темы проектной работы (теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 2.1. Темы для индивидуальных проектов.
Теория (1 ч.): Что можно выбрать в качестве темы для индивидуальной проектной
работы.
Практика (1 ч.): Обсуждение и выбор индивидуальных проектов.
Тема 2.2. Темы для групповых проектов.
Теория (1 ч.): Что можно выбрать в качестве темы для групповой проектной
работы. Распределение ролей при групповой работе.
Практика (1 ч.): Обсуждение и выбор групповых проектов.
Тема 2.3. Планирование работы над проектами.
Теория (1 ч.): Как составить план работы над проектом, что необходимо учитывать
при работе над индивидуальным и групповым проектами.
Практика (1 ч.): Составление планов работы над индивидуальными и групповыми
проектами.
Тема 2.4. Подбор литературных и интернет источников.

Теория (1 ч.): Что такое литературные источники, какие они бывают, что нужно
учитывать при выборе источников информации при работе над проектом,
современные требования к источникам информации.
Практика (1 ч.): Оформление списка источников информации для проекта.
3. Индивидуальная работа над проектами (теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 3.1. Оформление теоретической части проекта.
Теория (1 ч.): Какой материал должна содержать теоретическая часть проектной
работы, ее основные пункты.
Практика (1 ч.): Подбор материала для теоретической части индивидуальных и
групповых проектов.
Тема 3.2. Оформление практической части проекта.
Теория (1 ч.): Какой материал должна содержать практическая часть проектной
работы, ее основные пункты. Продукт проектной работы.
Практика (1 ч.): Подбор материала для практической части индивидуальных и
групповых проектов.
Тема 3.3. Оформление доклада.
Теория (1 ч.): Что такое доклад, содержание и план доклада по проектной работе.
Практика (1 ч.): Написание доклада по проектной работе.
Тема 3.4. Оформление презентации.
Теория (1 ч.): Что такое презентация, какие слайды нужны для представления
проектной работы.
Практика (1 ч.): Работы в программе PowerPoint.
4. Представление и защита проектов (практика 8 ч.).
Тема 4.1. Представление проекта в клубе исследователей.
Практика (4 ч.): Представление проектов в клубе исследователей.
Тема 4.2. Защита проекта.
Практика (4 ч.): Подготовка лучших проектов к защите. Представление лучших
проектов перед педагогической комиссией.
2 полугодие
1. Теоретические основы исследовательской деятельности учащихся
(теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 1.1. Что такое исследовательская работа
Теория (1 ч.): Знакомятся с понятием исследовательская работа, целенаправленная
работа с элементами исследования, развитие интереса к исследовательской
деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Практика (1 ч.): Презентация исследовательских работ учащихся начальных
классов
Тема 1.2. Тема, цель, задачи, предмет, объект, гипотеза исследования
Теория (1 ч.): Что такое тема исследовательской работы, как ее выбрать и
сформулировать, что значит определить цель исследовательской работы, как
поставить задачи для выполнения выбранный цели.
Практика (1 ч.): Формулировка цели и задач исследовательской работы
Тема 1.3. Как собрать материал для исследовательской работы
Теория (1 ч.): Знакомятся с понятием «источник информации» (библиотека, беседа
со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Практика (1 ч.): Работают с энциклопедиями, словарями и интернет источниками.
Тема 1.4. Оформление и представление исследовательской работы
Теория (1 ч.): Части исследовательской работы, содержание,
исследовательских работы, способы представления исследования.
Практика (1 ч.): Работа на компьютере – оформление текстового документа.

виды

2. Выбор темы исследовательской работы (теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 2.1. Темы исследовательской работы
Теория (1 ч.): Что можно выбрать в качестве темы для исследовательской работы.
Практика (1 ч.): Обсуждение и выбор тем для исследовательской работы.
Тема 2.2. Подбор литературных и интернет источников
Теория (1 ч.): Что такое литературные источники, какие они бывают, что нужно
учитывать при выборе источников информации. Как правильно подобрать
источники информации для конкретной темы исследовательской работы.
Практика (1 ч.): Обсуждение и выбор литературных и интернет источников.
Тема 2.3. Этапы исследовательской работы
Теория (1 ч.): Как составить план работы над исследованием, что необходимо
учитывать при работе.
Практика (1 ч.): Составление планов работы над исследованиями.
Тема 2.4. Проведение эксперимента
Теория (1 ч.): Требование к проведению эксперимента. Техника безопасности.
этапы работы над экспериментом. наблюдение как один из методов работы.
Практика (1 ч.): Проведение и оформление результатов экспермента.
3. Индивидуальная работа над исследованием (теория 4 ч., практика 4 ч.).
Тема 3.1. Оформление теоретической части исследования

Теория (1 ч.): Какой материал должна содержать теоретическая часть
исследовательской работы, ее основные пункты.
Практика (1 ч.): Подбор материала для теоретической части исследовательской
работы.
Тема 3.2. Оформление практической части исследования
Теория (1 ч.): Какой материал должна содержать практическая часть
исследовательской работы, ее основные пункты.
Практика (1 ч.): Подбор материала для практической части исследовательской
работы.
Тема 3.3. Оформление доклада
Теория (1 ч.): Что такое доклад, содержание и план доклада по исследовательской
работе.
Практика (1 ч.): Написание доклада по исследовательской работе.
Тема 3.4. Оформление презентации
Теория (1 ч.): Что такое презентация, какие слайды нужны для представления
исследовательской работы.
Практика (1 ч.): Работы в программе PowerPoint.
4. Представление и защита исследовательской работы (практика 8 ч.).
Тема 4.1. Представление исследовательской работы в клубе
Практика (4 ч.): Представление исследовательских работ в клубе.
Тема 4.2. Защита исследовательской работы
Практика (4 ч.): Подготовка лучших исследовательских работ к защите.
Представление лучших исследований перед педагогической комиссией.
5. Итоговое занятия (практика 2 ч.).
Тема 5.1. Конференция «Я открываю мир»
Практика (2 ч.): Выступление на конференции.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
I полугодие – 16 учебных недель (32 часа)
II полугодие – 17 учебных недель (34 часа)
№
п/п

Месяц

Форма
занятия

КолТема занятия
во
часов
1 полугодие

Лекция

2

Что такое проекты

2.

Лекция

2

Тема, цель, задачи
проекта

2

4.

Практическая
работа.
Беседа.

Как собрать материал
для проекта
Оформление и
представление проекта

5.

Беседа

2

6.

Практическая
работа.

2

Занятиебеседа.
Практическая
работа.
Занятиебеседа.

2

Занятиебеседа.

1

Практическое
занятие.

3

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое

2

7.

октябрь

3.

сентябрь

1.

8.
9.

11.

ноябрь

10.

13.
14.

декабрь

12.

2

2
2

4
4

Темы для
индивидуальных
проектов
Темы для групповых
проектов
Планирование работы
над проектами
Подбор литературных и
интернет источников
Оформление
теоретической части
проекта
Оформление
практической части
проекта
Оформление доклада
Оформление
презентации
Представление проекта
в клубе исследователей
Защита проекта

Формы
аттестации,
контроля
Беседа
элементами
опроса, игра.
Беседа
элементами
опроса.
Практические
задания.
Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Опрос.
Практическая
работа.
Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая

с
с

с
с
с

с
с
с

занятие.

работа.
2 полугодие

Лекция

2

2.

Лекция

2

3.

Практическая
работа.

2

4.

Беседа.

2

Беседа

2

6.

Практическая
работа.

2

7.

Занятиебеседа.

2

Этапы
исследовательской
работы

8.

занятие

2

Занятиебеседа.

2

10.

Занятиебеседа.

2

11.

Практическое
занятие.

2

Проведение
эксперимента
Оформление
теоретической части
исследования
Оформление
практической части
исследования
Оформление доклада

12.

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

2

Практическое
занятие.

4

февраль
апрель

9.

март

5.

январь

1.

13.

2

Что такое
исследовательская
работа
Тема, цель, задачи,
предмет, объект,
гипотеза исследования
Как собрать материал
для исследовательской
работы
Оформление и
представление
исследовательской
работы
Темы
исследовательской
работы
Подбор литературных и
интернет источников

Оформление
презентации
Представление
исследовательской
работы в клубе
Защита
исследовательской
работы

Беседа
элементами
опроса, игра.
Беседа
элементами
опроса.
Практические
задания.

с

Беседа
элементами
опроса.

с

Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Опрос.

с

Практическая
работа.
Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Беседа
элементами
опроса.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

с

с

с
с
с

14.

май

Практическое
занятие.

4

Конференция «Я
открываю мир»

Практическая
работа.

Условия реализации Программы
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования естестеннонаучной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющие высшее или среднее
специальное педагогическое образование без предъявления требований к стажу
работы, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области естественных наук, владеющие базовыми
знаниями по возрастной и педагогической психологии, педагогики и методики
организации работы с детьми младшего школьного возраста
Методическое обеспечение
Методы обучения.
− Словесный (рассказ педагога рассказ ребёнка, беседа, объяснение);
− Наглядный (наличие раздаточного материала, показ изображений,
видеоматериала);
− Практический (наблюдение, проведение опытов, зарисовки, подготовка
докладов и исследовательских работ).
− Объяснительно-иллюстративный (демонстрация изучаемого материала с
параллельным объяснением).
− Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят изученное).
− Проблемного обучения (педагог определяет проблему и нацеливает
обучающегося на пути её решения).
− Частично-поисковый (обучающиеся участвует в поисках решения
поставленной задачи).
Методы воспитания.
− Формирование сознания личности (рассказ, беседа, метод примера).
− Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения
личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,
педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).
− Стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и
др.).
Формы организации образовательного процесса.
− Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий,
опытов).

лабораторных

− Коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр
демонстраций опытов).
− Парная (выполнение более сложных практических работ).
− Фронтальная (беседе, показе, объяснении)
− Индивидуально-фронтальная чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы.
− Групповая (работа в малых группах, парах).
Формы организации учебного занятия
− Круглый стол.
− Занятие-практикум.
− Защита проекта.
− Занятие-дискуссия.
− Занятие-экскурсия.
− Занятие-беседа.
− Занятие-игра.
− Занятие-конкурс.
− Занятие-викторина.
− Практическая работа.
− Природоохранные и социальные акции.
− Лекция-диалог.
Педагогические технологии.
− Педагогического общения (Кан Калик) – технология совместной развивающей
деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием,
проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и
результата этой деятельности.
− Личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) – в центре
внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий
обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить
способности каждого ребёнка.
− Информационно-коммуникативные (Г.Р. Громов, Г. Клейман, Б. Хантер) способствуют
активизации
образовательного
процесса,
развитию
познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний, что
приводит к достижению обучающимися максимальных результатов в
различных областях.
− Развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) –
создание условий для развития психологических особенностей: способностей,
интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором
учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности
индивидуума.
− Исследовательской деятельности (Н.Н. Подъяков, И.С.
Фрейдкин,
Н.А. Рыжова) – ориентирована на активизацию интереса и увлеченности
обучающихся процессом познания, путем внедрения простых, доступных и
жизненно-ориентированных проектов и исследований, выполнение которых

является стимулом, вдохновляющим обучающихся на выполнение других,
более сложных и самостоятельных проектов).
− ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер)- при организации работы над творческим проектом
воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, чтото исследуя или проводя эксперименты);
− Игровой деятельности (Б.П. Никитин, М.М. Бирнштейн) – в основу положена
педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная
на воссоздание и усвоение общественного опыта.
− Проблемного обучения (Дж. Дьюи, И. Лернер) – (стремление максимально
использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения
(учения), познания, исследования и мышления; развитие творческого
потенциала личности обучающегося).
− Здоровьесберегающая – сопровождения учебной группы (М.Ю. Громов, Н.К.
Смирнов) – система по сохранению и развитию здоровья всех участников –
взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных
игр для физкультминутки
Алгоритм учебного занятия.
− Дата:
− Раздел:
− Тема:
− Тип занятия:
− Цель занятия:
− Задачи:
− Методическое оснащение занятия:
− Методы обучения.
− Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
− Словарная работа.
Основные этапы занятия.
1 этап. Организационно-подготовительный.
Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.
Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей
на творческую учебную работу, активизация внимания детей, диагностика
усвоенных на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности,
восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной
деятельности детей.
2 этап. Основной.
Задачи этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового материала,
формирование у них системного, целостного представления о теоретических
знаниях по теме.
Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности
обучающихся на основе теоретического материала, введение практических
творческих заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное
выполнение учащимися творческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися
нового материала и первоначальное развитие практических умений.
3 этап. Итоговый.
Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения
обучающимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми
собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики
следующего занятия.
Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей;
информация о литературе, которую нужно использовать к следующему занятию.
Результат деятельности на 3 этапе: подготовка обучающихся к самооценке
собственной деятельности; определение перспектив развития творческой
деятельности детей в данной образовательной области.
На занятии используются: дидактические материалы, наглядные пособия,
наглядно-дидактические картинки, наборы фотографий, демонстрационные пособия,
плакаты, раздаточный материал, коллекции, гербарии.
Материально-техническое обеспечение.
Характеристика помещения для занятий по программе.
Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарногигиеническим нормам. Помещение должно быть оснащено
системой
водоснабжения, вентиляцией, с достаточным дневным и вечерним освещением.
Вечернее освещение лучше всего обеспечивают люминесцентные лампы, создающие
бестеневое освещение, близкое к естественному освещению.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование.
− Стол для педагога - 1 шт.
− Стул для педагога-1 шт.
− Стол демонстрационный – 1 шт.
− Рабочие столы для обучающихся – 12 шт.
− Стулья для обучающихся - 12 шт.
− Шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 1 шт.
− Стенд информационный – 1шт.
− Стенд выставочный – 2 шт.
− Огнетушитель – 1 шт.
Для реализации программы необходимы следующее технические средства обучения.
− Интерактивная доска – 1 шт.
− Фотоаппарат – 1 шт.
− Мультимедийный проектор – 1 шт.
− Компьютер с программным обеспечением – 1 шт.
− Многофункциональное устройство – 1 шт.
Для реализации программы необходимы следующее: лабораторная посуда,
химические реактивы, канцелярские принадлежности и расходные материалы.

Информационное обеспечение: экранно-звуковые пособия, презентации,
тематические видеофильмы, познавательные мультфильмы, компьютерные
программы.
Список литературы для педагога.
1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учебное пособие /
И.А. Акимушкин – М.: Просвещение, 2015. – 230 с.
2. Алексинский В.О. Занимательные опыты по химии. / В.О. Алексинский. – М.:
Просвещение, 2014. – 143 с.
3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о животных. / Е.Н.Анашкина. –
Ярославль: Академия развития, 2017. – 231 с.
4. Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры. / Т.Н. Андреева. –
Волгоград: Учитель, 2014. – 134 с.
5. Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. / В.М. Байкова. –
Петрозаводск: Карелия, 2013. – 175 с.
6. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. / Е.Р. Виленский. – М.:
Колос, 2012. – 321 с.
7. Волцит П.М. Астрономия. / П.М. Волцит. – М.: АСТ, 2018. – 47 с.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. /
П.Я. Гальперин. – М.: Издательство Московского университета, 2014. – 45 с.
9. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. / М.Г. Гольдфельд. – М.:
Просвещение, 2012. – 191 с.
10. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. / А.А. Горлов. – М.: Просвещение,
2013. – 189 с.
11. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. /
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011. – 145 с.
12. Дергунская В.А. Игры-эксперементы с дошкольниками: учебно-методическое
пособие. / В.А. Дергунская. – М.: Центр педагогического образования, 2015. –
145 с.
13. Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. / О.В. Дыбина. – М., 2005. – 134 с.
14. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. / Н.В.
Елкина, О.В. Мариничева. – Ярославль: Актау, 2016. – 214 с.
15. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов с дошкольниками. / А.И. Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. –
124 с.
16. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в дошкольниками. /
А.И. Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – 125с.
17. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. / П.Ф. Каптерев. –
Воронеж, 2016. – 536 с.
18. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.:
Линка-Пресс, 2014. – 135 с.
19. Конарев Б.А. Любознательным о химии. / Б.А. Конарев. – М.: Химия, 2016. –
125с.
20. Леонович А.А. Физика без формул. / А.А. Леонович. – М.: АСТ, 2018. – 223 с.

21. Мадера А.Г. Опыты без взрывов. / А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев. –
М.: Карапуз, 2005. – 215 с.
22. Мещерикова А.А. География. / А.А. Мещерикова. – М.: АСТ, 2017. – 45с.
23.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. / С.Н.
Николаева. – М.: Академия, 2015. – 214 с.
24. Одинцова Л.И. – Экспериментальная деятельность. / Л.И. Одинцова. – М.: ТЦ
Сфера, 2015. – 128 с.
25. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост.
Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.
26. Патрушева Л.И. Сезонные экскурсии в природу. / Л.И. Патрушева. – Барнаул:
АКДЭЦ, 2002. – 134 с.
27. Патрушева Л.И. Загадки о природе. / Л.И. Патрушева, Т.К. Губарева, О.В.
Землянова. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. – 143 с
28. Патрушева Л.И. Организация летнего экологического
практикума
школьников. / Л.И. Патрушева, О.В. Землянова, Е.Е. Круглова. – Барнаул:
АКДЭЦ, 2014. – 105с.
29. Патрушева Л.И. Знакомые незнакомцы – звери. / Л.И. Патрушева, Н.А.
Погудина. – Барнаул: АКДЭЦ, 2002. – 131 с.
30. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. / Я.И. Перельман – М.: Наука,
2015. – 231 с.
31. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?» блок занятий «Песок. Глина. Камни». /
Н.А.Рыжова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2017. – 145 с.
32. Рыжова Н.А. Волшебница – вода: учебно-методический комплект по
экологическому образованию дошкольников. / Н.А. Рыжова. – М.: Линка –
Пресс, 2015. – 123 с.
33. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа» блок занятий «Дом под крышей голубой». /
Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз – Дидактика, 2015. – 213 с.
34. Савина Л.А. Занимательная химия. / Л.А. Савина, О.М. Войтенко. – М.: АСТ,
2018. – 223 с.
35. Сомин Л.А. Увлекательная химия. / Л.А. Сомин. – М.: Просвещение, 2015. –
245 с.
36. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма. / О.Ю. Старцева. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
37. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. / Б.Д.
Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: ДРОФА, 2002 – 432 с.
38. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. / Т.И. Тарабарина. –
Ярославль: Академия развития, 2015. – 245 с.
39. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста: методическое пособие. / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова
– СПб.: Детсво-Пресс, 2015. – 128 с.
40. Целлариус А.Ю. Нескучная биология. / А.Ю. Целлариус. – М.: АСТ, 2018. –
223 с.
41. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. / А.Н. Шапира. – М.:
Мозаика-Синтез, 2002. – 145 с.

42. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. / Т.А. Шорыгина –

М.: Сфера, 2017. – 64с.
43. Библиотекарь. ру [Электронный ресурс]: // Занимательная микробиология.
Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/4-1-37-mikrobiologiya/ (25.08.2020).
44. Все о космосе и вселенной [Электронный ресурс]: // Астрономия для детей.
Режим доступа: http://kosmokid.ru/ (25.08.2020).
45. Книги о животных [Электронный ресурс]: // Животные. Режим доступа:
http://animal.geoman.ru/ (25.08.2020).
46. Книги о животных [Электронный ресурс]: // Птицы. Режим доступа:
http://bird.geoman.ru/ (26.08.2020).
47. Книги о рыбах [Электронный ресурс]: // Рыбы. Режим доступа:
http://fish.geoman.ru/ (28.08.2020)
48. НАСА ТВ [Электронный ресурс]: // Телескоп в режиме онлайн. Режим
доступа:
http://budconcept.ru/interaktivnyj-kosmos/onlajn-teleskop-smotret/
(26.08.2020).
49. Невероятная природа [Электронный ресурс]: // Редкие и исчезающие
животные России. Режим доступа: http://nature.ok.ru (26.08.2020).
50. Презентации по биологии [Электронный ресурс]: // Портал готовых
презентаций.
Режим
доступа:
http://prezentacii.com/biologiya/page/2/
(28.08.2020).
51. Хранители природы [Электронный ресурс]: // Образовательная экологическая
сеть. Режим доступа: http://www.naturekeepers.ru (27.08.2020).
52. Центр Адалин [Электронный ресурс]: // Ставим опыты вместе с детьми. Режим
доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml (27.08.2020).
53. Центр Адалин [Электронный ресурс]: // Занимательные опыты
и
эксперименты
для
дошкольников.
Режим
доступа:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm (26.08.2020).
54. Центр Адалин [Электронный ресурс]: // Познавательные опыты для детей
Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml (26.08.2020).
55. Центр Адалин [Электронный ресурс]: // «Жидкие» фокусы Режим доступа:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml(26.08.2020).
56. Центр Адалин [Электронный ресурс]: // Занимательные научные опыты для
детей.
Режим
доступа:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
(26.08.2020).
57. Экосистема [Электронный ресурс]: // Экологический учебный центр. Режим
доступа: http://www.ecosystema.ru (28.08.2020).
Список литературы для детей

1. Акимушкин И.В. Мир животных. Птицы. / И.В. Акимушкин. – М.:
Просвещение, 2015. – 378 с.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. / В.А. Алексеев –
Ярославль: Академия развития, 2017. – 235 с.
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. / В.А. Алексеев –
Ярославль: Академия развития, 2016. – 255 с.

4. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдение за птицами. /
Е.Н. Анашкина – Ярославль: Академия Холдинг, 2004 – 256 с.
5. Баль Л.В. Букварь здоровья. / Л.В. Баль, В.В. Ветрова – М.: Сфера,2005. –39 с.
6. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. / О.А.
Белобрыкина – Новосибирск, 2013. – 123 с.
7. Белько Е.А. Веселые научные опыты 7+. / Е.А. Белько – СПб.: Питер, 2015. –
67 с.
8. Белько Е. Веселые научные опыты на свежем воздухе 6.+ / Е.А. Белько –
СПб.: Питер, 2015. – 59 с.
9. Гаврилова О.Н. Наедине с природой. / О.Н. Гаврилова. – Тюмень:
Издательство Ю. Мандрики, 2018. – 288 с.
10. Гейтс Ф. Живая природа. / Ф. Гейтс. – М.: АСТ, 2016. – 124с.
11. Гин А. Задачки-сказки от кота Потряскина. / А. Гин. – М.: Вита-Пресс. 2018. –
123 с.
12. Горбунова М.И. Кто, где и почему? Детская энциклопедия в вопросах и
ответах. / М.И. Горбунова. – Смоленск: Русич, 2014. – 540 с.
13. Джонсон Дж. Тайны жизни животных. / Дж. Джонсон. – М.: АСТ, 2017. – 264
с.
14. Дитрих А.Ю. Почемучка. / А.Ю. Дитрих – М.: Педагогика, 2014. – 381 с.
15.Дневник наблюдений: Гуляем в лесу и изучаем природу. / перевод с немецкого
Барбара Вернзинг. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с.
16. Дрюс Джим 100 вопросов и ответов Животные. / Джим Дрюс, Анжела Вилкс,
Клер Левелин. – М.: Росмэн, 2016. – 321 с.
17. Куделич О.И. Азбука растений и цветов. / О.И. Куделич. – М.: Малыш 2005. –
75 с.
18. Насекомые. Полная энциклопедия. / перевод с англ. М. Авдониной. – М.: АСТ,
2006. – 256 с.
19. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. / Л.М.
Потапова. – Ярославль: Академия развития, 218. – 123 с.
20. Рянжин С.В. Экологический букварь. / С.В. Рянжин. – СПб.: Сфера, 2014. – 78
с.
21. Стишковская Л.Л. Большая книга леса. / Л.Л. Стишковская. – М.: РОСМЭНПРЕСС, 2015 – 160 с.
22. Травина И.В. Моя первая книга о планете Земля. / И.В. Травина. – М.: Росмэн,
2013. – 75 с.
23. Трафимова Г.В. Рассказы феи Осторожность для больших и маленьких. / Г.В.
Трафимова. – Минск: ТЕСЕЙ, 2014. – 145 с.
24. Хацкевич Ю.С. Занимательная зоология. / Ю.С. Хацкевич. – Минск: Харвест,
2016. – 352 с.
25. Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. / сост. П.Р. Ляхов. – М.:
АСТ. 2010. – 234 с.
26. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. / сост. Л.А. Багрова. – М.:
АСТ. 2010. – 324 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».