2 года Юные мастера Сидорова 2 часа

Пояснительная записка
«Красота спасет мир»
С. Экзюпери
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «
Юные мастера» имеет художественную направленность и разработана для
детей 7-9лет, стремящихся приобщиться к миру изобразительного искусства.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной
жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не
возможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными
для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования.
Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество
открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют
источники

добрых

чувств.

Помогая

ребенку

чувствовать

красоту

окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонично развитого. Важным здесь является необходимость
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь
именно оно раскрывает ребенку мир реально

существующей гармонии,

развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие
способности

и

фантазии.

Без

овладения

необходимыми

основами

изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического
воспитания и художественного образования.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»,
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой

форме

Министерства

реализации

науки

и

образовательных

высшего

образования

программ
РФ

и

(приказ

Министерства

просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
-

Методические

дополнительных

рекомендации

общеобразовательных

социально-психологической
самоопределению
включая

по

детей

с

детей-инвалидов,

реализации

адаптированных

программ,

способствующих

реабилитации,

профессиональному

ограниченными

возможностями

с

особых

учетом

их

здоровья,

образовательных

потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09),
- Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья

и детей-инвалидов на

реализующих

дополнительные

базе

образовательных организаций,

общеобразовательные

программы

в

субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года
№ АБ – 3924/06),
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
- Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания»
«Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы» (2023 год),
-

Методические

рекомендации

дополнительных

по

подготовке

общеобразовательных

и

адаптированных

общеразвивающих

программ

туристско-краеведческой направленности для детей с ограниченными
возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов

(письмо

Министерства

просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207),
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),
- Уставом учреждения Филиал дополнительного образования детей «Дом
детского

творчества»

муниципального

образовательного

учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Коряжмы», и

с

учетом

возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
художественной направленности и спецификой работы учреждения.
Актуальность

программы

заключается

в

том,

что

она

отвечает

потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на
эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы

чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать
прекрасное. Это очень важно в настоящее время, когда мир массовой
культуры давит на неокрепшую детскую психику.
Изучение лучших произведений искусства, художественное творчество
пробуждает у детей интерес к искусству, любовь, уважение и толерантность
к различным народам и культурам.
Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и
изучения окружающей реальности. Художественная деятельность детей на
занятиях находит различные формы выражения: изображения на плоскости
(с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективной и индивидуальной
работы

на

занятиях;

изучение

художественного

наследия,

подбор

иллюстративного материала.
В целом занятия в объединении способствуют разностороннему и
гармоническому

развитию

личности

ребенка,

раскрытию

творческих

способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического
воспитания.
Возможность использования программы в других образовательных
системах.
Программа «Юные мастера» реализуется на базе ФДОД «Дом
детского творчества» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы», может быть реализована
на базе общеобразовательных школ.
Цель программы -

развитие творческих способностей детей

школьного возраста через обучение основам изобразительным искусством.
Задачи программы
Обучающие:
- познакомить с произведениями выдающихся мастеров русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего.

- обучить особенностям художественных средств различных видов и
жанров изобразительного искусства.
- обучить закономерностям конструктивного строения изображаемых
предметов,

основные

закономерности

наблюдательной,

линейной

и

воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- обучить различным приёмам работы карандашом, акварелью, гуашью.
- обучить знанию деления изобразительного искусства на жанры,
понимать специфику их изобразительного языка.
Развивающие:
- развить воображение, желание подходить к любой своей деятельности
творчески;
- развить коммуникативные способности;
- развить творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитать эстетические чувства, интерес к изобразительному
искусству;
- воспитать умение заниматься полезной деятельностью, включаться в
такую

деятельность и самостоятельно организовывать ее.

Воспитательная деятельность
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей
целью воспитания является самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества

и

государства,

формирование

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,

природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество через изучение
традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов
России, сохранения памяти предков;
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений,

применения

полученных

знаний,

навыков

наблюдений,

накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях
познания, в творческой деятельности;
-

формирование

восприимчивости

к

разным

видам

искусства,

ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих
способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в
семье, общественном пространстве.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые
результаты):
- формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта
участия в фестивалях, выставках и т. п.;
-

формирование

воли

и

дисциплинированности

в

творческой

деятельности;
- формирование опыта художественного творчества как социально
значимой деятельности.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;

получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными

к

формировании

нравственному
среды

своего

выбору;

участвуют

личностного

в

освоении

развития,

и

творческой

самореализации.
Получение информации о традициях народного творчества является
источником формирования у детей сферы интересов, этических установок,
личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать
детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой
информации.
Практические занятия детей через участие в праздниках народного
календаря, участие в акциях, мастер-классах, выставках способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия - участите в выставках, фестивалях, конкурсах
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Приобретению

социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний
на практике способствует привлечение обучающихся к участию в акциях,
проектах.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,

поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности;

методы

руководства

и

самовоспитания,

развития

самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания
воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для
достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в
учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ
воспитательной

результатов
деятельности

воспитания
в

процессе

детей,

результативности

реализации

программы

осуществляется следующими методами:
- педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
- оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей,
анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми,
самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.)
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на
получение общего представления о воспитательных результатах реализации
программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых
ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив
обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе

оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для
планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде
обобщенных и анонимных данных. Оценка результатов воспитательной
деятельности
определенными

осуществляется
показателями

с

помощью
и

тремя

оценочных
уровнями

средств

с

выраженности

оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень (см. Приложение
1)
Отличительные особенности данной образовательной программы в
том, что она является базовым этапом в обучении изобразительному
искусству. Обучающиеся уже имеют начальные знания, основные умения и
навыки. Программа направлена на их расширение, совершенствование
техники.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, используются
фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы с детьми, а также
наглядные, словесные и игровые методы обучения.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные
дидактические

принципы

программы:

доступность

и

наглядность,

последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы и методы воспитания
Программа реализуется на базе учреждения Филиала дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы»
и является базовым этапом освоения изобразительного искусства.
Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы
практическая и творческая часть программы преобладала над теоретической.
Это способствует более успешному освоению программы и закреплению
пройденного материала.

На решение задач программы ориентированы педагогические
условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации
художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая
пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы
средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать
у ребят

самостоятельность,

инициативность,

творческую

активность,

способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия,
организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение
педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность
включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным
видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра –
путешествие.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой
деятельности воспитанников: изовикторина, выставки, просмотры.
В

начале

теоретический

изучения

материал,

нового
который

материала

педагог

сопровождается

рассказывает

иллюстрациями

и

презентациями.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения

с различными

художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые
мелки).

Педагог

демонстрирует,

как

нужно

работать

с

разными

инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом
используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на
мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности
работы над определённым заданием.
Дети

после

объяснения

приступают

к

работе.

Практическая

деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После
подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде
домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и
вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В
этих целях программа обеспечена набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
Методы обучения
Репродуктивный – Применяется в практической работе. Практическая
работа может быть, как индивидуальной (каждый ребенок должен сделать
свою работу), так и коллективной (в процессе подготовки и выполнения
коллективной

композиции

дети

работают

все

вместе,

не

разделяя

обязанности) или групповой (каждая группа выполняет определенное
задание).
Объяснительно – иллюстративный – Предполагает объяснение
теоретического

материала

с

применением

различного

наглядного

дидактического материала.
Поисковый
обучающимися

(творческий)

–

Применяется

при

выполнении

творческих заданий. Данный метод целесообразен при

высоком уровне освоении программы, когда обучающийся применяет в своей
творческой деятельности не только усвоенные знания, но и свои
оригинальные идеи и задумки.
Адресат программы
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в
возрасте 9-11 лет.

Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью

12

человек.

Количественный

состав

групп

является

постоянным. Группы формируются по возрастам и уровню подготовки детей,
возможен разнополый и разновозрастной состав групп. Дети принимаются на
обучение после освоения программ «Акварельки» и «Знакомимся с
изобразительным искусством», возможно обучение с нуля.
В этом возрасте в изобразительном творчестве у детей появляется
тенденция перехода от замысла, внешне не зафиксированного (на этапах,
предваряющих окончательный результат) и очень часто меняющегося в
процессе своего воплощения, к более устойчивому замыслу, воплощенному в
эскизе. В живописных композициях появляются стремление к большей
органичности и композиционной уравновешенности всех частей. Динамика
живописных пятен и фактур уже больше организует движение внутри самой
картинкой

плоскости

изображения,

стремясь

передать

глубину,

перспективные пространственные изменения. Замысел, воплощенный в
рисунке, привлекает уже не только сюжетом, но и формой своего выражения.
В работах уже меньше рассказа, сюжетности, воплощенных в динамику
образов, больше статики, созерцательности, любования декоративными,
красочными фактурами. Детям до 11 лет недостает необходимой зрелости
для восприятия формы, поэтому на начальной ступени обучения возможно
рисование только по памяти, по представлению.
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы - 2 год. Общее количество часов в год –
288 часов. Содержание программы разделено на темы, которые изучаются
последовательно:
Художественно-выразительные средства рисунка
Художественно-выразительные средства живописи
Композиция в изобразительном искусстве.
Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве
Оформительские, творческие и выставочные работы.
Экскурсия
Формы и режим занятий
Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе
реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная
деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и
практический материал.
Структура

занятий

выстроена

с

учетом

здоровьесберегающих

технологий. Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности на
рабочем месте и поведению в здании и на территории учреждения. Занятия
проводятся

при

постоянной

смене

деятельности,

проводятся

физкультминутки.
На занятиях применяются следующие формы работы:
Практико – теоретические (Беседы, лекции, экскурсии).
Теоретический материал выдается вначале каждого двухчасового
занятия, продолжительностью не более 15 мин в виде беседы или лекции с
демонстрацией наглядного дидактического материала.
Практическая (Практическое задание).
Выполнение практического задания, используя приобретенные знания
на практике.
Проектная (Творческое задание)
Предусматривает

работу

по

персональным

проектам.

Участие

обучающихся в конкурсах, конференциях, фестивалях.
Индивидуальная/Коллективная (Выставки)
В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется
индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения
итогов по каждому разделу программы и по окончании освоения программы
проводятся персональные/коллективные выставки работ обучающихся.

Режим занятий. Занятия по программе «Юные мастера» проводятся 1
раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45
минут (1 академический час) с перерывом между занятиями 10 минут.
Планируемые результаты реализации программы
Ученик будет знать:
Отдельные произведения выдающихся мастеров русского

-

изобразительного искусства прошлого и настоящего.
Особенности художественных средств различных видов и жанров

-

изобразительного искусства.
- Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные

закономерности

наблюдательной,

линейной

и

воздушной

перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
- Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
- Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать
специфику их изобразительного языка.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка,
живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное
сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение
к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное

положение

предметов

средствами

перспективы

и

светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние
воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;

-

искать

наилучшее

композиционное

решение

в

эскизах,

самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
-

владеть

гуашевыми,

акварельными

красками,

графическим

материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и
рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
-

понимать

значимость

и

возможности

коллектива

и

свою

ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления
окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища
Форма контроля
Для

оценки

результативности

учебных

занятий

применяется

входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном
занятии с целью выявления уровня начальных знаний. На основании
полученной информации выявляется готовность к усвоению материала по
программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков
проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой
основную форму контроля. Используются такие методы контроля, как

наблюдение, опрос, тестирование, творческое задание. На протяжении
процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность
самостоятельно выполнять практическое задание. Работы воспитанников
оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической
и эстетической стороне выполнения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде
тестирования и практической работы.
Цель итогового контроля – выявление результатов обучения,
определение качества приобретенных знаний и умение применять их на
практике.
Оценочный материал
Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных
материалов (ПРИЛОЖЕНИЕ1, 2)
Оценочный материал
Показатели
Правильное
понимание
поставленных
задач
при
выполнении
учебных
и
творческих работ.










Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение
образной точности;
импровизация и использование
собственных впечатлений при
выполнении
работы;
оригинальность замысла.
Композиция
знание,
понимание
и
применение
на
практике
основных законов композиции;
органичность и целостность
композиционного решения.
Цветовое решение
знание ключевых
цветоведения
из

понятий
области

8-10 балла
4-7 балла
учащийся полностью учащийся полностью
справляется
с овладел программным
поставленной целью материалом, но при
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся
учащийся полностью
полностью
овладел программным
справляется
с материалом, но при
поставленной целью изложении
его
урока
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся
учащийся полностью
полностью
овладел программным
справляется
с материалом, но при
поставленной целью изложении
его
урока
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся полностью учащийся полностью
справляется
с овладел программным
поставленной целью материалом, но при

1-3 балла
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

в

в

в

учащийся
допускает
грубые ошибки





физических основ цвета и
основ
его
зрительного
восприятия;
умение
использовать типы колорита
для
создания
цветовой
гармонии.
Техника исполнения
умение использовать основные
изобразительные
средства
выражения замысла: точка,
штрих, линия, пятно, цвет, тон,
фактура;
владение
различными
техниками и приемами в
области
изобразительного
искусства;

урока

изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера

в ответе; не
справляется
с
поставленной
целью урока.

учащийся полностью учащийся полностью не справляется
справляется
с овладел программным с поставленной
поставленной целью материалом, но при целью урока.
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера

На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за результатами
освоения

обучающимися

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Юные мастера» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Учебный план программы 1 года обучения
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводная часть, входной контроль

2

2

Художественно-выразительные средства рисунка

12

3

Художественно-выразительные средства живописи

12

4

Композиция в изобразительном искусстве.

12

5

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

12

6

Жанры в изобразительном искусстве:
- цвет и настроение в пейзаже
- настроение в натюрморте
- информативность портрета
- анимализм
- бытовой и исторический жанр
Оформительские, творческие и выставочные работы.
Экскурсия

12

7
8

2
2

9

Итоговое занятие. Итоговый контроль

2

Итого:

68
Учебный план программы 2 года обучения

№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводная часть, входной контроль

2

2

Художественно-выразительные средства рисунка

12

3

Художественно-выразительные средства живописи

12

4

Композиция в изобразительном искусстве.

12

5

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

12

6

Жанры в изобразительном искусстве:
- цвет и настроение в пейзаже
- настроение в натюрморте
- информативность портрета
- анимализм
- бытовой и исторический жанр
Оформительские, творческие и выставочные работы.
Экскурсия
Итоговое занятие. Итоговый контроль

12

Итого:

68

7
8
9

2
2
2

Учебно – тематический план 1 года обучения
№
1
2

3

Тема
Вводная часть, входной
контроль
Художественновыразительные средства
рисунка
Художественновыразительные средства
живописи

Кол-во часов
Форма контроля
Всего
Теория Практика
2
2
Входной контроль
12

2

10

12

2

10

Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы

4

5

6

7

8
9

Композиция в
изобразительном
искусстве.
Композиция в
декоративно-прикладном
искусстве.
Жанры в
изобразительном
искусстве:
- цвет и настроение в
пейзаже
- настроение в
натюрморте
- информативность
портрета
- анимализм
- бытовой и исторический
жанр
Оформительские,
творческие и
выставочные работы.
Экскурсия
Итоговое занятие,
итоговый контроль
Итого:

Практические задания,
художественные
работы
Художественные
работы

12

2

10

12

2

10

12

2

10

Художественные
работы

2

-

2

Практические задания,
художественные
работы
Экскурсия
Итоговый контроль

2
2
68

2
2
12

56

Учебно – тематический план 2 года обучения
№
1
2

3

Тема
Вводная часть, входной
контроль
Художественновыразительные средства
рисунка
Художественновыразительные средства
живописи

Кол-во часов
Форма контроля
Всего
Теория Практика
2
2
Входной контроль
12

2

10

12

2

10

Практические задания,
художественные
работы
Практические задания,
художественные
работы

4

5

6

7

8
9

Композиция в
изобразительном
искусстве.
Композиция в
декоративно-прикладном
искусстве.
Жанры в
изобразительном
искусстве:
- цвет и настроение в
пейзаже
- настроение в
натюрморте
- информативность
портрета
- анимализм
- бытовой и исторический
жанр
Оформительские,
творческие и
выставочные работы.
Экскурсия
Итоговое занятие,
итоговый контроль
Итого:

Практические задания,
художественные
работы
Художественные
работы

12

2

10

12

2

10

12

2

10

Художественные
работы

2

-

2

Практические задания,
художественные
работы
Экскурсия
Итоговый контроль

2
2
68

2
2
12

56

Содержание учебного плана 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. (теория – 2 ч)
Ознакомление с программой объединения и планом работы на учебный
год, расписанием, ознакомление с правилами поведения на занятиях.
Инструктажи. Входной контроль
Тема 2. Художественно-выразительные средства рисунка
Теория (2 ч): Овладение навыками штриховки различной толщины и
силы нажима. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
тона, композиции. Определение формы конструкции.

Практика (10 ч): Рисование с натуры «Коробка», «Ваза с

цветами»,

наброски домашних животных, натюрморт из геометрических тел.
Тема 3. Художественно-выразительные средства живописи
Теория (2 ч): Элементарные основы живописи. Основы воздушной
перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения
составлять композиции.
Практика (10 ч): «Осенний пейзаж», передача настроения в
творческой работе, «Живописные просторы Родины», «По щучьему
велению», «Поднос с фруктами», иллюстрирование сказки Д. Свифта
«Путешествие Гулливера»,
эскиз лепного пряника и роспись готового изделия.
Тема 4. Композиция в изобразительном искусстве.
Теория (2 ч): Базовые принципы композиции.

Правила передачи

движения, покоя. Выделение сюжетно - композиционного центра. Передача
симметрии и асимметрии.
Практика (10 ч): Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и
овощей, предметов быта. «Букет цветов из сыпучих материалов.» «Узор из
геометрических фигур.» «Поднос с фруктами.» «Закат на берегу реки»
Тема 5. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Теория (2 ч): Отличительные особенности композиции в декоративно
прикладном

искусстве.

Ознакомление

с

произведениями

народных

художественных промыслов России.
Практика (10ч): Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия,
Эскиз сюжетной росписи кухонной доски, Выполнение эскиза сказочного
стульчика и роспись готового изделия. «Праздничные краски узоров»

«Гжель.» Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной
птицы и роспись готового изделия, «Декоративная роспись кухонной
разделочной доски.»
Тема 6. Жанры в изобразительном искусстве.
Теория (2 ч): Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение
своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказе
Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников. И. И.
Левитан, А. К. Саврасов, В. И. Суриков.
Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Особенности
освещения пейзажа.
Практика (10 ч): «Зимний пейзаж», Рисование с натуры белки.
«Живописные

просторы

Родины»,

«Зимние

забавы»,

«Натюрморты

современных художников», «Солнце над морем», «Аквариум с рыбками»,
«Кувшин и фрукты». «Весенние цветы».
Тема 7. Оформительские, творческие и выставочные работы.
Практика (2ч): Поздравительная открытка (декоративная закладка),
«Современный дизайн», подготовка к выставке
Тема 8. Экскурсии. (2 ч)
Для успешного освоения программы организуются экскурсии по
выставкам декоративно – прикладного творчества: Экскурсия в выставочный
зал ККДЦ на выставку художественного и декоративно – прикладного
творчества «Мы вместе».
Тема 9. Итоговое занятие. Итоговый контроль. (практика 2 ч)
Подведение итогов за год, проведение итогового контроля

Содержание учебного плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие. (теория – 2 ч)
Ознакомление с программой объединения и планом работы на учебный
год, расписанием, ознакомление с правилами поведения на занятиях.
Инструктажи. Входной контроль
Тема 2. Художественно-выразительные средства рисунка
Теория (2 ч): Овладение навыками штриховки различной толщины и
силы нажима. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
тона, композиции. Определение формы конструкции.
Практика (10ч): «Рисование с натуры. Геометрические фигуры»;
«Черное и белое - основа языка графики»; «Наброски животных»;
«Изображать можно в объёме»; «Художники выражают свое понимание
красоты природы»; «Виды штриховок в рисунке»; «Изображение
геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением»
Тема 3. Художественно-выразительные средства живописи
Теория (2 ч): Элементарные основы живописи. Основы воздушной
перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения
составлять композиции.
Практика (10 ч): «Цвет в произведениях живописи. Изображение
осеннего букета»; «Красоту нужно уметь замечать»; «Украшение птиц»;
«Узоры на крыльях»; «Сюжетная аппликация по мотивам сказок Г. Х.
Андерсена»; «Этот удивительный и неповторимый мир живописи»
Тема 4. Композиция в изобразительном искусстве
Теория (2 ч): Базовые принципы композиции.

Правила передачи

движения, покоя. Выделение сюжетно - композиционного центра. Передача
симметрии и асимметрии.

Практика (10 ч): «Волшебный узор»; «Составление узора из
декоративных листьев и ягод»; «Узор из геометрических фигур»; «Зимние
забавы»; «Объёмное изображение животных в различных материалах»;
«Зимний деревенский пейзаж»; «Красота формы листьев»
Тема 5. Композиция в декоративно-прикладном искусстве.
Теория (2 ч): Отличительные особенности композиции в декоративно
прикладном

искусстве.

Ознакомление

с

произведениями

народных

художественных промыслов России.
Практика (10ч ): «Замкнутый орнамент»; «Орнамент «Чудо-платье»;
«Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка»; «Русская матрешка в
зимнем уборе»; «Барыня» (лепка, дымковская игрушка)»; «Гжель»;
«Жостовская роспись»; «Составление эскиза узора из декоративных цветов,
листьев для украшения тарелочки»; «Декоративная роспись кухонной
разделочной доски»
Тема 6. Жанры в изобразительном искусстве.
Теория (2 ч): Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение
своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказе
Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников. И. И.
Левитан, А. К. Саврасов, В. И. Суриков.
Изучение законов воздушной и линейной перспективы. Особенности
освещения пейзажа.
Практика (10ч): «Сказочный зимний лес»; «Храбрый лев»; «Пейзаж.
Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная
ночь»; «Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта»; «Зимний
пейзаж»; «Древние образы в современных народных игрушках»;
«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства.
Натюрморты современных художников»; «Мозаичное панно «Пейзаж»;
«Портреты сказочных героев. Силуэт»

Тема 7. Оформительские, творческие и выставочные работы.
Практика (2ч): «Художники – иллюстраторы»; «Искусство
каллиграфии»; подготовка к выставке
Тема 8. Экскурсии. (2ч)
Для успешного освоения программы организуются экскурсии по
выставкам декоративно – прикладного творчества: Экскурсия в выставочный
зал ККДЦ на выставку художественного и декоративно – прикладного
творчества «Мы вместе».
Тема 9. Итоговое занятие. Итоговый контроль. (практика 2 ч)
Подведение итогов за год, проведение итогового контроля

Календарный учебный график 1 года обучения
I полугодие – 18 учебных недель (34 учебных часа)
II полугодие – 18 учебных недель (34 учебных часа)
Месяц

Число

Время

Форма занятия

Кол-во
часов
2

Сентябрь

15.0017.00

Беседа,
инструктаж

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Тема
Вводный инструктаж по ОТ. Введение в
образовательную программу.
Ознакомление с работой кружка «По
ступеням творчества», содержание и
порядок работы. Знакомство с детьми.
Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Входной контроль
Рисование с натуры вазы с цветами.
Изображение с натуры. Работа над
выразительными средствами в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объема.
Наброски домашних животных.
Анималистический жанр в живописи.
Творчество художников анималистов: Е. И.
Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и
др. Сравнительный анализ анатомии
животных.
Рисование с натуры шара. Определение
формы, конструкции предмета.
Соотношение размеров частей предмета.
Осенний вернисаж. Изображение
природы осенью. Работа над
выразительными средствами в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с

Место
проведения
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Формы контроля

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Отработка
практических
навыков

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

Входной
контроль (опрос)

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

помощью цвета, композиции, объема.
Натюрморт из геометрических тел.
Натюрморт как жанр изобразительного
искусства. Конструктивное строение
предметов. Передача объема средствами
светотени. Элементы линейной
перспективы.
Художественно-выразительные средства
живописи Элементарные основы
живописи. Основы воздушной
перспективы. Совершенствование навыков
рисования в цвете. Развитие фантазии,
творческого воображения; формирование
умения составлять композиции.
«Осенний пейзаж» Развитие
композиционного мышления и
воображения, умение создавать творческие
работы на основе собственного замысла,
использование художественных
материалов. Передача собственного и
видимого цвета в пейзаже.
«Живописные просторы Родины».
Знакомство с произведениями выдающихся
русских художников: И. Шишкин.
Изображение по памяти и воображению.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, пятна.
Рисование с натуры натюрморта: поднос
с фруктами. Передача настроения в
творческой работе. Работа над развитием

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Экскурсия

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

чувства композиции.
Иллюстрирование сказки Д. Свифта
«Путешествие Гулливера».Передача
художественными средствами своего
отношения к изображаемому. Основные
средства художественной выразительности
графики: линия, пятно, точка.
Эскиз лепного пряника и роспись
готового изделия Представление о роли
изобразительных искусств в организации
материального окружения человека в его
повседневной жизни. Участие в окружении
содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства.
Букет цветов из сыпучих материалов.
Базовые принципы композиции.
Выделение сюжетно - композиционного
центра. Передача симметрии и
асимметрии. Выбор и применение
выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке.
Экскурсия на ежегодную выставку
художественного искусства и декоративно
– прикладного творчества «Мы вместе»
Узор из геометрических фигур.
Знание основных законов композиции,
выбор главного композиционного центра.
Натюрморт из разнородных предметов:
ягод, овощей и фруктов. Объемное
изображение формы предмета. Выбор
главного композиционного центра.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание, опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание

Выставочный зал КДЦ,
Космонавтов 3а
ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Творческое
задание

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

2

Январь

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.
Практическая
работа

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.00-

Практическая

2

2

Моделировка светотенью и цветом.
Рисование с натуры натюрморта: поднос
с фруктами.Передача настроения в
творческой работе. Работа над развитием
чувства композиции.
Рисование на тему «Закат на берегу
реки» Элементарные основы живописи.
Основы воздушной перспективы.
Совершенствование навыков рисования в
цвете.
Композиция в декоративно-прикладном
искусстве. Отличительные особенности
композиции в декоративно прикладном
искусстве. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов
России.
Эскиз лепного пряника и роспись
готового изделия Представление о роли
изобразительных искусств в организации
материального окружения человека в его
повседневной жизни. Участие в окружении
содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства.
Гжель. Жостовская роспись Составление
эскиза узора из декоративных цветов,
листьев для украшения тарелочки
Ознакомление с произведениями
современных художников в России.
Рисование узоров и декоративных
элементов по образцам.
Выполнение эскиза лепной свистульки

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Наблюдение,
Опрос

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,

Практическое

17.00

работа

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Март

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

в виде сказочной птицы и роспись
готового изделия. Передача настроения в
творческой работе с помощью цвета,
композиции, объёма, материала. Освоение
основ декоративно-прикладного искусства.
Декоративная роспись кухонной
разделочной доски. Декоративноприкладное искусство. Народные
промыслы: сходство и отличие. Хохлома.
Украшение и стилизация. Понятие об
орнаменте и его элементах.
Жанры в изобразительном искусстве.
Виды и жанры изобразительных искусств.
Выражение своего отношения к
произведению изобразительного искусства
в рассказе Знакомство с отдельными
выдающимися произведениями
художников. И. И. Левитан, А. К. Саврасов,
В. И. Суриков.Изучение законов
воздушной и линейной перспективы.
Особенности освещения пейзажа.
«Зимний пейзаж»
Развитие композиционного мышления и
воображения, умение создавать творческие
работы на основе собственного замысла,
использование художественных
материалов. Передача собственного и
видимого цвета в пейзаже.
«Зимние забавы» Беседа: «Родная природа
в творчестве русских художников. Красота
русской зимней природы»

9 кабинет

задание

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Март

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

Март

15.0017.00

Практическая
работа

2

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Апрель

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

«Прекрасное в жизни и в произведениях
изобразительного искусства.
Натюрморты современных художников»
Виды и жанры изобразительных искусств.
Выражение своего отношения к
произведению изобразительного искусства
в рассказе Знакомство с отдельными
выдающимися произведениями
художников.
Мозаичное панно «Солнце над морем»
Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного
замысла в рисунке. Последовательность
выполнения работы.
«Весенние цветы». Выбор и применение
выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке.
Последовательность выполнения работы.
Рассказы о различных видах цветах,
характеристика их особенностей – формы,
окраски. Легенды о цветах. Особенности
изображения цветов в рисунке.
Оформительские, творческие и
выставочные работы. Художники –
иллюстраторы. Книга как форма
полиграфической продукции. Элементы
оформления книги Стилевое единство
изображения и текста. Художники иллюстраторы.
Поздравительная открытка
(декоративная закладка)

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Заключительное
занятие
итого

2

Знакомство с графическими работами
(гравюра, офорт, литография,
линогравюра).
«Современный дизайн»
Урок-лекция с компьютерной поддержкой.
Ознакомление обучающихся с основами
художественно-оформительской и
декоративно-прикладной работы.
Подготовка к итоговой выставке.
Выполнение работ «в копилку»
объединения. Эстетическое оформление
работ.
Подведение итогов за год. Итоговый
контроль

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Выставка работ

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Итоговый
контроль

Место
проведения
ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Формы контроля

68

Календарный учебный график 2 года обучения
I полугодие – 18 учебных недель (34 учебных часа)
II полугодие – 18 учебных недель (34 учебных часа)
Месяц
Сентябрь

Число

Время

Форма занятия

15.0017.00

Беседа,
инструктаж

Кол-во
часов
2

Тема
Вводный инструктаж по ОТ. Введение в
образовательную программу.
Ознакомление с работой кружка «По
ступеням творчества», содержание и
порядок работы. Знакомство с детьми.
Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Входной контроль

Входной
контроль (опрос)

Сентябрь

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Сентябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Октябрь

15.00-

Лекция, беседа,

2

Художественно-выразительные средства
рисунка. Овладение навыками штриховки
различной толщины и силы нажима.
Определение формы конструкции.
Рисование с натуры. Геометрические
фигуры
Овладение навыками штриховки различной
толщины и силы нажима. Передача
настроения в творческой работе с помощью
цвета, тона, композиции. Определение
формы конструкции.
Черное и белое - основа языка графики
Работа над выразительными средствами в
рисунке. Передача настроения в творческой
работе с помощью цвета, композиции,
объема.
Художники выражают свое понимание
красоты природы»
Изображение природы осенью. Работа над
выразительными средствами в рисунке.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объема.
Виды штриховок в рисунке.
Изображение геометрических тел из
гипса или бумаги с боковым освещением
Натюрморт как жанр изобразительного
искусства. Конструктивное строение
предметов. Передача объема средствами
светотени. Элементы линейной
перспективы.
Художественно-выразительные средства

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
Отработка
практических
навыков

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,

Наблюдение,

17.00

демонстрация
видеоматериалов.

Октябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Ноябрь

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

Ноябрь

15.00-

Практическая

2

живописи
Элементарные основы живописи. Основы
воздушной перспективы.
Совершенствование навыков рисования в
цвете. Развитие фантазии, творческого
воображения; формирование умения
составлять композиции.
Цвет в произведениях живописи.
Изображение осеннего букета.
Основы изобразительного языка: рисунок,
цвет, пропорции, композиция.
Представление о роли изобразительных
искусств в организации материального
окружения человека, его повседневной
жизни.
Узоры на крыльях
Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного
замысла в рисунке. Последовательность
выполнения работы. Рассказы о различных
видах бабочек, характеристика их
особенностей – формы, окраски.
Сюжетная аппликация по мотивам
сказок Г. Х. Андерсена
Обучение умению простейшими
средствами передавать основные события
сказки. Работа над выразительными
средствами в рисунке. Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета,
композиции, объёма.
Этот удивительный и неповторимый

21а кабинет

опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание, опрос

ФДОД «ДДТ»,

Практическое

17.00

работа

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Экскурсия

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Декабрь

15.0017.00

Практическая
работа

2

Январь

15.0017.00

Практическая
работа

2

мир живописи
Знакомство с произведениями выдающихся
русских художников: И. Шишкин.
Изображение по памяти и воображению.
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, пятна.
Узор из геометрических фигур.
Знание основных законов композиции,
выбор главного композиционного центра.
Экскурсия на ежегодную выставку
художественного искусства и декоративно
– прикладного творчества «Мы вместе»
Рисунок на тему: «Зимние забавы».
Передача настроения в творческой работе.
Работа над развитием чувства композиции.
Объёмное изображение животных в
различных материалах.
Отражение чувств и идей в произведениях
искусств. Ознакомление с творчеством
художников-аниматоров. Отработка
навыков лепки в изображении предметов
сложной формы.
Живопись (акварель)
«Зимний деревенский пейзаж»
Передача настроения в творческой работе.
Работа над развитием чувства композиции.
Красота формы листьев.
Знакомство с отдельными произведениями
выдающихся русских художников: И. И.
Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.

21а кабинет

задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание

Выставочный зал КДЦ,
Космонавтов 3а
ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Творческое
задание

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Январь

15.0017.00

2

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.
Практическая
работа

Январь

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

2

Отражение в произведении отношения к
природе.
Композиция в декоративно-прикладном
искусстве. Отличительные особенности
композиции в декоративно прикладном
искусстве. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов
России.
Замкнутый орнамент
Изучение схем размещения орнамента на
круге, прямоугольнике и квадрате.
Обучение приёмам декоративной росписи.
Формирование представлений о роли
декоративного искусства в жизни человека.
«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)
Передача настроения в творческой работе с
помощью цвета, композиции, объёма,
материала. Использование различных
материалов: пластилин.
Гжель. Жостовская роспись Составление
эскиза узора из декоративных цветов,
листьев для украшения тарелочки
Ознакомление с произведениями
современных художников в России.
Рисование узоров и декоративных
элементов по образцам.
Декоративная роспись кухонной
разделочной доски. Декоративноприкладное искусство. Народные
промыслы: сходство и отличие. Хохлома.
Украшение и стилизация. Понятие об

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Наблюдение,
Опрос

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание

ФДОД «ДДТ»,
9 кабинет

Практическое
задание.

Февраль

15.0017.00

Беседа,
Демонстрация
готовых работ,
презентаций и
видеоматериалов
по теме.

2

Февраль

15.0017.00

Практическая
работа

2

Март

15.0017.00

Практическая
работа

Март

15.0017.00

Практическая
работа

орнаменте и его элементах.
Жанры в изобразительном искусстве.
Виды и жанры изобразительных искусств.
Выражение своего отношения к
произведению изобразительного искусства
в рассказе Знакомство с отдельными
выдающимися произведениями
художников. И. И. Левитан, А. К. Саврасов,
В. И. Суриков.Изучение законов
воздушной и линейной перспективы.
Особенности освещения пейзажа.
Рисование по представлению
«Сказочный зимний лес»
Развитие композиционного мышления и
воображения, умение создавать творческие
работы на основе собственного замысла,
использование художественных
материалов.
Передача собственного и видимого цвета в
пейзаже.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

2

ФДОД «ДДТ»,
Анималистический жанр
21а кабинет
«Храбрый лев».
Обучение рисованию льва. Создание образа
храброго льва. Совершенствование
живописной техники (гуашь).

Практическое
задание.

2

Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия гори- ФДОД «ДДТ»,
зонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная 21а кабинет
ночь.
Неброская и "неожиданная" красота в

Практическое
задание.

природе. Рассматривание различных
поверхностей: кора дерева, пена волны,
капли на ветках и т.д. Развитие
декоративного чувства фактуры. Опыт
зрительных поэтических впечатлений.
Особенности освещения пейзажа.
Март

15.0017.00

Практическая
работа, беседа

2

Лепка фигуры человека с атрибутами
труда или спорта.
Работа в художественно-конструктивной
деятельности.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

Апрель

15.0017.00

Лекция, беседа,
демонстрация
видеоматериалов.

2

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Наблюдение,
опрос

Апрель

15.00-

Практическая

2

Мозаичное панно «Пейзаж»
Выбор и применение выразительных
средств для реализации собственного
замысла в рисунке. Последовательность
выполнения работы.
Портреты сказочных героев. Силуэт.
Знакомство с традициями изображения
сказочных персонажей. Освоение
выразительных возможностей силуэта.
Обучение умению вырезать и рисовать
силуэты сказочных героев.
Оформительские, творческие и
выставочные работы. Художники –
иллюстраторы. Книга как форма
полиграфической продукции. Элементы
оформления книги Стилевое единство
изображения и текста. Художники иллюстраторы.
Художники – иллюстраторы.

ФДОД «ДДТ»,

Практическое

17.00

работа

Апрель

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Практическая
работа

2

Май

15.0017.00

Заключительное
занятие
итого

2
68

Книга как форма полиграфической
продукции. Элементы оформления книги
Стилевое единство изображения и текста.
Художники - иллюстраторы.
Искусство каллиграфии.
Поздравительная открытка
(декоративная закладка)
Знакомство с графическими работами
(гравюра, офорт, литография,
линогравюра).
Подготовка к итоговой выставке.
Выполнение работ «в копилку»
объединения. Эстетическое оформление
работ.
Подведение итогов за год. Итоговый
контроль

21а кабинет

задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Практическое
задание.

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Выставка работ

ФДОД «ДДТ»,
21а кабинет

Итоговый
контроль

Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной
форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области художественного творчества.
Руководителем объединения «Изостудия» является Крюкова Евгения
Владимировна, педагог имеет высшее педагогическое образование, первую
квалификационную категорию и повышает свою квалификацию в соответствии
с требованиями.
Материально-техническое обеспечение
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной
мебели.
- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и
инструментами: краски акварельные, гуашевые, масляные; карандаши,
пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных
форматов; лаки и растворители; основы под росписи; рамки для оформления
работ.
- наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты,
ткань для драпировки, муляжи и т.д.
Информационно-методическое обеспечение
1 таблицы, рисунки с изображением животных: зверей и птиц;
2 схемы и рисунки орнаментов;
3 иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами
известных сказок;
4 слайды известных архитектурных построек;
5 произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
6 мультимедийные слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля,
И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.БорисоваМусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова;
7 художественные произведения русской и мировой культуры;
8 фотографии произведений известных народных художественных
промыслов; фотографии и слайды деревянных ансамблей этнографических
музеев; деревянной архитектуры Севера, ансамбля Кижи;
9 видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода»,
«Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
10 слайды и репродукции иконописи и произведений известных
западноевропейских мастеров.
11 Муляжи

12 Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы,
гербарий изцветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд,
набор камней).
13
Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим
орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть,
тюль).
14
наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и
живописных работ, иллюстраций;
15
альбомы по разным видам росписей; по временам года.
16
- дидактический и раздаточный материал.
17
Ведется группа «Изостудия» на сайте Вконтакте
https://vk.com/club129802824
Список информационных ресурсов
Список литературы для детей
1. Кубышева Е.: Зоки и Бада. Большая книга для рисования
2. Емельянова Т.: Большая книга рисования. Для детей и взрослых
Список литературы для родителей
3. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. — М., 1999.
4. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное
развитие ребенка в семье / М., 1987.
5. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php
6. Искусство.ру http://www.iskusstvu.ru/
7. Галерея «ARS LONGA» http://www.arslonga.ru
8. Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/
Для педагога
9. Алексеева В. В. Что такое искусство? / — М., 1991.
10. Башилов Я. А. Ребенок-художник / — М., 1999.
11. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / —М., 1991.
12. Библер В. С. Мышление как творчество / — М., 1975.
13. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке /М.,
2006.
14. Волков Н. Н. Композиция в живописи / — М., 1977.
15. Выготский Л. С. Психология искусства / — М., 1987.
16. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском
изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.
17. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир. «Просвещение» Москва,
2000.
18. Каменева Е. Какого цвета радуга. Детская литература. Москва 2004.
19. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка /
М., 2014.
20. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма
21. усвоения социального опыта / — М., 1981.
22. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / — М., 1981, 1985.
23. Сокольникова И.М. Основы композиции. «Титул», Обнинск, 2000.
24. Сокольникова Н.С. Изобразительное искусство в начальной школе.

Издательство «Астрель», 2012.
25. Документы и презентации для учителя ИЗО http://www.rusedu.ru/izomhk/list_41.html
26. Портал "Сеть творческих учителей" http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольно- измерительные материалы для проведения
итоговой аттестации
Форма аттестации: творческая работа. Описание: творческая работа по
самостоятельно выбранной теме обучающимся
Критерии оценки творческой работы обучающихся
Самостоятельность в работе:
-самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);
-выполнение работы с помощью педагога.
Трудоемкость:
-прорисовка мелких деталей;
-выполнение сложных элементов;
Цветовое решение:
-гармоничность цветовой гаммы фона;
-неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
Креативность:
-содержание рисунка: оригинальное, непосредственное, неожиданное;
-работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
Качество исполнения:
- Аккуратность выполнения, выполнено с соблюдением технологии;
Оригинальность работы:
- оригинальность темы;
- использование различных техник, изучаемых в течение года;
- вариативность, образность

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценочный материал
Показатели
Правильное
понимание
поставленных
задач
при
выполнении
учебных
и
творческих работ.














Раскрытие темы:
осмысление темы и достижение
образной точности;
импровизация и использование
собственных впечатлений при
выполнении
работы;
оригинальность замысла.
Композиция
знание,
понимание
и
применение
на
практике
основных законов композиции;
органичность и целостность
композиционного решения.
Цветовое решение
знание ключевых понятий
цветоведения
из
области
физических основ цвета и
основ
его
зрительного
восприятия;
умение
использовать типы колорита
для
создания
цветовой
гармонии.
Техника исполнения
умение использовать основные
изобразительные
средства
выражения замысла: точка,
штрих, линия, пятно, цвет, тон,
фактура;
владение
различными
техниками и приемами в
области
изобразительного
искусства;

8-10 балла
4-8 балла
учащийся полностью учащийся полностью
справляется
с овладел программным
поставленной целью материалом, но при
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся
учащийся полностью
полностью
овладел программным
справляется
с материалом, но при
поставленной целью изложении
его
урока
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся
учащийся полностью
полностью
овладел программным
справляется
с материалом, но при
поставленной целью изложении
его
урока
допускает неточности
второстепенного
характера
учащийся полностью учащийся полностью
справляется
с овладел программным
поставленной целью материалом, но при
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера

1-3 балла
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.
допускает
неточность
изложении
изученного
материала.

в

в

в

учащийся
допускает
грубые ошибки
в ответе; не
справляется
с
поставленной
целью урока.

учащийся полностью учащийся полностью
не справляется
справляется
с овладел программным с поставленной
поставленной целью материалом, но при целью урока.
урока
изложении
его
допускает неточности
второстепенного
характера

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год
Возраст

Теоретические

Владение

Практические

знания

специальной

умения и

терминологией
С

В

Н

С

Результаты

навыки

аттестации

навыки
В Н

С

за год
В Н

С

В

аттестован

Н

Творческие

1
2
3
4
5

повторно аттестован

ФИО

не аттестован

№

Анкета
Дорогой друг! Мне очень важно узнать твоѐ мнение. Запиши своиразмышления в виде окончания предложений.
1. Занятия для меня в этом году

2.Больше всего мне запомнилось

3.В этом году я узнал (научился)
4. На занятиях мне нравится
5. На занятиях мне не нравится
6. На будущий год мне хотелось бы
Анкета
1. Чему бы ты хотел научиться в объединении «Изостудия «Вдохновение», что ты ждешь от занятий в этом году?
2. В каких мероприятиях, праздниках, интересных делах ты бы хотел принять участие?
3. Как ты думаешь, полученные знания пригодятся тебе в дальнейшей жизни, где ты их сможешь применить?
4. Что ты уже умеешь?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
Показатели
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых
ориентиров воспитания
Показатели
Степень
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
выраженности
ИТОГО
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
оцениваемого
%
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
качества
традициям
опыта поведения, общения,
%
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

начало года

окончание года

межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Календарный план воспитательной работы Объединения художественной направленности
Изостудия «Вдохновение»
№п/п Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

Форма проведения
(праздник на уровне Дворца, экскурсия,
концерт, соревнование, итоговый
концерт, отчетный концерт,
тематический вечер, мастер-класс,
праздник на уровне города, фестиваль,
экоквест, игровое занятие и др.)

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

1

Участие в мероприятиях на уровне учреждения,
муниципалитета, региона

В течение
года

2

Государственные Праздники: День народного
единства, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая

В течение
года

Участие в мероприятиях ггорода и
учреждения

Информация на сайте учреждения
и в социальных сетях

3

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

В течение
года

Участие в выставках разного уровня

Информация на сайте учреждения
и в социальных сетях

4

Участие во Всероссийских акциях

В течение
года

Изготовление открыток выставок

Информация на сайте учреждения
и в социальных сетях

5

Праздники в объединении

В течение
года

6

Участие в выставке Дома детского творчества
«Детвора»

7

Итоговое анкетирование учащихся об
удовлетворенности оказываемых услуг

май
май

Мероприятия

Фото и видеоматериалы с
выступлением детей

Чаепития, мастер- классы, оформление Информация в социальных сетях,
выставок, персональных выставок
в группе объдинения
участников объединений
Выставка
Выставка в выставочном зале
учреждения
Анкетирование

Отчет

Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
Показатели
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных впрограмме целевых
ориентиров воспитания
Показатели
Степень
Усвоение
детьми
знаний
норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
выраженности
ИТОГО
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
оцениваемого
%
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
качества
%
традициям
опыта поведения, общения,
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

начало года

окончание года

межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».