6 лет Робототехники Егулемова Н.Н. на 4 часа

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Робототехники» (далее программа) имеет техническую, направленность и
разработана для детей 10 - 18 лет. Программа направлена на формирование и
развитие технических способностей обучаемых, формирование первоначальных
компетенций в области информационных технологий.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
−
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
−
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
−
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
−
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
−
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда
России от 22 сентября 2021г. № 652н),
−
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
−
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и
науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),
−
Методические
рекомендации
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в
субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ
– 3924/06),
−
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
−
Методические рекомендации Федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе

дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
−
Методические рекомендации по подготовке и адаптированных
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристскокраеведческой направленности для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства просвещения РФ от
20.06.2023 №06-1207),
−
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 364820 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),

Уставом учреждения Филиал дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Коряжмы», и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
технической направленности и спецификой работы учреждения
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на
эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу
общества.
В настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника,
механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития
компьютерных
технологий
и
робототехники.
В
педагогической
целесообразности образовательной программы не приходится сомневаться, т.к.
воспитанники научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе
конструирования и программирования дети получат дополнительное
образование в областифизики, механики, электроники и информатики.
На основании распоряжения Министерства образования и науки
Архангельской области от 2019 года Дом детского творчества города Коряжмы
определен технозоной Детского Арктического Технопарка Архангельской
области.
В ФДОД «ДДТ» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы» имеется полностью
оборудованный кабинет для занятий по робототехнике, а также потребность в
профориентационной
работе
с
подростками,
поэтому
учреждение
заинтересовано в дальнейшей деятельности объединения «Робототехники».
Работа по данной программе направлена на реализацию основных направлений
развития дополнительного образования в рамках технозоны.
Возможность использования программы в других образовательных
системах
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Робототехники» реализуется на базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ
«СОШ №1 г. Коряжмы», клуб «Корчагинец».
Цель программы
Целью данной программы является развитие технических способностей
обучающихся среднего и старшего школьного возраста средствами
робототехники.

Задачи программы
Предметные/обучающие:

формирование
начальных
представлений
о
достижениях
отечественной науки и техники в области робототехники;

закрепление базовых общеобразовательных знаний в области физики,
математики, информатики;
 формирование знаний и умений в области электроники, принципов
работы отдельных узлов и инструментов, входящих в состав робототехнических
устройств и систем, процесса разработки, изготовления и сборки простых
роботов;
 формирование навыков практической работы по сборке и отладке
робототехнических механизмов.
Метапредметные/развивающие:

развитие регулятивных умений (ставить цели, планировать
собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять
контроль и коррекцию деятельности;

развитие устойчивой мотивации к дальнейшему изучению
робототехники, развитие мелкой моторики, конструкторского мышления и
фантазии;

стимулирование познавательной активности учащихся посредством
включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности.
Личностные/воспитательные:

сформировать умение добиваться успеха и правильно относиться к
успехами неудачам, развить уверенность в себе;

формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализации
проектов;
 воспитать аккуратность, самостоятельность, умение работать в команде.
Воспитательная деятельность
I.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения;
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются
 Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество через формирование
познавательных интересов в разных областях знания, представлений о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и
техники.

 Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам,
ценностям, традициям через понимание значения науки и техники в жизни
российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии
России, обеспечении безопасности народа России и Российского государства.
 Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний, навыков наблюдений, накопления
и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в
исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые
результаты):
 развитие интереса к технической деятельности, истории техники вРоссии
и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли
 формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализации
проектов;
 формирование опыта участия в технических проектах и их оценки и др.
II.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации
Получение информации об истории робототехники в России и за рубежом,
возможностях и сферах применения робототехники в современных условиях
является источником формирования у детей сферы интересов, этических
установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно,
привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену
необходимой информации.
Практические занятия детей в форме конструирования, подготовки к
соревнованиям и конкурсам, защита проектов способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
Участие в проектной деятельности способствует формированию умений в
области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности
Итоговые мероприятия в форме защиты проектов и соревнований
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных

особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
III.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для
достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в
учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической
безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:
 педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
 оценка творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся,
приглашённые внешние эксперты и др.);
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение
общего представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и
конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения
целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей
работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных
данных. Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с
помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями
выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень (см.
Приложение А)
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
программа является базовым этапом в освоении робототехники. Программа
разработана для расширения знаний учащихся по основам конструирования и
моделирования роботов при помощи программируемого конструктора LEGO
MINDSTORMS® Education EV3, а также программных сред Кулибин, Ардуино.
Программа предполагает индивидуальный подход (ориентация на
личностный потенциал ребенка и его самореализацию), а также возможность
проектной и/или исследовательской деятельности.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только
достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых
учитываются новейшие достижения науки и техники.

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного
материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему,
знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые
могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия,
которые отрабатывает ученик, должны быть обоснованы.
Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на
конкретных изделиях и программных продукта.
Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по
определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его
освоения.
Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения
зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки
учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами
неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно
достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит
из индивидуальных особенностей детей и, опираясь на сильные стороны
ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Материал программы разделен на темы, которые изучаются
последовательно:
 Робототехника в мировом сообществе и в России
 Знакомство с конструктором. Разновидности конструкторов по
робототехнике
 Технология EV3
 Конструкторские идеи по модификации модели робота
 Датчики и их назначение. Модели с датчиками
 Составление программ для роботов. Простые программы по линейным и
псевдолинейным алгоритмам. Циклы и программы с выбором.
 Понятие о программировании робота: среды MindStorm, LabView,
RobotC и другие
 Конструирование робота по исходной задаче
 Простые механизмы, виды передач
 Многозадачность, как выполнение роботом нескольких действий
одновременно
 Сложные программы с вложенными циклами. Понятие ветвления.
Многопозиционный переключатель
 Технологическое программирование
 Манипуляторы и их конструктивные особенности
 Передаточное отношение и его использование в робототехнике
 Блок математика и его применение в программировании
 Обмен сообщениями роботов
 Мои блоки в программировании
 Возможности
организации
соревнований
роботов.
Правила
соревнований и их учет.

Характеристика обучающихся по программе
Программа предусматривает работу с детьми от 10 лет до 18 лет.
В возрасте 10-14 лет формируется навык самостоятельности. Ведущим
видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя. Дети
способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать
алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца,
добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и
воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при
выполнении работ.
Обучающиеся 14-18 лет уже обладают определенными знаниями по
школьным учебным предметам, у них сформированы общеучебные умения и
навыки, имеется определенный жизненный опыт, они с интересом изучают
новинки науки и техники, пытаются разобраться в устройстве и принципе
действия механизмов, решают задачи профессионального самоопределения.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы
численностью 10-12 человек. Количественный состав групп является
постоянным. Группы формируются по возрастам и уровню подготовки детей,
возможен разнополый и разновозрастной состав групп.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 6 лет обучения. Общее количество часов в год –
136 часов, всего – 816 часов.
Материал программы разделен на темы, которые изучаются
последовательно:

Робототехника в мировом сообществе и в России

Знакомство с конструктором. Разновидности конструкторов по
робототехнике

Технология EV3

Конструкторские идеи по модификации модели робота

Датчики и их назначение. Модели с датчиками

Составление программ для роботов. Простые программы по
линейным и псевдолинейным алгоритмам. Циклы и программы с выбором.

Понятие о программировании робота: среды MindStorm, LabView,
RobotC и другие
 Конструирование робота по исходной задаче
 Простые механизмы, виды передач

Многозадачность, как выполнение роботом нескольких действий
одновременно

Сложные программы с вложенными циклами. Понятие ветвления.
Многопозиционный переключатель

Технологическое программирование

Манипуляторы и их конструктивные особенности

Передаточное отношение и его использование в робототехнике

Блок математика и его применение в программировании

Обмен сообщениями роботов

Мои блоки в программировании


Возможности
соревнований и их учет.

организации

соревнований

роботов.

Правила

Формы и режим занятий по программе
В ходе реализации программы сочетается групповая, индивидуальная и
фронтальная работа. Занятия включают теоретический и практический материал.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие,
соревнование, проектная и исследовательская деятельность и т. д.
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между
занятиями – 10 минут. Формы организации образовательного процесса
предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10 человек),
малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий:
комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно- ролевая,
логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.
Структура занятия включает следующие этапы:
- подведение к теме занятия (мотивация, формулировка проблемы,
приведение примеров и т.п.);
- формулирование темы и цели занятия, конкретизация через задачи и
предполагаемые результаты;
- актуализация имеющихся знаний и умений;
- формирование новых знаний и умений;
- конструирование, программирование и отладка программ;
- демонстрация и отчет о проделанной работе;
- подведение итогов.
Ожидаемые результаты и форма их проверки
Осуществление целей и задач программы предполагает получение
конкретных результатов.
Обучаемые по завершению обучения по программе
должны иметь представление о:

достижениях отечественной науки и техники в области робототехники;
 принципах работы отдельных узлов и инструментов, входящих в состав
робототехнических устройств и систем, процессе разработки, изготовления и
сборки простых роботов;
должны уметь:
 собирать по инструкции и без нее роботов, программировать их с
использованием программной среды.
должны демонстрировать:

регулятивные умения в работе (ставить цели, планировать
собственную деятельность и способы достижения результата, осуществлять
контроль и коррекцию деятельности);

устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению робототехники,
конструкторское мышление и фантазию;

познавательную активность в проектной и конструкторской
деятельности.
 волю, упорство, дисциплинированность в реализациипроектов;
 аккуратность, самостоятельность, умение работать в команде.

Диагностика результатов обучения по программе проводится постоянно:
входная диагностика – в начале первого учебного года, текущая и
промежуточная диагностика – по завершению разделов, тем, итоговая
диагностика - в конце учебного года.
Диагностическая карта
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов.
В конце года все баллы суммируются.
Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов.
Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов.
Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
Группа №
№

Фамилия Имя

Входная
диагностика

Промежуточная
диагностика

Итоговая
диагностика

Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится
согласно «Положению об итоговой (входной) диагностике в рамках реализации
дополнительных образовательных программ» ФДОД «ДДТ» МОУ «СОШ №1 г.
Коряжмы».
Формами
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление и
защита проекта, выставки готовых изделий, участие в конкурсах и
соревнованиях различного уровня и другие формы. Оценка усвоения теории
проводится по тестам (см. приложения Б, В). Оценка практической деятельности
по итогам изготовления моделей (их количество и качество), а также участия в
соревнованиях.
Учебный план, учебно-тематический план, календарный учебный
график
Учебный план
№
п/п

Содержание (разделы)

Количество часов
1 год
теория

2 год

практика

Всего

теория

практика

5

Вводный инструктаж. Робототехника в
мировом сообществе и в России
Знакомство с конструктором (деталями,
электроникой)
Микрокомпьютер,
кнопки
модуля,
программы на микрокомпьютере
Технология EV3. Программная среда
Lego Minstorms
Рулевое и независимое управление

2

10

0

2

14

6

Датчики и их назначение

10

16

0

0

26

7

Составление программ для роботов.

2

10

0

2

14

8

Передвижение
погрузчик
Блок экран

0

0

4

8

12

0

0

4

4

8

1
2
3
4

9

предметов.

Робот-

4

0

2

0

6

4

10

0

2

16

2

6

0

2

10

8

8

0

4

20

Простые механизмы в робототехнике

0

0

2

6

8

11

Управление роботом удаленно

0

0

4

6

10

12

0

0

6

12

18

0

0

4

8

12

0

0

2

2

4

0

0

4

4

8

16

Конструкторские
решения
их
воплощение
Синхронное
выполнение
действий
несколькими роботами
Желтая палитра и ее использование в
программах
Практическое составление карт для
различных наборов датчиков и механики
Выполнение проектов
Подготовка с соревнованиям

20
24

0
0

20
22

40

17

0
0
32

104

32

104

272

10

13
14
15

Итого:

46

.
№
п/п

Содержание (разделы)

Количество часов
3 год
теория

4 год

практика

Всего

теория

практика

5

Конструкторы по робототехнике.
Современные достижения в
робототехнике
Повторение: сборка модели с датчиками,
выполнение технических задач
Многозадачность,
как
выполнение
роботом
нескольких
действий
одновременно
Конструирование робота по исходной
задаче
Обмен сообщениями роботов

4

2

6

Мои блоки в программировании

2

2

4

12

20

7

Блок математика и его применение в
программировании
Трехмерное моделирование

4

6

10

10

30

2

4

0

0

6

4

4

0

0

8

10

Понятие о программировании робота:
среды MindStorm, LabView, RobotC и
другие
Технологическое программирование

4

22

0

0

26

11

Система умный дом

12
13

Производственные роботы
Лабиринт. Правило левой руки

2
0
0

4
0
0

2
4
4

4
6
6

12
10
10

14

Выполнение проектов
Подготовка с соревнованиям

22
24

0
0

20
24

42

15

0
0
32

104

32

104

272

1

2
3

4

8
9

Итого:
№
п/п

2

0

2

0

4

0

2

2

12

16

4

4

0

0

8

4

8

4

10

26

Содержание (разделы)

2

3
4
5

5 год

6

Программирование в робототехнике,
языки
программирования.
Робототехнические платформы и их
особенности
Использование блока переменных.
Программирование робота с
использованием блока переменных
Использование
таблиц
в
программировании
Работа на платформе Кулибин
Решение
олимпиадных
задач
робототехнике
Проект «Инженерное решение»

48

Количество часов
теория

1

6

по

6 год

практика

Всего

теория

практика

2

0

2

0

4

6

4

0

0

10

4

4

0

0

8

18

40

0

0

58

2

6

0

0

18

0

4

0

0

4

7
8
9
10

Принципы
робототехники.
Основы
электродинамики
Робототехника на платформе Arduino

0

0

2

2

4

0

0

8

8

16

Схемотехника. Программирование
Тинкеркад
Проекты на Ардуино

0

0

14

36

50

0

0

4

6

10

0

0

2

6

8

0
0

22
24

0
0

22
24

44

32

104

32

104

272

в

12

Конструктор
VEX:
особенности,
комплектация, использование
Выполнение проектов

13

Подготовка с соревнованиям

11

Итого:

48

Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

теория практика

Формы
аттестации/
всего
контроля
Входная
2
диагностика
Тестирование
2

1

Вводный инструктаж. Робототехника в мировом
сообществе и в России

2

0

2

Применение роботов в различных сферах жизни
человека, значение робототехники

2

0

3

Знакомство с конструктором (деталями,
электроникой)
Сборка роботов по инструкции. Типы креплений

2

2

4

2

4

6

5

Микрокомпьютер, кнопки модуля, программы на
микрокомпьютере

2

2

4

6

Технология EV3. Программная среда Lego
Minstorms
Конструкторские идеи по модификации модели
робота. Сборка колесного робота по инструкции.
Назначение датчиков и деталей. Правила работы с
конструктором
Рулевое управление. Движение робота вперед,
назад, повороты
Независимое управление. Движение по траектории.
Три типа поворотов
Датчики и их назначение
Датчик касания и принципы его работы
Датчики цвета и его возможности использования.
Режимы работы
Использование ультразвукового и инфракрасного
датчика
Составление программ для роботов. Линейный
алгоритм
Программы с циклами
Программы с выбором действий
Понятие о программировании робота: программные
среды
Программирование движения роботов по лабиринту
Введение в практическую робототехнику
Манипуляторы и их конструктивные особенности
Космические проекты
Простые механизмы, виды передач
Выполнение проектов
Подготовка с соревнованиям
Итоговое занятие

8

0

8

Проверочная работа,
отчет по заданиям
Индивидуальный
опрос
Тестирование

4

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Итого

Проверочная работа

0

4

4

Демонстрация
модели

2

2

4

Опрос

0

4

4

Отчет по заданиям

2
2

2
4

4
6

4

4

8

Опрос
Отчет по заданиям
Тестирование

2

6

8

Отчет по заданиям

2

2

4

Отчет по заданиям

0
0

4
4

4
4

0

2

2

0
0
0
0
0
0
0
0

2
4
2
4
4
20
20
2

2
4
2
4
4
20
20
2

32

104

136

Проверочная работа
Проверочная работа
опрос
Отчет по заданию
Опрос
Демонстрация
Демонстрация
Проверочная
Защита проекта
Соревнования
Итоговая
диагностика

2 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

теория

практика

Формы
аттестации/
всего
контроля
2
Входная
диагностика
Проверочная работа
2

1

Робототехника в мировом сообществе и в
России

2

0

2

Технология EV3

0

2

3

Повторение ранее изученного материала.
Движение по заданной траектории

0

2

2

4

Работа по программированию роботов.

0

2

2

5

Конструкторские
модели робота

0

2

2

6
7
8

Передвижение предметов. Робот-погрузчик
Блок Экран
Кнопки модуля как кнопки управления

4
2
2

0
0

4
2
2

9

Сборка робота, управляемого через кнопки
модуля

0

10
11

Простые механизмы в робототехнике
Конструирование робота с различными видами
передач (зубчатая, коронная, ременная,
реечная…)
Управление роботом удаленно
Управляемый робофутбол
Конструкторские решения их воплощение
Шагающие роботы

2
0

4
0
4
0

4
2
4

8
2
4
4

16

Военные роботы

0

6

6

17
18

Конструирование робота по исходной задаче
Синхронное выполнение действий
несколькими роботами. Танцующие роботы
Желтая палитра и ее использование в
программах
Практическое составление карт для различных
наборов датчиков и механики.
Манипуляторы
и
их
конструктивные
особенности
Сборка роботов-Манипуляторов
Итоговое занятие
Показательные соревнования по категориям
моделей
Подготовка проектов

2
4

2
8

4
12

Опрос
Соревнование
Отчет по заданию
Демонстрация
модели
Демонстрация
модели
Отчет по заданию
Демонстрация

2

4

Опрос

4

8

Отчет по заданию

2

2

Отчет по заданию

0
0
0

4
2
22

4
2
22

Демонстрация
Тестирование
Соревнования

0

20

Защита проектов

32

104

20
136

12
13
14
15

19
20
21
22
23
24
25
Итого

идеи

по

модификации

0
4
6

4
8
4

Демонстрация
модели
Проверочная работа,
отчет по заданиям
Индивидуальный
опрос
Отчет по заданиям
Отчет по заданиям
Демонстрация
модели
Демонстрация
модели
Опрос
Отчет по заданию

4

2
4
0

3 год обучения
Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы

1

Конструкторы по робототехнике

2

2

Повторение: сборка модели с датчиками,
выполнение технических задач
Многозадачность, как выполнение роботом
нескольких действий одновременно

0

Конструирование
роботов
с
функцией
многозадачности
Конструирование робота по исходной задаче

0

3
4
5

теория

4

2

практика

0
2
0
2
2

всего
2
2

Формы
аттестации/
контроля
Входная
диагностика
Отчет по заданиям

2

Демонстрация
модели
Опрос

4

Отчет по заданию

4

Передаточное отношение и его использование
в робототехнике
Конструирование робота-силача, скоростного
робота
Обмен сообщениями роботов
Мои блоки в программировании
Блок математика и его применение в
программировании
Использование блока математики в движении
по черной линии

0

12

Понятие о программировании робота: среды
MindStorm, LabView, RobotC и другие

4

13

С как основной язык программирования
роботов, история языка
Трехмерное моделирование

0

Технологическое программирование
Сложные программы с вложенными циклами
Движение по трассам с перекрестками
Робот с катапультой. Конструирование робота
для рободартса
Система умный дом
Конструирование робота в системе Умный дом

4
0
0
2

0
12
4

2
0

0

Итоговое занятие
Показательные соревнования по категориям
моделей
Подготовка проектов

0
0

2
22

2
22

Опрос
Демонстрация
модели
Отчет по заданиям
Соревнования

0

24

24

Защита проектов

32

104

136

6
7
8
9
10
11

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Итого

2

0

6

2
2
4

2
2
4

0

2
0
4

2

4

6

4

2

Тестирование

6

Отчет по заданию

4
2
8

Отчет по заданию
Опрос
Проверочная работа

2

Проверочная работа,
отчет по заданиям
Индивидуальный
опрос
Тестирование

4
4
6
4
12
4
8
2
4

Демонстрация
модели
Опрос
Отчет по заданиям
Отчет по заданиям
Отчет по заданиям

4 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

теория

практика

Формы
аттестации/
всего
контроля
2
Входная
диагностика
4
Проверочная работа

1

Современные достижения в робототехнике

2

0

2

Линейное движение. Тонкая линия.
Использование различных типов регуляторов

0

4

3

Движение по линии с различными задачами.
Объезд препятствий, захват.
Соревнования Биатлон, Биатлон Стенка
Разработка и защита проекта по теме «Умный
дом»
Соревнования Кегельринг и Кегельринг
Квадро
Роботы художники. Сборка и
программирование роботов художников

0

4

4

Отчет по заданиям

2
2

4

6
6

Соревнование
Защита проекта

4

соревнование

4

Манипуляторы и механические захваты
Разработка и защита проекта
«Производственный робот»
Правило правой (левой) руки в проходе
лабиринта
Проезд лабиринта
Управление роботом с использованием
инфракрасного маяка
Соревнование Футбол роботов
Проезд по маршруту с использованием ИМ
Разработка робота, используемого в
строительстве

2
2

2
4

Демонстрация
модели
Опрос
Отчет по заданиям

4

Опрос

4
8

Отчет по заданиям
Проверочная работа

2
4
4

Роботы с катапультой. Соревнование Попади в
цель

2

Отчет по заданию
Отчет по заданиям
Демонстрация
модели
Соревнование

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

2
2

4

4
2
2
0
2
0

0
2

4

0
0
2

2
4
2

6

4

6

17
18

19
20
21
22
23
Итого

Соревнование баскетбол роботов
Конструкция робота для прохождения
препятствий Соревнование «Лестница»
Соревнования «Уборка мусора», «Земля
Франца-Иосифа»

0
4

Подготовка и защита проекта Инженерная
робототехника
Итоговое занятие
Показательные соревнования по категориям
моделей
Подготовка и защита проектов

0

4
12

Соревнование
Соревнование

6

Соревнование

8

8

Защита проекта

0
0

2
18

2
18

Тестирование
Соревнование

0
32

18
104

18

Защита проектов

4
8

4

2

136

5 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

практика

всего

0

2

1

Программирование в робототехнике, языки
программирования

2

2

4

4

Использование блока переменных.
Программирование робота с использованием
блока переменных
Задачи на подсчет количества (предметов,
перекрестков и т.д.)
Использование таблиц в программировании

5

Использование логики в программировании

2

6

Работа на платформе Кулибин. Знакомство со
средой
Знакомство с полигоном

2

Управление и движение
Датчики Омегабота
Условный оператор
Алгоритмы в среде Кулибин
Аналоговые и цифровые датчики
Операторы и инструменты
Движение по линии
Магнит
Решение олимпиадных задач в среде Кулибин
Итоговое занятие в среде Кулибин
Решение олимпиадных задач по
робототехнике
Проект «Инженерное решение»
Итоговое занятие
Показательные соревнования по категориям
моделей
Подготовка проектов

2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
2

2
2
2
2
4
2
2
2
10
4

0
0
0

3

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Итого

4

Формы
аттестации/
контроля
Входная
диагностика
Проверочная работа

теория

0
0

4

4

Отчет по заданию

2

2

4

Проверочная работа,
отчет по заданиям
Индивидуальный
опрос
Опрос

4

2

4

2

4
4
4
4
6
4
4
4
12
4
8

Индивидуальный
опрос
Отчет по заданиям
Отчет по заданию
Проверочная работа
Отчет по заданию
Опрос
Опрос
Тестирование
Опрос
Отчет по заданиям
Тестирование
Отчет по заданиям

6
2
22

6
2
22

Защита проекта
Тестирование
Соревнования

0

24

24

Защита проектов

32

104

136

0

2

2

6

6 год обучения
№
п/п

Количество часов

Название раздела, темы

1

Робототехнические
особенности

платформы

2

Робототехника на платформе Arduino

и

их

теория

практика

2

0

2

2

Формы
аттестации/
всего
контроля
2
Входная
диагностика
4
Проверочная работа

3

Принципы
робототехники.
электродинамики

4

Составляющие конструктора Ардуино

2

5

Программирование на Ардуино. Основные
команды. Циклы и массивы. Переменные и
функции
Схемотехника. Программирование в
Тинкеркад
Программирование светодиодов. Мигающий
светодиод. Светофор и светомузыка
Программирование кнопок. Управление
светодиодом с помощью кнопки.
Использование потенциометра
Измерение температуры
Датчик движения
8-сигментный дисплей

2

2
2
2
2

2
2
2

Использование ЖК-экрана
Использование
динамика.
Светофор
с
динамиком и декором
Подключение сервопривода
Управление сервоприводом с помощью
потенциометра
Проекты на Ардуино
Конструктор VEX: особенности,
комплектация, использование
Подготовка к соревнованиям
Подготовка и защита проектов
Итоговое тестирование

0
0

4

2
0

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Итого

Основы

2

2
2

4
4
8

6

Демонстрация
модели
Проверочная работа,
отчет по заданиям
Индивидуальный
опрос

4

Отчет по заданию

8

Отчет по заданию

4

Отчет по заданию

4
4
4
8
4
4

Отчет по заданию
Отчет по заданию
Отчет по заданию
Демонстрация
модели
Отчет по заданию
Отчет по заданиям

2
4

4
4

Демонстрация
Соревнования

4
2

6
6

8
8

Защита проекта
Опрос

0
0
0

22
22
2

22
22
2

Соревнования
Защита проектов
Тестирование

32

104

136

2

2

2

6

2

2

6

4

Календарный учебный график
(представлен в приложении Д)
Содержание программы
1 год

Вводное занятие
Теория. Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места.
Основные инструменты и оборудование и правила работы с ними. Правила
техники безопасности и противопожарной безопасности. Введение в
образовательную программу
Тема 1. Робототехника в мировом сообществе и в России
Теория: История робототехники в мировом сообществе. Первые роботы и
специфика их использования на практике
Практика: Подготовка человеко-подобного робота
Тема 2. Знакомство с конструктором. Разновидности конструкторов по
робототехнике
Теория: История конструкторов по робототехнике. Отличительные особенности
конструкторов
Практика: Сравнительная характеристика конструкторов Лего, Vex
Тема
3.
Микрокомпьютер,
кнопки
модуля,
программы
на
микрокомпьютере
Теория: Микрокомпьютер и его назначение. Кнопки управления на

микрокомпьютере.
Практика: программирование робота с использованием микрокомпьютере.
Проверка датчиков и моторов с помощью микрокомпьютера
Тема 4. Технология EV3
Теория: о технологии EV3. Установка батарей, подзарядка. Главное меню
модуля, сенсор цвета и цветная подсветка, сенсор нажатия, ультразвуковой
сенсор; интерактивные сервомоторы; использование Bluetooth. Движение по
траектории
Практика: работа с конструктором. Запуск и отладка программы на модуле.
Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная
отладка
Тема 5. Рулевое и независимое управление
Теория: Программирование движения робота. Блоки рулевого и независимого
управления.
Практика: программирование движения вперед, назад, три типа поворотов.
Движение по траектории.
Тема 6. Датчики и их назначение. Модели с датчиками
Теория: Составление собственной программы. Датчики цвета и его возможности
использования. Датчик касания и принципы его работы. Использование
ультразвукового и инфракрасного датчика
Практика: Движение робота по контуру с помощью датчика цвета, программы
по определению цветов. Создание робота и программы с датчиком касания.
Создание и отладка программы для движения робота внутри помещения и
самостоятельно огибающего препятствия
Тема 7. Составление программ для роботов. Простые программы по
линейным и псевдолинейным алгоритмам. Циклы и программы с выбором.
Теория: Простые программы по линейным и псевдолинейным алгоритмам.
Циклы и программы с выбором
Практика: составление простых программ по линейным и псевдолинейным
алгоритмам; использование циклов в программировании
2 год
Тема 1. Робототехника в мировом сообществе и в России
Теория: История робототехники в мировом сообществе. Первые роботы и
специфика их использования на практике
Тема 2. Передвижение предметов. Робот-погрузчик
Теория: средний мотор и его назначение. Особенности программирования
Практика: сборка робота для захвата и передвижения предметов
Тема 3. Блок экран
Теория: Блок экран и его составляющие
Практика: Использование загруженных картинок для программирования экрана
Тема 4. Простые механизмы, виды передач
Теория: Простые механизмы, их использование на практике
Практика: Подготовка робота с зубчатой, ременной, коронной
и т.д.
передачами
Тема 5. Управление роботом удаленно
Теория: Инфракрасный датчик и маяк. Программирование робота с
использованием ИФ маяка
Практика: подготовка к управлению роботом удаленно

Тема 6. Конструкторские идеи по модификации модели робота
Теория: конструктор (состав, возможности); основные детали (название,
назначение); датчики (назначение, единицы измерения); двигатели;
микрокомпьютер EV3; аккумулятор (зарядка, использование); правила работы с
конструктором.
Практика: работа с конструктором. Сборка модели по инструкции
Тема 7. Синхронное выполнение действий несколькими роботами
Теория: Варианты программирования синхронных действий роботами
Практика: Программирование танца роботов
Тема 8. Желтая палитра и ее использование в программах
Теория: Использование желтой палитры в программировании датчиков
Практика: Оценка освещенности, температурного режима в помещении.
Тема 9. Практическое составление карт для различных наборов датчиков и
механики
Теория: Инструкции по сборке роботов, паспорт объекта и карты роботов.
Практика: Оформление карты для робота
3 год
Тема 1. Конструкторы по робототехнике. Современные достижения в
робототехнике
Теория: Конструкторы по робототехнике, их особенности и назначение.
Тема 2. Повторение: сборка модели с датчиками, выполнение технических
задач
Теория: Датчики и их назначение. Программирование датчиков для решения
определенных технических задач
Практика: Выполнение заданий с датчиками
Тема 3. Многозадачность, как выполнение роботом нескольких действий
одновременно
Теория: Многозадачность, как выполнение роботом нескольких действий
одновременно. Циклы в программировании, сложные программы. Понятие
ветвления.
Практика: создание программ с циклами, ветвлениями
Тема 4. Конструирование робота по исходной задаче
Теория: Роботы на производстве. Военные роботы и специфика их
использования. Система Умный дом
Практика: подготовка робота для использования в различных сферах
деятельности
Тема 5. Обмен сообщениями роботов
Теория: Блютуз-соединение роботов. Программирование обмена сообщениями
Практика: Использование обмена сообщениями в эстафете роботов
Тема 6. Мои блоки в программировании
Теория: Создание моих блоков в программировании
Практика: Использование моих блоков в решении различных задач: объезд
препятствия на черной линии, …
Тема 7. Блок математика и его применение в программировании
Теория: Блок математика: составляющие и назначение блоков
Практика: Применение блока математики в решении различных задач по
робототехнике (проезд на определенное расстояние, проезд по перекресткам,
расчет коэффициентов кривизны линии и т.д.)

Тема 8. Трехмерное моделирование
Теория: Трехмерное моделирование в программе LegoDigital
Практика: Выполнение сборки роботов в программе LegoDigital
Тема 9. Понятие о программировании робота: среды MindStorm, LabView,
RobotC и другие
Теория: Языки программирования, типы и специфика их использования
Практика: программирование на языке LabView
Тема 10. Технологическое программирование
Теория: Методика программно-аппаратного проектирования при помощи
технологических карт
Практика: Практическое составление карт для различных наборов датчиков и
механики. Определение оптимальных режимов
Тема 10 Система умный дом
Теория: Система Умный дом и управление ей
Практика: Сборка элементов системы Умный дом из конструктора
Тема 11. Сложные программы с вложенными циклами. Понятие ветвления.
Теория: Программирование нескольких действий. Свои блоки
Практика: подготовка программ с вложенными циклами и Моими блоками
Тема 12. Передаточное отношение и его использование в робототехнике
Теория: Зубчатая передача, расчет передаточного отношения. Расчет скорости
движения робота
Практика: Сборка скоростного робота и робота-тягача
4 год
Тема 1. Конструкторы по робототехнике. Современные достижения в
робототехнике
Теория: Конструкторы по робототехнике, их особенности и назначение.
Тема 2. Повторение: сборка модели с датчиками, выполнение технических
задач
Теория: Датчики и их назначение. Программирование датчиков для решения
определенных технических задач
Практика: Выполнение заданий с датчиками
Тема 3. Конструирование робота по исходной задаче
Теория: Роботы-помощники
Практика: сборка робота помощника
Тема 4. Мои блоки в программировании
Теория: Создание моих блоков в программировании
Практика: Использование моих блоков в решении задачи по сортировке
предметов
Тема 5. Блок математика и его применение в программировании
Теория: Блок математика: составляющие и назначение блоков
Практика: Применение блока математики в решении различных задач по
робототехнике (проезд на определенное расстояние, проезд по перекресткам,
расчет коэффициентов кривизны линии и т.д.)
Тема 6. Производственные роботы
Теория: Разновидности манипуляторов и их использование на практике
Практика: подготовка робота погрузчика, манипулятора
Тема 7. Лабиринт. Правило левой руки
Теория: Использование датчика касания и ультразвукового датчика для

прохождения лабиринта. Правило «Левой руки»
Практика: Подготовка робота для прохождения лабиринта
Тема 8. Линейное движение. Тонкая линия. Использование различных
типов регуляторов
Теория: Базовые регуляторы (Задачи с использованием релейного
многопозиционного регулятора, пропорционального регулятора, ПД
регулятора, ПИД регулятора).
Практика: Движение по тонкой линии с использованием двух датчиков
цветана основе П-регулятора, Д-регулятора, И-регулятора
Тема 9. Соревнования Биатлон, Биатлон Стенка
Теория: Регламенты соревнований, план прохождения трассы
Практика: Следование по линии. Захват препятствия, объезд препятствия с
использованием ультразвукового датчика. Подготовка и программирование
робота
Тема 10. Разработка и защита проекта по теме «Умный дом»
Теория: Система «Умный дом»: составляющие системы, назначение,
возможности конструирования с помощью роботов
Практика: Подбор идей по реализации умного дома с помощью
роботизированных
устройств.
Конструирование
робота
и
его
программирование.
Тема 11. Соревнования Кегельринг и Кегельринг Квадро
Теория: Регламенты соревнований
Практика: Подготовка и проведение соревнований
Тема 12. Роботы художники. Сборка и программирование роботов
художников
Теория: Изучение инструкций по конструированию роботов художников
Практика: Разработка своего робота художника и его программирование
5 год
Тема 1. Программирование в робототехнике, языки программирования.
Робототехнические платформы и их особенности
Теория: Конструкторы по робототехнике, языки программирования.
Тема 2. Использование блока переменных. Программирование робота с
использованием блока переменных
Теория: Блок переменных в программном блоке математика. Использование
переменных
Практика: Выполнение заданий на использование блока переменных
Тема 3. Использование таблиц в программировании
Теория: Таблицы: заполнение и использование данных таблиц
Практика: Разработка складского робота для заполнения складских ячеек
Тема 4. Работа на платформе Кулибин
Теория: Описание и особенности использования платформы Кулибин.
Программируемая среда. Управляющие действия. Датчики. Локации на
платформе
Практика:. Программирование роботов и выполнение типовых задач: проезд по
траектории, прохождение лабиринта, использование датчика цвета и т.п.
Тема 5. Решение олимпиадных задач по робототехнике
Теория: Олимпиадная робототехника.
Практика: Решение олимпиадных задач по робототехнике

Тема 6. Подготовка и защита проекта Инженерная робототехника
Теория: Инженерная робототехника в современности.
Практика: Подготовка и защита проекта
6 год
Тема 1. Программирование в робототехнике, языки программирования.
Робототехнические платформы и их особенности
Теория: Языки программирования в робототехнике: Python, Skretc, C++
Тема 2. Принципы робототехники. Основы электродинамики
Теория: Робототехника и электродинамика, электротехника.
Практика: Решение задач электротехники в робототехнике
Тема 3. Робототехника на платформе Arduino
Теория: создание и программирование роботов на платформе Arduino. Основы
нейротехнологии и возможности использование роботов
Практика: программирование робототехнических устройств разной
сложности с использованием платформы Arduino
Тема 4. Возможности других роботов на примере VEX IQ: сравнение с
конструктором LEGO
Теория: Роботы VEX IQ: особенности конструктора, программирование и
использование
Практика: Конструирование и программирование роботов VEX IQ
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
2. Оборудование:
№
Наименование
1. Компьютер в сборе (системный блок, монитор, колонки, клавиатура,
мышь)
2. Интерактивная доска
3. Компьютеры для детей
4 Проектор
5 Наборы базовые конструкторов «ЛЕГО»
6 Наборы ресурсные конструкторов «ЛЕГО»
7 Наборы тематические
9 Поля для соревнований

Кол-во
1
1
6
1
15
6
3
24

Кадровое обеспечение
Педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября
2021г. № 652н).
Учебно-методическое обеспечение
Плакаты, схемы по темам занятий
Образцы собранных моделей, представленные в фото и видео-формате
Обучающий стенд по робототехнике
Сообщество Вконтакте «Робототехника» https://vk.com/club193279325

Список информационных ресурсов
Для детей:
1. Бейктал, Дж. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги / Дж.
Бейктал. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 320 c. - ISBN 978-5-00101-0951 – Текст: электронное издание
2. Бишоп, О. Настольная книга разработчиков роботов. - М.: МК-Пресс,
Корона- Век, 2010. – 400с.. - ISBN 978 -5-79310546-0 (Корона-век.) Текст: непосредственный.
3. Образовательный портал по программированию и робототехнике Текст:
электронный – URL:https://itrobo.ru.robototehnika/kurs (дата обращения:
07.11.2020)
4. Руководство Программное обеспечение EV3 Текст: электронный –
URL:https://exoforce.ru 31313-1-Lego Mindstorms (дата обращения:
07.11.2020)
Для преподавателя и родителей:
1.
Бербюк, В. Е. Динамика и оптимизация робототехнических систем /
В.Е. Бербюк. - М.: Наукова думка, 2014. - 192 c. - ISBN 5-12-000495-4 (В
пер.) - ISBN 5-12-000495-4 (В пер.) - Текст: непосредственный
2.
Бишоп, О. Настольная книга разработчиков роботов. - М.: МК-Пресс,
Корона- Век, 2010. – 400с.. - ISBN 978 -5-79310546-0 (Корона-век.) - Текст:
непосредственный.
3.
Конюх, В.Л. Основы робототехники. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. —
288 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-222-12575-5. – Текст:
непосредственный
4.
Бройнль, Томас. Встраиваемые робототехнические системы.
Проектированиеи применение мобильных роботов со встроенными
системами управления / Томас Бройнль. - Москва: РГГУ, 2012. - 520 c. ISBN: 978-5-4344-0046-6. – Текст: непосредственный
5.
Предко, М. 123 эксперимента по робототехнике. - М.: NT Press, 2007. –
544 с. ISBN: 5-477-00216-6 – Текст: непосредственный.
6.
Винницкий, Ю. А. Конструируем роботов на ScratchDuino. Первые
шаги [Электронный ресурс] / Ю. А. Винницкий, К. Ю. Поляков.— М. :
Лаборатория знаний, 2016. —119с. — Систем. требования: Adobe Reader XI ;
экран 10". ISBN 978-5-00101-419-5. – Текст: электронное издание
7.
Каляев, И. А. Однородные нейроподобные структуры в системах
выбора
действий интеллектуальных роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук. - М.: Янус-К,
2015. - 280 c. - ISBN 5-8037-0059-2. – Текст: непосредственный
8.
Корсункий, В. А. Выбор критериев и классификация мобильных
робототехнических систем на колесном и гусеничном ходу. Учебное пособие /
В.А.Корсункий, К.Ю. Машков, В.Н. Наумов. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана,
2014. - 862 c.- ISBN:978-5-7038-3881-5. – Текст: непосредственный
9.
Помощь начинающим робототехникам Текст: электронный –
URL:https://Robot-help.ru (дата обращения: 07.11.2020)
Электронные образовательные ресурсы:
1. http://roboforum.ru/ - Открытый технический форум по робототехнике
2. http://techvesti.ru/ - Новости технологий. Достижения науки и техники
3. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия. Свободная энциклопедия

4. https://education.lego.com/v3/assets/ - Учебный курс «Введение в

робототехнику»
5. https://robot-help.ru/lessons - Помощь начинающим робототехникам
6. https:// Robotrends.ru - Новостной ресурс в области робототехники
7. http://edurobots.ru/ - Научно-популярный портал занимательная
робототехника
8. https://www.youtube.com/роботехмастер - Видео по робототехнике
9. http://www.robogeek.ru/ - Робототехника в России и мире
10. http://insiderobot.blogspot.com/ - Блог «Робототехника и роботы»
11. http://robot.paccbet.ru/ - Самодельный робот
12. https://clubpixel.ru/ - Школа программирования и робототехники

Приложение А
Оценочные средства
Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы
диагностики

Воспитательный компонент
1.
Усвоение
детьми
знаний
норм,
духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Соответствие Высокий уровень:
принятым в  обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на
обществе
духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества,
правилам,
 имеет представление о современной научной картине мира, достижениях
традициям.
российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в
жизнироссийского общества.
Средний уровень:
 обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в
обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях
российскогообщества,
 имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях
российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни
российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе,
основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского
общества,
 имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира,
достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и
техники в жизни российского общества

Педагогическое
наблюдение,
Беседы с детьми,
анкетирование,

2. Формирование
и развитие
личностного
отношения детейк
этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,

Высокий уровень:
ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных
планов, потребностей семьи, общества
Средний уровень:
понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной
деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи,
Низкий уровень:
осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом личных
жизненных планов

3. Приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных
знаний:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Высокий уровень:
участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности
Средний уровень:
периодически участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности,
Низкий уровень:
очень редко участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность,
оценка
творческих и
исследовательс
ких работ и
проектов

Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
ФИО
Показатели
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Степень
Показатели
выраженности
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
оцениваемого
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
%
качества
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

традициям
%

начало года

окончание года

опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

Приложение Б
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

1

Участие в соревнованиях на уровне учреждения, В течение
муниципалитета, региона
года

2

Защита проектов «Мой робот»

декабрь

3

Участие в конференции Я познаю мир

апрель

4

Участие в выставке детского творчества
ДЕТВОРА
Отчетные мероприятия детского объединения

апрель
май

Форма проведения
(праздник на уровне Дворца, экскурсия,
концерт, соревнование, итоговый
концерт, отчетный концерт,
тематический вечер, мастер-класс,
праздник на уровне города, фестиваль,
экоквест, игровое занятие и др.)
соревнования
Защита проектов
Выступление с результатами проектных
работ
Презентация работ, экскурсия
Соревнования на уровне учреждения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

Фото и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Демонстрация проектных работ
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения

Приложение В
Итоговый тест по результатам освоения программы 1 года обучения
№п/п
1

Вопросы
Устройством, позволяющим роботу
определить расстояние до объекта и
реагировать на движение,
является…

2

К основным типам деталей LEGO
MINDSTORMS относятся…

A.
B.
C.

3

Для движения робота вперед с
использованием двух сервомоторов
нужно…

A. задать положительную мощность мотора на
блоке «Рулевое управление»
B. задать отрицательную мощность мотора на
блоке «Рулевое управление»
C. задать положительную мощность мотора на
блоке «Большой мотор»
D. задать отрицательную мощность мотора на
блоке «Большой мотор»

4

Блок «независимое управление
моторами» управляет…

5

Для подключения сервомотора к
EV3 требуется подсоединить один
конец кабеля к сервомотору, а
другой…
Блок автоматического регулятора
АР может состоять из :
В период времени произошло
формирование
ТАУ
в
самостоятельную научную и
учебную дисциплину?
ТАУ это…

A. двумя сервомоторами
B. одним сервомотором
C. одним сервомотором и одним датчиком
A. к одному из выходных (A, B, C, D) портов EV3
B. в USB порт EV3
C. к одному из входных (1,2,3,4) портов EV3
D. оставить свободным

6
7

9

Bluetooth – устройство, которое

A.
B.
C.
D.

Ответы
Гироскоп
Датчик касания
Ультразвуковой датчик
Датчик цвета
шестеренки, болты, шурупы, балки
балки, штифты, втулки, фиксаторы
балки, втулки, шурупы, гайки

A.
воздействие, оказываемое на объект, для
достижения определенной цели;
B.
совокупность знаний, позволяющих
создавать и вводить в действие автоматические
системы
управления
технологическими
процессами с заданными характеристиками.
C.
управление без вмешательства человека
с помощью технических средств.
D.
совокупность знаний, позволяющих при
определенных условиях получать достоверный
результат

Итоговый тест по результатам освоения программы 2 года обучения
№п/п
1
2

3

4

5

6

7

8
9

Вопросы
Ответы
Кибернетика – это
Какие признаки помогут понять, что A. Низкая квалификация сотрудников;
B. Экстримальные условия труда;
в этой работе нужен робот?
C. Использование необычных инструментов
Какой элемент связывает действие A. Система датчиков
робота и показание датчиков между B. Исполняющее устройство;
C. Алгоритм
собой
D. Порт
Что помогает роботу-пылесосу в A.
База данных с расположением комнат в
построении карты
помещении и преград
B.
Заполненный граф на основе данных всех
роботов пылесосов
C.
Построение графов при непосредственном
прохождении комнаты
D.
GPS
A. Датчик цвета
У вас есть робот-манипулятор,
B. Средний мотор
задача которого - раскладывать в
C. Датчик касания
хранилище бумажные документы.
Хранилище состоит из двух комнат.
Чем должен обладать новый робот,
чтобы успешно выполнять работу?
Полный привод - это
Конструкция на 4 колесах и дополнительной
гусеницей
Конструкция,
позволяющая
организовывать
движение во всех направлениях
Конструкция, позволяющая передавать вращение,
создаваемое двигателем, на все колеса
A. Микропроцессор
Микропроцессорное
устройство,
B. Сервопривод
способное управлять движением по
C. Микроконтроллер
заданной траектории в реальном
D. Сервоконтроллер
масштабе времени. Это устройство
может быть одно- или многоосевым
(то есть может управлять движением
одной
или
нескольких
осей
одновременно)
ПДрегулятор – это..
Когда появился первый робот
андроид?

Итоговый тест по результатам освоения программы 3 года обучения
1. Соотнеси виды механических передач
реечная

ременная

цепная

червячная

зубчатая

2. Изобрази

на

рисунке

направление

вращения

колес

А,

Б

и

В

3. Прочитать программу

4. Сконструировать шлагбаум и запрограммировать его, так что он открывается
при приближении объекта и автоматически закрывается

Итоговый тест по результатам освоения программы 4 года обучения
1. Соотнеси виды механических передач

D
A

B

C

E
1.
Червячная 2. Цепная
Зубчатая
2. Прочитать программу

3.Реечная

4. Ременная

5.

3. Написать программу для соревнования Земля Франция Иосифа (регламент
http://robostem.ru)

Итоговый тест по результатам освоения программы 5 года обучения
1. Составить программу движения по черной линии и запустить робота в любой
локации.
2. В локации следование по линии. Проехать по черной линии, завернув в пункт с
синим квадратом

3. В локации Лабиринт проехать по указанному маршруту

Итоговый тест по результатам освоения программы 6 года обучения
1. Дополнить схему названиями элементов платы
А) аналоговые входы
Б) разъем USB
В) выводы питания
Г) разъем питания

2. Как называются данные устройства
Макетная плата

Светодиоды

Потенциометр

Резисторы

Динамик

3. Какой язык программирования используется на Ардуино?

4. Какие утверждения верны:
А) Кнопка подключается к аналоговому входу;
Б) динамик подключается к цифровому входу;
В) потенциометр подключается к аналоговому входу;
Г) фоторезистор подключается к цифровому входу.
5. Дописать и проверить программу светомузыки в Тиркенкад

Приложение Г
Темы проектов для учащихся











Роботы-помощники человека
Роботы-артисты
Человекоподобные роботы
Роботы-помощники на производстве
Роботизированные комплексы
Охранные системы
Защита окружающей среды
Роботы и искусство
Роботы и туризм
Правила дорожного движения в робототехнике

Приложение Д
Календарный учебный график
1 год обучения
Месяц

Вводный инструктаж. Робототехника в мировом сообществе и в России

Колво
часов
2

Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники
Знакомство с конструктором (деталями, электроникой)

2
4

Сборка роботов по инструкции. Типы креплений

6

октябрь

Микрокомпьютер, кнопки модуля, программы на микрокомпьютере
Технология EV3. Программная среда Lego Minstorms

4
8

ноябрь

Конструкторские идеи по модификации модели робота. Сборка колесного робота по
инструкции. Назначение датчиков и деталей. Правила работы с конструктором
Рулевое управление. Движение робота вперед, назад, повороты

4

Независимое управление. Движение по траектории. Три типа поворотов

4

Датчики и их назначение

4

Датчик касания и принципы его работы

6

январь

Датчики цвета и его возможности использования. Режимы работы

8

февраль

Использование ультразвукового и инфракрасного датчика

8

март

Составление программ для роботов. Линейный алгоритм

4

Рассказ,
Практическая работа
Практическая работа

апрель

Программы с циклами
Программы с выбором действий

4
4

Беседа, пр. работа
Практическая работа

Понятие о программировании робота: программные среды
Программирование движения роботов по лабиринту
Введение в практическую робототехнику

2
2
4

Манипуляторы и их конструктивные особенности

2

Космические проекты

4

Лекция
Практическая работа
Беседа, практическая
работа
Беседа, практическая
работа
Практическая работа

сентябрь

декабрь

май

Тема занятий

4

Форма занятия
Беседа
Беседа
Беседа, практическая
работа
Беседа, практическая
работа
Рассказ, беседа
Рассказ, практическая
работа
Беседа, практическая
работа
Беседа, практическая
работа
Беседа, практическая
работа
Рассказ,
Практическая работа
Рассказ, практическая
работа
Рассказ, пр.работа

Форма контроля
Тестирование,
наблюдение
Опрос
Наблюдение
Демонстрация
модели
Проверочная работа
Наблюдение,
проверочная работа
Индивидуальный
опрос
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Тестирование
Изготовление
модели
наблюдение
Изготовление
модели
Проверочная работа
Анализ результатов
деятельности
Наблюдение, опрос
Отчет
Отчет
Отчет
Демонстрация
проекта

Простые механизмы, виды передач

4

Выполнение проектов

20

Подготовка с соревнованиям

22

Беседа, практическая
работа
Беседа. Практическая
работа
Практическая работа

Изготовление
модели
Изготовление
модели
Изготовление
модели

136

2 год
Месяц
сентябрь

октябрь

Тема занятий
Робототехника в мировом сообществе и в России

Кол-во
часов
2

Технология EV3
Повторение ранее изученного материала. Движение по заданной траектории
Работа по программированию роботов.

2
2
2

Конструкторские идеи по модификации модели робота

2

Передвижение предметов. Робот-погрузчик

4

Блок Экран
Кнопки модуля как кнопки управления
Сборка робота, управляемого через кнопки модуля

2
2
4

Форма занятия
Рассказ, беседа
Беседа
Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
практическая
работа
Беседа
Рассказ, беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа,
Практическая
работа
Соревнование
Беседа, пр работа
Беседа, пр работа

ноябрь

Простые механизмы в робототехнике

4
4

декабрь

Конструирование робота с различными видами передач (зубчатая, коронная, ременная,
реечная…)
Управление роботом удаленно
Управляемый робофутбол
Конструкторские решения их воплощение
Шагающие роботы

2
4
4

Военные роботы
Конструирование робота по исходной задаче
Синхронное выполнение действий несколькими роботами. Танцующие роботы
Желтая палитра и ее использование в программах

6
4
12
4

апрель

Практическое составление карт для различных наборов датчиков и механики.

8

Беседа, пр работа
Беседа, Пр работа
Беседа, Пр работа
Практическая
работа
Беседа. Пр работа

май

Манипуляторы и их конструктивные особенности

2

Беседа. Пр работа

Сборка роботов-Манипуляторов

4

Беседа.

февраль

март

8

Форма контроля
Тестирование,
наблюдение
Опрос
Наблюдение
Самостоятельная
работа
Проверочная работа
Отчет
Опрос
опрос
Тестирование
Изготовление
модели
Отчет
отчет
соревнование
Отчет
Изготовление
модели
Проверочная работа
Отчет по программе
Отчет по программе
Отчет по программе
Изготовление
модели
Изготовление
модели
Изготовление

Итоговое занятие

2

Показательные соревнования по категориям моделей

22

Подготовка проектов

24

Практ.работа
Контрольная
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

модели
Тестирование,
анкетирование
Изготовление
модели
Защита проекта

136

3 год
Месяц
Конструкторы по робототехнике

Кол-во
часов
2

Повторение: сборка модели с датчиками, выполнение технических задач
Многозадачность, как выполнение роботом нескольких действий одновременно

2
4

Конструирование роботов с функцией многозадачности

2

Конструирование робота по исходной задаче

4

Передаточное отношение и его использование в робототехнике

2

Конструирование робота-силача, скоростного робота

6

Обмен сообщениями роботов

4

Мои блоки в программировании

4

декабрь

Блок математика и его применение в программировании

8

февраль

Использование блока математики в движении по черной линии
Понятие о программировании робота: среды MindStorm, LabView, RobotC и другие
С как основной язык программирования роботов, история языка

2
4
4

Трехмерное моделирование
Технологическое программирование
Сложные программы с вложенными циклами
Движение по трассам с перекрестками

6
4
12
4

апрель

Робот с катапультой. Конструирование робота для рободартса

8

Беседа, пр работа
Беседа, Пр работа
Лекция, Пр работа
Практическая
работа
Беседа. Пр работа

май

Система умный дом

2

Беседа. Пр работа

Конструирование робота в системе Умный дом

4

Беседа.

сентябрь

октябрь

ноябрь

март

Тема занятий

Форма занятия
Рассказ, беседа
Беседа
Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа, пра работа
Беседа, пр работа
Беседа, пр работа

Форма контроля
Тестирование,
наблюдение
Опрос
Самостоятельная
работа
Проверочная работа
Отчет
отчет
опрос
Изготовление
модели
Отчет
отчет
Отчет
Отчет
Изготовление
модели
Проверочная работа
Отчет по программе
Отчет по программе
Отчет по программе
Изготовление
модели
Изготовление
модели
Изготовление

Итоговое занятие

2

Показательные соревнования по категориям моделей

22

Подготовка проектов

24

Практ.работа
Контрольная
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

модели
Тестирование,
анкетирование
Изготовление
модели
Защита проекта

136

4 год
Месяц
сентябрь

Современные достижения в робототехнике

Кол-во
часов
2

октябрь

Линейное движение. Тонкая линия. Использование различных типов регуляторов
Движение по линии с различными задачами. Объезд препятствий, захват.
Соревнования Биатлон, Биатлон Стенка

4
4
6

Разработка и защита проекта по теме «Умный дом»

6

Соревнования Кегельринг и Кегельринг Квадро

4

Роботы художники. Сборка и программирование роботов художников

4

Манипуляторы и механические захваты

4

Разработка и защита проекта «Производственный робот»

4

январь

Правило правой (левой) руки в проходе лабиринта
Проезд лабиринта

4
4

февраль

Управление роботом с использованием инфракрасного маяка

8

март

Соревнование Футбол роботов
Проезд по маршруту с использованием ИМ
Разработка робота, используемого в строительстве

2
4
4

Роботы с катапультой. Соревнование Попади в цель
Соревнование баскетбол роботов
Конструкция робота для прохождения препятствий Соревнование «Лестница»
Соревнования «Уборка мусора», «Земля Франца-Иосифа»

6
4
12
4

Подготовка и защита проекта Инженерная робототехника

8

Показательные соревнования по категориям моделей

20

ноябрь

декабрь

апрель
май

Тема занятий

Форма занятия
Рассказ, беседа
Беседа, пр.работа
Пр. работа
Практическая
работа
Практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
соревнование
Беседа, пр работа
пр работа
пр работа
Беседа, Пр работа
Лекция, Пр работа
Практическая
работа
Беседа. Пр работа
Практическая
работа

Форма контроля
Тестирование,
наблюдение
Опрос
Отчет по заданиям
Соревнование
Защита проекта
Отчет
отчет
Отчет по заданию
Защита проекта
Опрос
Отчет
отчет
соревнование
Отчет
Изготовление
модели
соревнование
соревнование
Соревнование
Соревнование
Изготовление
модели
Изготовление
модели

Подготовка проектов

18

Практическая
работа

Защита проекта

136

5 год
Месяц

Тема занятий

Кол-во
часов
2

Форма занятия
Рассказ, беседа

сентябрь

Программирование в робототехнике, языки программирования

4

Лекция

октябрь

Использование блока переменных. Программирование робота с использованием блока
переменных
Задачи на подсчет количества (предметов, перекрестков и т.д.)
Использование таблиц в программировании

4
4

Использование логики в программировании

4

Работа на платформе Кулибин. Знакомство со средой
Знакомство с полигоном

4
2

Управление и движение
Датчики Омегабота

4
4

Условный оператор

4

Алгоритмы в среде Кулибин

4

январь

Аналоговые и цифровые датчики

8

февраль

Операторы и инструменты
Движение по линии
Магнит

4
4
4

Беседа, пр.работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Лекция
практическая
работа
Рассказ, беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа, пра работа
Беседа, пр работа
Беседа, пр работа

март

Решение олимпиадных задач в среде Кулибин
Итоговое занятие в среде Кулибин

12
4

Апрель-май

Решение олимпиадных задач по робототехнике
Проект «Инженерное решение»

8
4

Итоговое занятие

2

Показательные соревнования по категориям моделей

22

Подготовка проектов

24

ноябрь

декабрь

136

Беседа, пр работа
Практическая
работа
Лекция, Пр работа
Практическая
работа
Контрольная
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Форма контроля
Тестирование,
наблюдение
Опрос
Наблюдение
Самостоятельная
работа
Проверочная работа
Наблюдение
отчет
опрос
Тестирование
Изготовление
модели
Отчет
отчет
Отчет
Отчет
Изготовление
модели
Проверочная работа
Отчет по заданиям
Отчет по программе
Отчет по программе
Тестирование,
анкетирование
Изготовление
модели
Защита проекта

6 год
Месяц

Тема занятий

Кол-во
часов
2

сентябрь

Робототехнические платформы и их особенности

октябрь

Робототехника на платформе Arduino
Принципы робототехники. Основы электродинамики
Составляющие конструктора Ардуино
Программирование на Ардуино. Основные команды. Циклы и массивы. Переменные и
функции

4
4
4
8

ноябрь

Схемотехника. Программирование в Тинкеркад

4

Программирование светодиодов. Мигающий светодиод. Светофор и светомузыка

8

декабрь

Программирование кнопок. Управление светодиодом с помощью кнопки.
Использование потенциометра

4
4

январь

Измерение температуры

4

Датчик движения

4

февраль

8-сигментный дисплей

8

февраль

Использование ЖК-экрана
Использование динамика. Светофор с динамиком и декором
Подключение сервопривода

4
4
4

Управление сервоприводом с помощью потенциометра
Проекты на Ардуино
Конструктор VEX: особенности, комплектация, использование
Подготовка к соревнованиям

4
10
8
22

Подготовка и защита проектов

22

Итоговое тестирование

2

март-апрель
май

136

Форма занятия
Рассказ, беседа
лекция
Беседа
Беседа
Лекция.
Практическая
работа
Беседа.
Практическая
работа
Практическая
работа
Пр. работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа, пр. работа
Беседа, пр работа
Беседа, пр работа
Беседа, пр работа
Беседа, Пр работа
Лекция, Пр работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Контрольная
работа

Форма контроля
Тестирование,
наблюдение
Опрос
Наблюдение
Тестирование
Проверочная работа
Отчет
отчет
отчет
Тестирование
Изготовление
модели
Отчет
отчет
Отчет
Отчет
Изготовление
модели
Проверочная работа
Отчет по программе
Отчет по программе
соревнование
Защита проекта
Тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».