Пояснительная записка. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга творчества» (школьный уровень) направлена на обучение детей основам декоративно-прикладного творчества и является начальным этапом в обучении декоративно-прикладному искусству. Занятия по данной программе проводятся на базе образовательных учреждений города. Программа объединена одним направлением – декоративноприкладное творчество из различных материалов и в различных техниках (работа с бумагой, тканью, шитье, вышивка, работа с бисером, валяние шерсти, ткачество), знакомство с традициями Севера. Программа «Радуга творчества» имеет художественную направленность. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуального и духовного развития, совершенствование мелкой моторики рук. Занятия в объединении позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе усвоения программы. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Особенностью современной ситуации, когда отнюдь не лучшие образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь. В этом случае обращение к декоративно-прикладному творчеству способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка. Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения, необходимо, с одной стороны, интенсивное развитие психических познавательных процессов, зрительно-моторной координации, мелких мышц кистей рук, с другой стороны, следует обеспечить детям психологическую разгрузку. Переключение ребенка с уроков на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей, оказывает значительное психотерапевтическое воздействие: уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности. Уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга творчества» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами: • Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями от 14.07. 2022 № 295-ФЗ), • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-Р); • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629) • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; • Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. № 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»; • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242; • Уставом учреждения. с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения. Программа реализуется на базе общеобразовательных школ в рамках сетевого взаимодействия, так как не требует специального оборудования. Целью данной программы является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством декоративноприкладного творчества различной направленности. Задачи программы: Обучающие: Познакомить детей с историей, основными понятиями и техниками декоративно-прикладного творчества (работа с бумагой, аппликация из ткани, народная кукла из ниток, витражная роспись, ткачество, бисероплетение, валяние шерсти); Обучить различным приемам работы с различными материалами (ткань, нитки, бисер, фетр, шерсть и т.д); Обучить умению читать схемы, выполнять работу по схеме. Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление и воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус и творческие способности. Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству; воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственность, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе. воспитывать у учащихся уважение к традициям Русского Севера, творчеству народных мастеров. Отличительная особенность программы «Радуга творчества» заключается в том, что она имеет стартовый уровень, являясь начальным этапом в декоративно-прикладном творчестве. В процессе обучения по программе дети знакомятся с инструментами и материалами, их свойствами и возможностями, учатся основным базовым приемам работы в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества. Уникальность данной программы заключается в том, что обучающимся предлагается комплексный подход в ходе изучения ремесел. Во время освоения плетения из бисера, ткачества, изготовления народной куклы и т.п. учащийся узнает историю культуры Русского Севера, зарождения и бытования ремесла, основы построения композиции, приобщается к обрядам и обычаям, знакомится с мастерами декоративно-прикладного творчества, формирует гражданские качества. Основное содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала. Теоретический материал раскрывается в форме беседы с опорой на ранее полученные знания учащихся, в форме просмотра видеофильма, презентаций, встречи с мастером по определенному виду творчества. Практические занятия проводятся с использованием схем, образцов, таблиц и др. Программой предусмотрены экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества, что позволяет глубже осваивать изучаемый материал и популяризировать знания по этнокультуре. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга творчества» обусловлена расширением возможностей обучающихся по реализации творческих способностей в декоративно – прикладном творчестве. Для реализации образовательной программы разработан, изготовлен и применяется дидактический материал, учитывающий возрастные особенности детей. В программе преобладание игровой формы организации занятий, поскольку она рассчитана на младший школьный возраст, что позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Характеристика обучающихся по программе. Программа «Радуга творчества» адресована учащимся в возрасте от 7 до 11 лет. В объединение принимаются все желающие с 7 лет без специального отбора. Главным условием приема в коллектив является повышенный интерес и желание заниматься декоративно – прикладным творчеством. Программа рассчитана на период обучения от одного до четырех лет. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью 12 человек. Количественный состав групп является постоянным. Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной состав групп. Программа занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет. Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Образовательная программа предназначена для младших школьников, которые имеют следующие возрастные психофизиологические особенности: идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы; не закончен рост, окостенение и формирование костей грудной клетки; слабо развиты мелкие мышцы рук; не закончен процесс окостенения костей запястья и фаланг пальцев; не очень тонко и четко различаются цвета; не завершено структурное развитие глаза; несовершенна нервная регуляция движения. Организм остро реагирует на малейшие неблагоприятные воздействия внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки. Для деятельности ребенка характерна высокая эмоциональность. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется на общеобразовательных школ города и является начальным этапом в обучении декоративно-прикладному творчеству. Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы практическая и творческая часть программы преобладала над теоретической. Это способствует более успешному освоению программы и закреплению пройденного материала. Особенностью данной программы является то, что она разбита на тематические блоки, изучение которых дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно – прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Тематические блоки программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным, каждый блок программы имеет свою логическую структуру. В течение учебного года обучающиеся должны познакомиться и освоить технологии изготовления изделий из бумаги, ткани, народной и авторской текстильной игрушкой, техникой ткачества и бисероплетения, витражной росписью. В заключении обучения по общеразвивающей программе для обучающихся объединения организуется выставка лучших работ или оформлением персональных альбомов с подборкой лучших работ и индивидуальных портфолио обучающегося. Методы обучения Репродуктивный – Основополагающий метод обучения в первый год обучения программы. Применяется в практической работе. Практическая работа может быть, как индивидуальной (каждый ребенок должен сделать свою поделку), так и коллективной (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанности) или групповой (каждая группа выполняет определенное задание). Объяснительно–иллюстративный – Предполагает объяснение теоретического материала с применением различного наглядного дидактического материала. Поисковый (творческий) – Применяется при выполнении обучающимися творческих заданий. Данный метод целесообразен при высоком уровне освоении программы, когда обучающийся применяет в своей творческой деятельности не только усвоенные знания, но и свои оригинальные идеи и задумки. Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов в год составляет 66 часов. Дополнительная образовательная программа «Радуга творчества» разделена на разделы, которые изучаются последовательно: I раздел «Бумажкина история» Аппликация из бумаги и картона, квиллинг II раздел «Ниточная страна» Аппликация из ниток, изонить (нитяная графика), игрушки из ниток III раздел «Лоскутный город» Клеевая аппликация из ткани, Объемная аппликация из ткани IV раздел «Башня принцессы Иголочки» Интерьерная кукла, народные куклы Русского Севера и РФ, V раздел «Дворец бисера» Бисероплетение, Техника параллельного низания– плоскостные композиции. Различные техники плетения VI Раздел «Фелтинг» Аксессуары, игрушки из шерсти, шерстяная акварель VII раздел. «Челночок» Ткачество поясов «витой шнур», «на ключах», «дерганю», «на «дощечках» VIII раздел «Радужный витраж» Витражная живопись плоских и объемных изделий. Формы и режим занятий по программе Программой предусмотрена очная форма обучения. В процессе реализации программы сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная деятельность. Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности на рабочем месте и поведению в здании и на территории учреждения. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности, проводятся физкультминутки. На занятиях применяются следующие формы работы: Практико – теоретические (Беседы, лекции, экскурсии). Теоретический материал выдается вначале каждого занятия, продолжительностью не более 15 мин в виде беседы или лекции с демонстрацией наглядного дидактического материала. Практическая ( Практическое задание). Выполнение практического задания, используя приобретенные знания на практике. Проектная (Творческое задание) Предусматривает работу по персональным проектам. Участие обучающихся в конкурсах, конференциях, фестивалях. Индивидуальная/Коллективная (Выставки) В течение всего учебного года с каждым обучающимся ведется индивидуальная работа в целях выявления одаренности. Для подведения итогов по каждому разделу программы и по окончании освоения программы проводятся персональные/коллективные выставки работ обучающихся. Режим занятий. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут (1 академический час). Структура занятия: I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии. II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение изакрепление новых знаний. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально. III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Планируемые результаты реализации программы. В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Радуга творчества» в результате освоения содержания программы Обучающиеся должны Знать: Название и предназначение инструментов, технику безопасности при работе; Виды, свойства и возможности различных материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, шерсть, витражные краски). Особенности составления композиции, формообразования и цветоведения. Основные приемы работы с нитками, тканью, бисером и витражными красками Условные обозначения изготовления изделий, изучаемых в программе; Уметь: Правильно пользоваться материалами и инструментами. Соблюдать правила поведения на занятии. Правила техники безопасности при работе с острыми предметами, клеем. Применять различные приемы работы с различными материалами; Составлять композиции из различных материалов. Выполнять работу по образцу. Уметь работать с технологической картой, схемами и шаблонами. Создавать изделия, пользуясь схемами и технологическими картами. Пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями; Технически правильно изготавливать традиционные изделия несложных форм; Формы аттестации/контроля Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка в соответствии с прогнозируемым результатом. Контроль в обучении осуществляется в виде предварительного (входного), текущего и итогового контроля. Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии с целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной информации выявляется готовность к усвоению материала по программе. Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос, тестирование, творческое задание. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность самостоятельно выполнять практическое задание. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде тестирования и отчетной выставки. Цель итогового контроля – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний и умение применять их на практике. В ходе реализации отчетной выставки происходит стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого обучающегося. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: Качество выполнения, Соответствие работы возрасту ребенка, Оригинальность идеи Оценочные материалы. Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных материалов: Критерии оценки художественно – творческой деятельности Показатели 6 – 10 баллов 1 – 5 баллов 0 баллов Организация Рационально Допущены Организация рабочего места организовано рабочее недостатки, не рабочего места не место, полностью полностью соблюдается, не соблюдаются правила соблюдает правила соблюдаются Т.Б . 2,0 Т.Б. 1,0 правила Т. Б. 0,0 Самостоятельность Проявляет Работы выполнены Работы выполнены в работе самостоятельность в самостоятельно или с в основном с выполнении работы небольшой помощью помощью педагога 2,0 педагога 1,0 0,0 Уровень Вносит изменения в Вносит Полностью творческого изделия в незначительные копирует работы решения соответствии со изменения стилем. Работы 0,0 Уровень завершенности Качество выполнения изделий оригинальны 2,0 Работы завершены 2,0 Высокое 2,0 1,0 Работы почти завершены 1,0 Среднее 1,0 Работы не завершены 0,0 Низкое 0,0 Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в объединении «Творческая мастерская «Фантазия» (приложение). Учебный план 1 год обучения № Наименование тем 1. Вводное занятие I раздел «Бумажкина история» 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. 3. Аппликация из бумаги и картона 4. Оригами 5. Айрис-фолдинг II раздел. «Ниточная страна» 6. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. 7. Аппликация из ниток 8. Игрушки из ниток Ш раздел. «Лоскутный город» 9. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. 10. Аппликация из ткани IV раздел. «Челночок» 11. История ткачества. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. 12. Аксессуары и игрушки в технике ткачества 13. Выполнение итоговой работы 14. Итоговое занятие Итого: Всего часов 1 38 1 17 10 10 10 1 4 5 4 1 3 6 1 5 6 1 66 Учебно-тематический план 1 год обучения № Наименование тем теория практика 4. Вводное занятие, входной контроль 1 «Бумажкина история» Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. Аппликация из бумаги и картона: 1 - плоская аппликация - геометрическая аппликация - объёмная аппликация - сюжетная аппликация - открытки Оригами (простейшие формы оригами) - 5. Айрис-фолдинг 1. 2. 3. 6. 7. 8. - «Ниточная страна» Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ Аппликация из ниток Игрушки из ниток - «Лоскутный город» 9. Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ. 10. Аппликация из ткани «Челночок» 11. История ткачества. Оборудование, 1 инструменты, приспособления, правила ТБ. всего Формы контроля 1 1 опрос 3 3 3 4 4 17 итоговая работа 10 10 10 10 итоговая работа итоговая работа - 1 4 5 4 5 - 1 опрос 3 3 итоговая работа - 1 опрос опрос итоговая работа 12. Аксессуары и игрушки в технике ткачества 13. Выполнение итоговой работы - 5 5 - 6 6 14. Итоговое занятие 1 6 60 1 66 Итого: итоговая работа итоговая работа Содержание учебного плана программы 1 год обучения Тема № 1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к учащимся. Входной контроль. Раздел образовательной программы – «Бумажкина история» Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов. Материалы: бумага, картон, клей. Инструменты: ножницы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 3. Аппликация из бумаги и картона. Теория (1 час) Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы, психологическое воздействие цвета на человека. Практика (17 часов). Изготовление работ в технике аппликации: - плоская аппликация (3 часа) - геометрическая аппликация (3 часа) - объёмная аппликация (3 часа) - сюжетная аппликация (4 часа) - открытки (4 часа) Тема № 4. Оригами. Практика (10 часов) Основные простейшие приёмы и элементы техники оригами. Тема № 5. Оригами. Практика (10 часов) Основные приёмы и элементы техники айрис-фолдинг. Раздел образовательной программы – «Ниточная страна» Тема № 6. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Оборудование: шкафы для хранения материалов, столы, стулья. Материалы: нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 7. Аппликация из ниток. Практика (4 часа). Изготовление панно в технике - аппликации из ниток Тема № 8. Игрушки из ниток. Практика (5 часов) Виды игрушек из ниток. Виды узлов. Изготовление игрушек из ниток. Раздел образовательной программы – «Лоскутный город» Тема № 9. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Материалы: ткань, нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 10. Аппликация из ткани Практика (3 часа) Изготовление панно в технике – аппликации из ткани. Раздел образовательной программы – «Челночок». Тема № 11. Беседа «История ткачества». Теория (1 час) История ткачества на Руси и в мире. Виды ткачества. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. Материалы: нитки, картон. Инструменты: ножницы, иглы деревянные заготовки. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 12. Аксессуары и игрушки в технике ткачества. Практика (5 часов) Изготовление аксессуаров и игрушек в технике ткачества. Тема № 13. Выполнение итоговой работы (6 часов). Практика (6 часов). Выполнение итоговых работ один из видов творчества по выбору. Тестирование по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества. Тема № 14. Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе. Итоговый контроль. Учебный план 2 год обучения № Наименование тем 1. Вводное занятие I раздел «Бумажкина история» 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. 3. Аппликация из бумаги и картона 4. Оригами 5. Квиллинг 6. Открытки в различных техниках. II раздел. «Ниточная страна» 7. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ 8. Аппликация из ниток 9. Изонить (нитяная графика) 10. Игрушки из ниток Ш раздел. «Лоскутный город» 11. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. 12. Объемная аппликация из ткани IV раздел. «Башня принцессы Иголочки» 13. Из истории шитья и вышивания. Шов вперед иголку. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. 14. Игрушки из фетра 15. Выполнение итоговой работы 16. Итоговое занятие Итого: Всего часов 1 22 1 7 4 6 4 17 1 4 8 4 4 1 3 12 2 10 9 1 66 Учебно-тематический план 2 год обучения № Наименование тем теория практика всего Формы контроля - 1 опрос 3. Вводное занятие, входной контроль 1 «Бумажкина история» Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. Аппликация из бумаги и картона - 7 7 4. Оригами - 4 4 5. Квиллинг - 6 6 6. Открытки в различных техниках - 4 4 итоговая работа итоговая работа итоговая работа итоговая работа 1. 2. 1 - 1 опрос 8. «Ниточная страна» Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ Аппликация из ниток - 4 4 9. Изонить (нитяная графика) - 8 8 - 4 4 итоговая работа итоговая работа итоговая работа - 1 опрос 3 3 итоговая работа 7. 10. Игрушки из ниток «Лоскутный город» 11. Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ. 12. Объемная аппликация из ткани - «Башня принцессы Иголочки» 13. Из истории шитья и вышивания. Шов 1 1 вперед иголку. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. 14. Игрушки из фетра 10 2 опрос 10 15. Выполнение итоговой работы - 9 9 итоговая работа итоговая работа 16. Итоговое занятие, итоговый контроль Итого: 1 6 60 1 66 Содержание учебного плана программы 2 год обучения Тема № 1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к учащимся. Входной контроль. Раздел образовательной программы – «Бумажкина история» Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы. Оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов. Материалы: бумага, картон, клей. Инструменты: ножницы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 3. Аппликация из бумаги и картона. Практика (7 часов). Изготовление работ в различных техниках аппликации. Тема № 4. Оригами. Практика (4 часа). Изготовление работ в различных техниках оригами. Тема № 5. Квиллинг. Практика (6 часов) Основные приёмы и элементы техники квиллинг. Изготовление панно в технике квиллинг. Тема № 6. Открытки в различных техниках. Практика (4 часа). Изготовление открыток в различных техниках. Раздел образовательной программы – «Ниточная страна» Тема № 7. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Оборудование: шкафы для хранения материалов, столы, стулья. Материалы: нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 8. Аппликация из ниток. Практика (4 часа). Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы, психологическое воздействие цвета на человека. Изготовление панно в технике - аппликации из ниток Тема № 9. Изонить (нитяная графика) Практика (8 часов) Правила пользования иглами, виды швов, техника изонить.Изготовление панно в технике – изонить. Тема № 10. Игрушки из ниток. Практика (4 часа) Виды узлов. Изготовление различных видов игрушек из ниток. Раздел образовательной программы – «Лоскутный город» Тема № 11. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Материалы: ткань, нитки, клей, картон. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Правила санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 12. Объемная аппликация из ткани Практика (3 часа) Изготовление панно в технике – объемная аппликации из ткани. Раздел образовательной программы - «Башня принцессы Иголочки». Тема № 13. Беседа «Из истории шитья и вышивания». Теория (1 час) История шитья и вышивания на Руси и в мире. Виды вышивок, виды швов. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Практика (1 час) Шов «вперед иголку». Тема № 14. Игрушки из фетра Практика (10 часов) Изготовление интерьерных кукол. Тема № 15. Выполнение итоговой работы (9 часов). Практика (6 часов). Выполнение итоговых работ один из видов творчества по выбору. Тестирование по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества. Тема № 16. Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе. Итоговый контроль. Учебный план 3 год обучения № Наименование тем 1. Вводное занятие I раздел «Бумажкина история» 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. 3. Сюжетная аппликация из бумаги и картона 4. Плетение игрушек из бумаги II раздел «Дворец бисера» 5. Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. 6. Техника параллельного низания– плоскостные композиции. Различные техники плетения. III раздел «Фелтинг». 7. Фелтинг. История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы 8. Мокрое валяние IV раздел «Челночок». 9. Ткачество. История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. 10. Ткачество аксессуаров в различных техниках 11. Ткачество игрушек 12. Ткачество салфеток V раздел «Радужный витраж». Всего часов 1 10 1 4 5 15 1 16 6 1 5 15 1 6 4 4 8 13. История витражной живописи. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы. 14. Витражная живопись плоских и объемных изделий. 15. Экскурсии на выставки 16. Выполнение итоговой работы 17. Итоговое занятие 2 Итого: 6 2 8 1 66 Учебно-тематический план 3 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование тем теория Вводное занятие, входной контроль 1 «Бумажкина история» Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены Сюжетная аппликация из бумаги и картона Плетение игрушек из бумаги «Дворец бисера». Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ. Материалы, приёмы, термины. Техника параллельного низания– плоскостные композиции. Различные техники плетения. «Фелтинг» История ремесла. Оборудова-ние, 1 инструменты, приспособ-ления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы Мокрое валяние - «Челночок». 9. История ремесла. Оборудова-ние, 1 инструменты, приспособ-ления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. 10. Ткачество аксессуаров в различных техниках 11. Ткачество игрушек - практика всего Формы контроля - 1 - 1 опрос 4 4 5 5 итоговая работа итоговая работа - 1 опрос 14 14 итоговая работа - 1 опрос 5 5 итоговая работа - 1 анкетирование 6 6 4 4 итоговая работа итоговая 12. Ткачество салфеток 13. 14. 15. 16. - «Радужный витраж». История витражной живописи. 1 Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы. Витражная живопись плоских и 1 объемных изделий. Экскурсии на выставки 2 Выполнение итоговой работы - 17. Итоговое занятие, итоговый контроль Итого: 1 10 4 4 работа итоговая работа 1 2 опрос 5 6 8 2 8 итоговая работа тест итоговая работа 56 1 66 Содержание учебного плана программы 3 год обучения Тема № 1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к учащимся. Входной контроль. Раздел образовательной программы – «Бумажкина история» Тема № 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. (1 час). Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы. Оборудование: столы, стулья, шкафы для хранения материалов. Материалы: бумага, картон, клей. Инструменты: ножницы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Тема № 3. Сюжетная аппликация из бумаги и картона. Практика (4 часа). Изготовление работ в технике сюжетной аппликации. Тема № 4. Плетение игрушек из бумаги. Практика (5 часов). Изготовление работ в технике плетения из бумаги. Раздел образовательной программы - «Дворец бисера». Тема № 5 Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. (1 час). Изучение истории зарождения бисероплетения на Руси через народный костюм. Классификация техник бисероплетения: параллельного низания, сетчатого плетения, мозаичного плетения, кирпичный стежок, комбинированное плетение. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала. Виды бисера: круглый бисер, стеклярус, бусины, рубка, пайетки. Термины, используемые в бисероплетении. Подготовка рабочего места, правила ТБ. Тема №6. Техника параллельного низания – плоскостные композиции Практика (16 часов). Знакомство с техникой параллельного низания, понятиями низка, рабочий, свободный конец нити, прямое и обратное направление низания, с техниками удлинения и закрепления нити в процессе работы. Плетение изделий в технике параллельного низания. Оформление плоскостных композиций на различные темы. Раздел образовательной программы – «Фелтинг». Тема № 7 Фелтинг. Теория. (1 час) История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. Тема №8. Мокрое валяние. Техники изготовления изделий способом мокрого валяния Практика (5 часов) Изготовление аксессуаров. Раздел образовательной программы – «Челночок». Тема № 9. Ткачество. История развития и бытования ремесла. Теория (1 час) Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Тема № 10. Ткачество поясов аксессуаров в различных техниках. Практика (6 часов) Ткачество поясов аксессуаров в различных техниках. Тема № 11. Ткачество игрушек. Практика (6 часов) Ткачество игрушек. Тема № 12. Ткачество салфеток. Практика (4 часа) Ткачество салфеток. Раздел образовательной программы – «Радужный витраж». Тема №13. (2 часа) История витражной живописи. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы. Ткачество. История развития и бытования ремесла. Практика (1 час) Приёмы и техники витражной живописи. Тема №14. Расписывание плоских и объемных изделий в технике витражная живопись. Теория (1 час). Практика (5 часов) Тема № 15. Экскурсии на выставки (2 часа). Тема № 16. Выполнение итоговой работы (8часов). Практика (8 часов). Выполнение итоговых работ один из видов творчества: бисероплетение – ветка яблони, ткачество. Тестирование по изучаемым видам декоративноприкладного творчества. Тема № 17. Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе. Итоговый контроль. Учебный план 4 год обучения № Наименование тем 1. Вводное занятие I раздел «Дворец бисера». 2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. 3. Плетение аксессуаров. Различные техники плетения. 4. Плетение объёмных игрушек. II раздел «Башня принцессы Иголочки» 5. Игрушки из фетра. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы, термины. 6. Игрушки из фетра 7. Игрушки из ткани III раздел «Челночок». 8. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. 9. Ткачество аксессуаров в различных техниках 10. Экскурсии на выставки 11. Выполнение итоговой работы 12. Итоговое занятие Итого: Всего часов 1 21 1 10 10 17 1 10 6 15 1 14 2 9 1 68 Учебно-тематический план 4 год обучения № 1. 2. 3. 4. Наименование тем теория практика Вводное занятие, входной контроль 1 «Дворец бисера». Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. Плетение аксессуаров. Различные 1 техники плетения. Плетение объёмных игрушек. всего Формы контроля 1 1 опрос 9 10 10 10 итоговая работа итоговая работа 1 опрос 6. «Башня принцессы Иголочки» Игрушки из фетра. Оборудование, 1 инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы, термины. Игрушки из фетра 10 10 7. Игрушки из ткани 6 итоговая работа итоговая работа 5. 8. 9. «Челночок». Оборудование, инструменты, 1 приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Ткачество аксессуаров в различных 1 техниках 6 1 13 14 итоговая работа 10. Экскурсии на выставки 11. Выполнение итоговой работы 2 12. Итоговое занятие, итоговый контроль Итого: 1 9 9 2 9 57 1 66 тест итоговая работа Содержание учебного плана программы 4 год обучения Тема № 1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство с детьми и их родителями. Беседа об образовательной программе. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. Требования к учащимся. Входной контроль. Раздел образовательной программы - «Дворец бисера». Тема № 2 Бисероплетение. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины (1 час). Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала. Виды бисера.Термины, используемые в бисероплетении. Подготовка рабочего места, правила ТБ. Тема №3. Плетение аксессуаров. Различные техники плетения. Теория (1 час). Знакомство с техникой спирального плетения, с техникой ажурного плетения, понятиями низка, рабочий, свободный конец нити, прямое и обратное направление низания, с техниками удлинения и закрепления нити в процессе работы. Практика (10 часов). Плетение аксессуаров в различных техниках. Тема № 4. Плетение объёмных игрушек. Техника параллельного низания. Практика (10 часов). Оформление объёмных композиций. Раздел образовательной программы – «Башня принцессы Иголочки». Тема № 5 Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. Теория (1 час). Тема №6. Игрушки из фетра Практика (10 часов) Изготовление игрушек из фетра по выбору. Тема №7. Игрушки из ткани Практика (6 часов) Изготовление объёмных игрушек из ткани . Раздел образовательной программы – «Челночок». Тема № 8. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Элементы ручного ткацкого станка (1час). Тема № 9. Ткачество аксессуаров в различных техниках. Теория (1 час) Плетение изделий в техниках и на ткацком станке. Практика (13 часов) Ткачество аксессуаров в различных техниках. Тема № 10. Экскурсии на выставки (2 часа). Тема № 11. Выполнение итоговой работы (9 часов). Практика (9 часов). Выполнение итоговых работ один из видов творчества: бисероплетение, изготовление игрушки, ткачество. Тестирование по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества. Тема № 12. Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов за год. Оформление выставки лучших работ в классе. Выдача сертификатов об обучении Итоговый контроль. Календарный учебный график месяц число форма занятия колво часов тема занятия сентябрь теория 1 сентябрь теория 1 сентябрь сентябрь теория практика 1 3 1 год обучения Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД. Режим работы. Входной контроль «Бумажкина история» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. Аппликация из бумаги и картона. Плоская аппликация сентябрь практика 4 Геометрическая аппликация октябрь практика 4 Объёмная аппликация октябрь практика 4 Открытки ноябрь практика 10 Оригами декабрь практика 10 Айрис-фолдинг январь январь теория практика 1 4 «Ниточная страна» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ Аппликация из ниток февраль практика 5 Игрушки из ниток март март теория 1 3 «Лоскутный город» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Аппликация из ткани март апрель теория «Челночок» История ткачества. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ практика 1 5 май практика 6 Выполнение итоговой работы май теория 1 Итоговое занятие Аксессуары и игрушки в технике ткачества форма контроля опрос опрос опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа опрос Практическая работа Практическая работа опрос Практическая работа опрос Практическая работа Практическая работа 2 год обучения сентябрь теория 1 анкетирование Вводное занятие. Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД. Режим работы. сентябрь теория 1 сентябрь сентябрьоктябрь октябрь теория практика 1 9 Входной контроль «Бумажкина история» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, опрос санитарии и гигиены. опрос Аппликация из бумаги и картона. Практическая Аппликация из бумаги и картона. Изготовление работ в технике аппликации практика 4 Оригами октябрь практика 6 Квиллинг. Изготовление панно в технике квиллинг ноябрь практика 4 Открытки в различных техниках ноябрь теория 1 ноябрь практика 4 декабрь практика 8 «Ниточная страна» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, санитарии и гигиены. Аппликация из ниток Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы, Практическая работа психологическое воздействие цвета на человека. Практическая Изготовление панно в технике - аппликации из ниток январь практика 8 январьфевраль февраль февраль практика 4 теория теория 1 1 март практика 3 март теория 1 март практика 1 «Башня принцессы Иголочки» История шитья и вышивания на Руси и в мире. Виды вышивок, виды швов. Оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ. Материалы: ткань, нитки. Инструменты: ножницы, иглы. Правила ТБ при работе с острыми колющими и режущими предметами. Знакомство с правилами санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Практическая Шов «вперед иголку». апрель практика 10 Изготовление игрушек из фетра. работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа опрос работа Практическая работа Изонить (нитяная графика). Правила пользования иглами, виды швов, техника изонить. Изготовление панно в технике – изонить. Игрушки из ниток Виды игрушек из ниток. Виды узлов. Изготовление игрушек из ниток. Практическая работа опрос «Лоскутный город» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. опрос Клеевая аппликация из ткани История лоскутного искусства. Цветовой круг, характерные цветосочетания, цветовые системы. Виды тканей. Правила выполнения лоскутных аппликаций. Практическая Изготовление панно в технике – объемная аппликации из ткани. работа опрос работа Практическая работа апрельмай май практика 9 Выполнение итоговой работы теория 1 сентябрь теория 1 сентябрь теория 1 сентябрь практика 4 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Итоговый контроль. 3 год обучения Вводное занятие. Цели и задачи обьединения. Инструктаж по ТБ. Правила ПБ и ПДД. опрос Режим работы. Входной контроль «Бумажкина история» Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ, опрос санитарии и гигиены. Практическая Сюжетная аппликация из бумаги и картона. октябрь практика 5 Плетение игрушек из бумаги октябрь теория 1 ноябрьянварь январь практика 16 теория 1 февраль практика 7 «Дворец бисера».Бисероплетение. История развития и бытования ремесла. Изучение истории зарождения бисероплетения на Руси через народный костюм. Классификация техник бисероплетения. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. Материал для работы с бисером и его свойства, расход материала. Виды бисера.Термины, используемые в бисероплетении. Плетение изделий в технике параллельного низания. Оформление плоскостных композиций на тему растительный или подводный мир. «Фелтинг» История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства. Мокрое валяние. Техники изготовления изделий способом мокрого валяния Изготовление аксессуаров способом мокрого валяния февраль теория 3 март практика 6 «Челночок». Ткачество. История развития и бытования ремесла. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Практическая Знакомство с техникой ткачества. Ткачество аксессуаров в различных техниках. март практика 4 Ткачество игрушек апрель практика 4 Ткачество салфеток апрель теория 2 апрель практика 6 «Радужный витраж». История витражной живописи. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материалы. История развития и бытования ремесла. Витражная живопись плоских и объемных изделий. Приёмы и техники витражной Практическая работа живописи. Расписывание плоских и объемных изделий в технике витражная живопись Практическая работа работа Практическая работа опрос Практическая работа опрос Практическая работа опрос работа Практическая работа Практическая работа опрос -май практика 8 Выполнение итоговой работы май теория 1 сентябрь сентябрь теория теория 1 1 сентябрьоктябрь ноябрь декабрь декабрь практика 12 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Итоговый контроль. 4 год обучения Вводное занятие, входной контроль «Дворец бисера». Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы низания, термины. Плетение аксессуаров. Различные техники плетения. практика 10 Плетение объёмных игрушек. Практическая работа теория 1 опрос январь февральфевраль практика 10 «Башня принцессы Иголочки»Игрушки из фетра. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, приемы, термины. Игрушки из фетра практика 6 Игрушки из ткани март теория 1 март, апрель ноябрь, апрель май теория, 14 «Челночок».Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Материал, его свойства, термины. Ткачество аксессуаров в различных техниках Практическая работа опрос теория 2 Экскурсии на выставки опрос практика 9 Выполнение итоговой работы Практическая работа май теория 1 Итоговое занятие, итоговый контроль практика Практическая работа опрос опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Условия реализации программы Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме. Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка индивидуального образовательного маршрута. Кадровое обеспечение программы Педагог дополнительного образования художественной направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества. Материально-техническое обеспечение Для реализации имеется: Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам. Стол учебный, стулья со спинками. Шкафы, полки для хранения документации, методической литературы, пособий, материалов и инструментов. Стенды. Инструменты и приспособления: линейки, карандаши, ножницы, резаки, шило, проволока, леска, иголки, скрепки, гуашь, темперные и акриловые краски, аэрозольные краски, рамочки, клей, кисти художественные, кисти для клея, части ткацких станков, бёрдышки, «дощечки» и другие инструменты для поясов и на ткацких станках, стекла, витражные краски, пяльца разных размеров, в т.ч. прямоугольные деревянные, иглы для вышивания и шитья Материалы: нитки различной фактуры для ткачества, вышивки, вязания, ткань, канва, бисер, декоративные бусины и камни, стразы, кружево, ленты, тесьма, мочало, береста. Аптечка для оказания первой медицинской помощи. Учебно-методическое обеспечение Образовательная программа «Радуга творчества». План учебно-воспитательной работы на учебный год. Журнал учета работы детского объединения. Образцы изделий различных видов творчества. Работы учащихся предыдущих лет обучения. Плакат « Правила ТБ», информационный о кружке. Фотографии, ксерокопии, экспедиционный материал, видеосюжеты, презентации. Методическая литература: книги, журналы, материалы по видам творчества, изучаемых в программе, пособия и литература, помогающая осваивать программу. Накопительные папки для каждого вида творчества: папки со схемами, технологическими картами, ксерокопиями с литературных источников, таблицы, шаблоны, раздаточный материал Альбомы и каталоги изделий и выставок. Фотоснимки с выставок декоративно-прикладного творчества. Лучшие рефераты учащихся, исследовательские работы, материалы научно-практических конференций. Сценарии массовых мероприятий. Планы занятий, карточки с зачетными вопросами, кроссворды. Инструкционно-технологические карты по темам. Папка статей «Не для красного словца, а для доброго дела» газетные вырезки об объединении. Накопительные папки для грамот, благодарностей, сертификатов объединения. Портфолио учащихся, педагога. Технические средства обучения: компьютер, фотоаппарат. Список информационных ресурсов Для педагога 1. Баландина Г.М. Рукоделие. Берегиня: опыт мастеров. – М.: Асцендент, 1993. – 234с. 2.Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006 – 411 с. 3.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1999. 208 с. 4. Дайн Г.Л. и М.Б.Русская тряпичная кукла. – М.:Культура и традиции,2008 –120 с. 5.Качаева М.В. Сокровища русского орнамента. – М.: Белые альвы, 2008 (2 части) 6. Марьина Ю. Коллажи и панно.- М: Ниола 21-й век, 2006. - 96 с. 7.Народные промыслы и ремесла Республики Коми: традиция и современность. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 248 с 8. Журнал «Ручная работа», М: ЗАО «Вкусная жизнь», 2006, 2007, 2008. 9. Журнал «Народное творчество», М: Московская правда, 2005, 2006, 2007, 2008. 10. Ляукина М.В. Бисер. М: Дрофа – Плюс, 2005. 144 с. 11. Орлова Л. Куклы и люди. – К.:ИД «Стилос», 2011. – 176с. 12.Смолева Г.Н. Ткачество: от азбуки до творчества методическое пособие. Выпуск 2. – Сыктывкар, 2007. – 84 с. 13. Сысоева Т.А. Кукольный календарь. Каргополь:Дом на Пятницкой, 2010 14.Ткани и одежда Поморья: каталог. – Архангельск: Правда Севера, 2000 – 280 с. 15.Харди С. Коврики своими руками. – М.:Мир книги. 2004. -160 с. 16.Хьюит. Бисероплетение: практическая энциклопедия. М: Эксмо, 2007. 176 с. 17. Федотова М., Валюх Г. Цветы из бисера. – М.:Культура и традиции,2008 – 98 с. 18. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками/Пер. с ит. Н.А. Огиенко. М: ООО «Мир книги», 2004. 160 с. Литература для учащихся и родителей: 1. Гусакова М.А. Аппликации. М: Просвещение, 1993. 160 с. 2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития, 1999. 144 с. 3. Ерёмина Т.И. Рукоделие. М: Просвещение, 1990. 87 с. 4. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с. 5. Сысоева Т.А. Кукольный календарь. Каргополь:Дом на Пятницкой, 2010 6. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль: Академия развития, 1999. 144 с. 7. Черныш И.В. Удивительная бумага. М: АСТ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Интернет-ресурсы Декоративно-прикладное искусство — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство Декоративно-прикладное искусство Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, живопись.. www.artly.ru Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4 Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm Ф.И.О. VIIIраздел «Радужный витраж» VII раздел «Челночок» VI раздел «Фелтинг» V раздел «Дворец бисера» IV раздел «Башня принцессы Иголочки» III раздел «Лоскутный город» II раздел «Ниточная страна» I раздел «Бумажкина история» Приложение 1 Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в объединении «Творческая мастерская «Фантазия» по программе «Радуга творчества»