4 года Баскетбол Воробьёв на 4 часа

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол» (далее программа) имеет физкультурно - спортивную
направленность и разработана для детей 6-17 лет. Программа направлена на
укрепление опорно-двигательного аппарата, формирования установки на
здоровый образ жизни и развитие физических качеств обучающихся.
Баскетбол – один из самых массовых, доступных и любимых игровых
олимпийских видов спорта. Его популярность среди взрослых и детей
чрезвычайно велика. Баскетбол привлекает зрелищностью, обилием
разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью,
слаженностью действий команды спортсменов. Баскетбол настолько популярен,
что в программе Олимпийских игр занимает два место, помимо классического
баскетбола есть соревнованию 3х3. Кроме этого это эффективное средство
укрепления здоровья. Игра занимает одно из ведущих мест в общей системе
физического воспитания.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
− Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
− Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный
центр организационно-методического обеспечения физического воспитания)
(2021 год),
− Методические
рекомендации
Федерального
государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и

воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
− Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 364820 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),
 Уставом учреждения
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях физкультурно-спортивной направленности и спецификой работы
учреждения.
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
удовлетворение потребностей обучающихся в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное
оздоровление обучающихся. Программа актуальна на сегодняшний день, т.к. ее
реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у
обучающихся в связи с высокой учебной нагрузкой.
Реализация данной программы обусловлена насущной необходимостью
формирования у обучающихся здорового образа жизни, укрепления здоровья,
совершенствование всех функций организма, разностороннего физического
развития подростка.
Коллективный характер баскетбольной деятельности воспитывает
чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные
моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и
соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый баскетболист может
проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу и творчество.
Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам
коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной
техникой и тактикой, развивать физические качеств, преодолевать усталость,
вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды,
строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует
воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности,
выдержки, мужества.
Систематическое занятие баскетболом, участие в соревнованиях по этому
виду спорта оказывает всестороннее влияние на баскетболистов,
совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается
нормальное физическое развитие. Занятие баскетболом дают возможность
постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, сердечно-

сосудистой системы, нервной системы, повышать общую тренированность
юного спортсмена.
Поэтому занятие в секции баскетбола содействует как физическому, так и
нравственному развитию подростков. Баскетбол воспитывает не только силу,
быстроту, ловкость но и мужество, волю к победе, чувство коллективизма.
Занятие спортом способствует также воспитанию целого ряда положительных
качеств и черт характера; умение подчинять личные интересы интересам
коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам к играм,
сознательной
дисциплины,
активности,
чувства
ответственности,
пунктуальности, спортивной этике. Баскетбол является эффективным средством
воспитания растущей личности.
Возможность использования программы в других образовательных
системах
Программа «Баскетбол» реализуется на базе ФДОД «Дом детского
творчества» МОУ «СОШ №1 г. Коряжмы», может быть реализована на базе
школьных учреждений в рамках сетевого взаимодействия.
Цель программы – формирование физической культуры личности в
процессе всестороннего развития физических качеств обучающихся, овладения
техникой и тактикой игры в баскетбол и ее основными правилами.
Задачи программы
Образовательные:
-Обучить навыкам и умениям выполнения различных физических
упражнений;
-Обучить основным и специальным элементам игры в баскетбол;
-Овладевать знаниями терминологии, стратегии и комбинации игры;
-Обучить групповому взаимодействию в различных его формах
посредствам подготовительных игр и соревнований;
- Обучить основам знаний и умений по профилактике заболеваний и
ведению здорового образа жизни;
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся культуру поведения в коллективе;
-Воспитывать нравственные качества;
-Способствовать социализации и социальной адаптации обучающихся в
обществе.
-Формирование потребности к ведению здорового образа жизни,
укреплению здоровья.
Развивающие:
-Выявить особенности физического развития обучающихся;

-Развивать индивидуальные способности и особенности обучающихся;
-Развивать мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой и
баскетболом;
-Развивать такие физические качества как выносливость, быстрота, сила,
ловкость, точность и координация;
-Развивать у обучающихся стремление и желание к самовыражению,
через игру в баскетбол
Воспитательная деятельность
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей
целью воспитания является самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.
2, п. 2).
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые
результаты):
– понимание ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни;
– формирование навыков безопасного поведения;
– воспитание уважения к старшим, наставникам;
– формирование
дисциплинированности,
трудолюбия,
воли,
ответственности;
– формирование стремления к командному взаимодействию, к общей
победе и др.
Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают
формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и

утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации об достижениях в науке и спорте, изучение
биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов
является источником формирования у детей сферы интересов, этических
установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно,
привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену
необходимой информации.
Практические занятия учебно-тренировочные занятия, контрольные
испытания, товарищеские встречи, соревнования
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
следующие методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения
детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и
возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на
получение общего представления о воспитательных результатах реализации
программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых
ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив
обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе
оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для
планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде
обобщенных и анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с
помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями
выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.
Отличительные особенности программы Реализация программы по
баскетболу дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы и
максимально реализовать себя. В процессе обучения легко и естественно
осваиваются упражнения, получают навыки самостоятельной работы.
Принципы реализации дополнительной общеразвивающей программы
по основам борьбы «Баскетбол» заключается в том, что процесс обучения
осуществляется различными методами и приемами: наглядные, практические,

словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении
всего школьного возраста. Каждая из выделенных групп методов предполагает
включение приемов различного характера (наглядный показ и объяснение).
 Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь
педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих
интересов.
 Преемственность. После изучения элементарных движений задания
осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на
основе предыдущих.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному», осознанное отношение детей к средствам физической подготовки,
овладение основных и специальных элементов обще-физической подготовки и
игры в баскетбол. Понимание значений этих упражнений, умение выполнять их
правильно.
Особенности организации образовательного процесса
На первом этапе ознакомления с детьми осуществляется физкультурная
и воспитательная работа, направленная на формирование интереса к занятиям,
на разностороннюю физическую подготовку, на освоение гигиенических знаний,
диагностику имеющихся у детей способностей и уровня физического развития.
Этот период занимает 1- 2 недели.
Этап подготовки и выполнения программных требований (ноябрьмай).
Определяет
уровень
индивидуальной
динамики
физической
подготовленности занимающихся и степень освоения ими техники выполнения
общих и специальных упражнений.
Характеристика обучающихся по программе
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная
программа с 6 до 17 лет. Комплектование учебной группы для занятий
Баскетболом происходит согласно нормативным требованиям к возрасту и
количеству занимающихся.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 6 лет.
Количественный состав группы – 12-15 человек. Качественный состав
группы – разнополый и разновозрастной.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов.
Обще-физические и специальные упражнения применяются с учетом
соблюдения некоторых требований:
–
обеспечение гармоничного физического развития занимающихся;
–
содействие
совершенствованию
двигательных навыков и
физической силы;
–
подготовленности, проявляемых в условиях соревнований.
–
развитию силы и координации для выполнения специальных

упражнений
–
освоение тактического мышления
Воздействие упражнений на детей зависит от их содержания
а) упражнения на развитие силовых и скоростных навыков – улучшение
физических навыков, соответствующих виду спорта
б) Развитие реакции и быстрого принятия решений – упражнения,
помогающие детям адаптироваться к быстроте определенного вида спорта и
привыкание к смене ритма
в) обще-физические упражнения – развитие общих физических свойств и
особенностей организма, скрытие недостатков и подчеркивание достоинств
физического воспитания
г) стретчинг – растяжка мышц
д) технические упражнения – освоение и совершенствования техники в
своем определенном виде спорта
е) командное взаимодействие – занятия на понимания тактики игры,
участие и определение места в команде и обучение комбинациям
В учебно-тренировочной деятельности детей реализуются группы
методов: словесные (вербальные), наглядные, идеомоторные, практические.
Для 6-8-летних детей ведущими методами являются игровая
деятельность, рассказ, беседа, описание, словесные методы в сочетании с
наглядными.
Наглядные методы, используемые педагогом, многообразны. Наиболее
часто применяются показ педагогом образца и демонстрация аналогов, моделей
(видеоматериалы, кинограммы). В основе обучения с помощью показа лежит
подражание. Даже у детей младшего возраста оно не должно быть
бессознательным. Готовность занимающихся к сознательному подражанию
определяется рядом факторов:
а) способностью анализировать увиденное действие;
б) соответствием психофизиологической зрелости обучающихся
сложности упражнения;
в) уровнем знаний, полнотой представлений обучаемых о выполняемом
действии;
г) интересом у детей к изучаемому действию, своевременным и
качественным контролем техники его выполнения со стороны преподавателя.
Методы идеомоторного упражнения в тренировке основаны на использовании
внутренней речи,
образного мышления и других представлений,
сформированных в тесной взаимосвязи для самовоздействия на физическое и
психическое состояние.
В возрасте 8 -12 лет формируется навык самостоятельности. Ведущим
видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя. Дети
способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать

алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца,
добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и
воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при
выполнении работ.
Обучающиеся 12-17 лет уже обладают определенными знаниями по
школьным учебным предметам, у них сформированы общеучебные умения и
навыки, имеется определенный жизненный опыт, они с интересом изучают
новинки художественного искусства, пытаются более глубоко изучить предмет,
решают задачи профессионального самоопределения.
Сроки и этапы реализации программы
П рограмма рассчитана на 4 года. Общее количество часов в год – 136
часов.
1.Общая физическая подготовка
2. Специальная физическая подготовка
3. Изучение и совершенствования техники игр в баскетбол
4. Командное взаимодействие
5. Изучение комбинаций
6. Судейская практика
Занятия по программе «Баскетбол» включает в себя теоретическую и
практическую часть.
Теоретическая часть Беседа, дискуссии, просмотр соревнований с
последующим обсуждением, в виде разбора проведенных игр или обсуждения и
анализа игры с предстоящими соперниками.
Тема 1. Техника безопасности при занятиях баскетболом.
Вводное занятие. Причины, вызывающие травматизм, потертости.
Профилактика травматизма. Требования к местам проведения занятий,
инвентарю, одежде, обуви. Безопасность при организации и проведении
тренировки. Меры обеспечения безопасности во время соревнований.
Тема 2. История развития баскетбола и баскетбола 3х3 в РФ и за
рубежом.
Краткие исторические сведения о возникновении баскетбола. Зарождение
баскетбола в Европе, его основатели. Первые шаги баскетбола. Развитие
баскетбола среди школьников. Соревнования по баскетболу.
Тема 3. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма.
Общие понятия о гигиене. Личная и общественная гигиена.
Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Значение
режима дня для занимающихся. Гигиенические требования, предъявляемые к
местам занятий по баскетболу. Гигиенические требования к спортивной одежде
и обуви баскетболиста. Зависимость появления травматизма от неправильного

отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях
по баскетболу.
Тема 4. Оборудование и инвентарь.
Баскетбольные мячи и их виды. Фишки и конусы. Медболлы и
эспандеры, координационные лестницы.
Тема 5. Технико-тактическая подготовка в баскетболе.
Понятие о спортивной технике. Передача мяча – верхняя, нижняя. Бросок
мяча в движении. Приём мяча и стойка тройной угрозы. Техника среднего и
дальнего броска. Техника защиты. Позиционная игра.
Понятие об индивидуальной подготовке и комбинаций, ее содержание и
значение для игры. Целесообразность и особенности применения основных
технических приемов в различных ситуациях и разными игроками. Виды
комбинаций, их понятие и содержание. Групповые задачи командной игры.
Тема 6. Правила соревнований по баскетболу.
Состав команды. Замена игроков. Форма игрока. Основы судейской
терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Практический раздел: Занятия проходят в виде: выполнения
тренировочных заданий, соревнований, инструкторская и судейская практика,
подвижных игр, эстафет, спортивных игр.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа.
Программой предусмотрена очная форма обучения. Формы организации
образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий
(всей группой 10-12 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие,
спортивная игра и т. д.
Структура занятия:
аэробная разминка и суставная гимнастика– 7 мин.,
основная часть (в зависимости от цели занятия) – 15 мин,
подвижные игры – 5 мин, релаксация- 2-3 мин.
Занятие включает аэробную нагрузку, растяжку, упражнения на развитие
координации, и баланса, упражнения общей физической подготовки,
специальные упражнения по отработке движений у баскетбольной сетки и
упражнения на гимнастических снарядах.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
знать терминологию спортивных упражнений;
–
роль физической культуры и спорта в формировании здорового

образажизни, организации активного отдыха;
–
технику безопасности при выполнении упражнений;
технику выполнения основных общефизических упражнений,
технику выполнения самостраховки.
уметь:
–
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие
основных физических качеств, укрепление мышечной структуры, развитие
ловкости, гибкости, координации движений, укрепление осанки, пр. с учетом
состояния индивидуальных возможностей организма, состояния здоровья и
физической подготовленности;
–
соблюдать правила техники безопасности при выполнении
физических упражнений.
Диагностика результатов обучения по программе проводится 3 раза за
период обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года,
промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года (раздела/модуля),
итоговая диагностика - в конце обучения по программе. При поступлении в
объединение новых обучающихся на второй или третий год обучения с ними
проводится входная диагностика в индивидуальном порядке.
Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале. Входная
диагностика:
1 балл
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.
• Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении
задания)
• Или/и затрудняется в применении простых приемов работы, доступных
данному возрасту.
2 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.
• Обладает навыками правильного использования
инструментов/материалов начальной степени.
• Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном
возрасте.
3 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.
• Обладает
навыками
правильного
и
быстрого
использования инструментов/материалов.
Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в
данном возрасте.
Диагностическая карта

В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов.
В конце года все баллы суммируются.
Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов.
Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов.
Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
Группа №
№

Фамилия Имя

Входная
диагностика

Промежуточная
диагностика

Итоговая
диагностика

Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль. Входной контроль проводится в форме
собеседования и выполнения контрольных упражнений на вводном занятии с
целью выявления уровня физического развития детей. На основании полученной
информации выявляется готовность к усвоению материала по программе.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение. На
протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы
обучающихся по результатам выполнения практических заданий по теме,
способность самостоятельно выполнять задание.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде контрольнотренировочных испытаний. Цель итогового контроля – выявление результатов
обучения, определение качества приобретенных знаний и умение применять их
на практике.
Оценочные материалы
Использование комплекса диагностических методик при реализации
программы подготовки по баскетболу позволяет определить следующие
критерии готовности обучающихся: степень тренированности, величину
выполненной тренировочной нагрузки. На основе полученной информации
педагог вносит соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
Контрольные диагностики по физической и специальной физической
подготовке проводятся в следующем порядке: в первую очередь – испытания на
скорость, после этого – на силу и выносливость.
Нормативы
для оценки результатов в челночном беге на 3 х 10 м. (с.) (ловкость)
мал. низкий средний высокий
> 10.3 < 9.5 < 8.8

дев. низкий средний высокий
> 10.6 < 9.8 < 9.0
Для оценки результатов в прыжке в длину с места (в см) (сила ног)
мал. низкий средний высокий
< 180 см. > 210 см. > 240 см.
дев. низкий средний высокий
< 150 см. > 180 см. > 210 см.
Для оценки результатов броска набивного мяча на расстояние, см.
(м. 1 кг.) (сила рук).
мал. низкий средний высокий
< 400 см. > 500 см. > 600 см.
дев. низкий средний высокий
< 290 см. > 330 см. > 380 см.
Зачетные требования:
1. Скоростно-силовые качества:
Упражнения
Возраст Удовлетв. Хорошо Отлично
6-10
4
7
10
1. Подтягивания на перекладине
(раз)
10-14
2
3
4
14-17
3
4
7
6-10
10
20
30
2. Сгибание и разгибание рук в
10-14
20
30
40
упоре лежа (раз)
14-17
30
40
50
6-10
20
25
30
3. Приседания за 20 сек (раз)
10-14
25
30
40
14-17
30
40
50
6-10
115
130
145
4. Прыжок в длину с места (см)
10-14
130
150
170
14-17
180
210
240
Учебный план
№
п/
п
1.
2.

3.

Тема занятий

Вводное занятие,
вводный контроль
Тема 2: «Передача
баскетбольного
мяча»
Тема 3: «Броски в
кольцо с ближней
дистанции»

Количе
ство
часов
1 год

Количе
ство
часов
2 год

Количе
ство
часов
3 год

Количе
ство
часов
4 год

Колич
ество
часов
Всего

10

4

4

4

22

14

8

6

4

32

20

16

8

8

52

4.

5.
6.

7.

8.

9.
10.

11.

12.
13.
14.

15.

16.

17.

18.

Тема 4: «Ведение
баскетбольного
мяча на месте»
Тема 5: «Ведение
баскетбольного
мяча в движении»
Тема 6: «Броски
мяча в кольцо со
штрафной линии»
Тема 7: «Броски
мяча в кольцо со
средней
дистанции»
Тема 8: «Броски
мяча в кольцо с
дальней
дистанции»
Тема 9: «Развитие
ОФП»
Тема 10:
«Развитие
реакции и
координации»
Тема 11:
«Нахождение
контакта в
нападении»
Тема 12: «Игра в
защите»
Тема 13: «Смена
ритма».
Тема 14: «Бросок
с
сопротивлением».
Тема 15: «Особые
техники
дриблинга»
Тема 16:
«Командные
взаимодействия»
Тема 17:
«Комбинации в
баскетболе»
Итоговое занятие,
итоговый
контроль
Итого:

22

14

8

6

50

10

16

10

6

42

10

12

8

4

34

10

12

8

6

36

0

0

10

6

16

16

16

10

6

48

4

10

6

0

20

0

0

4

10

14

10

14

14

6

44

0

0

4

10

14

0

4

6

10

20

0

4

10

14

0

0

6

10

16

0

0

0

10

10

10

10

20

20

60

136

136

136

136

544

0

Учебнотематический план
1 год обучения
№

Тема занятия

Вводное занятие, вводный
контроль
2. Тема 2: «Передача
баскетбольного мяча»
3. Тема 3: «Броски в кольцо с
ближней дистанции»
4. Тема 4: «Ведение
баскетбольного мяча на
месте»
5. Тема 5: «Ведение
баскетбольного мяча в
движении»
6. Тема 6: «Броски мяча в
кольцо со штрафной линии»
7. Тема 7: «Броски мяча в
кольцо со средней
дистанции»
8. Тема 8: «Броски мяча в
кольцо с дальней дистанции»
9. Тема 9: «Развитие ОФП»
10. Тема 10: «Развитие реакции
и координации»
11. Тема 11: «Нахождение
контакта в нападении»
12. Тема 12: «Игра в защите»
1.

13. Тема 13: «Смена ритма».
14. Тема 14: «Бросок с
сопротивлением».
15. Тема 15: «Особые техники
дриблинга»
16. Тема 16: «Командные
взаимодействия»
17. Тема 17: «Комбинации в
баскетболе»
18. Итоговое занятие, итоговый
контроль
Всего:

Количеств
о часов
всего

практика
теория

10

8

2

14

1

13

20

1

19

Формы
контроля

Вводный
контроль
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

22

1

21

10

1

9

10

1

9

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
10

1

9

0

0

0

16

1

15

4

1

3

0

0

0

10
0

1
0

9
0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10
136

0

10
119

17

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Итоговый
контроль

Учебнотематический план
2 год обучения
№

Тема занятия

Вводное занятие, вводный
контроль
2. Тема 2: «Передача
баскетбольного мяча»
3. Тема 3: «Броски в кольцо с
ближней дистанции»
4. Тема 4: «Ведение
баскетбольного мяча на
месте»
5. Тема 5: «Ведение
баскетбольного мяча в
движении»
6. Тема 6: «Броски мяча в
кольцо со штрафной линии»
7. Тема 7: «Броски мяча в
кольцо со средней
дистанции»
8. Тема 8: «Броски мяча в
кольцо с дальней дистанции»
9. Тема 9: «Развитие ОФП»
10. Тема 10: «Развитие реакции
и координации»
11. Тема 11: «Нахождение
контакта в нападении»
12. Тема 12: «Игра в защите»
1.

13. Тема 13: «Смена ритма».
14. Тема 14: «Бросок с
сопротивлением».
15. Тема 15: «Особые техники
дриблинга»
16. Тема 16: «Командные
взаимодействия»
17. Тема 17: «Комбинации в
баскетболе»
18. Итоговое занятие, итоговый
контроль
Всего:

Количеств
о часов
всего

практика
теория

4

4

0

8

1

7

16

1

15

Формы
контроля

Вводный
контроль
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

14

1

13

16

1

15

12

1

11

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
12

1

11

0

0

0

16

1

15

10

1

9

0

0

0

14
0

4
0

10
0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10
136

1

9
119

17

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Итоговый
контроль

Учебнотематический план
3 год обучения
№

Тема занятия

Вводное занятие, вводный
контроль
2. Тема 2: «Передача
баскетбольного мяча»
3. Тема 3: «Броски в кольцо с
ближней дистанции»
4. Тема 4: «Ведение
баскетбольного мяча на
месте»
5. Тема 5: «Ведение
баскетбольного мяча в
движении»
6. Тема 6: «Броски мяча в
кольцо со штрафной линии»
7. Тема 7: «Броски мяча в
кольцо со средней
дистанции»
8. Тема 8: «Броски мяча в
кольцо с дальней дистанции»
9. Тема 9: «Развитие ОФП»
10. Тема 10: «Развитие реакции
и координации»
11. Тема 11: «Нахождение
контакта в нападении»
12. Тема 12: «Игра в защите»
1.

13. Тема 13: «Смена ритма».
14. Тема 14: «Бросок с
сопротивлением».
15. Тема 15: «Особые техники
дриблинга»
16. Тема 16: «Командные
взаимодействия»
17. Тема 17: «Комбинации в
баскетболе»
18. Итоговое занятие, итоговый
контроль
Всего:

Количество
часов всего

теория

4

1

3

6

1

5

8

1

7

практика

Формы
контроля

Вводный
контроль
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

8

1

7
Наблюдение

10

1

9

8

1

7

Наблюдение
Наблюдение

8

1

7

10

1

9

10

1

9

6

1

5

4

1

3

14
4

1
1

13
3

6

1

5

4

1

3

6

1

5

0

0

0

20
136

1

19
119

17

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Итоговый
контроль

Учебнотематический план
4 год обучения
№

Тема занятия

Вводное занятие, вводный
контроль
2. Тема 2: «Передача
баскетбольного мяча»
3. Тема 3: «Броски в кольцо с
ближней дистанции»
4. Тема 4: «Ведение
баскетбольного мяча на
месте»
5. Тема 5: «Ведение
баскетбольного мяча в
движении»
6. Тема 6: «Броски мяча в
кольцо со штрафной линии»
7. Тема 7: «Броски мяча в
кольцо со средней
дистанции»
8. Тема 8: «Броски мяча в
кольцо с дальней дистанции»
9. Тема 9: «Развитие ОФП»
10. Тема 10: «Развитие реакции
и координации»
11. Тема 11: «Нахождение
контакта в нападении»
12. Тема 12: «Игра в защите»
1.

13. Тема 13: «Смена ритма».
14. Тема 14: «Бросок с
сопротивлением».
15. Тема 15: «Особые техники
дриблинга»
16. Тема 16: «Командные
взаимодействия»
17. Тема 17: «Комбинации в
баскетболе»
18. Итоговое занятие, итоговый
контроль
Всего:

Количеств
о часов
всего

практика
теория

4

1

3

4

1

3

8

1

7

Формы
контроля

Вводный
контроль
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

6

1

5

6

1

5

4

1

3

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
6

1

5

6

1

5

6

1

5

0

0

0

10

1

9

6
10

1
1

5
9

10

1

9

10

1

9

10

1

9

10

1

9

20
136

1

19
119

17

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Итоговый
контроль

Содержание программы на 1, 2, 3, 4 год обучения
Спецификой данной программы является то, что ее содержание выстроено
по спиральной схеме: в последующем году совершенствуются знания, умения и
навыки предыдущего. Таким образом, соблюдается основной дидактический
принцип – от простого к сложному.
Тема 1:
Теория. Вводное занятие, вводный контроль – ознакомление с ребятами,
введение в специализацию вида спорта, инструктажи, определение планов на
год.
Практика. Контроль физической подготовки детей и готовности к
занятиям. Введение разминочных элементов и обучение проведения разминки:
Для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, махи, вращения,
отведения и приведения, поднимание и опускание, движения рывками.
Упражнения, самостоятельно и с партнером.
Для шеи и туловища, выполняемые в различных положениях: стоя, сидя,
лежа, на месте и в движении, в прыжке: наклоны, повороты и вращения головы в
разных направлениях. Наклоны, повороты и вращения туловища, вращение таза.
Поднимание и опускание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, на
животе, сидя, в висе; переход из положения лежа в сед и обратно; разнообразные
сочетания этих упражнений; упражнения, способствующие формированию
правильной осанки.
Для ног: поднимание на носки, ходьба на носках, пятках, внутренней и
внешней сторонах стопы. Вращения в голеностопных суставах; сгибание и
разгибание ног в тазобедренном, голеностопном и коленном суставах;
приседания, отведения и приведения; махи ногой в различных направлениях.
Выпады, пружинистые покачивания в выпаде, подскоки из различных исходных
положений ног (на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.). Сгибание и
разгибание ног в висах и упорах. Прыжки, многоскоки, ходьба в полном приседе
и полуприседе.
Тема 2: «Передача баскетбольного мяча» Теория. Разновидности передач.
Практика. Прием и передачи мяча в парах и у стенки. Передачи в
движении. Передачи мяча в условиях усложнения координации.
Тема 3: «Броски в кольцо с ближней дистанции» Теория. Техника броска в кольцо с ближней дистанции обеими руками.
Практика. Броски с разных позиций под кольцом. Завершение одной
рукой сверху и снизу. Лей-ап и его разновидности. Бросок крюком. Ап-эндандер и реверс завершения. Отработка стабильности броска.
Тема 4: «Ведение баскетбольного мяча на месте» Теория. Ведение баскетбольного мяча на месте
Практика. Отработка дриблинга. Отработка чувства и контроля мяча.

Ведение двух мячей на месте. Дриблинг с теннисным мячом. Периодичность
дриблинга. Выносливость ведения мяча. Дриблинг с набивным мячом. Дриблинг
с фишками.
Тема 5: «Ведение баскетбольного мяча в движении» Теория. Ведение баскетбольного мяча в движении
Практика. Отработка дриблинга. Отработка чувства и контроля мяча в
движении. Ведение двух мячей в движении. Ускорение с ведением. Веление
мяча с эспандерами. Ведение с сопротивлением.
Тема 6: «Броски мяча в кольцо со штрафной линии» Теория. Техника броска средней дистанции.
Практика. Отработка точности и стабильности штрафного броска.
Тема 7: «Броски мяча в кольцо со средней дистанции» Теория. Точность бросков при высоком пульсе.
Практика. Отработка броска со средней дистанции с разных точек.
Развитие скорости выпуска. Броски с приема мяча на месте. Броски с приема
мяча в движении. Флоатер.
Тема 8: «Броски мяча в кольцо с дальней дистанции» Теория. Броски мяча в кольцо с трехочковой линии.
Практика. Броски в движении с дальней дистанции. Броски с получения с
дальней дистанции. Отработка стабильности трехочкового броска.
Тема 9: «Развитие ОФП» Теория. Упражнения для воспитания быстроты. Повторный бег на
отрезках от 5 до 40 метров из различных исходных положений в различных
направлениях.
Практика. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с
внезапным изменением скорости и направления движения по звуковому,
зрительному и тактильному сигналам. Ускорения. Эстафеты и игры с
применением беговых упражнений. Ловля и быстрая к передача мяча.
Упражнения с мячами баскетбольными, связанные с бросками и ловлей
отскочившего мяча в максимально быстром темпе. Игры и игровые упражнения,
построенные на опережении действий партнёра (овладение мячом,
предугадывание маневра.), требующие мгновенных ответов на звуковые,
зрительные, тактильные сигналы. Челночный бег 3х10 м на время.
Упражнения на расслабление определенных групп мышц.
Упражнения для воспитания силы. Подвижные и спортивные игры (по
упрощенным правилам) с применением силовых приемов.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Прыжки в
высоту, в длину, тройной с места и с разбега. Многоскоки. Подвижные игры с
использованием отягощений малого веса. Эстафеты простые и комбинированные
с бегом, прыжками, метаниями и переноской грузов. Игры и эстафеты с
переноской предметов и т.д.

Упражнения для воспитания выносливости. Равномерный бег с
невысокой скоростью, подвижные игры.
При воспитании физических качеств у юных баскетболистов необходимо
развивать способность к расслаблению различных мышечных групп.
Примерный комплекс упражнений для расслабления различных
мышечных групп:
1. Встряхивание рук, мышцы расслаблены.
2. Поднять руки вверх и "бросить" вниз с одновременным наклоном
туловища вперед.
3. Бег "трусцой" на месте, руки расслаблены.
4. Наклониться вперед, руки вперед. Расслабить мышцы, "уронить" руки,
выпрямиться.
5. Потряхивание кистей рук над головой.
6. Руки в стороны. Выпад ногой в стороны — руки "уронить". Вернуться
в исходное положение.
7. Прогнуться назад, затем вперед, руки расслабить.
8. Маховые движения ног в стороны.
9. Потряхивание ног попеременно.
10. Маховые движения ног вперед-назад.
11. Лежа на спине, поднять ноги и медленно опустить их на землю,
расслабиться.
12. Прыжки ноги врозь — вместе с хлопками в ладоши над головой.
13. Передвижение приставными шагами правым и левым боком.
Тема 10: «Развитие реакции и координации»
Теория. Упражнения на развитие реакции.
Практика. Быстрота реакции на сигналы, на теннисный и баскетбольный
мяч. Координационная лестница.
Тема 11: «Нахождение контакта в нападении» Теория. Упражнения на контакт в парах.
Практика. Проталкивания и контакт плечом. Прием игрока грудью.
Сопротивление броску. Контакт в защите на периметре. Отсекание и борьба за
подбор.
Тема 12: «Игра в защите»
Теория. Защитная стойка. Передвижения в защите.
Практика. Развитие скорости бокового движения. Передвижение в защите
с эспандером. Персональная защита на ногах. Сопротивление броску.
Тема 13: «Смена ритма»
Теория. Резкие ускорения, рывки. Увеличение и уменьшение динамики.
Практика. Развитие темпа. Смена ритма в нападении. Обыгрыш в
противоходе.
Тема 14: «Бросок с сопротивлением»

Теория. Бросок в кольцо с контактом.
Практика. Броски с эспандером. Воздушная угроза и зависание.
Отработка ближней руки при броске.
Тема 15: «Особые техники дриблинга»
Теория. Совершенствование ведения мяча.
Практика. Знакомство со сложными элементами дриблинга.
Тема 16: «Командные взаимодействия»
Теория. Передвижения в баскетболе.
Практика. Отработка командной игры. Позиционное нападение.
Упр.№1 Построение тройками у лицевой линии. Игрок 1 ударяет мяч в
щит и ловит его. Как только началось движение мяча от щита к игроку 1, игрок 2
уходит в отрыв вдоль боковой линии. С ловлей мяча игроком 1 в прорыв уходит
игрок 3. Игрок 1 передает мяч игроку 3, а тот – игроку 2. Игрок 1 подключается
к атаке, перемещается для подбора мяча и возможной повторной атаки броском.
Упр.№2 Построение то же. Игрок 1, поймав мяч, отскочивший от щита,
ведет его вперед к ближайшей лицевой линии. Игрок 2 перемещается вперед-в
середину. Игрок 3 уходит в прорыв по боковой линии. Передачи следуют
игрокам 2 и 3.
Игрок 1 передает мяч игроку 3 и движется на место игрока 2. Игрок 2
получает мяч от игрока 3 и ведет его на место игрока 1. После передачи
центровой игрок 3 перемещается на другую сторону зоны штрафного броска, где
взаимодействует с другими игроками.
Упр.№3 Построение в «тройках». Нападающий ведет мяч от одной
лицевой линии к другой. Два защитника занимают положение уступом друг за
другом. Защитник, находящийся ближе к нападающему, вступает с ним в
активное противодействие. Как только защитник совершит ошибку и
нападающий обойдет его, второй защитник, наблюдающий за ними, сразу же
вступает в единоборство с нападающим.
Построение в четверках. Нападающие, свободно передвигаясь, разыгрывают
мяч. Защитники их опекают. Затем один из нападающих применяет наведение.
Защитники меняются подопечными.
Упр.№4 Занимающиеся распределяются на три команды по три человека.
Проводится учебная игра, в которой все три команды атакуют один щит. Одной
нападающей команде противодействуют сразу две.
Занимающиеся распределяются на три команды: две из них
располагаются в защите, третья – в нападении на середине площадки. По
сигналу нападающие атакуют один щит. Если им удается забросить мяч в
корзину, команда получает право вести атаку на другой щит. Если мяч
перехвачен игроками защиты, третья команда переходит в защиту, а команда,
овладевшая мячом, ведет нападение на противоположный щит.
Тема 17: «Комбинации в баскетболе» - Отработка комбинаций в

нападении. Отработка зонной защиты.
Итоговое занятие, итоговый контроль – Контрольные игры. Сдача
нормативов. Подведение итогов.

Календарный учебный график
1 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
№
месяц Колич
Тема занятия
п/п
ество
часов
1.
Вводное занятие.
сентябрь
10 Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения на дороге.
Входной мониторинг. Выполнение диагностических упражнений на
ловкость, прыгучесть, силу.

2.

октябрь

3.

ноябрь

4.

декабрь

Форма занятия, Форма контроля
методы
Беседа

Входная
диагностика

14

Передача баскетбольного мяча. Передачи мяча в парах на Практическое Наблюдение
месте и в движении
занятие
Устный опрос

20

Броски в кольцо с ближней дистанции. Техника броска с Практическое Наблюдение
ближней дистанции. Броски одной рукой от щита.
занятие
Устный опрос

22

Ведение баскетбольного мяча на месте. Техника ведения Практическое Наблюдение
мяча на месте, баскетбольная стойка.
занятие
Устный опрос

5.

январь

6.

февраль

7.

февраль

9.

март

10.

апрель

12.

апрель

18.

май

10

Ведение баскетбольного мяча в движении. Техника ведения Практическое Наблюдение
мяча в движении обеими руками. Передвижения с ведением. занятие
Устный опрос

10

Броски мяча в кольцо со штрафной линии. Техника броска в Практическое Наблюдение
кольцо со штрафной линии. Расстановка при штрафном
занятие
Устный опрос
броске.

10

Броски мяча в кольцо со средней дистанции. Техника броска Практическое Наблюдение
в кольцо со средней дистанции. Броски с точек.
занятие
Устный опрос

16

Развитие ОФП. Ускорения. Отжимания. Подтягивания.
Прыжки в длину.

4

Развитие реакции и координации. Упражнения на реакцию с Практическое Наблюдение
теннисными мячами.
занятие
Устный опрос

10

Игра в защите. Защитная стойка. Передвижение в защитной Практическое Наблюдение
стойке.
занятие
Устный опрос

10

Итоговое занятие. Подведение итогов за год, итоговый
контроль.

136

итого

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

Практическое Итоговый
занятие
контроль

Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, ноколичество
учебных недель и часов, отработанных за год, остаются неизменными.

Календарный учебный график
2 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
№
п/п

месяц

1.

сентябрь

2.

Сентябрь
Октябрь

3.

ноябрь

4.

Декабрь

Колич
ество
часов
4

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения
на дороге. Входной мониторинг. Выполнение
диагностических упражнений на ловкость, прыгучесть, силу.

Форма
занятия,
методы
Беседа

Форма контроля
Входная
диагностика

8

Передача баскетбольного мяча. Передачи мяча в парах на Практическое Наблюдение
месте и в движении
занятие
Устный опрос

16

Броски в кольцо с ближней дистанции. Техника броска с Практическое Наблюдение
ближней дистанции. Броски одной рукой от щита.
занятие
Устный опрос

14

Ведение баскетбольного мяча на месте. Техника ведения мяча Практическое Наблюдение
на месте. Переводы мяча.
занятие
Устный опрос

Ведение баскетбольного мяча в движении. Техника ведения Практическое Наблюдение
мяча в движении обеими руками. Передвижения с ведением. занятие
Устный опрос
Перевод в движении.

5.

Январь

16

6.

Январь
Февраль

12

Броски мяча в кольцо со штрафной линии. Техника броска в Практическое Наблюдение
кольцо со штрафной линии. Отработка броска со штрафной занятие
Устный опрос
линии.

7.

Февраль

12

Броски мяча в кольцо со средней дистанции. Техника броска Практическое Наблюдение
в кольцо со средней дистанции. Броски с точек.
занятие
Устный опрос

9.

Март

16

Развитие ОФП. Ускорения. Отжимания. Подтягивания.
Прыжки в длину.

10.

Апрель

10

Развитие реакции и координации. Упражнения на реакцию с Практическое Наблюдение
теннисными мячами.
занятие
Устный опрос

12.

Апрель

14.

Май

18.

Май

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

Игра в защите. Передвижение в защитной стойке.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

Бросок с сопротивлением. Бросок с контактом от игрока.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

10

Итоговое занятие. Подведение итогов за год, итоговый
контроль.

Практическое Итоговый
занятие
контроль

136

итого

14

4

Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, ноколичество
учебных недель и часов, отработанных за год, остаются неизменными.

Календарный учебный график
3 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
№
п/п

месяц

1.

сентябрь

2.

сентябрь

3.

Октябрь

4.

Октябрь

Колич
ество
часов
4

Тема занятия

Форма занятия, Форма контроля
методы

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа
Инструктаж по пожарной безопасности. Правила поведения
на дороге. Входной мониторинг. Выполнение
диагностических упражнений на ловкость, прыгучесть, силу.

Входная
диагностика

6

Передача баскетбольного мяча. Передача от пола. Передача Практическое Наблюдение
из-за головы.
занятие
Устный опрос

8

Броски в кольцо с ближней дистанции. Отработка броска с Практическое Наблюдение
ближней дистанции. Разновидности броска с ближней занятие
Устный опрос
дистанции.

8

Ведение баскетбольного мяча на месте. Техника веденияПрактическое Наблюдение
мяча на месте. Переводы мяча под ногой и за спиной.
занятие
Устный опрос

5.

Ноябрь

6.

ноябрь

7.

декабрь

8.

10

Ведение баскетбольного мяча в движении. Техника ведения Практическое Наблюдение
мяча в движении обеими руками. Передвижения с ведением. занятие
Устный опрос
Перевод в движении. Передвижение с переводом под ногой
и за спиной.

8

Броски мяча в кольцо со штрафной линии. Отработка броска Практическое Наблюдение
со штрафной линии.
занятие
Устный опрос

8

Броски мяча в кольцо со средней дистанции. Броски с точек. Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

декабрь

10

Броски мяча в кольцо с дальней дистанции. Техника броска с Практическое Наблюдение
дальней дистанции. Отработка бросков с дальней дистанции. занятие
Устный опрос

9.

Январь

10

Развитие ОФП. Ускорения. Отжимания. Подтягивания.
Прыжки в длину.

10.

январь

6

Развитие реакции и координации. Реакция в передвижении. Практическое Наблюдение
Скорость смены направления.
занятие
Устный опрос

11.

февраль

4

Нахождение контакта в нападении. Контакт и укрытие мяча. Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

12.

февраль

13.

март

14.

март

15.

апрель

16.

апрель

18.

май

Игра в защите. Скорость передвижения в защитной стойке.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

4

Смена ритма. Смена ритма и постановка спины.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

6

Бросок с сопротивлением. Акробатические броски. Броски с Практическое Наблюдение
опорой плечом.
занятие
Устный опрос

4

Особые техники дриблинга. Изучение новых элементов
дриблинга.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

6

Командные взаимодействия. Передвижение игроков на
площадке. Постановка заслона.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

20

Итоговое занятие. Подведение итогов за год, итоговый
контроль.

Практическое Итоговый
занятие
контроль

136

итого

14

Календарный учебный график
4 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
№
п/п

месяц

1.

сентябрь

2.

сентябрь

3.

октябрь

Колич
ество
часов
4

Тема занятия

Форма занятия, Форма контроля
методы

Вводное занятие. Инструктаж потехнике безопасности. Инструктаж Беседа
по пожарной безопасности. Правила поведения на дороге. Входной
мониторинг. Выполнение диагностических упражнений на ловкость,
прыгучесть, силу.

Входная
диагностика

4

Передача баскетбольного мяча. Передача за спиной. Первая Практическое Наблюдение
передача игры.
занятие
Устный опрос

8

Броски в кольцо с ближней дистанции. Отработка броска Практическое Наблюдение
под кольцом.
занятие
Устный опрос

4.

октябрь

6

Ведение баскетбольного
дриблинга.

мяча

на

месте.

ОтработкаПрактическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

6

Ведение баскетбольного мяча в движении. Отработка
дриблинга в движении.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

4

Броски мяча в кольцо со штрафной линии. Отработка
штрафного броска.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

6

Броски мяча в кольцо со средней дистанции. Отработка
броска со средней дистанции.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

5.

ноябрь

6.

ноябрь

7.

декабрь

8.

декабрь

6

Броски мяча в кольцо с дальней дистанции. Отработка
броска с дальней дистанции.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

9.

Январь

6

Развитие ОФП. Ускорения. Развития выносливости.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

11.

январь

10

Нахождение контакта в нападении. Проталкивание в
нападении и прием на грудь в защите.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

12.

февраль

13.

февраль

14.

март

15.

март

16.

апрель

17.

апрель

18.

май

6

Игра в защите. Подстраховка. Развития скорости
передвижения в защитной стойке.

10

Смена ритма. Остановка, рывок и ускорение. Смена ритма на Практическое Наблюдение
периметре.
занятие
Устный опрос

10

Бросок с сопротивлением. Отработка броска с
сопротивлением.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

10

Особые техники дриблинга. Отработка особых элементов
дриблинга.

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

10

Командные взаимодействия. Передвижение игроков в атаке. Практическое Наблюдение
Зонная защита. Постановка заслона.
занятие
Устный опрос

10

Комбинации в баскетболе. Изучение и отработка комбинаций Практическое Наблюдение
в баскетболе.
занятие
Устный опрос

20

Итоговое занятие. Подведение итогов за год, итоговый
контроль.

136

итого

Практическое Наблюдение
занятие
Устный опрос

Практическое Итоговый
занятие
контроль

Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение программы
Педагог

дополнительного

образования

физкультурно-спортивной

направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области физической культуры.
Материально-технические условия
Материально-технические

условия

соответствуют

прежде

всего,

санитарно-гигиеническим нормам, предъявленным к помещениям для занятий
(спортивный зал с деревянным половым покрытием, наличие раздевалки). В
зале на обучающегося приходится не менее 4-х кв. м. площади.
Для занятий необходимо следующее оборудование:
- спортивный инвентарь:
- гимнастические коврики
- фитбол – мячи
- гимнастические маты
- гимнастические палки
- скакалки
- ручные мячи
- звуковая система или магнитофон.
- Баскетбольные мячи
- Теннисные мячи
- Координационная лестница
- Фишки и конусы
Информационно-методическое обеспечение
-Подборка информационной и справочной литературы;
-Наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и
изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);
-Диагностические методики для определения уровня знаний, умений и
способностей детей;
-Видеозаписи выполнения упражнений, соревнований, игр.

Список информационных ресурсов
Для педагога
1. Аулик, И. В. Как определить тренированность спортсмена. -М.,2007. - 210с.
2. Башкин, С. Г. Уроки по баскетболу. - М., 2006. - 128с.
3. Буйлов, Ю. Ф., Портных, Ю. И. Мини-баскетбол в школе. - М., 2006. - 130с.
4. Былеева, А. В., Коротков, И. М. Подвижные игры. - М.,2006. - 246с.
5. Волков, В. М. Тренеру о подростке. - М.,2007. - 118с.
6. Гандельсман,А. Б., Смирнов, К. М. Физиологические основы методики спортивной
тренировки. - М., 2010. - 210с.
7. Гомельский, А. Я. Тактика баскетбола. - М.,2006. - 136с.
8. Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе. - М.2006. - 124с.
9. Грасмс, А. Специальные упражнения баскетболиста. - М.,1967.
10. Давыдов М., Минков Б. Методические рекомендации по судейству * баскетбольных матчей.
- Минск, 1981.
11. Дергач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. - М., 2007. - 110с.
12. Железняк Ю. Д. Информационное обеспечение управления в системе подготовки
спортивных резервов в игровых видах спорта на основе комплекса объективных показателей. - М.,
2008. - 88с.
13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена. - М., 2010. - 100с.
14. Зельдович, Т. А., Кераминас, С. А. Подготовка юных баскетболистов. -М.,2006. - 114с.
15. Коузи, Б., Поуэр, Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.)-М., 2005. - 96с.
16. Кожевников, 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста. - М., 2010. - 75с.
17. Кудряшов, В., Мирошникова, Р. Технические приемы игры в баскетбол. - Минск, 2007. - 68с.
18. Линдеберг, Ф. Баскетбол. Игра и обучение. - М., 2010. - 95с.
19. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки. - М., 2007. - 210с.
20. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М., 2009. - 66с.
21. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. Пособие для студ. высш.
уч. завед. /Д.И.Нестеровский.- 3-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2007. - 336с.

Для родителей и обучающихся
Нортон, Б. Упражнения в баскетболе. - М., 2009. - 78с.
2. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки. -М.,2010. - 114с.
3. Пахомова С.В. Подвижные игры и эстафеты в физическом воспитании студентов[Текст]:
методические указания /С.В.Пахомова, Е.В.Витун. - Оренбург ГОУ ОГУ, 2005 - 24с.
4. Петровский, В. В. Организация спортивной тренировки. - Киев, 2008. - 100с.
5. Питхолстер, Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений (перевод с англ.). - М., 2006. - 66с.
6. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб.для студ. высш. пед.
учеб. заведений /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред.
Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2006. - 520 с
7. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. /Под общей ред. В. П. Филина. - М., 2008.
- 110с.

1.

Интернет ресурсы
1. www.youtube.com/watch?v=z_tbLveFN6k - Онлайн тренировка для детей
4, 5, 6 лет: ОФП, детский фитнес, развивающая гимнастика, физкультура
2. www.youtube.com/watch?v=bd8_5Wm4qj0 - Комплекс ОФП для детей. /
Развиваем Двигательные Качества
3. https://www.youtube.com/watch?v=O18cfZ38ffI Семинар РФБ 2005
4. https://www.youtube.com/watch?v=9KZAqvQH0YU Семинар от тренера
ЦСКА
5. https://www.youtube.com/watch?v=TXZ5_TTiD08 Совершение командных
взаимодействий

Приложение 1
Оценочные средства
Показатели
1.1 Теоретические
знания

1.2
Владение
специальной
терминологией

2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

2.2
Владение
специальным
оборудованием

2.3
Творческие
навыки
(Креативность)

3.1.
Личностные
качества

Критерии

выраженности
оцениваемого
Степень
качества
Теоретическая подготовка
Соответствие
Минимальный уровень (ребенок овладел менее
теоретических знаний чем 0,5 объема знаний, предусмотренных
ребенка программой)
программным
Средний уровень (объем усвоенных знаний
требованиям
составляет 0,5)
Максимальный
уровень (ребенок освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренный программой)
и Минимальный уровень
Осмысленность
(ребенок избегает
правильность
употребления специальной терминологии)
использования
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальной
специальную и бытовую терминологию)
терминологии
Максимальный уровень (специальные термины
употребляет осознанно в соответствии с их
содержанием)
Практическая подготовка
Соответствие
Минимальный уровень (ребенок овладел менее
практических умений чем
0,5
объема
умений
и
навыков,
и навыков
предусмотренных программой)
программным
Средний уровень (объем усвоенных умений и
требованиям.
навыков составляет 0,5)
Максимальный
уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренный программой)
Отсутствие
Минимальный уровень (ребенок испытывает
в определенные
затруднений
трудности
при
работе
с
использовании
оборудованием)
специального
Средний уровень (работает с оборудованием с
и помощью педагога)
оборудования
оснащения.
Максимальный
уровень
(работает
с
оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
в Начальный (элементарный) уровень развития
Креативность
выполнении
креативности (ребенок в состоянии выполнить
заданий
лишь простейшие задания педагога)
Репродуктивный уровень (выполняет задания на
основе образца)
Творческий уровень (выполняет задания с
элементами творчества)
Воспитательный компонент
Максимальный уровень:
Соответствие
духовно-нравственных,
принятым
в сформированность
обществе правилам, этических, гражданско-патриотических качеств,
уважительное
отношение
к
родителям,
традициям.
сверстникам, истории страны и малой родины,
культурным традициям народа, правилам,
принятым в обществе,
стремление к саморазвитию и самопознанию,
продуктивное сотрудничество с окружающими
при решении различных творческих задач.
Средний
уровень:
недостаточная
сформированность
вышеперечисленных
качеств.
Низкий уровень: полное или частичное
отсутствие вышеперечисленных качеств.

Методы
диагностики
Наблюдение
Тестирование
Контрольный
опрос

Собеседование

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Педагогическое
наблюдение
Участие
в
различных
акциях
и
проектах

Приложение 2
Диагностическая карта
*(только для внутреннего пользования педагога с целью формирования агрегированных усредненных и анонимных
данных)
Показатели
ФИО
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
ИТОГО
духовно-нравственных
ценностей, традиций

начало года

окончание года

личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
традициям

начало года

окончание года

этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
начало года
окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в
программе целевых ориентиров воспитания
Показатели
Степень
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего
выраженности
ИТОГО
духовно-нравственных
личностного отношения детей к
этим нормам, ценностям,
оцениваемого
%
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного
качества
традициям
опыта поведения, общения,
%
%

начало года

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

начало года

окончание года

межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года
окончание года

Приложение 3
Календарный план воспитательной работы

№п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

Форма проведения
Праздник на уровне детского
объединения, соревнование, экскурсия
на уровне коллектива, открытое занятие,
беседа/викторина в рамках учебного
занятия, мероприятие на уровне
коллектива

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия

В течение
года

соревнования

май

соревнования

Фото и видеоматериалы с
выступлением детей,
протоколы игр и официальная
статистика
Фото и видеоматериалы

1

Соревнования различного уровня
(муниципальные, областные, межрегиональные,
всероссийские)

2

Майская эстафета

3

Новогодний праздник баскетбола

декабрь

соревнование, открытое занятие,
праздник

Фото и видеоматериалы

4

Турнир по баскетболу 3х3 на день
физкультурника

август

соревнования

Фото и видеоматериалы,
протоколы игр


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».