Пояснительная записка В ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы» работает объединение «Клуб любителей природы», в рамках которого реализуются программы - «Увлекательное путешествие по Архангельской области (7-11лет) - «Детский туризм» (10-13 лет) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области» имеет туристско-краеведческую направленность. В настоящее время развитие туризма для детей и молодежи имеет особое значение и является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Развитие данного вида туризма способствует не только знакомству школьников с историкокультурным наследием региона, но и укреплению здоровья детей, сплочению коллектива, развитию чувства патриотизма. Кроме того, позволяет значительно расширить кругозор и более осознанно сделать выбор профессии, встать на путь совершенствования и духовного развития личности. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своего региона, страны, пробудить у обучающихся чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов, любовь к природе. Туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания. Туристско-краеведческая деятельность позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия – воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация обучающихся. Программа способствует свободному проявлению творчества туристов-краеведов, позволяет раскрыть свой потенциал. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области» разработана на основе региональной программы для общеобразовательных организаций Архангельской области (1-11 классы) «Увлекательное путешествие по Архангельской области» (разработчики программы: агентство по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области; министерство образования и науки Архангельской области) и в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами: • Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», • Концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р); • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996р); 2 • Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»; • Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. № 296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»; • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242; • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844); • Уставом учреждения и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения. Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия на базе общеобразовательных школ города. Целью данной программы является духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся младших классов посредством знакомства с достопримечательностями родного края. Задачи программы: Обучающие: познакомить с историей города Коряжмы, достопримечательностями и выдающимися людьми; познакомить с достопримечательностями Северного трехречья и Архангельской области; обучить правилам поведения юных туристов; обучить читать карты, Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление; развивать навыки планирования путешествий; развивать интерес к путешествиям и отдыху в Архангельской области. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю; воспитывать культуру поведения; воспитывать ответственность, умение работать в коллективе. Воспитывать бережное отношение к природе. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она имеет стартовый уровень, являясь начальным этапом в изучении увлекательного мира туризма. В процессе обучения по программе дети знакомятся с начальными навыками туристской деятельности, получают первые знания о достопримечательностях своего края, совершают первые недалекие путешествия. Программа реализуется в сетевой форме. Для проведения 3 занятий используются возможности музеев общеобразовательных школ №№ 1,2,3, а также Централизованной библиотечной системы. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области» обусловлена расширением возможностей обучающихся по реализации познавательных способностей в туристско-краеведческой деятельности. Для реализации образовательной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области» разработан, изготовлен и применяется дидактический материал, учитывающий возрастные особенности детей. В программе преобладание игровой формы организации занятий, поскольку она рассчитана на младший школьный возраст, что позволяет создать условия для более успешного развития потенциала каждого ребенка. На занятиях дети углубляют свои познания по истории, природе, окружающем мире своего региона. Особенности организации образовательного процесса. Учебный процесс в объединении строится таким образом, чтобы практическая, творческая и теоретическая часть программы были равнозначными. Это способствует более успешному освоению программы и закреплению пройденного материала. Процесс обучения имеет несколько этапов. С первых занятий обучающие знакомятся с правилами поведения в объединении и на территории учреждения, правилами безопасного поведения при передвижениях по городу, на природе. Изложение теоретического материала проходит в виде беседы или лекции с использованием разнообразного дидактического материала – различных дидактических игр, мультимедийных презентаций, демонстрации видеосюжетов и наглядных пособий. Практическая часть проходит в форме выполнения практического либо творческого задания, экскурсий и поездок. Все задания по сложности соответствуют детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, творческой активности детей в атмосфере увлеченности и совместного творчества взрослого и ребенка. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. На протяжении всего учебного года педагог индивидуально сопровождает каждого обучающегося, помогая ему в освоении программы. Учебный год для обучающихся объединения заканчивается квест-игрой. Результатом обучения в объединении является приобретение знаний не только в области туризма, но и в окружающем мире, истории, культуры родного края. Методы обучения Репродуктивный – Основополагающий метод обучения в первый год обучения программы. Применяется в практической работе. Практическая работа может быть, как индивидуальной, так и коллективной или групповой (каждая группа выполняет определенное задание). Объяснительно –иллюстративный – Предполагает объяснение теоретического материала с применением различного наглядного дидактического материала. Поисковый (творческий) – Применяется при выполнении обучающимися творческих заданий. Сроки и этапы реализации программы. 4 Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год составляет 64 часа. Содержание материала разделено на отдельные темы, которые изучаются последовательно: 1 год обучения Тема «Как составить свое путешествие» Этапы путешествия. Правила поведения в поездке. Знакомство с этапами планирования путешествия: карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Знакомство с правилами поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии. Тема «Моя малая родина - мой дом» Знакомство с историей города Коряжмы, основными достопримечательностями и местами отдыха. Тема «Северное трехречье» Знакомство с понятием, достопримечательностями городов Котлас и Коряжма, Красноборского,Котласского, Ленского и Вилегодского районов Тема «Города – гордость области!» Северодвинск, Мирный. 2 год обучения Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» Архангельская область – ворота в Арктику. География Архангельской области (моря, реки, озера). Тема «Особенности природы края». Флора и фауна Архангельской области. Тема «Выдающиеся люди области» (Ломоносов, Писахов, Шергин) Тема «Семь чудес Архангельской области» Город Архангельск, Соловки, Малые Карелы, Пинежские пещеры, село Ломоносово, Каргополь, Сольвычегодск. Тема «Национальные парки Архангельской области» Тема «Интересные факты об Архангельской области» Первый морской порт, родина щепной птицы, архангельские «козули», белые ночи, холмогорская роспись. Тема «Памятные места и памятники Коряжмы» Ломоносовский парк, Александровский парк, Парк на Театральной улице, Храм Святого Лонгина, площадь Ленина, Обелиск Славы) Выдающиеся люди города. Достопримечательности города (СК «Олимп, ОУ, ДДТ, ДШИ ,ДСШ, ОА «ИЛИМ», химзавод. Характеристика обучающихся по программе. Программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области» адресована учащимся младшего школьного возраста от 7 до 11 лет. В объединение принимаются все желающие с 6 лет без специального отбора. Главным условием приема в коллектив является повышенный интерес и желание узнавать свой край. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью 12-15 человек. Количественный состав групп является постоянным. Группы формируются по возрастам, возможен разнополый и разновозрастной состав групп. Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся. В младшем школьном возрасте память детей приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это объясняется тем, что ребенок начинает учиться отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов запоминания. Ребенку необходимо не только правильно запомнить и выполнить определенную последовательность действий, но и руководствоваться при этом знаниями условных обозначений. Существенные изменения у младших школьников можно наблюдать и в области мышления. Оно приобретает более абстрактный и обобщенный характер. Пространственное мышление, которое формируется в этом возрасте, помогает ребенку правильно соотносить действия на карте с результатом работы на местности. Формы и режим занятий по программе 5 Форма обучения – очная. Основными формами организации образовательной деятельности являются учебные занятия. Возможными формами проведения могут являться экскурсии, выставки, игры, конкурсы. Целесообразно используется широкий диапазон методов обучения - практических (деятельностных), словесных, наглядных, объяснительноиллюстративных. Возможно использование дистанционных форм обучения. Электронные ресурсы интернет предполагают использование онлайн - экскурсии, творческие квесты. Структура занятия: организационная часть (организация рабочего места, соблюдение техники безопасности при работе с инструментами); основная часть (сообщение темы и цели занятия, объяснение нового материала, сообщение цели практической работы, самостоятельная практическая работа); заключительная часть (анализ работ, подведение итогов занятия, рефлексия). Занятия проводятся в следующем режиме: 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Постоянно проводятся инструктажи по правилам поведения в различных ситуациях. Планируемые результаты реализации программы. В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области» в результате освоения содержания программы Обучающиеся должны Знать: - Основные этапы истории города: возраст города Коряжмы, происхождение его названия, географическое положение, историю символики; - природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира; - правила поведения в общественных местах, в поездках, походах, на экскурсиях; - улицы и памятники города; - имена и достижения знаменитых земляков; - крупные промышленные предприятия города; - специальные учебные заведения своего города. - особенности речи поморов. Уметь: - находить на карте России Архангельскую область, областной центр, город Коряжму; - исполнять гимн города Коряжмы; - называть по фотографиям памятные места и улицы города Коряжмы - показывать на карте Архангельской области районы, города и реки Северного трехречья - уметь читать карту, -посещать музеи и другие культурные учреждения города. Формы аттестации/контроля Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка в соответствии с прогнозируемым результатом. Контроль в обучении осуществляется в виде предварительного (входного), текущего и итогового контроля. Входной контроль проводится в форме собеседования на вводном занятии с целью выявления уровня начальных знаний. На основании полученной информации выявляется готовность к усвоению материала по программе. Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы контроля, как наблюдение, опрос, тестирование, творческое и практическое задание. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы 6 обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность самостоятельно выполнять практическое задание. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде тестирования и квестигры. Цель итогового контроля – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний и умение применять их на практике. Оценочные материалы. Итоговый контроль проводится с помощью следующих оценочных материалов: тесты, практические задания (приложение 1). Учебный план 1 год обучения тема Вводное занятие Тема «Как составить свое путешествие» Тема «Моя малая родина - мой дом» Тема «Северное трехречье» Тема «Города – гордость области» Итоговое занятие всего 1 2 3 4 5 6 Учебный план 2 год обучения тема Вводное занятие Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» Тема «Особенности природы края» Тема «Выдающиеся люди области» Тема «Семь чудес Архангельской области» Тема «Национальные парки Архангельской области» Тема «Интересные факты об Архангельской области» Тема «Памятные места и памятники Коряжмы» Итоговое занятие всего 1 2 3 4 5 6 7. 8. 9. Кол-во часов 2 7 22 21 6 6 64 Кол-во часов 2 9 16 6 17 1 4 7 2 64 . Учебно-тематический план 1 год обучения тема 1 2 3 4 Вводное занятие Тема «Как составить свое путешествие» Тема «Моя малая родина - мой дом» Тема «Северноетрехречье» 5 6 Тема «Города – гордость области» Итоговое занятие всего Кол-во часов формы часов теория практика контроля 2 2 опрос 7 4 3 тест 22 11 11 тест 21 10 11 практическая работа 6 5 1 тест 6 2 4 итоговый контроль 64 34 30 всего 7 Учебно-тематический план 2 год обучения тема 1 2 3 4 5 6 всего Кол-во часов часов теория практика 2 2 9 4 5 Вводное занятие Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» Тема «Особенности природы края» Тема «Выдающиеся люди области» Тема «Семь чудес Архангельской области» Тема «Национальные парки Архангельской области» Тема «Интересные факты об Архангельской области» Тема «Памятные места и памятники Коряжмы» Итоговое занятие всего 16 6 5 6 11 - 17 1 14 1 3 - 4 2 2 7 2 5 36 2 28 2 64 формы контроля опрос тест тест практическая работа тест итоговый контроль Содержание программы 1 год обучения 1. Вводное занятие - 2 часа Теория. Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Режим занятий и правила поведения. Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Входной контроль . Практика. Разработка инструкции для туриста 2. Тема «Как составить свое путешествие» (7ч) Теория. Этапы путешествия. Правила поведения в поездке. Знакомство с этапами планирования путешествия: карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Знакомство с правилами поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии. Практика. Выполнение практического задания «Мы едем, едем, едем» 3. Тема «Моя малая родина - мой дом» (22ч) Теория. История города. Герб, гимн города. Город в датах и фактах. Улицы, парки и скверы. Памятники и памятные места города. Административные здания и предприятия. Учреждения города. Выдающиеся люди города. Практика. Экскурсии по городу, в музеи. Выполнение творческих работ. 4. Тема «Северное трехречье» (21ч). 8 Теория. Понятие «Северное трехречье»: 4 района, 2 города и множество сел и деревень (город Котлас, город Коряжма, Котласский, Вилегодский, Красноборский и Ленский районы), река Вычегда, река Виледь, река Северная Двина. География. Достопримечательности. Сказочные бренды. Практика. Изучение карты, экскурсионные поездки, выполнение творческих работ. 5. Тема «Города – гордость области» (6ч) Теория. Города Архангельск, Северодвинск, Мирный . Практика. Интерактивное путешествие. Выполнение творческих работ. Изготовление поделки «Подводная лодка» Изготовление поделки «Космическая ракета» 6. Итоговое занятие (6ч). Квест-игра «Достопримечательности родной области» Подведение итогов за год. Итоговый контроль. Туристический поход Содержание программы 2 год обучения 1. Вводное занятие - 2 часа Теория. Повторение изученного. Режим занятий и правила поведения. Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Входной контроль . Практика. Разработка инструкции для туриста 2. Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» (9ч) Архангельская область – ворота в Арктику. Уникальная Арктика. Изготовление поделки «Северное сияние» 3. Тема «Особенности природы края» (16ч) География Архангельской области. Работа с картой Архангельской области (моря, реки, острова) Определение зверей, птиц, деревьев, ягод Изготовление поделок «Флора Архангельской области» Красная книга Архангельской области Изготовление поделок «Фауна Архангельской области» 4. Тема «Выдающиеся люди области» (6ч) М.Ломоносов, С.Писахов, Б.Шергин Посещение Ломоносовского зала в школе № 2 Посещение библиотеки 9 5. Тема «Семь чудес Архангельской области» (17ч) 7 чудес Архангельской области (Соловки, Малые Корелы, Пинежские пещеры, село Ломоносово, город Архангельск, Белое море, Каргополь и Сольвычегодск). Фотоальбомы «7 чудес Архангельской области» Викторина по итогам темы «7 чудес Архангельской области» 6. Тема «Национальные парки Архангельской области» (1ч) Национальные парки – понятие. Видео экскурсия. 7. Тема «Интересные факты об Архангельской области» (4ч) Первый морской порт, родина щепной птицы, архангельские «козули», белые ночи , холмогорская роспись. Виды росписей. Творческая работа 8. Тема «Памятные места и памятники Коряжмы» (7ч) Ломоносовский парк, Александровский парк, Парк на Театральной улице, Храм Святого Лонгина, площадь Ленина, Обелиск Славы. Достопримечательности города (СК «Олимп, ОУ, ДДТ, ДШИ ,ДСШ, ОА «ИЛИМ», химзавод. Экскурсия в музей КЦБК Коряжма в годы войны. Посещение музея Доблести и Славы Экскурсия к обелиску Славы 9. Итоговое занятие (2ч) Подведение итогов за год. Итоговый контроль (тест). Квест-игра. 10 Календарный учебный график 1 год обучения Месяц сентябрь Беседа, инструктаж Кол-во часов 1 сентябрь Беседа 1 сентябрь Практическое задание 2 сентябрь Лекция, беседа, демонстрация 1 Тема «Как составить свое путешествие» Этапы путешествия. Правила поведения в поездке. Знакомство с правилами поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии. Учебный кабинет Наблюдение, опрос сентябрь Лекция, беседа, демонстрация 1 Знакомство с этапами планирования путешествия: карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение Учебный кабинет Наблюдение, опрос сентябрь Практическая работа 1 Выполнение практического задания «Мы едем, едем, едем». Работа с картой, маршрут. Учебный кабинет Практическое задание октябрь Экскурсия 2 Экскурсия по проспекту Ленина Проспект Ленина Наблюдение, Опрос октябрь октябрь октябрь октябрь Беседа, демонстрация Беседа, демонстрация Практическая работа Беседа, демонстрация 1 1 2 2 Тема «Моя малая родина - мой дом». История города. Герб города. Создание герба города, аппликация Город в датах и фактах. Гимн города Учебный кабинет Учебный кабинет Опрос Опрос Учебный кабинет Учебный кабинет Практическая работа Беседа 1 2 Разучивание гимна Коряжмы Кедровая роща, история, значение Учебный кабинет Учебный кабинет 1 1 Экскурсия в храм Преподобного Лонгина Коряжемского Кедровая роща храм Кедровая роща Практ.зад. Наблюдение, опрос Практ.зад. Наблюдение, опрос опрос Наблюдение, ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь Число Время Форма занятия Практическая работа Экскурсия Тема Место проведения Формы контроля Вводное занятие, инструктаж: Знакомство с детьми. Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Режим занятий и правила поведения. Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Входной контроль. Разработка инструкции для туриста Учебный кабинет Входная диагностика, опрос Учебный кабинет Наблюдение, опрос Учебный кабинет Практическая работа ноябрь ноябрь ноябрь декабрь Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 1 2 Исследование деревьев, растущих в роще (кедр) Исследование деревьев, растущих в роще (липа) Исследование деревьев, растущих в роще (лиственница) Изготовление кедровой шишки (бумага, пластилин) Учебный кабинет Учебный кабинет опрос Практ.зад. Практ.зад. Учебный кабинет Практ.зад. Учебный кабинет декабрь Беседа, демонстрация 1 Кедровая шишка – символ города. Учебный кабинет декабрь Беседа, демонстрация 2 Посещение городского выставочного зала Выставочный зал декабрь Практическая работа 2 Конкурс рисунков и фотографий «Зимняя Коряжма» Учебный кабинет декабрь Экскурсия 1 Коряжма новогодняя Учебный кабинет январь Практическая работа 4 Учебный кабинет январь Лекция 2 Работа с картой Архангельской области, административное деление на районы Тема «Северное трехречье». Практическое задание Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Практическое задание Наблюдение, опрос Опрос. февраль февраль февраль февраль март Беседа, Практическая работа Беседа Практическая работа Беседа 2 2 2 1 2 Город Котлас, Котласский район, достопримечательности, Изготовление символа Котласа (Кот ласковый) Красноборский район, достопримечательности Изготовление поделки «Белый гриб» Ленский район, достопримечательности Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет март Практическая работа 2 Изготовление поделки «Проводы зимы» Учебный кабинет март Беседа 2 Вилегодский район, достопримечательности Учебный кабинет март Практическая работа 2 Изготовление поделки «Кошкин дом» Учебный кабинет апрель Экскурсия 4 Деревня Кошкино, Вилегодский район , центр «Кошкин дом» д.Кошкино апрель Беседа 2 Тема «Города - гордость области». Учебный кабинет апрель Беседа 1 Город Северодвинск. Учебный кабинет апрель Практическое задание 1 Изготовление поделки «Подводная лодка» Учебный кабинет 12 Учебный кабинет Учебный кабинет Практическое задание опрос Практ.зад. опрос Практ. Зад. Наблюдение, опрос Практическое задание Наблюдение, опрос Практическое задание Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Практическое май Беседа 1 Город Мирный Учебный кабинет май Беседа 1 Изготовление поделки «Космическая ракета» Учебный кабинет май Заключительное занятие Практическая работа 2 Квест-игра «Достопримечательности родной области» Учебный кабинет 4 Подведение итогов за год. Итоговый контроль. Туристический поход Учебный кабинет Итого 64 май 13 задание Наблюдение, опрос Практическое задание Практическое задание тест Календарный учебный график 2 год обучения Месяц Число Время Форма занятия сентябрь Беседа, инструктаж Кол-во часов 1 Тема Место проведения Формы контроля Вводное занятие, инструктаж: Уточнение интересов и пожеланий обучающихся. Режим занятий и правила поведения. Учебный кабинет Входная диагностика, опрос сентябрь Беседа 1 сентябрь Беседа, демонстрация 2 сентябрь Беседа, демонстрация 2 Польза и значение туризма и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Входной контроль. Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» Архангельская область – ворота в Арктику. Уникальная Арктика. Учебный кабинет Опрос, наблюдение Учебный кабинет Опрос, наблюдение Учебный кабинет Опрос, наблюдение сентябрь Практическая работа 1 Изготовление поделки «Северное сияние» Учебный кабинет Прак.работа октябрь Практическая работа 4 Учебный кабинет Практическое задание октябрь Беседа 4 География Архангельской области. Работа с картой Архангельской области (моря, реки, острова) Особенности природы края: растительный и животный мир. Учебный кабинет Опрос ноябрь ноябрь Практическая работа Практическая работа 3 5 Определение зверей, птиц, деревьев, ягод Изготовление поделок «Флора Архангельской области» Учебный кабинет Учебный кабинет тест Практическое задание декабрь Беседа 4 Красная книга Архангельской области Учебный кабинет опрос декабрь Практическая работа 3 Изготовление поделок «Фауна Архангельской области» Учебный кабинет Практическое задание декабрь Экскурсия 1 Коряжма новогодняя Учебный кабинет Наблюдение, опрос январь Беседа 2 Выдающиеся люди (М.Ломоносов, С.Писахов, Б.Шергин) Учебный кабинет опрос январь Экскурсия 2 Посещение Ломоносовского зала Школа №2 опрос 14 январь Экскурсия 2 Посещение библиотеки ЦБС викторина февраль Беседа, демонстрация 7 7 чудес Архангельской области (город Архангельск,Соловки, Малые Корелы) ЦБС Наблюдение, опрос март Беседа, демонстрация 7 Учебный кабинет Наблюдение, опрос апрель Практическая работа 1 7 чудес Архангельской области (Пинежские пещеры, село Ломоносово, Белое море, Каргополь и Сольвычегодск) Фотоальбомы «7 чудес Архангельской области» Учебный кабинет апрель апрель Практическая работа беседа 2 1 Викторина по итогам темы «7 чудес Архангельской области» Национальные парки Архангельской области ЦБС апрель Беседа 2 Учебный кабинет апрель Практическая работа 2 Интересные факты об Архангельской области ( Первый морской порт, родина щепной птицы, архангельские «козули», белые ночи , холмогорская роспись) Виды росписей Практическое задание викторина Наблюдение, опрос опрос Учебный кабинет Практическое задание май Беседа, экскурсия 2 Учебный кабинет Опрос, наблюдение май Беседа, экскурсия 2 Учебный кабинет Опрос, наблюдение май май май май Практическая работа Экскурсия Экскурсия Заключительное занятие итого 1 1 1 2 Парки и скверы. Памятники и памятные места города (Ломоносовский парк, Александровский парк, Парк на Театральной улице, Храм Святого Лонгина, площадь Ленина, Обелиск Славы) Выдающиеся люди города. Достопримечательности города (СК «Олимп, ОУ, ДДТ, ДШИ ,ДСШ, ОА «ИЛИМ», химзавод. Экскурсия в музей КЦБК Коряжма в годы войны. Посещение музея Доблести и Славы Экскурсия к обелиску Славы Подведение итогов за год. Квест-игра Итоговый контроль ИЛИМ Школа № 3 Обелиск Славы опрос опрос опрос тест 64 15 Учебный кабинет Учебный кабинет Условия реализации программы Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме. Кадровое обеспечение программы Педагог дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области туризма. Помещение и оборудование. Занятия проходят на базе общеобразовательных школ города, в музее МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы», МОУ «СОШ № 2», МОУ «СОШ № 3».Помещения для занятий соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям. Для успешной реализации программы создана соответствующая материально – техническая база и методическое обеспечение. В учебном кабинете находится все необходимое оборудование: Для реализации программы имеется учебный кабинет, оборудованный мебелью: № Наименование Кол-во 1 Стол ученический 8 2 Стол ученический 1 3 Стол учительский с приставкой под компьютер 1 4 Стулья 18 5 Книжный шкаф 2 6 Шкаф для оборудования 1 7 Стул учительский 1 8 Доска 1 В кабинете имеются следующие технических средств обучения (специального оборудования).Используется общее оборудование интерактивная доска, проектор; фотоаппарат, принтер, сканер; Методическое обеспечение программы. Видео, аудиоматериалы. Электронные ресурсы № Название 1 Диски с видеоматериалами по программе обучения 2 Кассеты с видеоматериалами 3 Диски с дидактическими материалами по программе обучения 4 Интернет –ресурсы:оф.группа в ВК «Открывая Север». Перечень наглядных пособий, дидактических материалов № Название 1 Наглядные учебные пособия «Времена года» 2 Наглядные учебные пособия «Грибы , ягоды» 3 Игра-путешествие « Ходилка –бродилка» 5 Карты , схемы по темам программы 6 Карты занятий по ориентированию Кол-во 10 3 10 Кол-во 2 2 1 12 16 7 8 Рабочие тетради по годам изучения материала Рабочие папки обучающихся 3 25 1. Учебно – методическая литература, 2. Дидактический материал 3. Контрольный блок (Перечень критериев и показателей качества образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и диагностических методик) 4. Подборка конкурсных заданий 5. Инструкции по правилам безопасности (по виду деятельности) 6. Справочно – информационные материалы 7. Видеоматериалы и презентации, карты 8. Перечень и подборка журналов, Список информационных ресурсов. Список литературы для педагога. 1. Федеральный закон от 24.11.1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». 2. Областной закон от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области». 3. Каталог «ТУРИЗМ. Архангельская область. С.Г. Писахову посвящается». 4. Материалы официального турпортала Архангельской области www.pomorland.travel (разделы «Как отдохнуть», «Что посмотреть», «Детско-юношеский туризм», «Где остановиться»). 5. Материалы совещаний по развитию детско-юношеского туризма в Архангельской области на сайте агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области www.pomorland.pro в разделе «Мероприятия – Рекламные туры, презентации». 6. Морянка Краеведческий курс. Учебно – методическое пособие для учителя. Архангельск 2012 год. Список литературы для обучающихся. 1. Альбом – путеводитель «Сольвычегодск» - три квадрата, Москва 2015г. 2.Белов В. «Лад. Очерки о народной эстетике» - 2-е изд. – М.: мол.гвардия,1989г.-420с.,ил. 3. Бурчевский В.Н. «Ремесло за плечами не виснет» - Архангельск: ОАО ИПП «Правда Севера», 2006. – 411с: ил. 4. Ноговицын В. «У Соли Вычегодской» г. Котлас, 1992г. 5. Овсянников О.В. «Сольвычегодск» Северо-западное книжное издательство 1973 г. г. Архангельск. 6. Каталог «Ткани и одежды Поморья» Изд. «Правда Севера», 2000г. 7. «Сокровища Сольвычегодска» Изд. компания «Гранд – Холдинг», 2010г. 8. История Архангельской области. Книга для детей и их родителей. «Правда Севера», 2006г 9. Природа Архангельской области. ОАО «Издательско – полиграфическое предприятие «Правда Севера» Интернет- ресурсы Материалы сайта Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru 17 Приложение Оценочные материалы. Первый год обучения. Тема «Как составить своё путешествие» 1. Теория. Решить тест. Выбрать правильные ответы. 2. Практика. Уметь работать с картой маршрута. Тест «Ориентирование на местности» Вопрос № 1 Ориентирование на местности это? А) Определение своего местоположения и направления пути. Б) Перемещение в доме. В) Передвижение в общественном транспорте. Вопрос № 2 Компас-это? А) Рисунок, где изображены правила поведения учащихся в школе Б) Прибор для определения сторон горизонта В) Памятка в рабочей тетради Вопрос № 3 Горизонт-это? А) Изображение леса Б) Изображение водоема В) Земная поверхность , которую мы видим вокруг себя Вопрос № 4 Если встать лицом на север, то сзади будет? А) Восток Б) Запад В) Юг Вопрос № 5 Если встать лицом на запад, то справа будет? А) Восток Б) Север В) Юг Вопрос № 6 Если встать лицом на юг, то слева будет? А) Запад Б) Восток В) Север Вопрос № 7 Как определить стороны света в безлунную погоду? А) По часам Б) По луне В) По Полярной звезде Вопрос № 8 В солнечный полдень тень указывает на: А) Юг Б) Север В) Восток Вопрос № 9 Назовите условные обозначения: А) Б) В) 18 Топографическая Ответы 1) А 2) Б 3) В 4) В 5) Б 6) Б 7) В 8) Б 9) ВЫРУБКИ, БОЛОТА, ЛУГА. Тема « Моя малая родина» 1. Теория. Назвать достопримечательности. 2. Практика. Работа с картой города Коряжмы. № 1. № 2. № 3. № 4. № 5. № 6. № 7. № 8. 19 Тема «Северное трехречье» 1. Теория. Заполнить таблицу «Символика Северного Трехречья». Назвать логотип, характеризующий муниципалитет. 2. Практика. Уметь ориентироваться на карте Северного Трехречья. Логотип Название района или города Коряжма Пояснение Кедровая шишка, символизирующая кедровую рощу. Котлас Железные дороги. Здесь все пути Северного Трехречья: автомобильные, железнодорожные, туристические. Ленский район Снежинка, ассоциативно ведущая к Матушке Зиме. Красноборский район Птица Сирин, исполненная в традиционной технике знаменитой местной росписи. Котласский район Береста. Именно берестяными лодками знамениты эти места. Вилегодский район Цветок льна, напоминающий то народных промыслах. 20 Тема «Города - гордость области». 1. Теория: Вписать в кроссворд города Архангельской области. 2. Практика: Составить презентацию города Архангельской области. 21 Приложение Оценочные материалы. Второй год обучения. Тема «Удивительное и интересное в Архангельской области» 1. Теория. Тесты «Архангельская область». 2. Практика. Создание фотоальбома (презентации) по выбору. Темы: «Особенности природы родного края», «Выдающиеся люди края», «7 чудес Архангельской области». № 1 Вопрос Укажите флаг Архангельской области Варианты ответа А) Б) 2 Кто основал город Архангельск? 3 В какой федеральный округ входит Архангельская область? 4 Какой код субъекта Российской федерации имеет Архангельская область? Каково смещение часового пояса Архангельской области от московского времени? Назовите самую большую реку, протекающую через территорию Архангельской области? Назовите второй по величине город Архангельской области. А) Иван Грозный Б) Петр Первый В) Екатерина Вторая А) Центральный федеральный округ Б) Северо-Западный федеральный округ В) Приволжский федеральный округ А) 21 Б) 29 В) 39 А) 0 часов Б) 1 час В) 2 часа А) Онега Б) Вычегда В) Северная Двина А) Котлас Б) Северодвинск В) Новодвинск А) Врангеля, Вайгач, Новосибирские Б) Вайгач, Колгуев, Земля Франца Иосифа В) Колгуев, Медвежий, Северная земля А) Степь, смешанные леса, тайга Б) Смешанные леса, тайга, тундра В) Тайга, тундра, арктические пустыни А) Морж Б) Олень В) Тюлень 5 6 7 8 Эти острова относятся к Архангельской области. Выберите правильный ответ. 9 В каких природных зонах лежит Архангельская область? 10 В 2010 году в Архангельске был установлен памятник животному , спасшему город от голода во в время Великой Отечественной войны. Что это за животное? Животные и птицы Водится в Архангельской области Белый медведь Сапсан Нерпа Горная ласточка Пингвин 22 В) Занесен в Красную книгу Волк Зубр Бородатая несыть Снегирь Сайгак Лось Серый журавль Тушканчик Гренландский кит Северный олень Красная гагара Колибри Куропатка Бурый медведь Бурундук Беркут Рысь Перепел Куница Рябчик Орлан-белохвост Тетерев Морж № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вопрос Ответ Перечислите районы Архангельской области. Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области. С какими республиками и областями граничит Архангельская область? Назовите 2 национальных парка Архангельской области. Название поморов, которое они получили изза любви к одной рыбе. Река, которая сливается с малой Двиной в районе города Котлас. Курорт юга области, который славится уникальными целебными водами. 23