Программа воспитания ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы» (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Методические рекомендации «Примерной программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, ФЗ от 31.07. 2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22.09. 2021 № 652н), Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р), Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год), Стратегия развития воспитания до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2021 № 996-р). Данная Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. Программа является обязательной частью образовательных программ учреждения и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности учреждения. Особенности воспитательного процесса учреждения Свою историю многопрофильное учреждение ведет с 14 декабря 1967 года, сначала как Дворец пионеров, с 1992 года как Дом детского творчества. В 2014 году учреждение реорганизовано в филиал дополнительного образования детей «Дом детского творчества» муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Коряжмы». Учреждение имеет в структуре клубы технического творчества: - Клуб «Корчагинец», ул. Космонавтов, д. 4А; - клуб «Парус», ул. Советская, д. 15; - картинг-клуб, ул. Набережная имени Н. Островского, д. 16, строение 1; - кружок «Радиоконструирование», ул. Пушкина, д. 13, корпус 1, помещение 1. На основании распоряжения Министерства образования и науки Архангельской области от 16 июля 2019 №1109 Дом детского творчества города Коряжмы определен технозоной Детского Арктического Технопарка Архангельской области. В учреждении реализуются образовательные программы по 6 направленностям: художественной, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной, технической, туристско-краеведческой, естественнонаучной. Процесс воспитания в учреждении основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации, ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников, реализация процесса воспитания строится главным образом через создание в учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительным отношением друг к другу, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся, системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые общие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников, важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов, создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора), в проведении общих дел отсутствует соревновательность между объединениями, поощряется конструктивное взаимодействие между объединениями и обучающимися, а также их социальная активность, педагогические работники ориентированы на формирование коллективов в рамках кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений, ключевой фигурой воспитания является педагог дополнительного образования, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Цель и задачи воспитания В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является: самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему самоопределению и саморазвитию – являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем возрастным уровням: 1. В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в учреждении педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социальнозначимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социальнозначимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. Знание социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста, поскольку облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально - значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально-значимых отношений обучающихся. 3. В воспитании детей юношеского возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшим обучающим поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в учреждении. Важно, чтобы этот опыт оказался социально-значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Выделение в общей цели воспитания приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Задачи программы: 1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество. С учётом направления деятельности по программам: знание истории и культуры России, сохранения памяти предков; традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России; сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде; ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества; экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов; сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным; познавательных интересов в разных областях знания, представлений о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники; навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности; навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений. 2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям. С учётом направления деятельности по программам: российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем; готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа; принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности; деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности; уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и традиционныхроссийских религий, уважения к старшим, к людям труда; установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержку нуждающихся в помощи; ориентации на создание устойчивой семьи на основе традиционных семейных ценностей народов России, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности; уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию; восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве; установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своихвозможностей и здоровья; установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда; уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях; понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовностиучиться и трудиться в современном российском обществе; понимания значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении безопасности народа России и Российского государства. 3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний. С учётом направления деятельности по программам: опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и правопорядка; навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям; применения научных знаний для рационального природопользования, снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы, окружающей среды; опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным; навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности; навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений; опыта социально значимой деятельности в волонтёрском движении, экологических, гражданских, патриотических, историко - краеведческих, художественных, производственнотехнических, научно-исследовательских, туристских, физкультурно-спортивных и др. объединениях, акциях, программах; опыта обучения такой деятельности других людей. Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемыерезультаты): для программ социально-гуманитарной направленности: готовность к защите Российского Отечества; осознанное отношение к необходимости выполнения гражданских обязанностей; гражданское участие в жизни своего поселения; неприятие дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; формирование национального, этнокультурного самосознания; ценностное отношение к отечественной культуре; уважение к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способность к командной деятельности; готовность к анализу и представлению своей нравственной позиции; воспитаниеволи, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; формирование опыта социально значимой деятельности и др. для программ туристско-краеведческой направленности: формирование ценностного отношения к региональной и местнойкультуре; воспитание уважения к историческому и культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам Отечества; воспитание уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов России; воспитание культуры общения, взаимопомощи; формирование эстетической культуры; формирование трудолюбия и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда; воспитание экологической культуры, формирование навыков охраны природы, сбережения природных ресурсов; формирование стремления и умения применять научные знания в природной среде; формирование личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе; формирование опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным; формирование стремления к заботе о своём здоровье и здоровье окружающих людей; формирование способности видеть и реагировать на угрозы безопасности; готовность брать на себя ответственность за достижение общих целей; воспитание настойчивости, последовательности, принципиальности; воли, упорства, дисциплинированности в туристической деятельности; готовность к анализу и реализации своей нравственной позиции наоснове российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственныхценностей народов России и др. для программ физкультурно-спортивной направленности: понимание ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; формирование навыков безопасного поведения; формирование культуры самоконтроля своего физического состояния; формирование стремления к соблюдению норм спортивной этики; воспитание уважения к старшим, наставникам; формирование дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; осознание ценности физической культуры, эстетики спорта; развитие интереса к спортивным достижениям и традициям, к историироссийского и мирового спорта и спортивных достижений; формирование стремления к командному взаимодействию, к общейпобеде и др. для программ естественно-научной направленности: развитие интереса к науке, к истории естествознания; развитие познавательных интересов, ценностей научного познания; формирование понимания значения науки в жизни российского общества; развитие интереса к личностям деятелей российской и мировой науки; осознание ценностей научной этики, объективности; формирование понимания личной и общественной ответственности учёного, исследователя; развитие стремления к достижению общественного блага посредством познания, исследовательской деятельности; воспитание уважения к научным достижениям российских учёных; понимание ценностей рационального природопользования; формирование опыта участия в значимых научно-исследовательскихпроектах; формирование воли, дисциплинированности в исследовательскойдеятельности и др. для программ технической направленности: развитие интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли; понимание значения техники в жизни российского общества; развития интереса к личностям конструкторов, организаторов производства; осознание ценностей авторства и участия в техническом творчестве; формирование навыков определения достоверности и этики технических идей; формирование отношения к влиянию технических процессов на природу; осознание ценностей технической безопасности и контроля; формирование отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона; воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков; формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализациипроектов; формирование опыта участия в технических проектах и их оценки и др. для программ художественной направленности: воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; развитие восприимчивости к разным видам искусства; развитие интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; развитие ответственности; формирование воли и дисциплинированности в творческой деятельности; формирование опыта представления в работах российских традиционных духовно- нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; формирование опыта художественного творчества как социально деятельности. значимой Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в учреждении интересную и событийно-насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения обучающихся. Виды, формы и содержание деятельности Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Однако не стоит забывать, что воспитание — это процесс всестороннего развития личности за счет создания благоприятных для этого условий. Оно не разделяется по направлениям, а реализуется целостно. Модуль «Учебное занятие» Основной формой воспитательной деятельности в детских объединениях является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентиры; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Реализация педагогами учреждения воспитательного потенциала занятия предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; использование воспитательных возможностей содержания программы дополнительного образования через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении; применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Ключевые образовательные события» Ключевые образовательные события – это главные традиционные общие мероприятия, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел и мероприятий, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в учреждении используются следующие формы работы: На городском уровне и уровне учреждения: познавательно-развивающая деятельность (профилактические беседы, игры, круглые столы, диспуты, конференции); социальные проекты и акции – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; открытые дискуссионные площадки: общие родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы; спортивно-оздоровительная деятельность: Дни здоровья, спортивные соревнования, тематические мероприятия по спорту; досугово-развлекательная деятельность: праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День Матери, День Учителя, День защитника Отечества, День Победы и др.; летние оздоровительные программы; познавательно-развлекательные программы; фестивальная деятельность. На уровне творческих объединений: выбор и делегирование представителей творческих объединений в актив учреждения, ответственных за подготовку общих ключевых дел; участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел; проведение в рамках творческого объединения итогового анализа детьми общих ключевых дел, участие представителей творческих объединений в итоговом анализе проведенных дел. На индивидуальном уровне: вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими ребятами, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Руководство творческим объединением, секцией, клубом» Осуществляя работу с объединением, педагог организует работу с коллективом; индивидуальную работу с обучающимися объединения; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с коллективом объединения: инициирование и поддержка участия объединения в общих ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися объединения (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, патриотической, творческой, профориентационной направленностей), позволяющая с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые руководителями объединений и родителями; «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни объединения; выработка совместно с обучающимися законов объединения, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в учреждении. Индивидуальная работа с обучающимися: изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися объединения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в объединении. Работа с педагогами учреждения: регулярные консультации заместителя руководителя учреждения по учебно – воспитательной работе с педагогами учреждения, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между педагогами и обучающимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем объединений и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; привлечение педагогов учреждения к участию в делах объединения, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от занятий, обстановке; привлечение педагогов учреждения к участию в родительских собраниях для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом; помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; создание и организация работы родительских активов объединения, участвующих в управлении учреждения дополнительного образования и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел объединения. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в учреждении помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку обучающимся младшего и подросткового возраста не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление. Детское самоуправление в учреждении осуществляется следующим образом на уровне учреждения: через деятельность Совета учреждения создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; на уровне объединений: через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся объединений старост, представляющих интересы объединений в общих делах учреждения и призванных координировать его работу с работой Совета учреждения и руководителей объединений; на индивидуальном уровне: через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общих дел учреждения и дел объединений; через реализацию функций обучающимися, отвечающими за различные направления работы в объединении. Модуль «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживания, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: ежегодные походы на природу, организуемые в объединении их руководителями и родителями, в течение учебного года в виде воспитательных мероприятий; выездные экскурсии в музей, на предприятие, на представления в кинотеатр, цирк и т.д. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; экскурсии на предприятия города; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых занятий. Модуль «Медиа учреждения» Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа учреждения реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: интернет-группа учреждения – разновозрастное сообщество обучающихся, педагогов, родителей, поддерживающее интернет-сайт учреждения и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к учреждению, информационного продвижения ценностей учреждения и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для учреждения вопросы. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения дополнительного образования, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком учреждения дополнительного образования. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой учреждения как: благоустройство учебных кабинетов и помещений, осуществляемое руководителями объединений совместно с обучающимися своих объединений, позволяющее обучающимся проявить свою фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения руководителя объединения со своими детьми; событийное оформление пространства при проведении конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.); акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях учреждения, его традициях, правилах. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: родительский комитет, участвующий в управлении учреждения и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации руководителей объединений и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения, сообщества в социальной сети: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, новости учреждения; социологический опрос и анкетирование родителей. На индивидуальном уровне: обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий и мероприятий в объединениях воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Модуль «Профилактическая работа» В учреждении реализуются следующие направления профилактической работы: детский дорожно-транспортный травматизм; профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения; профилактическая работа по предупреждению жестокого обращения с детьми; профилактика безнадзорности и правонарушений; профилактика суицидального поведения; интернет-безопасность; профилактика экстремизма. Профилактическая работа осуществляется через: На муниципальном уровне: планирование системы мероприятий, совместно с специалистами государственных учреждений (ОМВД, ЛОВДТ, ГИБДД, ФПС и т.д.), направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних, формирование основ законопослушного поведения обучающихся; проведение мероприятий, соревнований, акций «Безопасное колесо», «Молодежь против террора», «Дорожный калейдоскоп» и т.д.; размещение на сайте, в социальных сетях нормативных, методических, справочных материалов по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и экстремизма среди несовершеннолетних. На уровне учреждения: организацию правового представителей); просвещения обучающихся и родителей (законных консультативную поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в образовательной и социальной адаптации; информирование администрации и педагогов учреждения о семьях, которым необходима индивидуальная профилактическая помощь; проведение родительских собраний, занятий по правовому просвещению педагогов и родителей обучающихся; консультации педагогов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изменениях в законодательстве; проведение мини-педсоветов (совещаний, рабочих встреч), направленных на решение конкретных проблем в детских объединениях, отдельных обучающихся; привлечение педагогов к участию в профилактических мероприятиях для обучающихся и их родителей; размещение информации в помещениях учреждения, касающейся вопросов правового просвещения, в том числе памяток, буклетов. На уровне детских объединений: участие и организация тематических мероприятий, соревнований, конкурсов рисунков; беседы по профилактике негативных явлений в молодежной среде с привлечением специалистов; составление «маршрутов безопасности» для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста; проведение разъяснительной работы о последствиях при совершении правонарушений; привлечение родителей (законных представителей) к совместной организации досуговой деятельности обучающихся. На индивидуальном уровне: работа с неблагополучными семьями; выявление обучающихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и работа с ними; индивидуальные профилактические беседы; индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в социализации, вовлечению в социально – полезную деятельность, в трудоустройстве, организации позитивной досуговой деятельности; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ воспитательной работы, организуемый в учреждении, осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого учреждения. В качестве экспертов выступают: руководитель, заместители руководителя, педагоги дополнительного образования учреждения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в учреждении являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором учреждение участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в учреждении воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающегося каждого объединения. Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с руководителем учреждения с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения педагогов или педагогическом совете учреждения. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика. Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся анализируется также на основании независимых оценочных процедур (высокий уровень мотивации обучающихся к участию в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, проектной, фестивальной, волонтерской деятельности, низкий процент заболеваемости и пропусков занятий, отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма). Выявленные проблемы У некоторых обучающихся существуют проблемы в отношении к обучению и формулированию целей и мотивов к самоопределению, в том числе и профессиональному Пути решения проблем Повышенное внимание к качеству реализации модулей: «Работа с родителями» и «Профориентация» программы воспитания Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2.Воспитательная деятельность педагогов Подавляющее большинство педагогов имеют квалификационные категории. Педагоги не испытывают затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности. Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для обучающихся детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются доверительные отношения с обучающимися. Руководители объединений стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми. Выявленные проблемы Пути решения проблем - развитие системы взаимного наставничества педагогов старшего возраста, с одной стороны, и Недостаточный уровень молодых педагогов с другой стороны, сформированности у молодых направленной на преодоление профессиональных педагогов компетенций в сфере дефицитов в воспитательной работе; организации воспитательной работы в - высокая мотивация педагогов старше 30 лет к объединении; освоению компетенций по использованию в - высока доля педагогов старше 30 лет воспитательной работе возможностей информационных систем, виртуального пространства, интернет-технологий 3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Отсутствие вакансий. Воспитательная деятельность сопровождается достаточным нормативным обеспечением. Педагоги имеют чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в учреждении, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности. Администрацией учреждения создаются условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания путем повышения квалификации в рамках курсовой подготовки. Педагоги поощряются администрацией учреждения за хорошую воспитательную работу с обучающимися (через стимулирующие выплаты). Выявленные проблемы Пути решения проблем - выявление профессиональных дефицитов - доминирование традиционных подходов к педагогов в сфере коммуникации с процессу воспитания, иногда приводящим к подрастающим поколением и разработка росту непонимания между педагогами и программы, направленной на преодоление обучающимися в организации воспитательной выявленных затруднений в воспитательной деятельности; работе; - отсутствие заинтересованности у педагогов в -развитие системы стимулирования реализации инновационных проектов в сфере инновационной деятельности педагогов в воспитания области воспитания 4.Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации В образовательной организации имеются необходимые условия для образовательной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительному образованию, СанПин. Существующая база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды образовательной организации является основой, на которой каждый талантливый, творческий ребенок может воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня. Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть решены посредством реализации программы воспитания. Это повлечёт за собой развитие инновационного потенциала и организационной культуры образовательного учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых, творческих детей как основы совершенствования качества результатов деятельности учреждения.