1 год Вальс Коровинская 2 часа

2

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вальс» (далее Программа) имеет художественную направленность и
разработана для детей 14-17 лет. Программа направлена на всестороннее
гармоничное развитие обучающихся, на развитие художественного вкуса,
художественных
способностей
и
склонностей
обучающихся
к
хореографическому искусству. Научить обучающихся воспринимать красоту
форм, линий, звуков, движений – это значит сделать его лучше, глубже,
содержательнее. Творческая деятельность обучающихся в структуре танца
позволяет формировать качества личности, которые оптимально развиваются
в
танце.
Это
эмоциональное,
интеллектуальное,
физическое,
коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое
достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вальс» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
• Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»,
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
• Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. № 652н),
•
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ
(приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
• Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.
3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28),
• Уставом учреждения и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и
спецификой работы учреждения.

3

Актуальность программы.
Социальный заказ. Данная программа подразумевает изучение
различных видов вальса, в т.ч. школьного, венского, кадетского, выпускного
и др. к воспитательным мероприятиям школьной программы.
Воспитание школьников на лучших образцах классического, бального и
эстрадного танцев развивает у детей высокий художественный вкус.
Занятия хореографией формируют правильную осанку, прививают
основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают
представление об актерском мастерстве.
Актуальность программы заключается в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на
эффективную подготовку школьников к Выпускному вечеру, укреплению
физического здоровья и соответствует социальному заказу общества.
На основании результатов анализа образовательной деятельности
объединения за прошлые учебные года был сделан вывод о
необходимости продолжения успешной деятельности в рамках сетевого
взаимодействия.
Программа реализуется на базе общеобразовательных учреждений в
рамках сетевого взаимодействия.
Цель программы – развитие творческих способностей, общей культуры
обучающихся, посредством знакомства и изучения разных видов вальса, а
также формирование культуры здорового образа жизни обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение навыкам правильного и выразительного движения в области
бальной хореографии;
- обучение основным движениям танца «Вальс»;
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие:
- развитие физических данных ребенка, улучшение координации
движений;
- развитие у детей музыкально-ритмических навыков;
- развитие у детей активности и самостоятельности общения;
воспитательные:
- формирование общей культуры личности ребенка;
- формирование потребности здорового образа жизни;
- формирование эстетического вкуса.
Воспитательная деятельность
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий обучающиеся: усваивают
необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают

4

опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации. Так же очень важно, привлекать
детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой
информации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия конкурсы, игры способствуют закреплению
ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе общеобразовательных
учреждений в рамках сетевого взаимодействия, в соответствии с нормами и
правилами работы учреждения. Для достижения задач воспитания при
реализации образовательной программы (Приложение 2) в учреждении
создаются и поддерживаются все необходимые условия физической
безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется
следующими методами:
- педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
- отзывы, опросы родителей, анкетирование родителей и детей, которые
предоставляют возможность косвенной оценки достижения целевых
ориентиров воспитания по программе в процессе и по итогам реализации
программы, оценки личностных результатов участия детей в разнообразной
деятельности по программе).
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на
получение общего представления о воспитательных результатах реализации

5

программы. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых
ориентиров воспитания, используется для планирования дальнейшей работы
педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с
помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя
уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий
уровень. (Приложение 3). По итогам оценки заполняется протокол о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания.
(Приложение 4).
Отличительными особенностями программы состоит в отсутствии
первоначальных танцевальных навыков вальса у большей части
обучающихся. На занятиях применён коллективный способ обучения, при
котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах,
когда каждый учит каждого. Результат достигается при условии желания
детей украсить вальсом мероприятия воспитательной школьной программы,
выпускной вечер, праздник «Последнего звонка», самостоятельного выбора
обучающимися заинтересовавшего их музыкального сопровождения танца,
организации детьми самостоятельных репетиций между занятиями в
свободное время по отработке изученных элементов вальса.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Вальс» – всестороннее
развитие личности ребенка, привитие ему любви к различным видам вальса.
Ориентация обучающегося на приобщение к танцевально-музыкальной
культуре своей Родины, применение полученных знаний, умений и навыков
хореографического творчества в повседневной жизни ученика школы,
улучшение своего образовательного уровня, на создание коллективного
творческого продукта.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и
воспитанию, обучающиеся приобретают общую эстетическую и
танцевальную культуру. А развитие танцевальных и музыкальных
способностей помогает более тонкому восприятию хореографического
искусства.
Особенности организации образовательного процесса
Программа состоит из отдельных разделов, но в связи со спецификой
обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На
одном и том же занятии происходит изучение элементов танца
(одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и
изучаются движения массового танца.
Специфика обучения хореографии связана с систематической
физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать
указания педагога, слушать музыку, запоминать и отрабатывать различные
движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального

6

подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип
личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на
разных аспектах задания.
Ведущими методами обучения детей хореографии являются: наглядная
демонстрация формируемых навыков (показ движений); словесное
объяснение методики исполнения движения; демонстрация наглядных
пособий, видеоматериала.
Большое внимание уделяется выразительности, эмоциональности и
характерности исполнения движений и танцевальных комбинаций.
Основные принципы построения программы.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими
закономерностями возрастного развития.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной
познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие
других.
Систематичность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебнозначимых функций, следование от простых и доступных заданий к более
сложным,
комплексным.
Цикличность
повторения
материала,
позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации заданий.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в
процессе занятий, способствует оптимизации занятий, повышению
эффективности. В противном случае у обучающихся снижается интерес к
занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению
трудностей.
Взаимодействие
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на
создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка.
Сознательность и активность
Осмысление овладения техникой танца, заинтересованности и
творческого отношения к решению поставленных задач.
Характеристика обучающихся по программе
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вальс»
предназначена для детей 14-17 лет.
Этот возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка и
физиологической перестройкой всего организма. У подростка возникает
чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена настроения,
быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно быть осторожным и
деликатным в своих высказываниях, не подчеркивать значение результата и
не сомневаться в возможностях ребенка. Надо завоевать их уважение,
подростки начинают ценить волевые качества, ум, характер,

7

профессионализм педагога. Этот возраст отличается активностью и
восприимчивостью, детям свойственно стремление к действию,
выполнению задания. Если у них есть опыт занятиями танцами, то им легче
дается разучивания движений, а если ребенок только начинает заниматься,
то настойчивость, работоспособность помогают ему быстро нагнать
сверстников. Если старшеклассники занимаются с увлечением и
настойчивостью, занятия проводятся более углубленно.
В коллектив дети принимаются при наличии положительного
заключения врача об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Рекомендуемая наполняемость и уровень подготовки групп:
12-15 чел. – могут формироваться с начальной подготовкой и для детей
без подготовки.
Группы формируются в начале учебного года по возрастам по
добровольно – заявительному принципу, возможен разнополый состав групп.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год
– 68 часов.
В программу вводится теоретический материал, соответствующий
содержанию 6 разделов:
1)
«Вводное занятие» – дети знакомятся с хореографией как видом
искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.
2)
«Элементы бальной хореографии» - знакомит обучающихся с
основными танцевальными стилями и техниками, характерными для бальных
танцев. В процессе обучения объясняются ключевые элементы, включая
правильную осанку, партнерство и ритмическое движение, что способствует
развитию выразительности и координации в танце.
3)
«Вальс» – знакомит старшеклассников с основами классического
бального танца. Объясняет основные элементы вальса, такие как ритм,
техника исполнения и взаимодействие партнеров, что способствует развитию
координации и эстетического восприятия. Учит старшеклассников не только
основам танцевального мастерства, но и умению работать в паре, развивая
навыки взаимодействия и коммуникации.
4)
«Постановочная и репетиционная работа» – знакомство с
композицией танца, отработка танцевальных движений.
5) Итоговое занятие.
Формы и режим занятий по программе
Программой предусмотрена очная форма обучения.
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 1 раз
в неделю по 2 академических часа.
Возможна работа в дистанционном режиме, что позволяет оперативно
оказывать индивидуальную помощь обучающимся по освоению отдельных
тем или разделов программы в режиме диспансеризации, самоизоляции, а

8

также при углубленном изучении предмета с помощью дистанционных форм
работы.
Формы организации занятий:
 групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа.
Педагог непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя
возможность для творческого развития личности в коллективе. На групповых
занятиях, как правило, изучаются новые движения, массовые танцы;
 подгрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 5 до 10
детей. Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций,
танцевальных номеров или для работы с отстающими учениками;
 репетиционные – это занятия, которые необходимы для отработки и
повторения танцевальных номеров к концерту. На репетицию приглашаются
только исполнители танца и дублеры. Репетиция состоит из разминки и
основной репетиционной деятельности, назначается в урочное или
внеурочное время, удобное для педагога и исполнителей.
Основные методы обучения: качественный показ; словесное (образное)
объяснение; сравнение; контраст; повторение.
Структура занятия
Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной
программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и
заключительную.
Подготовительная часть – сообщение темы и цели занятия,
актуализация опорных навыков и умений обучающихся, начальная мотивация
деятельности.
Основная часть – освоение нового материала, обобщение и
систематизация, полученных знаний, выполнение практического задания.
Заключительная часть – подведение итогов, поощрение.
С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое
движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно
исполняться в такт музыке.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является
выразительность лица и рук, поэтому с первого занятия нужно обращать
внимание детей на активность мышц лица и пластику рук.
Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно
должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой
части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок,
характер.
Ожидаемые результаты и форма их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Вальс» после освоения программы ожидаются следующие
результаты.

9

У обучающихся будет сформировано представление об основах
хореографии, будет заметна культура общения и поведения в группе.
Развиты (в возрастных пределах) личностные качества – самостоятельность,
ответственность, аккуратность чувствительность и точность в координации
движений, чувство ритма.
Результаты программы:
Обучающие результаты:
1. Обучающиеся овладеют правильной техникой и выразительностью
движений в области бальной хореографии, что позволит им уверенно
исполнять вальс и другие танцы.
2. Дети научатся выполнять основные шаги и фигуры вальса, что
создаст основу для дальнейшего изучения более сложных танцевальных
элементов.
3. Обучающиеся разовьют навыки самоконтроля и взаимоконтроля,
научатся эффективно работать как в паре, так и в группе.
Развивающие результаты:
1. Дети улучшат координацию движений, гибкость и общую
физическую подготовку, что положительно скажется на их здоровье.
2. Обучающиеся разовьют чувство ритма и музыкальность, это
позволит им лучше воспринимать музыку и адаптировать в дальнейшем
свои движения к различным музыкальным стилям.
3. Дети станут более активными в общении, научатся выражать свои
мысли и чувства через танец, а также взаимодействовать с другими
участниками.
Воспитательные результаты:
1. Обучающиеся начнут осознавать важность физической активности
для поддержания здоровья и сформируют привычку вести здоровый образ
жизни.
2. Занятия помогут детям развить эстетическое восприятие искусства
танца, что будет способствовать формированию их художественного вкуса.
Таким образом, программа обучения бальной хореографии не только
развивает танцевальные навыки обучающихся, но и способствует их
всестороннему развитию как личностей.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста
обучающихся, является руководитель объединения с помощью метода
наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Контроль знаний и умений обучающихся проводится на итоговых
занятиях 1 раз в полугодие.
Формой итоговой работы по реализации программы может служить
публичное выступление обучающихся в конце года: показательное
выступление на выпускном вечере в школе и на «Последнем звонке».

10

Диагностика результатов обучения по программе проводится 3 раза за
период обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года,
промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года
(раздела/модуля), итоговая диагностика - в конце обучения по программе.
При поступлении в объединение новых обучающихся на второй или третий
год обучения с ними проводится входная диагностика в индивидуальном
порядке.
Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале. Входная
диагностика:
1 балл
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.
• Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении
задания)
• Или/и затрудняется в применении простых приемов работы,
доступных данному возрасту.
2 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной
степени.
• Обладает навыками правильного использования
инструментов/материалов начальной степени.
• Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном
возрасте. 3 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной
степени.
• Обладает
навыками
правильного
и
быстрого
использования инструментов/материалов.
• Правильно использует простые и сложные приемы работы,
доступные в данном возрасте.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль. Входной контроль диагностирует имеющиеся
у обучающихся знания и умения. Он проводится в форме просмотра
выполнения обучающимися упражнений. В ходе текущего контроля
оценивается качество усвоения материала в течение учебного года путем
выполнения заданий и опроса. В конце обучения предусмотрен итоговый
контроль.
№
Предмет оценки
п/п (образовательные результаты)
1.
Знание танцевальных
элементов и их сочетаний
2.
Знание требований к
внешнему виду на занятиях

3.

Знание единых требований к

Критерии оценки
Полнота
Осознанность
Полнота
Осознанность
Аккуратность
Чистота
Полнота

Оценочные
процедуры
Устный опрос

Частота оценки
По мере изучения

Наблюдение

На каждом
занятии

Устный опрос,

По мере

11

4.
5.

7.

8.

правилам поведения
обучающихся в
хореографическом классе и на
сцене.
Знание музыкального темпа и
характера музыки
Умение воспроизводить
заданный ритмический
рисунок
Умение ориентироваться в
пространстве
Умение танцевать в группе

Осознанность

наблюдение

необходимости

Полнота
Осознанность
Правильность
Завершенность

Устный опрос

3 раза в год

Проверочная
работа

3 раза в год

Правильность
Завершенность
Самостоятельность
Правильность
Самостоятельность

Наблюдение

3 раза в год

Итоговое занятие
1 раз в год.
(показательное
выступление
перед родителями)

Оценочные материалы:
Оценочные материалы представлены в виде итогового теста и методик
изучения удовлетворенности обучением (см. Приложение 1).
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Количество
часов

Тема занятия
Вводное занятие
Элементы бальной хореографии
Вальс
Постановочная и репетиционная работа
Итоговое занятие
Всего:

2
15
30
19
2
68

1.8 Учебно-тематический план программы
№
п/п

Тема занятия

Количество часов
1 уч. год
теория

1.

2.

Вводное занятие – дети знакомятся с
хореографией как видом искусства, с
правилами поведения в танцевальном классе
и формой одежды.
Элементы бальной хореографии - знакомит
обучающихся с основными танцевальными
стилями и техниками, характерными для
бальных танцев. В процессе обучения
объясняются ключевые элементы, включая

Формы контроля

практика
Входной контроль

1

5

1

10

Устный опрос
Полугодовая
проверочная работа

12

3.

4.

5.

правильную осанку, партнерство и
ритмическое движение, что способствует
развитию выразительности и координации в
танце.
Вальс – знакомит старшеклассников с
основами классического бального танца.
Объясняет основные элементы вальса, такие
как
ритм,
техника
исполнения
и
взаимодействие партнеров, что способствует
развитию координации и эстетического
восприятия. Учит старшеклассников не
только основам танцевального мастерства, но
и умению работать в паре, развивая навыки
взаимодействия и коммуникации.
Постановочная и репетиционная работа –
знакомство с композицией танца, отработка
танцевальных движений.
Итоговое занятие - практические умения и
навыки проверяются в форме выступления на
выпускном балу и последнем звонке.
Всего:
Итого за год:

5

25

2

17

Проверочная работа,
выступление
Выступление

0

2

13

55
68

Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
(1 час теории, 1 час практики)
Теория: Содержание и форма занятий. Внешний вид обучающихся.
Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения.
Взаимоотношения «учащиеся - преподаватель» и отношения между детьми.
Подготовка класса для занятий и их режим.
Практика: Знакомство с принятыми сокращениями, основными
позициями ног в вальсе, позициями рук, головы и корпуса в паре. Вальсовый
шаг вперед и назад.
Тема 2. Элементы бальной хореографии
(5 часов теории, 10 часов практики)
Теория: Обучающиеся познакомятся с историей и развитием
различных стилей бальных танцев, таких как вальс, танго, фокстрот и другие.
Обсудят
основные
принципы
партнерства,
включая
важность
взаимопонимания и координации между партнерами. Изучат ключевые
элементы техники исполнения, такие как осанка, баланс и правильное
распределение веса тела. Также рассмотрят музыкальные аспекты танца,
включая ритм, темп и структуру музыкального произведения. Важным
аспектом теории является понимание эстетики танца и его выразительности,
что поможет обучающимся осознанно подходить к исполнению движений.
Практика: Освоение основных шагов и фигур вальса через регулярные
тренировки. Работа над техникой исполнения, уделяя внимание правильной
осанке, движению ног и взаимодействию с партнером. В процессе практики
акцентируется внимание на развитии музыкально-ритмических навыков, что
позволит детям лучше чувствовать музыку и адаптировать свои движения к
ней. Также проводятся занятия по импровизации и созданию собственных
хореографических комбинаций, что развивает творческое мышление.
Важным элементом практики является участие в коллективных
выступлениях и конкурсах, это способствует формированию уверенности в
себе и навыков публичного выступления.
Тема 3. Вальс
(5 часов теории, 25 часов практики)
Теория: Обучающиеся узнают о различных стилях вальса, каждый из
которых имеет свои уникальные особенности и историю. Школьный вальс —
это упрощенная версия, часто исполняемая на школьных мероприятиях, где
акцент делается на простоту движений и доступность для начинающих
танцоров. Кадетский вальс отличается строгими формами и четкими
линиями, что делает его популярным на военных баллах и торжественных
мероприятиях, подчеркивая дисциплину и элегантность. Венский вальс
известен своим быстрым темпом и плавными вращениями, что создает

14

эффект легкости и романтики, а также требует от танцоров высокой
координации и чувства ритма. Кроме того, ребята познакомятся с
английским вальсом, который танцуется медленнее и акцентирует внимание
на грациозных движениях и плавных переходах, что делает его идеальным
для более формальных мероприятий. Изучение этих различных видов вальса
поможет обучающимся развить не только танцевальные навыки, но и
понимание культурного контекста каждого стиля.
Практика: Вальсовая дорожка вперед, назад. Открытая, закрытая
перемена. Вальсовый поворот. Вальсовый квадрат. Кружение парой.
Наиболее характерные движения фигурного вальса:
- Танцевальный шаг
- Вальсовые повороты
- Открытая, закрытая перемена
- Первая и половина поворота
- Поворот в паре
- Вальсовая дорожка
- Вращение в паре вокруг правой оси
- «Окошечко»
Танцевальные комбинации.
Тема 4. Постановочная и репетиционная работа
(2 часа теории, 17 часов практики)
Теория: Строение музыкального произведения. Знакомство со строением
музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная
фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных
частей, фраз. Особенности танцевального жанра и различные виды вальса,
польки, галопа. Прослушивание музыки к танцу. Разбор характера и
настроения.
Практика: Разбор и разучивание танцевальных элементов. Повторение
танцевальных элементов. Разбор и разучивание выхода танца. Составление
танцевальной композиции из ранее проученных элементов и комбинаций.
Совершенствование исполнительского мастерства. Грациозное и органичное
движение, общение с партнёром, соотношение движений с услышанной
музыкой.
Тема 5. Итоговое занятие:
(2 часа практики)
Теория: Подведение итогов. Теоретические знания проверяются с
помощью устного опроса, теста.
Практика:
Показательное выступление перед родителями (выступление на
выпускном балу и последнем звонке).

Календарный учебный график
1 год обучения
I полугодие – 16 учебных недель
II полугодие – 18 учебных недель
№
п/п

Месяц

1.

Сентябрь

Колич
ество
часов
2

Тема занятия

Вводное занятие. Правила поведения в зале и в учреждении, форма
одежды. Игры на знакомство и сплочение.
Вальс и его особенности. Вальсовый шаг вперед и назад.
Изучение 1 части Школьного вальса к Дню учителя.

2.

2

3.

2

Вальс и его особенности. Вальсовая дорожка вперед и назад.
Изучение 2 части Школьного вальса к Дню учителя.

4.

2

Вальс и его особенности. Вальсовая дорожка вперед и назад.
Изучение 3 части Школьного вальса к Дню учителя.
Разворот вперед и назад
Повтор и закрепление Школьного вальса к Дню учителя. Работа на
сцене.
Выступление на День учителя с танцем Школьный вальс.

5.

Октябрь

2

6.

2

7.

2

8.

2

9.

Ноябрь

2

10.

2

11.

2

12.

2

13.

Декабрь

2

Основной вальсовый ход. Движение качели.
Обсуждение качества выступления, акцент на том, что получилось
хорошо.
Вальсовый квадрат.
Изучение 1 части Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Движение «диагональ».
Повтор 1 части Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Движение «лодочка»
Изучение 2 части Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Вальсовый квадрат. Движение диагональ. Движение лодочка
Повтор 2 части Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Положение рук, головы и корпуса в вальсе.
Изучение 3 части Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Фигура «прямоугольник»

Форма занятия,
методы

Форма контроля

Беседа

Устный опрос

Теория
Практическое
занятие
Теория
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Теория
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

Выступление
Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение

16

14.

2

15.

2

16.

2

17.

Январь

2

18.

2

19.

2

20.

Февраль

2

21.

2

22.

2

23.

2

24.

Март

2

25.

2

26.

2

27.

2

Повтор Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Фигура «волна»
Повтор и закрепление Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Работа на сцене.
Повтор и закрепление Венского вальса к Новогодним мероприятиям.
Работа на сцене.
Выступление на Новогодних мероприятиях с танцем Венский вальс.
Положение рук, головы и корпуса в вальсе. Фигура «прямоугольник»
Фигура «волна»
Изучение 1 части Кадетского вальса к 8 Марта
Кружение парой
Повтор 1 части Кадетского вальса к 8 Марта
Простые поддержки
Изучение 2 части Кадетского вальса к 8 Марта
Простые поддержки
Повтор 2 части Кадетского вальса к 8 Марта
Связка из фигур «прямоугольник» и «волна».
Изучение 3 части Кадетского вальса к 8 Марта
Соединение вальсового квадрата и «диагонали»
Повтор 3 части Кадетского вальса к 8 Марта
Соединение вальсового квадрата и «диагонали»
Повтор и закрепление Кадетского вальса к 8 Марта
Связка из двух движений «качели» и «лодочка».
Повтор и закрепление Кадетского вальса к 8 Марта. Работа на сцене.
Выступление на мероприятии, посвящённом 8 Марта.
Соединение кружения парой с основным вальсовым ходом.
Соединение связок в танцевальные композиции Четкость исполнения
движений. Чистота исполнения фигур. Обсуждение прошедшего
выступления, выявление лучших моментов.
Изучение 1 части Выпускного вальса (Вальса на Последний звонок)
Синхронность в исполнении. Техника танца
Повтор 1 части Выпускного вальса (Вальса на Последний звонок)

занятие
Практическое
занятие

Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Теория
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Теория
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Выступление
Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос

Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Выступление
Наблюдение
Наблюдение
Устный опрос

17

28.

Апрель

2

29.

2

30.

2

31.

2

32.

Май

2

33.

2

34.

2

Четкость исполнения движений. Чистота исполнения фигур
Изучение 2 части Выпускного вальса (Вальса на Последний звонок)
Синхронность в исполнении. Техника танца
Повтор 2 части Выпускного вальса (Вальса на Последний звонок)
Выразительность исполнения. Эмоциональность исполнения
Изучение 3 части Выпускного вальса (Вальса на Последний звонок)
Четкость исполнения движений. Чистота исполнения фигур
Повтор 3 части Выпускного вальса (Вальса на Последний звонок)
Синхронность в исполнении. Техника танца
Повтор и закрепление Выпускного вальса (Вальса на Последний
звонок)
Выразительность исполнения. Эмоциональность исполнения
Повтор и закрепление Выпускного вальса (Вальса на Последний
звонок)
Выступление с танцем Выпускной вальс (Вальс на Последний звонок)

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Наблюдение
Итоговый опрос
Тест
Наблюдение
Выступление
Наблюдение

68

Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, но
количество учебных недель и часов, отработанных за год, остаются неизменными.

Условия реализации программы
Программой предусмотрена очная форма обучения.
Возможна работа в дистанционном режиме с использованием сети
Интернет), что позволяет оперативно оказывать индивидуальную помощь
обучающимся по освоению отдельных тем или разделов программы в
режиме диспансеризации, самоизоляции, а также в углубленном изучении
предмета с помощью дистанционных форм работы.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда
России от 22 сентября 2021г. № 652н).
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь
педагогическое образование и (или) хореографическое образование,
необходимую квалификацию, быть способным к инновационной
профессиональной
деятельности,
обладать
необходимым
уровнем
методологической
культуры
и
сформированной
готовностью
к
непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные
особенности детей.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной программы имеется необходимая
материально-техническая база и методическое обеспечение. Помещения
должны отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной
санитарии, должны быть оборудованы современной аппаратурой для
воспроизведения звука и света.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
Танцевальный зал или кабинет для проведения следующих дисциплин:
 ритмика;
 основы классического танца;
 танцевальные этюды;
 отработка танцевальных движений.
Материально-технические условия:
 стационарный компьютер с подключением к системе интернет;
 звукоусилительная система;
 широкий экран;
 профессиональное половое покрытие;
 хореографический станок;
 зеркала;
 стулья;

19

 костюмы;
 танцевальная обувь;
 головные уборы.
Методическое обеспечение:
- Подборка информационной и справочной литературы;
- Наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и
изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);
- Диагностические методики для определения уровня знаний, умений и
творческих способностей детей;
- Тест на отслеживание уровня образования воспитанников;
- Сборники упражнений для развития определённых умений и навыков,
необходимых для освоения материала по детскому, классическому и
современному танцу;
- Курс бесед по хореографическому искусству, видео продукция по
бальному танцу;
- Методическая литература хореографического содержания: книги,
сборники, журналы, методички, разработки;
- Информационная база, созданная при помощи Интернета (календарь
танцевальных событий, переписка с организаторами мероприятий);
- Видеоархивы открытых занятий.
Список информационных ресурсов
Список литературы для детей
1. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев. – Ростов на Дону.:
Феникс, 2013.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.

1.
2.
3.
4.
5.

Список литературы для родителей
Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I, II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в
дополнительном образовании. – М., 1999.
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.
[Электронный ресурс]: Информационное сообщество танцоров и
хореографов https://vk.com/gogo_to_dance

Общие источники информации
1. Мессерер А. Уроки классического танца – СПб: Издательство «Лань»,
2004г.

20

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 9-е изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань», 2007.
3. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной
школы. - М., 2001.
4. Ирванцова О.В. Очарование движением: Танцевально-ритмические
композиции для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
пособие для педагогов. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2007г.
5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей
школ искусств. – М., 1988.
6. [Электронный ресурс]: Образовательный центр для педагоговхореографов https://vk.com/clubhoreograf
7. [Электронный ресурс]: Все для хореографов https://www.horeograf.com/
8. [Электронный ресурс]: Информационное сообщество танцоров и
хореографов https://vk.com/dancee_biz
Список интернет-источников
1. Озджевиз Е.Л. Методические указания по предмету "Основы
актерского мастерства и режиссуры в танце" [Электронный ресурс];
ГОУ ВПО "Саратовский государственный университет им. Н.Г.
Чернышевского", Пед. ин-т. - Саратов, 2011. - 14 с. - Библиогр.: с. 10-11
(21 назв.).
2. Шевченко Елена Петровна. Костюм и сценическое оформление танца
[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.П. Шевченко.
- Саратов: [б. и.], 2016. - 48 с. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1560.pdf
3. Шевченко Елена Петровна. Методические рекомендации по
дисциплине «Методика преподавания дуэтного танца» [Электронный
ресурс]: методические рекомендации для студентов заочного
отделения Института искусств / Е.П. Шевченко. - Саратов: [б.и.], 2016.
- 20 с. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1563.pdf
4. Шевченко, Е.П. Методические рекомендации по дисциплине «Танец на
эстраде» [Электронный ресурс]: методические рекомендации для
студентов Заочного отделения Института искусств. – Саратов. 2016. 19 с. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1572.pdf

Приложение 1
Оценочные материалы
Тест «Вальс»
№
Вопрос
п/п
1.
В какой позиции исполняется вальс?

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

а) в открытой
б) в закрытой
в) преимущественно в закрытой
В каком городе впервые стал популярен вальс?
а) в Вене
б) в Берлине
в) в Париже
Общим названием танцев какого размера является
вальс?
а) 3/4
б) 2/4
в) 4/4
Как называют быстрые формы вальса?
а) Вальс-Бостон
б) Венский вальс
в) Фигурный вальс
В каком веке стал популярен вальс?
а) в 16 в.
б) в 17 в.
в) в 18 в.
К какому виду танца относится Вальс?
а) историко-бытовой
б) модерн
в) классический
В какой стране стал наиболее популярным медленный
вальс?
а) в Италии
б) во Франции
в) в Англии
Перечислите, на каких музыкальных инструментах
лучше выполняется вальс?
а) гитара, барабан, балалайка
б) фортепиано, скрипка, баян
в) лошки, треугольник, губная гармоника

Ваш ответ

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Методика изучения удовлетворённости родителей деятельностью педагога.
(по Е.Н. Степанову)
Утверждения
Оценка

1 2 3 4 5
Группу, в которой находится наш ребёнок, можно назвать дружной
Наш ребёнок чувствует на кружке себя комфортно
Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребёнку
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контакте с педагогом
Педагог справедливо оценивает достижения нашего ребёнка
Педагог учитывает индивидуальные особенности нашего ребёнка
Педагог проводит различные воспитательные мероприятия, которые полезны и
интересны нашему ребёнку
На занятиях в кружке наш ребёнок получает глубокие и прочные знания
Педагог в кружке создаёт условия для проявления и развития способностей
нашего ребёнка
С кружка ребёнок приходит весёлым и удовлетворённым от своего труда
Педагог организует работу с семьёй и привлекает родителей в воспитательные
мероприятия кружка и учреждения
Педагог является не только организатором досуга нашего ребёнка, но и
помощникам в трудных ситуациях
За время занятий в кружке у нашего ребёнка произошли изменения в лучшую
сторону
Работу педагога можно оценить на… (выставьте оценку)

Приложение 2
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события, мероприятия

Сроки
(месяц)

Форма проведения
(праздник на уровне учреждения,
объединения, соревнование, итоговый
турнир,
игровое занятие по темам и др.)
Праздничное мероприятие на уровне
учреждения
В рамках занятия

1

Участие в концерте «День Учителя»

октябрь

2

Беседа «Профилактика вредных привычек»,
«Здоровым быть здорово!»
Участие в концерте «Новогодний вечер»

октябрь,
февраль
декабрь

3
4

Участие в концерте «Все цветы для вас!»,
посвященному празднованию 8 Марта
Участие в Выпускном мероприятии или
Последнем звонке

март
май

Праздничные мероприятия на уровне
учреждения
Праздничное мероприятие на уровне
учреждения
Праздничное мероприятие на уровне
учреждения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия
Фото и видеоматериалы с
выступлением детей
Фото и видео материалы
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте
учреждения
Видео материалы
Фото и видеоматериалы,
информация на сайте учреждения

Приложение 3
Оценочные средства
Показатели

Усвоениедетьми
знаний
норм, духовнонравственных ценностей,
традиций, которые
выработало российское
общество
1.

Критерии

Соответствие
принятым
в
обществе правилам,
традициям.

Степень выраженности оцениваемого качества
Воспитательный компонент
Высокий уровень:

обучающийся знает и понимает правила поведения в
обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и
традициях российского общества, народностей РФ,

имеет представление о ценности жизни, здоровья, о
необходимости соблюдения правил личной и общественной
безопасности,
Средний уровень:

обучающийся знает, но не всегда понимает и следует
правилам поведения в обществе, основанным на духовнонравственных ценностях и традициях российского общества,

Методы
диагностики
Педагогическое
наблюдение, беседы с
детьми, анкетирование,
самообследование

24

народностей РФ,

не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья,
необходимости соблюдения правил личной и общественной
безопасности.
Низкий уровень:

обучающийся плохо знает и не понимает правила
поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных
ценностях и традициях российского общества, народностей РФ,

не осознает значимость ценности жизни, здоровья,
необходимости соблюдения правил личной и общественной
безопасности.
2. Формирование и
развитие личностного
отношения детей к этим
нормам, ценностям,
традициям

Приобретение
соответствующего этим
нормам, ценностям,
традициям
социокультурного опыта
поведения, общения,
межличностных и
социальных отношений,
применения полученных

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

Соответствие
принятым в
обществе правилам,
традициям.

Высокий уровень:

уважительно относится к родителям, педагогам, старшим,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке
нуждающихся в помощи.
Средний уровень:

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам,
старшим,

испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке
знакомых и близких ему людей.
Низкий уровень:

не всегда уважительно относится к родителям, педагогам,
старшим, не всегда проявляет готовность к оказанию помощи и
поддержкенуждающихся в помощи.
Высокий уровень:

легко адаптируется встрессовой ситуации и детском
коллективе,
в Средний
обществеуровень:
правилам, традициям.

довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и
детском коллективе,
Низкий уровень:

очень трудно адаптируется в различных ситуациях и
детском коллективе,

Педагогическое
наблюдение,
практическая
деятельность, участие в
различныхмероприятиях,

Педагогическое
наблюдение

25



знаний:

Приложение 4
Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных впрограмме целевых ориентиров воспитания
Степень
выраженности
оцениваемого
качества

Усвоение детьми знаний
норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций
%

начало года
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

окончание года

Показатели
Формирование и развитие
Приобретение
соответствующего этим
личностного отношения
детей к этим нормам,
нормам, ценностям,
ценностям, традициям
традициям социокультурного
%
опыта поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний
%
начало года окончание
начало года
окончание
года
года

ИТОГО
%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».