Пояснительная записка
В
объединении
дополнительного
образования
«Северные
мастера»
занимаются обучающиеся 7-18 лет, стремящиеся освоить ремесло работы с берестой
(плетение из бересты, резьба по бересте, экодизайн):
«Береста. Ступень к мастерству» (7-12 лет)
«Береста. Переплёт» (9-15 лет)
«Береста. Кружево » (11-17 лет)
«Береста. Аксессуар» (12-18 лет)
«Береста. Мастер.» (13-18 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Береста.
Мастер.» имеет художественную направленность.
Актуальность программы заключается во включении обучающихся в активную
творческую деятельность, создание благоприятных условий для развития одаренных
детей, профессиональное ориентирование. Обучающиеся участвуют в разных
направлениях деятельности студии по индивидуальному творческому маршруту,
показывая собственный подход к
выполнению работ, индивидуальный почерк,
мастерство. Уровень обучения предполагает свободное владение обучающимися
основными традиционными методами и приемами работ по резьбе и плетению из
бересты.
Логическим
завершением
данного
курса
является
разработка
самостоятельных творческих проектов в различных стилевых направлениях. Итог
обучения - итоговый мониторинг образовательной деятельности, где учащиеся
защищают творческий или исследовательский проект (работу) и представляют
работы персональных выставках.
Настоящая
Программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативно-правовыми документами:
• Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
• Концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р);
• Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
иорганизации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
• Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. №
296 - рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242;
• Примерными требованиями к программам дополнительного образования
детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
•
Уставом учреждения.
Возможность
использования
программы в
других образовательных
системах.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Береста. Мастер.» реализуется в ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ №
1 г. Коряжмы». Данная программа может быть использована как дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
в
учреждениях
дополнительного образования, как программа внеурочной деятельности.
Цель программы:
включение обучающихся в активную творческую
деятельность через реализацию творческих проектов.
Задачи:
образовательные:
-дать теоретические знания о современных направлениях экостиля;
-совершенствовать трудовые и технологические умения и навыки по плетению
и резьбы по бересте;
- выполнять творческие проекты на основе традиционного ремесла, соотнося
их с современными тенденциями;
воспитательные:
-способствовать формированию нравственно-эстетических качеств путем
приобщения к декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
развивающие
- развивать познавательной активности как важного факта роста учащегося;
- развитие индивидуального почерка, мастерства;
- развивать художественно-творческую активность.
Отличительная особенность
Программа является продвинутым уровнем, курс программы рассчитан на
детей, имеющий базовые знания в художественной обработке бересты - плетения и
резьбы. Программа направлена на выполнение более сложных по технике
исполнения изделий из бересты, знакомство с основными направлениями в экостиле. Данный этап предполагает
формирование собственного стиля, умение
проявлять индивидуальность, развивать умение воплощать творческую мысль от
эскиза к готовому изделию.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа
представляет
собой
законченный
процесс
обучения,
ориентированный
на
определенный результат. Программа предлагает переход от изучения плетения и
резьбы по бересте
через практические знания технологий и композиций к
реализации собственных замыслов для создания предметов интерьера. Программа
направлена на углубление теоретических и практических знаний обучающихся,
совершенствование уровня художественного видения, развитие эстетического
восприятия, фантазии, творческого потенциала.
Особенности организации образовательного процесса
Основное
содержание
программы
составляют
практические
работы.
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед
продолжительностью не более 10-15 минут на каждом двухчасовом занятии.
Практические
уроки могут быть групповыми, индивидуальными. Программой
предусмотрены встречи с мастерами по определенным видам прикладного
творчества, мастер-классы, экскурсии в музеи, выставки декоративно-прикладного
творчества, участие выставках и фестивалях, что позволяет глубже осваивать
изучаемый материал.
Методы, используемые на занятиях:
- словесный (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диалог);
- наглядный (фото- и видеоматериалы, схемы, мультимедийные презентации,
эскизы, педагогический показ-демонстрация);
- практический (упражнения, практические задания, самостоятельные работы,
тесты, );
- исследовательский (творческое задание, проектная работа);
- методы контроля, самоконтроля (наблюдение, устный опрос, беседа,
анкетирование, тестирование, самостоятельная работа, участие в выставках, в
конкурсах).
Характеристика обучающихся
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Береста. Мастер.» рассчитана на обучающихся от 12 до 18лет. Комплектование
групп разнополое, может быть как одновозрастным, так и разновозрастным.
Обучение предполагает наличие
обработке
бересты.
базового уровня подготовки в художественной
Специфика
возраста
–
становление
индивидуальности, быстрое развитие специальных способностей,
личности,
достаточный
уровень развития волевой сферы, самостоятельности и ответственности, стремление
к самообразованию. Рекомендуемая наполняемость групп -12 человек.
Сроки и этапы реализации программы.
Курс обучения длится 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два
академических часа (144 часа). Программа предусматривают несколько разделов
обучения, каждый из которых является самодостаточным, но только вместе они
составляют оригинальную целенаправленную систему обучения. В структуру
программы
входит
3
раздела,
которые
подразумевают
теоретическую
и
практическую части: разработка творческого проекта, реализация творческого
проекта, презентация творческого проекта .
Формы и режим занятий.
Форма
обучения
–
очная.
Основной
формой
организации
учебной
деятельности является занятие. При необходимости программа может быть
реализована
с
использованием
нормативно-правовых
актов,
дистанционных
регулирующих
технологий,
на
образовательный
основании
процесс
в
дополнительном образовании.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность
занятий по 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Планируемые результаты реализации Программы
К концу обучения обучающиеся
Должны знать:
-назначение традиционных изделий из бересты в экодизайне;
- направления экостиля, стилевые особенности, цвет, материалы;
-принципы создания экостиля в дизайне предметов интерьера, использование
этнических особенностей, традиционных народных техник;
- этапы работы над творческим проектом.
должны уметь:
- обрабатывать бересту, соблюдать условия хранения бересты;
- моделировать формы изделий из бересты, используя технику убавки и
прибавки лент;
- правильно организовать этапы творческой деятельности;
-самостоятельно разрабатывать эскизы, используя основы моделирования и
дизайна;
- применять специальные термины;
- применять различные приемы и техники в выполнении творческого проекта
из бересты- плетение из бересты, резьба по бересте, берестяной коллаж;
- оценивать собственные творческие работы.
Формы контроля
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает в себя
вводный, текущий и итоговый контроль. Вводный контроль проводится вначале
учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Текущий контроль
осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на
закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при
предъявлении обучающимися результата обучения, предусмотренного Программой.
Формы проведения контроля:
- тестирование;
- выполнение творческого проекта;
- подготовка рефератов;
- опрос;
- участие в выставках, конкурсах, исследовательских конференциях;
- умение применить свои знания при обучении других людей;
- презентация творческого проекта;
- самооценка и самоконтроль.
Учебный план программы
№
Тема занятия
Количество часов
1.
Вводное занятие, входной контроль
2.
Оборудование, инструменты, приспособления.
2
2
Правила ТБ.
3.
Берестяное ремесло: традиции и современность
8
4.
Экодизайн- направление в интерьере
12
5.
Разработка творческого проекта
22
6.
Реализация творческого проекта
60
7.
Презентация творческого проекта
22
8.
Профессиональное ориентирование
12
9.
Итоговое занятие
4
Всего:
144
Учебно- тематический план программы
№
1.
Наименованиетем
Организационное занятие,
Теория Практика Всего Форма контроля
2
-
2
Собеседование
2
-
2
Тест
8
-
8
Тест
4
8
12
Тест
входной контроль
2.
Оборудование,
инструменты,
приспособления. ПравилаТБ
3.
Берестяное ремесло:
традиции и современность
4.
Экодизайн- направление в
интерьере
Практическая
работа
5.
Разработка творческого
4
18
22
проекта
Практическая
работа,
консультация
6.
Реализация
творческого
4
56
60
проекта
Практическая
работа,
консультация
7.
Презентация творческого
2
20
22
проекта
8.
самозащита
Профессиональное
12
-
12
ориентирование
9.
Презентация ,
Беседа,
тестирование
Итоговое занятие
Итого:
4
-
4
42
102
144
Выставка
Содержание учебного плана
Тема№1.Организационное занятие (2 часа).
Теория (2 часа)
Ознакомление с планом работы на учебный год.
Расписание занятий.
Организационные вопросы. Входной контроль.
Тема№2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. (2 часа).
Теория (2 часа).
Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с
острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и гигиены.
Тема№3. Берестяное ремесло: традиции и современность.(8 часов)
Теория (8 часов). Место
и назначение традиционных изделий из бересты в
современном мире. Состояние
и развитие ремесла. Использование бересты в
современности – арт объекты, берестяные биопанели, коллажи, композиции,
бижутерия, сувенирная продукция и др.. новый взгляд на знакомые предметы.
Конспектирование сведений, работа с интернет-источниками, эскизы, подготовка
докладов.
Тема№4 Экостиль в дизайне интерьера (12 часов)
Теория (4 часа)
Современный интерьер в экостиле, особенности дизайна. Цветовые решения,
материалы. Использование бересты в экодизайне современных квартир.
Практика (8 часов)
Встреча с дизайнером интерьера по организации пространства и цветовым
решениям, Конспектирование сведений, работа с интернет-источниками, эскизы,
подготовка докладов.
Тема№5. Разработка творческого проекта (22 часа).
Теория (4 часа).
Современные тенденции декорирования предметов интерьера в экостиле. Зеркала,
журнальные столики, декоративная ширма, комоды и др. изучение литературы,
работа с интернет-источниками.
Практика (18 часов)
Выбор направления работы. Конспектирование, зарисовка эскиза творческого
проекта. Утверждение эскиза творческого проекта Форма и назначение предмета
интерьера. Утверждение эскиза творческого проекта. Изготовление каркаса.
Декорирование прорезной берестой, оплеткой.
Тема№6. Реализация творческого проекта (60 часов).
Теория (4 часа)
Консультации по направлению работы.
Практика (58 часов).
Подбор
материала
определение
форм
по
и
цвету,
фактуре,
направлений,
художественное
техники
декорирования,
выполнение проекта.
Тема№ 7. Презентация проектной творческой работы (22 часа).
Теория (2 часа).
Электронная презентация, основная идея, источники вдохновения.
Практика (20 часов).
конструирование,
практическое
Презентация проектных творческих работ: выставка, фотосессия, защита проекта.
Демонстрация собственного подхода к методам работы с берестой, индивидуальный
почерк, мастерство. Участие в выставках, конкурсах
Тема № 8 Профессиональное ориентирование (12 часов).
Теория (12 часов).
Изучение каталога профессиональных училищ, колледжей, университетов по
направлению
деятельности.
Профдиагностика,
профконсультации
для
обучающихся. Встречи с дизайнерами, мастерами по прорезной бересте, педагогами
дополнительного образования, экскурсия в педагогический колледж. Просмотр
видеофильмов.
Тема № 9. Итоговое занятие(4 часа).
Теория (4 часа)
Подведение итогов за год. Оформление отчетной выставки . Задание на лето по
заготовке материала. Итоговый контроль.
Календарный учебный график
I полугодие – 18 учебных недель, 72 часа
II полугодие – 18 учебных недель, 72 часа
№
п/п
Месяц
1.
Сентябрь
2.
3-5
6-11
Октябрь
7-18
Октябрьноябрь
Число
Тема занятия
Час
ы
Форма занятия
Форма контроля
Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. 2
Требования к обучающимся. Входной контроль.
Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Основные 2
инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с
острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и
гигиены. Сведения об организации рабочего места. Правила ТБ, ПБ,
санитарии и гигиены проводятся с изучением каждой новой темы.
Берестяное ремесло: традиции и современность. Место и назначение 8
традиционных изделий из бересты в современном мире. Состояние и
развитие ремесла. Использование бересты в современности – арт
объекты, берестяные биопанели, коллажи, композиции, бижутерия,
сувенирная продукция и др.. новый взгляд на знакомые предметы
Беседа
Опрос
Беседа
Тест
Лекция
Выставка
Тест
Экостиль в дизайне интерьера Современный интерьер в экостиле, 12
особенности дизайна. Цветовые решения, материалы. Использование
бересты в экодизайне современных квартир.
Встреча с дизайнером интерьера по организации пространства и
цветовым решениям, Конспектирование сведений, работа с интернетисточниками, эскизы, подготовка докладов.
Беседа
Демонстрация
Практическая
работа
Опрос
Анализ работы
Разработка
творческого проекта Современные тенденции 22
декорирования предметов интерьера в экостиле. Зеркала, журнальные
столики, декоративная ширма, комоды и др. изучение литературы,
работа с интернет-источниками.
Беседа
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
1949
Декабрь
- март
5062
Мартапрель
6369
Май
7072
Май
Выбор направления работы. Конспектирование, зарисовка эскиза
творческого проекта. Утверждение эскиза творческого проекта Форма
и назначение предмета интерьера. Утверждение эскиза творческого
проекта.
Реализация творческого проекта Консультации по направлению 60
работы. Подбор материала по цвету, фактуре, художественное
конструирование, определение форм и направлений, техники
декорирования, практическое выполнение проекта.
Беседа
Практическая
работа
Самостоятельная
работа
Наблюдение
Презентация проектной творческой работы Электронная презентация, 22
основная идея, источники вдохновения.
Презентация проектных творческих работ: выставка, фотосессия,
защита проекта. Демонстрация собственного подхода к методам
работы с берестой, индивидуальный почерк, мастерство. Участие в
выставках, конкурса.
Выставка,
фотосессия,
защита проекта.
Выставки,
конкурсы
Профессиональное
ориентирование
Изучение
каталога 12
профессиональных
училищ,
колледжей,
университетов
по
направлению деятельности. Профдиагностика, профконсультации для
обучающихся.
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Оформление выставки в 4
студии.
Беседа,
конспектирование
тестирование
Тестирование
Беседа
Выставка
Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, но количество
учебных
недель
и
часов,
отработанных
за
год,
остаются
неизменными
Условия реализации программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования художественной направленности,
соответствующий
Профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог,
имеющий
педагогическое
образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом
практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества.
Материально- техническое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы необходимо просторное,
хорошо освещенное помещение, с размещением рабочих столов от направления
дневного света, с системой общего освещения, оборудованное мебелью (парты,
стулья, шкафы для материалов и инструментов, стеллажи для выставочных работ),
отвечающее
требованиям
СанПиНа
2.4.4.3172-14.
Организация
внутреннего
пространства кабинета должна соответствовать характеру работ, проводимых в
кабинете, и соответствовать принципу целесообразности. Желательно, чтобы мебель
свободно переставлялась (при смене вида деятельности на занятиях). В кабинете
должен соблюдаться тепловой режим и требования пожарной безопасности.
Информационное обеспечение:
Компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочным поисковым
системам INTERNET проектора для мультимедийных презентаций, экрана,
принтера, сканера, фотоаппарата.
Учебно-методический комплекс:
1.Дополнительная общеобразовательная программа «Береста. Мастер».
2. План учебно-воспитательной работы на учебный год.
3. Журнал учета работы детского объединения.
4. Образцы изделий.
5. Лучшие работы выпускников.
6. Информационный стенд об объединении.
7. Экспедиционный материал: фотографии, ксерокопии, видеофильмы,
презентации
7. Книги, журналы по берестяному промыслу.
8.Методические
папки
по
темам
изучения
программы:
схемы,
технологические карты, ксерокопии с литературных источников, таблицы, шаблоны,
раздаточный материал.
10.Рефераты, исследовательские работы.
Инструменты и приспособления: пробойники, коточик, дырокол, резаки,
шило, ножницы-зигзаг, плоскогубцы, клей-пистолет, бокорезы, секатор, пинцеты,
линейки металлические, чеканы, карандаши, ножницы, молоток, проволока, леска,
иголки, скрепки, фанера, ДВП, клей, кисти художественные, шпажки, кисти для
клея, кусачки, лобзик.
Материалы:
береста,
корень
сосны,
наждачная
бумага,
морилка,
марганцовка, клей ПВА, клей «Титан», масло растительное.
Аптечка
для
оказания
первой
медицинской
помощи.
Список информационных ресурсов
Литература для педагогов:
1. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1999. 208 с.
2. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. М: Миринда;
Радиола-плюс, 1999. 272 с.
3. Канев В. Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. - Сыктывкар, 1994.
4. Клевцов В. И. «Плетение из бересты. 50 полезных советов». Лениздат,
1996.
5.Кочев М. С. «Секреты бересты». М.: Профиздат, 2005.
6. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра». М:
Эксмо, 2006. 96 с.
7. Марьина Ю. Коллажи и панно. М: Ниола 21-й век, 2006. 96 с.
8. Журнал «Ручная работа», М: ЗАО «Вкусная жизнь», 2006, 2007, 2008.
9. Журнал «Народное творчество», М: Московская правда, 2005, 2006, 2007,
2008.
10. Пипер А., Фишер А. Поделки из бумажной бечевки. М: АРТ-РОДНИК,
2007. 32 с.
11. Перевертень Г.И. «Пофантазируй с берестой». М.: АСТ; Донецк, 2007г. –
Поделки своими руками.
12.Соколова С. Игрушки из бересты. М: Эксмо; С-Пб.: Валерии СПД, 2004.
224 с.
13.Трапезников
Ф.Ф.
«Плетение ивового прута и бересты», М. «Нива
России», 1995г.
14. ФинягинВ.В., Изделия из бересты., АСТ"Астрель", М., 2003 г.
15. Ускова Ф. Береста. Русское золото. М: Профиздат, 2007. 88 с.
Литература для обучащихся:
1. Гусакова М.А. Аппликации. М: Просвещение, 1993. 160 с.
2. Ерёмина Т.И. Рукоделие. М: Просвещение, 1990. 87 с.
3. Колесников Е. Фантазии из природных материалов. М: Эксмо, 2008. 64 с.
4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия
развития, 1998. 192 с.
5. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с.
6. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль:
Академия развития, 1999. 144 с.
7. Черныш И.В. Удивительная береста. М: АСТ-ПРЕСС, 2000. 160 с.
8. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М: АТС-ПРЕСС, 1999.
160 с.
Электронные ресурсы:
1. https://www.pinterest.ru
2. https://www.livemaster.ru - портал «Ярмарка мастеров»
3. https://vk.com/berestushka - группа ВК «Берестушка»
4. https://vk.com/remesla_severa - группа ВК «Забытые ремесла Севера»
5. https://vk.com/shutihinberesta - ВК Александр Шутихин
Перечень информационных ресурсов для использования
дистанционных форм обучения:
1.https://vk.com/remeslodo -группа ВК «Изучаем народные ремесла, не
выходя из дома»
2.https://vk.com/birch_bark_studio -группа ВК
«Берестудия»
«Природная мастерская
Приложение 1.
Оценочныематериалы
Контрольно- измерительные материалы для проведения
итоговой аттестации
Форма аттестации: тестирование, творческий проект
Описание: тест «Экостиль в дизайне интерьера», творческая работа
Творческая работа
Выполнение творческого проекта по индивидуальному эскизу
Критерии оценки творческой работы обучающихся:
- самостоятельность в выполнении работы;
- качество исполнения;
- соблюдение технологии исполнения;
- эстетический вид;
-декорирование работы.
-выполнение сложных элементов;
-работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
- использование различных техник, изучаемых в течение года;
- плотность плетения;
- симметричность углов;
- обработка края.
Тест «Экостиль»
1. Назови отличительные особенности экостиля.
2. Назови направления экостиля.
3. Назови принципы создания экостиля в интерьере.
4.Назови этнические особенности, традиционных народных техник в
экодизайне.
5.Назови современных дизайнеров, работающих в экостиле.
6. Назови материалы, используемые в экостиле.
Критерии оценивания:
Низкий уровень 1-2 правильных ответов
Средний уровень 3-4 правильных ответов
Высокий уровень 5-6 правильных ответов