Пояснительная записка В объединении дополнительного образования «Северные мастера» занимаются обучающиеся 7-18 лет, стремящиеся освоить ремесло работы с берестой (плетение из бересты, резьба по бересте, экодизайн): «Береста. Ступень к мастерству» (7-12 лет) «Береста. Переплёт» (9-15 лет) «Береста. Кружево » (11-17 лет) «Береста. Аксессуар» (12-18 лет) «Береста. Мастер.» (13-18 лет) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Береста. Мастер.» имеет художественную направленность. Актуальность программы заключается во включении обучающихся в активную творческую деятельность, создание благоприятных условий для развития одаренных детей, профессиональное ориентирование. Обучающиеся участвуют в разных направлениях деятельности студии по индивидуальному творческому маршруту, показывая собственный подход к выполнению работ, индивидуальный почерк, мастерство. Уровень обучения предполагает свободное владение обучающимися основными традиционными методами и приемами работ по резьбе и плетению из бересты. Логическим завершением данного курса является разработка самостоятельных творческих проектов в различных стилевых направлениях. Итог обучения - итоговый мониторинг образовательной деятельности, где учащиеся защищают творческий или исследовательский проект (работу) и представляют работы персональных выставках. Настоящая Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: • Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», • Концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р); • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию иорганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; • Распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. № 296 - рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»; • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242; • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844); • Уставом учреждения. Возможность использования программы в других образовательных системах. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Береста. Мастер.» реализуется в ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы». Данная программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в учреждениях дополнительного образования, как программа внеурочной деятельности. Цель программы: включение обучающихся в активную творческую деятельность через реализацию творческих проектов. Задачи: образовательные: -дать теоретические знания о современных направлениях экостиля; -совершенствовать трудовые и технологические умения и навыки по плетению и резьбы по бересте; - выполнять творческие проекты на основе традиционного ремесла, соотнося их с современными тенденциями; воспитательные: -способствовать формированию нравственно-эстетических качеств путем приобщения к декоративно-прикладному творчеству; - воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; - воспитывать художественно-эстетический вкус. развивающие - развивать познавательной активности как важного факта роста учащегося; - развитие индивидуального почерка, мастерства; - развивать художественно-творческую активность. Отличительная особенность Программа является продвинутым уровнем, курс программы рассчитан на детей, имеющий базовые знания в художественной обработке бересты - плетения и резьбы. Программа направлена на выполнение более сложных по технике исполнения изделий из бересты, знакомство с основными направлениями в экостиле. Данный этап предполагает формирование собственного стиля, умение проявлять индивидуальность, развивать умение воплощать творческую мысль от эскиза к готовому изделию. Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа представляет собой законченный процесс обучения, ориентированный на определенный результат. Программа предлагает переход от изучения плетения и резьбы по бересте через практические знания технологий и композиций к реализации собственных замыслов для создания предметов интерьера. Программа направлена на углубление теоретических и практических знаний обучающихся, совершенствование уровня художественного видения, развитие эстетического восприятия, фантазии, творческого потенциала. Особенности организации образовательного процесса Основное содержание программы составляют практические работы. Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед продолжительностью не более 10-15 минут на каждом двухчасовом занятии. Практические уроки могут быть групповыми, индивидуальными. Программой предусмотрены встречи с мастерами по определенным видам прикладного творчества, мастер-классы, экскурсии в музеи, выставки декоративно-прикладного творчества, участие выставках и фестивалях, что позволяет глубже осваивать изучаемый материал. Методы, используемые на занятиях: - словесный (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диалог); - наглядный (фото- и видеоматериалы, схемы, мультимедийные презентации, эскизы, педагогический показ-демонстрация); - практический (упражнения, практические задания, самостоятельные работы, тесты, ); - исследовательский (творческое задание, проектная работа); - методы контроля, самоконтроля (наблюдение, устный опрос, беседа, анкетирование, тестирование, самостоятельная работа, участие в выставках, в конкурсах). Характеристика обучающихся Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Береста. Мастер.» рассчитана на обучающихся от 12 до 18лет. Комплектование групп разнополое, может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Обучение предполагает наличие обработке бересты. базового уровня подготовки в художественной Специфика возраста – становление индивидуальности, быстрое развитие специальных способностей, личности, достаточный уровень развития волевой сферы, самостоятельности и ответственности, стремление к самообразованию. Рекомендуемая наполняемость групп -12 человек. Сроки и этапы реализации программы. Курс обучения длится 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа (144 часа). Программа предусматривают несколько разделов обучения, каждый из которых является самодостаточным, но только вместе они составляют оригинальную целенаправленную систему обучения. В структуру программы входит 3 раздела, которые подразумевают теоретическую и практическую части: разработка творческого проекта, реализация творческого проекта, презентация творческого проекта . Формы и режим занятий. Форма обучения – очная. Основной формой организации учебной деятельности является занятие. При необходимости программа может быть реализована с использованием нормативно-правовых актов, дистанционных регулирующих технологий, на образовательный основании процесс в дополнительном образовании. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий по 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Планируемые результаты реализации Программы К концу обучения обучающиеся Должны знать: -назначение традиционных изделий из бересты в экодизайне; - направления экостиля, стилевые особенности, цвет, материалы; -принципы создания экостиля в дизайне предметов интерьера, использование этнических особенностей, традиционных народных техник; - этапы работы над творческим проектом. должны уметь: - обрабатывать бересту, соблюдать условия хранения бересты; - моделировать формы изделий из бересты, используя технику убавки и прибавки лент; - правильно организовать этапы творческой деятельности; -самостоятельно разрабатывать эскизы, используя основы моделирования и дизайна; - применять специальные термины; - применять различные приемы и техники в выполнении творческого проекта из бересты- плетение из бересты, резьба по бересте, берестяной коллаж; - оценивать собственные творческие работы. Формы контроля Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает в себя вводный, текущий и итоговый контроль. Вводный контроль проводится вначале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении обучающимися результата обучения, предусмотренного Программой. Формы проведения контроля: - тестирование; - выполнение творческого проекта; - подготовка рефератов; - опрос; - участие в выставках, конкурсах, исследовательских конференциях; - умение применить свои знания при обучении других людей; - презентация творческого проекта; - самооценка и самоконтроль. Учебный план программы № Тема занятия Количество часов 1. Вводное занятие, входной контроль 2. Оборудование, инструменты, приспособления. 2 2 Правила ТБ. 3. Берестяное ремесло: традиции и современность 8 4. Экодизайн- направление в интерьере 12 5. Разработка творческого проекта 22 6. Реализация творческого проекта 60 7. Презентация творческого проекта 22 8. Профессиональное ориентирование 12 9. Итоговое занятие 4 Всего: 144 Учебно- тематический план программы № 1. Наименованиетем Организационное занятие, Теория Практика Всего Форма контроля 2 - 2 Собеседование 2 - 2 Тест 8 - 8 Тест 4 8 12 Тест входной контроль 2. Оборудование, инструменты, приспособления. ПравилаТБ 3. Берестяное ремесло: традиции и современность 4. Экодизайн- направление в интерьере Практическая работа 5. Разработка творческого 4 18 22 проекта Практическая работа, консультация 6. Реализация творческого 4 56 60 проекта Практическая работа, консультация 7. Презентация творческого 2 20 22 проекта 8. самозащита Профессиональное 12 - 12 ориентирование 9. Презентация , Беседа, тестирование Итоговое занятие Итого: 4 - 4 42 102 144 Выставка Содержание учебного плана Тема№1.Организационное занятие (2 часа). Теория (2 часа) Ознакомление с планом работы на учебный год. Расписание занятий. Организационные вопросы. Входной контроль. Тема№2. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. (2 часа). Теория (2 часа). Основные инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и гигиены. Тема№3. Берестяное ремесло: традиции и современность.(8 часов) Теория (8 часов). Место и назначение традиционных изделий из бересты в современном мире. Состояние и развитие ремесла. Использование бересты в современности – арт объекты, берестяные биопанели, коллажи, композиции, бижутерия, сувенирная продукция и др.. новый взгляд на знакомые предметы. Конспектирование сведений, работа с интернет-источниками, эскизы, подготовка докладов. Тема№4 Экостиль в дизайне интерьера (12 часов) Теория (4 часа) Современный интерьер в экостиле, особенности дизайна. Цветовые решения, материалы. Использование бересты в экодизайне современных квартир. Практика (8 часов) Встреча с дизайнером интерьера по организации пространства и цветовым решениям, Конспектирование сведений, работа с интернет-источниками, эскизы, подготовка докладов. Тема№5. Разработка творческого проекта (22 часа). Теория (4 часа). Современные тенденции декорирования предметов интерьера в экостиле. Зеркала, журнальные столики, декоративная ширма, комоды и др. изучение литературы, работа с интернет-источниками. Практика (18 часов) Выбор направления работы. Конспектирование, зарисовка эскиза творческого проекта. Утверждение эскиза творческого проекта Форма и назначение предмета интерьера. Утверждение эскиза творческого проекта. Изготовление каркаса. Декорирование прорезной берестой, оплеткой. Тема№6. Реализация творческого проекта (60 часов). Теория (4 часа) Консультации по направлению работы. Практика (58 часов). Подбор материала определение форм по и цвету, фактуре, направлений, художественное техники декорирования, выполнение проекта. Тема№ 7. Презентация проектной творческой работы (22 часа). Теория (2 часа). Электронная презентация, основная идея, источники вдохновения. Практика (20 часов). конструирование, практическое Презентация проектных творческих работ: выставка, фотосессия, защита проекта. Демонстрация собственного подхода к методам работы с берестой, индивидуальный почерк, мастерство. Участие в выставках, конкурсах Тема № 8 Профессиональное ориентирование (12 часов). Теория (12 часов). Изучение каталога профессиональных училищ, колледжей, университетов по направлению деятельности. Профдиагностика, профконсультации для обучающихся. Встречи с дизайнерами, мастерами по прорезной бересте, педагогами дополнительного образования, экскурсия в педагогический колледж. Просмотр видеофильмов. Тема № 9. Итоговое занятие(4 часа). Теория (4 часа) Подведение итогов за год. Оформление отчетной выставки . Задание на лето по заготовке материала. Итоговый контроль. Календарный учебный график I полугодие – 18 учебных недель, 72 часа II полугодие – 18 учебных недель, 72 часа № п/п Месяц 1. Сентябрь 2. 3-5 6-11 Октябрь 7-18 Октябрьноябрь Число Тема занятия Час ы Форма занятия Форма контроля Вводное занятие. Цели и задачи на учебный год. Расписание занятий. 2 Требования к обучающимся. Входной контроль. Оборудование, инструменты, приспособления. Правила ТБ. Основные 2 инструменты и вспомогательные средства. Правила ТБ при работе с острыми режущими и колющими предметами. Правила санитарии и гигиены. Сведения об организации рабочего места. Правила ТБ, ПБ, санитарии и гигиены проводятся с изучением каждой новой темы. Берестяное ремесло: традиции и современность. Место и назначение 8 традиционных изделий из бересты в современном мире. Состояние и развитие ремесла. Использование бересты в современности – арт объекты, берестяные биопанели, коллажи, композиции, бижутерия, сувенирная продукция и др.. новый взгляд на знакомые предметы Беседа Опрос Беседа Тест Лекция Выставка Тест Экостиль в дизайне интерьера Современный интерьер в экостиле, 12 особенности дизайна. Цветовые решения, материалы. Использование бересты в экодизайне современных квартир. Встреча с дизайнером интерьера по организации пространства и цветовым решениям, Конспектирование сведений, работа с интернетисточниками, эскизы, подготовка докладов. Беседа Демонстрация Практическая работа Опрос Анализ работы Разработка творческого проекта Современные тенденции 22 декорирования предметов интерьера в экостиле. Зеркала, журнальные столики, декоративная ширма, комоды и др. изучение литературы, работа с интернет-источниками. Беседа Практическая работа Самостоятельная работа 1949 Декабрь - март 5062 Мартапрель 6369 Май 7072 Май Выбор направления работы. Конспектирование, зарисовка эскиза творческого проекта. Утверждение эскиза творческого проекта Форма и назначение предмета интерьера. Утверждение эскиза творческого проекта. Реализация творческого проекта Консультации по направлению 60 работы. Подбор материала по цвету, фактуре, художественное конструирование, определение форм и направлений, техники декорирования, практическое выполнение проекта. Беседа Практическая работа Самостоятельная работа Наблюдение Презентация проектной творческой работы Электронная презентация, 22 основная идея, источники вдохновения. Презентация проектных творческих работ: выставка, фотосессия, защита проекта. Демонстрация собственного подхода к методам работы с берестой, индивидуальный почерк, мастерство. Участие в выставках, конкурса. Выставка, фотосессия, защита проекта. Выставки, конкурсы Профессиональное ориентирование Изучение каталога 12 профессиональных училищ, колледжей, университетов по направлению деятельности. Профдиагностика, профконсультации для обучающихся. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Оформление выставки в 4 студии. Беседа, конспектирование тестирование Тестирование Беседа Выставка Календарно-учебный график может варьироваться в соответствии с ежегодным изменением календаря, но количество учебных недель и часов, отработанных за год, остаются неизменными Условия реализации программы Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме. Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка индивидуального образовательного маршрута. Кадровое обеспечение программы Педагог дополнительного образования художественной направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Реализовывать программу может педагог, имеющий педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области декоративно-прикладного творчества. Материально- техническое обеспечение. Для успешной реализации данной программы необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, с размещением рабочих столов от направления дневного света, с системой общего освещения, оборудованное мебелью (парты, стулья, шкафы для материалов и инструментов, стеллажи для выставочных работ), отвечающее требованиям СанПиНа 2.4.4.3172-14. Организация внутреннего пространства кабинета должна соответствовать характеру работ, проводимых в кабинете, и соответствовать принципу целесообразности. Желательно, чтобы мебель свободно переставлялась (при смене вида деятельности на занятиях). В кабинете должен соблюдаться тепловой режим и требования пожарной безопасности. Информационное обеспечение: Компьютер с выходом в INTERNET, доступ к справочным поисковым системам INTERNET проектора для мультимедийных презентаций, экрана, принтера, сканера, фотоаппарата. Учебно-методический комплекс: 1.Дополнительная общеобразовательная программа «Береста. Мастер». 2. План учебно-воспитательной работы на учебный год. 3. Журнал учета работы детского объединения. 4. Образцы изделий. 5. Лучшие работы выпускников. 6. Информационный стенд об объединении. 7. Экспедиционный материал: фотографии, ксерокопии, видеофильмы, презентации 7. Книги, журналы по берестяному промыслу. 8.Методические папки по темам изучения программы: схемы, технологические карты, ксерокопии с литературных источников, таблицы, шаблоны, раздаточный материал. 10.Рефераты, исследовательские работы. Инструменты и приспособления: пробойники, коточик, дырокол, резаки, шило, ножницы-зигзаг, плоскогубцы, клей-пистолет, бокорезы, секатор, пинцеты, линейки металлические, чеканы, карандаши, ножницы, молоток, проволока, леска, иголки, скрепки, фанера, ДВП, клей, кисти художественные, шпажки, кисти для клея, кусачки, лобзик. Материалы: береста, корень сосны, наждачная бумага, морилка, марганцовка, клей ПВА, клей «Титан», масло растительное. Аптечка для оказания первой медицинской помощи. Список информационных ресурсов Литература для педагогов: 1. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1999. 208 с. 2. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. М: Миринда; Радиола-плюс, 1999. 272 с. 3. Канев В. Ф. Береста в руках юного умельца и учителя. - Сыктывкар, 1994. 4. Клевцов В. И. «Плетение из бересты. 50 полезных советов». Лениздат, 1996. 5.Кочев М. С. «Секреты бересты». М.: Профиздат, 2005. 6. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра». М: Эксмо, 2006. 96 с. 7. Марьина Ю. Коллажи и панно. М: Ниола 21-й век, 2006. 96 с. 8. Журнал «Ручная работа», М: ЗАО «Вкусная жизнь», 2006, 2007, 2008. 9. Журнал «Народное творчество», М: Московская правда, 2005, 2006, 2007, 2008. 10. Пипер А., Фишер А. Поделки из бумажной бечевки. М: АРТ-РОДНИК, 2007. 32 с. 11. Перевертень Г.И. «Пофантазируй с берестой». М.: АСТ; Донецк, 2007г. – Поделки своими руками. 12.Соколова С. Игрушки из бересты. М: Эксмо; С-Пб.: Валерии СПД, 2004. 224 с. 13.Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты», М. «Нива России», 1995г. 14. ФинягинВ.В., Изделия из бересты., АСТ"Астрель", М., 2003 г. 15. Ускова Ф. Береста. Русское золото. М: Профиздат, 2007. 88 с. Литература для обучащихся: 1. Гусакова М.А. Аппликации. М: Просвещение, 1993. 160 с. 2. Ерёмина Т.И. Рукоделие. М: Просвещение, 1990. 87 с. 3. Колесников Е. Фантазии из природных материалов. М: Эксмо, 2008. 64 с. 4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития, 1998. 192 с. 5. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с. 6. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. Ярославль: Академия развития, 1999. 144 с. 7. Черныш И.В. Удивительная береста. М: АСТ-ПРЕСС, 2000. 160 с. 8. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М: АТС-ПРЕСС, 1999. 160 с. Электронные ресурсы: 1. https://www.pinterest.ru 2. https://www.livemaster.ru - портал «Ярмарка мастеров» 3. https://vk.com/berestushka - группа ВК «Берестушка» 4. https://vk.com/remesla_severa - группа ВК «Забытые ремесла Севера» 5. https://vk.com/shutihinberesta - ВК Александр Шутихин Перечень информационных ресурсов для использования дистанционных форм обучения: 1.https://vk.com/remeslodo -группа ВК «Изучаем народные ремесла, не выходя из дома» 2.https://vk.com/birch_bark_studio -группа ВК «Берестудия» «Природная мастерская Приложение 1. Оценочныематериалы Контрольно- измерительные материалы для проведения итоговой аттестации Форма аттестации: тестирование, творческий проект Описание: тест «Экостиль в дизайне интерьера», творческая работа Творческая работа Выполнение творческого проекта по индивидуальному эскизу Критерии оценки творческой работы обучающихся: - самостоятельность в выполнении работы; - качество исполнения; - соблюдение технологии исполнения; - эстетический вид; -декорирование работы. -выполнение сложных элементов; -работа выполнена по своему замыслу, эскизу. - использование различных техник, изучаемых в течение года; - плотность плетения; - симметричность углов; - обработка края. Тест «Экостиль» 1. Назови отличительные особенности экостиля. 2. Назови направления экостиля. 3. Назови принципы создания экостиля в интерьере. 4.Назови этнические особенности, традиционных народных техник в экодизайне. 5.Назови современных дизайнеров, работающих в экостиле. 6. Назови материалы, используемые в экостиле. Критерии оценивания: Низкий уровень 1-2 правильных ответов Средний уровень 3-4 правильных ответов Высокий уровень 5-6 правильных ответов