1 год Основы журналистики

Пояснительная записка
На базе ФДОД «Дом детского творчества» МОУ «СОШ № 1 г.Коряжмы»
работает клуб «Журналист», обучение в котором ведется по программам:
- «Основы журналистики» (10-13 лет)
- «Основы тележурналистики» (13-15 лет).
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы журналистики»
имеет социально - педагогическую направленность, является первым этапом
знакомства со специальностями, объединенными сферой журналистики.
Первый год обучения – «Основы журналистики» (возраст 10-13 лет)
предполагает знакомство с историей возникновения средств массовой информации,
после изучения методов сбора информации и стилистики газетных жанров –
обязательную работу над собственным изданием.
Второй год обучения - «Основы тележурналистики» (возраст – 12 – 15 лет)
предполагает, помимо теоретического введения в сферу
тележурналистики,
обязательное постепенное погружение обучающихся в процесс подготовки
собственной телепрограммы (демонстрация – в социальной сети «Вконтакте»:
сообщество «Юные журналисты»
и «Дом детского творчества»).
Программа дает возможность (при достижении воспитанниками уровня
определенного мастерства) публикации авторских материалов в собственном
издании объединения и в городской массовой газете «Трудовая Коряжма»;
видеоматериалы также размещаются в новостной телепрограмме на телеканале «ТВ
Коряжма».
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она отвечает
потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное
решение проблем ребенка и соответствует социальному заказу общества.
Программа помогает детям в профессиональной ориентации, дает
возможности развиваться в выбранном направлении и быть в курсе современных
тенденций в сфере СМИ.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Письмо Минобразования России от 11.12 2006 г. № 06 – 1844 «О примерных
требованиям к программам дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам//Приказ Министерства
образования и науки РФ от 09.11.2018 №196;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года
№ 09-3242
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
- Распоряжение Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. №
296 -рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020 - 2022 годах»;
Устав учреждения.
Программа «Основы журналистики» реализуется на базе ФДОД «Дом
детского творчества» МОУ СОШ №1 г Коряжма», может быть реализована в
общеобразовательной школе.
Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей
обучающихся через изучение журналистики.
Задачи программы:
образовательные:
- дать начальные знания в области истории развития мировой и российской
журналистики;
- сформировать навыки работы с источниками информации;
- уметь написать материал различной тематики и жанров для периодической
печати.
- сформировать навыки в сфере дизайна и оформления публикаций.
- знать виды печатных изданий
- знать основы оформления газеты.
- знать жанры журналистских работ.
развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
- развивать творческое воображение и конструктивное мышление, умение
применять их при создании медиатекстов;
- развивать познавательную активность, внимание, умение среди множества
фактов выделять главные с учетом их последующей трансформации (в зависимости
от предлагаемой журналисткой задачи).
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважение к старшим, профессионалам в сфере
выбранной деятельности;
- воспитывать ответственное отношение к общечеловеческим ценностям
(которое они смогут донести до читателя в своих публикациях).
Отличительные особенности программы.
Программа имеет стартовый уровень, формируются первоначальные навыки
и умения в журналистском творчестве. Программа направлена, прежде всего, на
освоение детьми основ журналистики (газета).
Практическая направленность обучения: при достижении высокого уровня
мастерства - возможность публикации авторских индивидуальных и совместных
работ в печатных и электронных изданиях города Коряжмы и Архангельской
области.

Педагогическая целесообразность
Содержание программы
и используемые формы и методы работы
соответствуют возрастным особенностям детей.
Особенности организации образовательного процесса
Программа ориентирована на развивающее обучение и отработку
практических навыков сразу в нескольких
ролях: корреспондент,
фотокорреспондент, корректор, дизайнер, верстальщик, редактор, выпускающий
редактор.
Работа над выпусками издания даѐт им возможность (помимо
профессионального самоопределения) самоутвердиться в обществе, включает их в
систему новых взаимоотношений, помогает выявить свои способности.
Особенностью проведения занятий является объединение творческой и
практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Первыми
шагами в журналистике является именно групповое изучение и обсуждение
теоретических основ журналистки как профессии, а также присущих ей особой
философии и этики.
Программой также предусмотрено обучение работе в команде, решение
вопросов с учѐтом интересов окружающих людей;
возможность сетевого
партнерства: дети смогут курировать деятельность школьных редакций. Это
взаимодействие повысит качество изданий различных уровней.
Учебный план рассчитан на последовательное расширение теоретических
знаний и практических умений и навыков. От вводных уроков в историю
журналистики и профессию в целом – до собственных публикаций в изданиях
различного уровня (в зависимости от степени усвоения программы, творческого
замысла, оригинальности идеи и подачи материала автором).
В практической части освоения Программы у ребенка (обучающегося) нет
возможности «отсидеться» и не принимать участия в создании текстов (как
индивидуальных, авторских, так и групповых). Далее, чтобы продвинуть свой текст,
автор должен обосновать его расположение в печатном издании (указать и
аргументировать номер полосы, на которой должен быть размещен текст, указать
элементы верстки).
Программа является специализированной, формирует умения и навыки в
различных видах практической деятельности в журналистской сфере.
Помимо занятий офлайн, предполагается ведение онлайн-чатов и
индивидуальных консультаций с использованием социальной сети «Вконтакте» и
месседжеров.
Методы: 1. Словесные методы (устное изложение, беседа, анализ и разбор
текста);
2. Наглядные методы (показ видеоматериалов (ТВ-сюжетов), иллюстраций
(газет и журналов); показ, наблюдение, работа по образцу.
3. Практические методы (тренинг, тренировочные упражнения по написанию
и иллюстрации текстов) с использованием компьютерных базовых программ,
маркерных досок и в действующих редакциях газет города Коряжмы).
4. Объяснительно – иллюстративные методы (начальное изучение принципов
верстки и макетов печатных СМИ с использованием маркерных досок и в

действующих редакциях).
5. Репродуктивные методы (учащиеся самостоятельно оформляют полученные
знания в виде текстов различных жанров).
6. Частично – поисковые методы (дети самостоятельно определяются с темами
и жанрами своих публикаций).
7. Исследовательские методы (издание собственной газеты - это в чистом виде
самостоятельная творческая работа).
8. Изучение основ журналистики невозможно без внедрения информационно –
коммуникативных технологий (использование специализированных компьютерных
программ для верстки и дизайна).
Адресат программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа – дети 10-13 лет.
Рекомендуемая наполняемость групп - 12 чел. Группы формируются по возрастам,
возможен разновозрастной разнополый состав групп.
Именно этот возраст детей является
оптимальным для достижения
результатов данной программы. Дети в этом возрасте уже имеют определенные
общеучебные знания и навыки, они активны, любознательны, охотно работают в
коллективе, им интересно примерить на себя взрослые роли и профессии.
Традиционно именно со среднего звена общеобразовательной школы дети
начинают задумываться о профессиональной ориентации.
Сроки и этапы освоения программы
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов в год – 144 часа.
Материал программы построен таким образом, что в начале обучения даются
общие теоретические и практические вопросы, в конце обучения – выпуск газеты.
Материал разделен на темы:
Вводное занятие (в том числе техника безопасности).
Тема 1. Газета, как общественный феномен. Телевидение.
Тема 2. Основы оформления газеты.
Тема 3. Методы сбора информации и их роль в журналистике.
Тема 4. Виды печатных изданий.
Тема 5. Жанры. Значение и специфика.
Тема 6. Работа над собственной газетой.
Обучение заканчивается выпуском газеты.
Форма обучения и режим занятий по программе
Программой предусмотрена очная форма обучения и следующие формы
организации занятий:
- групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Педагог
непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для
творческого развития личности в коллективе.
- подгрупповые занятия – организация работы в малых группах: выполнение
заданий в парах, тройках, четверках и иных микро группах для реализации
определенных задач в рамках конкретного учебного занятия.

- индивидуальные занятия – работа с отдельными детьми для отработки
отдельных навыков.
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия - 45 минут (1 учебный час).
По мере продвижения в изучении материала занятия все больше становятся
приближенными к традиционным редакционным планеркам – так называемым
«летучкам». На них происходит генерирование идей, расстановка акцентов,
сортировка тем по важности, распределение обязанностей
и установка
промежуточных и окончательных сроков сдачи материалов на редактуру,
корректуру, верстку и печать.
Одно занятие приходится на будний день, второе – на выходной. Выбор не
случайный. Занятие, выпадающее на выходной день, предполагает тщательную
домашнюю подготовку (именно на него выпадают основные формы контроля
знаний и обширный сбор материала для публикаций).
Планируемые результаты реализации программы
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы после освоения программы ожидаются следующие результаты. После
освоения программы обучающиеся
Будут знать

историю развития мировой и российской журналистики;

основные профессии в сфере журналистики;

виды печатных изданий

основы оформления газеты.

жанры журналистских работ.
Будут уметь:

работать с источниками информации;

написать материал различной тематики и жанров для периодической
печати.

оформить публикацию в специальной программе

выражать жизненную позицию через газетный материал;

работать в коллективе

выполнять функционал определенного специалиста газеты (по выбору).
Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной,
текущий и итоговый контроль. Входной контроль диагностирует имеющиеся у
обучающихся знания и умения. Он проводится в форме выполнения заданий, чтобы
определить уровень знаний и умений ребенка. В ходе текущего контроля
оценивается качество усвоения материала в течение учебного года путем
выполнения практических заданий, наблюдения и опроса. Итоговый контроль
осуществляется посредством проведения контрольного задания и выпуска газеты.
На каждого обучающегося оформляется карта наблюдения за результатами освоения

обучающимися
дополнительной
программы «Основы журналистики».

общеобразовательной

общеразвивающей

Оценочные материалы
Оценочные материалы представлены в виде таблицы ежегодного
мониторинга. Они позволяют проконтролировать каждый заявленный результат
обучения, измерить его и оценить (Приложение 1).
Учебный план Программы
№ тема
1

Вводное занятие (в том числе техника безопасности).

кол-во
часов
4

2

Тема 1. Газета, как общественный феномен. Телевидение.

13

3

Тема 2. Основы оформления газеты.

15

4

Тема 3. Методы сбора информации и их роль в журналистике. 20

5

Тема 4. Виды печатных изданий.

12

6

Тема 5. Жанры. Значение и специфика.

35

7

Тема 6. Работа над собственной газетой.

43

8

Итоговое занятие

2

ИТОГО: 144 часа.

Учебно-тематический план Программы
Тема

часы
всего

Формы контроля
теория практика

Вводное занятие (в том числе техника
безопасности) История журналистики
Тема 1. Газета как общественный
феномен. Телевидение.
Тема 2. Основы оформления газеты

4

2

2

Входной контроль,
собеседование,

13

4

8

Наблюдение, опрос

15

6

9

Тема 3. Методы сбора информации и их
роль в журналистике

20

8

12

тестирование,
творческие отчеты
тестирование,
собеседование

Тема 4. Виды печатных изданий
Тема 5. Жанры. Значение и специфика.
Тема 6. Работа над собственной газетой

12
35
43

5
13
18

7
22
25

Итоговое занятие

2

ИТОГО

144

2
56

88

тест
тестирование
Контрольное
задание
Итоговый контроль.
Творческие отчеты

Содержание учебного плана
Вводное занятие (в том числе техника безопасности). (4 часа)
Теория:
 Знакомство, постановка целей и задачей курса. Визуализация.
 История журналистики.
Входной контроль.
Тема 1. Газета, как общественный феномен. Телевидение. (13 часов)
Теория:
 Каковы причины возникновения газеты как средства распространения
информации;
 каковы предпосылки появления печатной газеты;
 где и когда появились первые газеты в Европе и России;
 каковы основные этапы истории возникновения и развития газеты.
 Телевидение: истоки, развитие, современность.
Практика:
Работа с газетами различной направленности и тематики. Знакомство со
структурой телевизионных программ. Специфика телеканалов.
Тема 2. Основы оформления газеты. (15 часов)
Теория:
 Постоянные элементы газеты;
 размерные элементы газеты;
 шрифтовое оформление текста газеты;
 эпиграф и иллюстративный материал в газете;
 газета и реклама: зачем это нужно.
Практика:
 Анализ основных элементов газеты: размер и размещение заголовков,
разделительные средства, служебные детали: колонтитул, входные сведения;
 работа с газетами различного формата: количество полос, число и формат
текстовых колонок, объем газеты;
 работа со шрифтами газеты: выделения в тексте, авторская подпись,
подпись к иллюстрации;
 принцип верстки газеты.
 Экскурсия в редакции газет «Трудовая Коряжма», «Котласский бумажник.
Илим», «Коряжемский муниципальный вестник».
Тема 3. Методы сбора информации и их роль в журналистике (20 часов)
Теория:
 Основные методы сбора информации: наблюдение, интервью, опрос,
анкета
Практика:
В практические занятия по данной теме входит отработка навыков работы с
основными методами сбора информации в журналистике: составление и обработка

анкет, проведение опросов на актуальные (выбранные самими детьми) темы,
пробное интервью.
Тема 4. Виды печатных изданий (12 часов)
Теория:
 Основные виды прессы: деловые издания, общественно - политические,
таблоиды ("желтая" пресса), специализированная пресса;
 понятия "тема" и "тематика" печатного издания;
 основные этапы написания текстов различных жанров;
 основные рекомендации по написанию текста статьи и подбору материала.
Практика:
 Выбор учащимися темы для написания своего исследования;
 составление подробного плана исследования;
 написание исследования согласно выбранной теме;
 редактирование получившегося.
 совместный выезд на задание с журналистами газеты «Трудовая
Коряжма».
Тема 5. Жанры. Значение и специфика. (35 часов)
Теория:
 Знакомство с основными жанрами журналистики: хроника, заметка,
зарисовка, отчет, репортаж, путевые заметки, пресс - релиз, мини - статья.
Практика:
В ходе практических занятий по данной теме учащиеся должны научиться
писать материалы в различных журналистских жанрах, разобранных на
теоретических занятиях.
Тема 6. Работа над собственной газетой. (40 часов)
Теория:
 Распределение ролей: корреспондент, фотокорреспондент, корректор,
верстальщик, дизайнер, выпускающий редактор, главный редактор.
 определение периодичности выхода газеты, ее названия, объема страниц,
рубрик.
Практика:
Сбор материала для газеты, его обработка, разработка дизайна оформления
газеты верстка, выпуск номеров газеты.
Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение результатов деятельности курса "Основы журналистики"
1 года. Зачет. Постановка планов и определение перспектив. Информация о
возможности продолжения изучения журналистики в курсе
«Основы
тележурналистики» (возрастная группа – 13-15 лет). Итоговый контроль.

Календарный учебный график
I полугодие – 18 учебных недель (72 часа)
II полугодие – 18 учебных недель (72 часа)
Месяц
сентябрь

дата. форма
занятия
занятие – игра,
консультация
блиц-опрос.

часы тема

сентябрь

лекция

4

сентябрь
октябрь

беседа,
практическая
работа

13

октябрьноябрь

беседа,
практическая
работа,
экскурсия

15

2

место
проведения
Знакомство, постановка целей и задачей курса. Объединение
«Журналистика»
ФДОД «ДДТ» МОУ «СОШ
№1»
(Набережная, 16), кабинет
32.
История журналистики.
Объединение
«Журналистика»
Тема 1. Газета, как общественный феномен. Объединение
«Журналистика»
Телевидение.
Каковы причины возникновения газеты как
средства распространения информации;
каковы предпосылки появления печатной
газеты;
где и когда появились первые газеты в Европе
и России;
каковы
основные
этапы
истории
возникновения и развития газеты.
Телевидение:
истоки,
развитие,
современность.
Практика:
Работа с газетами различной направленности и
тематики.
Знакомство
со
структурой
телевизионных
программ.
Специфика
телеканалов.
Объединение
Тема 2. Основы оформления газеты.
Постоянные элементы газеты;
«Журналистика»
размерные элементы газеты;
Редакции газет «Трудовая
шрифтовое оформление текста газеты;
Коряжма»,
«Котласский
эпиграф и иллюстративный материал в газете; бумажник. Илим» (Кирова,
газета и реклама: зачем это нужно.
24)
«Коряжемский

формы
контроля
Входной
контроль,
собеседование.

собеседование.
тестирование,
зачетные
занятия,
контрольные работы

тестирование,
творческие отчеты

декабрьянварь

беседа,
практическая
работа,
экскурсия

20

февраль

.

12

Практика:
Анализ основных элементов газеты: размер и
размещение
заголовков,
разделительные
средства, служебные детали: колонтитул,
входные сведения;
работа с газетами различного формата:
количество полос, число и формат текстовых
колонок, объем газеты;
работа со шрифтами газеты: выделения в
тексте, авторская подпись, подпись к
иллюстрации;
принцип верстки газеты.
Экскурсия в редакции газет «Трудовая
Коряжма», «Котласский бумажник. Илим»,
«Коряжемский муниципальный вестник».
Тема 3. Методы сбора информации и их
роль в журналистике
Основные
методы
сбора
информации:
наблюдение, интервью, опрос, анкета
Практика:
В практические занятия по данной теме
входит отработка навыков работы с
основными методами сбора информации в
журналистике: составление и обработка анкет,
проведение
опросов
на
актуальные
(выбранные самими детьми) темы, пробное
интервью.
Тема 4. Виды печатных изданий
Основные виды прессы: деловые издания,
общественно - политические, таблоиды
("желтая" пресса), специализированная пресса;
понятия "тема" и "тематика" печатного
издания;
основные этапы написания текстов различных
жанров;
основные рекомендации по написанию текста
статьи и подбору материала.

муниципальный вестник».
(Ломоносова, 3д)

Объединение
«Журналистика»,
города

тестирование,
улицы собеседование
зачетные занятия,
контрольные работы

Объединение
«Журналистика»
Редакции газет «Трудовая
Коряжма»,
«Котласский
бумажник. Илим» (Кирова,
24)

выполнение учебно –
исследовательских
работ,
Собеседование.
Зачет.

февральмарт

консультация
лекция

35

апрельмай

занятие – игра,
«летучка»,
Практическая
работа, беседа

43

май

беседа

4

Практика:
Выбор учащимися темы для написания своего
исследования;
составление подробного плана исследования;
написание исследования согласно выбранной
теме;
редактирование получившегося.
совместный выезд на задание с журналистами
газеты «Трудовая Коряжма».
Тема 5. Жанры. Значение и специфика.
Знакомство
с
основными
жанрами
журналистики: хроника, заметка, зарисовка,
отчет, репортаж, путевые заметки, пресс релиз, мини - статья.
Практика:
В ходе практических занятий по данной теме
учащиеся
должны
научиться
писать
материалы в различных журналистских
жанрах, разобранных на теоретических
занятиях.
Тема 6. Работа над собственной газетой.
Теория:
Распределение
ролей:
корреспондент,
фотокорреспондент, корректор, верстальщик,
дизайнер, выпускающий редактор, главный
редактор.
определение периодичности выхода газеты, ее
названия, объема страниц, рубрик.
Практика:
Сбор материала для газеты, его обработка,
разработка дизайна оформления газеты
верстка, выпуск номеров газеты.
Итоговое занятие

Объединение
«Журналистика»

тестирование

Объединение
«Журналистика»

Практическое
задание

Объединение
«Журналистика»

Итоговый контроль

Условия реализации Программы
Возможна реализация программы в очно-заочной и дистанционной форме.
Для отдельных обучающихся по данной программе возможна разработка
индивидуального образовательного маршрута.
Кадровое обеспечение программы
Педагог
дополнительного
образования
социально-педагогической
направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждѐн приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Реализовывать программу может педагог, имеющий
педагогическое
образование, образование в отрасли «Лингвистика», «Журналистика», обладающий
достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в
области журналистики, знающий возрастные особенности детей и владеющий
информационными технологиями.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий хорошо освещено и полностью соответствует
санитарно – гигиеническим требованиям.
По объему и размерам полезной площади соответствует числу обучающихся.
Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина
и правилам техники безопасности. На рабочих местах в кабинете для занятий
обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при
общем освещении помещений не ниже 600 лк.
Для успешной реализации программы создана соответствующая материально –
техническая база и методическое обеспечение. В учебном кабинете находится все
необходимое оборудование:
 Рабочие столы (парты),
 стулья,
 Классная доска;
 Письменный стол для преподавателя;
 Стул для преподавателя;
 Шкафы для хранения материалов, дидактических и методических материалов;
Кабинет так же оборудован специальными технические средствами обучения:
 интерактивная доска, проектор;
 компьютер в сборе для педагога (клавиатура, мышь, колонки) с выходом в
сеть INTERNET; компьютеры для детей (7 штук).
 фотоаппарат,
 принтер, сканер;
 магнитная доска
 программное обеспечение Office, Adobe InDesign.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Методическое обеспечение программы.
Учебно – методическая литература,
Дидактический материал (карточки, схемы)
Контрольный блок (Перечень критериев и показателей качества
образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и
диагностических методик)
Перечень и подборка журналов, других материалов из различных средств
массовой информации по журналистике.
Материалы, отражающие достижения обучающихся в детском объединении
(Портфолио детского объединения)
Вырезки из массовых изданий: «Трудовая Коряжма», «Котласский бумажник.
Илим», «Маяк», «Северная неделя», «Волна».
Годовые подшивки городской массовой газеты «Трудовая Коряжма»
Информационные стенды : Наши первые публикации
Рекомендации по созданию грамотных текстов для различных медиа

Список информационных ресурсов
Для педагога:
1. Кузьмина, Н.А. Современный медиатекст: учебное пособие [Электронный
ресурс] / Н. А. Кузьмина. - Омск, 2011. - 414 с. - Режим доступа:
http://medialing.spbu.ru;
2. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / С.М.
Гуревич. - режим доступа: https://www.twirpx.com.
3. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник [Текст] / В.В. Ворошилов. - СПб.:
изд - во Михайлова В. А, 2000. - 360 с.
4. Журнал «Журналист» [Электронный ресурс] jrnlst.ru
5. Арсений Матыцин. «Я – верстальщик. Веб – верстальщик». [Электронный
ресурс]
6. Аркадий Мильчин. «Методика редактирования текста». [Электронный
ресурс]
7. Ирина Голуб «Стилистика русского языка». [Электронный ресурс]
Сайт «Культура письменной речи. Русский язык и литература». [Электронный
ресурс]
Для воспитанников:
1. Тимур Аникин. «100 вопросов про твой текст. Конструктор для сборки
внутреннего редактора». [Электронный ресурс]
2. Дейниченко, В. В. Самое главное о юной прессе или как стать юнкором / В.
В. Дейниченко; ред. Н. Н. Мельникова. – Тула: Инфра, 2008. – 181 с. – 100 экз.
3. Информационный портал для молодых журналистов [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://yojo.ru.

4. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского
литературного языка / Н.Н. Соловьева. – М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО
«Издательство «Мир и Образование», 2009. – 128 с.
5. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская
Энциклопедия, 1983. – 1600 с.
6. Романовский, И.И. Масс Медиа. Словарь терминов и понятий / Под. ред.
В.Г. Маковеева. – М.: Издание Союза журналистов России, 2004. – 380 с.
7. Максим Ильяхов и Людмила Сарычева. «Пиши, сокращай. Как создавать
сильный текст». [Электронный ресурс]
8. Яна Левенцева. Курс по мобильной обработке фотографий. [Электронный
ресурс]
9. Ягер Джен. Писателями не рождаются. «Как писать успешные тексты – от
деловых писем до книг и статей». [Электронный ресурс]
10. Образовательный журнал «Текстология» [Электронный ресурс]
11. Нора Галь. «Слово живое и мертвое». [Электронный ресурс]
12. Газеты: «Трудовая Коряжма», «Котласский бумажник. Илим»,
«Коряжемский муниципальный вестник» (бумажные и электронные версии, сайты и
страницы в социальной сети «Вконтакте»).
Для родителей:
1. Авдеенко, Е.А. Переходный возраст / Е.А. Авдеенко – Москва: Русский
Хронограф, 2000. – 179 с.
2. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.– Москва:
Гардарики, 2005. – 349 с.
Интернет-источники
jrnlst.ru
http://gramma.ru/
http://yojo.ru/
http://www.textologia.ru/
https://slovaronline.com/
https://gufo.me/
https://tk-online.ru/
https://vk.com/koryazhmatv
http://www.oshibok-net.ru
http://journalisti.ru/
Gufo.me — словари и энциклопедииgufo.me

Оценочные материалы
Тест для определения усвоения теоретического и практического
материала программы
1. Журналистика – это…
А. Наука о журналистах
Б. Область научно - практической деятельности
В. Вид деятельности по подготовке и доведению до потребителя информации.
Г. Сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства
массовой информации.
2. Журналист – это…
А. Человек, который пишет статьи в газету.
Б. Лицо, которое доводит до потребителя информацию.
В. Человек, который является посредником между читателем и информацией.
Г. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой
сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.
3. Лид – это…
А. Маленький рассказ.
Б. Первый абзац публикации.
В. Метод сбора информации.
Г. Последний абзац публикации.
4. Желтая пресса – это…
А. Газета желтого цвета
Б. Газета, информация в которой основана на слухах и сплетнях.
В. Самая качественная пресса.
Г. Пресса для домохозяек.
5. Закон о СМИ регулирует
А. Отношения между изданиями и массовой аудиторией.
Б. Отношения между журналистами.
В. Отношения между разными СМИ.
Г. Отношения между журналистом и читателем газеты.
6. Этические нормы и кодексы журналистского поведения
А. Это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде
моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения
журналиста.
Б. Это свод законов и правил поведения журналиста, закрепленные законом.
В. Это международный закон о журналистах.
Г. Это необязательное соблюдение норм.
7. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был
разработан
А. В 1984 году
Б. В 1894 году
В. В 1991 году
Г. В 2004 году
8. К основным методам исследования аудитории относится:

А. Наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование.
Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.
В. Наблюдение, опрос, работа с документами.
Г. Наблюдение, тестирование, работа с документами.
9. Форма диалога присутствует в журналистском жанре:
А. интервью
Б. отчета
В. заметки
10. К исследовательско — образным жанрам журналистики относится:
А. памфлет
Б. эссе
В. статья
11. День свободной прессы в РФ отмечается:
А. 22 января
Б. 13 января
В. 3 января
12. Информационное сообщение о событии или мероприятии — это:
А. очерк
Б. отчет
В. эссе
13. Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для:
А. репортажа
Б. корреспонденции
В. фельетона
14. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на
создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их
базовые потребности и интересы – это:
А. Информационная политика
Б. Информационная функция журналистики
В. Коммуникативная функция журналистики
15. Укажите основные отличительные черты газеты, которые выделяют
ее среди прочих печатных изданий.
А. Актуальность, периодичность, публичность, универсальность
Б. Тематическая направленность, периодичность, системность
В. Публичность, платность, хронологичность, универсальность.
16. Напишите подборку информаций (укажите в тексте признаки
информационных жанров).
17. Напишите репортаж.
18. Напишите зарисовку.
19. Составьте вопросы для интервью.
20. Составьте вопросы для беседы (укажите отличия от жанра интервью).
Подведение итогов:
90 – 100 % правильных ответов - высокий уровень
80 – 60 - средний уровень
50 – 40 - низкий уровень.

Показатели мониторинга образовательной деятельности обучающихся в
объединении «Журналистика» по программе «Основы журналистики»
Ф.И.О

История Жанры
Структура
журнали журналистики газеты, ее
стики
оформление

Написание
материалов

Оценка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».